«Дух и тело». Запретная йога с Дмитрием Угаем. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 6.66M)

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Дух и тело

(2017 год. Гупта Говардхан)

 

Интервьюер: Есть сознание, есть тело. А как йога рассматривает сознание и как йога рассматривает тело?

#00:00:18#

Шрила Данди Махарадж: Если говорить о сознании, самая простая метафора, которую можно привести, — это земля и небо. Есть мир земли и мир неба. Из физики мы знаем, что небо — это не то, что где-то вверху, оно повсюду. Т. е. здесь сейчас тоже есть небо. Просто небо пронизывает всю землю насквозь, земля пронизана небом. И что такое небо? Небо существовало до того, как земля появилась, оно существует сейчас, когда есть земля, и потом, когда уже не будет никакой земли, небо будет существовать.

#00:00:57#

Интервьюер: Т. е. небо в данном случае — это сознание?

Шрила Данди Махарадж: Да. А земля — это материя. Небо порождает землю, дает ей существование. И затем, когда земля уничтожается полностью, небо все равно существует. Земля как бы рассеивается в небе. В этом смысле подлинно существует именно небо, именно дух. «Дух» и «сознание» — это синонимы. Дух подлинно существует. А материя, то, что нас окружает, обладает только условным существованием. Это частичное, неполное проявление неба. А на самом деле существует только небо. И мы сами по себе — частицы неба. Наше тело с руками, ногами, кожей, волосами — это всего лишь маленькое, очень незначительное, временное проявление нашей жизни. По сравнению с тем нашим настоящим «я», которое относится к миру сознания, наше существование в теле подобно вспышке молнии, т. е. длится очень короткий промежуток времени.

#00:02:01#

Интервьюер: А каким образом эта земля происходит из этого неба? Т. е. каким образом материальный мир происходит из сознания?

Шрила Данди Махарадж: Это нечто вроде эволюции.

Интервьюер: Т. е. как у Дарвина?

#00:02:22#

Шрила Данди Махарадж: Как у Дарвина, только наоборот. У Дарвина из примитивных, грубых материальных элементов происходит тонкое сознание. А в йоге все наоборот: из духовных, тонких элементов сознания происходят элементы материи. Т. е. эволюция все равно существует. Безусловно, все развивается.

#00:02:45#

Но первичной реальностью является дух, сознание. А материя является вторичной реальностью. Дух или сознание на какое-то время покрывается материальными элементами. Каким образом дух покрывается материей? Может ли небо покрыться землей? Нет, оно не может покрыться землей. Небо, конечно, не может покрыться землей. Но вы можете взять часть неба и сделать, например, кувшин. В кувшине, закрытом пробкой, есть небольшая часть неба. Мир сознания не однороден. Есть небо, высшее сознание, и есть маленькое сознание. Маленькое сознание, частица высшего духа, может покрыться материей. Но прежде, чем дух станет материей, он проходит сначала через стадию эволюции тонкого мира. Сначала появляется [такие материальные элементы, как] интеллект, ум, эго. И затем, при дальнейшей эволюции нашего эгоистического сознания, постепенно проявляются уже грубые элементы.

#00:03:55#

Интервьюер: Что такое эго по-настоящему?

Шрила Данди Махарадж: Мы говорим, что наше внутреннее «я» может путешествовать по трем мирам. Есть мир эксплуатации [материи], мир отречения [от материи] и мир бескорыстной преданности [Богу]. Наше внутреннее «я» может путешествовать.

#00:04:15#

Интервьюер: Эго — это наше внутреннее «я»?

Шрила Данди Махарадж: Это наше внутреннее «я» в самом своем некрасивом состоянии, в самом своем «замерзшем» состоянии. Это сравнивается с тем, что вода может замерзнуть и стать льдом. Как у Андерсена в «Снежной королеве»: сердце Кая замерзло и превратилось в ледышку. Но быть замерзшим — это не подлинное его состояние. Просто он на какое-то время замерз. Замерзшее наше «я» — это эго. Оно покрывается такой аханкарой: «я», «мне», «мое», т. е. я считаю себя господином, повелителем мира, который я вижу. Мне приходится в этом мире как-то себя проявить, поэтому мне в этом мире нужна какая-то своя «аватарка», какой-то свой персонаж, профиль. И этот профиль — это и есть это кожаное тело, которое мне дается. И я при помощи этого тела пытаюсь удовлетворить свои чисто духовные интересы. Хотя на самом деле мой настоящий голод, моя настоящая жажда не могут быть удовлетворены этим телом. Каждый раз, когда я кладу в свой рот кусочек пирога, жую его, начинает работать моя пищеварительная система. По моим сосудам, по моим органам бегут разные молекулы. А сам я смотрю на это со стороны. Как оператор [дух], который сидит за пультом [телом], по которому бегают разные цветные огоньки. Но я сам — не этот пульт [не это тело].

#00:05:59#

Считать себя этим пультом, этим роботом, которым я управляю, — это абсолютное сумасшествие. Когда этот робот кладет в рот пирожок, жует его и глотает, я сам не получаю от этого никакого удовлетворения. Настоящий «я» не получает от этого никакого удовлетворения. Получает его оно (тело). И поскольку я себя с ним отождествляю, я пытаюсь этим насладиться. Но проблема в том, что я настоящий никакого отношения к этому не имею. Мое настоящее «я» питается только духом, только сознанием.

#00:06:37#

Каким образом действовать как духовное существо? Нужно свои мысли, свои чувства погрузить в духовную деятельность под руководством духовного учителя, принимая ту практику, которую он дает. Нужно отдать себя этому. В процессе этой практики вы почувствуете глубокие изменения внутри себя. То, что это происходит, — это факт. Наше «я» становится тем, что оно есть по своей природе, т. е. любящим существом, которое исполнено духа самопожертвования, которое исполнено любви и преданности, которое исполнено абсолютного бескорыстия, абсолютного совершенства и стремления ко все большему и большему совершенству и погружению в мир совершенства, в мир служения.

#00:07:22#

На самом деле мы сами сотворили этот материальный мир своим собственным отношением к жизни, своим сознанием. Но по большому счету ничего материального нет. Нам кажется что-то материальным только потому, что наше сознание материально. Наше сознание погружено в наши привязанности к этому миру. Мы считаем себя повелителями, хозяевами этого мира. Тогда мы считаем его материальным. Это подобно тому, как вор украл из банка большую сумму денег и объявил ее своей собственностью. Но это же не его собственность, она принадлежит государству. Точно так же все, что у нас есть, принадлежит Кришне, это Его собственность. И если мы к этому относимся бережно, как к тому, что Он нам выделил во временное пользование, для того чтобы Ему служить, тогда у нас нет ничего материального в жизни. Все может быть духовным, все можно одухотворить. Все можно подчинить духовным целям, абсолютно все, что у нас есть.

#00:08:21#

Самый главный шаг мы делаем внутри себя: отказ от эгоизма и замена этой позиции эгоизма на позицию любви, преданности, самопожертвования. Нужно пытаться найти в глубине своего сердца свое настоящее «я», свои вечные взаимоотношения с Кришной. Тогда ничто материальное не сможет нас отвлечь от этой цели. И все, что мы делаем в йоге, мы делаем прежде всего в своем сознании. Мы работаем со своим сознанием. Йога — это техника, путь, который работает прежде всего с нашим сознанием. Мы должны измениться внутренне. Это очень важно — измениться внутренне. Мы изменяем свое сознание — оно из сознания материалиста, из сознания эгоиста становится сознанием слуги, становится сознанием преданного [Бога]. Внешне менять, как правило, ничего не нужно. Если какие-то внешние изменения нужны, они сами собой произойдут. Но йога — это не внешний путь, это путь культивации внутреннего состояния сознания. Суть в том, чтобы перестать быть эгоистами. Если у нас это получилось, то мы и в пиджаке, и в рясе, и в сари все равно останемся слугами высшего начала, Его вечными спутниками, останемся духовными существами.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Личный духовный поиск». Запретная йога с Дмитрием Угаем. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» (часть 1). Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур. Аудиокнига  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Дух и тело

(2017 год. Гупта Говардхан)

 

Интервьюер: Есть сознание, есть тело. А как йога рассматривает сознание и как йога рассматривает тело?

#00:00:18#

Шрила Данди Махарадж: Если говорить о сознании, самая простая метафора, которую можно привести, — это земля и небо. Есть мир земли и мир неба. Из физики мы знаем, что небо — это не то, что где-то вверху, оно повсюду. Т. е. здесь сейчас тоже есть небо. Просто небо пронизывает всю землю насквозь, земля пронизана небом. И что такое небо? Небо существовало до того, как земля появилась, оно существует сейчас, когда есть земля, и потом, когда уже не будет никакой земли, небо будет существовать.

#00:00:57#

Интервьюер: Т. е. небо в данном случае — это сознание?

Шрила Данди Махарадж: Да. А земля — это материя. Небо порождает землю, дает ей существование. И затем, когда земля уничтожается полностью, небо все равно существует. Земля как бы рассеивается в небе. В этом смысле подлинно существует именно небо, именно дух. «Дух» и «сознание» — это синонимы. Дух подлинно существует. А материя, то, что нас окружает, обладает только условным существованием. Это частичное, неполное проявление неба. А на самом деле существует только небо. И мы сами по себе — частицы неба. Наше тело с руками, ногами, кожей, волосами — это всего лишь маленькое, очень незначительное, временное проявление нашей жизни. По сравнению с тем нашим настоящим «я», которое относится к миру сознания, наше существование в теле подобно вспышке молнии, т. е. длится очень короткий промежуток времени.

#00:02:01#

Интервьюер: А каким образом эта земля происходит из этого неба? Т. е. каким образом материальный мир происходит из сознания?

Шрила Данди Махарадж: Это нечто вроде эволюции.

Интервьюер: Т. е. как у Дарвина?

#00:02:22#

Шрила Данди Махарадж: Как у Дарвина, только наоборот. У Дарвина из примитивных, грубых материальных элементов происходит тонкое сознание. А в йоге все наоборот: из духовных, тонких элементов сознания происходят элементы материи. Т. е. эволюция все равно существует. Безусловно, все развивается.

#00:02:45#

Но первичной реальностью является дух, сознание. А материя является вторичной реальностью. Дух или сознание на какое-то время покрывается материальными элементами. Каким образом дух покрывается материей? Может ли небо покрыться землей? Нет, оно не может покрыться землей. Небо, конечно, не может покрыться землей. Но вы можете взять часть неба и сделать, например, кувшин. В кувшине, закрытом пробкой, есть небольшая часть неба. Мир сознания не однороден. Есть небо, высшее сознание, и есть маленькое сознание. Маленькое сознание, частица высшего духа, может покрыться материей. Но прежде, чем дух станет материей, он проходит сначала через стадию эволюции тонкого мира. Сначала появляется [такие материальные элементы, как] интеллект, ум, эго. И затем, при дальнейшей эволюции нашего эгоистического сознания, постепенно проявляются уже грубые элементы.

#00:03:55#

Интервьюер: Что такое эго по-настоящему?

Шрила Данди Махарадж: Мы говорим, что наше внутреннее «я» может путешествовать по трем мирам. Есть мир эксплуатации [материи], мир отречения [от материи] и мир бескорыстной преданности [Богу]. Наше внутреннее «я» может путешествовать.

#00:04:15#

Интервьюер: Эго — это наше внутреннее «я»?

Шрила Данди Махарадж: Это наше внутреннее «я» в самом своем некрасивом состоянии, в самом своем «замерзшем» состоянии. Это сравнивается с тем, что вода может замерзнуть и стать льдом. Как у Андерсена в «Снежной королеве»: сердце Кая замерзло и превратилось в ледышку. Но быть замерзшим — это не подлинное его состояние. Просто он на какое-то время замерз. Замерзшее наше «я» — это эго. Оно покрывается такой аханкарой: «я», «мне», «мое», т. е. я считаю себя господином, повелителем мира, который я вижу. Мне приходится в этом мире как-то себя проявить, поэтому мне в этом мире нужна какая-то своя «аватарка», какой-то свой персонаж, профиль. И этот профиль — это и есть это кожаное тело, которое мне дается. И я при помощи этого тела пытаюсь удовлетворить свои чисто духовные интересы. Хотя на самом деле мой настоящий голод, моя настоящая жажда не могут быть удовлетворены этим телом. Каждый раз, когда я кладу в свой рот кусочек пирога, жую его, начинает работать моя пищеварительная система. По моим сосудам, по моим органам бегут разные молекулы. А сам я смотрю на это со стороны. Как оператор [дух], который сидит за пультом [телом], по которому бегают разные цветные огоньки. Но я сам — не этот пульт [не это тело].

#00:05:59#

Считать себя этим пультом, этим роботом, которым я управляю, — это абсолютное сумасшествие. Когда этот робот кладет в рот пирожок, жует его и глотает, я сам не получаю от этого никакого удовлетворения. Настоящий «я» не получает от этого никакого удовлетворения. Получает его оно (тело). И поскольку я себя с ним отождествляю, я пытаюсь этим насладиться. Но проблема в том, что я настоящий никакого отношения к этому не имею. Мое настоящее «я» питается только духом, только сознанием.

#00:06:37#

Каким образом действовать как духовное существо? Нужно свои мысли, свои чувства погрузить в духовную деятельность под руководством духовного учителя, принимая ту практику, которую он дает. Нужно отдать себя этому. В процессе этой практики вы почувствуете глубокие изменения внутри себя. То, что это происходит, — это факт. Наше «я» становится тем, что оно есть по своей природе, т. е. любящим существом, которое исполнено духа самопожертвования, которое исполнено любви и преданности, которое исполнено абсолютного бескорыстия, абсолютного совершенства и стремления ко все большему и большему совершенству и погружению в мир совершенства, в мир служения.

#00:07:22#

На самом деле мы сами сотворили этот материальный мир своим собственным отношением к жизни, своим сознанием. Но по большому счету ничего материального нет. Нам кажется что-то материальным только потому, что наше сознание материально. Наше сознание погружено в наши привязанности к этому миру. Мы считаем себя повелителями, хозяевами этого мира. Тогда мы считаем его материальным. Это подобно тому, как вор украл из банка большую сумму денег и объявил ее своей собственностью. Но это же не его собственность, она принадлежит государству. Точно так же все, что у нас есть, принадлежит Кришне, это Его собственность. И если мы к этому относимся бережно, как к тому, что Он нам выделил во временное пользование, для того чтобы Ему служить, тогда у нас нет ничего материального в жизни. Все может быть духовным, все можно одухотворить. Все можно подчинить духовным целям, абсолютно все, что у нас есть.

#00:08:21#

Самый главный шаг мы делаем внутри себя: отказ от эгоизма и замена этой позиции эгоизма на позицию любви, преданности, самопожертвования. Нужно пытаться найти в глубине своего сердца свое настоящее «я», свои вечные взаимоотношения с Кришной. Тогда ничто материальное не сможет нас отвлечь от этой цели. И все, что мы делаем в йоге, мы делаем прежде всего в своем сознании. Мы работаем со своим сознанием. Йога — это техника, путь, который работает прежде всего с нашим сознанием. Мы должны измениться внутренне. Это очень важно — измениться внутренне. Мы изменяем свое сознание — оно из сознания материалиста, из сознания эгоиста становится сознанием слуги, становится сознанием преданного [Бога]. Внешне менять, как правило, ничего не нужно. Если какие-то внешние изменения нужны, они сами собой произойдут. Но йога — это не внешний путь, это путь культивации внутреннего состояния сознания. Суть в том, чтобы перестать быть эгоистами. Если у нас это получилось, то мы и в пиджаке, и в рясе, и в сари все равно останемся слугами высшего начала, Его вечными спутниками, останемся духовными существами.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования