«По Достоевскому». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

По Достоевскому

(5 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил: лучше меньше, но лучше, чем больше, но хуже. Часто говорят: сознание Кришны для всех, все должны прийти в сознание Кришны... Это так. Но Шрила Шридхар Махарадж сформулировал идею сознания Кришны, он сказал: welcome, no admission, «добро пожаловать, входа нет».

С одной стороны, «добро пожаловать»: каждый человек готов принести себя в жертву высшей истине. Недавно у нас как раз фильм был на эту тему: кто принесет себя в жертву? Оказывается, когда речь идет о том, кто хочет принести себя в жертву, ряды резко редеют. И что такое жертва? Жертва — это взять на себя какую-то ответственность, служение. Как наш Ананда Мой Прабху, который замечательно поет. За последние двенадцать лет он не пропустил ни одной утренней службы. Каждый день в четыре часа. Три дня на алтаре легко, прийти в храм и от вдохновения попеть разок, получить заряд бодрости. Но когда на алтаре ты проводишь где-то двенадцать часов в день, и вся твоя жизнь построена вокруг служения, иногда бывает так, что ты болеешь, и не хочется, и нет сил, и лень... Нужно просто превзойти свои слабости, пороки. Это называется подвижничество. 

#00:01:29#

Сегодня, когда мы говорили о нашем абхазском центре, Нава Кришна Прабху, лидер нашего абхазского центра, спросил: «Какие планы на Абхазию?» Я сказал: «Очень просто. В Абхазии есть Новый Афон, там были подвижники-монахи. Нам нужно создать вайшнавский Новый Афон. Поскольку у тебя есть склонность к подвижничеству, ты должен создать его. Там же убили многих святых?» Он говорит: «Да». Я говорю: «Ну вот. Прекрасно. Надо сначала как можно больше святых — а там посмотрим, как договориться с местными жителями. Но вроде как местные жители к Харе Кришна хорошо относятся».

Возникает вопрос: действительно, какие мы поставили себе цели? У нас раньше разные проекты были в миссии: фестиваль Этнолайф, соревнование по танцам. Там очень много людей можно пригласить потанцевать, порадоваться. Но когда мы говорим: «Ваша задача — сначала стать святыми», они говорят: «А что это такое? Это что, когда тебе деньги <жертвуют> и поклоняются?» А ты говоришь: нет. Как Шрила Шридхар Махарадж сказал: тот, кто хочет жить духовной жизнью, должен привыкнуть есть дал (дал — это очень простая пища) и слушать гал (упреки). Дал и гал.

#00:02:48#

Поэтому, если ты хочешь идти по пусти святости, будь готов к тому, что у тебя все будет очень просто. А упреки — это не значит, что в твоей духовной жизни ты лишишься упреков. Ты должен научиться терпеть. Ты можешь терпеть упреки жены, конечно, или упреки работников, — все равно кто-то тебя будет упрекать, в глаза или за глаза — но если ты научишься терпеть упреки преданных...

Например, Виджай Раман говорит: три года назад нужно было построить перила. Он дал задачу Макхончору построить их прямо сейчас. Макхончор поскрипел-поскрипел сварочным аппаратом, и видите — уже перила почти выросли. Макхончор сказал: команды адмирала никто не может отменить. Действительно, нам нужно было сделать эти перила. Макхончору, может быть, пришлось выслушать много упреков. Но Бхактивинод Тхакур говорит: те, кто меня хвалят, — мои враги. На самом деле, мои настоящие друзья — это те, кто меня ругают. Сократ сказал: «Афиняне, когда вы меня казните, у вас будет одна проблема: вас никто не будет упрекать. Это значит, что вы потеряете ощущение реальности».

#00:04:05#

Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь означает находиться в реальности. Мы с вами привыкли впадать в иллюзию. Мы привыкли считать себя лучше, чем мы есть на самом деле, а других — хуже, чем они есть на самом деле. Мы привыкли сами себе ставить оценки, чего ни в одной школе не делают. В школе учитель же не говорит там: «Так, ребята, возьмите свои тетрадки, проверьте свои диктанты и сами поставьте себе оценки».

Помню, у меня был такой случай. На одном диктанте я думал: ну, наверное, тройка точно будет — а получил я кол с минусом. Сорок шесть ошибок. Такой жирный кол <нарисовала> учительница. Я понял, что она могла быть более снисходительна. Но когда я гордо сказал ей: «Ну, на тройку, надеюсь, потянет?», она сказала: «На кол с минусом!» Потом подумала и сказала: «Я бы тебе поставила ноль с минусом, но ноль — это слишком нейтральное отношение. Кол с минусом,» — она сказала оскорбительно. Я понял, что до такой степени я знаю прекрасно русский язык, что, по крайней мере, я первый. Единица. Понятно, что больное сознание все равно будет искать самомотивацию.

#00:05:30#

Почему мы изучаем Бхагавад-гиту, вайшнавскую библию? Сама по себе Бхагавад-гита раскрывает только принципы духовной жизни. Более глубоко и в чистой форме принципы раскрыты в вайшнавских писаниях, в комментариях на комментарии, в Чайтанья-чаритамрите, Чайтанья Бхагавате, Шримад-Бхагаватам. Но в Бхагавад-гите мы увидим основу принципов духовной жизни.

Основа духовной жизни построена на исполнении долга. И вопрос не в том, что я напоминаю вам об этом. Вопрос в том, что Кришна призывает нас в писаниях помнить об этом постоянно. На поле битвы Курукшетра Бхишма сказал Юдхиштхире прекрасную шлоку: «долг никому не должен». Часто люди говорят: вот, я прожил столько-то в храме, и ничего не заработал. Ему говорят: долг никому не должен, ты отдал свою энергию Господу.

#00:06:53#

Если ты думаешь, что так легко отдать свою энергию Господу, то вспомни историю <из жизни> Шрилы Шридхара Махараджа. Когда он проповедовал в Южной Индии, он встретился с великим профессором, богословом. Когда Шрила Шридхар Махарадж давал лекцию, профессор был в восторге от его заключеий и знания священных писаний. В конечном итоге, профессор-богослов знал очень много цитат, и они, так сказать, нашли общий язык. Шрила Шридхар Махарадж искренне сказал ему: «Вы такой пожилой человек, за свою жизнь вы столь глубоко изучили санскрит, вы знаете священные писания. Скажите, почему бы вам не следовать наставлениям Кришны и не предаться?» И профессор сказал: «О нет-нет, сынок. Не думай, что это так легко. Не думай, что это так легко — знать санскрит, знать священные писания, и при этом предаться». Он сказал: «Чтобы Кришна принял тебя, чтобы ты предался, нужно еще, чтобы Кришна этого захотел».

Профессор показал Шриле Шридхару Махараджу: это никогда не односторонняя связь. Всегда связь приходит свыше. Она приходит не тогда, когда нам этого хочется — «Ну-ка, Кришна, давай быстренько!» — Нет. Принцип будет другой: Господь явит Себя тогда, когда Он пожелает.

#00:08:15#

В Шримад-Бхагаватам и в других священных писаниях, в историях великих святых мы увидим, что порой они потратили целую жизнь, и, может быть, не одну жизнь, чтобы получить даршан Господа. Это не так, что: «Я каждый день хожу на даршан Господа, а тут какой-то там Джада Бхарата потратил три жизни. Что ж он мне не позвонил-то? Я бы его отвел в Лахту». Нам очень трудно понять, что такое даршан Господа. Наши учителя сказали: мы приходим сюда не для того, чтобы увидеть Господа. Хотя Он прекрасно одет, великолепно выглядит, мы заботимся о Нем, мы должны задать себе критический вопрос: каковы наши глаза, каково наше восприятие, до какой степени мы обладаем способностью увидеть Безграничное? Мы скажем: да, архитектура красивая, наряды прекрасные. Но увидеть Безграничное в своей трансцендентной форме.... Еще не достаточно.

Шрила Госвами Махарадж сказал замечательную вещь: глаза имеют ценность в соответствии со светом. Если бы не было света, глаза были бы не нужны. Удивительная вещь, но в океане на глубине две-три тысячи метров вы найдете рыб без глаз. Любой дарвинист скажет: там не нужны глаза для выживания. Глаза нужны только тогда, когда есть свет. Способность восприятия Божественного — это не односторонняя связь. Мы приходим, чтобы Господь нас увидел, и Господь являет нам Свой даршан. Он бросает Свой милостивый взгляд, Он всегда смотрит.
Удивительно, иногда я думаю: все эти прекрасные корабли плывут мимо, и представляете, все, кто попадают в Петербург на этих кораблях, проплывают мимо Господа, мимо Его храма, и Господь, как маяк, бросает Свой даршан, бросает Свой взгляд, и ничто не может устоять перед Его взглядом. Но сколь удачливы те души, которые пришли к Нему, чтобы предложить Ему воду, цветы, свое сердце. Несколько другая ситуация.

#00:10:41#

Поэтому здесь, в этом храме, мы проводим вайшнавский фестиваль, чтобы обрести милость Господа. Мы все нуждаемся в милости. Блаженны нищие духом. Нищие — это кто? Нищий — это тот, кто нуждается. Кто-то говорит:
— У меня все хорошо.
— Вы читали..?
— Я читал.
— А...
— Это тоже читал. — Такой человек не может быть истинным страждущим. Для того, чтобы отведать вкусное блюдо, необходим здоровый голод. Здоровый голод — это условие того, что вкусное станет вкусным. Иногда, когда мы пропостились целый день в экадаши, корка хлеба ощущается совершенно по-другому. Если же мы пресыщены, так сказать, своей самостью, то мы не можем ощутить никаких духовных истин.

#00:11:37#

Поэтому, наверное, те, кто приехал сюда из регионов, из других центров, где нет возможности посещать такой храм, принесли с собой даже еще больше энтузиазма. И это очень ценно, потому что мы смотрим через них, через новые глаза. Мы уже привыкли, что храм — это наш храм. Но, на самом деле, мы помним, когда не было этого храма. Мы мечтали о нем. Сейчас мы уже привыкли, немножко уже так разожрались. Стали такими трансцедентными... Но когда-то мы не были такими трансцендентными. Когда-то мы мечтали о том, что у нас должен быть свой храм. У нас не было такой идеи, что мы можем сидеть где-то, петь, слушать, что мы сами станем проповедниками, махараджами. Для нас приезд Гурудева был невероятным событием в жизни, потому что мы понимали, что Гурудев, что-то высшее, едет к нам. Поэтому для тех, кто сейчас находится на этой стадии энтузиазма, — это очень ценная стадия на самом деле. Мы не можем злоупотребить этими чувствами.

#00:12:48#

Потому что все в этом мире приедается. Мы склонны все низводить на свой собственный уровень. Это наша склонность. Мы склонны привести сознание Кришны к чисто украинскому вопросу: «А шо мені за це буде?», т. е. что я с этого поимею? Я говорю это не в укор нашим братьям, это просто обычная ситуация. Если вы мне что-то предлагаете, «шо мені за це буде»? Но тебе будет за это то, что ты не сможешь даже оценить. Нет категории. Нет категории, нет способности оценить сознание Кришны. Если бы могли с вами оценить бессмертие, красоту, вечные отношения с Высшим началом... Невозможно оценить. Никакой рулетки нашего ума не хватит.

Мать Яшода пыталась связать Кришну веревкой, и все время не хватало два пальца. Это мать Яшода. По крайней мере, у нее была возможность испытать счастье взаимоотношений с Господом. Мы же пока находимся на очень удаленном расстоянии от идеи самой, как таковой.

Пока что мы находимся в неком сомнении. Мы говорим: «У меня еще, в принципе, в мире смерти, на этом тонущем корабле Титаник, в моей комнате, лежит что-то очень красивое или вкусное, тарелка. Мой чай еще не остыл... Не вернуться ли мне на Титаник?» — а он, как бы, уже тонет.

#00:14:32#

Шрила Говинда Махарадж однажды прекрасно процитировал историю из Махабхараты. Когда Якша задал Махараджу Юдхиштхире вопрос: «Каково главное чудо?» Юдхиштхира ответил: «Главное чудо в том, что в этом мире все идут к неизбежной смерти...»

Один преданный мне сказал: «У нас в Абхазии очень хорошо проповедовать на похоронах». Живут абхазы, раз — кто-то крякнул. А там род — две тысячи человек. Все собрались, и все заплакали. Ты можешь задать вопрос: «А вы что, думали, что дедушка будет жить вечно? Горец, живет высоко в горах, дышит свежим воздухом, кушает урюк?» И вот тогда ты говоришь им: «Посмотрите...»

Но это временное просветление (я забыл, как это на санскрите называется). Почему временное просветление? Когда ты потерял деньги, ты почувствовал их ценность. Когда ты потерял кого-то близкого, к тебе пришло временное просветление, ты находишься под этим временным просветлением. В силу ситуации, это может длиться от пяти минут, в зависимости от того, кого мы потеряли. Потерять бабушку или дедушку — это великая утрата, но потерять сына, дочь, мужа или какого-то близкого, любимого человека — это горе. Но Шримад-Бхагаватам построен на том, что человека ставят время от времени в драматическую ситуацию, и тогда каждый говорит: я должен буду с этим соприкоснуться в этой жизни.

#00:16:06#

Речь идет не только о том, что я потеряю кого-то и буду плакать. Придет какой-то момент в жизни, когда я потеряю свое собственное тело, и все, что я обрел в связи с этим телом — паспорт, кредитные карточки, имущество, друзья и близкие — все это уйдет. Ничего не будет. Мы абсолютно не помним, кем мы были в прошлых жизнях. Есть основания предполагать, что муж был женой, жена была мужем. Нет основания предполагать, что тот, кто был царем, не родился слугой своего слуги.
Такова карма. Из священных писаний мы поймем, что если ты над кем-то смеешься — ты рождаешься зависимым от него, великие астрологи рождаются слепыми, великие доктора — больными... Ошибки неизбежны, оскорбления тоже неизбежны. Ведическая онтология говорит: почему с хорошими людьми происходят плохие вещи? Вы склонны в этом копаться, но помните о том, что на протяжении сотен тысяч жизней, в каждой жизни мы что-то совершали.

#00:17:20#

В Махабхарате мы читаем: они были Васу, потом они были прокляты и должны были родиться, потом умереть, потом тебя убьет этот, убьет тот — показан спектр жизней великих личностей. И в спектре жизней великих личностей мы можем увидеть: за что прокляты были великие? Как великие упали? Понимаете, основная задача драматургии не состоит в том, что те, кто достиг великого положения, не падают. Именно Индра, Брахма и Шива время от времени попадают в странные ситуации. Глупо думать, что мы с вами не попадем в странные ситуации. Кто-то подошел ко мне и говорит: «Вы знаете, у меня проблемы с моим телом, с моей природой женской, с моим вожделением...» — я хотел сказать: «Знаете, у господа Брахмы были те же самые проблемы». «Как? Он же изначальный Гуру нашей сампрадаи?!»

Каждый человек, находясь в этом мире, склонен соприкоснуться с негативом этого мира. Это мир материи. Мы не невинные девушки, которые попали в этот мир материи. Мы — рецидивисты. Закоренелые рецидивисты. Из жизни в жизнь стяжающие, продолжающие наслаждаться. Если мы честно проанализируем глубину нашего сердца, мы увидим, что особо планы наслаждения мы не оставили. Мы их чуть-чуть, может, отодвинули. Люди говорят: «А если я инициацию получу, можно будет вот это?..» Ну, как в «Братьях Карамазовых» вопрос священника. Он говорит: «Понимаете, мы оставили людям возможность греха...»


скачать (формат MP3, 18.78M)

 



←  «Капли нектара | Труд любви | Тотальная вовлеченность». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы | Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Встреча преданных, посвященная Шри Кришна-джанмаштами и дню явления Шрилы Бхактиведанты Свами. 28 августа 2016 года. Минск, Беларусь  →

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

По Достоевскому

(5 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил: лучше меньше, но лучше, чем больше, но хуже. Часто говорят: сознание Кришны для всех, все должны прийти в сознание Кришны... Это так. Но Шрила Шридхар Махарадж сформулировал идею сознания Кришны, он сказал: welcome, no admission, «добро пожаловать, входа нет».

С одной стороны, «добро пожаловать»: каждый человек готов принести себя в жертву высшей истине. Недавно у нас как раз фильм был на эту тему: кто принесет себя в жертву? Оказывается, когда речь идет о том, кто хочет принести себя в жертву, ряды резко редеют. И что такое жертва? Жертва — это взять на себя какую-то ответственность, служение. Как наш Ананда Мой Прабху, который замечательно поет. За последние двенадцать лет он не пропустил ни одной утренней службы. Каждый день в четыре часа. Три дня на алтаре легко, прийти в храм и от вдохновения попеть разок, получить заряд бодрости. Но когда на алтаре ты проводишь где-то двенадцать часов в день, и вся твоя жизнь построена вокруг служения, иногда бывает так, что ты болеешь, и не хочется, и нет сил, и лень... Нужно просто превзойти свои слабости, пороки. Это называется подвижничество. 

#00:01:29#

Сегодня, когда мы говорили о нашем абхазском центре, Нава Кришна Прабху, лидер нашего абхазского центра, спросил: «Какие планы на Абхазию?» Я сказал: «Очень просто. В Абхазии есть Новый Афон, там были подвижники-монахи. Нам нужно создать вайшнавский Новый Афон. Поскольку у тебя есть склонность к подвижничеству, ты должен создать его. Там же убили многих святых?» Он говорит: «Да». Я говорю: «Ну вот. Прекрасно. Надо сначала как можно больше святых — а там посмотрим, как договориться с местными жителями. Но вроде как местные жители к Харе Кришна хорошо относятся».

Возникает вопрос: действительно, какие мы поставили себе цели? У нас раньше разные проекты были в миссии: фестиваль Этнолайф, соревнование по танцам. Там очень много людей можно пригласить потанцевать, порадоваться. Но когда мы говорим: «Ваша задача — сначала стать святыми», они говорят: «А что это такое? Это что, когда тебе деньги <жертвуют> и поклоняются?» А ты говоришь: нет. Как Шрила Шридхар Махарадж сказал: тот, кто хочет жить духовной жизнью, должен привыкнуть есть дал (дал — это очень простая пища) и слушать гал (упреки). Дал и гал.

#00:02:48#

Поэтому, если ты хочешь идти по пусти святости, будь готов к тому, что у тебя все будет очень просто. А упреки — это не значит, что в твоей духовной жизни ты лишишься упреков. Ты должен научиться терпеть. Ты можешь терпеть упреки жены, конечно, или упреки работников, — все равно кто-то тебя будет упрекать, в глаза или за глаза — но если ты научишься терпеть упреки преданных...

Например, Виджай Раман говорит: три года назад нужно было построить перила. Он дал задачу Макхончору построить их прямо сейчас. Макхончор поскрипел-поскрипел сварочным аппаратом, и видите — уже перила почти выросли. Макхончор сказал: команды адмирала никто не может отменить. Действительно, нам нужно было сделать эти перила. Макхончору, может быть, пришлось выслушать много упреков. Но Бхактивинод Тхакур говорит: те, кто меня хвалят, — мои враги. На самом деле, мои настоящие друзья — это те, кто меня ругают. Сократ сказал: «Афиняне, когда вы меня казните, у вас будет одна проблема: вас никто не будет упрекать. Это значит, что вы потеряете ощущение реальности».

#00:04:05#

Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь означает находиться в реальности. Мы с вами привыкли впадать в иллюзию. Мы привыкли считать себя лучше, чем мы есть на самом деле, а других — хуже, чем они есть на самом деле. Мы привыкли сами себе ставить оценки, чего ни в одной школе не делают. В школе учитель же не говорит там: «Так, ребята, возьмите свои тетрадки, проверьте свои диктанты и сами поставьте себе оценки».

Помню, у меня был такой случай. На одном диктанте я думал: ну, наверное, тройка точно будет — а получил я кол с минусом. Сорок шесть ошибок. Такой жирный кол <нарисовала> учительница. Я понял, что она могла быть более снисходительна. Но когда я гордо сказал ей: «Ну, на тройку, надеюсь, потянет?», она сказала: «На кол с минусом!» Потом подумала и сказала: «Я бы тебе поставила ноль с минусом, но ноль — это слишком нейтральное отношение. Кол с минусом,» — она сказала оскорбительно. Я понял, что до такой степени я знаю прекрасно русский язык, что, по крайней мере, я первый. Единица. Понятно, что больное сознание все равно будет искать самомотивацию.

#00:05:30#

Почему мы изучаем Бхагавад-гиту, вайшнавскую библию? Сама по себе Бхагавад-гита раскрывает только принципы духовной жизни. Более глубоко и в чистой форме принципы раскрыты в вайшнавских писаниях, в комментариях на комментарии, в Чайтанья-чаритамрите, Чайтанья Бхагавате, Шримад-Бхагаватам. Но в Бхагавад-гите мы увидим основу принципов духовной жизни.

Основа духовной жизни построена на исполнении долга. И вопрос не в том, что я напоминаю вам об этом. Вопрос в том, что Кришна призывает нас в писаниях помнить об этом постоянно. На поле битвы Курукшетра Бхишма сказал Юдхиштхире прекрасную шлоку: «долг никому не должен». Часто люди говорят: вот, я прожил столько-то в храме, и ничего не заработал. Ему говорят: долг никому не должен, ты отдал свою энергию Господу.

#00:06:53#

Если ты думаешь, что так легко отдать свою энергию Господу, то вспомни историю <из жизни> Шрилы Шридхара Махараджа. Когда он проповедовал в Южной Индии, он встретился с великим профессором, богословом. Когда Шрила Шридхар Махарадж давал лекцию, профессор был в восторге от его заключеий и знания священных писаний. В конечном итоге, профессор-богослов знал очень много цитат, и они, так сказать, нашли общий язык. Шрила Шридхар Махарадж искренне сказал ему: «Вы такой пожилой человек, за свою жизнь вы столь глубоко изучили санскрит, вы знаете священные писания. Скажите, почему бы вам не следовать наставлениям Кришны и не предаться?» И профессор сказал: «О нет-нет, сынок. Не думай, что это так легко. Не думай, что это так легко — знать санскрит, знать священные писания, и при этом предаться». Он сказал: «Чтобы Кришна принял тебя, чтобы ты предался, нужно еще, чтобы Кришна этого захотел».

Профессор показал Шриле Шридхару Махараджу: это никогда не односторонняя связь. Всегда связь приходит свыше. Она приходит не тогда, когда нам этого хочется — «Ну-ка, Кришна, давай быстренько!» — Нет. Принцип будет другой: Господь явит Себя тогда, когда Он пожелает.

#00:08:15#

В Шримад-Бхагаватам и в других священных писаниях, в историях великих святых мы увидим, что порой они потратили целую жизнь, и, может быть, не одну жизнь, чтобы получить даршан Господа. Это не так, что: «Я каждый день хожу на даршан Господа, а тут какой-то там Джада Бхарата потратил три жизни. Что ж он мне не позвонил-то? Я бы его отвел в Лахту». Нам очень трудно понять, что такое даршан Господа. Наши учителя сказали: мы приходим сюда не для того, чтобы увидеть Господа. Хотя Он прекрасно одет, великолепно выглядит, мы заботимся о Нем, мы должны задать себе критический вопрос: каковы наши глаза, каково наше восприятие, до какой степени мы обладаем способностью увидеть Безграничное? Мы скажем: да, архитектура красивая, наряды прекрасные. Но увидеть Безграничное в своей трансцендентной форме.... Еще не достаточно.

Шрила Госвами Махарадж сказал замечательную вещь: глаза имеют ценность в соответствии со светом. Если бы не было света, глаза были бы не нужны. Удивительная вещь, но в океане на глубине две-три тысячи метров вы найдете рыб без глаз. Любой дарвинист скажет: там не нужны глаза для выживания. Глаза нужны только тогда, когда есть свет. Способность восприятия Божественного — это не односторонняя связь. Мы приходим, чтобы Господь нас увидел, и Господь являет нам Свой даршан. Он бросает Свой милостивый взгляд, Он всегда смотрит.
Удивительно, иногда я думаю: все эти прекрасные корабли плывут мимо, и представляете, все, кто попадают в Петербург на этих кораблях, проплывают мимо Господа, мимо Его храма, и Господь, как маяк, бросает Свой даршан, бросает Свой взгляд, и ничто не может устоять перед Его взглядом. Но сколь удачливы те души, которые пришли к Нему, чтобы предложить Ему воду, цветы, свое сердце. Несколько другая ситуация.

#00:10:41#

Поэтому здесь, в этом храме, мы проводим вайшнавский фестиваль, чтобы обрести милость Господа. Мы все нуждаемся в милости. Блаженны нищие духом. Нищие — это кто? Нищий — это тот, кто нуждается. Кто-то говорит:
— У меня все хорошо.
— Вы читали..?
— Я читал.
— А...
— Это тоже читал. — Такой человек не может быть истинным страждущим. Для того, чтобы отведать вкусное блюдо, необходим здоровый голод. Здоровый голод — это условие того, что вкусное станет вкусным. Иногда, когда мы пропостились целый день в экадаши, корка хлеба ощущается совершенно по-другому. Если же мы пресыщены, так сказать, своей самостью, то мы не можем ощутить никаких духовных истин.

#00:11:37#

Поэтому, наверное, те, кто приехал сюда из регионов, из других центров, где нет возможности посещать такой храм, принесли с собой даже еще больше энтузиазма. И это очень ценно, потому что мы смотрим через них, через новые глаза. Мы уже привыкли, что храм — это наш храм. Но, на самом деле, мы помним, когда не было этого храма. Мы мечтали о нем. Сейчас мы уже привыкли, немножко уже так разожрались. Стали такими трансцедентными... Но когда-то мы не были такими трансцендентными. Когда-то мы мечтали о том, что у нас должен быть свой храм. У нас не было такой идеи, что мы можем сидеть где-то, петь, слушать, что мы сами станем проповедниками, махараджами. Для нас приезд Гурудева был невероятным событием в жизни, потому что мы понимали, что Гурудев, что-то высшее, едет к нам. Поэтому для тех, кто сейчас находится на этой стадии энтузиазма, — это очень ценная стадия на самом деле. Мы не можем злоупотребить этими чувствами.

#00:12:48#

Потому что все в этом мире приедается. Мы склонны все низводить на свой собственный уровень. Это наша склонность. Мы склонны привести сознание Кришны к чисто украинскому вопросу: «А шо мені за це буде?», т. е. что я с этого поимею? Я говорю это не в укор нашим братьям, это просто обычная ситуация. Если вы мне что-то предлагаете, «шо мені за це буде»? Но тебе будет за это то, что ты не сможешь даже оценить. Нет категории. Нет категории, нет способности оценить сознание Кришны. Если бы могли с вами оценить бессмертие, красоту, вечные отношения с Высшим началом... Невозможно оценить. Никакой рулетки нашего ума не хватит.

Мать Яшода пыталась связать Кришну веревкой, и все время не хватало два пальца. Это мать Яшода. По крайней мере, у нее была возможность испытать счастье взаимоотношений с Господом. Мы же пока находимся на очень удаленном расстоянии от идеи самой, как таковой.

Пока что мы находимся в неком сомнении. Мы говорим: «У меня еще, в принципе, в мире смерти, на этом тонущем корабле Титаник, в моей комнате, лежит что-то очень красивое или вкусное, тарелка. Мой чай еще не остыл... Не вернуться ли мне на Титаник?» — а он, как бы, уже тонет.

#00:14:32#

Шрила Говинда Махарадж однажды прекрасно процитировал историю из Махабхараты. Когда Якша задал Махараджу Юдхиштхире вопрос: «Каково главное чудо?» Юдхиштхира ответил: «Главное чудо в том, что в этом мире все идут к неизбежной смерти...»

Один преданный мне сказал: «У нас в Абхазии очень хорошо проповедовать на похоронах». Живут абхазы, раз — кто-то крякнул. А там род — две тысячи человек. Все собрались, и все заплакали. Ты можешь задать вопрос: «А вы что, думали, что дедушка будет жить вечно? Горец, живет высоко в горах, дышит свежим воздухом, кушает урюк?» И вот тогда ты говоришь им: «Посмотрите...»

Но это временное просветление (я забыл, как это на санскрите называется). Почему временное просветление? Когда ты потерял деньги, ты почувствовал их ценность. Когда ты потерял кого-то близкого, к тебе пришло временное просветление, ты находишься под этим временным просветлением. В силу ситуации, это может длиться от пяти минут, в зависимости от того, кого мы потеряли. Потерять бабушку или дедушку — это великая утрата, но потерять сына, дочь, мужа или какого-то близкого, любимого человека — это горе. Но Шримад-Бхагаватам построен на том, что человека ставят время от времени в драматическую ситуацию, и тогда каждый говорит: я должен буду с этим соприкоснуться в этой жизни.

#00:16:06#

Речь идет не только о том, что я потеряю кого-то и буду плакать. Придет какой-то момент в жизни, когда я потеряю свое собственное тело, и все, что я обрел в связи с этим телом — паспорт, кредитные карточки, имущество, друзья и близкие — все это уйдет. Ничего не будет. Мы абсолютно не помним, кем мы были в прошлых жизнях. Есть основания предполагать, что муж был женой, жена была мужем. Нет основания предполагать, что тот, кто был царем, не родился слугой своего слуги.
Такова карма. Из священных писаний мы поймем, что если ты над кем-то смеешься — ты рождаешься зависимым от него, великие астрологи рождаются слепыми, великие доктора — больными... Ошибки неизбежны, оскорбления тоже неизбежны. Ведическая онтология говорит: почему с хорошими людьми происходят плохие вещи? Вы склонны в этом копаться, но помните о том, что на протяжении сотен тысяч жизней, в каждой жизни мы что-то совершали.

#00:17:20#

В Махабхарате мы читаем: они были Васу, потом они были прокляты и должны были родиться, потом умереть, потом тебя убьет этот, убьет тот — показан спектр жизней великих личностей. И в спектре жизней великих личностей мы можем увидеть: за что прокляты были великие? Как великие упали? Понимаете, основная задача драматургии не состоит в том, что те, кто достиг великого положения, не падают. Именно Индра, Брахма и Шива время от времени попадают в странные ситуации. Глупо думать, что мы с вами не попадем в странные ситуации. Кто-то подошел ко мне и говорит: «Вы знаете, у меня проблемы с моим телом, с моей природой женской, с моим вожделением...» — я хотел сказать: «Знаете, у господа Брахмы были те же самые проблемы». «Как? Он же изначальный Гуру нашей сампрадаи?!»

Каждый человек, находясь в этом мире, склонен соприкоснуться с негативом этого мира. Это мир материи. Мы не невинные девушки, которые попали в этот мир материи. Мы — рецидивисты. Закоренелые рецидивисты. Из жизни в жизнь стяжающие, продолжающие наслаждаться. Если мы честно проанализируем глубину нашего сердца, мы увидим, что особо планы наслаждения мы не оставили. Мы их чуть-чуть, может, отодвинули. Люди говорят: «А если я инициацию получу, можно будет вот это?..» Ну, как в «Братьях Карамазовых» вопрос священника. Он говорит: «Понимаете, мы оставили людям возможность греха...»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.7 МБ)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования