«Золотой Вулкан божественной любви. Часть II. Шикшаштакам: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Глава 1. Святое Имя Кришны». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа



скачать (формат MP3, 41.98M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Часть II. Шикшаштакам: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху

Глава 1. Святое Имя Кришны

 

Текст первый

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

«Святое Имя Кришны очищает зеркало сердца и гасит огонь страданий в лесу рождения и смерти. Как вечерний лотоса цветок распускается в лучах хладной луны, [так и] сердце начинает цвести в нектаре Имени. В итоге душа пробуждается к своему внутреннему сокровищу — жизни в любви к Кришне. Вновь и вновь вкушая нектар, [душа] ныряет и плескается в растущем океане экстатической радости. Все члены духовного „я“ полностью удовлетворяются и очищаются и в конце концов пленяются благодатным влиянием Святого Имени Кришны».

 

[Объяснение]

Шри Чайтанья Махапрабху — зачинатель шри кришнa-санкиртаны. Он сказал: «Я пришел провозвестить воспевание Святого Имени Кришны. Имя сие достигнет всех отдаленнейших уголков вселенной (пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[1].

Что такое санкиртанa? Слово «самьяк» означает «полная», а киртана — «воспевание». Вместе эти два слова составляют «санкиртана», что в общем смысле означает «совместное воспевание». Однако самьяк означает «полная» не только количественно, но и качественно. Количественная полнота подразумевает обширность, число, совместное [воспевание]. Качественная же значит полная хвала. Полная хвала может означать только прославление Кришны, а не каких-либо других богов.

Итак, санкиртанa — это полная киртана, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины; все другое есть лишь частичное проявление [Истины] и потому до определенной степени ущербно. Прославлять следует Кришну, петь славу нужно Ему, ведь Он все и вся. Он владыка, по Его слову распределяется как все хорошее, так и все плохое. Он абсолютный контролирующий всего. Все существует по Его воле. Подлинная жизнь достигается лишь в Нем одном. Лошадь, не сдерживаемая уздой, может нестись свободно. Подобным образом восхваление, не сдерживаемое никакими мирскими чаяниями, устремится прямо к Высшей Причине, Кришне.

Слово «шри» здесь указывает на Лакшми Дeви — энергию Кришны. Это означает, что поклонение воздается Кришне и Его энергии, которая всегда пребывает в Нем.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что санкиртана непременно преуспеет средь просторов мироздания; беспрепятственно будет она побеждать (парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам). Спонтанным будет она потоком, естественным и задержки не ведающим. Исключительной будет она, независимой и безусловной. И слава Кришны воспеваться будет совместно: звук ее [санкиртаны] несет благо всему миру. Лишь через самопожертвование и чистую преданность мы можем присоединиться к шри кришна-санкиртане.

Через какие стадии проходит воспевающий Святое Имя Кришны? Первая — очищение зеркала ума. Если зеркало нашего сердца покрыто пылью, мы не способны воспринимать вещи четко, и советы писаний в нем не отражаются. Что же это за пыль, покрывающая зеркало сердца? Пыль — это наши неисчислимые мимолетные или лелеемые желания. Толстенными наслоениями такой пыли покрыто наше сердце. Поэтому-то и не можем мы видеть вещи такими, какие они есть: никак не отразиться им в застланном бесчисленными традиционными чаяниями этого мира сердце (бхукти-мукти-сиддхи-ка̄мӣ — сакали ‘аш́а̄нта’)[2].

Итак, первым эффектом шри кришна-санкиртаны является очищение ума. Именно ради этой цели была создана вaрнaшрамa-дхармa. Если мы исполняем наши общественные обязанности совершенным образом, ни капельки не привязываясь к плодам сего, сознание наше становится чистым, однако первый же шаг в нама-санкиртане одаривает нас конечным результатом следования варнашрама-дхарме — чистотой сердца и ума. Лишь тогда советы Вед могут быть поняты нами правильно.

Следующий эффект воспевания Святого Имени — гасится пожар материального существования в джунглях сменяющихся рождений и смертей. Мы вынуждены претерпевать рождение и гибель. Волны материального существования швыряют душу по всем закуткам. Второй эффект шри кришна-санкиртаны кладет всему этому конец. Мы свободны.

Первым шагом очищается интеллект. Вторым Имя вызволяет из великого пожарища тройственных невзгод, то бишь адхьятмики — страданий тела и ума, болезней и треволнений; адхибхаутики — страданий, причиняемых ближними: людьми, животными, насекомыми и прочими существами; наконец, адхидайвики — природных бедствий: голода, наводнений, землетрясений. Мы вынуждены страдать от всех этих бед, жгущих сердце, подобно огню. Но вторым шагом нама-санкиртаны пламя гасится навсегда, и мы обретаем свободу.

Ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇: на следующей стадии Святое Имя одаривает нас высочайшей целью жизни. После расправы с делами негативными, начинается наша позитивная жизнь, которая в конечном итоге приводит нас к Реальности, к настоящей Истине, что вечна, благодатна и прекрасна. Она приводит нас к благодати, которая находится вне этого мира проблем, и мы достигаем высочайшей цели, высшего блага, какого только можно пожелать, и все благодаря воспеванию Святого Имени Кришны. Тщательно проанализировав эти приобретения, мы увидим, что на этой стадии Святое Имя ввело нас в близкие личные взаимоотношения с Кришной, которые могут быть нейтральными, служебными, дружескими или родительскими (шанта, дасья, сакхья, ватсалья). Ш́рейах̣ покрывает нас милостью Нитьянанды Прабху, ведь именно по Его милости нас могут допустить к поклонению Радхе и Кришне во Вриндаване (нита̄ийeр корун̣а̄ хабe, браджe ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣a па̄бe)[3].

Следующая стадия — видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к безраздельной преданности Кришне, которую можно найти в супружеской любви (мадхурья-расе).

Следующая стадия — а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы поднимаемся на уровень должного воспевания Имени Кришны, мы находим там надмирный океан, превосходящий весь наш опыт. Имя начинает использовать нас согласно степени нашей преданности Ему. Когда наше самопосвящение безраздельно, мы ощущаем совершенно новый вид безмерной радости — безграничный океан радости, что не статична, но всегда динамична. Там мы обнаруживаем новую жизнь и неизведанное доселе блаженство. Имя никогда не приедается, Оно не косное вещество, каждое мгновение дает Оно нам вкус безбрежного океана восторга.

Последующим эффектом является очищение всего нашего бытия. Наслаждение это не оскверняет, оно очищает. Наслаждение означает эксплуатацию. Мирское наслаждение влечет за собой реакции, и скверна охватывает такого наслажденца, однако здесь, из-за того, что агрессор Кришна, результатом является очищение. Все наслаждение, что исходит из Центра, из властного желания Кришны, полностью очищает нас.

В этом стихе слова «сарва̄тмa-снaпанaм̇» означают, что все возможные аспекты нашего «я», какие только можно постичь, полностью удовлетворяются и очищаются благодаря воспеванию Святого Имени Кришны. Также существует другое значение «сарва̄тмa-снaпанaм̇». Если мы прославляем Кришну совместно, согласно нашим способностям, мы будем очищены. Очищаются и воспевающий и слушающие, а также любой, кто соприкоснется с этим божественным звуком. Снaпанaм̇ означает «очищающее». Вибрация санкиртаны очищает всех и вся, к чему только не прикоснется.

Поэтому Махапрабху говорит: «Совершайте санкиртану, совместное воспевание Святого Имени Кришны». Но санкиртана должна быть подлинной, для чего необходимо общение со святыми. Это не восходящий путь. Мы стремимся связаться с высшим своенравным миром, который, дабы помочь нам, может низойти. Нам необходимо иметь связь с Высшей Реальностью, это важнее всего. Святое Имя не является лишь физическим звуком, шри нам не есть поверхностное, пустое слово, однако имеет более высокие и важные качества (на̄ма̄кш̣ара бахира̄йа бат̣е, табу на̄ма кабху найа)[4]. Оно полностью духовно. Мы существуем в пограничном плане бытия, поэтому нам необходима связь с высшим, волна низойдет из высшего мира, омоет нас и распространит свое влияние на окружающее.

Где бы ни совершалась санкиртана Святого Имени Кришны, она влечет за собой эти семь последствий. Таков смысл первого стиха Махапрабху. Первый эффект — Святое Имя отмывает душу от грязи желаний, атакующих ее в мирском существовании. Со вторым эффектом приходит мукти, высвобождение, полная независимость от материальных влияний. Третий эффект приносит подлинную удачу — открывается сокровище души. Благодаря Святому Имени Кришны постепенно пробуждаются внутренние достояния души. К этому Шри Чайтанья Махапрабху относит все виды взаимоотношений с личностным Абсолютом, кроме супружеских.

Описывая следующий шаг, Махапрабху говорит о настроении супружеской преданности, при котором душа полностью зависит от наслаждения Кришны, безраздельно посвятив все увеличению Его радости.

Следующий эффект — вкушение блаженства в общении с Ним. Во Вриндаване, в царстве Кришны, тот, кто воспевает Имя Кришны должным образом, будет выражать свое чувство весьма своеобразно:

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе,
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇,
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ[5]

«Явившись на устах преданного, Святое Имя начинает неистово танцевать. Святое Имя полностью овладевает им и распоряжается, как хочет. Преданный уподобляется человеку, потерявшему контроль над своими устами. „Сколько нектара Святого Имени могу я собрать одним только ртом? Чтобы вкусить Его безмерную сладость, мне нужно бы иметь миллионы ртов. Воспевание лишь одним ртом никогда не принесет мне ни грана довольства“».

Когда звук «Кришна» касается уха, преданный чувствует, как этот божественный звук просыпается в его сердце. «Что такое два уха? — думает он. — Это величайшая несправедливость творца — мне бы миллионы их! Лишь тогда, слушая сладостное Имя Кришны, мое сердце получило бы хоть немного отрады. Чтобы слушать сладостное Имя Кришны, мне нужны миллионы и миллионы ушей».

Таков темперамент преданного, чье внимание поглощено Святым Именем. И тогда он лишается чувств — погрузившись в океан блаженства и радости, преданный теряет себя. В великом разочаровании он говорит: «Никак мне не понять сущность Святого Имени. Ни качества Его непостижимы для меня, ни широта. Я в растерянности. Что же за медовую сладость содержит в Себе Имя?» Слушатель нама ошеломлен.

Все это поведал Шри Чайтанья Махапрабху. Он говорил: «Должно воспевайте Святое Имя, звуковое явление красоты Абсолюта». Подобное сладостное очарование таит в себе песнь свирели Господней. Звучание флейты Кришны имеет загадочную силу чаровать и радовать все живое и неживое. Заслышав Его флейты звучание, парализована Ямуна. Льющийся звук ее, звук флейты Кришны, влечет к себе деревья, букашек, всех тварей земных. Заслышав звук Его флейты, все в изумление приходит.

Вибрация звука может творить чудеса — звук обладает чарующей силой. Он может рождать, он может губить. Звук может все — ему присущи такие свойства. Приходит он из наитончайшего мира, что лежит за пределами пространства. Абсолютно сладостен и благ этот вселенский звук. Как силен он! Как завладевать может нами! Словно травинкой могут играть [нами] волны потока того сладостного звука, и мы даже не сможем собой оставаться, мы не сможем понять, кто мы и где. Мы потеряемся в нем, но мы не умрем, — вечна душа. Погружаясь и вновь всплывая, мы будем уносимы течением сладостного звука. Мы менее пригодны, чем даже трава, маленькая травинка, звучание же флейты настолько велико и сладостно, что играть нами будет оно, как захочет. Не начать нам даже постижение могущества, скрытого в Имени, — в звуке, который тождественен абсолютному благу и сладости.

«Не пренебрегайте звуком, который есть то же, что Кришна», — говорит Шри Чайтанья Махапрабху. Абсолютная сладость и благость — все присутствует в Святом Имени. И Имя являет Себя нам очень легкодоступным. Чтобы приобрести Его, не требуется ничего: ни денег, ни физической энергии. Все это не нужно. Что же требуется? Искренность.

Тот, кто просто принимает этот божественный звук искренне, обогащается настолько, что никто не сможет определить размеры его благосостояния и роста. Святое Имя с легкостью может получить любой, но воспевать Его следует всем сердцем, искренне. Естественно, сердечная искренность подразумевает обращение к истинному посреднику и получение харинама от него.

Шри кришна-санкиртана восхваляема Шри Чайтаньей Махапрабху, ее провозвестником, Кто пришел как объединенные Радха-Гoвинда. Очень ценен и важен для нас Его совет, гласящий, что с искренностью должны примкнуть мы к шри кришна-санкиртане, действенно очищающему звуку, который несет избавление, одаривает благодатью и таким позитивным обретением, что мы теряем себя в океане радости и непостижимой сладости.

Такова милость Шримана Махапрабху. Он провозглашает: «Да распространится в этом бренном мире шри кришна-санкиртана! Пусть облагодетельствует она всех, ведь нет большего блага для мира сего. Она всеобъемлюща. Утверждая нас в величайших достижениях, она избавляет ото всех видов беспокойств».

В нынешний деградировавший век Кали только нaмa-санкиртанa может нам помочь. Конечно, нaмa-санкиртанa благоприятна во все эпохи, но в особенности ее рекомендуют в Кали-югу, когда все другие начинания гасятся множеством противостоящих сил. Нaмa-санкиртане же не могут противостоять какие бы то ни было беспокойства и движения материального мира, поэтому следует принять ее. Если мы исключительно отдадим себя ей, исполнятся наши наивысочайшие жизненные чаяния. Нет нужды в каких-то других начинаниях, поскольку все они дефективны и неполноценны. Но универсальной чарующей и благотворной для всех является нaмa-санкиртанa, которая приводит нас к наивысшей цели. Чтобы удовлетворение обрести каждый смог, ничто другое не потребуется.

Все отлученные от Кришны души могут получить необходимую помощь от санкиртаны. Не нужно никакое другое движение. Шри Чайтанья Махапрабху сказал нам: «Посвяти себя ей исключительно. Она всеохватна, исполняет все чаяния, и вы сможете достичь ее с минимальными беспокойствами и с минимальной затратой сил. Пусть же нама-санкиртана процветает в эту Кали-югу, пусть же процветает она на благо всему мирозданию, дабы все души вернулись к своему естественному положению».

Последний стих «Шримад-Бхагаватам» следующим образом подводит итог всему произведению:

на̄ма-сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па-пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам[6]

Папа означает все аномальное, все нежелательное, грех; материальные наслаждения и освобождение также относятся к аномалиям, греховным поступкам. Чем же греховно освобождение? Тем, что это не есть нормальное положение; нашим естеством является служение Кришне, но в освобождении это невозможно.

Само по себе освобождение не подразумевает служение Кришне, поэтому оно грех. Игнорировать нашу естественную обязанность, оставаться в стороне, не что иное, как греховность.

Заключительный стих «Шримад-Бхагаватам» гласит: «Святое Имя Кришны может избавить нас от всей ужасающей греховности, от всех непристойных наклонностей и от всех страданий. Да склонимся же мы перед Ним». Провозглашением этой шлоки «Шримад-Бхагаватам» завершается, величайший трактат умолкает. Последним словом «Бхагавaтам» является нaмa-санкиртанa. «Бхагавaтам» придает очень большое значение воспеванию Святого Имени Кришны, и Шри Чайтанья Махапрабху развил Свое учение, основываясь на нем. Последнее творение Шрилы Вьясадевы, составителя ведической литературы, поднимает теизм до этого уровня и доводит до сведения масс: «Воспевайте Имя Кришны! Делайте это! Не нужно более ничего. Примите же!» Такова сама суть «Шримад-Бхагаватам» — итог величайшего духовного дара Вьясадевы: «Воспевайте Святое Имя Кришны и начните свою жизнь в этот мрачный век с наиширочайшей, всеохватывающей теистической концепции».

Мы можем считать себя удачливыми, нам удалось приблизиться к подножию самой великодушной и благородной мысли, — приблизиться настолько, что мы можем ее коснуться, принять и, насколько то позволяют наши возможности, омываться ее волнами. Пройдя через множество концепций, через очарование различных перспектив и обещаний, мы оставили их все позади и пришли к побережью океана нама-санкиртаны. Теперь мы можем броситься в него, мы можем плавать в волнах нама-санкиртаны, в водах нектара всех нектаров, и все благодаря великодушию Гуру и милости вайшнавов.

Это океан — их собственность, а мы их рабы. При этом мы осмеливаемся броситься в океан нама-санкиртаны и плавать в этом океане! Омовение в Радха-кунде — высочайшей концепции духовного обретения, также можно обнаружить в высшей форме нама-санкиртаны. Этот стих показывает позитивную сторону безграничного океана шри кришна-санкиртаны, негативную показывает следующий.

Наиболее удивительно представляет «Шикшаштаку» Бхактивинод Тхакур. Он перевел ее на бенгали и дал санскритские комментарии. Свои комментарии на «Шикшаштаку» дал также Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада. Чтобы понять «Шикшаштаку» более полно, следует внимательно изучить их работы. В этих же беседах я просто делюсь тем, что у меня на сердце. Все, что я чувствую, я выражаю, и это мое понимание того, что я получил от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвaти Тхакура, Бхактивинода Тхакура, Рупы Гoсвaми, Санaтаны Гoсвaми, Шри Чайтаньи Махапрабху и всех предшествовавших ачарьев. Их милостью это скопилось в моем «сундучке», и я пытаюсь передать суть этих вещей.

С принятием пути преданности начинается полное преображение нашего внутреннего плана, и постепенно очарование мира внешнего исчезает. Внутри происходит война. Когда в сердце преданного вступает Кришна-концепция, все остальные идеи и представления постепенно отступают. Это описывается в «Шримад-Бхагаватам»:

правиш̣т̣ах̣ карн̣а-рандхрен̣а,
сва̄на̄м̇ бха̄ва-сарорухам
дхуноти ш́амалам̇ кр̣ш̣н̣ах̣,
салиласйа йатха̄ ш́арат[7]

С наступлением сезона дождей плавающая в воде муть исчезает. Подобным образом, когда в сердце входит Кришна-концепция, все остальные концепции и чаяния будут вынуждены постепенно уйти, оставив все во власти Кришны. Когда капелька настоящего Кришна-сознания попадет в сердце, все противостоящие силы непременно отступят, победителем выйдет Кришна, и бразды правления возьмет в Свои руки Он.

Такова природа Кришна-сознания: ничто не может конкурировать с ним, ни даже так называемая преданность полубогам, ни другие вероисповедания, как, например, христианство, ислам и другие. Все остальные концепции теизма вынуждены будут уйти, оставив землю Кришна-концепции. Никакой агрессор не может состязаться с Кришна-сознанием, с абсолютной, чарующей красотой.

Красота, благодать и очарование могут пленить и одолеть силу. Мы действительно стремимся к красоте и благодати, к милости, доброте, божественной любви (преме). Самоотдача — то есть восполнение другим своей энергией, щедростью — в конце концов побеждает всех. Отдавать более стоящее дело, чем брать. Божественная любовь значит «умереть, чтобы жить» — жить не ради себя, но ради других. Великодушная жизнь — самозабвение до предела — присутствует в Кришна-сознании.

Кришна-сознание настолько прекрасно, что развивший его утрачивает самоотождествление и становится полностью самозабвенен. Такое очарование в нем. Кто может состязаться с Кришной? Любой, кто решится на это, тотчас же будет обезоружен. Если каким бы то ни было образом Кришна вступает в сердце, результатом будет лишь Его полная власть. Столь великодушен, столь благожелателен, столь сладостен Шри Кришна — Прекрасная Реальность.

(продолжение следует)

 


[1] Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

[2] Стих полностью: кр̣ш̣н̣а-бхакта — ниш̣ка̄ма, атаэва ‘ш́а̄нта’ / бхукти-мукти-сиддхи-ка̄мӣ — сакали ‘аш́а̄нта’ — «Поскольку преданный Кришны свободен от всех желаний, он умиротворен. В отличие от него, карми одержимы желанием плотских удовольствий, гьяни стремятся к освобождению, а йоги — к материальным достижениям. Все они обуреваемы мирскими желаниями и потому не способны обрести умиротворение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.149).

[3] Ахан̇ка̄ре матта хаийа̄, нита̄и-пада па̄сарийа̄, асатйере сатйа кори ма̄ни / нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе, дхаро нита̄ийера чаран̣ ду’кха̄ни — «Обезумев от гордости и позабыв о лотосоподобных стопах Нитьянанды Прабху, я принимаю ложь за истину. Но если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже. Обними же лотосоподобные стопы Нитьянанды!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[4] Аса̄дху-сан̇ге бха̄ӣ, кр̣ш̣н̣а-на̄ма на̄хи хайа / на̄ма̄кш̣ара бахира̄йа бат̣е, табу на̄ма кабху найа (Шрила Джагадананда Пандит. «Према-виварта», 7).

[5] «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что лишь двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

[6] «Я всецело склоняюсь перед Верховной Личностью Господа, Шри Хари, совместное воспевание имен Которого уничтожает все грехи, а почитание Которого рассеивает все несчастья» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

[7] «Звуковое воплощение Господа Шри Кришны, Верховной Души [„Шримад-Бхагаватам“], входит в сердце осознавшего себя преданного, и, располагаясь на лотосе его любви, очищает сердце от пыли, накопившейся в нем от соприкосновения с материей — вожделения, гнева и желаний. Оно подобно осенним дождям, делающим мутную воду в водоемах прозрачной» («Шримад-Бхагаватам», 2.8.5).

 



←  Фотоотчет с фестиваля «Ведалайф-2016» в Лахте, Санкт-Петербург. Приезд учителей ·• Архив новостей •· «Капли нектара | Объяснение первого стиха „Према-Дхама-Дева-стотрам“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы | Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 44.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Часть II. Шикшаштакам: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху

Глава 1. Святое Имя Кришны

 

Текст первый

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

«Святое Имя Кришны очищает зеркало сердца и гасит огонь страданий в лесу рождения и смерти. Как вечерний лотоса цветок распускается в лучах хладной луны, [так и] сердце начинает цвести в нектаре Имени. В итоге душа пробуждается к своему внутреннему сокровищу — жизни в любви к Кришне. Вновь и вновь вкушая нектар, [душа] ныряет и плескается в растущем океане экстатической радости. Все члены духовного „я“ полностью удовлетворяются и очищаются и в конце концов пленяются благодатным влиянием Святого Имени Кришны».

 

[Объяснение]

Шри Чайтанья Махапрабху — зачинатель шри кришнa-санкиртаны. Он сказал: «Я пришел провозвестить воспевание Святого Имени Кришны. Имя сие достигнет всех отдаленнейших уголков вселенной (пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[1].

Что такое санкиртанa? Слово «самьяк» означает «полная», а киртана — «воспевание». Вместе эти два слова составляют «санкиртана», что в общем смысле означает «совместное воспевание». Однако самьяк означает «полная» не только количественно, но и качественно. Количественная полнота подразумевает обширность, число, совместное [воспевание]. Качественная же значит полная хвала. Полная хвала может означать только прославление Кришны, а не каких-либо других богов.

Итак, санкиртанa — это полная киртана, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины; все другое есть лишь частичное проявление [Истины] и потому до определенной степени ущербно. Прославлять следует Кришну, петь славу нужно Ему, ведь Он все и вся. Он владыка, по Его слову распределяется как все хорошее, так и все плохое. Он абсолютный контролирующий всего. Все существует по Его воле. Подлинная жизнь достигается лишь в Нем одном. Лошадь, не сдерживаемая уздой, может нестись свободно. Подобным образом восхваление, не сдерживаемое никакими мирскими чаяниями, устремится прямо к Высшей Причине, Кришне.

Слово «шри» здесь указывает на Лакшми Дeви — энергию Кришны. Это означает, что поклонение воздается Кришне и Его энергии, которая всегда пребывает в Нем.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что санкиртана непременно преуспеет средь просторов мироздания; беспрепятственно будет она побеждать (парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам). Спонтанным будет она потоком, естественным и задержки не ведающим. Исключительной будет она, независимой и безусловной. И слава Кришны воспеваться будет совместно: звук ее [санкиртаны] несет благо всему миру. Лишь через самопожертвование и чистую преданность мы можем присоединиться к шри кришна-санкиртане.

Через какие стадии проходит воспевающий Святое Имя Кришны? Первая — очищение зеркала ума. Если зеркало нашего сердца покрыто пылью, мы не способны воспринимать вещи четко, и советы писаний в нем не отражаются. Что же это за пыль, покрывающая зеркало сердца? Пыль — это наши неисчислимые мимолетные или лелеемые желания. Толстенными наслоениями такой пыли покрыто наше сердце. Поэтому-то и не можем мы видеть вещи такими, какие они есть: никак не отразиться им в застланном бесчисленными традиционными чаяниями этого мира сердце (бхукти-мукти-сиддхи-ка̄мӣ — сакали ‘аш́а̄нта’)[2].

Итак, первым эффектом шри кришна-санкиртаны является очищение ума. Именно ради этой цели была создана вaрнaшрамa-дхармa. Если мы исполняем наши общественные обязанности совершенным образом, ни капельки не привязываясь к плодам сего, сознание наше становится чистым, однако первый же шаг в нама-санкиртане одаривает нас конечным результатом следования варнашрама-дхарме — чистотой сердца и ума. Лишь тогда советы Вед могут быть поняты нами правильно.

Следующий эффект воспевания Святого Имени — гасится пожар материального существования в джунглях сменяющихся рождений и смертей. Мы вынуждены претерпевать рождение и гибель. Волны материального существования швыряют душу по всем закуткам. Второй эффект шри кришна-санкиртаны кладет всему этому конец. Мы свободны.

Первым шагом очищается интеллект. Вторым Имя вызволяет из великого пожарища тройственных невзгод, то бишь адхьятмики — страданий тела и ума, болезней и треволнений; адхибхаутики — страданий, причиняемых ближними: людьми, животными, насекомыми и прочими существами; наконец, адхидайвики — природных бедствий: голода, наводнений, землетрясений. Мы вынуждены страдать от всех этих бед, жгущих сердце, подобно огню. Но вторым шагом нама-санкиртаны пламя гасится навсегда, и мы обретаем свободу.

Ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇: на следующей стадии Святое Имя одаривает нас высочайшей целью жизни. После расправы с делами негативными, начинается наша позитивная жизнь, которая в конечном итоге приводит нас к Реальности, к настоящей Истине, что вечна, благодатна и прекрасна. Она приводит нас к благодати, которая находится вне этого мира проблем, и мы достигаем высочайшей цели, высшего блага, какого только можно пожелать, и все благодаря воспеванию Святого Имени Кришны. Тщательно проанализировав эти приобретения, мы увидим, что на этой стадии Святое Имя ввело нас в близкие личные взаимоотношения с Кришной, которые могут быть нейтральными, служебными, дружескими или родительскими (шанта, дасья, сакхья, ватсалья). Ш́рейах̣ покрывает нас милостью Нитьянанды Прабху, ведь именно по Его милости нас могут допустить к поклонению Радхе и Кришне во Вриндаване (нита̄ийeр корун̣а̄ хабe, браджe ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣a па̄бe)[3].

Следующая стадия — видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к безраздельной преданности Кришне, которую можно найти в супружеской любви (мадхурья-расе).

Следующая стадия — а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы поднимаемся на уровень должного воспевания Имени Кришны, мы находим там надмирный океан, превосходящий весь наш опыт. Имя начинает использовать нас согласно степени нашей преданности Ему. Когда наше самопосвящение безраздельно, мы ощущаем совершенно новый вид безмерной радости — безграничный океан радости, что не статична, но всегда динамична. Там мы обнаруживаем новую жизнь и неизведанное доселе блаженство. Имя никогда не приедается, Оно не косное вещество, каждое мгновение дает Оно нам вкус безбрежного океана восторга.

Последующим эффектом является очищение всего нашего бытия. Наслаждение это не оскверняет, оно очищает. Наслаждение означает эксплуатацию. Мирское наслаждение влечет за собой реакции, и скверна охватывает такого наслажденца, однако здесь, из-за того, что агрессор Кришна, результатом является очищение. Все наслаждение, что исходит из Центра, из властного желания Кришны, полностью очищает нас.

В этом стихе слова «сарва̄тмa-снaпанaм̇» означают, что все возможные аспекты нашего «я», какие только можно постичь, полностью удовлетворяются и очищаются благодаря воспеванию Святого Имени Кришны. Также существует другое значение «сарва̄тмa-снaпанaм̇». Если мы прославляем Кришну совместно, согласно нашим способностям, мы будем очищены. Очищаются и воспевающий и слушающие, а также любой, кто соприкоснется с этим божественным звуком. Снaпанaм̇ означает «очищающее». Вибрация санкиртаны очищает всех и вся, к чему только не прикоснется.

Поэтому Махапрабху говорит: «Совершайте санкиртану, совместное воспевание Святого Имени Кришны». Но санкиртана должна быть подлинной, для чего необходимо общение со святыми. Это не восходящий путь. Мы стремимся связаться с высшим своенравным миром, который, дабы помочь нам, может низойти. Нам необходимо иметь связь с Высшей Реальностью, это важнее всего. Святое Имя не является лишь физическим звуком, шри нам не есть поверхностное, пустое слово, однако имеет более высокие и важные качества (на̄ма̄кш̣ара бахира̄йа бат̣е, табу на̄ма кабху найа)[4]. Оно полностью духовно. Мы существуем в пограничном плане бытия, поэтому нам необходима связь с высшим, волна низойдет из высшего мира, омоет нас и распространит свое влияние на окружающее.

Где бы ни совершалась санкиртана Святого Имени Кришны, она влечет за собой эти семь последствий. Таков смысл первого стиха Махапрабху. Первый эффект — Святое Имя отмывает душу от грязи желаний, атакующих ее в мирском существовании. Со вторым эффектом приходит мукти, высвобождение, полная независимость от материальных влияний. Третий эффект приносит подлинную удачу — открывается сокровище души. Благодаря Святому Имени Кришны постепенно пробуждаются внутренние достояния души. К этому Шри Чайтанья Махапрабху относит все виды взаимоотношений с личностным Абсолютом, кроме супружеских.

Описывая следующий шаг, Махапрабху говорит о настроении супружеской преданности, при котором душа полностью зависит от наслаждения Кришны, безраздельно посвятив все увеличению Его радости.

Следующий эффект — вкушение блаженства в общении с Ним. Во Вриндаване, в царстве Кришны, тот, кто воспевает Имя Кришны должным образом, будет выражать свое чувство весьма своеобразно:

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе,
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇,
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ[5]

«Явившись на устах преданного, Святое Имя начинает неистово танцевать. Святое Имя полностью овладевает им и распоряжается, как хочет. Преданный уподобляется человеку, потерявшему контроль над своими устами. „Сколько нектара Святого Имени могу я собрать одним только ртом? Чтобы вкусить Его безмерную сладость, мне нужно бы иметь миллионы ртов. Воспевание лишь одним ртом никогда не принесет мне ни грана довольства“».

Когда звук «Кришна» касается уха, преданный чувствует, как этот божественный звук просыпается в его сердце. «Что такое два уха? — думает он. — Это величайшая несправедливость творца — мне бы миллионы их! Лишь тогда, слушая сладостное Имя Кришны, мое сердце получило бы хоть немного отрады. Чтобы слушать сладостное Имя Кришны, мне нужны миллионы и миллионы ушей».

Таков темперамент преданного, чье внимание поглощено Святым Именем. И тогда он лишается чувств — погрузившись в океан блаженства и радости, преданный теряет себя. В великом разочаровании он говорит: «Никак мне не понять сущность Святого Имени. Ни качества Его непостижимы для меня, ни широта. Я в растерянности. Что же за медовую сладость содержит в Себе Имя?» Слушатель нама ошеломлен.

Все это поведал Шри Чайтанья Махапрабху. Он говорил: «Должно воспевайте Святое Имя, звуковое явление красоты Абсолюта». Подобное сладостное очарование таит в себе песнь свирели Господней. Звучание флейты Кришны имеет загадочную силу чаровать и радовать все живое и неживое. Заслышав Его флейты звучание, парализована Ямуна. Льющийся звук ее, звук флейты Кришны, влечет к себе деревья, букашек, всех тварей земных. Заслышав звук Его флейты, все в изумление приходит.

Вибрация звука может творить чудеса — звук обладает чарующей силой. Он может рождать, он может губить. Звук может все — ему присущи такие свойства. Приходит он из наитончайшего мира, что лежит за пределами пространства. Абсолютно сладостен и благ этот вселенский звук. Как силен он! Как завладевать может нами! Словно травинкой могут играть [нами] волны потока того сладостного звука, и мы даже не сможем собой оставаться, мы не сможем понять, кто мы и где. Мы потеряемся в нем, но мы не умрем, — вечна душа. Погружаясь и вновь всплывая, мы будем уносимы течением сладостного звука. Мы менее пригодны, чем даже трава, маленькая травинка, звучание же флейты настолько велико и сладостно, что играть нами будет оно, как захочет. Не начать нам даже постижение могущества, скрытого в Имени, — в звуке, который тождественен абсолютному благу и сладости.

«Не пренебрегайте звуком, который есть то же, что Кришна», — говорит Шри Чайтанья Махапрабху. Абсолютная сладость и благость — все присутствует в Святом Имени. И Имя являет Себя нам очень легкодоступным. Чтобы приобрести Его, не требуется ничего: ни денег, ни физической энергии. Все это не нужно. Что же требуется? Искренность.

Тот, кто просто принимает этот божественный звук искренне, обогащается настолько, что никто не сможет определить размеры его благосостояния и роста. Святое Имя с легкостью может получить любой, но воспевать Его следует всем сердцем, искренне. Естественно, сердечная искренность подразумевает обращение к истинному посреднику и получение харинама от него.

Шри кришна-санкиртана восхваляема Шри Чайтаньей Махапрабху, ее провозвестником, Кто пришел как объединенные Радха-Гoвинда. Очень ценен и важен для нас Его совет, гласящий, что с искренностью должны примкнуть мы к шри кришна-санкиртане, действенно очищающему звуку, который несет избавление, одаривает благодатью и таким позитивным обретением, что мы теряем себя в океане радости и непостижимой сладости.

Такова милость Шримана Махапрабху. Он провозглашает: «Да распространится в этом бренном мире шри кришна-санкиртана! Пусть облагодетельствует она всех, ведь нет большего блага для мира сего. Она всеобъемлюща. Утверждая нас в величайших достижениях, она избавляет ото всех видов беспокойств».

В нынешний деградировавший век Кали только нaмa-санкиртанa может нам помочь. Конечно, нaмa-санкиртанa благоприятна во все эпохи, но в особенности ее рекомендуют в Кали-югу, когда все другие начинания гасятся множеством противостоящих сил. Нaмa-санкиртане же не могут противостоять какие бы то ни было беспокойства и движения материального мира, поэтому следует принять ее. Если мы исключительно отдадим себя ей, исполнятся наши наивысочайшие жизненные чаяния. Нет нужды в каких-то других начинаниях, поскольку все они дефективны и неполноценны. Но универсальной чарующей и благотворной для всех является нaмa-санкиртанa, которая приводит нас к наивысшей цели. Чтобы удовлетворение обрести каждый смог, ничто другое не потребуется.

Все отлученные от Кришны души могут получить необходимую помощь от санкиртаны. Не нужно никакое другое движение. Шри Чайтанья Махапрабху сказал нам: «Посвяти себя ей исключительно. Она всеохватна, исполняет все чаяния, и вы сможете достичь ее с минимальными беспокойствами и с минимальной затратой сил. Пусть же нама-санкиртана процветает в эту Кали-югу, пусть же процветает она на благо всему мирозданию, дабы все души вернулись к своему естественному положению».

Последний стих «Шримад-Бхагаватам» следующим образом подводит итог всему произведению:

на̄ма-сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па-пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам[6]

Папа означает все аномальное, все нежелательное, грех; материальные наслаждения и освобождение также относятся к аномалиям, греховным поступкам. Чем же греховно освобождение? Тем, что это не есть нормальное положение; нашим естеством является служение Кришне, но в освобождении это невозможно.

Само по себе освобождение не подразумевает служение Кришне, поэтому оно грех. Игнорировать нашу естественную обязанность, оставаться в стороне, не что иное, как греховность.

Заключительный стих «Шримад-Бхагаватам» гласит: «Святое Имя Кришны может избавить нас от всей ужасающей греховности, от всех непристойных наклонностей и от всех страданий. Да склонимся же мы перед Ним». Провозглашением этой шлоки «Шримад-Бхагаватам» завершается, величайший трактат умолкает. Последним словом «Бхагавaтам» является нaмa-санкиртанa. «Бхагавaтам» придает очень большое значение воспеванию Святого Имени Кришны, и Шри Чайтанья Махапрабху развил Свое учение, основываясь на нем. Последнее творение Шрилы Вьясадевы, составителя ведической литературы, поднимает теизм до этого уровня и доводит до сведения масс: «Воспевайте Имя Кришны! Делайте это! Не нужно более ничего. Примите же!» Такова сама суть «Шримад-Бхагаватам» — итог величайшего духовного дара Вьясадевы: «Воспевайте Святое Имя Кришны и начните свою жизнь в этот мрачный век с наиширочайшей, всеохватывающей теистической концепции».

Мы можем считать себя удачливыми, нам удалось приблизиться к подножию самой великодушной и благородной мысли, — приблизиться настолько, что мы можем ее коснуться, принять и, насколько то позволяют наши возможности, омываться ее волнами. Пройдя через множество концепций, через очарование различных перспектив и обещаний, мы оставили их все позади и пришли к побережью океана нама-санкиртаны. Теперь мы можем броситься в него, мы можем плавать в волнах нама-санкиртаны, в водах нектара всех нектаров, и все благодаря великодушию Гуру и милости вайшнавов.

Это океан — их собственность, а мы их рабы. При этом мы осмеливаемся броситься в океан нама-санкиртаны и плавать в этом океане! Омовение в Радха-кунде — высочайшей концепции духовного обретения, также можно обнаружить в высшей форме нама-санкиртаны. Этот стих показывает позитивную сторону безграничного океана шри кришна-санкиртаны, негативную показывает следующий.

Наиболее удивительно представляет «Шикшаштаку» Бхактивинод Тхакур. Он перевел ее на бенгали и дал санскритские комментарии. Свои комментарии на «Шикшаштаку» дал также Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада. Чтобы понять «Шикшаштаку» более полно, следует внимательно изучить их работы. В этих же беседах я просто делюсь тем, что у меня на сердце. Все, что я чувствую, я выражаю, и это мое понимание того, что я получил от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвaти Тхакура, Бхактивинода Тхакура, Рупы Гoсвaми, Санaтаны Гoсвaми, Шри Чайтаньи Махапрабху и всех предшествовавших ачарьев. Их милостью это скопилось в моем «сундучке», и я пытаюсь передать суть этих вещей.

С принятием пути преданности начинается полное преображение нашего внутреннего плана, и постепенно очарование мира внешнего исчезает. Внутри происходит война. Когда в сердце преданного вступает Кришна-концепция, все остальные идеи и представления постепенно отступают. Это описывается в «Шримад-Бхагаватам»:

правиш̣т̣ах̣ карн̣а-рандхрен̣а,
сва̄на̄м̇ бха̄ва-сарорухам
дхуноти ш́амалам̇ кр̣ш̣н̣ах̣,
салиласйа йатха̄ ш́арат[7]

С наступлением сезона дождей плавающая в воде муть исчезает. Подобным образом, когда в сердце входит Кришна-концепция, все остальные концепции и чаяния будут вынуждены постепенно уйти, оставив все во власти Кришны. Когда капелька настоящего Кришна-сознания попадет в сердце, все противостоящие силы непременно отступят, победителем выйдет Кришна, и бразды правления возьмет в Свои руки Он.

Такова природа Кришна-сознания: ничто не может конкурировать с ним, ни даже так называемая преданность полубогам, ни другие вероисповедания, как, например, христианство, ислам и другие. Все остальные концепции теизма вынуждены будут уйти, оставив землю Кришна-концепции. Никакой агрессор не может состязаться с Кришна-сознанием, с абсолютной, чарующей красотой.

Красота, благодать и очарование могут пленить и одолеть силу. Мы действительно стремимся к красоте и благодати, к милости, доброте, божественной любви (преме). Самоотдача — то есть восполнение другим своей энергией, щедростью — в конце концов побеждает всех. Отдавать более стоящее дело, чем брать. Божественная любовь значит «умереть, чтобы жить» — жить не ради себя, но ради других. Великодушная жизнь — самозабвение до предела — присутствует в Кришна-сознании.

Кришна-сознание настолько прекрасно, что развивший его утрачивает самоотождествление и становится полностью самозабвенен. Такое очарование в нем. Кто может состязаться с Кришной? Любой, кто решится на это, тотчас же будет обезоружен. Если каким бы то ни было образом Кришна вступает в сердце, результатом будет лишь Его полная власть. Столь великодушен, столь благожелателен, столь сладостен Шри Кришна — Прекрасная Реальность.

(продолжение следует)

 


[1] Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

[2] Стих полностью: кр̣ш̣н̣а-бхакта — ниш̣ка̄ма, атаэва ‘ш́а̄нта’ / бхукти-мукти-сиддхи-ка̄мӣ — сакали ‘аш́а̄нта’ — «Поскольку преданный Кришны свободен от всех желаний, он умиротворен. В отличие от него, карми одержимы желанием плотских удовольствий, гьяни стремятся к освобождению, а йоги — к материальным достижениям. Все они обуреваемы мирскими желаниями и потому не способны обрести умиротворение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.149).

[3] Ахан̇ка̄ре матта хаийа̄, нита̄и-пада па̄сарийа̄, асатйере сатйа кори ма̄ни / нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе, дхаро нита̄ийера чаран̣ ду’кха̄ни — «Обезумев от гордости и позабыв о лотосоподобных стопах Нитьянанды Прабху, я принимаю ложь за истину. Но если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже. Обними же лотосоподобные стопы Нитьянанды!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[4] Аса̄дху-сан̇ге бха̄ӣ, кр̣ш̣н̣а-на̄ма на̄хи хайа / на̄ма̄кш̣ара бахира̄йа бат̣е, табу на̄ма кабху найа (Шрила Джагадананда Пандит. «Према-виварта», 7).

[5] «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что лишь двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

[6] «Я всецело склоняюсь перед Верховной Личностью Господа, Шри Хари, совместное воспевание имен Которого уничтожает все грехи, а почитание Которого рассеивает все несчастья» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

[7] «Звуковое воплощение Господа Шри Кришны, Верховной Души [„Шримад-Бхагаватам“], входит в сердце осознавшего себя преданного, и, располагаясь на лотосе его любви, очищает сердце от пыли, накопившейся в нем от соприкосновения с материей — вожделения, гнева и желаний. Оно подобно осенним дождям, делающим мутную воду в водоемах прозрачной» («Шримад-Бхагаватам», 2.8.5).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования