«Золотой Вулкан божественной любви. Часть I. Шри Чайтанья Махапрабху. Глава 3. Друг падшим». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа



скачать (формат MP3, 51.93M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Часть I. Шри Чайтанья Махапрабху

Глава 3. Друг падшим

  

Хотя справедливость обязана выискивать достоинства, милость не имеет подобных ограничений. Божественное милосердие не беспокоится о какой бы то ни было квалификации, но всегда готова возместить слабость и непригодность. Требуется лишь одно: наше искреннее стремление принять милость.

В «Чайтанья-чaритамрите» говорится:

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

«Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести совершением благочестивой деятельности пусть даже миллионы рождений. Его можно заполучить лишь одной ценой: горячим желанием. Не раздумывая, следует „купить“ его, где бы ни представилась такая возможность». Достичь Кришна-сознания не помогут никакие достоинства прошлых рождений, — важны лишь стремление и вера.

А каково же воздействие Кришна-сознания?

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и
майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани

«Наша внутренняя жажда расы, блаженства, погребена в сердце, а сердце связано и опечатано. Однако слушание и воспевание славы Кришны срывает печати, сердце пробуждается и раскрывается, чтобы принять Кришну — обитель надмирного вкуса, олицетворенное блаженство (расо вaи сах̣, aкхила-раса̄мр̣та-муртих̣)».

Наше сердце ищет благодати, очарования, сладости. И все это воспринимается сердцем, а не мозгом, поэтому сердцу придается первостепенное значение. Следующей преображается плоскость знания. После соприкосновения сердца с божественной сладостью, все подозрения исчезают (раса-вaрджaм̇ расo ’пй aсйа парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивaртате). Ощутив вкус подлинной благодати (расы), мы избавляемся от сомнений. Вкус Кришна-сознания пленяет сердце, а когда сердце в плену, начинает свое движение према, поток восторга любви. Удовлетворившись, сердце скажет: «Вот то, что я искало!» «Да, — подтвердит мозг. — Здесь не может быть никаких сомнений, это высшая цель наших исканий. Упразднить все остальное!» И сердце скажет: «Я достигло божественной любви, премы, — нет ничего выше этого! Прекратить все работы». Тогда карма закроет свои цеха. Первым результатом соприкосновения с Кришна-сознанием является пробуждение сердца. Сердце очаровано, мозг согласно „кивает“, а карма, носившаяся по тупиковым дорогам, замирает. Кришна-сознание — это подлинное богатство нашего сердца.

Природа божественной милости — распространять себя, не беспокоясь ни о каком законе. Внимание обращается лишь на наше стремление ее принять. «Хочешь?» — так предлагает милость. Мы получим ее, если просто согласимся: «Да, это удивительно, это чудесно». Не требуется ничего другого, если наша молитва непритворна. Сделка проста. Если мы хотим, мы получим. Кришна-сознание естественно-просто. Не важно, годен кто-то или нет — его получит любой, кто просто хочет.

А как же те, кто не желает принять этот божественный дар? Свою особую милость Шри Чайтанья Махапрабху раздавал им через Своего самого великодушного посланца — Шрипада Нитьянанду Прабху. Нитьянaнда Прабху не попустит даже тем, кто хотел бы избежать Кришна-сознания. Если кто-то говорит: «Я не хочу этого», Нитьянaнда Прабху не пустит. «Нет! — скажет Он. — Ты должен хотеть. Очень прошу тебя — прими! Воспользуйся этим, и ты ощутишь ценность Кришна-сознания».

Чтобы завоевать рынок, умный торговец может бесплатно раздавать клиентам образцы своего товара со словами: «Берите бесплатно! Не думайте о цене сейчас. Я дарю это. Пользуйтесь, а если почувствуете ценность, пользу моего товара — покупайте». Тогда впоследствии каждый придет купить.

Подобным образом, со смиренным прошением странствовал Нитьянанда Прабху по всей Бенгалии. Он стучался в двери Своих «покупателей» и, взывая, припадал к их стопам: «Пожалуйста, примите это! Не прогоняйте Меня. Пожалуйста, сделайте, как Я говорю. Направьте все свое внимание на Гаурангу, и вы будете несказанно облагодетельствованы. Такова Моя просьба». Со слезами на глазах Он катался в пыли у их дверей: «Вы колеблетесь брать это, но отбросьте сомнения, умоляю вас, возьмите! Поверьте Мне. Пожалуйста, примите Гаурангу!» Так Нитьянанда странствовал по обоим берегам Ганги, всюду скитаясь и проповедуя о Шри Чайтанье Махапрабху.

Нитьянaнда Прабху не желает знать никого, кроме Гауранги. В кришна-лиле Он Бaладeвa. Внешне Бaладeвa совершал раса-лилу, однако в сердце Он лишь устроил раса-лилу Кришны. Знатокам преданности вся Его натура говорит о полной жертвенности Кришне, а иначе Он бы не был Бaладeвой. В Нем нет никаких мыслей о собственном наслаждении — каждый атом Его тела стремится устроить наслаждение Кришны. Точно так же каждый атом тела Нитьянaнды Прабху есть надмирно-сознательная субстанция и предназначен для служения Шри Чайтанье Махапрабху.

Однажды Шачи Деви, мать Махапрабху, увидела сон. Кришна и Баларама сидят на троне, а Нитьянанда убеждает Бaладeву: «Ну-ка слезай [с трона]! Твои дни прошли. Пришло время занять трон Моему Господу Гауранге». Баладева возражал: «Ни за что! У Меня Свой Господь — Кришна». Произошла схватка, однако Нитьянанда оказался сильнее, Он стащил Бaладeву с трона со словами: «Твои дни прошли. Пришло время Моего Владыки — Гауранги. Прочь, узурпатор!» Баладева никак не мог совладать с Нитьянaндой, и Тот стащил Его с трона.

Такова природа взаимоотношений Махапрабху и Нитьянaнды. Для Нитьянанды Прабху не существует ничего Своего: Махапрабху для Него — все и вся. Как Баладева существует ради Кришны, так Нитьянанда Прабху существует ради Шри Чайтаньи.

Целью нисшествия Шримaна Махапрабху было максимально широко распространить вриндаванское преданное служение. Нитьянанда Прабху пел:

бхаджa гаура̄н̇га, кaха гаура̄н̇га, лaха гаура̄н̇гeра на̄мa,
йeи джaнa гаура̄н̇га бхаджe, сeи а̄ма̄ра пра̄н̣a

«Поклоняйся Гауранге, повествуй о Гауранге, воспевай Его Имя. Любой, кто поклоняется Гауранге, для Меня дороже жизни». Как только мог, Нитьянaнда Прабху старался побудить людей принять Шри Чайтанью. И что же Он говорил? «Становитесь под знамена Шри Чайтаньи, и вы благополучно достигнете Вриндавана».

Конечно, Нaвaдвипа, обитель Шри Чайтаньи Махапрабху, не менее ценна, чем Вриндаван, обитель Шри Кришны. В Навадвипе присутствует та же вриндаванская раса, просто в ином качестве. Некоторые преданные имеют особое влечение к вриндавана-лиле, некоторые — к навадвипа-лиле, есть также категория преданных, представляющих оба лагеря, однако Нaвaдвипа более великодушна. Во Вриндавaне лилы Кришны доступны лишь очень узкому кругу, но в Нaвaдвипе эти лилы распространяются. Гаура-лила более великодушна, чем кришна-лила.

В «Чайтанья-чaритамрите» [Мaдхья-лила, 25.271] Кришнадас Кавирадж Госвами так описывает их различия:

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
              даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа,
              мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те

«В кришна-лиле мы вне всяких сомнений находим высочайшую нектарную расу. Но какова же гаура-лила? В гаура-лиле нектар кришна-лилы не ограничивается узким кругом, а распространяется повсюду. Она подобна стремящимся во всех направлениях ручьям нектарного потока кришна-лилы».

Наше высшее стремление — достичь служения Шримати Радхарани, но вначале мы должны обратиться к Нитьянaнде Прабху через Его явленного представителя — Шри Гуру. Нитьянанда Прабху закладывает фундамент, что помогает нам совершать дальнейший прогресс в преданности. Быстрое движение без надежной основы повлечет пагубные последствия, поэтому нашей первейшей потребностью является милость Нитьянанды. Такой подход достигает зенита в служении Шримати Радхарани (нита̄ийeр-кaрун̣а̄ хабe браджe ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣a па̄бe).

Быть восстановленным как нижайший слуга слуги — такова философия гаудия-вайшнавизма. Принимать служение, стать единым с Кришной — не наша цель. Мы хотим служить. Подчиненная Половина Абсолютной Истины — это негативная энергия, служащая энергия, а господствующая Половина принимает Ее служение. Наибольшую выгоду мы сможем получить лишь тогда, когда, согласно нашей конституциональной природе, мы займем место среди служителей негативной, подчиненной Стороны, а никак не считая себя едиными с позитивной, господствующей Половиной.

По милости Нитьянанды Прабху мы развиваем наше влечение к Шри Гауранге. Если же мы получим милость Шри Гауранги, мы обретем более, чем всё. Это наибезопаснейший путь к Радхе-Говинде. А если мы попытаемся достичь Радху-Говинду другой дорогой, все наши усилия неизбежно будут холостыми. Если мы обращаемся к Радхе-Говинде непосредственно, минуя Шри Гаурангу, мы наткнемся на непреодолимые препятствия.

Поэтому нам следует вложить всю нашу энергию в служение Шри Гауранге. И тогда мы непроизвольно обнаружим себя поднятыми до высочайшего уровня. Прабодхананда Сарасвати Тхакур молится:

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄ш́их̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй акасма̄д,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судха̄мбху-ра̄ш́их̣

Самозабвенно посвятив себя служению лотосным стопам Шри Гауранги, мы спонтанно достигнем нектарного служения Шримати Радхарани во Вриндаване. «Капиталовложение» в Навадвипа Дхаму автоматически перенесет человека во Вриндаван. Каким образом он окажется там, не будет известно ему. Но удачливые вкладывают все в служение Гауранге. И они обнаружат, что все автоматически поднесено божественным стопам Шримати Радхарани. Она допустит их в Свое сокровенное служение и обеспечит работой. «О, у вас хорошая рекомендация из Навадвипы, — скажет Она. — Немедля Я назначаю вас на это служение». В облике Шри Гауранги Шримати Радхарани представлена в Своем высшем великодушии. Но в наши суждения об играх Шри Гауранги не проникнет ни грана эгоистического сладострастия, поскольку Он явился как санньяси и как преданный.

Конечно, если мы всмотримся в Шри Чайтанью Махапрабху, мы увидим Кришну в наряде Шримати Радхарани. Философы-имперсоналисты говорят, что, когда негативное и позитивное объединяются, они сливаются в нераздельном единстве, однако философия вайшнавов гласит, что при соединении позитивного и негативного аспектов Бога индивидуальность не исчезает. Скорее, облаченное в негативность позитивное преображается и в настроении великого искателя начинает искать Себя. Согласно вайшнавизму, соединение негативного с позитивным не рождает уравновешенности — их динамические черты сохраняются всегда. Объединением Радхи и Говинды является Шри Гауранга, а развить свое влечение к Нему мы можем по милости Прабху Нитьянанды.

Милость Нитьянанды Прабху порой превосходит даже милость Шри Чайтаньи. Чтобы не создавать нежелательного прецедента, иногда Махапрабху не мог принять некоторые падшие души, — Ему приходилось считаться с их положением и другими обстоятельствами. Однако милость Нитьянанды Прабху не принимает в расчет никаких неблагоприятных факторов. Его милость щедра и слепа. Он не проводит никакого различия между степенями греховности души. Всеохватна милость Его. И Шри Чайтанья Махапрабху не может отклонить Его рекомендацию. Нитьянанда Прабху укрывал даже отвергнутых Шри Чайтаньей, и постепенно Махапрабху был вынужден их принять. Поэтому милость Нитьянанды, превосходящая как щедростью, так и обширностью, она — наше утешение, поскольку Его милостью даже самые падшие души могут достичь той высочайшей цели.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал Своим последователям: «Даже если вы увидите Шри Нитьянанду Прабху с падшей женщиной, пьющим вино в кабаке, знайте — Он выше всего этого. Хотя внешне вы можете видеть Его занятым чем-то низменным, Он никоим образом к этому непричастен. Может казаться, что Он связан со множеством греховных поступков, однако вам следует знать, что Господь Брахма, творец этой вселенной, а также другие возвышенные преданные всегда пред Ним благоговеют. Милость Нитьянанды Прабху столь могущественна, что если кто-то просто возьмет кусочек Его каупины и почтительно повяжет на свое тело, он будет спасен от всех беспокойств, причиняемых материальными чувствами». Поэтому мы молим: «Да будет мой ум всегда крепко держаться Твоих святых стоп. Шри Нитьянанде Прабху предлагаю я свои поклоны».

Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу ради блага порабощенных майей душ. Он гнался, Он охотился за падшими душами, желая освободить их от иллюзии при помощи Святого Имени Кришны. И, как тень, Нитьянанда Прабху неотрывно сопровождал Его. Нитьянанда полностью отдался делу Махапрабху, Он не мыслил Себя без этого. Поэтому мы должны склониться перед Ним.

Шри Чайтанья Махапрабху был охвачен вкушением сладости радха-говинда-лилы, Он глубоко погрузился в эту Реальность, но вместе с этим Его желанием было освободить все души, чьи сердца изъели навязчивые идеи отречения и стяжательства. Махапрабху наказал Нитьянанде: «Ступай в Бенгалию и пытайся спасти их — дай им божественную любовь к Радхе и Кришне».

Шри Чайтанья просил Нитьянанду распространять божественную любовь к Радхе-Говинде, но, невзирая на это, Нитьянанда проповедовал о Гауранге. «Для них будет лучше поклоняться Гауранге, — думал Он. — Сначала это поможет им освободиться от оскорблений, а после они непроизвольно получат место в радха-говинда-лиле». Ему было поручено проповедовать Имя Кришны, но Он проповедовал Имя Гауранги. Поэтому, ради общего блага, мы со всем смирением склоняемся к лотосным стопам Шри Нитьянанды: «О Нитьянанда Прабху, о Гурудев, милостиво дай мне каплю твердой веры в Шри Гаурангу, Кто есть объединенные Радха-Говинда, вкушающие сладость дивного нектара вриндаванских блаженных деяний. Дай же мне каплю веры, чтобы однажды на меня снизошла божественная любовь, и меня допустили в Их обитель». Такова наша мольба.

Если мы пренебрегаем Нитьянандой Прабху и Шри Чайтаньей, вся наша надежда на служение Радхе-Говинде будет сплошным вымыслом, абстрактной игрой мысли. Нитьянанда Прабху — это луч подлинной надежды для всех падших душ. Он самая мягкосердечная ипостась гуру-таттвы. Склоним же перед Ним наши головы, примем в сердца Его святые стопы и полностью вручим себя Ему.

В духовном царстве Вайкунтхи Нитьянанда Прабху присутствует как Санкаршана — Верховный Господь, основа всего сущего. Все, что только существует, поддерживается Его энергией. Нитьянанда Прабху — это изначальный Баладева, Личность Бога. Поэтому рассматривать блаженные деяния Нитьянанды мы должны с полным сознанием Его величественного положения, хотя этот Господь странствовал по всей земле со слезами на глазах, катаясь в пыли и говоря: «Примите Имя Гауранги, и Я буду „продан“ вам!» Несмотря на то, что Нитьянанда Прабху ставил Себя в такое низкое положение, о Нем следует судить в свете Его истинного величия. С таким пониманием мы должны вручить себя Ему.

В различных областях духовного мира Баладева присутствует в различных Своих ипостасях. Сюда же Он пришел со Шри Чайтаньей как Нитьянанда Прабху. Истина о Нем исчерпывающе объясняется в «Чайтанья-чаритамрите» и «Чайтанья Бхагавате». Его описывают как наслаждающегося Своей жизнью и играми со Своим младшим братом [Шри Чайтаньей]. Перед этим Нитьянандой мы должны преклонить свои головы.

Шри кришна-према, божественная любовь, есть непостижимая сущность, что надмирно сладостна и благодатна. Великие святые, отведав ее прекрасного нектара, отринули все другие устремления, включая и столь восхваляемое Ведами стремление к освобождению. Поэтому Нитьянанда Прабху, хоть и неразделим с Баладевой, Он выше Него. Почему? Потому что Он распространяет божественную любовь.

Что же такое божественная любовь? Она настолько важна и драгоценна, настолько превосходит все другие достижения, что тот, кто может ее дать, стоит гораздо выше дающих долг, богатство, наслаждения и даже освобождение (дхарма, aртха, кaма и мокша).

Если мы понимаем, что Кришна подчинен Шри Чайтанье Махапрабху, тогда, конечно же, Баларама подчинен Нитьянанде Прабху. Во всех остальных отношениях Они сходны, однако когда к Балараме добавляется великодушие, Он становится Нитьянандой.

Прежде всего следует понять положение божественной любви. Великие святые, лишь отдаленно ощутив ее аромат, отбрасывают даже освобождение. Определив таким образом положение божественной любви, мы поймем, что дающий ее стоит гораздо выше дарителей всего остального.

Нитьянанда-Баларама выше, чем Каранодакашайи-Вишну, Сверхдуша совокупных вселенных; выше, чем Гарбходакашайи-Вишну, Сверхдуша этой вселенной; и выше, чем Кширодакашайи-Вишну, Сверхдуша всех живых существ. И, чтобы распространить божественную любовь, этот Баларама пришел сюда как Нитьянанда Прабху — пришел не как великий, могущественный и грандиозный, но в человеческом обличии. И Он даритель Гауранги. Вот что свидетельствует о Его величии. Шаг за шагом рассмотрев подробности Его жизни, мы глубже сможем это понять.

Родился Нитьянанда Прабху в Экачакре, там же прошло Его детство. Довольные Его чудесными детскими играми, все родители, друзья и односельчане жили в блаженной радости. С самого рождения Он был благодатью всей Экачакры, и в такой блаженной атмосфере прошли Его детские годы.

Однажды, когда Нитьянанда был еще юношей, к Его дому подошел какой-то санньяси и стал просить Его у родителей. Этот санньяси странствовал по различным святым местам, и в качестве милостыни просил отдать ему Нитьянанду. Санньяси взял Его с собой, и вместе они посетили практически все святые тиртхи. Говорят, что санньяси этот был Мадхавендра Пури.

Затем, однажды, чувствуя в сердце Своем всепоглощающее блаженство, Нитьянанда Прабху понял, что в Навадвипе Гауранга начал Свою санкиртана-лилу. Движимый этим вдохновением, Нитьянанда отправился туда.

В тот же день Махапрабху сказал Своим последователям: «Мне приснилось, что необычайно великий человек, восседающий на колеснице под флагом пальмового дерева, флагом Баларамы, подъехал к дверям Моего дома и спросил: „Где дом Нимая Пандита?“ Два, три, четыре раза — вновь и вновь вопрошал Он: „Где дом Нимая Пандита?“» «Вчера ночью, — продолжал Махапрабху, —этот человек должен был приехать к нам в Навадвипу. Попытайтесь Его найти».

Преданные искали и искали, но найти так и не смогли. Тогда Махапрабху сказал: «Что ж, попробую Я». Сразу же Он направился к дому Нанданы Ачарьи. Когда внезапно Махапрабху, сопровождаемый преданными, появился там, Нитьянанда Прабху сидел на веранде. Увидев Шри Чайтанью, Нитьянанда некоторое время пристально смотрел на Него, забыв про все окружающее, и потерял сознание.

С той поры Он стал самым близким другом Махапрабху. Когда же Шри Чайтанья наказал Ему широко распространять Кришна-сознание, Нитьянанда начал распространять Гауранга-сознание — божественную любовь к Шри Чайтанье. Этот Прабху Нитьянанда — спаситель всех падших душ, Он не обращает никакого внимания на степень греховности, поэтому мы почтительно склоняемся к Его святым стопам.

Однажды в Джаганнатха Пури между Чайтаньей Махапрабху и Нитьянандой Прабху произошел тайный разговор. Нитьянанда Прабху пошел в Бенгалию и там женился. Некоторые говорят, что такова была просьба Махапрабху. По нашему мнению, из-за того, что люди так называемых высших классов были проникнуты тщеславием, Махапрабху попросил Нитьянанду идти в народ. В целях проповеди Нитьянанда был вынужден общаться с людьми очень тесно, поэтому возникла необходимость жениться. В противном случае, Его близкое общение с семейными людьми могло повлечь резкую критику Его чистоты, Его отречения. И, дабы предотвратить это, Он женился. Он поступил так, поскольку вынужден был идти на хитрость. И это было не просто Его собственным желанием. Скорее всего, такова была воля Шри Чайтаньи. Естественно, жениться или нет, для Нитьянанды Прабху не имеет никакого значения.

То, как он познакомился со Своей вечной супругой, Джахнавой Деви, описывается в «Бхакти-ратнакаре». Похоже, что, когда Он совершал Свое проповедническое путешествие по Бенгалии, Ему довелось проповедовать в доме Сурьядаса Пандита, отца Джахнавы Деви и брата Гауридаса Пандита. В то время Сурьядас уже был последователем Гауры-Нитьянанды. Он оказал большую поддержку в проповеди Нитьянанды Прабху, поскольку его дом был подходящей базой. Сурьядас, отец двух дочерей, предложил руку своей дочери Нитьянанде. В высшем смысле, Шри Нитьянанда Прабху и Шримати Джахнава Деви неразлучны, и хотя внешне Их брак состоялся по необходимости, в действительности это было частью Их вечной лилы.

К сожалению, некоторые так называемые санньяси пользуются этим примером, чтобы оставить свой обет безбрачия и жениться. В оправдание они ссылаются на женитьбу Нитьянанды. Однако был ли Нитьянанда Прабху санньяси, не доказано. В действительности имя Нитьянанда — это по традиции имя брахмачари. Суффикс «ананда» обычно добавляют к имени брахмачари. Ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья — все это виды брахмачарских имен. Среди санньяси тоже встречается имя Ананда, однако по отношению к Нитьянанде Прабху титул санньяси не упоминается нигде. Также нигде не упоминается санньяса-гуру Нитьянанды Прабху, хотя мы знаем, что Его дикша-гуру был Мадхавендра Пури, Гуру Адвайты Прабху и Ишвары Пури.

Нитьянанда Прабху известен как авадхута. Авадхута не означает санньяси. Так называют личность, не слишком заботящуюся о своих внешних действиях и порой поступающую вразрез с общепринятыми нормами. Когда возвышенную личность видят занятой чем-то низким, ее называют авадхутой. Подразумевается, что он выше всего этого, хотя внешне может делать что-то недостойное. Ава означает «низость», а дхута означает, что он может либо удалить [ее], либо очистить.

Цельный посох санньяси (экаданду) Нитьянанда Прабху сломал натрое. Это означает, что, принимая отреченную жизнь, санньясу, мы должны принимать не одну, а три данды, что символизируют посвящение служению Господу тела, ума и речи. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвaти Тхакур Прабхупада, вдохновленный этим поступком Нитьянанды Прабху, посвящал своих последователей в триданда-санньясу, что резко отличалось от традиционной в Бенгалии экаданды. Практика триданда-санньясы бытовала в Южной Индии среди вайшнавов Рамануджа-сампрадаи, а Шрила Бхактисиддханта утвердил ее для современной эпохи.

У Нитьянaнды Прабху был весьма своеобразный подход. Его стратегией было спасать самых падших. Подобно Наполеону, чьей хитростью было атаковать сильнейшие позиции врага, Нитьянанда хотел захватить наиболее греховных. Мы привыкли думать, что святой, как правило, удирает от мира майи и отправляется в уединенное место, где поселяется в пещере и медитирует. Обычно индийские святые проповедуют: «Оставьте все, идите в уединенное место, идите в джунгли, отыщите себе пещеру и там постигайте Бога». Но не таков был наш Гуру Махарадж. Подобно Махапрабху и Нитьянанде, он хотел атаковать майю и, как великий полководец, объявил тотальную войну против майи и даже против всех других существующих религиозных представлений. «Почему существует эти ошибки и заблуждения? — думал он. — Все принадлежит Кришне. Это так ясно, просто и сладостно. Как можем мы думать: „Это мне, а это — Ему?“ Как мы можем допустить существование таких заблуждений? В атаку! Киртана значит проповедовать против заблуждений. Как солдаты, вы должны ходить от двери к двери и проповедовать Кришна-сознание, интересы Кришны, концепцию Кришны. Если они поймут, что все существует ради Кришны, они спасутся. Эта истина проста и ясна. Почему они должны оставаться в неведении? Попытайтесь заинтересовать их, спасите их из мира ошибок и заблуждений, в котором они сейчас так страдают от возмездия».

Так что мы ничего не боимся. Вайшнав, любящий уединенную жизнь, однажды спросил нашего Гуру Махараджа: «Почему вы живете в Калькутте? Это место сатаны. Здесь постоянно идут битвы за эгоистические интересы. Уходите отсюда, отправляйтесь в святую Дхаму». Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур специально выбрал Калькутту. «Я предпочитаю представлять убеждения Махапрабху в максимально оскверненном месте» — отвечал он. По этой же причине он хотел послать людей на Запад. «Восток зачарован блеском западной цивилизации, — говорил он, — поэтому первой нужно сокрушить ее. Тогда ее привлекательность исчезнет и весь мир присоединится к походу божественной любви Шри Чайтаньи Махапрабху».

Это был тот же дух, с которым Нитьянанда Прабху собирал падшие души этого мира, стремясь привести их к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.

(продолжение следует)

 



←  Субботняя программа в Абхазии 4 июня 2016 года ·• Архив новостей •· «Золотой Вулкан божественной любви. Часть I. Шри Чайтанья Махапрабху. Глава 3. Друг падшим». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 54.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Часть I. Шри Чайтанья Махапрабху

Глава 3. Друг падшим

  

Хотя справедливость обязана выискивать достоинства, милость не имеет подобных ограничений. Божественное милосердие не беспокоится о какой бы то ни было квалификации, но всегда готова возместить слабость и непригодность. Требуется лишь одно: наше искреннее стремление принять милость.

В «Чайтанья-чaритамрите» говорится:

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

«Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести совершением благочестивой деятельности пусть даже миллионы рождений. Его можно заполучить лишь одной ценой: горячим желанием. Не раздумывая, следует „купить“ его, где бы ни представилась такая возможность». Достичь Кришна-сознания не помогут никакие достоинства прошлых рождений, — важны лишь стремление и вера.

А каково же воздействие Кришна-сознания?

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и
майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани

«Наша внутренняя жажда расы, блаженства, погребена в сердце, а сердце связано и опечатано. Однако слушание и воспевание славы Кришны срывает печати, сердце пробуждается и раскрывается, чтобы принять Кришну — обитель надмирного вкуса, олицетворенное блаженство (расо вaи сах̣, aкхила-раса̄мр̣та-муртих̣)».

Наше сердце ищет благодати, очарования, сладости. И все это воспринимается сердцем, а не мозгом, поэтому сердцу придается первостепенное значение. Следующей преображается плоскость знания. После соприкосновения сердца с божественной сладостью, все подозрения исчезают (раса-вaрджaм̇ расo ’пй aсйа парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивaртате). Ощутив вкус подлинной благодати (расы), мы избавляемся от сомнений. Вкус Кришна-сознания пленяет сердце, а когда сердце в плену, начинает свое движение према, поток восторга любви. Удовлетворившись, сердце скажет: «Вот то, что я искало!» «Да, — подтвердит мозг. — Здесь не может быть никаких сомнений, это высшая цель наших исканий. Упразднить все остальное!» И сердце скажет: «Я достигло божественной любви, премы, — нет ничего выше этого! Прекратить все работы». Тогда карма закроет свои цеха. Первым результатом соприкосновения с Кришна-сознанием является пробуждение сердца. Сердце очаровано, мозг согласно „кивает“, а карма, носившаяся по тупиковым дорогам, замирает. Кришна-сознание — это подлинное богатство нашего сердца.

Природа божественной милости — распространять себя, не беспокоясь ни о каком законе. Внимание обращается лишь на наше стремление ее принять. «Хочешь?» — так предлагает милость. Мы получим ее, если просто согласимся: «Да, это удивительно, это чудесно». Не требуется ничего другого, если наша молитва непритворна. Сделка проста. Если мы хотим, мы получим. Кришна-сознание естественно-просто. Не важно, годен кто-то или нет — его получит любой, кто просто хочет.

А как же те, кто не желает принять этот божественный дар? Свою особую милость Шри Чайтанья Махапрабху раздавал им через Своего самого великодушного посланца — Шрипада Нитьянанду Прабху. Нитьянaнда Прабху не попустит даже тем, кто хотел бы избежать Кришна-сознания. Если кто-то говорит: «Я не хочу этого», Нитьянaнда Прабху не пустит. «Нет! — скажет Он. — Ты должен хотеть. Очень прошу тебя — прими! Воспользуйся этим, и ты ощутишь ценность Кришна-сознания».

Чтобы завоевать рынок, умный торговец может бесплатно раздавать клиентам образцы своего товара со словами: «Берите бесплатно! Не думайте о цене сейчас. Я дарю это. Пользуйтесь, а если почувствуете ценность, пользу моего товара — покупайте». Тогда впоследствии каждый придет купить.

Подобным образом, со смиренным прошением странствовал Нитьянанда Прабху по всей Бенгалии. Он стучался в двери Своих «покупателей» и, взывая, припадал к их стопам: «Пожалуйста, примите это! Не прогоняйте Меня. Пожалуйста, сделайте, как Я говорю. Направьте все свое внимание на Гаурангу, и вы будете несказанно облагодетельствованы. Такова Моя просьба». Со слезами на глазах Он катался в пыли у их дверей: «Вы колеблетесь брать это, но отбросьте сомнения, умоляю вас, возьмите! Поверьте Мне. Пожалуйста, примите Гаурангу!» Так Нитьянанда странствовал по обоим берегам Ганги, всюду скитаясь и проповедуя о Шри Чайтанье Махапрабху.

Нитьянaнда Прабху не желает знать никого, кроме Гауранги. В кришна-лиле Он Бaладeвa. Внешне Бaладeвa совершал раса-лилу, однако в сердце Он лишь устроил раса-лилу Кришны. Знатокам преданности вся Его натура говорит о полной жертвенности Кришне, а иначе Он бы не был Бaладeвой. В Нем нет никаких мыслей о собственном наслаждении — каждый атом Его тела стремится устроить наслаждение Кришны. Точно так же каждый атом тела Нитьянaнды Прабху есть надмирно-сознательная субстанция и предназначен для служения Шри Чайтанье Махапрабху.

Однажды Шачи Деви, мать Махапрабху, увидела сон. Кришна и Баларама сидят на троне, а Нитьянанда убеждает Бaладeву: «Ну-ка слезай [с трона]! Твои дни прошли. Пришло время занять трон Моему Господу Гауранге». Баладева возражал: «Ни за что! У Меня Свой Господь — Кришна». Произошла схватка, однако Нитьянанда оказался сильнее, Он стащил Бaладeву с трона со словами: «Твои дни прошли. Пришло время Моего Владыки — Гауранги. Прочь, узурпатор!» Баладева никак не мог совладать с Нитьянaндой, и Тот стащил Его с трона.

Такова природа взаимоотношений Махапрабху и Нитьянaнды. Для Нитьянанды Прабху не существует ничего Своего: Махапрабху для Него — все и вся. Как Баладева существует ради Кришны, так Нитьянанда Прабху существует ради Шри Чайтаньи.

Целью нисшествия Шримaна Махапрабху было максимально широко распространить вриндаванское преданное служение. Нитьянанда Прабху пел:

бхаджa гаура̄н̇га, кaха гаура̄н̇га, лaха гаура̄н̇гeра на̄мa,
йeи джaнa гаура̄н̇га бхаджe, сeи а̄ма̄ра пра̄н̣a

«Поклоняйся Гауранге, повествуй о Гауранге, воспевай Его Имя. Любой, кто поклоняется Гауранге, для Меня дороже жизни». Как только мог, Нитьянaнда Прабху старался побудить людей принять Шри Чайтанью. И что же Он говорил? «Становитесь под знамена Шри Чайтаньи, и вы благополучно достигнете Вриндавана».

Конечно, Нaвaдвипа, обитель Шри Чайтаньи Махапрабху, не менее ценна, чем Вриндаван, обитель Шри Кришны. В Навадвипе присутствует та же вриндаванская раса, просто в ином качестве. Некоторые преданные имеют особое влечение к вриндавана-лиле, некоторые — к навадвипа-лиле, есть также категория преданных, представляющих оба лагеря, однако Нaвaдвипа более великодушна. Во Вриндавaне лилы Кришны доступны лишь очень узкому кругу, но в Нaвaдвипе эти лилы распространяются. Гаура-лила более великодушна, чем кришна-лила.

В «Чайтанья-чaритамрите» [Мaдхья-лила, 25.271] Кришнадас Кавирадж Госвами так описывает их различия:

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
              даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа,
              мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те

«В кришна-лиле мы вне всяких сомнений находим высочайшую нектарную расу. Но какова же гаура-лила? В гаура-лиле нектар кришна-лилы не ограничивается узким кругом, а распространяется повсюду. Она подобна стремящимся во всех направлениях ручьям нектарного потока кришна-лилы».

Наше высшее стремление — достичь служения Шримати Радхарани, но вначале мы должны обратиться к Нитьянaнде Прабху через Его явленного представителя — Шри Гуру. Нитьянанда Прабху закладывает фундамент, что помогает нам совершать дальнейший прогресс в преданности. Быстрое движение без надежной основы повлечет пагубные последствия, поэтому нашей первейшей потребностью является милость Нитьянанды. Такой подход достигает зенита в служении Шримати Радхарани (нита̄ийeр-кaрун̣а̄ хабe браджe ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣a па̄бe).

Быть восстановленным как нижайший слуга слуги — такова философия гаудия-вайшнавизма. Принимать служение, стать единым с Кришной — не наша цель. Мы хотим служить. Подчиненная Половина Абсолютной Истины — это негативная энергия, служащая энергия, а господствующая Половина принимает Ее служение. Наибольшую выгоду мы сможем получить лишь тогда, когда, согласно нашей конституциональной природе, мы займем место среди служителей негативной, подчиненной Стороны, а никак не считая себя едиными с позитивной, господствующей Половиной.

По милости Нитьянанды Прабху мы развиваем наше влечение к Шри Гауранге. Если же мы получим милость Шри Гауранги, мы обретем более, чем всё. Это наибезопаснейший путь к Радхе-Говинде. А если мы попытаемся достичь Радху-Говинду другой дорогой, все наши усилия неизбежно будут холостыми. Если мы обращаемся к Радхе-Говинде непосредственно, минуя Шри Гаурангу, мы наткнемся на непреодолимые препятствия.

Поэтому нам следует вложить всю нашу энергию в служение Шри Гауранге. И тогда мы непроизвольно обнаружим себя поднятыми до высочайшего уровня. Прабодхананда Сарасвати Тхакур молится:

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄ш́их̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй акасма̄д,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судха̄мбху-ра̄ш́их̣

Самозабвенно посвятив себя служению лотосным стопам Шри Гауранги, мы спонтанно достигнем нектарного служения Шримати Радхарани во Вриндаване. «Капиталовложение» в Навадвипа Дхаму автоматически перенесет человека во Вриндаван. Каким образом он окажется там, не будет известно ему. Но удачливые вкладывают все в служение Гауранге. И они обнаружат, что все автоматически поднесено божественным стопам Шримати Радхарани. Она допустит их в Свое сокровенное служение и обеспечит работой. «О, у вас хорошая рекомендация из Навадвипы, — скажет Она. — Немедля Я назначаю вас на это служение». В облике Шри Гауранги Шримати Радхарани представлена в Своем высшем великодушии. Но в наши суждения об играх Шри Гауранги не проникнет ни грана эгоистического сладострастия, поскольку Он явился как санньяси и как преданный.

Конечно, если мы всмотримся в Шри Чайтанью Махапрабху, мы увидим Кришну в наряде Шримати Радхарани. Философы-имперсоналисты говорят, что, когда негативное и позитивное объединяются, они сливаются в нераздельном единстве, однако философия вайшнавов гласит, что при соединении позитивного и негативного аспектов Бога индивидуальность не исчезает. Скорее, облаченное в негативность позитивное преображается и в настроении великого искателя начинает искать Себя. Согласно вайшнавизму, соединение негативного с позитивным не рождает уравновешенности — их динамические черты сохраняются всегда. Объединением Радхи и Говинды является Шри Гауранга, а развить свое влечение к Нему мы можем по милости Прабху Нитьянанды.

Милость Нитьянанды Прабху порой превосходит даже милость Шри Чайтаньи. Чтобы не создавать нежелательного прецедента, иногда Махапрабху не мог принять некоторые падшие души, — Ему приходилось считаться с их положением и другими обстоятельствами. Однако милость Нитьянанды Прабху не принимает в расчет никаких неблагоприятных факторов. Его милость щедра и слепа. Он не проводит никакого различия между степенями греховности души. Всеохватна милость Его. И Шри Чайтанья Махапрабху не может отклонить Его рекомендацию. Нитьянанда Прабху укрывал даже отвергнутых Шри Чайтаньей, и постепенно Махапрабху был вынужден их принять. Поэтому милость Нитьянанды, превосходящая как щедростью, так и обширностью, она — наше утешение, поскольку Его милостью даже самые падшие души могут достичь той высочайшей цели.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал Своим последователям: «Даже если вы увидите Шри Нитьянанду Прабху с падшей женщиной, пьющим вино в кабаке, знайте — Он выше всего этого. Хотя внешне вы можете видеть Его занятым чем-то низменным, Он никоим образом к этому непричастен. Может казаться, что Он связан со множеством греховных поступков, однако вам следует знать, что Господь Брахма, творец этой вселенной, а также другие возвышенные преданные всегда пред Ним благоговеют. Милость Нитьянанды Прабху столь могущественна, что если кто-то просто возьмет кусочек Его каупины и почтительно повяжет на свое тело, он будет спасен от всех беспокойств, причиняемых материальными чувствами». Поэтому мы молим: «Да будет мой ум всегда крепко держаться Твоих святых стоп. Шри Нитьянанде Прабху предлагаю я свои поклоны».

Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу ради блага порабощенных майей душ. Он гнался, Он охотился за падшими душами, желая освободить их от иллюзии при помощи Святого Имени Кришны. И, как тень, Нитьянанда Прабху неотрывно сопровождал Его. Нитьянанда полностью отдался делу Махапрабху, Он не мыслил Себя без этого. Поэтому мы должны склониться перед Ним.

Шри Чайтанья Махапрабху был охвачен вкушением сладости радха-говинда-лилы, Он глубоко погрузился в эту Реальность, но вместе с этим Его желанием было освободить все души, чьи сердца изъели навязчивые идеи отречения и стяжательства. Махапрабху наказал Нитьянанде: «Ступай в Бенгалию и пытайся спасти их — дай им божественную любовь к Радхе и Кришне».

Шри Чайтанья просил Нитьянанду распространять божественную любовь к Радхе-Говинде, но, невзирая на это, Нитьянанда проповедовал о Гауранге. «Для них будет лучше поклоняться Гауранге, — думал Он. — Сначала это поможет им освободиться от оскорблений, а после они непроизвольно получат место в радха-говинда-лиле». Ему было поручено проповедовать Имя Кришны, но Он проповедовал Имя Гауранги. Поэтому, ради общего блага, мы со всем смирением склоняемся к лотосным стопам Шри Нитьянанды: «О Нитьянанда Прабху, о Гурудев, милостиво дай мне каплю твердой веры в Шри Гаурангу, Кто есть объединенные Радха-Говинда, вкушающие сладость дивного нектара вриндаванских блаженных деяний. Дай же мне каплю веры, чтобы однажды на меня снизошла божественная любовь, и меня допустили в Их обитель». Такова наша мольба.

Если мы пренебрегаем Нитьянандой Прабху и Шри Чайтаньей, вся наша надежда на служение Радхе-Говинде будет сплошным вымыслом, абстрактной игрой мысли. Нитьянанда Прабху — это луч подлинной надежды для всех падших душ. Он самая мягкосердечная ипостась гуру-таттвы. Склоним же перед Ним наши головы, примем в сердца Его святые стопы и полностью вручим себя Ему.

В духовном царстве Вайкунтхи Нитьянанда Прабху присутствует как Санкаршана — Верховный Господь, основа всего сущего. Все, что только существует, поддерживается Его энергией. Нитьянанда Прабху — это изначальный Баладева, Личность Бога. Поэтому рассматривать блаженные деяния Нитьянанды мы должны с полным сознанием Его величественного положения, хотя этот Господь странствовал по всей земле со слезами на глазах, катаясь в пыли и говоря: «Примите Имя Гауранги, и Я буду „продан“ вам!» Несмотря на то, что Нитьянанда Прабху ставил Себя в такое низкое положение, о Нем следует судить в свете Его истинного величия. С таким пониманием мы должны вручить себя Ему.

В различных областях духовного мира Баладева присутствует в различных Своих ипостасях. Сюда же Он пришел со Шри Чайтаньей как Нитьянанда Прабху. Истина о Нем исчерпывающе объясняется в «Чайтанья-чаритамрите» и «Чайтанья Бхагавате». Его описывают как наслаждающегося Своей жизнью и играми со Своим младшим братом [Шри Чайтаньей]. Перед этим Нитьянандой мы должны преклонить свои головы.

Шри кришна-према, божественная любовь, есть непостижимая сущность, что надмирно сладостна и благодатна. Великие святые, отведав ее прекрасного нектара, отринули все другие устремления, включая и столь восхваляемое Ведами стремление к освобождению. Поэтому Нитьянанда Прабху, хоть и неразделим с Баладевой, Он выше Него. Почему? Потому что Он распространяет божественную любовь.

Что же такое божественная любовь? Она настолько важна и драгоценна, настолько превосходит все другие достижения, что тот, кто может ее дать, стоит гораздо выше дающих долг, богатство, наслаждения и даже освобождение (дхарма, aртха, кaма и мокша).

Если мы понимаем, что Кришна подчинен Шри Чайтанье Махапрабху, тогда, конечно же, Баларама подчинен Нитьянанде Прабху. Во всех остальных отношениях Они сходны, однако когда к Балараме добавляется великодушие, Он становится Нитьянандой.

Прежде всего следует понять положение божественной любви. Великие святые, лишь отдаленно ощутив ее аромат, отбрасывают даже освобождение. Определив таким образом положение божественной любви, мы поймем, что дающий ее стоит гораздо выше дарителей всего остального.

Нитьянанда-Баларама выше, чем Каранодакашайи-Вишну, Сверхдуша совокупных вселенных; выше, чем Гарбходакашайи-Вишну, Сверхдуша этой вселенной; и выше, чем Кширодакашайи-Вишну, Сверхдуша всех живых существ. И, чтобы распространить божественную любовь, этот Баларама пришел сюда как Нитьянанда Прабху — пришел не как великий, могущественный и грандиозный, но в человеческом обличии. И Он даритель Гауранги. Вот что свидетельствует о Его величии. Шаг за шагом рассмотрев подробности Его жизни, мы глубже сможем это понять.

Родился Нитьянанда Прабху в Экачакре, там же прошло Его детство. Довольные Его чудесными детскими играми, все родители, друзья и односельчане жили в блаженной радости. С самого рождения Он был благодатью всей Экачакры, и в такой блаженной атмосфере прошли Его детские годы.

Однажды, когда Нитьянанда был еще юношей, к Его дому подошел какой-то санньяси и стал просить Его у родителей. Этот санньяси странствовал по различным святым местам, и в качестве милостыни просил отдать ему Нитьянанду. Санньяси взял Его с собой, и вместе они посетили практически все святые тиртхи. Говорят, что санньяси этот был Мадхавендра Пури.

Затем, однажды, чувствуя в сердце Своем всепоглощающее блаженство, Нитьянанда Прабху понял, что в Навадвипе Гауранга начал Свою санкиртана-лилу. Движимый этим вдохновением, Нитьянанда отправился туда.

В тот же день Махапрабху сказал Своим последователям: «Мне приснилось, что необычайно великий человек, восседающий на колеснице под флагом пальмового дерева, флагом Баларамы, подъехал к дверям Моего дома и спросил: „Где дом Нимая Пандита?“ Два, три, четыре раза — вновь и вновь вопрошал Он: „Где дом Нимая Пандита?“» «Вчера ночью, — продолжал Махапрабху, —этот человек должен был приехать к нам в Навадвипу. Попытайтесь Его найти».

Преданные искали и искали, но найти так и не смогли. Тогда Махапрабху сказал: «Что ж, попробую Я». Сразу же Он направился к дому Нанданы Ачарьи. Когда внезапно Махапрабху, сопровождаемый преданными, появился там, Нитьянанда Прабху сидел на веранде. Увидев Шри Чайтанью, Нитьянанда некоторое время пристально смотрел на Него, забыв про все окружающее, и потерял сознание.

С той поры Он стал самым близким другом Махапрабху. Когда же Шри Чайтанья наказал Ему широко распространять Кришна-сознание, Нитьянанда начал распространять Гауранга-сознание — божественную любовь к Шри Чайтанье. Этот Прабху Нитьянанда — спаситель всех падших душ, Он не обращает никакого внимания на степень греховности, поэтому мы почтительно склоняемся к Его святым стопам.

Однажды в Джаганнатха Пури между Чайтаньей Махапрабху и Нитьянандой Прабху произошел тайный разговор. Нитьянанда Прабху пошел в Бенгалию и там женился. Некоторые говорят, что такова была просьба Махапрабху. По нашему мнению, из-за того, что люди так называемых высших классов были проникнуты тщеславием, Махапрабху попросил Нитьянанду идти в народ. В целях проповеди Нитьянанда был вынужден общаться с людьми очень тесно, поэтому возникла необходимость жениться. В противном случае, Его близкое общение с семейными людьми могло повлечь резкую критику Его чистоты, Его отречения. И, дабы предотвратить это, Он женился. Он поступил так, поскольку вынужден был идти на хитрость. И это было не просто Его собственным желанием. Скорее всего, такова была воля Шри Чайтаньи. Естественно, жениться или нет, для Нитьянанды Прабху не имеет никакого значения.

То, как он познакомился со Своей вечной супругой, Джахнавой Деви, описывается в «Бхакти-ратнакаре». Похоже, что, когда Он совершал Свое проповедническое путешествие по Бенгалии, Ему довелось проповедовать в доме Сурьядаса Пандита, отца Джахнавы Деви и брата Гауридаса Пандита. В то время Сурьядас уже был последователем Гауры-Нитьянанды. Он оказал большую поддержку в проповеди Нитьянанды Прабху, поскольку его дом был подходящей базой. Сурьядас, отец двух дочерей, предложил руку своей дочери Нитьянанде. В высшем смысле, Шри Нитьянанда Прабху и Шримати Джахнава Деви неразлучны, и хотя внешне Их брак состоялся по необходимости, в действительности это было частью Их вечной лилы.

К сожалению, некоторые так называемые санньяси пользуются этим примером, чтобы оставить свой обет безбрачия и жениться. В оправдание они ссылаются на женитьбу Нитьянанды. Однако был ли Нитьянанда Прабху санньяси, не доказано. В действительности имя Нитьянанда — это по традиции имя брахмачари. Суффикс «ананда» обычно добавляют к имени брахмачари. Ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья — все это виды брахмачарских имен. Среди санньяси тоже встречается имя Ананда, однако по отношению к Нитьянанде Прабху титул санньяси не упоминается нигде. Также нигде не упоминается санньяса-гуру Нитьянанды Прабху, хотя мы знаем, что Его дикша-гуру был Мадхавендра Пури, Гуру Адвайты Прабху и Ишвары Пури.

Нитьянанда Прабху известен как авадхута. Авадхута не означает санньяси. Так называют личность, не слишком заботящуюся о своих внешних действиях и порой поступающую вразрез с общепринятыми нормами. Когда возвышенную личность видят занятой чем-то низким, ее называют авадхутой. Подразумевается, что он выше всего этого, хотя внешне может делать что-то недостойное. Ава означает «низость», а дхута означает, что он может либо удалить [ее], либо очистить.

Цельный посох санньяси (экаданду) Нитьянанда Прабху сломал натрое. Это означает, что, принимая отреченную жизнь, санньясу, мы должны принимать не одну, а три данды, что символизируют посвящение служению Господу тела, ума и речи. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвaти Тхакур Прабхупада, вдохновленный этим поступком Нитьянанды Прабху, посвящал своих последователей в триданда-санньясу, что резко отличалось от традиционной в Бенгалии экаданды. Практика триданда-санньясы бытовала в Южной Индии среди вайшнавов Рамануджа-сампрадаи, а Шрила Бхактисиддханта утвердил ее для современной эпохи.

У Нитьянaнды Прабху был весьма своеобразный подход. Его стратегией было спасать самых падших. Подобно Наполеону, чьей хитростью было атаковать сильнейшие позиции врага, Нитьянанда хотел захватить наиболее греховных. Мы привыкли думать, что святой, как правило, удирает от мира майи и отправляется в уединенное место, где поселяется в пещере и медитирует. Обычно индийские святые проповедуют: «Оставьте все, идите в уединенное место, идите в джунгли, отыщите себе пещеру и там постигайте Бога». Но не таков был наш Гуру Махарадж. Подобно Махапрабху и Нитьянанде, он хотел атаковать майю и, как великий полководец, объявил тотальную войну против майи и даже против всех других существующих религиозных представлений. «Почему существует эти ошибки и заблуждения? — думал он. — Все принадлежит Кришне. Это так ясно, просто и сладостно. Как можем мы думать: „Это мне, а это — Ему?“ Как мы можем допустить существование таких заблуждений? В атаку! Киртана значит проповедовать против заблуждений. Как солдаты, вы должны ходить от двери к двери и проповедовать Кришна-сознание, интересы Кришны, концепцию Кришны. Если они поймут, что все существует ради Кришны, они спасутся. Эта истина проста и ясна. Почему они должны оставаться в неведении? Попытайтесь заинтересовать их, спасите их из мира ошибок и заблуждений, в котором они сейчас так страдают от возмездия».

Так что мы ничего не боимся. Вайшнав, любящий уединенную жизнь, однажды спросил нашего Гуру Махараджа: «Почему вы живете в Калькутте? Это место сатаны. Здесь постоянно идут битвы за эгоистические интересы. Уходите отсюда, отправляйтесь в святую Дхаму». Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур специально выбрал Калькутту. «Я предпочитаю представлять убеждения Махапрабху в максимально оскверненном месте» — отвечал он. По этой же причине он хотел послать людей на Запад. «Восток зачарован блеском западной цивилизации, — говорил он, — поэтому первой нужно сокрушить ее. Тогда ее привлекательность исчезнет и весь мир присоединится к походу божественной любви Шри Чайтаньи Махапрабху».

Это был тот же дух, с которым Нитьянанда Прабху собирал падшие души этого мира, стремясь привести их к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.

(продолжение следует)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования