«Стремление». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 8 августа 1989 года. Навадвипа Дхама, Индия | “Hankering.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 8 August 1989. Navadwip Dham, India


Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвāмӣ Маха̄ра̄дж

Стремление

(Оригинал: http://www.gaudiyadarshan.com/posts/hankering/)

Фрагмент неформальной беседы,
состоявшейся 8 августа 1989 года

 

После ухода Гуру Махараджа определенно стоило ожидать трудностей, что мы и видим сейчас. Когда Гуру Махарадж присутствовал в этом мире, нам не было необходимости следовать пути видхи-марги. Но теперь иногда это необходимо.

Вопрос: Я всегда представлял, что, практикуя садхана-бхакти, преданный достигает спонтанного уровня, раги. Но здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, я слышал, что с самого начала наш путь — это рага-марга.

Шрила Говинда Махарадж: Да, с самого начала. Существуют два пути, марги: путь рага, и путь видхи. Мы бхакты рага-нуга линии, последователи Рупы Госвами. Рупануга-сампрадая. Но я и Гуру Махарадж говорим о том, что мы стремимся строго придерживаться видхи-марги.

Однако в рага-марге также всегда присутствует доля видхи. Я не могу сказать своему отцу: «Ты мне как зять». Отец — это отец, и ему я должен выказывать почтение как к отцу, не такое, какое выказывают зятю. Это также видхи. Видхи-марга и рага-марга отличаются, в этом нет сомнений, но сперва важно понять, чем является рага-марга. Рага-марга подразумевает страстное желание, непреодолимое желание совершать служение. И преданный рага-марги с нетерпением ожидает этой возможности. Где это уместно, такой преданный придерживается стандартов видхи, но его влечет непреодолимое желание служить Кришне. При этом иногда он может обходить правила видхи. Понимаете? Это и есть рага-марга. Не каждый раз преданный уровня рага-марги переступает через видхи, напротив, он пытается следовать пути видхи.

Один-единственный путь ведет на Вайкунтху, и это — дух служения. Только благодаря служению мы можем достичь Вайкунтха-локи, а еще выше находится Голока. Это мир служения Кришне и ничего кроме этого.

Можно привести такой пример. Преданный рага-марги жаждет служения, поэтому он не станет покупать билет на поезд. Если поезд стоит на платформе и должен вот-вот отправиться, он не будет покупать билет, а сразу же запрыгнет в него. В поезде будет контроллер, который проверит наличие билета, а значит, такому преданному грозит штраф, но его это не беспокоит, ему нужно быть в Калькутте в девять часов. Такого рода стремление называется рага-марга. Иногда он нарушает правила, и из-за этого он также может пострадать, но его это не волнует.

Его стремлению служить присуща такая интенсивность, что он может переступить через правила, невзирая на реакции, которые придут к нему. Да, иногда наступает последствие, но он не обеспокоен этим. Иногда последствие может и не наступить: по воле Кришны могут быть устранены любые препятствия, контроллер в поезде может обойти его, не зайти в его купе. Зайдет ли контроллер или нет, преданный не испытывает страха. Ему нужно ехать, и всё. Благодаря этому примеру можно понять его позицию. Это довольно ясный пример. Когда он нарушает видхи, его ожидают хлопоты, страдания, но сила его устремления такова, что он не придает им никакого значения: «Да, пусть я понесу неизбежное наказание».

Гопи дают пыль своих стоп Кришне[1]. Они отдают себе отчет в том, что совершают и что им за это будет. А какими будут последствия? Возможно, ананта нарак, вечное пребывание в аду. Кришна — Сам Всевышний, и если мы даем пыль своих стоп, то это, конечно, не видхи, последствия будут пагубными для нас. Но их это не тревожит: «Когда Кришна получит эту пыль, Он испытает облегчение. Это самое главное». Таковы понятия видхи- и рага-марги. Видхи всегда движется своим путем, но рага всегда обгоняет ее своим страстным желанием совершать служение.

Важно, чтобы преданный был полностью удовлетворен своим служением. А иначе он будет испытывать страдания. Если его стремление не полностью покоряет его сердце, то он будет страдать, переступая через видхи.

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
кр
ӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи м
ӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[2]

Это рага-марга Враджи. Такого рода устремление приходит не просто. Если вы в ком-то видите подобный тип сознания, нужно сотрудничать с ним, перенимать это от него ради собственного блага.

Таковы эти два пути: рага и видхи. Каждый должен стараться придерживаться видхи-марги в таком понимании.

 

Альтернативный перевод:

После ухода Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, должны возникнуть трудности, и сейчас мы сталкиваемся с ними. Когда Гуру Махарадж присутствовал, для нас не было необходимости следовать видхи-маргу. Но теперь это временами необходимо.

Вопрос: Я всегда понимал так, что практика садхана-бхакти приводит к раге, уровню спонтанности [в преданности Богу]. Но здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, я услышал, что наша линия — это рага-марг с самого начала.

Шрила Говинда Махарадж: Да, с начала. 

Существуют два марга [патха]: путь раги и путь видхи. Но там, где присутствует рага-марг, там также присутствует и видхи-марг. Я не могу сказать своему отцу: «Ты мой зять». Мой отец — это мой отец, и я стану почитать моего отца как отца, не как зятя. Это одна разновидность видхиВидхи-марг и рага-марг отличаются, несомненно, но необходимо прежде всего понять, что такое рага-маргРага-марг — это жажда, очень сильная жажда служения. Преданный в рага-марге не может дождаться возможности служить. Когда это необходимо, эти преданные должны сохранять видхи, но с жаждой, великой жаждой служить Кришне.

Таким образом, рага-марг бхакта временами преступает видхи. Понимаете? Это зовется рага-маргомРага-марг не означает, что преданные всегда стремятся нарушать правила видхи-марга. Преданный рага-марга всегда пытается сохранять видхи-марг. Это единственная дорога, ведущая на Вайкунтху, и это дух служения. Благодаря служению мы можем отправиться на Вайкунтхалоку, и, за пределами этого, на Голоку, где проявлено исключительно служение Кришне, и ничто иное. 

Когда эта великая жажда приходит к преданному рага-марга, он не в силах ждать возможности купить билет в Калькутту. Если он увидел, что поезд ждет на платформе, и знает, что в то время, как он покупает билет, поезд может уйти, то он не станет покупать билет; он немедленно сядет на поезд. Там может оказаться кондуктор, который его оштрафует, но для него это не проблема; он должен отправиться в Калькутту в девять часов.

Подобная жажда зовется рага-маргом. Временами такой преданный нарушает правила и порой страдает из-за этого, но пренебрегает этими страданиями. Порой приходит реакция, но преданный не озабочен этим. А иногда реакции могут и не прийти. Кришна может намеренно избавить его от всех трудностей. Кондуктор может и не зайти в его купе, но если это произойдет, преданный не станет испытывать страха. Ему нужно ехать. Таково его положение. Это пример.

Когда мы нарушаем видхи, мы временами обречены страдать до известной степени, но жажда пренебрегает этими страданиями. «Да, несомненно, я должен страдать». Гопи отдают Кришне пыль своих стоп. Они знают, кому они ее дают, и знают, каков результат. Каков же? Это может быть ананта нарак, вечный ад. Кришна — Бог, Господь; если мы даем Ему пыль наших стоп, это не видхи, и для нас это будет опасным. Но они пренебрегают этим; они думают: «Если Кришна получит эту пыль, с Ним все будет в порядке. Этого достаточно для нас». Они не переживают за себя. Это пример видхи-марга и рага-маргаВидхи всегда следует своим путем, тогда как рага всегда переступает его из жажды служения.

Преданный нуждается в том, чтобы быть абсолютно удовлетворенным своим служением. В противном случае он станет страдать; если эта жажда не победила его сердце, то он неизбежно пострадает от нарушения видхи.

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

[«Стяжай экстатическую преданность Кришне, где бы она ни была доступна! Единственная цена — жажда. Невозможно достичь этого явления, совершая благочестивые поступки (практикуя видхи-бхакти) на протяжении десяти миллионов жизней».] 

Это рага-марг Враджи. Подобная жажда не приходит легко. Если вы увидите в ком-то подобную ментальность, то должны сотрудничать с ним и перенимать ее у него ради своего будущего блага. 

Таковы взаимоотношения рага-марга и видхи-марга. Каждый должен пытаться следовать видхи-маргу в этой линии.

 


Oṁ Viṣṇupа̄d
Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj

Hankering

(From: http://www.gaudiyadarshan.com/posts/hankering/)

An excerpt from an informal talk
given by Śrīla Govinda Mahārāj
on 8 August 1989.

 

After the disappearance of Śrīla Guru Maharaj, Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj, difficulty must come, and we are facing that now. When Guru Mahārāj was present it was not necessary for us to maintain vidhi-mārg. But now it is necessary sometimes.

Question: I always understood that by practising sādhana-bhakti, one comes to the spontaneous, or rāga, platform. But I’ve heard here at Śrī Chaitanya Sāraswat Maṭh that our line is rāga-mārg from the beginning.

Śrīla Govinda Maharaj: Yes, from the beginning.

There are two mārgas [paths]: one is rāga, and the other is vidhi. But where there is rāga-mārg, there is also some vidhi-mārg. I cannot say to my father, “You are my brother-in-law.” My father is my father, and I shall give honour to my father as my father, not as my brother-in-law. That is one type of vidhi. Vidhi-mārg and rāga-mārg are different, no doubt, but it is necessary to first understand what rāga-mārg is. Rāga-mārg is hankering—very strong hankering to do service. A devotee in rāga-mārg cannot wait to do service. When it is necessary, they must maintain vidhi, but with hankering, so much hankering, to serve Kṛṣṇa.

In this way the rāga-mārg bhakta sometimes overtakes vidhi. Understand? This is called rāga-mārg. Rāga-mārg does not mean that the devotee always wants to break the rules of vidhi-mārg. The rāga-mārg devotee also tries to maintain vidhi-mārg. There is only one route going to Vaikuṇṭha, and that is the mood of service. Through service, we can go to Vaikuṇṭhaloka, and beyond that, Goloka, where there is only service to Kṛṣṇa, and nothing else.

When very great hankering comes to the devotee of rāga-mārg, he cannot wait to purchase a ticket to Kolkata. When he has seen that the train is waiting at the platform, and he knows that if he goes to purchase the ticket the train will go, then he will not purchase the ticket; he will immediately go to the train. There may be a checker who may check for his ticket and give him a fine, but that is no problem for him; he must go to Kolkata at nine o’clock. This type of hankering is called rāga-mārg. Sometimes he breaks the rules, and he sometimes suffers for that, but he does not care. Sometimes a reaction comes, but he does not care about that. Sometimes also reactions may not come. Willingly, Kṛṣṇa can release him from all difficulties. A ticket collector may not come to his compartment, but if one does come, then he is not fearful. He needs to go. This is his position. It is an example.

When we break vidhi, then we must suffer something, but hankering does not care for that suffering, “Yes, I must suffer no doubt.” The gopīs give their foot-dust to Kṛṣṇa. They know who they are giving this to, and they know the result of doing it. What is the result? It may be ananta nārak, eternal hell. Kṛṣṇa is God, the Lord; if we give Him our foot-dust, that is not vidhi, and it must be harmful for us. But they do not care about that; they think, “Getting this dust, Kṛṣṇa will be okay. That is enough for us.” They do not care about themselves. This is the example for vidhi-mārg and rāga-mārg. Vidhi is always running in its own way, and rāga is always overstepping it as hankering for service.

It is necessary that the devotee will be fully satisfied with his service. Otherwise he will suffer; if that hankering has not fully conquered his heart, then he must suffer by overstepping vidhi.

kṛṣṇa-bhakti-rasa-bhāvitā mati
krīyatā
yadi kuto ‘pi labhyate
tatra laulyam api mūlyam ekala

janma-ko
i-suktair na labhyate[3]

This is the rāga-mārg of Vraja. That type of hankering does not come easily. If you see that type of mentality in anyone, you must co-operate with him and take from him for your future benefit.

This is relationship between rāga-mārg and vidhi-mārg. Everybody must try to follow vidhi-mārg in this line.

 


[1] Имеется в виду история о головной боли Кришны, случившаяся в Двараке. Прочесть о ней можно на нашем сайте по ссылке: http://harekrishna.ru/2012/07/10588-o-soblyudenii-ekadashi.html.

[2] «Чистое преданное служение Кришне не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за миллионы жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 8.70).

[3] “Purchase ecstatic devotion to Kṛṣṇa wherever it is available! The only price is hankering. It is not attainable by acting piously (practising vidhi-bhakti) for ten million lifetimes.” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 8.70).

 



←  Шрила Авадхут Махарадж | Прямое включение в Реальность. 2 июня 2016 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Драматургия до последнего момента». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 31 мая 2016 года. Гупта Говардхан →

Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвāмӣ Маха̄ра̄дж

Стремление

(Оригинал: http://www.gaudiyadarshan.com/posts/hankering/)

Фрагмент неформальной беседы,
состоявшейся 8 августа 1989 года

 

После ухода Гуру Махараджа определенно стоило ожидать трудностей, что мы и видим сейчас. Когда Гуру Махарадж присутствовал в этом мире, нам не было необходимости следовать пути видхи-марги. Но теперь иногда это необходимо.

Вопрос: Я всегда представлял, что, практикуя садхана-бхакти, преданный достигает спонтанного уровня, раги. Но здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, я слышал, что с самого начала наш путь — это рага-марга.

Шрила Говинда Махарадж: Да, с самого начала. Существуют два пути, марги: путь рага, и путь видхи. Мы бхакты рага-нуга линии, последователи Рупы Госвами. Рупануга-сампрадая. Но я и Гуру Махарадж говорим о том, что мы стремимся строго придерживаться видхи-марги.

Однако в рага-марге также всегда присутствует доля видхи. Я не могу сказать своему отцу: «Ты мне как зять». Отец — это отец, и ему я должен выказывать почтение как к отцу, не такое, какое выказывают зятю. Это также видхи. Видхи-марга и рага-марга отличаются, в этом нет сомнений, но сперва важно понять, чем является рага-марга. Рага-марга подразумевает страстное желание, непреодолимое желание совершать служение. И преданный рага-марги с нетерпением ожидает этой возможности. Где это уместно, такой преданный придерживается стандартов видхи, но его влечет непреодолимое желание служить Кришне. При этом иногда он может обходить правила видхи. Понимаете? Это и есть рага-марга. Не каждый раз преданный уровня рага-марги переступает через видхи, напротив, он пытается следовать пути видхи.

Один-единственный путь ведет на Вайкунтху, и это — дух служения. Только благодаря служению мы можем достичь Вайкунтха-локи, а еще выше находится Голока. Это мир служения Кришне и ничего кроме этого.

Можно привести такой пример. Преданный рага-марги жаждет служения, поэтому он не станет покупать билет на поезд. Если поезд стоит на платформе и должен вот-вот отправиться, он не будет покупать билет, а сразу же запрыгнет в него. В поезде будет контроллер, который проверит наличие билета, а значит, такому преданному грозит штраф, но его это не беспокоит, ему нужно быть в Калькутте в девять часов. Такого рода стремление называется рага-марга. Иногда он нарушает правила, и из-за этого он также может пострадать, но его это не волнует.

Его стремлению служить присуща такая интенсивность, что он может переступить через правила, невзирая на реакции, которые придут к нему. Да, иногда наступает последствие, но он не обеспокоен этим. Иногда последствие может и не наступить: по воле Кришны могут быть устранены любые препятствия, контроллер в поезде может обойти его, не зайти в его купе. Зайдет ли контроллер или нет, преданный не испытывает страха. Ему нужно ехать, и всё. Благодаря этому примеру можно понять его позицию. Это довольно ясный пример. Когда он нарушает видхи, его ожидают хлопоты, страдания, но сила его устремления такова, что он не придает им никакого значения: «Да, пусть я понесу неизбежное наказание».

Гопи дают пыль своих стоп Кришне[1]. Они отдают себе отчет в том, что совершают и что им за это будет. А какими будут последствия? Возможно, ананта нарак, вечное пребывание в аду. Кришна — Сам Всевышний, и если мы даем пыль своих стоп, то это, конечно, не видхи, последствия будут пагубными для нас. Но их это не тревожит: «Когда Кришна получит эту пыль, Он испытает облегчение. Это самое главное». Таковы понятия видхи- и рага-марги. Видхи всегда движется своим путем, но рага всегда обгоняет ее своим страстным желанием совершать служение.

Важно, чтобы преданный был полностью удовлетворен своим служением. А иначе он будет испытывать страдания. Если его стремление не полностью покоряет его сердце, то он будет страдать, переступая через видхи.

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
кр
ӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи м
ӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[2]

Это рага-марга Враджи. Такого рода устремление приходит не просто. Если вы в ком-то видите подобный тип сознания, нужно сотрудничать с ним, перенимать это от него ради собственного блага.

Таковы эти два пути: рага и видхи. Каждый должен стараться придерживаться видхи-марги в таком понимании.

 

Альтернативный перевод:

После ухода Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, должны возникнуть трудности, и сейчас мы сталкиваемся с ними. Когда Гуру Махарадж присутствовал, для нас не было необходимости следовать видхи-маргу. Но теперь это временами необходимо.

Вопрос: Я всегда понимал так, что практика садхана-бхакти приводит к раге, уровню спонтанности [в преданности Богу]. Но здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, я услышал, что наша линия — это рага-марг с самого начала.

Шрила Говинда Махарадж: Да, с начала. 

Существуют два марга [патха]: путь раги и путь видхи. Но там, где присутствует рага-марг, там также присутствует и видхи-марг. Я не могу сказать своему отцу: «Ты мой зять». Мой отец — это мой отец, и я стану почитать моего отца как отца, не как зятя. Это одна разновидность видхиВидхи-марг и рага-марг отличаются, несомненно, но необходимо прежде всего понять, что такое рага-маргРага-марг — это жажда, очень сильная жажда служения. Преданный в рага-марге не может дождаться возможности служить. Когда это необходимо, эти преданные должны сохранять видхи, но с жаждой, великой жаждой служить Кришне.

Таким образом, рага-марг бхакта временами преступает видхи. Понимаете? Это зовется рага-маргомРага-марг не означает, что преданные всегда стремятся нарушать правила видхи-марга. Преданный рага-марга всегда пытается сохранять видхи-марг. Это единственная дорога, ведущая на Вайкунтху, и это дух служения. Благодаря служению мы можем отправиться на Вайкунтхалоку, и, за пределами этого, на Голоку, где проявлено исключительно служение Кришне, и ничто иное. 

Когда эта великая жажда приходит к преданному рага-марга, он не в силах ждать возможности купить билет в Калькутту. Если он увидел, что поезд ждет на платформе, и знает, что в то время, как он покупает билет, поезд может уйти, то он не станет покупать билет; он немедленно сядет на поезд. Там может оказаться кондуктор, который его оштрафует, но для него это не проблема; он должен отправиться в Калькутту в девять часов.

Подобная жажда зовется рага-маргом. Временами такой преданный нарушает правила и порой страдает из-за этого, но пренебрегает этими страданиями. Порой приходит реакция, но преданный не озабочен этим. А иногда реакции могут и не прийти. Кришна может намеренно избавить его от всех трудностей. Кондуктор может и не зайти в его купе, но если это произойдет, преданный не станет испытывать страха. Ему нужно ехать. Таково его положение. Это пример.

Когда мы нарушаем видхи, мы временами обречены страдать до известной степени, но жажда пренебрегает этими страданиями. «Да, несомненно, я должен страдать». Гопи отдают Кришне пыль своих стоп. Они знают, кому они ее дают, и знают, каков результат. Каков же? Это может быть ананта нарак, вечный ад. Кришна — Бог, Господь; если мы даем Ему пыль наших стоп, это не видхи, и для нас это будет опасным. Но они пренебрегают этим; они думают: «Если Кришна получит эту пыль, с Ним все будет в порядке. Этого достаточно для нас». Они не переживают за себя. Это пример видхи-марга и рага-маргаВидхи всегда следует своим путем, тогда как рага всегда переступает его из жажды служения.

Преданный нуждается в том, чтобы быть абсолютно удовлетворенным своим служением. В противном случае он станет страдать; если эта жажда не победила его сердце, то он неизбежно пострадает от нарушения видхи.

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

[«Стяжай экстатическую преданность Кришне, где бы она ни была доступна! Единственная цена — жажда. Невозможно достичь этого явления, совершая благочестивые поступки (практикуя видхи-бхакти) на протяжении десяти миллионов жизней».] 

Это рага-марг Враджи. Подобная жажда не приходит легко. Если вы увидите в ком-то подобную ментальность, то должны сотрудничать с ним и перенимать ее у него ради своего будущего блага. 

Таковы взаимоотношения рага-марга и видхи-марга. Каждый должен пытаться следовать видхи-маргу в этой линии.

 


Oṁ Viṣṇupа̄d
Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj

Hankering

(From: http://www.gaudiyadarshan.com/posts/hankering/)

An excerpt from an informal talk
given by Śrīla Govinda Mahārāj
on 8 August 1989.

 

After the disappearance of Śrīla Guru Maharaj, Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj, difficulty must come, and we are facing that now. When Guru Mahārāj was present it was not necessary for us to maintain vidhi-mārg. But now it is necessary sometimes.

Question: I always understood that by practising sādhana-bhakti, one comes to the spontaneous, or rāga, platform. But I’ve heard here at Śrī Chaitanya Sāraswat Maṭh that our line is rāga-mārg from the beginning.

Śrīla Govinda Maharaj: Yes, from the beginning.

There are two mārgas [paths]: one is rāga, and the other is vidhi. But where there is rāga-mārg, there is also some vidhi-mārg. I cannot say to my father, “You are my brother-in-law.” My father is my father, and I shall give honour to my father as my father, not as my brother-in-law. That is one type of vidhi. Vidhi-mārg and rāga-mārg are different, no doubt, but it is necessary to first understand what rāga-mārg is. Rāga-mārg is hankering—very strong hankering to do service. A devotee in rāga-mārg cannot wait to do service. When it is necessary, they must maintain vidhi, but with hankering, so much hankering, to serve Kṛṣṇa.

In this way the rāga-mārg bhakta sometimes overtakes vidhi. Understand? This is called rāga-mārg. Rāga-mārg does not mean that the devotee always wants to break the rules of vidhi-mārg. The rāga-mārg devotee also tries to maintain vidhi-mārg. There is only one route going to Vaikuṇṭha, and that is the mood of service. Through service, we can go to Vaikuṇṭhaloka, and beyond that, Goloka, where there is only service to Kṛṣṇa, and nothing else.

When very great hankering comes to the devotee of rāga-mārg, he cannot wait to purchase a ticket to Kolkata. When he has seen that the train is waiting at the platform, and he knows that if he goes to purchase the ticket the train will go, then he will not purchase the ticket; he will immediately go to the train. There may be a checker who may check for his ticket and give him a fine, but that is no problem for him; he must go to Kolkata at nine o’clock. This type of hankering is called rāga-mārg. Sometimes he breaks the rules, and he sometimes suffers for that, but he does not care. Sometimes a reaction comes, but he does not care about that. Sometimes also reactions may not come. Willingly, Kṛṣṇa can release him from all difficulties. A ticket collector may not come to his compartment, but if one does come, then he is not fearful. He needs to go. This is his position. It is an example.

When we break vidhi, then we must suffer something, but hankering does not care for that suffering, “Yes, I must suffer no doubt.” The gopīs give their foot-dust to Kṛṣṇa. They know who they are giving this to, and they know the result of doing it. What is the result? It may be ananta nārak, eternal hell. Kṛṣṇa is God, the Lord; if we give Him our foot-dust, that is not vidhi, and it must be harmful for us. But they do not care about that; they think, “Getting this dust, Kṛṣṇa will be okay. That is enough for us.” They do not care about themselves. This is the example for vidhi-mārg and rāga-mārg. Vidhi is always running in its own way, and rāga is always overstepping it as hankering for service.

It is necessary that the devotee will be fully satisfied with his service. Otherwise he will suffer; if that hankering has not fully conquered his heart, then he must suffer by overstepping vidhi.

kṛṣṇa-bhakti-rasa-bhāvitā mati
krīyatā
yadi kuto ‘pi labhyate
tatra laulyam api mūlyam ekala

janma-ko
i-suktair na labhyate[3]

This is the rāga-mārg of Vraja. That type of hankering does not come easily. If you see that type of mentality in anyone, you must co-operate with him and take from him for your future benefit.

This is relationship between rāga-mārg and vidhi-mārg. Everybody must try to follow vidhi-mārg in this line.

 


[1] Имеется в виду история о головной боли Кришны, случившаяся в Двараке. Прочесть о ней можно на нашем сайте по ссылке: http://harekrishna.ru/2012/07/10588-o-soblyudenii-ekadashi.html.

[2] «Чистое преданное служение Кришне не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за миллионы жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 8.70).

[3] “Purchase ecstatic devotion to Kṛṣṇa wherever it is available! The only price is hankering. It is not attainable by acting piously (practising vidhi-bhakti) for ten million lifetimes.” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 8.70).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования