«Золотой Вулкан божественной любви». Введение. Книга Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа в редакции 2018 года


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Введение

 

Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал явленную в «Шримад-Бхагаватам» полноразвитую теистическую концепцию. Главным образом «Шримад-Бхагаватам» занимается сравнительным исследованием теизма и онтологией сознания Кришны. Он превосходит все другие ведические писания, даже Пураны. «Брахма-вайварта-пурана» и «Падма-пурана», посредством повествования и исторических свидетельств, до некоторой степени показывают важность преданности Кришне, но им далеко до философского и онтологического уровня, заданного маха-пураной — «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» может удовлетворить всех ученых-ведантистов, поскольку представляет сознание Кришны во всей полноте его достоинства. Наивысшим достижением теизма «Шримад-Бхагаватам» называет не сознание, разум или онтологию, но экстаз, красоту и гармонию — расу. Раса в «Шримад-Бхагаватам» имеет первостепенное значение. Это уникальный трактат, ибо он поднимает теизм с уровня интеллектуального жонглерства до царства расы.

Однажды я начал писать книгу, которую мыслил как обзорное исследование восемнадцати тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур в своей «Бхагавата-арка-маричи-мале» сжал всю суть «Бхагаваты» до одной тысячи стихов. Я намеревался представить ее еще более сжато — в трехстах стихах. Я начал эту книгу, но так и не закончил.

«Шримад-Бхагаватам» — это обширный трактат на санскрите, полный ценных сведений, исторических справок и описаний основных философских школ. В «Шримад-Бхагаватам» приводится также множество второстепенных исторических и географических сведений, которые, даже будучи несущественными, подкрепляют его заключения. Все ненужное в «Шримад-Бхагаватам» устраняется, когда его смысл достигает своего чистейшего и сильнейшего великолепия в учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому, если мы желаем постичь саму суть «Шримад-Бхагаватам», мы должны изучать жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Точно так же, как учение великого автора «Шримад-Бхагаватам», Шрилы Вьясадевы, было проявлено благодаря духовному пониманию Шукадева Госвами, суть «Шримад-Бхагаватам» была извлечена благодаря жизни и наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху.

Поэтому, так как наставления Шримана Махапрабху являют собой суть «Шримад-Бхагаватам», я хотел бы привести здесь один из стихов, составленный мной, чтобы предварить мое обзорное исследование. Этот стих прославляет положение Гададхара Пандита, самого близкого спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Гададхар Пандит имел обыкновение читать «Шримад-Бхагаватам» в храме Тота-Гопинатха в Джаганнатха Пури. Он читал, а его слушателями были Шриман Махапрабху и такие великие преданные, как Сварупа Дамодар и Рамананда Рай:

нӣла̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣eпанвитам̇ ба̄ндхавaм̇
ш́рӣмaд-бха̄гавaтӣ кaтха̄ мaдирайа̄ сан̃джӣвaйан бха̄ти йах̣
ш́рӣмaд-бха̄гавaтам̇ сада̄ свa-нaйана̄ш́ру-па̄йанaих̣ пӯджaйан
гoсвāми-прабaрo гада̄дхара-вибхӯр-бхӯйа̄т мaд-эка̄-гатих̣

«На берегу безбрежного синего океана Гададхар Пандит читал Шри Чайтанье Махапрабху, мучимому великой внутренней болью разлуки с Самим Собой (Кришной), „Шримад-Бхагаватам“. Гададхар Пандит поил своего страдающего Друга „вином“ кришна-лилы, которое опьяняло и утешало Его. Он читал, и слезы капали из его глаз, подобно цветам, которые он предлагал как подношение страницам „Шримад-Бхагаватам“. Пусть же единственной целью, ради которой я пишу эту книгу, будет доставить радость этой сияющей личности, Гададхару Пандиту, лучшему из Госвами».

Название этой книги — «Золотой Вулкан божественной любви». Шри Чайтанья Махапрабху испытывал великую боль разлуки с Кришной, которая жгла Его подобно огню и нашла выражение в «Шикшаштаке». Это объяснено в «Прeмa-Дхамa-Дева-стoтрам» [54]:

ш́рӣ-свaрӯпа-ра̄йа-сан̇га-гамбхира̄нтйа-лӣланaм̇
два̄даш́а̄бда-бaнхи-гарбхa-випраламбха-ш́ӣланaм
ра̄дхика̄дхирӯд̣ха-бха̄вa-ка̄нти-кр̣ш̣н̣a-кун̃джaрам̇
прeмa-дха̄мa-дeвaм эвa-нaуми-гаура-сундарам

«Глубоко погрузившись в реальность Своих собственных красоты и сладости, Кришна овладел настроением Радхарани и, облачившись в Ее блистательное сияние, явился как Шри Чайтанья Махапрабху. В течение последних двенадцати лет Своих проявленных деяний Он был глубоко поглощен настроением единения и разлуки, делясь сокровенными чувствами Своего сердца со Своими ближайшими преданными. В мучениях разлуки с Кришной из Его сердца, как из вулкана, извергался экстаз, и на Его устах, подобно потокам золотой лавы, появились Его наставления, известные как „Шикшаштакам“. Я припадаю к стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Золотого Вулкана божественной любви».

Он исторг пламя мучительной разлуки с Кришной в форме «Шикшаштаки». Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху сравнивается с золотым вулканом, а «Шикшаштака» — с божественной лавой.

Шри Чайтанья Махапрабху научил нас, что разлука — высочайший принцип сферы Божественного. Так же, как наиболее глубокое представление об упоении — это общение с Кришной, наиболее глубокое представление о страдании — это разлука с Кришной. Однако боль, переживаемая в разлуке с Кришной, гораздо сильнее блаженства единения с Ним. Шримaн Махапрабху говорит: «Неужели вы не понимаете, в каком мучительном положении вы находитесь? У вас, должно быть, омертвели все чувства! Иначе вы бы умерли от боли разлуки с Кришной. Непостижимо! Мы всецело принадлежим Ему. Он для нас — все и вся. Но мы не можем видеть Его. Мы насильно разлучены с Ним. Как мы можем терпеть это?» А Бхактивинод Тхакур однажды сказал: «Я больше не могу выносить разлуки с Кришной! Я продержусь еще три-четыре дня, а потом буду вынужден оставить это тело».

Любить Кришну означает, что мы должны будем «умереть, чтобы жить». Сначала божественная любовь кажется подобной лаве, смерти, но на самом деле это нектар, жизнь. В обыденной жизни многие люди тоже безуспешны в любви. Иногда они сходят с ума и совершают самоубийство, ибо не могут терпеть боль. Но боль, которую приносит разлука с Кришной, хоть и сравнивается с лавой, не смертоносна, в отличие от последней. Кaвирадж Гoсвaми объясняет:

бāхйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитарe а̄нaнда-мaйа,
           кр̣ш̣н̣а-прeма̄ра aдбхута чaрита

«Поразительная особенность божественной любви к Кришне в том, что хоть внешне она и действует как огненная лава, внутренне она подобна сладостному нектару, который наполняет сердце величайшей радостью»[1].

Хотя Шри Чайтанья Махапрабху испытывал сильнейшую боль разлуки с Кришной, тем не менее в сердце Своем Он переживал глубочайшую упоительную радость. Признаки экстаза, явленные Шри Чайтаньей Махапрабху, никогда прежде не встречались в мировой истории и даже не упоминались ни в одном писании. В Нем мы обретаем наивысшую идею Абсолютной Реальности. Это объясняется в моей «Прeмa-Дхамa-Дева-стoтрам» [66]:

а̄тмa-сиддха-са̄вa лӣла̄-пӯрнa-саукхйа-лакш̣анaм̇
сва̄нубха̄вa-мaтта-нр̣тйа-кӣртана̄тмa-вaнт̣анaм
aдвaйаикa-лакш̣йа-пӯрн̣a-таттвa-тат-пара̄тпарам̇
прeмa-дха̄мa-дeвaм эвa нaуми гаура-сундарам

«Вот всепобеждающее заключение. Высочайшее представление об Абсолютной Реальности должно быть также наивысшей формой ананды, упоения. Шри Чайтанья Махапрабху — это Кришна, воплощенный экстаз, вкушающий собственную сладость и танцующий в упоительной радости. Его собственное Святое Имя есть причина Его восторга, выраженного в танце, и Святое Имя — следствие Его восторга, выраженного в воспевании. Причина есть следствие. Этот „генератор“ порождает энергию экстаза, которая заставляет Его танцевать, а благодаря Его воспеванию этот экстаз передается другим».

Так, каждым словом, исходящим с Его лотосоподобных уст, каждым жестом и движением Его прекрасного золотистого тела, Шри Чайтанья Махапрабху являет Свои упоительные игры божественной любви.

(продолжение следует)

 


[1] Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 2.50.




←  Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 26 мая 2016 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· Публикация фотоальбома, посвященного двадцатилетию русской миссии  →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Введение

 

Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал явленную в «Шримад-Бхагаватам» полноразвитую теистическую концепцию. Главным образом «Шримад-Бхагаватам» занимается сравнительным исследованием теизма и онтологией сознания Кришны. Он превосходит все другие ведические писания, даже Пураны. «Брахма-вайварта-пурана» и «Падма-пурана», посредством повествования и исторических свидетельств, до некоторой степени показывают важность преданности Кришне, но им далеко до философского и онтологического уровня, заданного маха-пураной — «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» может удовлетворить всех ученых-ведантистов, поскольку представляет сознание Кришны во всей полноте его достоинства. Наивысшим достижением теизма «Шримад-Бхагаватам» называет не сознание, разум или онтологию, но экстаз, красоту и гармонию — расу. Раса в «Шримад-Бхагаватам» имеет первостепенное значение. Это уникальный трактат, ибо он поднимает теизм с уровня интеллектуального жонглерства до царства расы.

Однажды я начал писать книгу, которую мыслил как обзорное исследование восемнадцати тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур в своей «Бхагавата-арка-маричи-мале» сжал всю суть «Бхагаваты» до одной тысячи стихов. Я намеревался представить ее еще более сжато — в трехстах стихах. Я начал эту книгу, но так и не закончил.

«Шримад-Бхагаватам» — это обширный трактат на санскрите, полный ценных сведений, исторических справок и описаний основных философских школ. В «Шримад-Бхагаватам» приводится также множество второстепенных исторических и географических сведений, которые, даже будучи несущественными, подкрепляют его заключения. Все ненужное в «Шримад-Бхагаватам» устраняется, когда его смысл достигает своего чистейшего и сильнейшего великолепия в учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому, если мы желаем постичь саму суть «Шримад-Бхагаватам», мы должны изучать жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Точно так же, как учение великого автора «Шримад-Бхагаватам», Шрилы Вьясадевы, было проявлено благодаря духовному пониманию Шукадева Госвами, суть «Шримад-Бхагаватам» была извлечена благодаря жизни и наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху.

Поэтому, так как наставления Шримана Махапрабху являют собой суть «Шримад-Бхагаватам», я хотел бы привести здесь один из стихов, составленный мной, чтобы предварить мое обзорное исследование. Этот стих прославляет положение Гададхара Пандита, самого близкого спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Гададхар Пандит имел обыкновение читать «Шримад-Бхагаватам» в храме Тота-Гопинатха в Джаганнатха Пури. Он читал, а его слушателями были Шриман Махапрабху и такие великие преданные, как Сварупа Дамодар и Рамананда Рай:

нӣла̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣eпанвитам̇ ба̄ндхавaм̇
ш́рӣмaд-бха̄гавaтӣ кaтха̄ мaдирайа̄ сан̃джӣвaйан бха̄ти йах̣
ш́рӣмaд-бха̄гавaтам̇ сада̄ свa-нaйана̄ш́ру-па̄йанaих̣ пӯджaйан
гoсвāми-прабaрo гада̄дхара-вибхӯр-бхӯйа̄т мaд-эка̄-гатих̣

«На берегу безбрежного синего океана Гададхар Пандит читал Шри Чайтанье Махапрабху, мучимому великой внутренней болью разлуки с Самим Собой (Кришной), „Шримад-Бхагаватам“. Гададхар Пандит поил своего страдающего Друга „вином“ кришна-лилы, которое опьяняло и утешало Его. Он читал, и слезы капали из его глаз, подобно цветам, которые он предлагал как подношение страницам „Шримад-Бхагаватам“. Пусть же единственной целью, ради которой я пишу эту книгу, будет доставить радость этой сияющей личности, Гададхару Пандиту, лучшему из Госвами».

Название этой книги — «Золотой Вулкан божественной любви». Шри Чайтанья Махапрабху испытывал великую боль разлуки с Кришной, которая жгла Его подобно огню и нашла выражение в «Шикшаштаке». Это объяснено в «Прeмa-Дхамa-Дева-стoтрам» [54]:

ш́рӣ-свaрӯпа-ра̄йа-сан̇га-гамбхира̄нтйа-лӣланaм̇
два̄даш́а̄бда-бaнхи-гарбхa-випраламбха-ш́ӣланaм
ра̄дхика̄дхирӯд̣ха-бха̄вa-ка̄нти-кр̣ш̣н̣a-кун̃джaрам̇
прeмa-дха̄мa-дeвaм эвa-нaуми-гаура-сундарам

«Глубоко погрузившись в реальность Своих собственных красоты и сладости, Кришна овладел настроением Радхарани и, облачившись в Ее блистательное сияние, явился как Шри Чайтанья Махапрабху. В течение последних двенадцати лет Своих проявленных деяний Он был глубоко поглощен настроением единения и разлуки, делясь сокровенными чувствами Своего сердца со Своими ближайшими преданными. В мучениях разлуки с Кришной из Его сердца, как из вулкана, извергался экстаз, и на Его устах, подобно потокам золотой лавы, появились Его наставления, известные как „Шикшаштакам“. Я припадаю к стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Золотого Вулкана божественной любви».

Он исторг пламя мучительной разлуки с Кришной в форме «Шикшаштаки». Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху сравнивается с золотым вулканом, а «Шикшаштака» — с божественной лавой.

Шри Чайтанья Махапрабху научил нас, что разлука — высочайший принцип сферы Божественного. Так же, как наиболее глубокое представление об упоении — это общение с Кришной, наиболее глубокое представление о страдании — это разлука с Кришной. Однако боль, переживаемая в разлуке с Кришной, гораздо сильнее блаженства единения с Ним. Шримaн Махапрабху говорит: «Неужели вы не понимаете, в каком мучительном положении вы находитесь? У вас, должно быть, омертвели все чувства! Иначе вы бы умерли от боли разлуки с Кришной. Непостижимо! Мы всецело принадлежим Ему. Он для нас — все и вся. Но мы не можем видеть Его. Мы насильно разлучены с Ним. Как мы можем терпеть это?» А Бхактивинод Тхакур однажды сказал: «Я больше не могу выносить разлуки с Кришной! Я продержусь еще три-четыре дня, а потом буду вынужден оставить это тело».

Любить Кришну означает, что мы должны будем «умереть, чтобы жить». Сначала божественная любовь кажется подобной лаве, смерти, но на самом деле это нектар, жизнь. В обыденной жизни многие люди тоже безуспешны в любви. Иногда они сходят с ума и совершают самоубийство, ибо не могут терпеть боль. Но боль, которую приносит разлука с Кришной, хоть и сравнивается с лавой, не смертоносна, в отличие от последней. Кaвирадж Гoсвaми объясняет:

бāхйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитарe а̄нaнда-мaйа,
           кр̣ш̣н̣а-прeма̄ра aдбхута чaрита

«Поразительная особенность божественной любви к Кришне в том, что хоть внешне она и действует как огненная лава, внутренне она подобна сладостному нектару, который наполняет сердце величайшей радостью»[1].

Хотя Шри Чайтанья Махапрабху испытывал сильнейшую боль разлуки с Кришной, тем не менее в сердце Своем Он переживал глубочайшую упоительную радость. Признаки экстаза, явленные Шри Чайтаньей Махапрабху, никогда прежде не встречались в мировой истории и даже не упоминались ни в одном писании. В Нем мы обретаем наивысшую идею Абсолютной Реальности. Это объясняется в моей «Прeмa-Дхамa-Дева-стoтрам» [66]:

а̄тмa-сиддха-са̄вa лӣла̄-пӯрнa-саукхйа-лакш̣анaм̇
сва̄нубха̄вa-мaтта-нр̣тйа-кӣртана̄тмa-вaнт̣анaм
aдвaйаикa-лакш̣йа-пӯрн̣a-таттвa-тат-пара̄тпарам̇
прeмa-дха̄мa-дeвaм эвa нaуми гаура-сундарам

«Вот всепобеждающее заключение. Высочайшее представление об Абсолютной Реальности должно быть также наивысшей формой ананды, упоения. Шри Чайтанья Махапрабху — это Кришна, воплощенный экстаз, вкушающий собственную сладость и танцующий в упоительной радости. Его собственное Святое Имя есть причина Его восторга, выраженного в танце, и Святое Имя — следствие Его восторга, выраженного в воспевании. Причина есть следствие. Этот „генератор“ порождает энергию экстаза, которая заставляет Его танцевать, а благодаря Его воспеванию этот экстаз передается другим».

Так, каждым словом, исходящим с Его лотосоподобных уст, каждым жестом и движением Его прекрасного золотистого тела, Шри Чайтанья Махапрабху являет Свои упоительные игры божественной любви.

(продолжение следует)

 


[1] Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 2.50.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования