«Золотой Вулкан божественной любви. Введение». Аудиокнига Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа



скачать (формат MP3, 15.77M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Введение

 

Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал полноразвитую теистическую концепцию, которая была дана в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» главным образом содержит сравнительный разбор теизма и онтологию Кришна-сознания. Он превосходит всю остальную ведическую литературу, даже Пураны. До некоторой степени важность преданности Кришне провозглашают в рассказах и историях также «Брахма-вайварта-пурана» и «Падма-пурана», однако философский и онтологический уровень Маха-пураны, «Шримад-Бхагаватам», гораздо превосходит их.

«Шримад-Бхагаватам» может удовлетворить всех ученых-ведантистов, поскольку представляет Кришна-сознание в его полном величии. Высшим достижением теизма «Бхагаватам» считает отнюдь не сознание, разум или закон природы вещей, а благодать, красоту и гармонию — расу. В «Шримад-Бхагаватам» раса занимает наиглавнейшее место. Трактат этот уникален, поскольку с уровня интеллектуального жонглерства теизм поднимается в нем к миру расы.

Когда-то я начинал писать книгу, задуманную как краткий обзор восемнадцати тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам». Бхактивинода Тхакур в «Бхагавата-арка-маричи-мале» сгустил принципы «Бхагаватам» до одной тысячи шлок. Я же хотел сократить его еще больше, представив тремястами стихами. Я начал эту книгу, но так и не смог ее закончить.

«Шримад-Бхагаватам» является обширным санскритским трактатом, содержащим информацию об основах, исторические справки и объяснения главных школ философии. В «Шримад-Бхагаватам» также упоминается множество менее значительных моментов по истории и географии, которые, хотя и несущественны, все же подтверждают его заключения. Все то несущественное, что есть в «Бхагаватам», отходит в сторону, когда его смысл достигает своей чистейшей и всевозрастающей славы в поучениях Махапрабху Шри Чайтаньи. Поэтому если мы хотим рассмотреть саму суть «Шримад-Бхагаватам», нам следует изучить жизнь и заповеди Шри Чайтаньи Махапрабху. Подобно тому, как наставления великого автора «Шримад-Бхагаватам», Шрилы Вьясадевы, были «отфильтрованы» осознанием Шукадевы Госвами, сущность «Шримад-Бхагаватам» была «отфильтрована» жизнью и заповедями Шри Чайтаньи Махапрабху.

Поэтому, коль скоро учение Шримана Махапрабху представляет сущность «Шримад-Бхагаватам», мне хотелось бы привести здесь один из стихов, которые я изначально написал, как предваряющий мое краткий обзор. Он славит положение Гададхары Пандита, наиболее близкого спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Обычно Гададхара Пандит читал «Шримад-Бхагаватам» в храме Тота-Гопинатха в Джаганнатха Пури. Он читал, а Шриман Махапрабху вместе с великими преданными, такими как Сварупа Дамодара и Рамананда Рай, составляли аудиторию:

нӣла̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣eпанвитам̇ ба̄ндхавaм̇
ш́рӣмaд-бха̄гавaтӣ кaтха̄ мaдирайа̄ сан̃джӣвaйан бха̄ти йах̣
ш́рӣмaд-бха̄гавaтам̇ сада̄ свa-нaйана̄ш́ру-па̄йанaих̣ пӯджaйан
гoсвaми-правaрo гада̄дхара-вибхӯр-бхӯйа̄т мaд-эка̄-гатих̣

«На берегу огромного синего океана Гададхара Пандит читал „Шримад-Бхагаватам“ Шри Чайтанье Махапрабху, страдающему великой душевной болью в разлуке с Самим Собой (Кришной). Чтобы „опьянить“ своего больного Друга, чтобы облегчить Его муки, Гададхара Пандит поставлял Ему „вино“ кришна-лилы. Он читал, и как цветочные подношения священным страницам „Шримад-Бхагаватам“, из глаз его падали слезы. Пусть же удовлетворение этой светлой личности Гададхары Пандита, лучшего среди Госвами, будет единственной целью написания мною этой книги».

Шри Чайтанья Махапрабху испытывал великую боль разлуки со Шри Кришной, которая жгла Его огнем. Это выражено Им в «Шикшаштаке». «Прeмa-дхамa-стoтра» [54] объясняет:

ш́рӣ-свaрӯпа-ра̄йа-сан̇га-гамбхира̄нтйа-лӣланaм̇
два̄даш́а̄бда-бaнхи-гарбхa-випраламбха-ш́ӣланaм
ра̄дхика̄дхирӯд̣ха-бха̄вa-ка̄нти-кр̣ш̣н̣a-кун̃джaрам
прeмa-дха̄мa-дeвaм-эвa-нaуми-гаура-сундарам

«Занырнув в глубины реальности собственной красы и сладости, Кришна похитил настроение Радхарани и, облачившись в Ее ослепительное сияние, явился как Шри Чайтанья Махапрабху. Последние двенадцать лет Своих явленных игр, Он был поглощен настроением разлуки и общения, деля внутренние чувства Своего сердца с самыми близкими преданными. В агонии разлуки с Кришной из сердца Его вулканом извергался экстаз, а заповеди Его, известные как „Шикшаштака“, изошли из Его уст, как потоки лавы золотой. Склоняюсь я к стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Кто есть Золотой Вулкан божественной любви».

Он извергал огонь терзающей разлуки с Кришной в виде «Шикшаштакам». Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху сравнивается здесь с золотым вулканом, а «Шикшаштака» сравнивается с божественной лавой.

Шри Чайтанья Махапрабху поведал нам, что высочайшим принципом божественной жизни является разлука. Так же, как общение с Кришной является высшей концепцией экстаза, высшей концепцией страдания является разлука с Ним. Но все же боль, испытываемая в разлуке с Кришной, много мощнее блаженства общения с Ним. Шримaн Махапрабху говорит: «Вы не можете осознать свое горькое положение. Должно быть, чувства ваши полностью атрофировались. Не будь так, вы бы погибли от боли разлуки с Кришной. Это непостижимо! Мы полностью принадлежим Ему. Он для нас — все и вся, однако мы не видим Его. Мы разлучены с Ним насильно. Как можем мы это терпеть?» Бхактивинод Тхакур однажды сказал: «Я не в силах больше терпеть разлуку с Кришной. Я продержусь еще быть может три или четыре дня, а затем оставлю это тело».

Полюбить Кришну значит, что мы должны умереть, чтобы жить. Вначале божественная любовь может казаться лавой, смертью, но в действительности она нектар, жизнь. В этом мире также многие терпят неудачу в любви. Иногда, не могущие больше терпеть боль, они сходят с ума и совершают самоубийство. Однако боль, причиняемая разлукой с Кришной, хотя и сравнивается с лавой, в отличие от нее не несет вреда и урона. Кaвирадж Гoсвaми объясняет:

бaхйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитарe а̄нaнда-мaйа,
кр̣ш̣н̣а-прeма̄ра aдбхута чaрита

«Удивительным качеством божественной любви к Кришне является то, что она хотя действует, подобно огненной лаве, внутренне она подобна сладостному нектару, который наполняет сердце величайшей радостью».

Несмотря на переживания великой боли в глубине сердца Шри Чайтанья Махапрабху испытывал глубочайшую блаженную радость. Ни история мира, ни даже шастры не признают признаков экстаза, подобных явленным Шри Чайтаньей Махапрабху. В Нем мы прослеживаем высочайшую концепцию Абсолютной Реальности. Это описывается в моей «Прeмa-дхамa-стoтре» [66]:

а̄тмa-сиддха-са̄вa-лӣла̄-пурн̣a-саукхйа-лакш̣ан̣aм̇
сва̄нубха̄вa-мaтта-нр̣тйа-кӣртана̄тмa-вaнт̣анaм
aдвaйаикa-лакш̣йа-пӯрн̣a-таттвa-тат-пара̄тпарам̇
прeмa-дха̄мa-дeвaм-эвa нaуми гаура-сундарам

«Это всепобеждающее заключение, наивысшая концепция Абсолютной Реальности должна быть также наивысшей формой ананды, блаженства. Шри Чайтанья Махапрабху — это Кришна, сам экстаз, Который вкушает собственную сладость и танцует в экстатической радости. Его собственное Святое Имя есть причина Его блаженства, выраженного танцем. Святое Имя — также и следствие блаженства Его, выражаемого воспеванием. Причина является следствием. Реактор производит экстатическую энергию, которая заставляет Его танцевать, а Его воспевание разносит блаженство это другим».

Так каждым словом Своих лотосных уст, каждым жестом и движением Своего дивного златоносного облика Шри Чайтанья Махапрабху являет Свое экстатическое блаженное деяние божественной любви.

(продолжение следует)

 



←  Празднование Вьяса-пуджи Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа. 15 мая 2016 года. Оренбург ·• Архив новостей •· Уход Шьяма Виласа Прабху. 14 мая 2016 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Введение

 

Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал полноразвитую теистическую концепцию, которая была дана в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» главным образом содержит сравнительный разбор теизма и онтологию Кришна-сознания. Он превосходит всю остальную ведическую литературу, даже Пураны. До некоторой степени важность преданности Кришне провозглашают в рассказах и историях также «Брахма-вайварта-пурана» и «Падма-пурана», однако философский и онтологический уровень Маха-пураны, «Шримад-Бхагаватам», гораздо превосходит их.

«Шримад-Бхагаватам» может удовлетворить всех ученых-ведантистов, поскольку представляет Кришна-сознание в его полном величии. Высшим достижением теизма «Бхагаватам» считает отнюдь не сознание, разум или закон природы вещей, а благодать, красоту и гармонию — расу. В «Шримад-Бхагаватам» раса занимает наиглавнейшее место. Трактат этот уникален, поскольку с уровня интеллектуального жонглерства теизм поднимается в нем к миру расы.

Когда-то я начинал писать книгу, задуманную как краткий обзор восемнадцати тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам». Бхактивинода Тхакур в «Бхагавата-арка-маричи-мале» сгустил принципы «Бхагаватам» до одной тысячи шлок. Я же хотел сократить его еще больше, представив тремястами стихами. Я начал эту книгу, но так и не смог ее закончить.

«Шримад-Бхагаватам» является обширным санскритским трактатом, содержащим информацию об основах, исторические справки и объяснения главных школ философии. В «Шримад-Бхагаватам» также упоминается множество менее значительных моментов по истории и географии, которые, хотя и несущественны, все же подтверждают его заключения. Все то несущественное, что есть в «Бхагаватам», отходит в сторону, когда его смысл достигает своей чистейшей и всевозрастающей славы в поучениях Махапрабху Шри Чайтаньи. Поэтому если мы хотим рассмотреть саму суть «Шримад-Бхагаватам», нам следует изучить жизнь и заповеди Шри Чайтаньи Махапрабху. Подобно тому, как наставления великого автора «Шримад-Бхагаватам», Шрилы Вьясадевы, были «отфильтрованы» осознанием Шукадевы Госвами, сущность «Шримад-Бхагаватам» была «отфильтрована» жизнью и заповедями Шри Чайтаньи Махапрабху.

Поэтому, коль скоро учение Шримана Махапрабху представляет сущность «Шримад-Бхагаватам», мне хотелось бы привести здесь один из стихов, которые я изначально написал, как предваряющий мое краткий обзор. Он славит положение Гададхары Пандита, наиболее близкого спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Обычно Гададхара Пандит читал «Шримад-Бхагаватам» в храме Тота-Гопинатха в Джаганнатха Пури. Он читал, а Шриман Махапрабху вместе с великими преданными, такими как Сварупа Дамодара и Рамананда Рай, составляли аудиторию:

нӣла̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣eпанвитам̇ ба̄ндхавaм̇
ш́рӣмaд-бха̄гавaтӣ кaтха̄ мaдирайа̄ сан̃джӣвaйан бха̄ти йах̣
ш́рӣмaд-бха̄гавaтам̇ сада̄ свa-нaйана̄ш́ру-па̄йанaих̣ пӯджaйан
гoсвaми-правaрo гада̄дхара-вибхӯр-бхӯйа̄т мaд-эка̄-гатих̣

«На берегу огромного синего океана Гададхара Пандит читал „Шримад-Бхагаватам“ Шри Чайтанье Махапрабху, страдающему великой душевной болью в разлуке с Самим Собой (Кришной). Чтобы „опьянить“ своего больного Друга, чтобы облегчить Его муки, Гададхара Пандит поставлял Ему „вино“ кришна-лилы. Он читал, и как цветочные подношения священным страницам „Шримад-Бхагаватам“, из глаз его падали слезы. Пусть же удовлетворение этой светлой личности Гададхары Пандита, лучшего среди Госвами, будет единственной целью написания мною этой книги».

Шри Чайтанья Махапрабху испытывал великую боль разлуки со Шри Кришной, которая жгла Его огнем. Это выражено Им в «Шикшаштаке». «Прeмa-дхамa-стoтра» [54] объясняет:

ш́рӣ-свaрӯпа-ра̄йа-сан̇га-гамбхира̄нтйа-лӣланaм̇
два̄даш́а̄бда-бaнхи-гарбхa-випраламбха-ш́ӣланaм
ра̄дхика̄дхирӯд̣ха-бха̄вa-ка̄нти-кр̣ш̣н̣a-кун̃джaрам
прeмa-дха̄мa-дeвaм-эвa-нaуми-гаура-сундарам

«Занырнув в глубины реальности собственной красы и сладости, Кришна похитил настроение Радхарани и, облачившись в Ее ослепительное сияние, явился как Шри Чайтанья Махапрабху. Последние двенадцать лет Своих явленных игр, Он был поглощен настроением разлуки и общения, деля внутренние чувства Своего сердца с самыми близкими преданными. В агонии разлуки с Кришной из сердца Его вулканом извергался экстаз, а заповеди Его, известные как „Шикшаштака“, изошли из Его уст, как потоки лавы золотой. Склоняюсь я к стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Кто есть Золотой Вулкан божественной любви».

Он извергал огонь терзающей разлуки с Кришной в виде «Шикшаштакам». Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху сравнивается здесь с золотым вулканом, а «Шикшаштака» сравнивается с божественной лавой.

Шри Чайтанья Махапрабху поведал нам, что высочайшим принципом божественной жизни является разлука. Так же, как общение с Кришной является высшей концепцией экстаза, высшей концепцией страдания является разлука с Ним. Но все же боль, испытываемая в разлуке с Кришной, много мощнее блаженства общения с Ним. Шримaн Махапрабху говорит: «Вы не можете осознать свое горькое положение. Должно быть, чувства ваши полностью атрофировались. Не будь так, вы бы погибли от боли разлуки с Кришной. Это непостижимо! Мы полностью принадлежим Ему. Он для нас — все и вся, однако мы не видим Его. Мы разлучены с Ним насильно. Как можем мы это терпеть?» Бхактивинод Тхакур однажды сказал: «Я не в силах больше терпеть разлуку с Кришной. Я продержусь еще быть может три или четыре дня, а затем оставлю это тело».

Полюбить Кришну значит, что мы должны умереть, чтобы жить. Вначале божественная любовь может казаться лавой, смертью, но в действительности она нектар, жизнь. В этом мире также многие терпят неудачу в любви. Иногда, не могущие больше терпеть боль, они сходят с ума и совершают самоубийство. Однако боль, причиняемая разлукой с Кришной, хотя и сравнивается с лавой, в отличие от нее не несет вреда и урона. Кaвирадж Гoсвaми объясняет:

бaхйe виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитарe а̄нaнда-мaйа,
кр̣ш̣н̣а-прeма̄ра aдбхута чaрита

«Удивительным качеством божественной любви к Кришне является то, что она хотя действует, подобно огненной лаве, внутренне она подобна сладостному нектару, который наполняет сердце величайшей радостью».

Несмотря на переживания великой боли в глубине сердца Шри Чайтанья Махапрабху испытывал глубочайшую блаженную радость. Ни история мира, ни даже шастры не признают признаков экстаза, подобных явленным Шри Чайтаньей Махапрабху. В Нем мы прослеживаем высочайшую концепцию Абсолютной Реальности. Это описывается в моей «Прeмa-дхамa-стoтре» [66]:

а̄тмa-сиддха-са̄вa-лӣла̄-пурн̣a-саукхйа-лакш̣ан̣aм̇
сва̄нубха̄вa-мaтта-нр̣тйа-кӣртана̄тмa-вaнт̣анaм
aдвaйаикa-лакш̣йа-пӯрн̣a-таттвa-тат-пара̄тпарам̇
прeмa-дха̄мa-дeвaм-эвa нaуми гаура-сундарам

«Это всепобеждающее заключение, наивысшая концепция Абсолютной Реальности должна быть также наивысшей формой ананды, блаженства. Шри Чайтанья Махапрабху — это Кришна, сам экстаз, Который вкушает собственную сладость и танцует в экстатической радости. Его собственное Святое Имя есть причина Его блаженства, выраженного танцем. Святое Имя — также и следствие блаженства Его, выражаемого воспеванием. Причина является следствием. Реактор производит экстатическую энергию, которая заставляет Его танцевать, а Его воспевание разносит блаженство это другим».

Так каждым словом Своих лотосных уст, каждым жестом и движением Своего дивного златоносного облика Шри Чайтанья Махапрабху являет Свое экстатическое блаженное деяние божественной любви.

(продолжение следует)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования