«Почему Махапрабху ждал Нитьянанду, чтобы начать нама-санкиртану?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 февраля 2016 года. Гупта Говардхан


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Почему Махапрабху ждал Нитьянанду, чтобы начать нама-санкиртану?

(29 февраля 2016 года, Гупта Говардхан)

(отрывок, с 42 минуты, из лекции: https://www.youtube.com/watch?v=2qn7ZSvilI4)

 

Вопрос: Почему Махапрабху ждал Нитьянанду, чтобы начать нама-санкиртану?

Шрила Госвами Махарадж: Ну, вообще-то, ситуация представлена так, что Нитьянанда Прабху ждет, когда Махапрабху явится. Махапрабху проводит Свои игры как Нимай Пандит, или, как Его еще называли, Гаура-Нараян.

С аналитической точки зрения, эти игры демонстрируют некую эволюцию. И, как говорил Гуру Махарадж, эволюция есть постепенное раскрытие того, что уже существует. Он приводит пример восхода солнца. Из науки и благодаря фотографии мы знаем, что солнце уже существует таким, какое оно есть: с бесконечным запасом тепла, света и так далее. Но ежедневно мы наблюдаем, как постепенно, сначала первый лучик, затем край солнца — мы видим это каждый день в той стороне (показывает на восток).

То, что мы (в Чиангмае) находимся восточнее Навадвипы, сбивает нас с толку. Понимаете? Это странно — быть восточнее востока. Или мы все-таки на западе? [Смеется.] Иногда это сводит меня с ума. Когда ты читаешь Гаятри, нужно быть лицом на восток, но для нас Навадвип западнее... и так далее. В общем, пока просто принимайте за восток ту сторону, где восходит солнце. Не нужно себя запутывать. Все хорошо.

Так или иначе, солнце само по себе, но, с нашей относительной точки зрения, мы видим, как оно постепенно поднимается — это восход. Он прекрасен, он драматичен, он экстраординарен и так далее... Это грубый пример, но Махапрабху — Он уже Тот, Кто Он есть. Суть этого вопроса [кто такой Махапрабху] описана в «Чайтанья-чаритамрите» Сварупой Дамодаром, Рагхунатхом Дасом, Рупой Госвами, Кришнадасом Кавираджем Госвами. Ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-субалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[1]. Итак, бхакта-бха̄в и бхакта-бха̄в до крайности — ра̄дха̄-бха̄в.

Но существует игра, развитие, эволюция до этой позиции [до ра̄дха̄-бха̄вы]. Сначала — игра Его как ребенка в Навадвипе. Это очень мило на самом деле. Кришна ел землю, и Нимай Пандит тоже ел землю. Когда матушка Яшода [Шачи] видит это, то начинает ругаться: «Почему Ты ешь грязь? У меня приготовлен сандеш! (Это Бенгал!) У меня ведь есть сандеш, а Ты ешь песок». Он отвечает: «Разве сандеш — не та же земля, только трансформированная?» — Он говорит согласно философии майявады. И тогда Его мать начинает объяснять, «яшода-таттва»: «Нет-нет. Понимаешь, земля производит траву, а траву едят коровы. Коровы превращают ее в молоко. Или вот, например, глиняный горшок. Когда это горшок, он может держать воду. Когда же это просто глина — она воду пропускает». Тогда Нимай отвечает: «Матушка! Почему же ты Мне раньше этого не сказала? Ты спасла Меня!» [Смеется.]

Итак, Он показывает некую эволюцию. Это часть Его игры. Он играет разные роли, в том числе предстает как так называемый «высокомерный ученый». Но после того, как Он идет в Гайю на церемонию шраддхи в честь Джаганнатхи Мишры (хотя это тоже часть Его шоу), Он возвращается уже в другом настроении. Он перешел в другую стадию. Он безумно воспевает имена гопи, Он воспевает их хвалу. Это знак того, что очень скоро Он начнет игру нама-санкиртаны.

До двенадцати лет Нитьянанда Прабху рос в семье Хадая Пандита и Падмавати в Экачакре. Затем, до тридцати трех лет, Он путешествует по святым местам Индии, посещает также Вриндаван. Он просто ждет... [Жест руками, ребра ладоней соединяются.] И Он чувствует, что скоро это произойдет. Мы говорили об этом недавно, в день явления Нитьянанды Прабху. Вначале Нимай Пандит проводил нама-санкиртану за закрытыми дверями со Шривасом Пандитом, Адвайтой [Ачарьей], Харидасом Тхакуром, Гададхаром Пандитом и другими. И однажды Он говорит Шривасу и Харидасу: «У Меня был сон, что пришла великая Личность. На колеснице Баларамы (поэтому и Нитьянанда-Рам) эта Личность неистово мчится к Навадвипу». И где Нитьянанда прячется? В Нанда-бхаване, где находится матх Госвами Махараджа [Бхакти Саранги Госвами — про него говорится ранее в лекции].

Махапрабху шлет на поиски Нитьянанды Харидаса Тхакура и Шриваса Тхакура. Они обладают божественным видением, но не могут найти Его. Шрила Сарасвати Тхакур пишет в одном из комментариев: «Конечно, они могли видеть Нитьянанду». Но опять же, все это игра. Для чего? Чтобы подчеркнуть нечто очень важное, это не нечто тривиальное.

Они возвращаются после шести-девятичасовых поисков по всему Навадвипу. Они искали повсюду, но так и не нашли даже намека на то, что это за Личность, и где Она может находиться. Когда они возвращаются к Махапрабху ни с чем, Тот не только не расстроен, но даже немного улыбается.

Сарасвати Тхакур говорит, что лишь Махапрабху может раскрыть Нитьянанду. Вот в чем дело. Так часто мы обращаем на это внимание... Гуру Махарадж постоянно повторяет: «Доял Нитай, доял Нитай! Нитай-Чайтанья, доял Нитай!» Важность обрести милость Нитьянанды, нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе[2], хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и[3], — не является чем-то дополнительным, это необходимо. Но здесь мы видим, что только Махапрабху может открыть Нитьянанду Прабху и Его славу. Он говорит нам о важности принятия лотосных стоп: нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала, дже чха̄йа̄йа джагата джуд̣а̄й[4].

Тогда Махапрабху говорит: «Следуйте за Мной». И они идут за Махапрабху к дому Нанданы Ачарьи, где встречают Нитьянанду. Когда Махапрабху и Нитьянанда видят Друг Друга, это удивительно. С одной стороны, это Кришна и Баларама со Своими близкими друзьями и окружением, в том числе гопы и гопи. Они играют в прятки. Все они низошли в этот мир, это игра в прятки. С помощью Йога-майи. В этом краса Йога-майи: они не узнают друг друга. Мы можем подумать, что они все знают, но благодаря ей они не знают. Поэтому Йога-майя необходима для концепции Кришны в полном расцвете и для полного выражения кришна-премы.

Подобное невозможно для того, кто полностью следует айшварья-гьяне, ведь она останавливает естественный порыв сердца, рага-бхакти.

Йога-майя — не что-то второстепенное или дополнительное, она необходима. Поэтому, когда они нисходят в мир, это очень прекрасно, ведь они не знают, кто есть кто. Они узнают друг друга через выражение определенных духовных качеств и характеристик. Как в случае с Нитьянандой Прабху и Абхирамом Тхакуром. Кто он в духовном мире? Шридхам, кажется. Когда он встречает Нитьянанду, то думает: «Они называют Его Баларамой, Которого я знаю в Голоке Вриндаване. Я самый быстрый из мальчиков-пастушков, и единственный, Кто может догнать меня за два с половиной шага — это Баларама. Я проверю этого Нитьянанду». — И начинает бежать. Тут же, за два с половиной шага, Нитьянанда догоняет и обхватывает его. Конечно, поскольку он в объятиях своего Господа, он в экстазе. Поэтому можно сказать, что Кришна и Баларама выглядели совсем по-другому, когда видели Друг Друга в последний раз. Теперь же Кришна пришел в другом образе, и Баларама тоже выглядит иначе. Это ли Кришна и Баларама?

Итак, Нимай Пандит попросит Шриваса Тхакура спеть шлоку:

барха̄пӣд̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇,
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир,
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣[5]

Эта шлока описывает Кришну и Балараму с точки зрения гопи: Они окружены мальчиками-пастушками, танцуют, поют, играют на флейтах и рожках. Входя в лес Вриндавана утром, Они танцуют. Когда Нитьянанда Прабху слышит это, сильнейшие воспоминания об играх Кришны и Баларамы наполняют Его. Мы не можем даже представить себе, что это значит для Него. В экстазе Он теряет сознание.

Он ждал невообразимое количество времени, чтобы воссоединиться с Нимаем Пандитом, Который станет Шри Кришной Чайтаньей Махапрабху, и начать Их движение распространения, бахиран̇ге сан̇ге каре на̄ма-сан̇кӣртана, игру нама-санкиртаны[6].

Итак, с точки зрения лилы мы видим, что это идеальное время (идеальная синхронизация).

Перевод и транскрипцию выполнила: Индулекха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Я склоняюсь перед Ним [Шри Чайтаньей Махапрабху], ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[2] «Если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[3] «Брат, без Нитьянанды никто не сможет достичь Радхи и Кришны» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

[4] «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун, в сени которых весь мир обретает успокоение» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

[5] «Господь Кришна, носящий украшение из перьев павлина на голове, голубые цветы карн̣ика̄ра в Своих ушах, желтое, сияющее подобно золоту одеяние и гирлянду из [полевых цветов] ваиджайантӣ, входя в лес Вриндаван, украшая его отпечатками Своих следов, являл Свой трансцендентный облик величайшего танцора. Он наполнял отверстия Своей флейты нектаром Своих уст, и мальчики-пастушки прославляли Его» («Шримад-Бхагаватам, 10.21.5).

[6] Бахиран̇ге сан̇ге каре на̄ма-сан̇кӣртана / антаран̇га сан̇ге каре раса-а̄сва̄дана — «На людях Господь совершал нама-санкиртану, а в обществе Своих близких спутников Он переживал расу».

 



←  Инициации и вечерняя программа с Авадхутом Махараджем в Лахте 13 марта 2016 года ·• Архив новостей •· Рекомендуемая последовательность изучения книг и других публикаций в Шри Чайтанья Сарасват Матхе  →
Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Почему Махапрабху ждал Нитьянанду, чтобы начать нама-санкиртану?

(29 февраля 2016 года, Гупта Говардхан)

(отрывок, с 42 минуты, из лекции: https://www.youtube.com/watch?v=2qn7ZSvilI4)

 

Вопрос: Почему Махапрабху ждал Нитьянанду, чтобы начать нама-санкиртану?

Шрила Госвами Махарадж: Ну, вообще-то, ситуация представлена так, что Нитьянанда Прабху ждет, когда Махапрабху явится. Махапрабху проводит Свои игры как Нимай Пандит, или, как Его еще называли, Гаура-Нараян.

С аналитической точки зрения, эти игры демонстрируют некую эволюцию. И, как говорил Гуру Махарадж, эволюция есть постепенное раскрытие того, что уже существует. Он приводит пример восхода солнца. Из науки и благодаря фотографии мы знаем, что солнце уже существует таким, какое оно есть: с бесконечным запасом тепла, света и так далее. Но ежедневно мы наблюдаем, как постепенно, сначала первый лучик, затем край солнца — мы видим это каждый день в той стороне (показывает на восток).

То, что мы (в Чиангмае) находимся восточнее Навадвипы, сбивает нас с толку. Понимаете? Это странно — быть восточнее востока. Или мы все-таки на западе? [Смеется.] Иногда это сводит меня с ума. Когда ты читаешь Гаятри, нужно быть лицом на восток, но для нас Навадвип западнее... и так далее. В общем, пока просто принимайте за восток ту сторону, где восходит солнце. Не нужно себя запутывать. Все хорошо.

Так или иначе, солнце само по себе, но, с нашей относительной точки зрения, мы видим, как оно постепенно поднимается — это восход. Он прекрасен, он драматичен, он экстраординарен и так далее... Это грубый пример, но Махапрабху — Он уже Тот, Кто Он есть. Суть этого вопроса [кто такой Махапрабху] описана в «Чайтанья-чаритамрите» Сварупой Дамодаром, Рагхунатхом Дасом, Рупой Госвами, Кришнадасом Кавираджем Госвами. Ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-субалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[1]. Итак, бхакта-бха̄в и бхакта-бха̄в до крайности — ра̄дха̄-бха̄в.

Но существует игра, развитие, эволюция до этой позиции [до ра̄дха̄-бха̄вы]. Сначала — игра Его как ребенка в Навадвипе. Это очень мило на самом деле. Кришна ел землю, и Нимай Пандит тоже ел землю. Когда матушка Яшода [Шачи] видит это, то начинает ругаться: «Почему Ты ешь грязь? У меня приготовлен сандеш! (Это Бенгал!) У меня ведь есть сандеш, а Ты ешь песок». Он отвечает: «Разве сандеш — не та же земля, только трансформированная?» — Он говорит согласно философии майявады. И тогда Его мать начинает объяснять, «яшода-таттва»: «Нет-нет. Понимаешь, земля производит траву, а траву едят коровы. Коровы превращают ее в молоко. Или вот, например, глиняный горшок. Когда это горшок, он может держать воду. Когда же это просто глина — она воду пропускает». Тогда Нимай отвечает: «Матушка! Почему же ты Мне раньше этого не сказала? Ты спасла Меня!» [Смеется.]

Итак, Он показывает некую эволюцию. Это часть Его игры. Он играет разные роли, в том числе предстает как так называемый «высокомерный ученый». Но после того, как Он идет в Гайю на церемонию шраддхи в честь Джаганнатхи Мишры (хотя это тоже часть Его шоу), Он возвращается уже в другом настроении. Он перешел в другую стадию. Он безумно воспевает имена гопи, Он воспевает их хвалу. Это знак того, что очень скоро Он начнет игру нама-санкиртаны.

До двенадцати лет Нитьянанда Прабху рос в семье Хадая Пандита и Падмавати в Экачакре. Затем, до тридцати трех лет, Он путешествует по святым местам Индии, посещает также Вриндаван. Он просто ждет... [Жест руками, ребра ладоней соединяются.] И Он чувствует, что скоро это произойдет. Мы говорили об этом недавно, в день явления Нитьянанды Прабху. Вначале Нимай Пандит проводил нама-санкиртану за закрытыми дверями со Шривасом Пандитом, Адвайтой [Ачарьей], Харидасом Тхакуром, Гададхаром Пандитом и другими. И однажды Он говорит Шривасу и Харидасу: «У Меня был сон, что пришла великая Личность. На колеснице Баларамы (поэтому и Нитьянанда-Рам) эта Личность неистово мчится к Навадвипу». И где Нитьянанда прячется? В Нанда-бхаване, где находится матх Госвами Махараджа [Бхакти Саранги Госвами — про него говорится ранее в лекции].

Махапрабху шлет на поиски Нитьянанды Харидаса Тхакура и Шриваса Тхакура. Они обладают божественным видением, но не могут найти Его. Шрила Сарасвати Тхакур пишет в одном из комментариев: «Конечно, они могли видеть Нитьянанду». Но опять же, все это игра. Для чего? Чтобы подчеркнуть нечто очень важное, это не нечто тривиальное.

Они возвращаются после шести-девятичасовых поисков по всему Навадвипу. Они искали повсюду, но так и не нашли даже намека на то, что это за Личность, и где Она может находиться. Когда они возвращаются к Махапрабху ни с чем, Тот не только не расстроен, но даже немного улыбается.

Сарасвати Тхакур говорит, что лишь Махапрабху может раскрыть Нитьянанду. Вот в чем дело. Так часто мы обращаем на это внимание... Гуру Махарадж постоянно повторяет: «Доял Нитай, доял Нитай! Нитай-Чайтанья, доял Нитай!» Важность обрести милость Нитьянанды, нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе[2], хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и[3], — не является чем-то дополнительным, это необходимо. Но здесь мы видим, что только Махапрабху может открыть Нитьянанду Прабху и Его славу. Он говорит нам о важности принятия лотосных стоп: нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала, дже чха̄йа̄йа джагата джуд̣а̄й[4].

Тогда Махапрабху говорит: «Следуйте за Мной». И они идут за Махапрабху к дому Нанданы Ачарьи, где встречают Нитьянанду. Когда Махапрабху и Нитьянанда видят Друг Друга, это удивительно. С одной стороны, это Кришна и Баларама со Своими близкими друзьями и окружением, в том числе гопы и гопи. Они играют в прятки. Все они низошли в этот мир, это игра в прятки. С помощью Йога-майи. В этом краса Йога-майи: они не узнают друг друга. Мы можем подумать, что они все знают, но благодаря ей они не знают. Поэтому Йога-майя необходима для концепции Кришны в полном расцвете и для полного выражения кришна-премы.

Подобное невозможно для того, кто полностью следует айшварья-гьяне, ведь она останавливает естественный порыв сердца, рага-бхакти.

Йога-майя — не что-то второстепенное или дополнительное, она необходима. Поэтому, когда они нисходят в мир, это очень прекрасно, ведь они не знают, кто есть кто. Они узнают друг друга через выражение определенных духовных качеств и характеристик. Как в случае с Нитьянандой Прабху и Абхирамом Тхакуром. Кто он в духовном мире? Шридхам, кажется. Когда он встречает Нитьянанду, то думает: «Они называют Его Баларамой, Которого я знаю в Голоке Вриндаване. Я самый быстрый из мальчиков-пастушков, и единственный, Кто может догнать меня за два с половиной шага — это Баларама. Я проверю этого Нитьянанду». — И начинает бежать. Тут же, за два с половиной шага, Нитьянанда догоняет и обхватывает его. Конечно, поскольку он в объятиях своего Господа, он в экстазе. Поэтому можно сказать, что Кришна и Баларама выглядели совсем по-другому, когда видели Друг Друга в последний раз. Теперь же Кришна пришел в другом образе, и Баларама тоже выглядит иначе. Это ли Кришна и Баларама?

Итак, Нимай Пандит попросит Шриваса Тхакура спеть шлоку:

барха̄пӣд̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇,
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир,
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣[5]

Эта шлока описывает Кришну и Балараму с точки зрения гопи: Они окружены мальчиками-пастушками, танцуют, поют, играют на флейтах и рожках. Входя в лес Вриндавана утром, Они танцуют. Когда Нитьянанда Прабху слышит это, сильнейшие воспоминания об играх Кришны и Баларамы наполняют Его. Мы не можем даже представить себе, что это значит для Него. В экстазе Он теряет сознание.

Он ждал невообразимое количество времени, чтобы воссоединиться с Нимаем Пандитом, Который станет Шри Кришной Чайтаньей Махапрабху, и начать Их движение распространения, бахиран̇ге сан̇ге каре на̄ма-сан̇кӣртана, игру нама-санкиртаны[6].

Итак, с точки зрения лилы мы видим, что это идеальное время (идеальная синхронизация).

Перевод и транскрипцию выполнила: Индулекха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Я склоняюсь перед Ним [Шри Чайтаньей Махапрабху], ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[2] «Если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[3] «Брат, без Нитьянанды никто не сможет достичь Радхи и Кришны» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

[4] «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун, в сени которых весь мир обретает успокоение» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

[5] «Господь Кришна, носящий украшение из перьев павлина на голове, голубые цветы карн̣ика̄ра в Своих ушах, желтое, сияющее подобно золоту одеяние и гирлянду из [полевых цветов] ваиджайантӣ, входя в лес Вриндаван, украшая его отпечатками Своих следов, являл Свой трансцендентный облик величайшего танцора. Он наполнял отверстия Своей флейты нектаром Своих уст, и мальчики-пастушки прославляли Его» («Шримад-Бхагаватам, 10.21.5).

[6] Бахиран̇ге сан̇ге каре на̄ма-сан̇кӣртана / антаран̇га сан̇ге каре раса-а̄сва̄дана — «На людях Господь совершал нама-санкиртану, а в обществе Своих близких спутников Он переживал расу».

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования