«На распутье». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 24 февраля 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия | “At a Crossroads.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 24 February 2013. Nabadwip Dham, India


Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Нирмал Āча̄рйа Маха̄ра̄дж

На распутье

(Оригинал: http://scsmathinternational.com/guidance/2013/SAchM-130224-AtACrossroads.php)

Шри Навадвипа Дхама, Индия
24 февраля 2013 года

 

Вопрос: Я понимаю, что лишь недавно присоединился к миссии, но я испытываю сильное чувство того, что мне необходимо полностью предаться, — целиком посвятить себя. И в то же время я осознаю, что не способен полностью предаться, потому что постоянно беспокоюсь о своей работе и прочих вещах. Поэтому я не знаю, что мне делать: просить наставлений или просто ждать, когда сложится некая ситуация…

Шрила Ачарья Махарадж: То, что вы говорите, не корректно. Некоторые постоянно говорят: «Харибол! Харибол! Харибол!» — и может показаться, будто они действительно предались, но это не самопредание. Мы должны помнить слова Гурудева: «В западной культуре у преданных не такие сильные привязанности, как здесь, в Индии. Индийцы чересчур привязаны к своим семьям». Бхактивинод Тхакур также писал об этом в своих песнях.

В Индии люди ждут, пока их сын женится, потом они ждут, когда их внук или даже правнук приведет в семью жену. На Западе, если девушка хочет пойти куда-то сама, ее отец запросто ей это позволяет, но в Индии незамужняя девушка не может никуда выйти без своих родителей, и даже замужняя девушка, которая недавно родила ребенка, не может выходить без сопровождения мужа. Так сильны привязанности.

Я проповедую от двери к двери, призывая людей присоединиться к вриндавана‑парикраме. Но некоторые отвечают мне: «Я бы хотел поехать во Вриндаван, но не могу, потому что в этом году женится мой сын. Я поеду в следующем…» На следующий год жена его сына ждет ребенка, рожает и все откладывается вновь: «Я не могу сейчас поехать. Поеду в следующем году». Вот ребенок немного подрастает и говорит: «Дедушка, возьми меня с собой во Вриндаван. Я хочу с тобой!» Но они не могут взять с собой маленького ребенка, потому что ему необходима постоянная забота, а в путешествии возникает много трудностей с удобствами и размещением. Поэтому они говорят: «О, Махарадж, я не могу поехать с ребенком. Может, в следующий раз…» И так они никогда не побывают во Вриндаване. Привязанность очень опасна, но привязанность к Господу благотворна для нас.

Не беспокойтесь ни о чем. Нет никаких проблем. Если вам нужно устраивать семейную жизнь, то вам необходимо работать. Но если у вас нет необходимости беспокоиться о семье, то храмы в Экачакре, Навадвипе и других местах всегда открыты для вас.

Сейчас и есть самый подходящий момент, чтобы прийти в храм. Ведь если вы решите прийти в храм в пожилом возрасте, когда будете не в состоянии трудиться, и семья перестанет заботиться о вас, то вы вынуждены будете принимать служение от преданных вместо того, чтобы самому воздавать служение, а это не будет благом для вас.

Хорошо прийти жить в храм, когда вы еще молоды. Когда я пришел в храм, мне было двадцать семь или двадцать восемь лет. Но я считаю, присоединись я раньше, лет в семь или десять, я мог бы совершить больший прогресс. Те, кто приходит в юном возрасте, в пятнадцать-двадцать лет, способны контролировать свои чувства и легко пройти этот этап жизни. Имея немного терпения, можно без труда преодолеть этот возраст…

В жизни домохозяина также нет ничего плохого. Вы можете поддерживать свою духовную жизнь и будучи домохозяином, но следует правильно практиковать. Вы видите, чем мы заняты в храме — мангала-арати, парикрамы и так далее, — вы можете делать то же самое и дома. Проснувшись, совершайте арати, приготовьте что-то для подношения Гурудеву с лепестками Туласи. Всегда избегайте пищи извне; готовьте сами или пусть готовит ваша жена. Сделайте дома алтарь или обустройте полку с фотографией Божеств, гуру‑парампары, и предлагайте им пищу, которую готовите. Эту же еду вы можете вкушать и в обед. Разве это сложно? Я так не думаю… Вам нужно чем-то питаться, поэтому приготовьте и в течение десяти минут предлагайте Гурудеву и Божествам. Таким образом все ваши чувства будут под контролем, чхайа дош (шесть изъянов: переедание, материалистичные устремления, беспредметные разговоры, неспособность следовать наставлениям, дурное общение, непостоянство в практике) — они будут устранены и к вам придут силы.

Гурудев говорил: «Где бы мы ни находились, мы всегда можем поддерживать свою духовную жизнь». Это процесс виддхи‑бхакти. Мы практикующие, мы не великие преданные и не возвышенные вайшнавы…


 

Oṁ Viṣṇupа̄d
Śrīla Bhakti Nirmal Āchārya Mahārāj

At a Crossroads

(From: http://scsmathinternational.com/guidance/2013/SAchM-130224-AtACrossroads.php)

Sri Nabadwip Dham, India
24 February 2013

 

Question: I realize that it has been a short time since I joined the mission, and I feel very strongly that I must fully surrender and be fully dedicated, but at the same time I find myself not able to surrender fully because I always worry about my job and other things. I do not know what to do—whether to ask for some instruction, or just wait for something to happen...

Srila Acharya Maharaj: What you are saying is not correct. Somebody always says, “Hari bol! Hari bol! Hari bol!” and you think they are surrendered, but it is not surrender. You must remember Gurudev’s words: in the Western culture devotees do not have so much attachment like here in India. Indian people are too attached to their family. Bhakti Vinod Thakur also wrote about this in his songs.

In India, people have children, wait for their son to get married, then wait to see their grandson’s wife and maybe even their great-grandson’s wife. In the West, if a girl wants to go somewhere alone, her father allows it easily, but in India an unmarried girl cannot go out without her parents, and even a married girl who already has a baby cannot go out without her husband. There is so much attachment.

I go house to house, calling people to join the Vrindavan parikrama, and somebody says, “I want to go to Vrindavan, but I cannot go because this year is my son’s wedding ceremony. I will go next year...” Next year their son’s wife is pregnant and has a baby, and they have to postpone it again, “I cannot go now, I will go next year.” The baby grows up a little and says, “Grandfather, take me to Vrindavan with you, I want to go with you,” but they cannot take the baby with them because the baby always needs attention and there are too many problems with the accommodation and other facilities, so they think, “Oh, no, Maharaj, I cannot take this baby with me. Next year maybe...” In this way they can never go to Vrindavan. Attachment is very dangerous, but attachment to the Lord is good for you.

Do not worry about anything. What is the problem? If you must maintain your family, then it is necessary to work; and if it is not necessary to maintain your family, then the temples in Ekachakra, Nabadwip and other places are open for you.

This is the time to come and join because if you join the temple when you become too old and sick to work and your family does not look after you, you will have to take service from the devotees instead of giving service, which is not good for you. It is good to join the temple when you are young. I joined the temple when I was about twenty-seven or twenty-eight years old, but I also think that if I could join earlier, at ten or eleven years old, I could have made more progress. Those who come to the temple at a young age, at fifteen-twenty years old, can control all their senses and can easily cross that part of their life. Have a little tolerance and patience, and you can pass that age very quickly...

Householder life is also not bad. You can maintain your spiritual life as a householder, but practise properly. You see what we do here—mangal arati, parikrama, and so on—and you can do that at your home too. Wake up, have morning arati, cook something and give an offering to Gurudev with Tulasi leaves. Always avoid outside food—cook yourself or your wife can cook. Make an altar in your house, or have a shelf with a photo of the Deities, the Guru-parampara, and offer the food you cook to them. You can take the same food for lunch too. Is it very hard to maintain this? I do not think so... You have to eat something, so cook and offer it for ten minutes to Gurudev and the Deities, in this way all your senses will be controlled, the chhaya dos (the six faults: excessive eating, materialistic endeavours, useless talks, inability to follow instructions, bad association, fickle-mindedness) will be removed, and you will get energy.

Gurudev said that wherever you stay you can maintain your spiritual life. It is viddhi-bhakti. We are practitioners; we are not big devotees or great Vaishnavs...

 



←  Воскресная программа в студии Vedalife. 7 февраля 2016 года. Харьков, Украина ·• Архив новостей •· «Явление Шри Адвайты Ачарьи». Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 15 февраля 2016 года. Москва, Кисельный  →

Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Нирмал Āча̄рйа Маха̄ра̄дж

На распутье

(Оригинал: http://scsmathinternational.com/guidance/2013/SAchM-130224-AtACrossroads.php)

Шри Навадвипа Дхама, Индия
24 февраля 2013 года

 

Вопрос: Я понимаю, что лишь недавно присоединился к миссии, но я испытываю сильное чувство того, что мне необходимо полностью предаться, — целиком посвятить себя. И в то же время я осознаю, что не способен полностью предаться, потому что постоянно беспокоюсь о своей работе и прочих вещах. Поэтому я не знаю, что мне делать: просить наставлений или просто ждать, когда сложится некая ситуация…

Шрила Ачарья Махарадж: То, что вы говорите, не корректно. Некоторые постоянно говорят: «Харибол! Харибол! Харибол!» — и может показаться, будто они действительно предались, но это не самопредание. Мы должны помнить слова Гурудева: «В западной культуре у преданных не такие сильные привязанности, как здесь, в Индии. Индийцы чересчур привязаны к своим семьям». Бхактивинод Тхакур также писал об этом в своих песнях.

В Индии люди ждут, пока их сын женится, потом они ждут, когда их внук или даже правнук приведет в семью жену. На Западе, если девушка хочет пойти куда-то сама, ее отец запросто ей это позволяет, но в Индии незамужняя девушка не может никуда выйти без своих родителей, и даже замужняя девушка, которая недавно родила ребенка, не может выходить без сопровождения мужа. Так сильны привязанности.

Я проповедую от двери к двери, призывая людей присоединиться к вриндавана‑парикраме. Но некоторые отвечают мне: «Я бы хотел поехать во Вриндаван, но не могу, потому что в этом году женится мой сын. Я поеду в следующем…» На следующий год жена его сына ждет ребенка, рожает и все откладывается вновь: «Я не могу сейчас поехать. Поеду в следующем году». Вот ребенок немного подрастает и говорит: «Дедушка, возьми меня с собой во Вриндаван. Я хочу с тобой!» Но они не могут взять с собой маленького ребенка, потому что ему необходима постоянная забота, а в путешествии возникает много трудностей с удобствами и размещением. Поэтому они говорят: «О, Махарадж, я не могу поехать с ребенком. Может, в следующий раз…» И так они никогда не побывают во Вриндаване. Привязанность очень опасна, но привязанность к Господу благотворна для нас.

Не беспокойтесь ни о чем. Нет никаких проблем. Если вам нужно устраивать семейную жизнь, то вам необходимо работать. Но если у вас нет необходимости беспокоиться о семье, то храмы в Экачакре, Навадвипе и других местах всегда открыты для вас.

Сейчас и есть самый подходящий момент, чтобы прийти в храм. Ведь если вы решите прийти в храм в пожилом возрасте, когда будете не в состоянии трудиться, и семья перестанет заботиться о вас, то вы вынуждены будете принимать служение от преданных вместо того, чтобы самому воздавать служение, а это не будет благом для вас.

Хорошо прийти жить в храм, когда вы еще молоды. Когда я пришел в храм, мне было двадцать семь или двадцать восемь лет. Но я считаю, присоединись я раньше, лет в семь или десять, я мог бы совершить больший прогресс. Те, кто приходит в юном возрасте, в пятнадцать-двадцать лет, способны контролировать свои чувства и легко пройти этот этап жизни. Имея немного терпения, можно без труда преодолеть этот возраст…

В жизни домохозяина также нет ничего плохого. Вы можете поддерживать свою духовную жизнь и будучи домохозяином, но следует правильно практиковать. Вы видите, чем мы заняты в храме — мангала-арати, парикрамы и так далее, — вы можете делать то же самое и дома. Проснувшись, совершайте арати, приготовьте что-то для подношения Гурудеву с лепестками Туласи. Всегда избегайте пищи извне; готовьте сами или пусть готовит ваша жена. Сделайте дома алтарь или обустройте полку с фотографией Божеств, гуру‑парампары, и предлагайте им пищу, которую готовите. Эту же еду вы можете вкушать и в обед. Разве это сложно? Я так не думаю… Вам нужно чем-то питаться, поэтому приготовьте и в течение десяти минут предлагайте Гурудеву и Божествам. Таким образом все ваши чувства будут под контролем, чхайа дош (шесть изъянов: переедание, материалистичные устремления, беспредметные разговоры, неспособность следовать наставлениям, дурное общение, непостоянство в практике) — они будут устранены и к вам придут силы.

Гурудев говорил: «Где бы мы ни находились, мы всегда можем поддерживать свою духовную жизнь». Это процесс виддхи‑бхакти. Мы практикующие, мы не великие преданные и не возвышенные вайшнавы…


 

Oṁ Viṣṇupа̄d
Śrīla Bhakti Nirmal Āchārya Mahārāj

At a Crossroads

(From: http://scsmathinternational.com/guidance/2013/SAchM-130224-AtACrossroads.php)

Sri Nabadwip Dham, India
24 February 2013

 

Question: I realize that it has been a short time since I joined the mission, and I feel very strongly that I must fully surrender and be fully dedicated, but at the same time I find myself not able to surrender fully because I always worry about my job and other things. I do not know what to do—whether to ask for some instruction, or just wait for something to happen...

Srila Acharya Maharaj: What you are saying is not correct. Somebody always says, “Hari bol! Hari bol! Hari bol!” and you think they are surrendered, but it is not surrender. You must remember Gurudev’s words: in the Western culture devotees do not have so much attachment like here in India. Indian people are too attached to their family. Bhakti Vinod Thakur also wrote about this in his songs.

In India, people have children, wait for their son to get married, then wait to see their grandson’s wife and maybe even their great-grandson’s wife. In the West, if a girl wants to go somewhere alone, her father allows it easily, but in India an unmarried girl cannot go out without her parents, and even a married girl who already has a baby cannot go out without her husband. There is so much attachment.

I go house to house, calling people to join the Vrindavan parikrama, and somebody says, “I want to go to Vrindavan, but I cannot go because this year is my son’s wedding ceremony. I will go next year...” Next year their son’s wife is pregnant and has a baby, and they have to postpone it again, “I cannot go now, I will go next year.” The baby grows up a little and says, “Grandfather, take me to Vrindavan with you, I want to go with you,” but they cannot take the baby with them because the baby always needs attention and there are too many problems with the accommodation and other facilities, so they think, “Oh, no, Maharaj, I cannot take this baby with me. Next year maybe...” In this way they can never go to Vrindavan. Attachment is very dangerous, but attachment to the Lord is good for you.

Do not worry about anything. What is the problem? If you must maintain your family, then it is necessary to work; and if it is not necessary to maintain your family, then the temples in Ekachakra, Nabadwip and other places are open for you.

This is the time to come and join because if you join the temple when you become too old and sick to work and your family does not look after you, you will have to take service from the devotees instead of giving service, which is not good for you. It is good to join the temple when you are young. I joined the temple when I was about twenty-seven or twenty-eight years old, but I also think that if I could join earlier, at ten or eleven years old, I could have made more progress. Those who come to the temple at a young age, at fifteen-twenty years old, can control all their senses and can easily cross that part of their life. Have a little tolerance and patience, and you can pass that age very quickly...

Householder life is also not bad. You can maintain your spiritual life as a householder, but practise properly. You see what we do here—mangal arati, parikrama, and so on—and you can do that at your home too. Wake up, have morning arati, cook something and give an offering to Gurudev with Tulasi leaves. Always avoid outside food—cook yourself or your wife can cook. Make an altar in your house, or have a shelf with a photo of the Deities, the Guru-parampara, and offer the food you cook to them. You can take the same food for lunch too. Is it very hard to maintain this? I do not think so... You have to eat something, so cook and offer it for ten minutes to Gurudev and the Deities, in this way all your senses will be controlled, the chhaya dos (the six faults: excessive eating, materialistic endeavours, useless talks, inability to follow instructions, bad association, fickle-mindedness) will be removed, and you will get energy.

Gurudev said that wherever you stay you can maintain your spiritual life. It is viddhi-bhakti. We are practitioners; we are not big devotees or great Vaishnavs...

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования