«Адхивас Шри Кришна-джанмаштами». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 5 сентября 2015 года. Лахта, Cанкт-Петербург



скачать (формат MP3, 72.18M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Адхивас Шри Кришна-джанмаштами

(5 сентября 2015 года. Лахта, Санкт-Петербург)

(Транскрипция текста сделана с аудиозаписи, поскольку в видеозаписи есть проблемы со звуком; кроме того, видеозапись представляет собой окончание лекции и не совпадает с аудиозаписью.)

 

…духовного богатства, духовных сокровищ. Весь мир можно сравнить с кораблем, мы все на одном корабле. Но каким-то образом Господь, по одному Ему известным причинам, избрал именно Индию в качестве своеобразной столицы, где Он прежде всего являет Свои игры, деяния, воплощения. Однажды, когда мы были в Индии в обществе нашего Гуру Махараджа, Шридхара Махараджа, один преданный спросил его: «Скажите, как так получается, что все аватары Господа — Рамачандра явился в Индии, Кришна явился в Индии, Нрисимха явился в Индии, Вамана явился в Индии — все аватары Господа, похоже, являлись в Индии. И Шри Чайтанья Махапрабху, и Нитьянанда Прабху также явились в Индии. И Веды Ведавьяса так же составил в Индии, в Гималаях, в северной части Индии. А Валмики написал в Индии „Рамаяну“. Как так, что все это происходило только в Индии?»

#00:02:25#

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, ответил таким образом: «Это вроде того, что в каждой стране какой-то город выбирается в качестве столицы. И вся администрация, все главные события преимущественно происходят там». Подобным же образом Господь избрал Своей «столицей», в этом случае уже не город, а страну Индию в качестве подобной «столицы», где Он прежде всего являет Себя. Но это лишь внешняя опора, антураж, в котором явлена лила. И таким образом, послание Индии — по сути, послание Бхагавана, послание Кришны или послание Рамачандры. Многие в Индии говорят: «На самом деле наш Господь, мой Господь — это прежде всего Рамачандра». Или: «Послание Шри Чайтанья Махапрабху». Таким образом, послание Бхагавана, Личности Бога, было представлено в Индии с давних времен.

#00:04:36#

И многие из вас знают, что есть парикрама или обход, паломничество в святые места, когда мы отправляемся в те самые места, в которых Господь являл Свои игры, чтобы услышать о них, чтобы выразить им свое почтение. Однажды Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, обратился ко всем в день собственной вьяса-пуджи. Вьяса-пуджа означает день явления, это день, когда мы все, его ученики и последователи, выражаем ему свое почтение, прославляем его. И он обратился к собранию, которое состояло на 95% из индусов, ну, разумеется, дело происходило в Индии. А некоторый процент, процентов пять, быть может, человек сто западных людей. И тогда Гуру Махарадж, обращаясь преимущественно к индусам, сказал: «Только посмотрите на этих западных людей, которые приезжают сюда, преодолевая большие трудности, добираются досюда с самых далеких уголков света, для того чтобы услышать любовное послание Шри Чайтаньи Махапрабху!»

#00:06:59#

«Они приходят, как паломники, для того чтобы выразить почтение всем этим местам паломничества, местам игр Господа, что нам кажутся столь привычными, обыденными, но они приезжают, чтобы выразить им свое почтение». Он сказал: «Для нас все эти места паломничества столь близки, и они находятся рядом с нами, но мы можем почерпнуть воодушевление, видя, с каким энтузиазмом они, западные преданные, приходят сюда для того, чтобы познакомиться с этим, для того, чтобы прикоснуться к святым местам деяний Господа». Индия — это просто Индия, это просто страна. Но святые места… это особое устроение Господа, что Он являет Себя в определенных местах. И это не зависит от того, в какой именно стране это находится, это, если угодно, сцена, на которой Господь являет Себя.

#00:09:13#

Я могу на самом деле сказать то же самое и в ваш адрес, в адрес всех собравшихся здесь, вы все по преимуществу местные люди, жители Санкт-Петербурга или области, и поэтому Лахта — это достаточно близкое и понятное для вас место. Но посмотрите на то, какое чудо здесь, какое сокровище есть в Лахте — наш духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж, приезжал сюда много раз, многократно, приезжал, даже несмотря на плохое состояние здоровья. И здесь, в Лахте, находится представительство, находится посольство духовного мира, мира Радхарани, мира Кришны, подобно тому, как к нам в гости приходил консул Индии, подобно тому, как посольства представляют интересы стран в других странах. Так же и здесь явлено представительство земли Кришны, земли Шримати Радхарани. Подобно тому, как Навадвипа, святой город Навадвипа является посольством земли самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:11:27#

Таким образом, собираясь здесь, у нас появляется возможность общаться с вайшнавами, заниматься служением, слушать «Шримад-Бхагаватам», Бхагавад-гиту, Упанишады. Здесь мы можем научиться и очень практичным вещам. Например, только этажом ниже проходят кулинарные занятия, их проводят лучшие повара мира. Если жены, присутствующие здесь, научатся готовить, как их обучают там, внизу, то ваши мужья даже не заметят, даже не поймут, что вы им мяса больше не даете. Однако самое главное, что вы можете увидеть здесь, услышать здесь, — это узнать о бессмертии. Кто еще, где еще вы сможете соприкоснуться таким образом с возможностью бессмертия? Причем бессмертия очень радостного, динамичного, живого. Это и есть сокровище Гималаев, сокровище Вед, сокровище писания «Шримад-Бхагаватам», о котором только недавно говорил Шрила Госвами Махарадж. Это и есть сокровище Индии, если угодно говорить об Индии как о стране. Богатство Индии заключено не в рупиях, не в рублях и не в долларах. В одном поколении, в одно время Индия может быть очень богата, в другое поколение, в другое время она может быть погружена в бедность, потом снова богатство, потом снова бедность. И ровно то же самое происходит и с Россией, и со всеми остальными странами — постоянные волны, сменяющие друг друга, богатства и нищеты, богатства и нищеты. Нам доводилось видеть и бедную Индию, какой она была, и богатую Индию, какой она является сейчас. Мы видели так же и богатство, и бедность в других местах.

#00:15:06#

Однако постоянство Индии, то, что сохраняется в ней постоянно, всегда, — это сокровище, богатство вечной жизни. Ведавьяса дал нам писания. Более того, он подытожил их вкратце. И, кроме того, он дал нам метод, следуя которому, мы можем прикоснуться ко всему этому. Если вы взглянете на алтарь, то увидите, что там присутствуют Радха и Кришна во Вриндаване. Видите, там, на заднем плане, изображены павлины, леса, реки, холмы, простая и счастливая жизнь. В завершение многих томов, многих глав священных писаний, Ведавьяса пришел к следующему заключению, выводу: именно эти игры, игры Радхи и Кришны во Вриндаване, являются... Вриндаван — высочайшее место, и игры там — высочайшие игры из всего, что только можно постичь или найти.

#00:17:16#

Он выразил это заключение в священном писании «Шримад-Бхагаватам», и последний стих «Шримад-Бхагаватам» призывает нас к тому, чтобы мы посвятили себя этому делу, прославлению святых имен Господа и таким образом привнесли счастье в свою жизнь[1]. И Шри Чайтанья Махапрабху, представленный на алтаре слева, если смотреть от нас, начал учить Ведам, высшему знанию именно с этого момента. Он сказал: «Примите повторение святых имен Господа, и тогда Вриндаван и эти высшие духовные истины станут для вас чем-то осязаемым, практически достижимым». Шри Чайтанья Махапрабху был гениальным ученым. Еще будучи подростком, Он сумел победить в диспутах всех учителей. И далее, с привлечением всей Своей учености, Он показал, что именно Святое Имя является лекарством от болезни этой эпохи, в которую мы сейчас живем, от болезни Кали-юги. Он сам следовал этим идеям. Не то, что Он извлек некие философские заключения, отдал их кому-то еще, а сам перешел к другим делам. Но Он сам счастливо следовал этому, Его жизнью было воспевание Харе Кришна маха-мантры.

#00:20:18#

Так Он путешествовал по всей Индии, и все, с кем Он встречался, видели — иногда видя его пример, иногда вступая с Ним в дискуссии, — они видели, сколь велика ценность повторения Харе Кришна. И те, кто таким образом начинал повторять Харе Кришна в обществе Махапрабху, переполнялись любовью. А позже те, с кем они встречались, так же переполнялись любовью, и таким образом волна этой божественной любви, начатая Шри Чайтанья Махапрабху, захватила всю Индию. В Своих играх Шри Чайтанья Махапрабху явился не во Вриндаване, а в Навадвипе. И Навадвипа-дхама — это одно из трех мест паломничества, куда мы направляемся, куда направляются паломники со всего мира. Навадвипа — это место, где явился Шри Чайтанья Махапрабху, где Он явил Свои игры, и где Он начал распространять свободно всем Святое Имя Господа.

#00:22:10#

Именно в этом святом городе, в Навадвипе, на берегу Ганги Шрила Шридхар Махарадж основал прекрасный храм Шри Чайтанья Сарасват Матха. И этот храм в Лахте представляет своим настроением, своими идеями, своим наследием, своим алтарем тот самый храм, который был основал Шрилой Шридхаром Махараджем и позже был развит Шрилой Говиндой Махараджем. Сегодня к нам в гости приходил генеральный консул Индии, он представляет страну Индию в целом. Но в рамках Индии местом самого щедрого распространения Святого Имени является именно Навадвипа. Поэтому, мы можем сказать, что Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж были представителями, посланниками подлинного богатства Индии, самого главного сокровища Индии, ее жемчужины, святого города Навадвипы.

#00:24:20#

И у вас в Лахте, в Санкт-Петербурге, в России ныне есть этот небольшой кусочек Навадвипы в форме этого храма. Я здесь гость, но, даже будучи гостем, я приглашаю вас приходить сюда почаще и посмотреть, что именно вы можете почерпнуть ценного здесь, как вы можете изменить свою жизнь к лучшему, более счастливому, благодаря обретению связи с этим местом. Таким образом, вы можете посвятить себя настоящей помощи, принесению настоящего облегчения другим людям, не пытаясь скрыть, замаскировать их страдания или тот факт, что все смертны, но принося им настоящее облегчение, избавление от первопричины их страданий.

#00:25:57#

Я знаю, что вы слушали различные беседы разных выступающих уже весь день. Итак, я попытался подчеркнуть важность Навадвипы, Лахты, Шри Чайтанья Сарасват Матха, Святого Имени Господа, наших учителей. И теперь я могу спросить вас, а есть ли у вас какие-то вопросы? Нет, так нет. Тогда я задам вам вопрос. Я задам вопрос, а вы поднимите руку, если знаете. Где вы были сто лет назад? Никто не знает? Вы знаете?

Реплика: Все мы или каждый по отдельности?

Мадхусудан Махарадж: Именно вы. Где вы были сто лет назад?

Реплика: В другом теле.

#00:27:25#

Мадхусудан Махарадж: Хорошо. В Индии практически все естественным образом знают идею самсары, смены тел. Если бы музыка доносилась до нас свыше, можно было бы предположить, что ангелы пытаются нам что-то сказать. В Индии все знают, всем понятна идея, что после оставления этого тела ты переносишься в новое тело. Новое тело рождается, растет, развивается, увядает, умирает, затем — новое тело. Подобную идею реинкарнации не нужно никому объяснять или доказывать в Индии, это и так всем понятно. И господин генеральный консул упоминал о Бхагавад-гите. Бхагавад-гиту уважают все в Индии — и религиозные люди, и нерелигиозные люди, все уважают Бхагавад-гиту. И обратите внимание, что тот район в Индии, где я жил, — Западная Бенгалия, много лет правящей партией там была коммунистическая партия, поэтому, как вы прекрасно сами знаете, при коммунизме всякая религия запрещена. И при этом, например, губернатор штата Западная Бенгалия, при всем коммунизме и запрете религии читал Бхагавад-гиту. Консул также сказал, что Бхагавад-гита — это книга жизни. Это очень ясно, очень легко понять, вы почувствуете это в своем сердце, начав читать ее. Бхагавад-гита подсказывает вам, что такое жизнь, как можно ее прожить.

#00:31:03#

Бхагавад-гита еще в самом начале объясняет, что, подобно тому, как мы надеваем новую одежду, какое-то время носим ее, потом, когда она изнашивается, мы уже не можем более ее носить и ищем новую одежду, потом новую, точно так же душа или, точнее, наше подлинное «я» оказывается в теле, какое-то время «носит» его, и когда оно приходит в негодность, «одевает» новое тело. Бхагавад-гита говорит о столь многих вещах, если только задуматься об этом. Например, там сказано, о том, что (а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣)[2], даже начиная с планеты Брахмы (все знают, что есть много разных планет, миллиарды звезд во Вселенной)... Итак, в Гите сказано, что на любых планетах, начиная с самых высших, которые, как предполагается, полны роскоши, счастья, вплоть до самых низших планет, где жизнь полна страданий и лишений, но везде, на любых планетах жизнь, жизнь в этом мире всегда связана с неизбежностью смерти. Все в этом мире исчезает, даже солнце рано или поздно выжжет весь свой «бензин», у него кончится «бензин», или что там еще кончается у солнца, и оно погаснет.

#00:33:33#

Итак, мы находимся в этом теле. Сейчас мы живы. Потом, когда наше тело придет в негодность, мы покинем его, подобно тому, как есть работающий двигатель, потом что-то ломается и этот двигатель приходит в негодность. Когда наше тело придет в негодность, мы покинем его, отравимся дальше. Но куда именно мы отправимся? Тогда, в соответствии с нашей кармой, в соответствии с нашей деятельностью, нашими поступками, наше «я», подобно тому, как аромат цветка переносится ветром к соседним цветам, точно так же наше «я» будет перенесено в другое тело, подходящее для нас. Однако в древних писаниях также сказано, что, когда мы рождаемся человеком, обретаем человеческое тело, то тогда мы обретаем уникальную возможность прекратить этот круговорот, это обращение в мире рождений и смертей. Потому что, родившись людьми, мы обретаем очень развитый рассудок, разум.

#00:36:37#

И главное, что мы можем познать при помощи своего человеческого разума, при помощи своих человеческих способностей, — это узнать, как именно можно «сломать» это колесо самсары. Используется такой термин: «колесо самсары». Как можно сломать это сейчас, когда мы родились людьми? Ведь сейчас мы не являемся собаками, лягушками, птицами или кем-то еще. Мы являемся людьми, и, будучи людьми, у нас появляется возможность сломать этот круговорот, вырваться из него. Теперь мы знаем, что есть место, куда стоит направиться, место, куда стоит стремиться, — это Вриндаван, земля Радхи и Кришны. И мы знаем, что нам нужно повторять Харе Кришна и с любовью и нежностью служить преданным. И мы знаем, что мы не хотим заработать много плохой кармы, мы хотим хорошую карму. А еще лучше нам избавиться от всякой кармы и перейти к бхакти-йоге, к любовному служению Господу.

#00:38:28#

И тогда мы будем надеяться, если мы будем успешны, нам не придется сто лет спустя от этого момента снова оказываться в подобной же ситуации, когда снова нам говорят: итак, вы снова в человеческом теле. Скажите, а где вы были сто лет назад? Вы должны сделать это свое человеческое рождение успешным.

Реплика: А можно вопрос?

Мадхусудан Махарадж: Да, пожалуйста. Я счастлив, что вы задаете вопросы.

Вопрос: Сколько в вашей религии требуется лет для инкарнации из человека в человека? Поскольку [последователи] «Брахма-кумарис», например, говорят, что это происходит сразу.

#00:39:47#

Мадхусудан Махарадж: Мы слышали об этом от наших учителей, мы задавали им подобные вопросы, и они объясняли нам, что здесь нет общего ответа, это все зависит от рода деятельности того или иного живого существа, от кармы, от обстоятельств. И в каких-то случаях это может быть очень короткий период, моментально, конечно же, не может быть, но в каких-то случаях это может быть очень короткий период, а в каких-то случаях — долгий промежуток. Но время — это очень странное понятие. Например, мы все, собравшиеся здесь, в этой комнате, в этом зале, взрослые люди. Ну, конечно, здесь тоже есть дети, вот ребенок сейчас вошел в алтарную. Но в то же самое время, кажется, только мгновение назад, мне было двадцать. Время может сжиматься и растягиваться.

Вопрос: Можно ли оставаться детьми во взрослом возрасте, до конца?

#00:41:28#

Мадхусудан Махарадж: Мы сами, как живые существа, остаемся всегда юными, теми же, молодыми. Это только наше физическое тело, в котором мы находимся, стареет. В старом теле кажется, что ты словно за рулем каких-то стареньких жигулей. В юности человек может думать, что ему досталось «Порше» или «Мерседес», но все стареет, все устаревает. Но что меня по-настоящему поразило в Ведах, как их дал Ведавьяса, что там по-настоящему расчерчен путь, указано, где мы сейчас, куда следует направиться и каким путем лучше идти. До нас множество других людей уже совершило этот путь, это путешествие. И они оставили после себя записи о своих путешествиях. И для нас выпала удача общения с такими учителями, как Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж. Было понятно, что нам довелось встретиться с кем-то, кто по-настоящему знает этот путь.

#00:43:32#

В их обществе становится понятно, что это не просто какая-то цель, но что это реальная и достижимая цель, практически достижимая цель человеческой жизни. Ведь все мы с вами — люди. И, более того, человеческая жизнь предназначена именно для этого. Еда, сон, семья, защита — это объединяет нас с миром животных, с миром насекомых, с миром птиц. Ведь все они точно так же, как и мы, едят, спят, у них есть семьи, они защищаются. А человеческая жизнь предназначена не для того, чтобы мы делали все перечисленные вещи, только лучше и интенсивнее. Но нам надлежит задуматься о том, какое сокровище по-настоящему может принадлежать нам. При любых достижениях в этом мире, даже если человек заработает себе [много денег], и у него будет десять машин, десять домов, самая огромная яхта — все что угодно, но все это человек гарантированно, обязательно потеряет уже в течение ближайших ста лет.

#00:46:29#

Поэтому наши послы, послы духовной реальности, наши учителя, они говорят нам, каким образом мы можем соприкоснуться с этим [духовным богатством, миром бессмертия]. Они говорят нам о воспевании Святого Имени Кришны и говорят, что этим путем мы можем в самом деле соприкоснуться с этой реальностью и в конце концов достичь, совершить свое последнее, свое главное путешествие и достичь духовного мира, мира Вриндавана, мира Кришны, мира Радхи, мира Шри Чайтаньи Махапрабху. И если не верите мне, то возьмите и прочтите книгу Бхагавад-гита. Возьмите книгу, которая называется «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Или возьмите книгу «Золотой Вулкан божественной любви». Прочтите все эти книги, но страница за страницей, ничего не пропуская. И мой совет: читайте каждую из этих книг три раза подряд, прежде чем переходить к другой книге, и посмотрите, что вы будете чувствовать. Если вы еще не изучили всех этих книг, но у вас есть какая-то, хотя бы незначительная вера, представление о том, что действительно, раз все умные люди, святые люди говорят о том, что повторение Харе Кришна маха-мантры способно принести столь великое благо, если у вас есть хотя бы небольшая вера в это, то постарайтесь каждый день повторять Харе Кришна маха-мантру — харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе, — и это принесет вам огромное благо.

#00:49:06#

Вопрос: Можно последний вопрос? Сейчас семь миллиардов население [Земли], и скоро будет одиннадцать миллиардов людей. Кто же будет превращаться в зверей?

#00:50:00#

Мадхусудан Махарадж: Общий путь движения душ в этом мире таков: когда животные или иные низшие формы жизни умирают, то они обретают следующее, более высокое рождение. Таково общее правило. Когда вы добираетесь до самой высокой формы животных, то это — человек. Но если вы упускаете возможность для достижения успешной духовной жизни, для обретения духовного совершенства и развиваете в себе лишь умонастроение животного, то в этом случае, так же ведомые своей ложной кармой, последствиями своих прошлых поступков, вы можете и в самом деле опуститься до животной жизни. Именно в этом опасность неправильного использования той возможности, что дарована нам человеческой жизнью, ведь если мы эксплуатируем в этой жизни, то в будущем мы неизбежно станем жертвами эксплуатации сами.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  На̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа, сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам / пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас, там̇ нама̄ми харим̇ парам — «Я всецело склоняюсь перед Верховной Личностью Господа, Шри Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все грехи, а почитание которого рассеивает все несчастья» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

2 А̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ’рджуна / ма̄м упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате — «Обитатели всей материальной Вселенной, начиная от ее творца Брахмы, вынуждены перевоплощаться в разных телах, подчиняясь закону кармы. Но тот, кто достиг Моей обители, сын Кунти, более не познает рождения и смерти» (Бхагавад-гита, 8.16).




←  «В преддверии Шри Кришна-джанмаштами». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси и Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 17 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· В преддверии явления Господа Шри Кришны. Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 7 сентября 2023 года. Абхазия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 75.7 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Адхивас Шри Кришна-джанмаштами

(5 сентября 2015 года. Лахта, Санкт-Петербург)

(Транскрипция текста сделана с аудиозаписи, поскольку в видеозаписи есть проблемы со звуком; кроме того, видеозапись представляет собой окончание лекции и не совпадает с аудиозаписью.)

 

…духовного богатства, духовных сокровищ. Весь мир можно сравнить с кораблем, мы все на одном корабле. Но каким-то образом Господь, по одному Ему известным причинам, избрал именно Индию в качестве своеобразной столицы, где Он прежде всего являет Свои игры, деяния, воплощения. Однажды, когда мы были в Индии в обществе нашего Гуру Махараджа, Шридхара Махараджа, один преданный спросил его: «Скажите, как так получается, что все аватары Господа — Рамачандра явился в Индии, Кришна явился в Индии, Нрисимха явился в Индии, Вамана явился в Индии — все аватары Господа, похоже, являлись в Индии. И Шри Чайтанья Махапрабху, и Нитьянанда Прабху также явились в Индии. И Веды Ведавьяса так же составил в Индии, в Гималаях, в северной части Индии. А Валмики написал в Индии „Рамаяну“. Как так, что все это происходило только в Индии?»

#00:02:25#

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, ответил таким образом: «Это вроде того, что в каждой стране какой-то город выбирается в качестве столицы. И вся администрация, все главные события преимущественно происходят там». Подобным же образом Господь избрал Своей «столицей», в этом случае уже не город, а страну Индию в качестве подобной «столицы», где Он прежде всего являет Себя. Но это лишь внешняя опора, антураж, в котором явлена лила. И таким образом, послание Индии — по сути, послание Бхагавана, послание Кришны или послание Рамачандры. Многие в Индии говорят: «На самом деле наш Господь, мой Господь — это прежде всего Рамачандра». Или: «Послание Шри Чайтанья Махапрабху». Таким образом, послание Бхагавана, Личности Бога, было представлено в Индии с давних времен.

#00:04:36#

И многие из вас знают, что есть парикрама или обход, паломничество в святые места, когда мы отправляемся в те самые места, в которых Господь являл Свои игры, чтобы услышать о них, чтобы выразить им свое почтение. Однажды Шрила Гуру Махарадж, Шридхар Махарадж, обратился ко всем в день собственной вьяса-пуджи. Вьяса-пуджа означает день явления, это день, когда мы все, его ученики и последователи, выражаем ему свое почтение, прославляем его. И он обратился к собранию, которое состояло на 95% из индусов, ну, разумеется, дело происходило в Индии. А некоторый процент, процентов пять, быть может, человек сто западных людей. И тогда Гуру Махарадж, обращаясь преимущественно к индусам, сказал: «Только посмотрите на этих западных людей, которые приезжают сюда, преодолевая большие трудности, добираются досюда с самых далеких уголков света, для того чтобы услышать любовное послание Шри Чайтаньи Махапрабху!»

#00:06:59#

«Они приходят, как паломники, для того чтобы выразить почтение всем этим местам паломничества, местам игр Господа, что нам кажутся столь привычными, обыденными, но они приезжают, чтобы выразить им свое почтение». Он сказал: «Для нас все эти места паломничества столь близки, и они находятся рядом с нами, но мы можем почерпнуть воодушевление, видя, с каким энтузиазмом они, западные преданные, приходят сюда для того, чтобы познакомиться с этим, для того, чтобы прикоснуться к святым местам деяний Господа». Индия — это просто Индия, это просто страна. Но святые места… это особое устроение Господа, что Он являет Себя в определенных местах. И это не зависит от того, в какой именно стране это находится, это, если угодно, сцена, на которой Господь являет Себя.

#00:09:13#

Я могу на самом деле сказать то же самое и в ваш адрес, в адрес всех собравшихся здесь, вы все по преимуществу местные люди, жители Санкт-Петербурга или области, и поэтому Лахта — это достаточно близкое и понятное для вас место. Но посмотрите на то, какое чудо здесь, какое сокровище есть в Лахте — наш духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж, приезжал сюда много раз, многократно, приезжал, даже несмотря на плохое состояние здоровья. И здесь, в Лахте, находится представительство, находится посольство духовного мира, мира Радхарани, мира Кришны, подобно тому, как к нам в гости приходил консул Индии, подобно тому, как посольства представляют интересы стран в других странах. Так же и здесь явлено представительство земли Кришны, земли Шримати Радхарани. Подобно тому, как Навадвипа, святой город Навадвипа является посольством земли самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:11:27#

Таким образом, собираясь здесь, у нас появляется возможность общаться с вайшнавами, заниматься служением, слушать «Шримад-Бхагаватам», Бхагавад-гиту, Упанишады. Здесь мы можем научиться и очень практичным вещам. Например, только этажом ниже проходят кулинарные занятия, их проводят лучшие повара мира. Если жены, присутствующие здесь, научатся готовить, как их обучают там, внизу, то ваши мужья даже не заметят, даже не поймут, что вы им мяса больше не даете. Однако самое главное, что вы можете увидеть здесь, услышать здесь, — это узнать о бессмертии. Кто еще, где еще вы сможете соприкоснуться таким образом с возможностью бессмертия? Причем бессмертия очень радостного, динамичного, живого. Это и есть сокровище Гималаев, сокровище Вед, сокровище писания «Шримад-Бхагаватам», о котором только недавно говорил Шрила Госвами Махарадж. Это и есть сокровище Индии, если угодно говорить об Индии как о стране. Богатство Индии заключено не в рупиях, не в рублях и не в долларах. В одном поколении, в одно время Индия может быть очень богата, в другое поколение, в другое время она может быть погружена в бедность, потом снова богатство, потом снова бедность. И ровно то же самое происходит и с Россией, и со всеми остальными странами — постоянные волны, сменяющие друг друга, богатства и нищеты, богатства и нищеты. Нам доводилось видеть и бедную Индию, какой она была, и богатую Индию, какой она является сейчас. Мы видели так же и богатство, и бедность в других местах.

#00:15:06#

Однако постоянство Индии, то, что сохраняется в ней постоянно, всегда, — это сокровище, богатство вечной жизни. Ведавьяса дал нам писания. Более того, он подытожил их вкратце. И, кроме того, он дал нам метод, следуя которому, мы можем прикоснуться ко всему этому. Если вы взглянете на алтарь, то увидите, что там присутствуют Радха и Кришна во Вриндаване. Видите, там, на заднем плане, изображены павлины, леса, реки, холмы, простая и счастливая жизнь. В завершение многих томов, многих глав священных писаний, Ведавьяса пришел к следующему заключению, выводу: именно эти игры, игры Радхи и Кришны во Вриндаване, являются... Вриндаван — высочайшее место, и игры там — высочайшие игры из всего, что только можно постичь или найти.

#00:17:16#

Он выразил это заключение в священном писании «Шримад-Бхагаватам», и последний стих «Шримад-Бхагаватам» призывает нас к тому, чтобы мы посвятили себя этому делу, прославлению святых имен Господа и таким образом привнесли счастье в свою жизнь[1]. И Шри Чайтанья Махапрабху, представленный на алтаре слева, если смотреть от нас, начал учить Ведам, высшему знанию именно с этого момента. Он сказал: «Примите повторение святых имен Господа, и тогда Вриндаван и эти высшие духовные истины станут для вас чем-то осязаемым, практически достижимым». Шри Чайтанья Махапрабху был гениальным ученым. Еще будучи подростком, Он сумел победить в диспутах всех учителей. И далее, с привлечением всей Своей учености, Он показал, что именно Святое Имя является лекарством от болезни этой эпохи, в которую мы сейчас живем, от болезни Кали-юги. Он сам следовал этим идеям. Не то, что Он извлек некие философские заключения, отдал их кому-то еще, а сам перешел к другим делам. Но Он сам счастливо следовал этому, Его жизнью было воспевание Харе Кришна маха-мантры.

#00:20:18#

Так Он путешествовал по всей Индии, и все, с кем Он встречался, видели — иногда видя его пример, иногда вступая с Ним в дискуссии, — они видели, сколь велика ценность повторения Харе Кришна. И те, кто таким образом начинал повторять Харе Кришна в обществе Махапрабху, переполнялись любовью. А позже те, с кем они встречались, так же переполнялись любовью, и таким образом волна этой божественной любви, начатая Шри Чайтанья Махапрабху, захватила всю Индию. В Своих играх Шри Чайтанья Махапрабху явился не во Вриндаване, а в Навадвипе. И Навадвипа-дхама — это одно из трех мест паломничества, куда мы направляемся, куда направляются паломники со всего мира. Навадвипа — это место, где явился Шри Чайтанья Махапрабху, где Он явил Свои игры, и где Он начал распространять свободно всем Святое Имя Господа.

#00:22:10#

Именно в этом святом городе, в Навадвипе, на берегу Ганги Шрила Шридхар Махарадж основал прекрасный храм Шри Чайтанья Сарасват Матха. И этот храм в Лахте представляет своим настроением, своими идеями, своим наследием, своим алтарем тот самый храм, который был основал Шрилой Шридхаром Махараджем и позже был развит Шрилой Говиндой Махараджем. Сегодня к нам в гости приходил генеральный консул Индии, он представляет страну Индию в целом. Но в рамках Индии местом самого щедрого распространения Святого Имени является именно Навадвипа. Поэтому, мы можем сказать, что Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж были представителями, посланниками подлинного богатства Индии, самого главного сокровища Индии, ее жемчужины, святого города Навадвипы.

#00:24:20#

И у вас в Лахте, в Санкт-Петербурге, в России ныне есть этот небольшой кусочек Навадвипы в форме этого храма. Я здесь гость, но, даже будучи гостем, я приглашаю вас приходить сюда почаще и посмотреть, что именно вы можете почерпнуть ценного здесь, как вы можете изменить свою жизнь к лучшему, более счастливому, благодаря обретению связи с этим местом. Таким образом, вы можете посвятить себя настоящей помощи, принесению настоящего облегчения другим людям, не пытаясь скрыть, замаскировать их страдания или тот факт, что все смертны, но принося им настоящее облегчение, избавление от первопричины их страданий.

#00:25:57#

Я знаю, что вы слушали различные беседы разных выступающих уже весь день. Итак, я попытался подчеркнуть важность Навадвипы, Лахты, Шри Чайтанья Сарасват Матха, Святого Имени Господа, наших учителей. И теперь я могу спросить вас, а есть ли у вас какие-то вопросы? Нет, так нет. Тогда я задам вам вопрос. Я задам вопрос, а вы поднимите руку, если знаете. Где вы были сто лет назад? Никто не знает? Вы знаете?

Реплика: Все мы или каждый по отдельности?

Мадхусудан Махарадж: Именно вы. Где вы были сто лет назад?

Реплика: В другом теле.

#00:27:25#

Мадхусудан Махарадж: Хорошо. В Индии практически все естественным образом знают идею самсары, смены тел. Если бы музыка доносилась до нас свыше, можно было бы предположить, что ангелы пытаются нам что-то сказать. В Индии все знают, всем понятна идея, что после оставления этого тела ты переносишься в новое тело. Новое тело рождается, растет, развивается, увядает, умирает, затем — новое тело. Подобную идею реинкарнации не нужно никому объяснять или доказывать в Индии, это и так всем понятно. И господин генеральный консул упоминал о Бхагавад-гите. Бхагавад-гиту уважают все в Индии — и религиозные люди, и нерелигиозные люди, все уважают Бхагавад-гиту. И обратите внимание, что тот район в Индии, где я жил, — Западная Бенгалия, много лет правящей партией там была коммунистическая партия, поэтому, как вы прекрасно сами знаете, при коммунизме всякая религия запрещена. И при этом, например, губернатор штата Западная Бенгалия, при всем коммунизме и запрете религии читал Бхагавад-гиту. Консул также сказал, что Бхагавад-гита — это книга жизни. Это очень ясно, очень легко понять, вы почувствуете это в своем сердце, начав читать ее. Бхагавад-гита подсказывает вам, что такое жизнь, как можно ее прожить.

#00:31:03#

Бхагавад-гита еще в самом начале объясняет, что, подобно тому, как мы надеваем новую одежду, какое-то время носим ее, потом, когда она изнашивается, мы уже не можем более ее носить и ищем новую одежду, потом новую, точно так же душа или, точнее, наше подлинное «я» оказывается в теле, какое-то время «носит» его, и когда оно приходит в негодность, «одевает» новое тело. Бхагавад-гита говорит о столь многих вещах, если только задуматься об этом. Например, там сказано, о том, что (а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣)[2], даже начиная с планеты Брахмы (все знают, что есть много разных планет, миллиарды звезд во Вселенной)... Итак, в Гите сказано, что на любых планетах, начиная с самых высших, которые, как предполагается, полны роскоши, счастья, вплоть до самых низших планет, где жизнь полна страданий и лишений, но везде, на любых планетах жизнь, жизнь в этом мире всегда связана с неизбежностью смерти. Все в этом мире исчезает, даже солнце рано или поздно выжжет весь свой «бензин», у него кончится «бензин», или что там еще кончается у солнца, и оно погаснет.

#00:33:33#

Итак, мы находимся в этом теле. Сейчас мы живы. Потом, когда наше тело придет в негодность, мы покинем его, подобно тому, как есть работающий двигатель, потом что-то ломается и этот двигатель приходит в негодность. Когда наше тело придет в негодность, мы покинем его, отравимся дальше. Но куда именно мы отправимся? Тогда, в соответствии с нашей кармой, в соответствии с нашей деятельностью, нашими поступками, наше «я», подобно тому, как аромат цветка переносится ветром к соседним цветам, точно так же наше «я» будет перенесено в другое тело, подходящее для нас. Однако в древних писаниях также сказано, что, когда мы рождаемся человеком, обретаем человеческое тело, то тогда мы обретаем уникальную возможность прекратить этот круговорот, это обращение в мире рождений и смертей. Потому что, родившись людьми, мы обретаем очень развитый рассудок, разум.

#00:36:37#

И главное, что мы можем познать при помощи своего человеческого разума, при помощи своих человеческих способностей, — это узнать, как именно можно «сломать» это колесо самсары. Используется такой термин: «колесо самсары». Как можно сломать это сейчас, когда мы родились людьми? Ведь сейчас мы не являемся собаками, лягушками, птицами или кем-то еще. Мы являемся людьми, и, будучи людьми, у нас появляется возможность сломать этот круговорот, вырваться из него. Теперь мы знаем, что есть место, куда стоит направиться, место, куда стоит стремиться, — это Вриндаван, земля Радхи и Кришны. И мы знаем, что нам нужно повторять Харе Кришна и с любовью и нежностью служить преданным. И мы знаем, что мы не хотим заработать много плохой кармы, мы хотим хорошую карму. А еще лучше нам избавиться от всякой кармы и перейти к бхакти-йоге, к любовному служению Господу.

#00:38:28#

И тогда мы будем надеяться, если мы будем успешны, нам не придется сто лет спустя от этого момента снова оказываться в подобной же ситуации, когда снова нам говорят: итак, вы снова в человеческом теле. Скажите, а где вы были сто лет назад? Вы должны сделать это свое человеческое рождение успешным.

Реплика: А можно вопрос?

Мадхусудан Махарадж: Да, пожалуйста. Я счастлив, что вы задаете вопросы.

Вопрос: Сколько в вашей религии требуется лет для инкарнации из человека в человека? Поскольку [последователи] «Брахма-кумарис», например, говорят, что это происходит сразу.

#00:39:47#

Мадхусудан Махарадж: Мы слышали об этом от наших учителей, мы задавали им подобные вопросы, и они объясняли нам, что здесь нет общего ответа, это все зависит от рода деятельности того или иного живого существа, от кармы, от обстоятельств. И в каких-то случаях это может быть очень короткий период, моментально, конечно же, не может быть, но в каких-то случаях это может быть очень короткий период, а в каких-то случаях — долгий промежуток. Но время — это очень странное понятие. Например, мы все, собравшиеся здесь, в этой комнате, в этом зале, взрослые люди. Ну, конечно, здесь тоже есть дети, вот ребенок сейчас вошел в алтарную. Но в то же самое время, кажется, только мгновение назад, мне было двадцать. Время может сжиматься и растягиваться.

Вопрос: Можно ли оставаться детьми во взрослом возрасте, до конца?

#00:41:28#

Мадхусудан Махарадж: Мы сами, как живые существа, остаемся всегда юными, теми же, молодыми. Это только наше физическое тело, в котором мы находимся, стареет. В старом теле кажется, что ты словно за рулем каких-то стареньких жигулей. В юности человек может думать, что ему досталось «Порше» или «Мерседес», но все стареет, все устаревает. Но что меня по-настоящему поразило в Ведах, как их дал Ведавьяса, что там по-настоящему расчерчен путь, указано, где мы сейчас, куда следует направиться и каким путем лучше идти. До нас множество других людей уже совершило этот путь, это путешествие. И они оставили после себя записи о своих путешествиях. И для нас выпала удача общения с такими учителями, как Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж. Было понятно, что нам довелось встретиться с кем-то, кто по-настоящему знает этот путь.

#00:43:32#

В их обществе становится понятно, что это не просто какая-то цель, но что это реальная и достижимая цель, практически достижимая цель человеческой жизни. Ведь все мы с вами — люди. И, более того, человеческая жизнь предназначена именно для этого. Еда, сон, семья, защита — это объединяет нас с миром животных, с миром насекомых, с миром птиц. Ведь все они точно так же, как и мы, едят, спят, у них есть семьи, они защищаются. А человеческая жизнь предназначена не для того, чтобы мы делали все перечисленные вещи, только лучше и интенсивнее. Но нам надлежит задуматься о том, какое сокровище по-настоящему может принадлежать нам. При любых достижениях в этом мире, даже если человек заработает себе [много денег], и у него будет десять машин, десять домов, самая огромная яхта — все что угодно, но все это человек гарантированно, обязательно потеряет уже в течение ближайших ста лет.

#00:46:29#

Поэтому наши послы, послы духовной реальности, наши учителя, они говорят нам, каким образом мы можем соприкоснуться с этим [духовным богатством, миром бессмертия]. Они говорят нам о воспевании Святого Имени Кришны и говорят, что этим путем мы можем в самом деле соприкоснуться с этой реальностью и в конце концов достичь, совершить свое последнее, свое главное путешествие и достичь духовного мира, мира Вриндавана, мира Кришны, мира Радхи, мира Шри Чайтаньи Махапрабху. И если не верите мне, то возьмите и прочтите книгу Бхагавад-гита. Возьмите книгу, которая называется «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Или возьмите книгу «Золотой Вулкан божественной любви». Прочтите все эти книги, но страница за страницей, ничего не пропуская. И мой совет: читайте каждую из этих книг три раза подряд, прежде чем переходить к другой книге, и посмотрите, что вы будете чувствовать. Если вы еще не изучили всех этих книг, но у вас есть какая-то, хотя бы незначительная вера, представление о том, что действительно, раз все умные люди, святые люди говорят о том, что повторение Харе Кришна маха-мантры способно принести столь великое благо, если у вас есть хотя бы небольшая вера в это, то постарайтесь каждый день повторять Харе Кришна маха-мантру — харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе, — и это принесет вам огромное благо.

#00:49:06#

Вопрос: Можно последний вопрос? Сейчас семь миллиардов население [Земли], и скоро будет одиннадцать миллиардов людей. Кто же будет превращаться в зверей?

#00:50:00#

Мадхусудан Махарадж: Общий путь движения душ в этом мире таков: когда животные или иные низшие формы жизни умирают, то они обретают следующее, более высокое рождение. Таково общее правило. Когда вы добираетесь до самой высокой формы животных, то это — человек. Но если вы упускаете возможность для достижения успешной духовной жизни, для обретения духовного совершенства и развиваете в себе лишь умонастроение животного, то в этом случае, так же ведомые своей ложной кармой, последствиями своих прошлых поступков, вы можете и в самом деле опуститься до животной жизни. Именно в этом опасность неправильного использования той возможности, что дарована нам человеческой жизнью, ведь если мы эксплуатируем в этой жизни, то в будущем мы неизбежно станем жертвами эксплуатации сами.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] На̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа, сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам / пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас, там̇ нама̄ми харим̇ парам — «Я всецело склоняюсь перед Верховной Личностью Господа, Шри Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все грехи, а почитание которого рассеивает все несчастья» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

[2] А̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ’рджуна / ма̄м упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате — «Обитатели всей материальной Вселенной, начиная от ее творца Брахмы, вынуждены перевоплощаться в разных телах, подчиняясь закону кармы. Но тот, кто достиг Моей обители, сын Кунти, более не познает рождения и смерти» (Бхагавад-гита, 8.16).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования