«Введение в сознание Кришны». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 16 мая 2015 года. Хабаровск



скачать (формат MP3, 160.09M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Введение в сознание Кришны

(16 мая 2015 года. Хабаровск)

 

Та часть йоги, которая называется бхакти-йога, имеет отношение или связь с заключением Ведавьяса, о котором мы говорили. Это заключение таково: все мы произошли от Кришны, мы должны помнить о Нем и все наши действия связывать с Ним, поскольку Он — cладчайший Абсолют. Когда знание о том, что Он является Источником всего сущего, и мы произошли от Него, проявляется и укореняется в нас, то это называется сознание Кришны.

#00:01:56#

У каждого из нас где-то на задворках нашего сознания есть идея о том, что существует какое-то вечное убежище, вечный Защитник. И поскольку мы ищем защиты, спокойствия, мужчины женятся, а женщины выходят замуж. И все мы ищем таким образом счастья. Вместе с этим мы знаем, что все имеет свой конец. Даже если есть счастливая семейная жизнь, через какое-то время умирает один из супругов, и в конце концов, прожив семьдесят-девяносто лет, умрем и мы сами. Ведавьяса, ведическое знание, «Шримад-Бхагаватам» указывают нам окно, через которое можно увидеть, что существуют другие, более счастливые и бесконечные семейные взаимоотношения, центром которых является Кришна и служение Ему. Ведавьяса не только показывает нам вид через это окно, но он дает нам метод достижения этого плана, он дает нам визу, разрешение прийти туда.

#00:04:59#

И на санскрите это звучит так:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[1]

Те, кто изучает ведическое знание, «Шримад-Бхагаватам», знают эту шлоку, этот стих. Это очень привлекательный стих для наших сердец, потому что всем нам он дает большую надежду войти в этот более высокий план бытия. И как? Через повторение святых имен Господа, и в этом стихе на санскрите говорится три раза: харер на̄ма харер на̄ма харер на̄ма. В этот век, в который мы живем, когда требуется письменность, чтобы передать знание, нет иного пути. И снова в этом стихе на санскрите три раза говорится: на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва — нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути. Нет иного пути для нас, чтобы обрести «визу» или «билет» на «самолет» для достижения того плана бытия.

#00:08:07#

Очень сложно за несколько минут представить то знание, которое я изучал в течение двадцати семи лет в Индии под руководством наших учителей, но надеюсь, что какое-то начальное представление у меня получилось дать. В том месте, о котором шла речь, — Навадвипе, которая является университетом бхакти-йоги, — появился на свет Шри Чайтанья Махапрабху. Он появился на свет не тысячи лет, а пятьсот лет назад, и Он показал Своим примером, как воспевать святые имена. Он показал, как через воспевание святых имен можно очень быстро очистить свое сердце и как можно возвыситься над миром, в котором мы живем. Следуя этому методу, можно шаг за шагом подлинным образом улучшить нашу жизнь и прекратить деградацию.

#00:11:06#

Среди присутствующих в зале я вижу тех, у кого есть деревянные бусы на шее — кантхи-малы, туласи-малы. Я приехал сюда для того, чтобы вдохновить этих людей и поделиться знанием с теми, кто пришел в первый раз. Поскольку вы занимаетесь йогой и находитесь в йога-центре, вы знаете, что одна из практик — это воспевание мантр. В Индии множество различных мантр. Но Ведавьяса нам говорит о том, какая мантра самая главная: маха-мантра — для этой эпохи, в которую мы живем. Веды говорят о том, что для разных эпох есть свои главные мантры — маха-мантры. Это время, эпоха, в которую мы живем, на санскрите называется Кали-юга. Слово кали может быть переведено разными словами, но один из смыслов — «железный век». Мы живем в Железный век. Сколько из вас приехало сегодня на лошадях? Наши лошади стали железными. Есть разные железные «лошади»: Тойота, Хонда, Лада... Это — Железный век, мы это видим на практике.

#00:13:44#

Веды говорят, что в этот Железный век есть особая маха-мантра. И эта мантра звучит так:

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Воспевание именно этой мантры и результат этого воспевания показал Шри Чайтанья Махапрабху из Навадвипы. Те из вас, кто был в Индии, знают, что там проводятся разные жертвоприношения, разные виды поклонения. Но все, кто их проводит, знают, что есть маха-мантра, самая главная. Шри Чайтанья Махапрабху показал, что результат воспевания маха-мантры включает результаты воспевания всех остальных мантр.

#00:15:46#

Очевидно, что все, кто находятся в этой комнате, оставят свои тела через какое-то время. Все мы хотим, когда придет время уходить, осознавать, что мы прожили эту жизнь не напрасно. В индийской традиции садху (святые люди), оставляя тело, понимают: «О, я снова оставляю тело. Меня ждет новая жизнь. Правильно ли я использовал данное мне время?» Заключение Ведавьясы, заключение Вед, «Шримад-Бхагаватам» таково: [воспевание маха-мантры доступно для всех. Повторяйте «Харе Кришна» и будьте счастливы].

#00:18:04#

И мы обрели это знание не только из книг, не от каких-то людей, но у нас была возможность получить это знание от наших учителей — Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, и это знание является самым настоящим сокровищем. Мы могли бы очень много говорить на эту тему, но настало время мне спросить: есть ли у вас какие-либо вопросы? Желательно, чтобы вопросы не касались того, как поехать в Индию, как купить билеты. Хотя у нас и в этой области есть много опыта.

Вопрос: На территории нынешней России раньше существовала мощная ведическая цивилизация — есть много доказательств этому... Есть ли взаимосвязь индийских Вед и наших Вед? И почему наша ведическая цивилизация ослабла, только ее следы остались? Каково ваше мнение?

#00:20:00#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Прежде чем отвечать на ваш вопрос, важно понять, что ведическая цивилизация не связана с понятиями «русская», «индийская». Ведическое знание очень древнее. В ведических писаниях говорится о том, что в древние времена Земля не была разделена на многие страны, а была единая страна и называлась она Бхарата-варша. Я не могу ничего сказать про «русские Веды», я не знаком с таким понятием, не изучал его. Но Веды, насколько я понимаю, возникли в Гималаях и в достаточно большом регионе вблизи Гималаев. Подобно тому как со склонов гор ниспадают ручьи, распространяя свои воды по земле, так и ведическое знание низошло из этой области Гималаев на Землю в разные стороны.

#00:22:13#

Возьмем такую простую вещь, как сделать ткань, одежду. Наши отцы, деды, праотцы — они этот процесс отработали, начиная с прялок, ткацких станков... А сейчас даже небольшой клочок ткани никто из нас сам сделать не сможет — и это всего лишь ткань. А если мы говорим о мире сознания, то кто нас может этому обучить, кто нам сможет рассказать об этом? И в этом случае мы будем обращаться не к тем, кто занимается тканью, а к тем, кто занимается продвижением в духовном направлении.

#00:24:04#

Веды очень интересны: чем больше вы их начинаете изучать, тем больше интересного вы встречаете. Ученые путем опытов (порой случайных) достигают тех знаний, которые были описаны в Ведах задолго до этого. Те, кто занимается оздоровлением тела, медициной, приходят к выводам, которые были описаны давно в Аюрведе. Математики обретают ответы, которые уже были даны в Ведах. Итак, многие вещи, которые есть в Ведах, доказаны современными учеными. Почему же мы должны усомниться в том, что рассказывается в Ведах о духовном мире? Веды в любой из своих областей очень интересны для изучения. И заключение Вед таково: не тратьте свое время понапрасну — жизнь очень коротка. Просто повторяйте «Харе Кришна» и будьте счастливы! Еще вопросы есть?

Вопрос: Махарадж, мое имя Релавати. Я слушала вас, и вы сказали, что «Шримад-Бхагаватам» является важной книгой. Когда я знакомилась с Ведами, я почему-то начала читать Бхагавад-гиту, но я ее сначала не поняла — бросила, потом через полгода снова начала читать. Вот мой вопрос: может ли человек, который не знаком с ведическими знаниями, начинать читать Бхагавад-гиту или «Шримад-Бхагаватам»? И почему вы сказали, что важная книга — «Шримад-Бхагаватам», а не Бхагавад-гита?

#00:28:38#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Дело в том, что «Шримад-Бхагаватам», несмотря на то, что он является заключением всех Вед, состоит из восемнадцати тысяч стихов — очень много. Но в Бхагавад-гите Кришна представляет то же самое заключение, что и в «Шримад-Бхагаватам», только в очень сжатом виде. В Бхагавад-гите всего восемнадцать коротких глав, и каждая из глав называется «такая-то йога»: «Бхакти-йога», «Карма-санньяса-йога», за исключением одной главы, которая называется «Обзор армий». Каждая из глав Бхагавад-гиты позволяет заняться подлинным духовным путем, поиском. Это связано не с тем, кем мы являемся внешне (мешком с кровью и костями), а с тем, кем мы являемся внутри — с нашим сознанием.

#00:30:51#

Поэтому Бхагавад-гита — это книга номер один, изучать стоит ее. Но делать это лучше в обществе преданных, изучать вместе под руководством учителей. И есть книга, которая составлена по беседам Шрилы Шридхара Махараджа, она называется «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Если эту книгу вы начнете читать, то она окажется книгой номер один, потому что сам учитель наставляет вас, что же самое важное в Бхагавад-гите, он представляет вам самое важное и разъясняет в практическом смысле. Таков мой совет.

Релавати Деви Даси: Thank you very much!

Шрила Мадхусудан Махарадж: You are welcome! [На русском:] «Пожалуйста!» [Все смеются.]

#00:32:34#

Вопрос: Если я спас жизнь человеку, а он оказался великим мошенником, то получу ли я отрицательные кармические реакции?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Карма связана как с отрицательной, так и с положительной активностью в материальном мире. К примеру, в Индии (поскольку я там жил, я могу вам сказать) подходит человек за милостыней. Я даю ему деньги, я думаю, что это — хорошо. Но я вижу, что он тут же покупает на эти деньги наркотики, выкуривает их... И что делать с врачом, который, выполняя свои профессиональные обязанности, спасает уголовника, а уголовник идет дальше грабит и убивает людей? Обычно мы думаем, что, когда доктор делает операцию, — это хорошо. Но как нам относиться к тому, что результатом этой операции становятся убийства и грабежи? В материальном мире карма порождается действиями и несет последствия, и это очень сложный и незыблемый закон. То, что мы здесь представляем, не было связано с тем, что называется «карма». То, о чем мы говорили, это заключение Вед о том, что необходимо «уйти через окно» — покинуть пределы материального мира, который связан с такими понятиями как материальные гуны (благость, страсть, невежество). Тот план называется ниргуна — он не связан с этими качествами. Мы не говорим о карме.

#00:37:11#

Вопрос: Сколько раз нужно повторить Святое Имя Харе Кришна, чтобы по-настоящему стать счастливым? [Смех в зале.]

Шрила Мадхусудан Махарадж: Дело в том, что важно не количество, а качество. Но когда увеличивается количество, качество приходит автоматически. Существуют гораздо более важные советы, которые дают наши учителя. У наших учителей есть множество хороших советов, как качественно воспевать Святое Имя. Если вы хотите научиться хорошо играть в футбол, приходите к футболистам. Наши учителя дают советы, как качественно воспевать Святое Имя. И как воспевать Святое Имя качественно, описано в той книге, о которой мы уже говорили, — «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

#00:39:49#

Вопрос: Шри Кришна, Прекрасная Реальность, представляет из Себя Любовь. Бхагавад-гита: Арджуна идет на бой, после этого он попадает в ад. Как рассматривать совет Кришны (идти на бой и убивать родственников), если после этого тот, кто выиграл, попадает в ад? Кто Кришна: Прекрасная Реальность или злой карлик?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это хороший вопрос. Вы можете приходить снова и снова, чтобы получить полный ответ. Сейчас я вам дам краткий ответ. Прежде всего в Бхагавад-гите Кришна устанавливает, что есть что: что является материальным, что не является им. Он дает совет, как выполнять свой долг и помнить о Нем. Выслушав всю Бхагавад-гиту, все восемнадцать глав, Арджуна сам решает принять участие в битве без какого-либо насильственного воздействия со стороны Господа.

#00:42:33#

Шрила Шридхар Махарадж говорит, что если бы ту же самую Бхагавад-гиту слышал не Арджуна, а Уддхава, то он бы не принял участие в битве, а сложил бы оружие и удалился с поля боя. Восприятие послания Бхагавад-гиты зависит от природы воспринимающего. Кришна дает каждому из нас возможность сражаться за что-либо, а мы сами свободно принимаем решение: делать это или нет. В Бхагавад-гите Кришна очень заботливо дает каждому из нас возможность вернуться в Его сладостную страну. Но это требует от нас приложения усилий. Мы должны сами решить, надо нам это или не надо, и (если надо) прикладывать усилия.

#00:44:50#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа...[2]

Главное заключение Бхагавад-гиты, о котором говорит Шрила Шридхар Махарадж, содержится в этой шлоке: «Просто предайся Мне. Оставь все виды деятельности (религиозные, мирские), оставь все и просто стань Моим слугой».

#00:45:55#

Существует очень много комментариев на Бхагавад-гиту. Комментарий, составленный Шрилой Шридхаром Махараджем, называется «Сокрытое сокровище Cладчайшего Абсолюта». И окончательное наставление Кришны — это сладость, очарование, любовь. Для того чтобы понять тот путь, который проделали Пандавы после битвы (они отправились в Гималаи, где окончили свою жизнь), понять всю интригу, всю суть этой истории, нужно изучить «Махабхарату». Все неудачи и попадание в ад — все это было временным.

#00:47:07#

Вопрос: Если можно продолжить... То есть если Кришне необходимо, то преданные должны быть согласны пойти в ад? Убежденные Кришной, Пандавы все-таки пошли в бой, ведомые Арджуной, и случилась вся интрига, вся картина, вся игра. Но Кришна предполагал, что Пандавы по их карме должны пойти в ад. Если Кришна хочет, чтобы преданные пошли в ад ради Его игры, преданные должны быть готовы пойти в ад?

#00:48:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Кришна не хочет, чтобы люди шли в ад. В ад попадают те, кто отворачивается от Кришны, кто действует против Его воли. Описывая ведическое знание, мы говорим не об аде, которого следует избежать, а мы говорим о мире красоты и сладости, куда стремится попасть каждое живое существо. Заключение Ведавьясы — это жизнь в любви с Кришной. Вам лично необходимо изучить «Махабхарату», начните с книги «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

#00:50:36#

Вопрос: Вот мы здесь собрались: кто-то уже практикует сознание Кришны, а кто-то пришел для того, чтобы познакомиться с ним. У нас есть вопросы, и один из них такой: существуют ли на пути духовного совершенствования какие-то скрытые препятствия? Если да, то какие, и каков их эзотерический смысл, скрытый смысл, который нам пока неизвестен? На что надо обратить внимание (самое главное) на этом пути?

#00:52:40#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Когда мы приняли посвящение и стали заниматься духовной практикой, мы решили для себя, что все, что будет происходить с нами (и плохое, и хорошее), будет направлено на наше очищение. При этом мы должны всегда помнить, держать в своем уме ценность того, к чему мы стремимся. Когда мы будем помнить это, то любые трудности, какие бы к нам ни приходили, не будут представлять для нас никакого важного значения: мы будем их обходить, двигаясь к своей цели. Эти обстоятельства, трудности для разных людей могут быть разными в зависимости от ментальности, индивидуальности человека. И те, у кого есть фокус, кто стремится к поставленной цели, будут обходить все эти трудные обстоятельства, стремясь к идеалу.

#00:54:31#

В институте, на работе, в школе нас окружает множество людей, но мы хотим иметь связь только с теми, кто имеет схожие цели. Нужно помнить, что мы не первые: до нас многие прошли этот путь и достигли земли Кришны — земли сладости, очарования, любви. И они не только дошли до этого места, они оставили нам указания, предписания, инструкции, как нам действовать; более того — лодку, на которой можно преодолеть этот путь. Эти люди называются гуру-варга — учителя. Мы обращались к примеру с институтом, со школой: когда идет сессия, неверующих не остается, все начинают молиться: «Господь, дай мне силы, дай мне возможность сдать экзамен!» И когда мы сдали экзамен и идем смотреть результаты, которые там где-то вывешены, даже тогда мы продолжаем молиться: «Господи! Сделай так, что даже если я не сдал, там появилась хорошая оценка!» Мы всегда знаем, что есть кто-то более значительный, от кого зависят результаты наших действий. И просто попробуйте узнать: кто же это, от кого зависят все результаты? И тогда вы узнаете, насколько сладостными и очаровательными можем стать мы сами.

#00:57:34#

Вопрос: Как вы до такой степени докатились? Когда случился «волшебный пендель»? Что это было?

Шрила Мадхусудан Махарадж: «Волшебный пендель» я получил от Шрилы Шридхара Махараджа в 1982 году. Когда я встретился с ним, все остальное стало для меня неважным. Если коротко рассказать, до 1982 года я занимался сафари в Африке. Между двумя поездками, двумя сафари, у меня была неделя. В гостинице я увидел книгу, я открыл ее и стал читать, она называлась «Наука самоосознания». Ее автором является Свами Прабхупада. К этому моменту я уже был в Индии: в молодости я отправился в путешествие, был водителем...

#01:00:21#

Когда я дошел до четвертой главы, я понял, что человек, который написал эту книгу, знает то, что он пишет, на практике. Это не просто какое-то философское знание. В этой книге глава за главой он представлял в форме интервью такие вещи, как карма, а также рассказывал о таких книгах, как Бхагавад-гита, «Шримад-Бхагаватам». После пятой главы я стал вегетарианцем. Я знал множество вегетарианцев, но никто из них не смог меня убедить в правильности этого пути. В этой главе Шрила Прабхупада очень ясно писал: для того чтобы жить здоровой жизнью, нет необходимости кого-то убивать, можно оставаться здоровым, будучи вегетарианцем. Там говорилось о том, что убийство животных на самом деле осуществляется не для того, чтобы вы были здоровыми, а для того чтобы вы могли наслаждаться.

#01:02:41#

Если мы выращиваем животное, например, барашка, и видим, как он развивается от маленького ко взрослому, как он набирает вес, затем мы убиваем его для того лишь, чтобы насладить свой язык, — это плохая карма. Если для меня было ясно, что я сам не убью животное для того, чтобы поесть, то для меня также стало ясным, что я не буду платить кому-либо еще, чтобы он это делал — убивал других. И в этой книге везде говорилось о том, что нужно повторять «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе». К моменту, когда я закончил читать эту книгу, я снова уже ехал в сафари. Я стал повторять маха-мантру.

#01:04:04#

В конце книги были адреса, куда можно было обратиться, и по одному адресу я пришел. Там я увидел преданных — людей, которые похожи на такого, как я сейчас. И так, шаг за шагом, я пришел к тому, что три месяца я прожил в храме. Потом Кришна взял меня за шиворот и отнес в Индию, причем не просто куда-то в Индию, а в храм Шрилы Шридхара Махараджа. До того, как меня привели к Шриле Шридхару Махараджу, я много путешествовал, я любил это. Но как только меня привели в этот храм, мои путешествия окончились на двадцать семь лет вплоть до прошлого года. У каждого есть своя история. Это — моя история.

#01:06:03#

Таким образом, такой «волшебный пинок» нужен каждому из нас. Случается с каждым из нас, что что-то ударяет в голову, и мы обращаемся к знанию, которое есть в Бхагавад-гите. Мы обсуждали сегодня, что на Западе семье сложно принять, что их сын приходит в храм и начинает петь «Харе Кришна». Моя мама никогда не могла простить мне, что я стал таким человеком, всегда критиковала меня. Но в возрасте восьмидесяти лет она приехала в Индию, в Навадвип — проведать меня. Она встретилась со Шрилой Говиндой Махараджем, и за одну минуту он смог сделать ее полностью удовлетворенной и счастливой.

#01:07:49#

Это произошло именно потому, что она встретилась с личностью, которая показала, что этот духовный процесс не связан с фанатизмом и что этот духовный процесс и есть Реальность. И она провела остаток своих дней, счастливо полагая, что все на своем месте. И будет очень хорошо, если вы сможете понять, что на самом деле сознание Кришны — это не какая-то сумасшедшая вещь, а наоборот — это противоположно сумасшествию. Это очень простая, ясная практика и необходимо ее совершать.

#01:09:11#

И здесь мы подходим к еще одной английской пословице: «Один грамм практики ценнее тонны теории». Мы слышали, что воспевать «Харе Кришна» хорошо — это теория. Теперь мы можем воспевать несколько минут. И мы можем вспомнить слова Шрилы Говинды Махараджа, который говорил: «Воспевайте Харе Кришна и будьте счастливы!»

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).

[2] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣  «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

 



←  18 мая 2015 г. Дальневосточный Центр «Радхика» вновь принимал у себя Шрипада Б. Р. Мадхусудана Махараджа ·• Архив новостей •· Встреча преданных и скайп-программа со Шримати Бхакти Лалитой Деви Даси. 9–10 мая 2015 года. Харьков, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 167.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Введение в сознание Кришны

(16 мая 2015 года. Хабаровск)

 

Та часть йоги, которая называется бхакти-йога, имеет отношение или связь с заключением Ведавьяса, о котором мы говорили. Это заключение таково: все мы произошли от Кришны, мы должны помнить о Нем и все наши действия связывать с Ним, поскольку Он — cладчайший Абсолют. Когда знание о том, что Он является Источником всего сущего, и мы произошли от Него, проявляется и укореняется в нас, то это называется сознание Кришны.

#00:01:56#

У каждого из нас где-то на задворках нашего сознания есть идея о том, что существует какое-то вечное убежище, вечный Защитник. И поскольку мы ищем защиты, спокойствия, мужчины женятся, а женщины выходят замуж. И все мы ищем таким образом счастья. Вместе с этим мы знаем, что все имеет свой конец. Даже если есть счастливая семейная жизнь, через какое-то время умирает один из супругов, и в конце концов, прожив семьдесят-девяносто лет, умрем и мы сами. Ведавьяса, ведическое знание, «Шримад-Бхагаватам» указывают нам окно, через которое можно увидеть, что существуют другие, более счастливые и бесконечные семейные взаимоотношения, центром которых является Кришна и служение Ему. Ведавьяса не только показывает нам вид через это окно, но он дает нам метод достижения этого плана, он дает нам визу, разрешение прийти туда.

#00:04:59#

И на санскрите это звучит так:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[1]

Те, кто изучает ведическое знание, «Шримад-Бхагаватам», знают эту шлоку, этот стих. Это очень привлекательный стих для наших сердец, потому что всем нам он дает большую надежду войти в этот более высокий план бытия. И как? Через повторение святых имен Господа, и в этом стихе на санскрите говорится три раза: харер на̄ма харер на̄ма харер на̄ма. В этот век, в который мы живем, когда требуется письменность, чтобы передать знание, нет иного пути. И снова в этом стихе на санскрите три раза говорится: на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва — нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути. Нет иного пути для нас, чтобы обрести «визу» или «билет» на «самолет» для достижения того плана бытия.

#00:08:07#

Очень сложно за несколько минут представить то знание, которое я изучал в течение двадцати семи лет в Индии под руководством наших учителей, но надеюсь, что какое-то начальное представление у меня получилось дать. В том месте, о котором шла речь, — Навадвипе, которая является университетом бхакти-йоги, — появился на свет Шри Чайтанья Махапрабху. Он появился на свет не тысячи лет, а пятьсот лет назад, и Он показал Своим примером, как воспевать святые имена. Он показал, как через воспевание святых имен можно очень быстро очистить свое сердце и как можно возвыситься над миром, в котором мы живем. Следуя этому методу, можно шаг за шагом подлинным образом улучшить нашу жизнь и прекратить деградацию.

#00:11:06#

Среди присутствующих в зале я вижу тех, у кого есть деревянные бусы на шее — кантхи-малы, туласи-малы. Я приехал сюда для того, чтобы вдохновить этих людей и поделиться знанием с теми, кто пришел в первый раз. Поскольку вы занимаетесь йогой и находитесь в йога-центре, вы знаете, что одна из практик — это воспевание мантр. В Индии множество различных мантр. Но Ведавьяса нам говорит о том, какая мантра самая главная: маха-мантра — для этой эпохи, в которую мы живем. Веды говорят о том, что для разных эпох есть свои главные мантры — маха-мантры. Это время, эпоха, в которую мы живем, на санскрите называется Кали-юга. Слово кали может быть переведено разными словами, но один из смыслов — «железный век». Мы живем в Железный век. Сколько из вас приехало сегодня на лошадях? Наши лошади стали железными. Есть разные железные «лошади»: Тойота, Хонда, Лада... Это — Железный век, мы это видим на практике.

#00:13:44#

Веды говорят, что в этот Железный век есть особая маха-мантра. И эта мантра звучит так:

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Воспевание именно этой мантры и результат этого воспевания показал Шри Чайтанья Махапрабху из Навадвипы. Те из вас, кто был в Индии, знают, что там проводятся разные жертвоприношения, разные виды поклонения. Но все, кто их проводит, знают, что есть маха-мантра, самая главная. Шри Чайтанья Махапрабху показал, что результат воспевания маха-мантры включает результаты воспевания всех остальных мантр.

#00:15:46#

Очевидно, что все, кто находятся в этой комнате, оставят свои тела через какое-то время. Все мы хотим, когда придет время уходить, осознавать, что мы прожили эту жизнь не напрасно. В индийской традиции садху (святые люди), оставляя тело, понимают: «О, я снова оставляю тело. Меня ждет новая жизнь. Правильно ли я использовал данное мне время?» Заключение Ведавьясы, заключение Вед, «Шримад-Бхагаватам» таково: [воспевание маха-мантры доступно для всех. Повторяйте «Харе Кришна» и будьте счастливы].

#00:18:04#

И мы обрели это знание не только из книг, не от каких-то людей, но у нас была возможность получить это знание от наших учителей — Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, и это знание является самым настоящим сокровищем. Мы могли бы очень много говорить на эту тему, но настало время мне спросить: есть ли у вас какие-либо вопросы? Желательно, чтобы вопросы не касались того, как поехать в Индию, как купить билеты. Хотя у нас и в этой области есть много опыта.

Вопрос: На территории нынешней России раньше существовала мощная ведическая цивилизация — есть много доказательств этому... Есть ли взаимосвязь индийских Вед и наших Вед? И почему наша ведическая цивилизация ослабла, только ее следы остались? Каково ваше мнение?

#00:20:00#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Прежде чем отвечать на ваш вопрос, важно понять, что ведическая цивилизация не связана с понятиями «русская», «индийская». Ведическое знание очень древнее. В ведических писаниях говорится о том, что в древние времена Земля не была разделена на многие страны, а была единая страна и называлась она Бхарата-варша. Я не могу ничего сказать про «русские Веды», я не знаком с таким понятием, не изучал его. Но Веды, насколько я понимаю, возникли в Гималаях и в достаточно большом регионе вблизи Гималаев. Подобно тому как со склонов гор ниспадают ручьи, распространяя свои воды по земле, так и ведическое знание низошло из этой области Гималаев на Землю в разные стороны.

#00:22:13#

Возьмем такую простую вещь, как сделать ткань, одежду. Наши отцы, деды, праотцы — они этот процесс отработали, начиная с прялок, ткацких станков... А сейчас даже небольшой клочок ткани никто из нас сам сделать не сможет — и это всего лишь ткань. А если мы говорим о мире сознания, то кто нас может этому обучить, кто нам сможет рассказать об этом? И в этом случае мы будем обращаться не к тем, кто занимается тканью, а к тем, кто занимается продвижением в духовном направлении.

#00:24:04#

Веды очень интересны: чем больше вы их начинаете изучать, тем больше интересного вы встречаете. Ученые путем опытов (порой случайных) достигают тех знаний, которые были описаны в Ведах задолго до этого. Те, кто занимается оздоровлением тела, медициной, приходят к выводам, которые были описаны давно в Аюрведе. Математики обретают ответы, которые уже были даны в Ведах. Итак, многие вещи, которые есть в Ведах, доказаны современными учеными. Почему же мы должны усомниться в том, что рассказывается в Ведах о духовном мире? Веды в любой из своих областей очень интересны для изучения. И заключение Вед таково: не тратьте свое время понапрасну — жизнь очень коротка. Просто повторяйте «Харе Кришна» и будьте счастливы! Еще вопросы есть?

Вопрос: Махарадж, мое имя Релавати. Я слушала вас, и вы сказали, что «Шримад-Бхагаватам» является важной книгой. Когда я знакомилась с Ведами, я почему-то начала читать Бхагавад-гиту, но я ее сначала не поняла — бросила, потом через полгода снова начала читать. Вот мой вопрос: может ли человек, который не знаком с ведическими знаниями, начинать читать Бхагавад-гиту или «Шримад-Бхагаватам»? И почему вы сказали, что важная книга — «Шримад-Бхагаватам», а не Бхагавад-гита?

#00:28:38#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Дело в том, что «Шримад-Бхагаватам», несмотря на то, что он является заключением всех Вед, состоит из восемнадцати тысяч стихов — очень много. Но в Бхагавад-гите Кришна представляет то же самое заключение, что и в «Шримад-Бхагаватам», только в очень сжатом виде. В Бхагавад-гите всего восемнадцать коротких глав, и каждая из глав называется «такая-то йога»: «Бхакти-йога», «Карма-санньяса-йога», за исключением одной главы, которая называется «Обзор армий». Каждая из глав Бхагавад-гиты позволяет заняться подлинным духовным путем, поиском. Это связано не с тем, кем мы являемся внешне (мешком с кровью и костями), а с тем, кем мы являемся внутри — с нашим сознанием.

#00:30:51#

Поэтому Бхагавад-гита — это книга номер один, изучать стоит ее. Но делать это лучше в обществе преданных, изучать вместе под руководством учителей. И есть книга, которая составлена по беседам Шрилы Шридхара Махараджа, она называется «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Если эту книгу вы начнете читать, то она окажется книгой номер один, потому что сам учитель наставляет вас, что же самое важное в Бхагавад-гите, он представляет вам самое важное и разъясняет в практическом смысле. Таков мой совет.

Релавати Деви Даси: Thank you very much!

Шрила Мадхусудан Махарадж: You are welcome! [На русском:] «Пожалуйста!» [Все смеются.]

#00:32:34#

Вопрос: Если я спас жизнь человеку, а он оказался великим мошенником, то получу ли я отрицательные кармические реакции?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Карма связана как с отрицательной, так и с положительной активностью в материальном мире. К примеру, в Индии (поскольку я там жил, я могу вам сказать) подходит человек за милостыней. Я даю ему деньги, я думаю, что это — хорошо. Но я вижу, что он тут же покупает на эти деньги наркотики, выкуривает их... И что делать с врачом, который, выполняя свои профессиональные обязанности, спасает уголовника, а уголовник идет дальше грабит и убивает людей? Обычно мы думаем, что, когда доктор делает операцию, — это хорошо. Но как нам относиться к тому, что результатом этой операции становятся убийства и грабежи? В материальном мире карма порождается действиями и несет последствия, и это очень сложный и незыблемый закон. То, что мы здесь представляем, не было связано с тем, что называется «карма». То, о чем мы говорили, это заключение Вед о том, что необходимо «уйти через окно» — покинуть пределы материального мира, который связан с такими понятиями как материальные гуны (благость, страсть, невежество). Тот план называется ниргуна — он не связан с этими качествами. Мы не говорим о карме.

#00:37:11#

Вопрос: Сколько раз нужно повторить Святое Имя Харе Кришна, чтобы по-настоящему стать счастливым? [Смех в зале.]

Шрила Мадхусудан Махарадж: Дело в том, что важно не количество, а качество. Но когда увеличивается количество, качество приходит автоматически. Существуют гораздо более важные советы, которые дают наши учителя. У наших учителей есть множество хороших советов, как качественно воспевать Святое Имя. Если вы хотите научиться хорошо играть в футбол, приходите к футболистам. Наши учителя дают советы, как качественно воспевать Святое Имя. И как воспевать Святое Имя качественно, описано в той книге, о которой мы уже говорили, — «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

#00:39:49#

Вопрос: Шри Кришна, Прекрасная Реальность, представляет из Себя Любовь. Бхагавад-гита: Арджуна идет на бой, после этого он попадает в ад. Как рассматривать совет Кришны (идти на бой и убивать родственников), если после этого тот, кто выиграл, попадает в ад? Кто Кришна: Прекрасная Реальность или злой карлик?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это хороший вопрос. Вы можете приходить снова и снова, чтобы получить полный ответ. Сейчас я вам дам краткий ответ. Прежде всего в Бхагавад-гите Кришна устанавливает, что есть что: что является материальным, что не является им. Он дает совет, как выполнять свой долг и помнить о Нем. Выслушав всю Бхагавад-гиту, все восемнадцать глав, Арджуна сам решает принять участие в битве без какого-либо насильственного воздействия со стороны Господа.

#00:42:33#

Шрила Шридхар Махарадж говорит, что если бы ту же самую Бхагавад-гиту слышал не Арджуна, а Уддхава, то он бы не принял участие в битве, а сложил бы оружие и удалился с поля боя. Восприятие послания Бхагавад-гиты зависит от природы воспринимающего. Кришна дает каждому из нас возможность сражаться за что-либо, а мы сами свободно принимаем решение: делать это или нет. В Бхагавад-гите Кришна очень заботливо дает каждому из нас возможность вернуться в Его сладостную страну. Но это требует от нас приложения усилий. Мы должны сами решить, надо нам это или не надо, и (если надо) прикладывать усилия.

#00:44:50#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа...[2]

Главное заключение Бхагавад-гиты, о котором говорит Шрила Шридхар Махарадж, содержится в этой шлоке: «Просто предайся Мне. Оставь все виды деятельности (религиозные, мирские), оставь все и просто стань Моим слугой».

#00:45:55#

Существует очень много комментариев на Бхагавад-гиту. Комментарий, составленный Шрилой Шридхаром Махараджем, называется «Сокрытое сокровище Cладчайшего Абсолюта». И окончательное наставление Кришны — это сладость, очарование, любовь. Для того чтобы понять тот путь, который проделали Пандавы после битвы (они отправились в Гималаи, где окончили свою жизнь), понять всю интригу, всю суть этой истории, нужно изучить «Махабхарату». Все неудачи и попадание в ад — все это было временным.

#00:47:07#

Вопрос: Если можно продолжить... То есть если Кришне необходимо, то преданные должны быть согласны пойти в ад? Убежденные Кришной, Пандавы все-таки пошли в бой, ведомые Арджуной, и случилась вся интрига, вся картина, вся игра. Но Кришна предполагал, что Пандавы по их карме должны пойти в ад. Если Кришна хочет, чтобы преданные пошли в ад ради Его игры, преданные должны быть готовы пойти в ад?

#00:48:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Кришна не хочет, чтобы люди шли в ад. В ад попадают те, кто отворачивается от Кришны, кто действует против Его воли. Описывая ведическое знание, мы говорим не об аде, которого следует избежать, а мы говорим о мире красоты и сладости, куда стремится попасть каждое живое существо. Заключение Ведавьясы — это жизнь в любви с Кришной. Вам лично необходимо изучить «Махабхарату», начните с книги «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

#00:50:36#

Вопрос: Вот мы здесь собрались: кто-то уже практикует сознание Кришны, а кто-то пришел для того, чтобы познакомиться с ним. У нас есть вопросы, и один из них такой: существуют ли на пути духовного совершенствования какие-то скрытые препятствия? Если да, то какие, и каков их эзотерический смысл, скрытый смысл, который нам пока неизвестен? На что надо обратить внимание (самое главное) на этом пути?

#00:52:40#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Когда мы приняли посвящение и стали заниматься духовной практикой, мы решили для себя, что все, что будет происходить с нами (и плохое, и хорошее), будет направлено на наше очищение. При этом мы должны всегда помнить, держать в своем уме ценность того, к чему мы стремимся. Когда мы будем помнить это, то любые трудности, какие бы к нам ни приходили, не будут представлять для нас никакого важного значения: мы будем их обходить, двигаясь к своей цели. Эти обстоятельства, трудности для разных людей могут быть разными в зависимости от ментальности, индивидуальности человека. И те, у кого есть фокус, кто стремится к поставленной цели, будут обходить все эти трудные обстоятельства, стремясь к идеалу.

#00:54:31#

В институте, на работе, в школе нас окружает множество людей, но мы хотим иметь связь только с теми, кто имеет схожие цели. Нужно помнить, что мы не первые: до нас многие прошли этот путь и достигли земли Кришны — земли сладости, очарования, любви. И они не только дошли до этого места, они оставили нам указания, предписания, инструкции, как нам действовать; более того — лодку, на которой можно преодолеть этот путь. Эти люди называются гуру-варга — учителя. Мы обращались к примеру с институтом, со школой: когда идет сессия, неверующих не остается, все начинают молиться: «Господь, дай мне силы, дай мне возможность сдать экзамен!» И когда мы сдали экзамен и идем смотреть результаты, которые там где-то вывешены, даже тогда мы продолжаем молиться: «Господи! Сделай так, что даже если я не сдал, там появилась хорошая оценка!» Мы всегда знаем, что есть кто-то более значительный, от кого зависят результаты наших действий. И просто попробуйте узнать: кто же это, от кого зависят все результаты? И тогда вы узнаете, насколько сладостными и очаровательными можем стать мы сами.

#00:57:34#

Вопрос: Как вы до такой степени докатились? Когда случился «волшебный пендель»? Что это было?

Шрила Мадхусудан Махарадж: «Волшебный пендель» я получил от Шрилы Шридхара Махараджа в 1982 году. Когда я встретился с ним, все остальное стало для меня неважным. Если коротко рассказать, до 1982 года я занимался сафари в Африке. Между двумя поездками, двумя сафари, у меня была неделя. В гостинице я увидел книгу, я открыл ее и стал читать, она называлась «Наука самоосознания». Ее автором является Свами Прабхупада. К этому моменту я уже был в Индии: в молодости я отправился в путешествие, был водителем...

#01:00:21#

Когда я дошел до четвертой главы, я понял, что человек, который написал эту книгу, знает то, что он пишет, на практике. Это не просто какое-то философское знание. В этой книге глава за главой он представлял в форме интервью такие вещи, как карма, а также рассказывал о таких книгах, как Бхагавад-гита, «Шримад-Бхагаватам». После пятой главы я стал вегетарианцем. Я знал множество вегетарианцев, но никто из них не смог меня убедить в правильности этого пути. В этой главе Шрила Прабхупада очень ясно писал: для того чтобы жить здоровой жизнью, нет необходимости кого-то убивать, можно оставаться здоровым, будучи вегетарианцем. Там говорилось о том, что убийство животных на самом деле осуществляется не для того, чтобы вы были здоровыми, а для того чтобы вы могли наслаждаться.

#01:02:41#

Если мы выращиваем животное, например, барашка, и видим, как он развивается от маленького ко взрослому, как он набирает вес, затем мы убиваем его для того лишь, чтобы насладить свой язык, — это плохая карма. Если для меня было ясно, что я сам не убью животное для того, чтобы поесть, то для меня также стало ясным, что я не буду платить кому-либо еще, чтобы он это делал — убивал других. И в этой книге везде говорилось о том, что нужно повторять «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе». К моменту, когда я закончил читать эту книгу, я снова уже ехал в сафари. Я стал повторять маха-мантру.

#01:04:04#

В конце книги были адреса, куда можно было обратиться, и по одному адресу я пришел. Там я увидел преданных — людей, которые похожи на такого, как я сейчас. И так, шаг за шагом, я пришел к тому, что три месяца я прожил в храме. Потом Кришна взял меня за шиворот и отнес в Индию, причем не просто куда-то в Индию, а в храм Шрилы Шридхара Махараджа. До того, как меня привели к Шриле Шридхару Махараджу, я много путешествовал, я любил это. Но как только меня привели в этот храм, мои путешествия окончились на двадцать семь лет вплоть до прошлого года. У каждого есть своя история. Это — моя история.

#01:06:03#

Таким образом, такой «волшебный пинок» нужен каждому из нас. Случается с каждым из нас, что что-то ударяет в голову, и мы обращаемся к знанию, которое есть в Бхагавад-гите. Мы обсуждали сегодня, что на Западе семье сложно принять, что их сын приходит в храм и начинает петь «Харе Кришна». Моя мама никогда не могла простить мне, что я стал таким человеком, всегда критиковала меня. Но в возрасте восьмидесяти лет она приехала в Индию, в Навадвип — проведать меня. Она встретилась со Шрилой Говиндой Махараджем, и за одну минуту он смог сделать ее полностью удовлетворенной и счастливой.

#01:07:49#

Это произошло именно потому, что она встретилась с личностью, которая показала, что этот духовный процесс не связан с фанатизмом и что этот духовный процесс и есть Реальность. И она провела остаток своих дней, счастливо полагая, что все на своем месте. И будет очень хорошо, если вы сможете понять, что на самом деле сознание Кришны — это не какая-то сумасшедшая вещь, а наоборот — это противоположно сумасшествию. Это очень простая, ясная практика и необходимо ее совершать.

#01:09:11#

И здесь мы подходим к еще одной английской пословице: «Один грамм практики ценнее тонны теории». Мы слышали, что воспевать «Харе Кришна» хорошо — это теория. Теперь мы можем воспевать несколько минут. И мы можем вспомнить слова Шрилы Говинды Махараджа, который говорил: «Воспевайте Харе Кришна и будьте счастливы!»

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).

[2] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣  «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования