«Шри Мадхавендра Пури как связующее звено». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж | “The Pontifical Position of Sri Madhavendra Puri.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj


Russian

Триданди Cвами Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж

Шри Мадхавендра Пури
как связующее звено1

СЛАВА ШРИ ГУРУ И ШРИ ГАУРАНГЕ!
—:o:—
Статья впервые была опубликована в
THE HARMONIST
ТОМ XXXI.} 14 февраля 1935 г. {No. 12.

 

Шри Мадхавендра Пури — росток великого древа любви из преданности, представленного миру Шри Чайтаньядевом. Он происходит из линии Шри Мадхвы, ачарьи философии чистой двайты (дуалистической философии). Люди, изучающие религиозную литературу, прекрасно осведомлены о том, что чистый дуализм — одна из четырех теистических вайшнавских школ древней Индии. Так как Брахма, сам творец, известен как основоположник этой веры, школа носит название «Брахма-сампрадая».

Имеются некоторые разногласия по вопросу линии последовательности ачарьев от Брахмы до Мадхвы. Некоторые предлагают такой вариант: Брахма, Санаки2, Дурваса, Ачьютапрекша, Мадхва; верным же вариантом будет следующая линия: Брахма, Нарада, Вьяса и Мадхва. Хотя Шри Мадхва принял уклад отречения от Ачьютапрекши, он все время находился в жесткой оппозиции к вероисповеданию этого формального Гуру, как до, так и после принятия уклада отречения. Более того, до встречи со Шри Вьясой проповедь Мадхвы явно ограничивалась лишь деструктивным действием сокрушения майявады, и только когда ему повезло соприкоснуться с божественными стопами Вьясадевы (всемирного учителя теизма), он начал конструктивную проповедь, стал обращать людей и писать комментарии как полномочный ачарья. Ачьютапрекша, его бывший Гуру, предался ему и был полностью обращен в трансцендентальный дуализм из майявады Шанкары. Поэтому мысль, что Шри Мадхва в качестве ачарьи позитивного принципа трансцендентального дуализма пришёл в линию Шри Вьясы, более правильна, и ей следуют те, кто наиболее мудры.

Шрипад Мадхавендра Пури был ачарьей школы Мадхвы; он считается связующим звеном между Мадхвой и Гаудия-сампрадаей. Этот факт принимается как Мадхва-, так и Мадхва-Гаудия-сампрадаями. На этот счет автор «Шри Шри Гаура-ганоддеша-дипики», а также Шри Баладев Видьябхушан и другие авторы оставили подлинные свидетельства. Но в современных умах, мыслящих только эмпирически, может возникать вопрос: «Как «Пури» вообще может происходить из Мадхва-сампрадаи, в которой санньяси носят, как правило, титул «Тиртха»?»

В ответ на это группа представителей сообщества Мадхвы говорит, что хотя титул «Тиртха», имея священную связь с «Анандой Тиртхой» (самим Мадхвой), был особенно любим школой и стал известен как общий титул санньяси этого сообщества, «Пури» и другие имена все же встречаются. Они утверждают, что сам Мадхвачарья и его последователи обратили многих санньяси школы Шанкары и позволили им оставить себе прошлые титулы, чтобы продемонстрировать свои победы над майявадой. Таким образом, Мадхавендра Пури должен быть либо учеником такого обращенного, либо сам быть тем, кто его обратил. Но поскольку эти представители не могут продемонстрировать какие-либо достоверные свидетельства, мы не видим причин, чтобы принимать их утверждение просто потому, что оно существует.

Другая группа, однако, считает, что Шрипад Мадхавендра Пури, будучи Гуру учения трансцендентной любви, должен был принять дикшу (божественную инициацию) в рамках подлинной линии трансцендентального дуализма Мадхвачарьи, хотя, вполне возможно, он принял санньясу (формальный уклад отречения) от иного сообщества. Эта группа уделяет особенное внимание дикше и отмечает явное безразличие, с которым ачарьи-вайшнавы относятся к формальному принятию уклада отречения. Они обращают наше внимание на пример самого Мадхвачарьи, который принял санньясу от Ачьютапрекши из школы майявады лишь для того, чтобы опровергнуть веру этого Гуру.

Тот факт, что вайшнавская школа не уделяет большого внимания формальности принятия уклада отречения, считая его лишь внешним преимуществом ради пропаганды, также подкреплен примером Шри Рамануджи, который самостоятельно прошел через эту процедуру без помощи Гуру какой-либо группы. С другой стороны, тот же самый Рамануджачарья настойчиво выпрашивал милость (в форме мантра-дикши) от вайшнавского Гуру бесчисленное количество раз. Позже и Господь Чайтанья, явив страстное желание принять санньясу, получил ее от присутствовавшего поблизости Кешавы Бхарати из школы Шанкары, предварительно дав ему необходимые наставления об этом. Позже сам Господь Чайтанья скромно и с юмором упоминает об этой связи с линией майявады, и пытливые и предвзятые исследователи часто неверно истолковывают Его слова, очень осторожно причисляя Его к группе майявады.

Так что доподлинно неизвестно, принял ли Шрипад Мадхавендра Пури свой уклад отречения от Мадхва-сампрадаи. Но точно известно, что он был ачарьей этой самой сампрадаи. Также мы наверняка можем сказать, что он не был обычным обращенным из какой-либо другой группы. Его вера и любовь к Шри Кришне и служение Ему были слишком возвышенны, чтобы удержать его даже в рамках самой школы Мадхвы, что уж говорить о теории майявады, которая предлагает считать Бога, душу и служение иллюзией. На самом деле, Мадхавендра Пури не был садхана-сиддхой, т. е. тем, кому пришлось достигать своей цели в этой жизни, но он был нитья-сиддхой или вечно реализованной душой.

Но возникает проблема с некоторыми именами в связующем списке от Мадхвы до Мадхавендры Пури. Эмпирическое расследование, лишенное знаний о реальной природе и предмете духовной линии, заходит в тупик, когда начинает интересоваться вещами вне границ своей компетенции, пытаясь прорваться через стену с животной яростью. Как четыре прямых ученика Шри Мадхвы — Падманабха, Нарахари, Мадхава и Акшобхья — могли оказаться в линии преемственности учителей, занимая одно и то же место главного ачарьи одного и того же общества в течение семи, девяти, семнадцати и семнадцати лет подряд соответственно — уместные, хоть и банальные по сути вопросы для этих педантов интеллекта. Опять же, история демонстрирует нам очень краткий отрезок времени между Шри Чайтаньей и Вьясарайей Свами. Как может такой длинный список ачарьев уместиться в такой короткий временной интервал? Действительно, серьезная загадка для оппонента иного склада мышления. Надеюсь, нас простят за то, что мы обратим внимание этих рационалистично настроенных мыслителей к процедуре перехода королевского престола в штате Кочи. Если они не знают об особом способе передачи наследования в этом штате, то эти наши друзья будут крайне удивлены, обнаружив, что более дюжины следующих друг за другом правящих принцев зачастую являются современниками. То есть верное понимание линии наследования зависит от твердого знания нами сампрадая-рахасьи (эзотерических техник духовного общества). Лишь когда мы будем воистину благословлены этим светом, мы обнаружим, что иногда имена выдающихся современников сохраняются в этом списке, а иногда не очень значимые имена могут опускаться.

Но величие и важность Шри Мадхавендры Пури заключаются не в том, что он был настоящим членом сообщества Мадхвы, а в том, что он является первопроходцем в области веры трансцендентной любви к Шри Кришне, ради объявления которой великий Господь Шри Чайтаньядев низошел на Землю. Мадхура-раса упасана или любовное служение юному Кришне было впервые реально дано Шри Мадхавендрой Пури. Хотя те виды служения Кришне, что гопи совершают во Вриндаване, были известны матхам Мадхвы, но все же, поскольку объектом их служения является Бала Гопала, то их служение, естественно, может быть лишь в ватсалья-расе или родительской привязанности. Знаменитые поэмы Шрипада Мадхавендры Госвами, начинающиеся словами «айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха…»3, «кам̇ прати катхайитум ӣш́е…»4, «ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇…»5 и другие не только указывают на величайшие достижения автора, но и доказывают, что даже люди высокой религиозной культуры того времени были чужды возвышенной мысли о глубокой супружеской любви к вечноюному Кришне, Прекрасной Реальности. В его поэме есть намек на явление великого Апостола обширной и организованной пропаганды этого цветущего учения о сладостном супружеском служении юной и прекрасной Верховной Личности — Шри Кришне, всеобъемлющей Любви. Несложно угадать, что речь идет о великом Господе Чайтаньядеве и Его всеохватном распространении нектарного сокровища любовного служения Всевышнему, Кришне.

Шри Нитьянанда, Шри Адвайта Ачарья, Шри Ишвара Пури, Шри Ранга Пури, Рагхупати Упадхьяя и многие другие выдающиеся личности, олицетворяющие собой религию и культуру своего времени, выражают свое глубочайшее почтение и духовную зависимость от этого великого святого и спасителя человечества.

Переводчик: Ольга Бакова
Редактор: Ашутош Кришна Дас

 

 

English

Tridandi Swami Srimad Bhakti Raksak Sridhar Maharaj

The Pontifical Position of Sri Madhavendra Puri

All Glories to Sri Guru and Sri Gauranga
—:o:—

This article first appeared in
THE HARMONIST
VOL. XXXI.} February 14th, 1935 {No. 12

 

Sri Madhavendra Puri is said to be the sprout of the great tree of devotional love represented by Sri Chaitanya Dev to the world. He comes of the line of Sri Madhwa, the Acharya of the pure Dwaita (Dualistic) philosophy. It is well known to a student of religious literature that pure Dualism is one of the four Theistic Vaishnava Schools of ancient India. As Brahma, the creator himself, has been mentioned to be the pioneer of the Faith, the school is also known as ‘Brahma Sampradaya’.

The line of succession of the Acharyas from Brahma to Madhwa shows variation. Some count it as Brahma, Sanakas, Durbasa, Achyutapreksha, Madhwa, while a sober section holds to the line as Brahma, Narada, Vyasa and Madhwa. Because though Sri Madhwa took his ascetic order formally from Achyutapreksha, he is found all along to be in severe opposition to the professed creed of this formal Guru both before and after the acceptance of such order. Besides, Madhwa’s propaganda, before he met Sri Vyasa, was clearly limited to a destructive line of vanquishing Mayavada, and it is only after he came under the Divine Feet of Vyasa Deva,—the great world-teacher of Theism,—that he took up the constructive side of regular preaching, and made converts and commentaries as an authorised Acharya. Achyutapreksha, his former Guru, then submitted to him and was converted fully to Transcendental Dualism from the Mayavada of Sankara. Therefore, that Sri Madhwa, as an Acharya preaching the positive principle of Transcendental Dualism comes in the line of Sri Vyasa is considered more valid and is accepted by the wiser section.

Sripad Madhavendra Puri was an Acharya of the Madhwa school and is considered to be the connecting link between Madhwa and Gaudiya Sampradaya. This is accepted both by the Madhwa as well as by the Madhwa Gaudiya-Sampradayas. The author of Sri Sri Gaura-Ganoddesa-Dipika, Sri Baladev Vidyabhusan and others have left authentic records to that effect. But some suspicion may arise in a modern empiric mind as to how ‘Puri’ can possibly come of the Madhwa Sampradaya where the sanyasins go by the general title of ‘Tirtha’.

In answer to that a section in the Madhwa community wants to say that though ‘Tirtha’, having its sacred association with ‘Ananda Tirtha’—Madhwa himself, found special favour in the school and got prominence as a general title of the sanyasins of the community, yet ‘Puri’ and other titles were not absent altogether. It asserts that Madhwacharya himself as well as his successors converted many sanyasins of Sankara school and allowed the retention of their former titles to demonstrate their victories over Mayavada, and thus Madhavendra Puri must either be a disciple of such a convert or a direct convert. But as this section cannot show any authentic record, sufficient to prove their statement, we do not find any reason to accept mere assertion.

The other section, however, holds that Sripad Madhavendra Puri, as a Guru of the Doctrine of Transcendental Love, must have accepted his Diksha (Divine Initiation) from the bona fide line of Transcendental Dualism of Madhwacharya though he might have taken his sanyasa (formal ascetic order) from any other community. The section attaches the real importance to Diksha and points out the remarkable indifference with which a Vaishnava Acharya treats the formal taking of an ascetic order. This party draws our attention to Madhwacharya himself who took his sanyasa from Achyutapreksha of the Mayavada school only to refute the professing faith of the very Guru.

The fact that the Vaishnava school does not attach much importance to this external formality of ascetic order, but considers it merely as an ostentatious advantage for propaganda work, is also maintained by Sri Ramanuja’s example of going through the order himself without the help of any Guru of any sect whatsoever. On the other hand the same Ramanujacharya was seen perseveringly trying for the Grace (in the form of Mantra Diksha) from a Vaishnava Guru, times without number. Later on Lord Chaitanya too, showing His anxiety for sanyasa, took it at once from the immediatey available Kesava Bharati of Sankara school after giving him necessary instructions for the same, and is seen mentioning in modest sportive expression at times this Mayavada connection which an adventurous and interested critic often misreads and very prudently gives his decree to count Him as one in the Mayavada fold.

So it is not definitely known whether Sripad Madhavendra Puri had his ascetic order from the Madhwa Sampradaya. But it is sure that he was an Acharya of the very Sampradaya. It is also sure that he was not a mere convert too, from any other sect. Because his faith and love to Sri Krishna and His service was far too sublime and soaring to keep him even within the bounds of Madhwa school itself, what to speak of Mayavada theory which propounds God, soul and service as all illusion. In fact Madhavendra Puri was not sadhana-siddha i.e. not one who had to realise his goal in this life, but nitya-siddha or eternally self-realised one.

Trouble, however, arises again as to the adjustment of several names in the pontifical list from Madhwa to Madhavendra Puri. Empiric enquiry, ignorant of the real nature and object of spiritual lineage, finds itself in a blind lane while meddling with matter beyond its scope, and tries to break through the walls with animal wrath. How the four direct disciples of Sri Madhwa—Padmanabha, Narahari, Madhava and Akshobhya—could come in a line of pontifical succession and how they could occupy the same seat of the principal Acharya of the same institution, each for seven, nine, seventeen and seventeen successive years respectively,—are congenial although essentially trivial problems to these pedants of intellect. Then again the history shows a very small span of time between Sri Chaitanya and Vyasaraya Swami. So how can a long list of so many Acharyas be possibly accommodated within this short period of time? A puzzle it is, indeed, to a critic of foreign experience. One may hope to be excused to draw the attention of these rationalistic speculators to the list of royal succession of the present Cochin State, of course granted that they are not conversant with the special method of inheritance of that particular State, when these friends will simply become stupefied to find that even more than a dozen successive ruling princes are very often contemporaries. Therefore, the correct reading of pontifical line depends on our sound knowledge of Sampradaya-rahasya (Esoteric Technics of spiritual society). And, when really blessed with such light alone, we can find that sometimes names of remarkable contemporaries are retained and sometimes names that are not very prominent are omitted from the pontifical list.

But the greatness and importance of Sri Madhavendra Puri, however, does not lie so much in his being a mere bona fide member of the Madhwa community, as in his being the pioneer of the Faith of Transcendental Love to Sri Krishna, to proclaim which the Great Lord Sri Chaitanya Deva descended on Earth. The first effective start of Madhura-rasa Upasana or Consort-service to the Youthful Krishna, was really given by Sri Madhavendra Puri. Although the services of Krishna as the gopees rendered them in Brindavan, were not unknown in Madhwa Maths, yet the Object of their service being Bala Gopala the mode of service can naturally be only in Batsalya-rasa or Parental-affection. The famous poems of Sripad Madhavendra Goswami beginning with ‘Oyi Deena Dayadra Natha etc.’, ‘Kamprati Kathaitumese etc.’, ‘Shyamameva Param Rupam etc.’, not only indicate the highest achievement of the author, but prove that even men of high religious culture of the time were quite strangers to the sublime thought of deep Consort-love to Ever-Youthful Krishna, Reality—the Beautiful. There is also a hint in his poem of the Advent of a Great Apostle of an extensive and organised propaganda of this blossoming doctrine of sweet Consort-service to the Youthful and Beautiful Supreme Person—Sri Krishna, the All-love, and it is not difficult to see the meaning in the Great Lord Chaitanya Deva and His overflowing distribution of the nectarine treasure of Love-service to the Supreme Krishna.

Sri Nityananda, Sri Adwaitacharya, Sri Ishwara Puri, Sri Ranga Puri, Raghupati Upadhyaya and many other towering personalities of great religious and social importance of the time, have been mentioned to express their high reverence and spiritual indebtedness to this great saint and saviour of mankind.

(Оригинал на английском: http://scsmath.com/docs/articles/MadhavendraPuri-PontificalPosition-Harmonist-text.html)

 


1 Английское название статьи является игрой слов: pontifical position указывает как на положение первосвященника, так и на понятие моста, связующего звена — прим. переводчика.

2 Речь идёт о Санаке, Санатане, Санате и Санандане Кумарах — прим. переводчика.

3 Айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе матхура̄-на̄тха када̄валокйасе / хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О мой Господь! Самый милостивый учитель! Властитель Матхуры! Когда же я снова увижу Тебя? Мое взволнованное сердце пришло в беспокойство. Возлюбленный мой, что мне делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197; этот стих также приводится повторно в Антья-лиле, 8.34).

4 Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма — «Кому мне сказать, да и кто мне поверит, что сам Всевышний, Шри Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98; также приводится в «Падьявали», 99).

5 Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄ / вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣ «Облик Шьямасундара это наивысочайший облик; город Матхура верховная обитель; свежая молодость Господа Кришны всегда достойна созерцания, а вкус супружеской любви это высший вкус» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).




←  «Служение Святому Имени» (часть II). Шрила Б. А. Данди Махарадж. 5 марта 2020 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· Празднование Шри Гаура-пурнимы. 9 марта 2020 года. Абхазия
 →
Russian

Триданди Cвами Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж

Шри Мадхавендра Пури
как связующее звено1

СЛАВА ШРИ ГУРУ И ШРИ ГАУРАНГЕ!
—:o:—
Статья впервые была опубликована в
THE HARMONIST
ТОМ XXXI.} 14 февраля 1935 г. {No. 12.

 

Шри Мадхавендра Пури — росток великого древа любви из преданности, представленного миру Шри Чайтаньядевом. Он происходит из линии Шри Мадхвы, ачарьи философии чистой двайты (дуалистической философии). Люди, изучающие религиозную литературу, прекрасно осведомлены о том, что чистый дуализм — одна из четырех теистических вайшнавских школ древней Индии. Так как Брахма, сам творец, известен как основоположник этой веры, школа носит название «Брахма-сампрадая».

Имеются некоторые разногласия по вопросу линии последовательности ачарьев от Брахмы до Мадхвы. Некоторые предлагают такой вариант: Брахма, Санаки2, Дурваса, Ачьютапрекша, Мадхва; верным же вариантом будет следующая линия: Брахма, Нарада, Вьяса и Мадхва. Хотя Шри Мадхва принял уклад отречения от Ачьютапрекши, он все время находился в жесткой оппозиции к вероисповеданию этого формального Гуру, как до, так и после принятия уклада отречения. Более того, до встречи со Шри Вьясой проповедь Мадхвы явно ограничивалась лишь деструктивным действием сокрушения майявады, и только когда ему повезло соприкоснуться с божественными стопами Вьясадевы (всемирного учителя теизма), он начал конструктивную проповедь, стал обращать людей и писать комментарии как полномочный ачарья. Ачьютапрекша, его бывший Гуру, предался ему и был полностью обращен в трансцендентальный дуализм из майявады Шанкары. Поэтому мысль, что Шри Мадхва в качестве ачарьи позитивного принципа трансцендентального дуализма пришёл в линию Шри Вьясы, более правильна, и ей следуют те, кто наиболее мудры.

Шрипад Мадхавендра Пури был ачарьей школы Мадхвы; он считается связующим звеном между Мадхвой и Гаудия-сампрадаей. Этот факт принимается как Мадхва-, так и Мадхва-Гаудия-сампрадаями. На этот счет автор «Шри Шри Гаура-ганоддеша-дипики», а также Шри Баладев Видьябхушан и другие авторы оставили подлинные свидетельства. Но в современных умах, мыслящих только эмпирически, может возникать вопрос: «Как «Пури» вообще может происходить из Мадхва-сампрадаи, в которой санньяси носят, как правило, титул «Тиртха»?»

В ответ на это группа представителей сообщества Мадхвы говорит, что хотя титул «Тиртха», имея священную связь с «Анандой Тиртхой» (самим Мадхвой), был особенно любим школой и стал известен как общий титул санньяси этого сообщества, «Пури» и другие имена все же встречаются. Они утверждают, что сам Мадхвачарья и его последователи обратили многих санньяси школы Шанкары и позволили им оставить себе прошлые титулы, чтобы продемонстрировать свои победы над майявадой. Таким образом, Мадхавендра Пури должен быть либо учеником такого обращенного, либо сам быть тем, кто его обратил. Но поскольку эти представители не могут продемонстрировать какие-либо достоверные свидетельства, мы не видим причин, чтобы принимать их утверждение просто потому, что оно существует.

Другая группа, однако, считает, что Шрипад Мадхавендра Пури, будучи Гуру учения трансцендентной любви, должен был принять дикшу (божественную инициацию) в рамках подлинной линии трансцендентального дуализма Мадхвачарьи, хотя, вполне возможно, он принял санньясу (формальный уклад отречения) от иного сообщества. Эта группа уделяет особенное внимание дикше и отмечает явное безразличие, с которым ачарьи-вайшнавы относятся к формальному принятию уклада отречения. Они обращают наше внимание на пример самого Мадхвачарьи, который принял санньясу от Ачьютапрекши из школы майявады лишь для того, чтобы опровергнуть веру этого Гуру.

Тот факт, что вайшнавская школа не уделяет большого внимания формальности принятия уклада отречения, считая его лишь внешним преимуществом ради пропаганды, также подкреплен примером Шри Рамануджи, который самостоятельно прошел через эту процедуру без помощи Гуру какой-либо группы. С другой стороны, тот же самый Рамануджачарья настойчиво выпрашивал милость (в форме мантра-дикши) от вайшнавского Гуру бесчисленное количество раз. Позже и Господь Чайтанья, явив страстное желание принять санньясу, получил ее от присутствовавшего поблизости Кешавы Бхарати из школы Шанкары, предварительно дав ему необходимые наставления об этом. Позже сам Господь Чайтанья скромно и с юмором упоминает об этой связи с линией майявады, и пытливые и предвзятые исследователи часто неверно истолковывают Его слова, очень осторожно причисляя Его к группе майявады.

Так что доподлинно неизвестно, принял ли Шрипад Мадхавендра Пури свой уклад отречения от Мадхва-сампрадаи. Но точно известно, что он был ачарьей этой самой сампрадаи. Также мы наверняка можем сказать, что он не был обычным обращенным из какой-либо другой группы. Его вера и любовь к Шри Кришне и служение Ему были слишком возвышенны, чтобы удержать его даже в рамках самой школы Мадхвы, что уж говорить о теории майявады, которая предлагает считать Бога, душу и служение иллюзией. На самом деле, Мадхавендра Пури не был садхана-сиддхой, т. е. тем, кому пришлось достигать своей цели в этой жизни, но он был нитья-сиддхой или вечно реализованной душой.

Но возникает проблема с некоторыми именами в связующем списке от Мадхвы до Мадхавендры Пури. Эмпирическое расследование, лишенное знаний о реальной природе и предмете духовной линии, заходит в тупик, когда начинает интересоваться вещами вне границ своей компетенции, пытаясь прорваться через стену с животной яростью. Как четыре прямых ученика Шри Мадхвы — Падманабха, Нарахари, Мадхава и Акшобхья — могли оказаться в линии преемственности учителей, занимая одно и то же место главного ачарьи одного и того же общества в течение семи, девяти, семнадцати и семнадцати лет подряд соответственно — уместные, хоть и банальные по сути вопросы для этих педантов интеллекта. Опять же, история демонстрирует нам очень краткий отрезок времени между Шри Чайтаньей и Вьясарайей Свами. Как может такой длинный список ачарьев уместиться в такой короткий временной интервал? Действительно, серьезная загадка для оппонента иного склада мышления. Надеюсь, нас простят за то, что мы обратим внимание этих рационалистично настроенных мыслителей к процедуре перехода королевского престола в штате Кочи. Если они не знают об особом способе передачи наследования в этом штате, то эти наши друзья будут крайне удивлены, обнаружив, что более дюжины следующих друг за другом правящих принцев зачастую являются современниками. То есть верное понимание линии наследования зависит от твердого знания нами сампрадая-рахасьи (эзотерических техник духовного общества). Лишь когда мы будем воистину благословлены этим светом, мы обнаружим, что иногда имена выдающихся современников сохраняются в этом списке, а иногда не очень значимые имена могут опускаться.

Но величие и важность Шри Мадхавендры Пури заключаются не в том, что он был настоящим членом сообщества Мадхвы, а в том, что он является первопроходцем в области веры трансцендентной любви к Шри Кришне, ради объявления которой великий Господь Шри Чайтаньядев низошел на Землю. Мадхура-раса упасана или любовное служение юному Кришне было впервые реально дано Шри Мадхавендрой Пури. Хотя те виды служения Кришне, что гопи совершают во Вриндаване, были известны матхам Мадхвы, но все же, поскольку объектом их служения является Бала Гопала, то их служение, естественно, может быть лишь в ватсалья-расе или родительской привязанности. Знаменитые поэмы Шрипада Мадхавендры Госвами, начинающиеся словами «айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха…»3, «кам̇ прати катхайитум ӣш́е…»4, «ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇…»5 и другие не только указывают на величайшие достижения автора, но и доказывают, что даже люди высокой религиозной культуры того времени были чужды возвышенной мысли о глубокой супружеской любви к вечноюному Кришне, Прекрасной Реальности. В его поэме есть намек на явление великого Апостола обширной и организованной пропаганды этого цветущего учения о сладостном супружеском служении юной и прекрасной Верховной Личности — Шри Кришне, всеобъемлющей Любви. Несложно угадать, что речь идет о великом Господе Чайтаньядеве и Его всеохватном распространении нектарного сокровища любовного служения Всевышнему, Кришне.

Шри Нитьянанда, Шри Адвайта Ачарья, Шри Ишвара Пури, Шри Ранга Пури, Рагхупати Упадхьяя и многие другие выдающиеся личности, олицетворяющие собой религию и культуру своего времени, выражают свое глубочайшее почтение и духовную зависимость от этого великого святого и спасителя человечества.

Переводчик: Ольга Бакова
Редактор: Ашутош Кришна Дас

 

 

English

Tridandi Swami Srimad Bhakti Raksak Sridhar Maharaj

The Pontifical Position of Sri Madhavendra Puri

All Glories to Sri Guru and Sri Gauranga
—:o:—

This article first appeared in
THE HARMONIST
VOL. XXXI.} February 14th, 1935 {No. 12

 

Sri Madhavendra Puri is said to be the sprout of the great tree of devotional love represented by Sri Chaitanya Dev to the world. He comes of the line of Sri Madhwa, the Acharya of the pure Dwaita (Dualistic) philosophy. It is well known to a student of religious literature that pure Dualism is one of the four Theistic Vaishnava Schools of ancient India. As Brahma, the creator himself, has been mentioned to be the pioneer of the Faith, the school is also known as ‘Brahma Sampradaya’.

The line of succession of the Acharyas from Brahma to Madhwa shows variation. Some count it as Brahma, Sanakas, Durbasa, Achyutapreksha, Madhwa, while a sober section holds to the line as Brahma, Narada, Vyasa and Madhwa. Because though Sri Madhwa took his ascetic order formally from Achyutapreksha, he is found all along to be in severe opposition to the professed creed of this formal Guru both before and after the acceptance of such order. Besides, Madhwa’s propaganda, before he met Sri Vyasa, was clearly limited to a destructive line of vanquishing Mayavada, and it is only after he came under the Divine Feet of Vyasa Deva,—the great world-teacher of Theism,—that he took up the constructive side of regular preaching, and made converts and commentaries as an authorised Acharya. Achyutapreksha, his former Guru, then submitted to him and was converted fully to Transcendental Dualism from the Mayavada of Sankara. Therefore, that Sri Madhwa, as an Acharya preaching the positive principle of Transcendental Dualism comes in the line of Sri Vyasa is considered more valid and is accepted by the wiser section.

Sripad Madhavendra Puri was an Acharya of the Madhwa school and is considered to be the connecting link between Madhwa and Gaudiya Sampradaya. This is accepted both by the Madhwa as well as by the Madhwa Gaudiya-Sampradayas. The author of Sri Sri Gaura-Ganoddesa-Dipika, Sri Baladev Vidyabhusan and others have left authentic records to that effect. But some suspicion may arise in a modern empiric mind as to how ‘Puri’ can possibly come of the Madhwa Sampradaya where the sanyasins go by the general title of ‘Tirtha’.

In answer to that a section in the Madhwa community wants to say that though ‘Tirtha’, having its sacred association with ‘Ananda Tirtha’—Madhwa himself, found special favour in the school and got prominence as a general title of the sanyasins of the community, yet ‘Puri’ and other titles were not absent altogether. It asserts that Madhwacharya himself as well as his successors converted many sanyasins of Sankara school and allowed the retention of their former titles to demonstrate their victories over Mayavada, and thus Madhavendra Puri must either be a disciple of such a convert or a direct convert. But as this section cannot show any authentic record, sufficient to prove their statement, we do not find any reason to accept mere assertion.

The other section, however, holds that Sripad Madhavendra Puri, as a Guru of the Doctrine of Transcendental Love, must have accepted his Diksha (Divine Initiation) from the bona fide line of Transcendental Dualism of Madhwacharya though he might have taken his sanyasa (formal ascetic order) from any other community. The section attaches the real importance to Diksha and points out the remarkable indifference with which a Vaishnava Acharya treats the formal taking of an ascetic order. This party draws our attention to Madhwacharya himself who took his sanyasa from Achyutapreksha of the Mayavada school only to refute the professing faith of the very Guru.

The fact that the Vaishnava school does not attach much importance to this external formality of ascetic order, but considers it merely as an ostentatious advantage for propaganda work, is also maintained by Sri Ramanuja’s example of going through the order himself without the help of any Guru of any sect whatsoever. On the other hand the same Ramanujacharya was seen perseveringly trying for the Grace (in the form of Mantra Diksha) from a Vaishnava Guru, times without number. Later on Lord Chaitanya too, showing His anxiety for sanyasa, took it at once from the immediatey available Kesava Bharati of Sankara school after giving him necessary instructions for the same, and is seen mentioning in modest sportive expression at times this Mayavada connection which an adventurous and interested critic often misreads and very prudently gives his decree to count Him as one in the Mayavada fold.

So it is not definitely known whether Sripad Madhavendra Puri had his ascetic order from the Madhwa Sampradaya. But it is sure that he was an Acharya of the very Sampradaya. It is also sure that he was not a mere convert too, from any other sect. Because his faith and love to Sri Krishna and His service was far too sublime and soaring to keep him even within the bounds of Madhwa school itself, what to speak of Mayavada theory which propounds God, soul and service as all illusion. In fact Madhavendra Puri was not sadhana-siddha i.e. not one who had to realise his goal in this life, but nitya-siddha or eternally self-realised one.

Trouble, however, arises again as to the adjustment of several names in the pontifical list from Madhwa to Madhavendra Puri. Empiric enquiry, ignorant of the real nature and object of spiritual lineage, finds itself in a blind lane while meddling with matter beyond its scope, and tries to break through the walls with animal wrath. How the four direct disciples of Sri Madhwa—Padmanabha, Narahari, Madhava and Akshobhya—could come in a line of pontifical succession and how they could occupy the same seat of the principal Acharya of the same institution, each for seven, nine, seventeen and seventeen successive years respectively,—are congenial although essentially trivial problems to these pedants of intellect. Then again the history shows a very small span of time between Sri Chaitanya and Vyasaraya Swami. So how can a long list of so many Acharyas be possibly accommodated within this short period of time? A puzzle it is, indeed, to a critic of foreign experience. One may hope to be excused to draw the attention of these rationalistic speculators to the list of royal succession of the present Cochin State, of course granted that they are not conversant with the special method of inheritance of that particular State, when these friends will simply become stupefied to find that even more than a dozen successive ruling princes are very often contemporaries. Therefore, the correct reading of pontifical line depends on our sound knowledge of Sampradaya-rahasya (Esoteric Technics of spiritual society). And, when really blessed with such light alone, we can find that sometimes names of remarkable contemporaries are retained and sometimes names that are not very prominent are omitted from the pontifical list.

But the greatness and importance of Sri Madhavendra Puri, however, does not lie so much in his being a mere bona fide member of the Madhwa community, as in his being the pioneer of the Faith of Transcendental Love to Sri Krishna, to proclaim which the Great Lord Sri Chaitanya Deva descended on Earth. The first effective start of Madhura-rasa Upasana or Consort-service to the Youthful Krishna, was really given by Sri Madhavendra Puri. Although the services of Krishna as the gopees rendered them in Brindavan, were not unknown in Madhwa Maths, yet the Object of their service being Bala Gopala the mode of service can naturally be only in Batsalya-rasa or Parental-affection. The famous poems of Sripad Madhavendra Goswami beginning with ‘Oyi Deena Dayadra Natha etc.’, ‘Kamprati Kathaitumese etc.’, ‘Shyamameva Param Rupam etc.’, not only indicate the highest achievement of the author, but prove that even men of high religious culture of the time were quite strangers to the sublime thought of deep Consort-love to Ever-Youthful Krishna, Reality—the Beautiful. There is also a hint in his poem of the Advent of a Great Apostle of an extensive and organised propaganda of this blossoming doctrine of sweet Consort-service to the Youthful and Beautiful Supreme Person—Sri Krishna, the All-love, and it is not difficult to see the meaning in the Great Lord Chaitanya Deva and His overflowing distribution of the nectarine treasure of Love-service to the Supreme Krishna.

Sri Nityananda, Sri Adwaitacharya, Sri Ishwara Puri, Sri Ranga Puri, Raghupati Upadhyaya and many other towering personalities of great religious and social importance of the time, have been mentioned to express their high reverence and spiritual indebtedness to this great saint and saviour of mankind.

(Оригинал на английском: http://scsmath.com/docs/articles/MadhavendraPuri-PontificalPosition-Harmonist-text.html)

 


1 Английское название статьи является игрой слов: pontifical position указывает как на положение первосвященника, так и на понятие моста, связующего звена — прим. переводчика.

2 Речь идёт о Санаке, Санатане, Санате и Санандане Кумарах — прим. переводчика.

3 Айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе матхура̄-на̄тха када̄валокйасе / хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О мой Господь! Самый милостивый учитель! Властитель Матхуры! Когда же я снова увижу Тебя? Мое взволнованное сердце пришло в беспокойство. Возлюбленный мой, что мне делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197; этот стих также приводится повторно в Антья-лиле, 8.34).

4 Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма — «Кому мне сказать, да и кто мне поверит, что сам Всевышний, Шри Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98; также приводится в «Падьявали», 99).

5 Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄ / вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣ «Облик Шьямасундара это наивысочайший облик; город Матхура верховная обитель; свежая молодость Господа Кришны всегда достойна созерцания, а вкус супружеской любви это высший вкус» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования