«День явления Шримати Радхарани». Манас Кришна Прабху. 2 сентября 2014 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 182.30M)

Russian

Манас Кришна Прабху

День явления Шримати Радхарани

(2 сентября 2014 года. Москва, Кисельный)

 

[Подданные] не имеют личного контакта, личного взаимодействия с королем. Это можно сравнить с шанта-расой, [когда] они на расстоянии, не вступая в личные отношения, поклоняются Ему и молятся. У короля также есть различные виды прислуги, которые служат ему. Например, такими слугами могут быть охранники, которые путешествуют с ним по миру. И эти слуги находятся несколько ближе к королю, и это можно сравнить с дасья-расой, отношением служения.

#00:01:03#

И когда мы начнем приближаться к королю ближе, мы обнаружим, что у короля есть друзья. Друзья, можно сказать, наслаждаются более личными, более тонкими отношениями [сакхья-расой]. Они могут знать какие-то личные вещи, о которых неизвестно другим людям. Например, они могут знать его прозвище, когда он был маленьким, когда он ходил в школу. Они могут подшучивать над ним.

#00:02:01#

Если таким же образом будет поступать обычный гражданин, то его либо накажут, либо посадят в тюрьму за то, что он так фамильярно обращается с королем. Если мы еще ближе приблизимся к королю, то поймем, что у него есть мама и папа, и это можно сравнить с ватсалья-расой. В конце концов у короля есть партнер, т. е. у него есть жена. И королева находится в наиболее личной, можно сказать, интимной позиции по отношению к королю, и королева может предоставить все типы отношений [королю], которые предоставляют ему другие люди.

#00:03:15#

Королева не обращается к нему: «О, Ваше Высочество», когда он приходит в спальню. Иногда они могут играть, но вообще внутри дворца могут происходить многие вещи, о которых ничего неизвестно людям за пределами. И когда мы имеем отношение с сознанием Кришны, мы должны понимать, что это личная жизнь Бога. То, что было явлено в «Шримад-Бхагаватам» через великих святых, — это очень личное, очень скрытое знание. Оно очень глубокое, очень значимое и бесконечно прекрасное.

#00:04:41#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д…[1]

Первая вещь, которую можно понять, приходя в какое-то соприкосновение с Божественным, что только в этом мире мы можем потрогать какие-то атомы, блоки, вещи, дома, потому что у нас есть чувства, и мы можем так воспринимать окружающее.

#00:05:35#

Этот мир создан из атомов. Но трансцендентный духовный мир создан из других атомов, они называются чинмой — это полностью сознательные, благословенные чинтамани. Духовная реальность — это место, где каждое движение является танцем и каждая речь, каждое выражение является прекрасной песней[2]. И в центре Вайкунтхи, бесконечного духовного мира, который создан из этих духовных атомов, находится Кришна.

#00:07:23#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д…

Эта прекрасная шлока на санскрите отражает отношения силы и источника силы, пуруши и пракрити, мужского и женского начала.

#00:08:18#

Игра взаимодействия Кришны и Радхи — это выражение внутренней потенции наслаждения Кришны, которая известна как хладини-шакти. Эти отношения можно обозначить как отношения солнца и луча солнца, где Кришна — это солнце, а Его женская энергия, Его ипостась — это луч.

#00:09:13#

Во всех религиях этого мира Богу поклоняются как высшему существу, как источнику вселенной, как владельцу, хозяину. Но что касается женского аспекта Божественного? Очень удивительная и особенная вещь касательно сознания Кришны, что помимо мужского аспекта присутствует наивысший женский аспект Божественного. И сегодня особенный день, потому что сегодня мы празднуем славу этого наивысшего аспекта Божественного.

#00:10:41#

Величайшие мистики, йоги, освобожденные души молятся Кришне, который является всепривлекающим, который является источником всего. Но что же хотел сам Кришна? Так же, как и король всегда занят исполнением своих служебных обязанностей, что же Он делает в Свое свободное время, в Свой «выходной»? Где Он получает Свое вдохновение, Свое удовольствие? Все молятся Кришне, но на самом деле Кришна думает: «А что, собственно, обо Мне? А что Я люблю?» И Кришна признает, что источником Его удовлетворения, источником Его возрастающего бесконечного блаженства является Шримати Радхарани.

#00:12:22#

Кришна обладает безграничными энергиями — точно так же, как у солнца есть бесконечное количество лучей. Но Его изначальная энергия — хладини-шакти, и воплощением этой хладини-шакти является Шримати Радхарани. У Кришны три главные энергии — хладини, самвит и сандхини, и они представлены как сат-чит-ананда.

#00:13:15#

В этом мире они представлены как сила мысли (мышление), чувствование и волеизъявление. И мы как молекулярные части этой энергии, как искорки солнца, мы также в своей крошечной доле обладаем этими энергиями — сат-чит-ананда. Все энергии исходят из изначальной энергии — из Шримати Радхарани, и сегодня мы празднуем день явления Шримати Радхарани на этой Земле. Мы сейчас почитаем некоторые прекрасные описания Шримати Радхарани из «Чайтанья-чаритамриты».

#00:14:47#

И первая шлока принадлежит Брахме, творцу вселенной, который известен как ум, который следит за всем. «Я молюсь, я поклоняюсь Говинде, верховному Богу, который живет на Своей собственной планете с Радхой, которая Своей духовной природой представляет экстатичную энергию хладини. Величайшее блаженство Шримати Радхарани — это сущность духовной жизни».

#00:16:01#

Единственное Ее занятие — это удовлетворять бесчисленные желания Кришны. Шримати Радхарани — это наивысшая духовная драгоценность. И другие гопи: Лалита, Вишакха — это распространение Ее духовного тела. В действительности вся духовная реальность существует для того, чтобы удовлетворять верховную личность Бога и Его бесконечные желания. И эта духовная реальность — это выражение Ее сердца. Вриндаван — это место, где Кришна играет. Но что такое Вриндаван? Что там появилось? Как мы говорили, в начале Господь был един, одна сущность. Но в какой-то момент в бесконечном времени и в бесконечном пространстве Он решил, что Ему достаточно скучно быть единым.

#00:18:08#

И Он проявился как два: как энергия и обладатель энергии. Мы говорим: «Харе Кришна». Что же это значит? Харе означает Его энергию. Это энергия, дающая бесконечное удовольствие. В действительности Она представляет счастье Кришны. Говорится, что Кришна передал все Свое блаженство, весь Свой экстаз Ей. Как это себе можно представить? Представьте себе ядерную бомбу, ядерную силу, вот такую, можно сказать, силу блаженства Он передает. Можно сказать, что Кришна передал все Свое блаженство, весь Свой экстаз в горшочек Радхарани. И Она понимает, как можно удовлетворить все бесчисленные желания Кришны. Она представляет Себя в виде йога-майи, которая создает это духовное место — Вриндаван — для игр Кришны.

#00:20:26#

Она Бхакти Деви. Бхакти — это любовь, бхакти — это процесс культивации божественной любви. Она источник происхождения бхакти. Все высочайшие освобожденные души понимают, что нельзя найти подход к Кришне непосредственно, потому что в реальности мы не знаем, как удовлетворить бесконечно увеличивающиеся потребности Господа. Она может сказать: «Я знаю, как это сделать». Точно так же, как луч света распространяет энергию солнца, и рассвет дает нам знать, что солнце здесь, оно пришло к нам, таким же образом энергия Кришны раздает Кришну всем в этом мироздании.

#00:22:31#

Есть одна прекрасная шлока, которую произнес Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж, в этот самый день явления Шримати Радхарани в 2007 году в Санкт-Петербурге. Когда Радхарани проходит мимо Кришны, то Он чувствует ветер, который переносит аромат Ее одежды, и [Кришна] чувствует: «Моя жизнь полностью посвящена [Ей]», Он полностью счастлив[3]. Она дает Ему вдохновение быть Богом и продолжать Свою деятельность. Более того, Он не полон без Ее присутствия. Когда Радхарани находится отдельно от Кришны, то мы не молимся такому Кришне, который отделен от Радхарани.

#00:24:51#

Наши духовные учителя не хотели воспринимать Кришну без Его второй половины, можно сказать, без Его лучшей половины. Красота Кришны известна по всему миру, Кришна означает «всепривлекательный». Представьте себе все что угодно привлекательное, увеличенное в бесконечное количество раз, и это будет Кришна. [Кришна — это] все красивое, все, что можно представить, бесконечно усиленное и сконцентрированное. Если вы все это себе представите, то вы пойдете в том направлении. Чем же является Кришна? Он — это воплощенная красота. Но когда Он с Радхарани, Его бесконечная красота снова увеличена в бесконечное количество раз.

#00:26:47#

Рагхунатх Дас Госвами, который является одним из величайших святых в нашей линии и который является уникальным, исключительным слугой Шримати Радхарани, составил шлоку, которую Гурудев и наши духовные учителя очень любили цитировать:

#00:27:12#

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит…[4]

В этой шлоке он говорит «без Тебя», имеется в виду Шримати Радхарани. «Я не заинтересован в Кришне, без Тебя Кришна для меня не является привлекательным». Он говорит: «Что я могу дать Кришне? Ты можешь удовлетворить Его. Никто, кроме Тебя, не может удовлетворить Его». Если мы поймем, что даже ветерок, даже запах Радхарани дает удовлетворение и наполненность Кришне, тогда мы начнем понимать, кто такая Радхарани. Сам Кришна хочет служит Ей, что же говорить про всех остальных. Лакшми Деви желает обладать качествами Шримати Радхарани. И Парвати, вечная супруга Махадева-Шивы, тоже молится о служении Радхарани.

#00:29:17#

Есть известная история про Джаядева Госвами. Он был автором множества книг, которые рассказывали об интимных, личных играх Кришны. Он составил произведение «Говинда-лиламрита» о лилах Кришны и Радхарани. Кришна-лила проявлялась через него. И к нему пришло такое осознание: когда он писал, он не смог закончить предложение. Он подумал: «Это слишком возвышенно, я не могу написать об этом». И что [же] пришло к нему? Что Кришна хотел склониться к стопам Радхарани, чтобы собрать пыль с Ее стоп. Он [Джаядев Госвами] был шокирован, потому что Кришна — это верховная личность Бога, Он не склоняется к чьим-либо стопам. Он [Джаядев Госвами] сделал перерыв, пошел к своей жене, затем отправился принимать омовение в реке [перед принятием прасада].

#00:31:43#

Когда Джаядев Госвами отправился к реке, Кришна принял форму Джаядева и вернулся домой. Он встретил свою жену и сказал: «Я собирался принять омовение, но пойду-ка я допишу шлоку». Он вернулся обратно в комнату, и Кришна сам дописал это предложение. Через какое-то время после того, как Кришна исчез, сам Джаядев Госвами вернулся домой с реки [чтобы принять прасад], и это несколько смутило жену, потому что, когда Кришна являлся в форме Джаядева Госвами, он принял прасад жены. И жена сказала: «Ты сошел с ума, ты уже приходил, принимал прасад», и Джаядев Госвами был полностью обескуражен. «Нет, это невозможно». «Ну ты же помнишь, ты пришел с реки и принял прасад, а затем зашел в комнату, чтобы закончить шлоку».

#00:34:07#

Когда Джаядев Госвами пришел в комнату, он увидел, что предложение, которое он не смог дописать сам, что шлока дописана до конца, тогда он понял, что Кришна сам дописал ее.

#00:34:39#

Здесь, над алтарем, мы видим эмблему Шри Чайтанья Сарасват Матха. В центре изображен цветок лотоса, который представляет [собой] душу. И лотос расцветает по направлению к солнцу, он открывается под лучами солнца [Кришны].

#00:35:27#

Но корни лотоса, хотя здесь не совсем хорошо видно, помещены в воду. И вот эта вода представляет собой Гуру. Гуру питает лотос, растит его [по направлению] к Божественному. Именно поэтому солнце не может сжечь лотос, потому что он помещен в живительную влагу Шри Гуру, которая защищает лотос. И вокруг [эмблемы] расположена прекрасная шлока, которая была составлена Шридхаром Махараджем:

#00:36:41#

га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̣ ра̄дха̄падам̣ дхӣмахи[5]

Это санскритская шлока. Это гаятри-мантра. Кришна известен как играющий на флейте. И что есть Его флейта? Звук флейты Кришны описан в Ведах как звук изначальной [божественной] вибрации. Когда это духовный звук достигает майя-шакти, он становится [звуком] Ом.

#00:37:56#

Так же, как сладостная вибрация, сладостный звук флейты Кришны распространяется. Сначала он представляется как Ом, а затем представляется в форме гаятри-мантры, которая является зерном вибрации для всех видов материальных энергий: бхур, бхувах, джана, тапа, махар, сатья. Но это внешнее значение звука игры Кришны на флейте. Как написано в этой мантре: единственное значение игры Кришны [на флейте] — это молитва, прославление Шримати Радхарани. Все знают Ом, все йоги медитируют на этот звук. Но что является глубоким смыслом, стоящим за звуком Ом? Любовь.

#00:39:41#

Любовь верховной личности Бога к Его лучшей половине. Красота этих отношений, эта игра в полной мере представлена в Харе Кришна маха-мантре. Когда мы повторяем «Харе Рама», что значит слово «Рама»? Оно означает Радха-Раман. Радха-Раман — это Кришна, который хочет удовлетворить, который хочет служить Шримати Радхарани. Наша перспектива отношений не непосредственно с Кришной, а через посредничество Шримати Радхарани.

#00:41:11#

Потому что Шримати Радхарани знает, как непосредственно удовлетворить Кришну. Если мы направим свою энергию Шримати Радхарани, то наша энергия будет использована максимальным способом и увеличена максимально.

#00:41:39#

Наши духовные учителя стоят в исключительной линии служения Шримати Радхарани. Однажды Гурудев сказал мне, что мы никогда не должны забывать, что мы являемся слугами Шримати Радхарани, это наше назначение, это то, куда мы стремимся.

#00:42:25#

Но откуда мы знаем все эти вещи? Только по милости Махапрабху, Шри Гауранги. Мы знаем это только по воле Махапрабху, т. е. по воле самого Кришны, который пришел в этот мир, чтобы провозгласить верховное положение Радхарани. Только по милости Махапрабху нам известно все это[6].

#00:43:19#

В начале нашего пути в сознании Кришны мы рассматриваем Гуру как неотличного от Кришны. Мы видим в Гуру выражение Кришны. Но наши духовные учителя говорят, что, когда мы прогрессируем в сознании Кришны, мы видим, что это не сам Кришна, это Его танцы, это Его энергия в лице Шримати Радхарани. В мадхурье-расе, в наиболее интимных отношениях, Она является изначальным Гуру.

Сейчас мы споем одну песню.

Преданный: [Страница] сто двадцать пять [песенника].

Нама Чинтамани Диди: «Джади Гаура на хо’то». [Страница] сто двадцать пять.

Расешвари Диди: В больших [песенниках], в маленьких нет [этого бхаджана].

#00:45:50#

[Манас Кришна Прабху поет бхаджан «Джади Гаура на хо’то».]

#00:48:48#

[санкиртана]

#00:50:05#

…ра̄дха̄падам̣ дхӣмахи

Эта шлока также описывает киртан, который начал Шри Чайтанья Махапрабху и который неотличен от звука флейты Кришны.

#00:50:41#

Кто такой Чайтанья Махапрабху? Это сам Кришна в настроении Шримати Радхарани, прославляющий Своих чистых преданных.

#00:50:58#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣[7]

Эту шлоку Шрила Гуру Махарадж очень любил. «Если вы будете стараться достичь Кришну напрямую, то вас постигнет неудача». Даже достичь Радхарани напрямую не так легко. Не зная Радхарани, не знаешь Кришну. И Кришна сам пришел пятьсот лет назад как лила-аватар Шри Чайтанья Махапрабху, для того чтобы раздать Себя.

#00:52:15#

Природа Радхарани известна как золотая — так же, как [природа] Шри Чайтаньи Махапрабху. Кришна известен как Шьямасундар. Шьямасундар означает темноту, черноту особого рода, которую мы на самом деле не можем увидеть.

#00:52:52#

Большая часть вселенной на самом деле черная дыра. А Кришна — это бесконечная черная дыра, которая втягивает в Себя все. Также все появляется из Него. Как Кришна может стать видимым? Как темнота может стать видимой? Только при помощи света. Радха — золотая, Она освещает черноту Кришны таким образом, чтобы Его можно было увидеть. И часто Кришну изображают в желтом дхоти, это дхоти как раз и представляет Радхарани.

#00:54:30#

Она дает возможность видеть Кришну, Она дает Кришну всему миру. Она распространяет связь с Кришной, Она распространяет служение Кришне Своим слугам. Лалита, Вишакха, Рупа, Рати — вся наша [духовная наставническая] линия восходит к Ней.

#00:55:05#

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇,
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там…[8]

Если у вас есть вопросы, вы можете их задать.

#00:45:48#

Тогда мы споем другую песню: «Джая Радха-Мадхава». Есть очень много особенных песен, которые прославляют качества Радхарани. Сейчас мы прочитаем перевод песни, которая дает видение Бхактивинода Тхакура.

Преданная: Какая песня?

Манас Кришна Прабху: «Радхика-чарана-падма».

Преданная: Сто девяносто шесть [страница песенника].

#00:57:47#

Нама Чинтамани Диди (читает перевод первой песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] Лотосоподобные стопы Шри Радхи — обитель блага, высшая цель жизни! Тот, кто не смог принять прибежище святой дхамы под названием Вриндаван, украшенной лотосоокой Радхой…

[Стих второй:] …кто не смог общаться с близкой подругой Шри Радхи, разумной и глубоко чувствующей настроение Ее преданности, — как сможет он омыться в раса-синдху, океане упоительной радости, которым является Шьямасундар? Постарайтесь понять это!

[Стих третий:] Шри Радха — величайшая наставница вкусов супружеской любви. Чистая упоительная любовь к Шри Шри Радхе-Мадхаве — то, о чем следует размышлять, и то, что следует обсуждать.

[Стих четвертый:] Тот, кто со всем постоянством крепко держится лотосоподобных стоп Шри Радхи, несомненно, обретет жемчужины лотосоподобных стоп Кришны.

[Стих пятый:] Не приняв прибежища лотосоподобных стоп Шри Радхи, невозможно встретиться с Кришной. Все Веды провозглашают, что Кришна полностью принадлежит служанкам Шри Радхи.

[Стих шестой:] Отказавшись от богатства, последователей, жены, детей, семьи и друзей, мирской деятельности и интеллектуального знания, следует погрузится в божественную сладость служения лотосоподобным стопам Шри Радхи, заняв положение одной из Ее служанок в мадхура-расе. Так провозглашает Бхактивинод!»

#00:59:13#

Нама Чинтамани Диди (по знаку Манаса Кришны Прабху начинает читать перевод второй песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] «Выше реки Вираджа простирается лучезарное духовное небо, а над этим царством Вайкунтхи находится божественная обитель, известная как Шри Голока Вриндавана».

#00:59:46#

Манас Кришна Прабху: И то, что Будда обозначил как нирвану, в Ведах известно как [река] Вираджа, т. е. состояние ничего [пустоты], отсутствие всего, это пограничное состояние между мирами. [Я дополнил,] чтобы объяснить, что такое Вираджа.

#01:00:10#

Нама Чинтамани Диди (продолжает читать перевод второй песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] «Выше реки Вираджа простирается лучезарное духовное небо, а над этим царством Вайкунтхи находится божественная обитель, известная как Шри Голока Вриндавана.

[Стих второй:] Земля Вриндавана состоит из духовных драгоценных камней. Она подобна залежам обладающих сознанием, пребывающих в блаженстве драгоценностей. Эта трансцендентная, исполненная сознания обитель представляет собой удивительное и необычное зрелище. И самое удивительное здесь — присутствие Господа Кришны! Его сравнивают с деревом тамал, царем деревьев, цвет которого подобен цвету темного сапфира.

[Стих третий:] Обвиваясь вокруг этого темного дерева, возникла прекрасная золотая лиана, завоевательница всех царств, очищающая все и вся. Ее зовут Махабхава, Она — сущность высшей, дающей наслаждение энергии хладини. Она пленяет Шри Кришну — того, кто сам очаровывает все три мира.

[Стих четвертый:] Известная под именем Радхи, Она вечно сияет в той обители, пребывая в великом экстазе. Она всегда заботится о том, как порадовать Говинду. Листья и цветы этой лианы — Ее подружки, возглавляемые Лалитой. Она и Ее подружки крепко оплетают это темное дерево.

[Стих пятый:] От прикосновения лианы дерево тамал расцветает. Без объятий этой лианы оно не может продолжать существование.

[Стих шестой:] У лианы никогда не возникает желания оставить дерево тамал. Лиана всегда жаждет единения с Ним.

[Стих седьмой:] Никакого иного желания, кроме встречи этих двоих, у Бхактивинода нет».

#01:02:03#

Нама Чинтамани Диди (читает перевод восьмой песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] «Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда радха-бхаджана, бесполезен.

[Стих второй:] Невозможно увидеть солнце без солнечного света — подобным образом я не вижу Кришну без Радхи!

[Стих третий:] Тот, кто поклоняется только Кришне, пребывает в невежестве. Тот, кто не почитает Радху, самонадеян.

[Стих четвертый:] Если в твоем сердце есть хотя бы ничтожное стремление к любовным играм Враджи, избегай общества тех, кто завидует Радхе.

[Стих пятый:] Тех, кто считает себя служанками Шри Радхи, ждет скорая встреча с Гокула-Кришной.

[Стих шестой:] Брахма, Шива, Нарада, шрути, Нараяни (Лакшми) благоговейно чтят святые стопы Шри Радхи.

[Стих седьмой:] Ума, Рама, Сатья, Шачи, Чандравали и Рукмини — все они экспансии Шримати Радхарани. Таково заключение Вед.

[Стих восьмой:] Бхактивинод, чье единственное богатство — служение Шри Радхе, смиренно молит принять его служанкой Ее лотосоподобных стоп».

#01:03:31#

Манас Кришна Прабху: Никто не может сказать о бесконечных качествах Радхарани, кроме тех, кто знает Ее сердце. Такими были наши божественные учителя: Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур, Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] и наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж.

#01:04:04#

Рамананда Рай в конце писания «Шри Чайтанья-чаритамрита» описывает божественные качества Шримати Радхарани. Если бы у нас было время, то мы бы прочитали это описание, потому что оно абсолютно потрясает сердце. В конце он говорит, что качества Шримати Радхарани бесконечны и непередаваемы. Как ограниченное существо может описать их?

#01:05:13#

Он сравнил это с тем, как пчелы пытаются попробовать мед, но этот мед находится в закрытой емкости. Они пытаются, но не могут постичь его вкус. Трудной, но единственной возможностью нам погрузиться, нырнуть глубже в то, что мы сегодня обсуждаем, является следование тому процессу, который дали наши учителя.

#01:06:19#

Когда я встретил моего Гурудева, Говинду Махараджа, я был потрясен той сладостью, тем блаженством, которым он непрерывно наслаждался. Это было такого рода [духовное блаженство], о котором я не помышлял.

#01:07:01#

Это можно было увидеть, это можно было почувствовать, что Гурудев всегда наслаждался этим экстазом, он его всегда переживал, он всегда переживал кришна-прему.

#01:07:36#

Мы как эти пчелы, стремящиеся проникнуть внутрь сосуда, где находится мед. Мы должны очень тщательно изучать учение наших учителей, мы должны тщательно следовать ему. Нужно следовать этому учению, чтобы очистить зеркало нашего сознания. Первое значение повторения маха-мантры — это очищение зеркала нашего сознания.

#01:08:16#

Это процесс разрушения ложного эго, ложной самоидентификации. Чтобы выстоять, нужно пробудить потенциал нашей души, а потенциал нашей души — это ананда, это способность чувствовать любовь, способность чувствовать удовольствие. В нашем нынешнем неблагополучном существовании сейчас нет возможности чувствовать любовь, у нас нет возможности чувствовать блаженство, иметь возможность делать это постоянно, но мы хотим этого. Наше сердце молит об этом, наше сердце стремится к этому. И мы должны начать копать, чтобы найти сокровища. Для этого нужно приложить некоторые усилия, чтобы разрушить все те оболочки [скрывающие наше подлинное «я»], что мы нарастили.

#01:10:09#

Однажды Шридхар Махарадж задал такой вопрос: что такое сознание Кришны? Сознание Кришны — это реальность. Это не онтология, это не философия или что-то другое, это реальность. Мы хотим почувствовать на вкус эту реальность, для этого нам нужно практиковать.

#01:10:56#

Красота практики сознания Кришны очень проста. Она исходит из Божественного [и состоит в] повторении святого имени [Кришны], Харе Кришна маха-мантры. Мы должны повторять на четках маха-мантру, должны стремиться к тому, чтобы постоянно повторять маха-мантру.

#01:11:38#

[Манас Кришна Прабху поет бхаджан «Джая Радха-Мадхава».]

#01:18:41#

[санкиртана]

Переводчица: Нама Чинтамани Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Савитри Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

2  Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво, друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там, катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ, чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча, са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н, нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣, бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇, видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение никогда не отчуждается прошлым или будущим... той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома эта обитель — лишь очень немногим чистым преданным Кришны, и они знают ее как Голоку» («Брахма-самхита, 5.56).

3  Это стих, составленный Шрилой Прабодханандой Сарасвати: йасйа̄х̣ када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-, дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртхама̄нӣ / йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи, тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄нубхуводиш́е ’пи.

Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж так комментирует эту шлоку: «Однажды легкий ветерок коснулся одежд Шримати Радхарани и устремился дальше, к Кришне. Почувствовав дуновение ветерка, Кришна возликовал: „О, какая удача, до Меня донесся ветерок, что коснулся одежд Радхарани!“ Знатоки писаний, йоги-затворники, великие священнослужители пытаются любыми способами снискать милость Кришны, но сам Кришна почитает за счастье быть обласканным ветерком, который пролетел мимо Шримати Радхарани и едва коснулся Ее платья. Насколько Она чиста, если сам Господь чувствует Себя счастливым при одной мысли о Ней! Ее преданность и верность настолько непорочны, что сам Всевышний, Бхагаван Шри Кришна, восклицает: „Мне не о чем больше мечтать, если на свете есть Шри Радхика, и иногда ветерок, коснувшийся Ее стоп, долетает до Меня“».

4  А̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит, ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи / твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме, пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи — «О Радха, я уповаю только на то, что настанет день, когда Ты прольешь на меня Свою милость. Я столь долго ждал этого. Сейчас Мне уже восемьдесят лет, и мое терпение подходит к концу. Молю, одари меня Своей милостью. Я живу на берегах Радха-кунды и жду одного — Твоей милости. Без нее мне не нужна даже милость Кришны» («Шри Вилапа‑кусуманджали», 102).

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих следующим образом: «Эта шлока — молитва, обращенная к Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: „Лишь благодаря этой надежде я еще живу в эти скорбные времена. Эта надежда поддерживает меня. Ее упоительный нектар влечет меня и дает силы жить. Я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найти избавление. Я лишен общения с Mахапрабху, Сварупой Дамодаром и другими великими душами, но тем не менее живу. Почему? Меня озаряет луч надежды. Она столь велика и открывает передо мной нечто столь возвышенное! Однако сейчас терпение мое иссякло. Я не могу больше ждать — я дошел до предела. Если прямо сейчас Ты не явишь Свою милость, для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня всякий смысл. Без Твоей благосклонности мне не прожить и мгновения. Даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это причиняет мне невыносимую боль. Что уж говорить о другом — даже Кришна противен мне. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок, которыми я всецело очарован. Без служения в кругу Твоих слуг все для меня лишено вкуса. Я не могу жить даже во Вриндаване. Даже Кришна не привлекает меня“. Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами» (этот комментарий приводится в книге «Шри Гуру и его милость»).

5  «Флейта Кришны поет лишь одну песнь: песнь служения лотосоподобным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

6  Джади гаура на̄ хо’то, тобе ки хоито, кемоне дхорита̄м де / ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄, джагате джа̄на̄та ке? — «Если бы Господь Гаура не явился, что стало бы с нами? Как бы мы жили? Если бы Он не пришел, как бы мы узнали о славе Шри Радхи и о высшей любви к Кришне, исполненной экстаза?» (Шрила Васудев Гхош. «Джади Гаура на хо’то», 1).

7  «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

8  Гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там / нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣ — «Я буду вечно петь славу Господу Гауранге — Господу Шри Хари, принявшему сердце и облекшемуся в сияние Шри Радхики, низошедшему на землю в облике святого наставника. В священной обители Шри Навадвипа-дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).




←  «Шри Радхаштами. Почему Кришна носит тилаку?» Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж и Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 29 августа 2017 года. Сухум, Абхазия ·• Архив новостей •· «Шри Радхаштами». Сахадев Прабху. 29 августа 2017 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 191.2 МБ)

Russian

Манас Кришна Прабху

День явления Шримати Радхарани

(2 сентября 2014 года. Москва, Кисельный)

 

[Подданные] не имеют личного контакта, личного взаимодействия с королем. Это можно сравнить с шанта-расой, [когда] они на расстоянии, не вступая в личные отношения, поклоняются Ему и молятся. У короля также есть различные виды прислуги, которые служат ему. Например, такими слугами могут быть охранники, которые путешествуют с ним по миру. И эти слуги находятся несколько ближе к королю, и это можно сравнить с дасья-расой, отношением служения.

#00:01:03#

И когда мы начнем приближаться к королю ближе, мы обнаружим, что у короля есть друзья. Друзья, можно сказать, наслаждаются более личными, более тонкими отношениями [сакхья-расой]. Они могут знать какие-то личные вещи, о которых неизвестно другим людям. Например, они могут знать его прозвище, когда он был маленьким, когда он ходил в школу. Они могут подшучивать над ним.

#00:02:01#

Если таким же образом будет поступать обычный гражданин, то его либо накажут, либо посадят в тюрьму за то, что он так фамильярно обращается с королем. Если мы еще ближе приблизимся к королю, то поймем, что у него есть мама и папа, и это можно сравнить с ватсалья-расой. В конце концов у короля есть партнер, т. е. у него есть жена. И королева находится в наиболее личной, можно сказать, интимной позиции по отношению к королю, и королева может предоставить все типы отношений [королю], которые предоставляют ему другие люди.

#00:03:15#

Королева не обращается к нему: «О, Ваше Высочество», когда он приходит в спальню. Иногда они могут играть, но вообще внутри дворца могут происходить многие вещи, о которых ничего неизвестно людям за пределами. И когда мы имеем отношение с сознанием Кришны, мы должны понимать, что это личная жизнь Бога. То, что было явлено в «Шримад-Бхагаватам» через великих святых, — это очень личное, очень скрытое знание. Оно очень глубокое, очень значимое и бесконечно прекрасное.

#00:04:41#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д…[1]

Первая вещь, которую можно понять, приходя в какое-то соприкосновение с Божественным, что только в этом мире мы можем потрогать какие-то атомы, блоки, вещи, дома, потому что у нас есть чувства, и мы можем так воспринимать окружающее.

#00:05:35#

Этот мир создан из атомов. Но трансцендентный духовный мир создан из других атомов, они называются чинмой — это полностью сознательные, благословенные чинтамани. Духовная реальность — это место, где каждое движение является танцем и каждая речь, каждое выражение является прекрасной песней[2]. И в центре Вайкунтхи, бесконечного духовного мира, который создан из этих духовных атомов, находится Кришна.

#00:07:23#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д…

Эта прекрасная шлока на санскрите отражает отношения силы и источника силы, пуруши и пракрити, мужского и женского начала.

#00:08:18#

Игра взаимодействия Кришны и Радхи — это выражение внутренней потенции наслаждения Кришны, которая известна как хладини-шакти. Эти отношения можно обозначить как отношения солнца и луча солнца, где Кришна — это солнце, а Его женская энергия, Его ипостась — это луч.

#00:09:13#

Во всех религиях этого мира Богу поклоняются как высшему существу, как источнику вселенной, как владельцу, хозяину. Но что касается женского аспекта Божественного? Очень удивительная и особенная вещь касательно сознания Кришны, что помимо мужского аспекта присутствует наивысший женский аспект Божественного. И сегодня особенный день, потому что сегодня мы празднуем славу этого наивысшего аспекта Божественного.

#00:10:41#

Величайшие мистики, йоги, освобожденные души молятся Кришне, который является всепривлекающим, который является источником всего. Но что же хотел сам Кришна? Так же, как и король всегда занят исполнением своих служебных обязанностей, что же Он делает в Свое свободное время, в Свой «выходной»? Где Он получает Свое вдохновение, Свое удовольствие? Все молятся Кришне, но на самом деле Кришна думает: «А что, собственно, обо Мне? А что Я люблю?» И Кришна признает, что источником Его удовлетворения, источником Его возрастающего бесконечного блаженства является Шримати Радхарани.

#00:12:22#

Кришна обладает безграничными энергиями — точно так же, как у солнца есть бесконечное количество лучей. Но Его изначальная энергия — хладини-шакти, и воплощением этой хладини-шакти является Шримати Радхарани. У Кришны три главные энергии — хладини, самвит и сандхини, и они представлены как сат-чит-ананда.

#00:13:15#

В этом мире они представлены как сила мысли (мышление), чувствование и волеизъявление. И мы как молекулярные части этой энергии, как искорки солнца, мы также в своей крошечной доле обладаем этими энергиями — сат-чит-ананда. Все энергии исходят из изначальной энергии — из Шримати Радхарани, и сегодня мы празднуем день явления Шримати Радхарани на этой Земле. Мы сейчас почитаем некоторые прекрасные описания Шримати Радхарани из «Чайтанья-чаритамриты».

#00:14:47#

И первая шлока принадлежит Брахме, творцу вселенной, который известен как ум, который следит за всем. «Я молюсь, я поклоняюсь Говинде, верховному Богу, который живет на Своей собственной планете с Радхой, которая Своей духовной природой представляет экстатичную энергию хладини. Величайшее блаженство Шримати Радхарани — это сущность духовной жизни».

#00:16:01#

Единственное Ее занятие — это удовлетворять бесчисленные желания Кришны. Шримати Радхарани — это наивысшая духовная драгоценность. И другие гопи: Лалита, Вишакха — это распространение Ее духовного тела. В действительности вся духовная реальность существует для того, чтобы удовлетворять верховную личность Бога и Его бесконечные желания. И эта духовная реальность — это выражение Ее сердца. Вриндаван — это место, где Кришна играет. Но что такое Вриндаван? Что там появилось? Как мы говорили, в начале Господь был един, одна сущность. Но в какой-то момент в бесконечном времени и в бесконечном пространстве Он решил, что Ему достаточно скучно быть единым.

#00:18:08#

И Он проявился как два: как энергия и обладатель энергии. Мы говорим: «Харе Кришна». Что же это значит? Харе означает Его энергию. Это энергия, дающая бесконечное удовольствие. В действительности Она представляет счастье Кришны. Говорится, что Кришна передал все Свое блаженство, весь Свой экстаз Ей. Как это себе можно представить? Представьте себе ядерную бомбу, ядерную силу, вот такую, можно сказать, силу блаженства Он передает. Можно сказать, что Кришна передал все Свое блаженство, весь Свой экстаз в горшочек Радхарани. И Она понимает, как можно удовлетворить все бесчисленные желания Кришны. Она представляет Себя в виде йога-майи, которая создает это духовное место — Вриндаван — для игр Кришны.

#00:20:26#

Она Бхакти Деви. Бхакти — это любовь, бхакти — это процесс культивации божественной любви. Она источник происхождения бхакти. Все высочайшие освобожденные души понимают, что нельзя найти подход к Кришне непосредственно, потому что в реальности мы не знаем, как удовлетворить бесконечно увеличивающиеся потребности Господа. Она может сказать: «Я знаю, как это сделать». Точно так же, как луч света распространяет энергию солнца, и рассвет дает нам знать, что солнце здесь, оно пришло к нам, таким же образом энергия Кришны раздает Кришну всем в этом мироздании.

#00:22:31#

Есть одна прекрасная шлока, которую произнес Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж, в этот самый день явления Шримати Радхарани в 2007 году в Санкт-Петербурге. Когда Радхарани проходит мимо Кришны, то Он чувствует ветер, который переносит аромат Ее одежды, и [Кришна] чувствует: «Моя жизнь полностью посвящена [Ей]», Он полностью счастлив[3]. Она дает Ему вдохновение быть Богом и продолжать Свою деятельность. Более того, Он не полон без Ее присутствия. Когда Радхарани находится отдельно от Кришны, то мы не молимся такому Кришне, который отделен от Радхарани.

#00:24:51#

Наши духовные учителя не хотели воспринимать Кришну без Его второй половины, можно сказать, без Его лучшей половины. Красота Кришны известна по всему миру, Кришна означает «всепривлекательный». Представьте себе все что угодно привлекательное, увеличенное в бесконечное количество раз, и это будет Кришна. [Кришна — это] все красивое, все, что можно представить, бесконечно усиленное и сконцентрированное. Если вы все это себе представите, то вы пойдете в том направлении. Чем же является Кришна? Он — это воплощенная красота. Но когда Он с Радхарани, Его бесконечная красота снова увеличена в бесконечное количество раз.

#00:26:47#

Рагхунатх Дас Госвами, который является одним из величайших святых в нашей линии и который является уникальным, исключительным слугой Шримати Радхарани, составил шлоку, которую Гурудев и наши духовные учителя очень любили цитировать:

#00:27:12#

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит…[4]

В этой шлоке он говорит «без Тебя», имеется в виду Шримати Радхарани. «Я не заинтересован в Кришне, без Тебя Кришна для меня не является привлекательным». Он говорит: «Что я могу дать Кришне? Ты можешь удовлетворить Его. Никто, кроме Тебя, не может удовлетворить Его». Если мы поймем, что даже ветерок, даже запах Радхарани дает удовлетворение и наполненность Кришне, тогда мы начнем понимать, кто такая Радхарани. Сам Кришна хочет служит Ей, что же говорить про всех остальных. Лакшми Деви желает обладать качествами Шримати Радхарани. И Парвати, вечная супруга Махадева-Шивы, тоже молится о служении Радхарани.

#00:29:17#

Есть известная история про Джаядева Госвами. Он был автором множества книг, которые рассказывали об интимных, личных играх Кришны. Он составил произведение «Говинда-лиламрита» о лилах Кришны и Радхарани. Кришна-лила проявлялась через него. И к нему пришло такое осознание: когда он писал, он не смог закончить предложение. Он подумал: «Это слишком возвышенно, я не могу написать об этом». И что [же] пришло к нему? Что Кришна хотел склониться к стопам Радхарани, чтобы собрать пыль с Ее стоп. Он [Джаядев Госвами] был шокирован, потому что Кришна — это верховная личность Бога, Он не склоняется к чьим-либо стопам. Он [Джаядев Госвами] сделал перерыв, пошел к своей жене, затем отправился принимать омовение в реке [перед принятием прасада].

#00:31:43#

Когда Джаядев Госвами отправился к реке, Кришна принял форму Джаядева и вернулся домой. Он встретил свою жену и сказал: «Я собирался принять омовение, но пойду-ка я допишу шлоку». Он вернулся обратно в комнату, и Кришна сам дописал это предложение. Через какое-то время после того, как Кришна исчез, сам Джаядев Госвами вернулся домой с реки [чтобы принять прасад], и это несколько смутило жену, потому что, когда Кришна являлся в форме Джаядева Госвами, он принял прасад жены. И жена сказала: «Ты сошел с ума, ты уже приходил, принимал прасад», и Джаядев Госвами был полностью обескуражен. «Нет, это невозможно». «Ну ты же помнишь, ты пришел с реки и принял прасад, а затем зашел в комнату, чтобы закончить шлоку».

#00:34:07#

Когда Джаядев Госвами пришел в комнату, он увидел, что предложение, которое он не смог дописать сам, что шлока дописана до конца, тогда он понял, что Кришна сам дописал ее.

#00:34:39#

Здесь, над алтарем, мы видим эмблему Шри Чайтанья Сарасват Матха. В центре изображен цветок лотоса, который представляет [собой] душу. И лотос расцветает по направлению к солнцу, он открывается под лучами солнца [Кришны].

#00:35:27#

Но корни лотоса, хотя здесь не совсем хорошо видно, помещены в воду. И вот эта вода представляет собой Гуру. Гуру питает лотос, растит его [по направлению] к Божественному. Именно поэтому солнце не может сжечь лотос, потому что он помещен в живительную влагу Шри Гуру, которая защищает лотос. И вокруг [эмблемы] расположена прекрасная шлока, которая была составлена Шридхаром Махараджем:

#00:36:41#

га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̣ ра̄дха̄падам̣ дхӣмахи[5]

Это санскритская шлока. Это гаятри-мантра. Кришна известен как играющий на флейте. И что есть Его флейта? Звук флейты Кришны описан в Ведах как звук изначальной [божественной] вибрации. Когда это духовный звук достигает майя-шакти, он становится [звуком] Ом.

#00:37:56#

Так же, как сладостная вибрация, сладостный звук флейты Кришны распространяется. Сначала он представляется как Ом, а затем представляется в форме гаятри-мантры, которая является зерном вибрации для всех видов материальных энергий: бхур, бхувах, джана, тапа, махар, сатья. Но это внешнее значение звука игры Кришны на флейте. Как написано в этой мантре: единственное значение игры Кришны [на флейте] — это молитва, прославление Шримати Радхарани. Все знают Ом, все йоги медитируют на этот звук. Но что является глубоким смыслом, стоящим за звуком Ом? Любовь.

#00:39:41#

Любовь верховной личности Бога к Его лучшей половине. Красота этих отношений, эта игра в полной мере представлена в Харе Кришна маха-мантре. Когда мы повторяем «Харе Рама», что значит слово «Рама»? Оно означает Радха-Раман. Радха-Раман — это Кришна, который хочет удовлетворить, который хочет служить Шримати Радхарани. Наша перспектива отношений не непосредственно с Кришной, а через посредничество Шримати Радхарани.

#00:41:11#

Потому что Шримати Радхарани знает, как непосредственно удовлетворить Кришну. Если мы направим свою энергию Шримати Радхарани, то наша энергия будет использована максимальным способом и увеличена максимально.

#00:41:39#

Наши духовные учителя стоят в исключительной линии служения Шримати Радхарани. Однажды Гурудев сказал мне, что мы никогда не должны забывать, что мы являемся слугами Шримати Радхарани, это наше назначение, это то, куда мы стремимся.

#00:42:25#

Но откуда мы знаем все эти вещи? Только по милости Махапрабху, Шри Гауранги. Мы знаем это только по воле Махапрабху, т. е. по воле самого Кришны, который пришел в этот мир, чтобы провозгласить верховное положение Радхарани. Только по милости Махапрабху нам известно все это[6].

#00:43:19#

В начале нашего пути в сознании Кришны мы рассматриваем Гуру как неотличного от Кришны. Мы видим в Гуру выражение Кришны. Но наши духовные учителя говорят, что, когда мы прогрессируем в сознании Кришны, мы видим, что это не сам Кришна, это Его танцы, это Его энергия в лице Шримати Радхарани. В мадхурье-расе, в наиболее интимных отношениях, Она является изначальным Гуру.

Сейчас мы споем одну песню.

Преданный: [Страница] сто двадцать пять [песенника].

Нама Чинтамани Диди: «Джади Гаура на хо’то». [Страница] сто двадцать пять.

Расешвари Диди: В больших [песенниках], в маленьких нет [этого бхаджана].

#00:45:50#

[Манас Кришна Прабху поет бхаджан «Джади Гаура на хо’то».]

#00:48:48#

[санкиртана]

#00:50:05#

…ра̄дха̄падам̣ дхӣмахи

Эта шлока также описывает киртан, который начал Шри Чайтанья Махапрабху и который неотличен от звука флейты Кришны.

#00:50:41#

Кто такой Чайтанья Махапрабху? Это сам Кришна в настроении Шримати Радхарани, прославляющий Своих чистых преданных.

#00:50:58#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣[7]

Эту шлоку Шрила Гуру Махарадж очень любил. «Если вы будете стараться достичь Кришну напрямую, то вас постигнет неудача». Даже достичь Радхарани напрямую не так легко. Не зная Радхарани, не знаешь Кришну. И Кришна сам пришел пятьсот лет назад как лила-аватар Шри Чайтанья Махапрабху, для того чтобы раздать Себя.

#00:52:15#

Природа Радхарани известна как золотая — так же, как [природа] Шри Чайтаньи Махапрабху. Кришна известен как Шьямасундар. Шьямасундар означает темноту, черноту особого рода, которую мы на самом деле не можем увидеть.

#00:52:52#

Большая часть вселенной на самом деле черная дыра. А Кришна — это бесконечная черная дыра, которая втягивает в Себя все. Также все появляется из Него. Как Кришна может стать видимым? Как темнота может стать видимой? Только при помощи света. Радха — золотая, Она освещает черноту Кришны таким образом, чтобы Его можно было увидеть. И часто Кришну изображают в желтом дхоти, это дхоти как раз и представляет Радхарани.

#00:54:30#

Она дает возможность видеть Кришну, Она дает Кришну всему миру. Она распространяет связь с Кришной, Она распространяет служение Кришне Своим слугам. Лалита, Вишакха, Рупа, Рати — вся наша [духовная наставническая] линия восходит к Ней.

#00:55:05#

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇,
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там…[8]

Если у вас есть вопросы, вы можете их задать.

#00:45:48#

Тогда мы споем другую песню: «Джая Радха-Мадхава». Есть очень много особенных песен, которые прославляют качества Радхарани. Сейчас мы прочитаем перевод песни, которая дает видение Бхактивинода Тхакура.

Преданная: Какая песня?

Манас Кришна Прабху: «Радхика-чарана-падма».

Преданная: Сто девяносто шесть [страница песенника].

#00:57:47#

Нама Чинтамани Диди (читает перевод первой песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] Лотосоподобные стопы Шри Радхи — обитель блага, высшая цель жизни! Тот, кто не смог принять прибежище святой дхамы под названием Вриндаван, украшенной лотосоокой Радхой…

[Стих второй:] …кто не смог общаться с близкой подругой Шри Радхи, разумной и глубоко чувствующей настроение Ее преданности, — как сможет он омыться в раса-синдху, океане упоительной радости, которым является Шьямасундар? Постарайтесь понять это!

[Стих третий:] Шри Радха — величайшая наставница вкусов супружеской любви. Чистая упоительная любовь к Шри Шри Радхе-Мадхаве — то, о чем следует размышлять, и то, что следует обсуждать.

[Стих четвертый:] Тот, кто со всем постоянством крепко держится лотосоподобных стоп Шри Радхи, несомненно, обретет жемчужины лотосоподобных стоп Кришны.

[Стих пятый:] Не приняв прибежища лотосоподобных стоп Шри Радхи, невозможно встретиться с Кришной. Все Веды провозглашают, что Кришна полностью принадлежит служанкам Шри Радхи.

[Стих шестой:] Отказавшись от богатства, последователей, жены, детей, семьи и друзей, мирской деятельности и интеллектуального знания, следует погрузится в божественную сладость служения лотосоподобным стопам Шри Радхи, заняв положение одной из Ее служанок в мадхура-расе. Так провозглашает Бхактивинод!»

#00:59:13#

Нама Чинтамани Диди (по знаку Манаса Кришны Прабху начинает читать перевод второй песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] «Выше реки Вираджа простирается лучезарное духовное небо, а над этим царством Вайкунтхи находится божественная обитель, известная как Шри Голока Вриндавана».

#00:59:46#

Манас Кришна Прабху: И то, что Будда обозначил как нирвану, в Ведах известно как [река] Вираджа, т. е. состояние ничего [пустоты], отсутствие всего, это пограничное состояние между мирами. [Я дополнил,] чтобы объяснить, что такое Вираджа.

#01:00:10#

Нама Чинтамани Диди (продолжает читать перевод второй песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] «Выше реки Вираджа простирается лучезарное духовное небо, а над этим царством Вайкунтхи находится божественная обитель, известная как Шри Голока Вриндавана.

[Стих второй:] Земля Вриндавана состоит из духовных драгоценных камней. Она подобна залежам обладающих сознанием, пребывающих в блаженстве драгоценностей. Эта трансцендентная, исполненная сознания обитель представляет собой удивительное и необычное зрелище. И самое удивительное здесь — присутствие Господа Кришны! Его сравнивают с деревом тамал, царем деревьев, цвет которого подобен цвету темного сапфира.

[Стих третий:] Обвиваясь вокруг этого темного дерева, возникла прекрасная золотая лиана, завоевательница всех царств, очищающая все и вся. Ее зовут Махабхава, Она — сущность высшей, дающей наслаждение энергии хладини. Она пленяет Шри Кришну — того, кто сам очаровывает все три мира.

[Стих четвертый:] Известная под именем Радхи, Она вечно сияет в той обители, пребывая в великом экстазе. Она всегда заботится о том, как порадовать Говинду. Листья и цветы этой лианы — Ее подружки, возглавляемые Лалитой. Она и Ее подружки крепко оплетают это темное дерево.

[Стих пятый:] От прикосновения лианы дерево тамал расцветает. Без объятий этой лианы оно не может продолжать существование.

[Стих шестой:] У лианы никогда не возникает желания оставить дерево тамал. Лиана всегда жаждет единения с Ним.

[Стих седьмой:] Никакого иного желания, кроме встречи этих двоих, у Бхактивинода нет».

#01:02:03#

Нама Чинтамани Диди (читает перевод восьмой песни «Шри Радхаштаки»):

[Стих первый:] «Кришна-бхаджан того, в чьем сердце не развивается жажда радха-бхаджана, бесполезен.

[Стих второй:] Невозможно увидеть солнце без солнечного света — подобным образом я не вижу Кришну без Радхи!

[Стих третий:] Тот, кто поклоняется только Кришне, пребывает в невежестве. Тот, кто не почитает Радху, самонадеян.

[Стих четвертый:] Если в твоем сердце есть хотя бы ничтожное стремление к любовным играм Враджи, избегай общества тех, кто завидует Радхе.

[Стих пятый:] Тех, кто считает себя служанками Шри Радхи, ждет скорая встреча с Гокула-Кришной.

[Стих шестой:] Брахма, Шива, Нарада, шрути, Нараяни (Лакшми) благоговейно чтят святые стопы Шри Радхи.

[Стих седьмой:] Ума, Рама, Сатья, Шачи, Чандравали и Рукмини — все они экспансии Шримати Радхарани. Таково заключение Вед.

[Стих восьмой:] Бхактивинод, чье единственное богатство — служение Шри Радхе, смиренно молит принять его служанкой Ее лотосоподобных стоп».

#01:03:31#

Манас Кришна Прабху: Никто не может сказать о бесконечных качествах Радхарани, кроме тех, кто знает Ее сердце. Такими были наши божественные учителя: Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур, Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] и наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж.

#01:04:04#

Рамананда Рай в конце писания «Шри Чайтанья-чаритамрита» описывает божественные качества Шримати Радхарани. Если бы у нас было время, то мы бы прочитали это описание, потому что оно абсолютно потрясает сердце. В конце он говорит, что качества Шримати Радхарани бесконечны и непередаваемы. Как ограниченное существо может описать их?

#01:05:13#

Он сравнил это с тем, как пчелы пытаются попробовать мед, но этот мед находится в закрытой емкости. Они пытаются, но не могут постичь его вкус. Трудной, но единственной возможностью нам погрузиться, нырнуть глубже в то, что мы сегодня обсуждаем, является следование тому процессу, который дали наши учителя.

#01:06:19#

Когда я встретил моего Гурудева, Говинду Махараджа, я был потрясен той сладостью, тем блаженством, которым он непрерывно наслаждался. Это было такого рода [духовное блаженство], о котором я не помышлял.

#01:07:01#

Это можно было увидеть, это можно было почувствовать, что Гурудев всегда наслаждался этим экстазом, он его всегда переживал, он всегда переживал кришна-прему.

#01:07:36#

Мы как эти пчелы, стремящиеся проникнуть внутрь сосуда, где находится мед. Мы должны очень тщательно изучать учение наших учителей, мы должны тщательно следовать ему. Нужно следовать этому учению, чтобы очистить зеркало нашего сознания. Первое значение повторения маха-мантры — это очищение зеркала нашего сознания.

#01:08:16#

Это процесс разрушения ложного эго, ложной самоидентификации. Чтобы выстоять, нужно пробудить потенциал нашей души, а потенциал нашей души — это ананда, это способность чувствовать любовь, способность чувствовать удовольствие. В нашем нынешнем неблагополучном существовании сейчас нет возможности чувствовать любовь, у нас нет возможности чувствовать блаженство, иметь возможность делать это постоянно, но мы хотим этого. Наше сердце молит об этом, наше сердце стремится к этому. И мы должны начать копать, чтобы найти сокровища. Для этого нужно приложить некоторые усилия, чтобы разрушить все те оболочки [скрывающие наше подлинное «я»], что мы нарастили.

#01:10:09#

Однажды Шридхар Махарадж задал такой вопрос: что такое сознание Кришны? Сознание Кришны — это реальность. Это не онтология, это не философия или что-то другое, это реальность. Мы хотим почувствовать на вкус эту реальность, для этого нам нужно практиковать.

#01:10:56#

Красота практики сознания Кришны очень проста. Она исходит из Божественного [и состоит в] повторении святого имени [Кришны], Харе Кришна маха-мантры. Мы должны повторять на четках маха-мантру, должны стремиться к тому, чтобы постоянно повторять маха-мантру.

#01:11:38#

[Манас Кришна Прабху поет бхаджан «Джая Радха-Мадхава».]

#01:18:41#

[санкиртана]

Переводчица: Нама Чинтамани Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Савитри Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[2] Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво, друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там, катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ, чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча, са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н, нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣, бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇, видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение никогда не отчуждается прошлым или будущим... той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома эта обитель — лишь очень немногим чистым преданным Кришны, и они знают ее как Голоку» («Брахма-самхита, 5.56).

[3] Это стих, составленный Шрилой Прабодханандой Сарасвати: йасйа̄х̣ када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-, дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртхама̄нӣ / йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи, тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄нубхуводиш́е ’пи.

Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж так комментирует эту шлоку: «Однажды легкий ветерок коснулся одежд Шримати Радхарани и устремился дальше, к Кришне. Почувствовав дуновение ветерка, Кришна возликовал: „О, какая удача, до Меня донесся ветерок, что коснулся одежд Радхарани!“ Знатоки писаний, йоги-затворники, великие священнослужители пытаются любыми способами снискать милость Кришны, но сам Кришна почитает за счастье быть обласканным ветерком, который пролетел мимо Шримати Радхарани и едва коснулся Ее платья. Насколько Она чиста, если сам Господь чувствует Себя счастливым при одной мысли о Ней! Ее преданность и верность настолько непорочны, что сам Всевышний, Бхагаван Шри Кришна, восклицает: „Мне не о чем больше мечтать, если на свете есть Шри Радхика, и иногда ветерок, коснувшийся Ее стоп, долетает до Меня“».

[4] А̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит, ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи / твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме, пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи — «О Радха, я уповаю только на то, что настанет день, когда Ты прольешь на меня Свою милость. Я столь долго ждал этого. Сейчас Мне уже восемьдесят лет, и мое терпение подходит к концу. Молю, одари меня Своей милостью. Я живу на берегах Радха-кунды и жду одного — Твоей милости. Без нее мне не нужна даже милость Кришны» («Шри Вилапа‑кусуманджали», 102).

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих следующим образом: «Эта шлока — молитва, обращенная к Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: „Лишь благодаря этой надежде я еще живу в эти скорбные времена. Эта надежда поддерживает меня. Ее упоительный нектар влечет меня и дает силы жить. Я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найти избавление. Я лишен общения с Mахапрабху, Сварупой Дамодаром и другими великими душами, но тем не менее живу. Почему? Меня озаряет луч надежды. Она столь велика и открывает передо мной нечто столь возвышенное! Однако сейчас терпение мое иссякло. Я не могу больше ждать — я дошел до предела. Если прямо сейчас Ты не явишь Свою милость, для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня всякий смысл. Без Твоей благосклонности мне не прожить и мгновения. Даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это причиняет мне невыносимую боль. Что уж говорить о другом — даже Кришна противен мне. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок, которыми я всецело очарован. Без служения в кругу Твоих слуг все для меня лишено вкуса. Я не могу жить даже во Вриндаване. Даже Кришна не привлекает меня“. Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами» (этот комментарий приводится в книге «Шри Гуру и его милость»).

[5] «Флейта Кришны поет лишь одну песнь: песнь служения лотосоподобным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

[6] Джади гаура на̄ хо’то, тобе ки хоито, кемоне дхорита̄м де / ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄, джагате джа̄на̄та ке? — «Если бы Господь Гаура не явился, что стало бы с нами? Как бы мы жили? Если бы Он не пришел, как бы мы узнали о славе Шри Радхи и о высшей любви к Кришне, исполненной экстаза?» (Шрила Васудев Гхош. «Джади Гаура на хо’то», 1).

[7] «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[8] Гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там / нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣ — «Я буду вечно петь славу Господу Гауранге — Господу Шри Хари, принявшему сердце и облекшемуся в сияние Шри Радхики, низошедшему на землю в облике святого наставника. В священной обители Шри Навадвипа-дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования