«Гармония во всем». Шруташрава Прабху | Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 12 апреля 2008 года | Запорожье, Украина. Философский клуб «Свобода»



скачать (формат MP3, 19.52M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Гармония во всем

(12 апреля 2008 года. Запорожье, Украина. Философский клуб «Свобода»)

 

Вопрос: Есть два положения. Первое: внутреннее равно внешнему. Это значит, что если я приведу в гармонию свой внутренний мир, это должно отразиться во внешнем мире. Второе: по мере развития сознания определенные силы мешают нам, в жизни происходят некие катаклизмы, нас проверяют на духовную состоятельность. Эти положения противоречат друг другу: в первом случае — гармония, во втором должны происходить некие негативные вещи. Каково ваше мнение по этому поводу?

#00:01:05#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Прежде всего, вы задали очень глубокий вопрос. Я думаю, что первое соображение разрешает проблему второго. Если мы обретаем подлинную гармонию через внутреннее развитие, тогда мы приходим к пониманию, что те вещи, которые с внешней точки зрения, казалось бы, испытывают нас, на самом деле не предназначены для того, чтобы помешать нам. Напротив, это помощь, они должны подтолкнуть нас продвигаться дальше. Тогда мы поймем, что ничто во внешнем мире не может повредить мне, все находится в гармонии, если я остаюсь верен себе.

#00:02:20#

Некоторые вещи в этом мире могут противостоять моим мирским планам. Если я остаюсь верен своему подлинному «я», тогда я обнаружу, что даже испытания, которые приходят из внешнего мира, на самом деле никак не нарушают гармонию, но, напротив, только помогают мне. Это происходит при условии, что я выполнил первую часть вашего вопроса, то есть обрел гармонию с окружающим миром.

#00:03:13#

Например, сейчас, находясь на своем нынешнем уровне развития, я могу сказать: чтобы увидеть, что все пребывает в гармонии, обычно мне нужно оглянуться назад, потому что когда я нахожусь в эпицентре неких обстоятельств, испытывающих меня, я не вижу, что это благо для меня. Но когда я преодолеваю это, продвигаюсь немного дальше, тогда понимаю, что на самом деле это приходило ко мне для моего блага. Нет ничего в моей жизни, что происходило бы и оглядываясь на что, я не мог бы сказать: «Да, это помогло мне». Может быть, когда я нахожусь в этих ситуациях, в результате моей обусловленности, недостаточного уровня развития иногда я не способен сразу же увидеть, что все происходящее несет благо.

#00:04:47#

Вопрос: Я следую интегральной йоге Шри Ауробиндо. Вы знакомы с этим течением? [Неразборчиво.] Сколько света ты получил, столько вносишь в свое подсознание. [Неразборчиво.]

#00:05:53#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, если я понимаю, что все связано с одним и тем же высшим Началом (можете называть Его Бог, Первопричина, как-нибудь еще, мы предпочитаем называть Его Кришна), если я понимаю, что все, что приходит ко мне, связано с этим высшим Началом, тогда я понимаю, что все должно нести благо. Тогда невозможно, чтобы что-либо дурное произошло со мной. Поскольку подобное воззрение — это более высокий уровень сознания, то, чтобы достичь его, требуется некоторое время, некая практика, продвижение.

#00:07:06#

Слово «йога» обладает тем же смыслом, что и «религия». Религия означает «связь», «связывать», а в йоге — санскритский корень йудж, что также означает «связывать», «сопрягать», «союз». Йога связывает мое сознание с высшим Сознанием. Когда я связываю свое сознание с высшим, тогда я обнаруживаю гармонию во всем, ведь только наши материальные планы, представления, ожидания нарушаются, не исполняются, и тогда мы испытываем разочарование, отчаяние. Но если мы искренни в своем следовании цели, тогда ничто не способно остановить нас в продвижении.

#00:08:39#

Прочитав Бхагавад-гиту, вы поймете: если кто-то начал духовный путь и не дошел по каким-либо причинам до его конца, если не достигнул в этой жизни совершенства, то ему обязательно будет предоставлена возможность продолжить продвижение в будущем. В большинстве духовных организаций вам говорят: если вы покинете, оставите этот духовный путь, то отправитесь в ад. Но Бхагавад-гита говорит: если ты следуешь по любому духовному пути (при условии, что он подлинный) и запутываешься, не доходишь до конца, в результате ты отправляешься на небеса, в рай.

#00:09:51#

Что означает «не дошел, был смущен на этом пути»? Что некие мирские вещи, влечения этого мира захватили тебя. Итак, вы отправляетесь на небеса, в рай, где нет коррупции, преступности, загрязнения окружающей среды, очень хорошее, приятное место, находитесь там на протяжении некоторого времени, затем возвращаетесь в этот мир, чтобы продолжить свое духовное движение с того момента, на котором остановились. Это описано в шестой главе Бхагавад-гиты, ближе к ее концу, примерно с тридцать восьмого стиха. Там описана судьба того, кто следует по духовному пути, но испытывает смущение, запутывается. Вот насколько важен и чудесен духовный путь!

#00:11:17#

Вопрос: Вы сказали, что нужно общаться с людьми более высокого уровня развития. По каким критериям вы оцениваете уровень развития сознания?

Шрипад Вайшнав Махарадж: По качествам. Какого рода качествами обладают эти люди? Они обладают более широким взглядом на мир, они более милые, добрые, сострадательные. Всеми этими хорошими качествами мы восхищаемся. Когда мы видим подобные качества в людях, мы понимаем, что это — люди более высокого уровня сознания. Мы можем называть их святыми, садху, людьми высокого сознания. А как вы думаете, каковы люди более высокого уровня сознания?

#00:12:47#

Гостья: Я думаю, что кроме морально-этических качеств, есть еще некие информационные источники, расширяющие сознание. Расширенное сознание — это восприятие целостности мира, а не только набор неких положительных человеческих качеств.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, возможно. Естественным образом подобный человек будет находиться в гармонии с миром, настроенным на одну волну с его Творцом, но необязательно это будет происходить на интеллектуальном уровне. Это не интеллектуальные упражнение. Духовность сама по себе не связана с интеллектом.

#00:13:55#

Вопрос: Должен ли присутствовать в образе жизни некий аскетизм, чтобы максимально расширить сознание?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я думаю, что одно является следствием другого, поскольку у всего есть свои признаки. Опять же, продолжая прошлый вопрос: если мы свободны от невежества, тогда мы будем свободны от предрассудков, жестокости, предвзятости, от подобных вещей, связанных с низким сознанием, невежеством.

#00:14:53#

Вопрос: На ваш взгляд, где больше любви: в радостном восторге ребенка или в спокойной улыбке Будды?

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Это некий вопрос с подвохом? Это зависит от нашего уровня продвижения. Чтобы ценить спокойную улыбку Будды, необходимо обрести определенный уровень сознания, понимания, однако любой человек на любом уровне способен оценить радостный смех ребенка. В детях есть нечто особенное, потому что ребенок еще не столь испорчен и его смех не столь мотивирован посторонними вещами, нежели смех взрослого. Смех ребенка более чист, именно это нас привлекает. Если позволите продолжить эту линию мысли, мы считаем, что самое близкое к бескорыстной любви — любовь матери к ребенку. Это одно из самых близких подобий, отражений бескорыстной любви в этом мире. Улыбка Будды — также нечто особенное, но необходимо, чтобы человек был несколько продвинут для ее оценки. Я еще не видел улыбку Будды, но очень часто слышал смех ребенка.

#00:17:34#

Гость: Я бы хотел сказать, что любовь матери к ребенку не совсем бескорыстна, потому что ребенок — это всегда продолжение матери, то есть это фактически любовь к самой себе.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я не сказал, что это совсем бескорыстно, но это ближе всего к бескорыстию.

#00:17:59#

Вопрос: Совместим ли духовный путь с политикой?

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Они не связаны. Если мы идем по духовному пути, то приходим к пониманию, что никакое количество внешних изменений, модификаций не сделает этот мир более приятным местом для меня. Но что требуется на духовном пути — это изменить себя изнутри, как об этом мы говорили, отвечая на ваш прошлый вопрос. Для нас это более важно.

#00:18:59#

Вопрос: Если человек очищает свое сознание [неразборчиво], не получается ли так, что нарушается [баланс в этом мире] [неразборчиво]?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет, такого нарушения не происходит, потому что все мы обладаем одинаковой природой в основе своей и каждый из нас по своей природе чист, все мы чисты изначально. Если каждый из нас очистится совершенным, полным образом, тогда будет не материальный, но духовный мир повсюду. Если все живые существа очистятся, то этот мир превратится в духовный. Это наше естественное положение, состояние — не только мое или ваше, но каждого живого существа.

#00:20:49#

Вопрос: Следуя своему духовному пути, я пришел к выводу, что мир — иллюзия. Мы привыкли думать, что происходящее здесь реально, но я увидел все наоборот. Глубины своего подсознания [неразборчиво], открываем двери [неразборчиво]. Каково ваше мнение по этому поводу?

#00:21:50#

Шрипад Вайшнав Махарадж:

брахма сатйам джагат митхйа[1]

Некоторые духовные школы выносят такое суждение: дух — истина, а материальный мир — иллюзия. Однако ложно лишь наше восприятие. Этот мир временен, но существует несомненно. Может быть, мы воспринимаем этот мир неправильным образом, но он существует: этот стол существует, этот стакан воды существует, я существую. Это вопрос преобразования, трансформации энергии, но все обладает своим бытием, все это существует.

#00:23:13#

Что значит преобразование энергии? Например, мы едим продукты, которые приходят к нам из земли. Едим ли мы животных или овощи — в любом случае они произошли из земли, но мы не едим землю, первоисточник. Это всего лишь преобразование энергии. Соответственно, по мере нашего духовного развития мы начнем видеть, как правильно нужно использовать эту энергию, кому эта энергия принадлежит прежде всего, для кого ее надлежит использовать. Наше восприятие иллюзорно, однако весь этот мир не является иллюзией, просто мы неправильно воспринимаем его. Но мир существует, я существую, все эти вещи существуют.

#00:24:20#

Гость: Говоря «иллюзия», я не имею в виду, что мир не существует. Наше восприятие иллюзорно. Когда человек выходит на определенный уровень сознания, он видит дух, для него открывается другая реальность. Он меняется изнутри, и меняется его видение, он видит целостность мира, для него не существует только «черного» и «белого». [Неразборчиво.]

#00:25:17#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В какой-то степени я не соглашусь с этими утверждениями. Несомненно, восприятие очень важно, но чей это мир? Вы не сотворили этот мир, я не сотворил этот мир. Так чей это мир? Существует ли Творец? Находится ли Он за пределами этого космического проявления? Если Он находится за пределами, то Он не зависит от мира, Его положение всегда останется таковым, вне зависимости от моего восприятия Он всегда будет таков. Кришна называется изначальным Богом, Он всегда существовал, вечно.

#00:26:25#

Хотя мое восприятие мира будет меняться, Творец этого мира всегда будет находиться за его пределами. Именно поэтому мы говорим о субъективной эволюции сознания, потому что сейчас мы хотим воспринимать все как объекты. Вы говорили о нашем восприятии. В нашем нынешнем восприятии мы являемся субъектами, а все окружающее — объектами. Я — субъект, но весь мир вокруг меня, все, что я вижу, — объекты для меня. Но если я обращаюсь к Сверхсознанию, то в связи с Ним я становлюсь объектом, а Сверхсознание — субъект, и Его восприятие и положение никак не зависят от моего восприятия, потому что Он является Сверхсубъектом, Он всегда выше меня. Это единственное, в чем я себе позволю не согласиться с вами.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Брахман истинен, мир ложен».




←  «Сила звука». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 12 апреля 2008 года | Запорожье, Украина | Философский клуб «Свобода» ·• Архив новостей •· «Величие Гаура-лилы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 27 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 20.5 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Гармония во всем

(12 апреля 2008 года. Запорожье, Украина. Философский клуб «Свобода»)

 

Вопрос: Есть два положения. Первое: внутреннее равно внешнему. Это значит, что если я приведу в гармонию свой внутренний мир, это должно отразиться во внешнем мире. Второе: по мере развития сознания определенные силы мешают нам, в жизни происходят некие катаклизмы, нас проверяют на духовную состоятельность. Эти положения противоречат друг другу: в первом случае — гармония, во втором должны происходить некие негативные вещи. Каково ваше мнение по этому поводу?

#00:01:05#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Прежде всего, вы задали очень глубокий вопрос. Я думаю, что первое соображение разрешает проблему второго. Если мы обретаем подлинную гармонию через внутреннее развитие, тогда мы приходим к пониманию, что те вещи, которые с внешней точки зрения, казалось бы, испытывают нас, на самом деле не предназначены для того, чтобы помешать нам. Напротив, это помощь, они должны подтолкнуть нас продвигаться дальше. Тогда мы поймем, что ничто во внешнем мире не может повредить мне, все находится в гармонии, если я остаюсь верен себе.

#00:02:20#

Некоторые вещи в этом мире могут противостоять моим мирским планам. Если я остаюсь верен своему подлинному «я», тогда я обнаружу, что даже испытания, которые приходят из внешнего мира, на самом деле никак не нарушают гармонию, но, напротив, только помогают мне. Это происходит при условии, что я выполнил первую часть вашего вопроса, то есть обрел гармонию с окружающим миром.

#00:03:13#

Например, сейчас, находясь на своем нынешнем уровне развития, я могу сказать: чтобы увидеть, что все пребывает в гармонии, обычно мне нужно оглянуться назад, потому что когда я нахожусь в эпицентре неких обстоятельств, испытывающих меня, я не вижу, что это благо для меня. Но когда я преодолеваю это, продвигаюсь немного дальше, тогда понимаю, что на самом деле это приходило ко мне для моего блага. Нет ничего в моей жизни, что происходило бы и оглядываясь на что, я не мог бы сказать: «Да, это помогло мне». Может быть, когда я нахожусь в этих ситуациях, в результате моей обусловленности, недостаточного уровня развития иногда я не способен сразу же увидеть, что все происходящее несет благо.

#00:04:47#

Вопрос: Я следую интегральной йоге Шри Ауробиндо. Вы знакомы с этим течением? [Неразборчиво.] Сколько света ты получил, столько вносишь в свое подсознание. [Неразборчиво.]

#00:05:53#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, если я понимаю, что все связано с одним и тем же высшим Началом (можете называть Его Бог, Первопричина, как-нибудь еще, мы предпочитаем называть Его Кришна), если я понимаю, что все, что приходит ко мне, связано с этим высшим Началом, тогда я понимаю, что все должно нести благо. Тогда невозможно, чтобы что-либо дурное произошло со мной. Поскольку подобное воззрение — это более высокий уровень сознания, то, чтобы достичь его, требуется некоторое время, некая практика, продвижение.

#00:07:06#

Слово «йога» обладает тем же смыслом, что и «религия». Религия означает «связь», «связывать», а в йоге — санскритский корень йудж, что также означает «связывать», «сопрягать», «союз». Йога связывает мое сознание с высшим Сознанием. Когда я связываю свое сознание с высшим, тогда я обнаруживаю гармонию во всем, ведь только наши материальные планы, представления, ожидания нарушаются, не исполняются, и тогда мы испытываем разочарование, отчаяние. Но если мы искренни в своем следовании цели, тогда ничто не способно остановить нас в продвижении.

#00:08:39#

Прочитав Бхагавад-гиту, вы поймете: если кто-то начал духовный путь и не дошел по каким-либо причинам до его конца, если не достигнул в этой жизни совершенства, то ему обязательно будет предоставлена возможность продолжить продвижение в будущем. В большинстве духовных организаций вам говорят: если вы покинете, оставите этот духовный путь, то отправитесь в ад. Но Бхагавад-гита говорит: если ты следуешь по любому духовному пути (при условии, что он подлинный) и запутываешься, не доходишь до конца, в результате ты отправляешься на небеса, в рай.

#00:09:51#

Что означает «не дошел, был смущен на этом пути»? Что некие мирские вещи, влечения этого мира захватили тебя. Итак, вы отправляетесь на небеса, в рай, где нет коррупции, преступности, загрязнения окружающей среды, очень хорошее, приятное место, находитесь там на протяжении некоторого времени, затем возвращаетесь в этот мир, чтобы продолжить свое духовное движение с того момента, на котором остановились. Это описано в шестой главе Бхагавад-гиты, ближе к ее концу, примерно с тридцать восьмого стиха. Там описана судьба того, кто следует по духовному пути, но испытывает смущение, запутывается. Вот насколько важен и чудесен духовный путь!

#00:11:17#

Вопрос: Вы сказали, что нужно общаться с людьми более высокого уровня развития. По каким критериям вы оцениваете уровень развития сознания?

Шрипад Вайшнав Махарадж: По качествам. Какого рода качествами обладают эти люди? Они обладают более широким взглядом на мир, они более милые, добрые, сострадательные. Всеми этими хорошими качествами мы восхищаемся. Когда мы видим подобные качества в людях, мы понимаем, что это — люди более высокого уровня сознания. Мы можем называть их святыми, садху, людьми высокого сознания. А как вы думаете, каковы люди более высокого уровня сознания?

#00:12:47#

Гостья: Я думаю, что кроме морально-этических качеств, есть еще некие информационные источники, расширяющие сознание. Расширенное сознание — это восприятие целостности мира, а не только набор неких положительных человеческих качеств.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, возможно. Естественным образом подобный человек будет находиться в гармонии с миром, настроенным на одну волну с его Творцом, но необязательно это будет происходить на интеллектуальном уровне. Это не интеллектуальные упражнение. Духовность сама по себе не связана с интеллектом.

#00:13:55#

Вопрос: Должен ли присутствовать в образе жизни некий аскетизм, чтобы максимально расширить сознание?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я думаю, что одно является следствием другого, поскольку у всего есть свои признаки. Опять же, продолжая прошлый вопрос: если мы свободны от невежества, тогда мы будем свободны от предрассудков, жестокости, предвзятости, от подобных вещей, связанных с низким сознанием, невежеством.

#00:14:53#

Вопрос: На ваш взгляд, где больше любви: в радостном восторге ребенка или в спокойной улыбке Будды?

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Это некий вопрос с подвохом? Это зависит от нашего уровня продвижения. Чтобы ценить спокойную улыбку Будды, необходимо обрести определенный уровень сознания, понимания, однако любой человек на любом уровне способен оценить радостный смех ребенка. В детях есть нечто особенное, потому что ребенок еще не столь испорчен и его смех не столь мотивирован посторонними вещами, нежели смех взрослого. Смех ребенка более чист, именно это нас привлекает. Если позволите продолжить эту линию мысли, мы считаем, что самое близкое к бескорыстной любви — любовь матери к ребенку. Это одно из самых близких подобий, отражений бескорыстной любви в этом мире. Улыбка Будды — также нечто особенное, но необходимо, чтобы человек был несколько продвинут для ее оценки. Я еще не видел улыбку Будды, но очень часто слышал смех ребенка.

#00:17:34#

Гость: Я бы хотел сказать, что любовь матери к ребенку не совсем бескорыстна, потому что ребенок — это всегда продолжение матери, то есть это фактически любовь к самой себе.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я не сказал, что это совсем бескорыстно, но это ближе всего к бескорыстию.

#00:17:59#

Вопрос: Совместим ли духовный путь с политикой?

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Они не связаны. Если мы идем по духовному пути, то приходим к пониманию, что никакое количество внешних изменений, модификаций не сделает этот мир более приятным местом для меня. Но что требуется на духовном пути — это изменить себя изнутри, как об этом мы говорили, отвечая на ваш прошлый вопрос. Для нас это более важно.

#00:18:59#

Вопрос: Если человек очищает свое сознание [неразборчиво], не получается ли так, что нарушается [баланс в этом мире] [неразборчиво]?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет, такого нарушения не происходит, потому что все мы обладаем одинаковой природой в основе своей и каждый из нас по своей природе чист, все мы чисты изначально. Если каждый из нас очистится совершенным, полным образом, тогда будет не материальный, но духовный мир повсюду. Если все живые существа очистятся, то этот мир превратится в духовный. Это наше естественное положение, состояние — не только мое или ваше, но каждого живого существа.

#00:20:49#

Вопрос: Следуя своему духовному пути, я пришел к выводу, что мир — иллюзия. Мы привыкли думать, что происходящее здесь реально, но я увидел все наоборот. Глубины своего подсознания [неразборчиво], открываем двери [неразборчиво]. Каково ваше мнение по этому поводу?

#00:21:50#

Шрипад Вайшнав Махарадж:

брахма сатйам джагат митхйа[1]

Некоторые духовные школы выносят такое суждение: дух — истина, а материальный мир — иллюзия. Однако ложно лишь наше восприятие. Этот мир временен, но существует несомненно. Может быть, мы воспринимаем этот мир неправильным образом, но он существует: этот стол существует, этот стакан воды существует, я существую. Это вопрос преобразования, трансформации энергии, но все обладает своим бытием, все это существует.

#00:23:13#

Что значит преобразование энергии? Например, мы едим продукты, которые приходят к нам из земли. Едим ли мы животных или овощи — в любом случае они произошли из земли, но мы не едим землю, первоисточник. Это всего лишь преобразование энергии. Соответственно, по мере нашего духовного развития мы начнем видеть, как правильно нужно использовать эту энергию, кому эта энергия принадлежит прежде всего, для кого ее надлежит использовать. Наше восприятие иллюзорно, однако весь этот мир не является иллюзией, просто мы неправильно воспринимаем его. Но мир существует, я существую, все эти вещи существуют.

#00:24:20#

Гость: Говоря «иллюзия», я не имею в виду, что мир не существует. Наше восприятие иллюзорно. Когда человек выходит на определенный уровень сознания, он видит дух, для него открывается другая реальность. Он меняется изнутри, и меняется его видение, он видит целостность мира, для него не существует только «черного» и «белого». [Неразборчиво.]

#00:25:17#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В какой-то степени я не соглашусь с этими утверждениями. Несомненно, восприятие очень важно, но чей это мир? Вы не сотворили этот мир, я не сотворил этот мир. Так чей это мир? Существует ли Творец? Находится ли Он за пределами этого космического проявления? Если Он находится за пределами, то Он не зависит от мира, Его положение всегда останется таковым, вне зависимости от моего восприятия Он всегда будет таков. Кришна называется изначальным Богом, Он всегда существовал, вечно.

#00:26:25#

Хотя мое восприятие мира будет меняться, Творец этого мира всегда будет находиться за его пределами. Именно поэтому мы говорим о субъективной эволюции сознания, потому что сейчас мы хотим воспринимать все как объекты. Вы говорили о нашем восприятии. В нашем нынешнем восприятии мы являемся субъектами, а все окружающее — объектами. Я — субъект, но весь мир вокруг меня, все, что я вижу, — объекты для меня. Но если я обращаюсь к Сверхсознанию, то в связи с Ним я становлюсь объектом, а Сверхсознание — субъект, и Его восприятие и положение никак не зависят от моего восприятия, потому что Он является Сверхсубъектом, Он всегда выше меня. Это единственное, в чем я себе позволю не согласиться с вами.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Брахман истинен, мир ложен».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования