«Веды о любви». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 10 июля 2014 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 40.84M)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Веды о любви

(10 июля 2014 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:21#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда душа заключается в тело и оказывается в атмосфере материального мира, то она становится, мы все становимся подверженными, становимся жертвами этих шести врагов, поскольку являемся обусловленными душами. Мы являемся обусловленными душами, и внутри нас живут эти враги. Все это преодолевается, превозмогается благодаря настойчивости в сознании Кришны, по милости вайшнавов. Мы поем каждое утро эту песню... [Напевает часть стиха из бхаджана.].

#00:01:12#

ка̄ма кродха лобха моха мада абхима̄на саха
             а̄пана а̄пана стха̄не т̣а̄не…[1]

#00:01:54#

[Читают перевод из песенника.] «Я подобен слепцу, который не в состоянии понять, различить, какой путь благоприятен, а какой — нет. Меня увлекают то в одну, то в другую сторону такие проявления, как вожделение, гнев, жадность, зависть, гордость, безумие». Это и есть те самые шесть врагов внутри.

#00:02:29#

[Напевает часть стиха из бхаджана.]

на лоину сат мата асате маджило чита
         туйа̄ па̄йе на̄ корину а̄ш́а…[2]

«Мой ум погружен во временное удовлетворение чувств. Я так и не сумел понять, в чем состоит истинная цель жизни. Нароттам Дас Тхакур говорит: «Теперь, когда я стал способен видеть и слышать вайшнавов, я избавился от всех страхов».

#00:03:27#

Это песня Нароттама Даса Тхакура, в которой он как раз затрагивает это явление. В других песнях Бхактивинода, Лочана Даса можно услышать ту же самую тему. В песне «гурудев! кр̣па̄-бинду дийа̄» содержатся эти слова. Эти шесть проявлений именуются шестью врагами или шестью изъянами. Существуют шесть изъянов, шесть недостатков, шесть врагов, и они подробно рассмотрены в песне «охе! ваиш̣н̣ава т̣ха̄кура» и других песнях Бхактивинода. Шесть видов побуждений, недостатков, шесть видов хороших качеств, и шесть типов отношений, шесть разновидностей общения с преданными. Шесть побуждений являются позывами, побуждениями ума... Речь, ум, гнев, язык, желудок и гениталии.

#00:06:54#

А шесть недостатков, шесть изъянов таковы. Первое — переедание или накопление денег больше, чем необходимо; [второе:] чрезмерные усилия, предпринимаемые с целью достижения каких-то материалистичных целей; [третье:] праздные ненужные разговоры о мирских делах; [четвертое:] чрезмерная привязанность к правилам и предписаниям священных писаний и неоправданное пренебрежение этими правилами и предписаниями; [пятое:] общение с людьми, которым присуще мирское умонастроение; и, наконец, [шестое:] стремление к материалистичным достижениям. Это — шесть изъянов.

#00:08:03#

Также существует шесть хороших качеств: энтузиазм; терпение; убежденность, уверенность и решимость заниматься деятельностью, благоприятной для преданного служения. А также твердая решимость отказаться от общества людей, лишенных преданности. И, наконец, дисциплина, необходимая для того, чтобы всегда следовать по стопам предыдущих ачарьев. Таковы шесть хороших качеств. Также шесть похвальных качеств, о которых мы говорили вчера вечером, — это те самые шесть разновидностей взаимоотношений, любящих взаимоотношений с преданными, о которых говорит Шрила Рупа Госвами. А именно: делиться сокровенным и выслушивать о сокровенном; принимать дары и дарить дары; принимать прасадам и давать прасадам.

#00:10:01#

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: «О Мой владыка, о вайшнав, о океан милости! Пожалуйста, будь добр к этому слуге. Тень Твоих лотосоподобных стоп очищает меня». «Я, — буквально говорит он, — хватаюсь, цепляюсь за Твои лотосоподобные стопы. Очисти меня, я держу в своих руках Твои лотосоподобные стопы. Мне свойственны шесть побуждений. Пожалуйста, избавь меня от шести недостатков. Одари этого слугу шестью благими качествами. Пожалуйста, подари мне шесть разновидностей общения со святыми. Я сижу у Твоих стоп, стремясь к такому обществу». Шрила Бхактивинод Тхакур молится вайшнаву. Он говорит: «У меня нет сил, у меня самого нет сил воспевать Святое Имя совместно. Пожалуйста, будь добр ко мне и пролей на мое сердце каплю милости, одаривая меня сокровищем Святого Имени Господа. Кришна принадлежит тебе, ты в силах дать Его мне. Ты обладаешь могуществом, позволяющим сделать это. Я призываю имя Кришны, повторяю «Кришна, Кришна» и в отчаянии бегу за тобой».

#00:13:01#

Таким образом, Бхактивинод Тхакур, используя себя в качестве примера, подчеркивает, делает ясными эти положения. Он показывает отчетливо, каково наше положение, используя в качестве примера себя. Он демонстрирует такую позицию, которая свидетельствует о великом смирении в его сердце. Он, несомненно, стоит выше этих проявлений, но он учит нас, показывает нам, каким должно быть наше отношение и наш дух смирения. Если мы сумеем задействовать себя, вовлечь себя в служение вайшнавам, тогда для нас существует надежда преодолеть, превозмочь этих врагов. Все эти внутренние демоны, враги будут покорены, побеждены. Мы сумеем избавиться от них, изгнать внутренних демонов из своего существа. Когда мы в полной мере будем вовлечены в преданное служение, тогда это очищение произойдет, эти внутренние демоны, враги будут в полной мере сокрушены.

#00:16:03#

Золото в своем необработанном состоянии имеет множество дефектов. Но если это золото поместить в огонь и подвергнуть его обработке, оно станет чистым. Духовная жизнь подобна этому. В настоящее время мы находимся в нашем грубом, «сыром» состоянии. Мы будем помещены в огонь и благодаря этому очистимся. Подлинное «я» проявится, восстанет изнутри. Подлинное «я», лишенное этих изъянов. Поэтому мы испытываем горячее желание, стремление служить вайшнавам. Это служение способно спасти нас от всего неблагоприятного, в первую очередь от нас самих. Мы являемся худшими врагами себе. Однако можем и стать лучшими друзьями себе, если сумеем обрести пыль святых лотосоподобных стоп вайшнавов. [Обращаясь к преданному:] Да, вы следующий.

#00:17:58#

Преданный: Бхакти Лалита, вы ответили на все оставшиеся вопросы этим ответом.

#00:18:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Правда? Я думаю, Бхактивинод Тхакур ответил. Я приняла прибежище его песни в попытках ответить на вопрос.

#00:18:33#

Преданный: Есть еще один маленький вопрос... Когда отношения становятся легкими, дружественными со старшими преданными, возникает фамильярность. Как сторониться фамильярных отношений?

#00:19:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: Существует пословица, гласящая: «Фамильярность приводит к осквернению». И мы хотели бы этого избегать. Иногда нам необходимо знать, понимать, какую дистанцию нам необходимо соблюдать для того, чтобы отношения были уместными. Мы, в нашем нынешнем состоянии, не свободны от недостатков и изъянов характера, от эго, поэтому мы рискуем увидеть в тесном соприкосновении с преданными их изъяны. Нам может показаться, что мы видим изъяны и несовершенства. Шрила Гурудев имел обыкновение говорить: «Первый и последний урок в сознании Кришны один и тот же — не совершать вайшнава-апарадху». Мы хотели бы общаться с вайшнавами таким образом, чтобы избежать какой-либо возможности оскорбить их.

#00:21:41#

Детали могут зависеть от индивидуального случая. В отношении того или иного вайшнава мы можем занимать соответственно индивидуальному случаю позицию, которая позволит избежать оскорблений. Нам стоит быть чувствительными, с тем, чтобы соблюдать уместную дистанцию. Близость с кем-то как таковая не подразумевает осквернения. Быть фамильярным с вайшнавом, близким к нему, само по себе не есть нечто дурное. Но если эта фамильярность, эта близость приводит к тому, что отношения становятся оскверненными, то в этом состоит затруднение. Мы пытаемся подобной ситуации избежать. Мы можем чувствовать временами — я стал слишком фамильярен, мне необходимо сделать шаг назад, создать дистанцию для того, чтобы вернуться в нормальное состояние отношений с этим преданным. И мы всегда пытаемся видеть светлую сторону, фокусироваться на светлой стороне преданного.

#00:23:59#

Можно пытаться видеть, фокусироваться на светлой стороне любой личности, любого явления. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Игнорируйте кажущуюся, внешнюю сторону». «Пытайтесь, — говорит он о наших взаимоотношениях с преданными, — видеть в них ту сторону, тот аспект, который достоин поклонения. Тогда как внешнее, кажущееся, то, что может нас отталкивать, казаться нам непривлекательным, этот аспект игнорируйте». Таким образом мы можем сохранить с преданными хорошие, достойные отношения.

#00:25:35#

Существует один стих, прекрасный стих в «Прапанна-дживанамритам» (возможно, вы его слышали), в котором говорится о том, что хотя Ганга полна нечистот, существуют многочисленные, как буквально сказано в этом стихе, пузыри на поверхности воды, грязь, ил, однако, несмотря на присутствие этой грязи, Ганга не утрачивает свою очищающую силу. Этот образ используется по аналогии с вайшнавами. В их характере можно увидеть изъяны, однако они всегда чисты. И если они еще не достигли стадии окончательной чистоты, то в будущем Кришна очистит их. Кришне известно, как очищать Своих преданных. Мы же избегаем выискивания недостатков, изъянов. Кришна, будучи хранителем и защитником, позаботится о преданных, очистив их. Наша же задача состоит в том, чтобы всегда пытаться видеть светлую сторону этих преданных. Для этого необходима практика. Практика приведет нас к совершенству.

#00:28:04#

По прошествии какого-то времени, в течение которого мы будем пытаться совершать усилия такого рода, в конце концов эти усилия увенчаются успехом. Этому способствует жизнь в группе, динамика. Когда ты в группе преданных, находишься в среде вайшнавов, в рамках миссии или организации, института, храма, ашрама, возможна практика, существуют широкие возможности практиковаться в этом. Каждый день можно практиковаться в смирении, терпимости и почтительном отношении к окружающим. Каждый день нужно видеть свое окружение и пытаться фокусироваться на светлой стороне, светлой стороне этих людей. Когда мы находимся в обществе, то у нас есть прекрасные возможности для этого. Но если ты живешь один, в изоляции, лишенный общества преданных, то ты лишен вышеописанной возможности. Таким образом, жизнь в обществе вайшнавов благоприятна для прогресса, для развития преданности. Я надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Есть ли еще вопросы?

#00:30:26#

Нанда Нандан Прабху: У меня такой вопрос. Другого плана. Когда пребываешь в храме, «общажное» настроение, бывает, закрадывается в твое сознание, и тем самым ты, можно сказать, оскверняешь данное место, и сам как бы становишься лишним. Вроде как бы и делаешь те же самые дела, а духа служения не чувствуешь, даже из-под палки как-то делаешь. «Общажное» такое состояние.

Муралишвар Прабху: Простите, Нанда Нандан, «общажное»?

Нанда Нандан Прабху: Да, общежитие. Ты это чувствуешь, что оно есть, и пытаешься... Но оно именно тогда приходит, когда ты бессилен, понимаешь, что у тебя нет сил, чтобы его оттолкнуть, нет друзей, с кем можно поделиться состоянием. Бывает, что возникают такие конфронтации... И вот как тут быть, я порой даже не знаю.

Муралишвар Прабху: Как бы нам это все суммировать? Мне сложно пересказать слово в слово.

Нанда Нандан Прабху: Суммировать все это, задать кратко. Когда пребываешь в храме в недолжном настроении. Как этот вопрос задать, я не знаю.

#00:32:44#

Бхакти Лалита Деви Даси: Существуют разные средства, способы. Первое из этих средств — это то средство, совершенным примером которого был наш Шрила Гурудев. Он всегда оставался смиренным, терпеливым. Терпимым, терпеливым и почтительным к другим. Однажды, в ответ на вопрос, когда он осознал необходимость быть смиренным, терпеливым и почтительным к другим, он ответил, что пришел к такому осознанию из отчаяния. Отчаявшись во всех иных средствах, он в конце концов принял прибежище в этом средстве. Существуют три явления, благодаря которым достижима гармония. Если мы смиренны, чувствуем себя незначительными; если мы терпеливы, терпимы; и оказываем окружающим людям почтение, соответствующее их положению, то почтение, которого они заслуживают. Тогда для нас не будет опасности конфликтов, столкновения с кем-либо.

#00:34:56#

Если даже мы не в состоянии проявлять эти три качества, все три качества, то из этих трех самым важным является то, что в английском передается словом «tolerance», на русском это может переводиться как терпение, так и терпимость (в определенном контексте это все же ближе к терпению). Шрила Шридхар Махарадж имел обыкновение говорить: «Благодаря терпению смирение будет расти». Попытки быть терпеливым, попытки развить терпение, это крайне существенно, когда мы пытаемся жить в ашраме в обществе преданных. Мы лишь должны пытаться жить так, как жил наш Гурудев. Эта шлока, содержащая слова Махапрабху: «тр̣н̣а̄д aпи сунӣчeнa», окружала его со всех сторон. Она была заключена в виде картины в рамку, в виде картины, которая висела над его головой, она была напечатана на постерах, развешанных в его комнате.

#00:36:54#

Эта идея должна быть номер один в нашей жизни, в наших попытках практики. У нас бывают взлеты и падения, у нас бывают хорошие дни, плохие дни, черные полосы, светлые полосы. Это в высшей степени естественно. Иногда мы можем не испытывать особого энтузиазма в нашем служении. Но это может быть всего лишь определенная фаза, стадия, временный период. И проходить такие черные периоды, черные полосы следует с терпением, терпеливо. Следует терпеть эти взлеты и падения. Эта апатия уйдет, все поменяется. Мы живем надеждой на светлое будущее, ближайшее будущее, поскольку сюда приедут Шрила Мадхусудан Махарадж, Госвами Махарадж, Махайоги, преданные, будет праздник.

#00:39:04#

Начался сезон вайшнавских фестивалей, и это будет очень светлый, радостный период. Будет происходить хари-катха, у нас будет возможность садху-санги, все это нас ожидает. Возможно, сегодня утром вы испытываете недостаток энтузиазма, чувствуете недостаток энтузиазма, но в ближайшие недели это положение вещей изменится, и вы, возможно, почувствуете прилив энтузиазма. Мы стараемся, с одной стороны, терпеть, терпеливо проходить эти черные полосы и, с другой стороны, пытаемся не быть слишком задетыми ими. Мы пытаемся сохранять равновесие, переживая эти взлеты и падения.

#00:40:53#

Для того, кто пытается быть подлинным слугой и пытается отдать себя служению всем сердцем, всем существом, для него эти явления перестают быть важными — взлеты и падения. Он не обеспокоен ими. Лично я нахожу одно средство порой полезным. Порой необходимо изменить место пребывания. Иногда достаточно поменять окружающую атмосферу, среду, чтобы кардинально поменялась динамика, настроение. Поэтому санньяси и многие садху постоянно путешествуют, постоянно в движении. Эти люди не становятся пленниками того или иного места, но постоянно находятся в движении. И подобное постоянное движение позволяет им оставаться свободными, не развивать привязанности к каким-то местам или реалиям и не усложнять, можно сказать, жизнь, их жизнь остается простой благодаря этому.

#00:43:19#

Возможно, если вы просто посетите Санкт-Петербург и проведете там какое-то время в храме, пообщаетесь там с преданными, возможно, вы почувствуете себя освеженным, обновленным. Могут помочь такие, казалось бы, незначительные вещи, как перемена места и общества, они могут позволить нам вернуться в хорошее расположение духа, в нормальное состояние.

Мы можем завершить на этом наше собрание сегодня, я хотела бы всех поблагодарить. И я надеюсь на то, что мы встретимся вновь. Желаю всем чудесного дня. Мы будем с вами дожидаться вечера, когда у нас с вами есть надежда услышать речи Шрилы Авадхута Махараджа. Я тоже приду послушать.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1 «Похоть, гнев, жадность, иллюзия, безумие и гордость безжалостно швыряют меня из стороны в сторону» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-гана», 3).

2 «Мой ум привлекся мимолетным удовлетворением чувств, и я не осознаю подлинной цели жизни. Я даже не надеюсь припасть к Твоим лотосоподобным стопам, о Господь!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-гана», 4).




←  «Капля веры». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 10 июля 2014 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Вьяса-пуджа Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. 11 июля 2014 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.8 МБ)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Веды о любви

(10 июля 2014 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:21#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда душа заключается в тело и оказывается в атмосфере материального мира, то она становится, мы все становимся подверженными, становимся жертвами этих шести врагов, поскольку являемся обусловленными душами. Мы являемся обусловленными душами, и внутри нас живут эти враги. Все это преодолевается, превозмогается благодаря настойчивости в сознании Кришны, по милости вайшнавов. Мы поем каждое утро эту песню... [Напевает часть стиха из бхаджана.].

#00:01:12#

ка̄ма кродха лобха моха мада абхима̄на саха
             а̄пана а̄пана стха̄не т̣а̄не…[1]

#00:01:54#

[Читают перевод из песенника.] «Я подобен слепцу, который не в состоянии понять, различить, какой путь благоприятен, а какой — нет. Меня увлекают то в одну, то в другую сторону такие проявления, как вожделение, гнев, жадность, зависть, гордость, безумие». Это и есть те самые шесть врагов внутри.

#00:02:29#

[Напевает часть стиха из бхаджана.]

на лоину сат мата асате маджило чита
         туйа̄ па̄йе на̄ корину а̄ш́а…[2]

«Мой ум погружен во временное удовлетворение чувств. Я так и не сумел понять, в чем состоит истинная цель жизни. Нароттам Дас Тхакур говорит: «Теперь, когда я стал способен видеть и слышать вайшнавов, я избавился от всех страхов».

#00:03:27#

Это песня Нароттама Даса Тхакура, в которой он как раз затрагивает это явление. В других песнях Бхактивинода, Лочана Даса можно услышать ту же самую тему. В песне «гурудев! кр̣па̄-бинду дийа̄» содержатся эти слова. Эти шесть проявлений именуются шестью врагами или шестью изъянами. Существуют шесть изъянов, шесть недостатков, шесть врагов, и они подробно рассмотрены в песне «охе! ваиш̣н̣ава т̣ха̄кура» и других песнях Бхактивинода. Шесть видов побуждений, недостатков, шесть видов хороших качеств, и шесть типов отношений, шесть разновидностей общения с преданными. Шесть побуждений являются позывами, побуждениями ума... Речь, ум, гнев, язык, желудок и гениталии.

#00:06:54#

А шесть недостатков, шесть изъянов таковы. Первое — переедание или накопление денег больше, чем необходимо; [второе:] чрезмерные усилия, предпринимаемые с целью достижения каких-то материалистичных целей; [третье:] праздные ненужные разговоры о мирских делах; [четвертое:] чрезмерная привязанность к правилам и предписаниям священных писаний и неоправданное пренебрежение этими правилами и предписаниями; [пятое:] общение с людьми, которым присуще мирское умонастроение; и, наконец, [шестое:] стремление к материалистичным достижениям. Это — шесть изъянов.

#00:08:03#

Также существует шесть хороших качеств: энтузиазм; терпение; убежденность, уверенность и решимость заниматься деятельностью, благоприятной для преданного служения. А также твердая решимость отказаться от общества людей, лишенных преданности. И, наконец, дисциплина, необходимая для того, чтобы всегда следовать по стопам предыдущих ачарьев. Таковы шесть хороших качеств. Также шесть похвальных качеств, о которых мы говорили вчера вечером, — это те самые шесть разновидностей взаимоотношений, любящих взаимоотношений с преданными, о которых говорит Шрила Рупа Госвами. А именно: делиться сокровенным и выслушивать о сокровенном; принимать дары и дарить дары; принимать прасадам и давать прасадам.

#00:10:01#

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: «О Мой владыка, о вайшнав, о океан милости! Пожалуйста, будь добр к этому слуге. Тень Твоих лотосоподобных стоп очищает меня». «Я, — буквально говорит он, — хватаюсь, цепляюсь за Твои лотосоподобные стопы. Очисти меня, я держу в своих руках Твои лотосоподобные стопы. Мне свойственны шесть побуждений. Пожалуйста, избавь меня от шести недостатков. Одари этого слугу шестью благими качествами. Пожалуйста, подари мне шесть разновидностей общения со святыми. Я сижу у Твоих стоп, стремясь к такому обществу». Шрила Бхактивинод Тхакур молится вайшнаву. Он говорит: «У меня нет сил, у меня самого нет сил воспевать Святое Имя совместно. Пожалуйста, будь добр ко мне и пролей на мое сердце каплю милости, одаривая меня сокровищем Святого Имени Господа. Кришна принадлежит тебе, ты в силах дать Его мне. Ты обладаешь могуществом, позволяющим сделать это. Я призываю имя Кришны, повторяю «Кришна, Кришна» и в отчаянии бегу за тобой».

#00:13:01#

Таким образом, Бхактивинод Тхакур, используя себя в качестве примера, подчеркивает, делает ясными эти положения. Он показывает отчетливо, каково наше положение, используя в качестве примера себя. Он демонстрирует такую позицию, которая свидетельствует о великом смирении в его сердце. Он, несомненно, стоит выше этих проявлений, но он учит нас, показывает нам, каким должно быть наше отношение и наш дух смирения. Если мы сумеем задействовать себя, вовлечь себя в служение вайшнавам, тогда для нас существует надежда преодолеть, превозмочь этих врагов. Все эти внутренние демоны, враги будут покорены, побеждены. Мы сумеем избавиться от них, изгнать внутренних демонов из своего существа. Когда мы в полной мере будем вовлечены в преданное служение, тогда это очищение произойдет, эти внутренние демоны, враги будут в полной мере сокрушены.

#00:16:03#

Золото в своем необработанном состоянии имеет множество дефектов. Но если это золото поместить в огонь и подвергнуть его обработке, оно станет чистым. Духовная жизнь подобна этому. В настоящее время мы находимся в нашем грубом, «сыром» состоянии. Мы будем помещены в огонь и благодаря этому очистимся. Подлинное «я» проявится, восстанет изнутри. Подлинное «я», лишенное этих изъянов. Поэтому мы испытываем горячее желание, стремление служить вайшнавам. Это служение способно спасти нас от всего неблагоприятного, в первую очередь от нас самих. Мы являемся худшими врагами себе. Однако можем и стать лучшими друзьями себе, если сумеем обрести пыль святых лотосоподобных стоп вайшнавов. [Обращаясь к преданному:] Да, вы следующий.

#00:17:58#

Преданный: Бхакти Лалита, вы ответили на все оставшиеся вопросы этим ответом.

#00:18:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Правда? Я думаю, Бхактивинод Тхакур ответил. Я приняла прибежище его песни в попытках ответить на вопрос.

#00:18:33#

Преданный: Есть еще один маленький вопрос... Когда отношения становятся легкими, дружественными со старшими преданными, возникает фамильярность. Как сторониться фамильярных отношений?

#00:19:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: Существует пословица, гласящая: «Фамильярность приводит к осквернению». И мы хотели бы этого избегать. Иногда нам необходимо знать, понимать, какую дистанцию нам необходимо соблюдать для того, чтобы отношения были уместными. Мы, в нашем нынешнем состоянии, не свободны от недостатков и изъянов характера, от эго, поэтому мы рискуем увидеть в тесном соприкосновении с преданными их изъяны. Нам может показаться, что мы видим изъяны и несовершенства. Шрила Гурудев имел обыкновение говорить: «Первый и последний урок в сознании Кришны один и тот же — не совершать вайшнава-апарадху». Мы хотели бы общаться с вайшнавами таким образом, чтобы избежать какой-либо возможности оскорбить их.

#00:21:41#

Детали могут зависеть от индивидуального случая. В отношении того или иного вайшнава мы можем занимать соответственно индивидуальному случаю позицию, которая позволит избежать оскорблений. Нам стоит быть чувствительными, с тем, чтобы соблюдать уместную дистанцию. Близость с кем-то как таковая не подразумевает осквернения. Быть фамильярным с вайшнавом, близким к нему, само по себе не есть нечто дурное. Но если эта фамильярность, эта близость приводит к тому, что отношения становятся оскверненными, то в этом состоит затруднение. Мы пытаемся подобной ситуации избежать. Мы можем чувствовать временами — я стал слишком фамильярен, мне необходимо сделать шаг назад, создать дистанцию для того, чтобы вернуться в нормальное состояние отношений с этим преданным. И мы всегда пытаемся видеть светлую сторону, фокусироваться на светлой стороне преданного.

#00:23:59#

Можно пытаться видеть, фокусироваться на светлой стороне любой личности, любого явления. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Игнорируйте кажущуюся, внешнюю сторону». «Пытайтесь, — говорит он о наших взаимоотношениях с преданными, — видеть в них ту сторону, тот аспект, который достоин поклонения. Тогда как внешнее, кажущееся, то, что может нас отталкивать, казаться нам непривлекательным, этот аспект игнорируйте». Таким образом мы можем сохранить с преданными хорошие, достойные отношения.

#00:25:35#

Существует один стих, прекрасный стих в «Прапанна-дживанамритам» (возможно, вы его слышали), в котором говорится о том, что хотя Ганга полна нечистот, существуют многочисленные, как буквально сказано в этом стихе, пузыри на поверхности воды, грязь, ил, однако, несмотря на присутствие этой грязи, Ганга не утрачивает свою очищающую силу. Этот образ используется по аналогии с вайшнавами. В их характере можно увидеть изъяны, однако они всегда чисты. И если они еще не достигли стадии окончательной чистоты, то в будущем Кришна очистит их. Кришне известно, как очищать Своих преданных. Мы же избегаем выискивания недостатков, изъянов. Кришна, будучи хранителем и защитником, позаботится о преданных, очистив их. Наша же задача состоит в том, чтобы всегда пытаться видеть светлую сторону этих преданных. Для этого необходима практика. Практика приведет нас к совершенству.

#00:28:04#

По прошествии какого-то времени, в течение которого мы будем пытаться совершать усилия такого рода, в конце концов эти усилия увенчаются успехом. Этому способствует жизнь в группе, динамика. Когда ты в группе преданных, находишься в среде вайшнавов, в рамках миссии или организации, института, храма, ашрама, возможна практика, существуют широкие возможности практиковаться в этом. Каждый день можно практиковаться в смирении, терпимости и почтительном отношении к окружающим. Каждый день нужно видеть свое окружение и пытаться фокусироваться на светлой стороне, светлой стороне этих людей. Когда мы находимся в обществе, то у нас есть прекрасные возможности для этого. Но если ты живешь один, в изоляции, лишенный общества преданных, то ты лишен вышеописанной возможности. Таким образом, жизнь в обществе вайшнавов благоприятна для прогресса, для развития преданности. Я надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Есть ли еще вопросы?

#00:30:26#

Нанда Нандан Прабху: У меня такой вопрос. Другого плана. Когда пребываешь в храме, «общажное» настроение, бывает, закрадывается в твое сознание, и тем самым ты, можно сказать, оскверняешь данное место, и сам как бы становишься лишним. Вроде как бы и делаешь те же самые дела, а духа служения не чувствуешь, даже из-под палки как-то делаешь. «Общажное» такое состояние.

Муралишвар Прабху: Простите, Нанда Нандан, «общажное»?

Нанда Нандан Прабху: Да, общежитие. Ты это чувствуешь, что оно есть, и пытаешься... Но оно именно тогда приходит, когда ты бессилен, понимаешь, что у тебя нет сил, чтобы его оттолкнуть, нет друзей, с кем можно поделиться состоянием. Бывает, что возникают такие конфронтации... И вот как тут быть, я порой даже не знаю.

Муралишвар Прабху: Как бы нам это все суммировать? Мне сложно пересказать слово в слово.

Нанда Нандан Прабху: Суммировать все это, задать кратко. Когда пребываешь в храме в недолжном настроении. Как этот вопрос задать, я не знаю.

#00:32:44#

Бхакти Лалита Деви Даси: Существуют разные средства, способы. Первое из этих средств — это то средство, совершенным примером которого был наш Шрила Гурудев. Он всегда оставался смиренным, терпеливым. Терпимым, терпеливым и почтительным к другим. Однажды, в ответ на вопрос, когда он осознал необходимость быть смиренным, терпеливым и почтительным к другим, он ответил, что пришел к такому осознанию из отчаяния. Отчаявшись во всех иных средствах, он в конце концов принял прибежище в этом средстве. Существуют три явления, благодаря которым достижима гармония. Если мы смиренны, чувствуем себя незначительными; если мы терпеливы, терпимы; и оказываем окружающим людям почтение, соответствующее их положению, то почтение, которого они заслуживают. Тогда для нас не будет опасности конфликтов, столкновения с кем-либо.

#00:34:56#

Если даже мы не в состоянии проявлять эти три качества, все три качества, то из этих трех самым важным является то, что в английском передается словом «tolerance», на русском это может переводиться как терпение, так и терпимость (в определенном контексте это все же ближе к терпению). Шрила Шридхар Махарадж имел обыкновение говорить: «Благодаря терпению смирение будет расти». Попытки быть терпеливым, попытки развить терпение, это крайне существенно, когда мы пытаемся жить в ашраме в обществе преданных. Мы лишь должны пытаться жить так, как жил наш Гурудев. Эта шлока, содержащая слова Махапрабху: «тр̣н̣а̄д aпи сунӣчeнa», окружала его со всех сторон. Она была заключена в виде картины в рамку, в виде картины, которая висела над его головой, она была напечатана на постерах, развешанных в его комнате.

#00:36:54#

Эта идея должна быть номер один в нашей жизни, в наших попытках практики. У нас бывают взлеты и падения, у нас бывают хорошие дни, плохие дни, черные полосы, светлые полосы. Это в высшей степени естественно. Иногда мы можем не испытывать особого энтузиазма в нашем служении. Но это может быть всего лишь определенная фаза, стадия, временный период. И проходить такие черные периоды, черные полосы следует с терпением, терпеливо. Следует терпеть эти взлеты и падения. Эта апатия уйдет, все поменяется. Мы живем надеждой на светлое будущее, ближайшее будущее, поскольку сюда приедут Шрила Мадхусудан Махарадж, Госвами Махарадж, Махайоги, преданные, будет праздник.

#00:39:04#

Начался сезон вайшнавских фестивалей, и это будет очень светлый, радостный период. Будет происходить хари-катха, у нас будет возможность садху-санги, все это нас ожидает. Возможно, сегодня утром вы испытываете недостаток энтузиазма, чувствуете недостаток энтузиазма, но в ближайшие недели это положение вещей изменится, и вы, возможно, почувствуете прилив энтузиазма. Мы стараемся, с одной стороны, терпеть, терпеливо проходить эти черные полосы и, с другой стороны, пытаемся не быть слишком задетыми ими. Мы пытаемся сохранять равновесие, переживая эти взлеты и падения.

#00:40:53#

Для того, кто пытается быть подлинным слугой и пытается отдать себя служению всем сердцем, всем существом, для него эти явления перестают быть важными — взлеты и падения. Он не обеспокоен ими. Лично я нахожу одно средство порой полезным. Порой необходимо изменить место пребывания. Иногда достаточно поменять окружающую атмосферу, среду, чтобы кардинально поменялась динамика, настроение. Поэтому санньяси и многие садху постоянно путешествуют, постоянно в движении. Эти люди не становятся пленниками того или иного места, но постоянно находятся в движении. И подобное постоянное движение позволяет им оставаться свободными, не развивать привязанности к каким-то местам или реалиям и не усложнять, можно сказать, жизнь, их жизнь остается простой благодаря этому.

#00:43:19#

Возможно, если вы просто посетите Санкт-Петербург и проведете там какое-то время в храме, пообщаетесь там с преданными, возможно, вы почувствуете себя освеженным, обновленным. Могут помочь такие, казалось бы, незначительные вещи, как перемена места и общества, они могут позволить нам вернуться в хорошее расположение духа, в нормальное состояние.

Мы можем завершить на этом наше собрание сегодня, я хотела бы всех поблагодарить. И я надеюсь на то, что мы встретимся вновь. Желаю всем чудесного дня. Мы будем с вами дожидаться вечера, когда у нас с вами есть надежда услышать речи Шрилы Авадхута Махараджа. Я тоже приду послушать.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] «Похоть, гнев, жадность, иллюзия, безумие и гордость безжалостно швыряют меня из стороны в сторону» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-гана», 3).

[2] «Мой ум привлекся мимолетным удовлетворением чувств, и я не осознаю подлинной цели жизни. Я даже не надеюсь припасть к Твоим лотосоподобным стопам, о Господь!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-гана», 4).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования