«Веды о любви». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 9 июля 2014 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 53.94M)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Веды о любви

(9 июля 2014 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:19#

Мы в настоящее время готовимся к празднику, и это будет празднование дня священного явления Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Для нас это очень счастливое время в году, период, когда мы празднуем день его рождения, день его явления, именуемый Вьяса-пуджа. Шрила Авадхут Махарадж является источником вдохновения, благодаря которому существует эта миссия в России. Возможно, кто-то из вас его знает лично, встречался с ним прежде, слушал его речи. Если же вы с ним незнакомы, и никогда его не слышали, то я прошу вас воспользоваться этой благоприятной возможностью и присоединиться к этому празднику — для того, чтобы получить возможность обрести его общество и связь с ним, с преданными, посредством служения им. Шрила Авадхут Махарадж является моим духовным братом, и он является источником моего личного вдохновения. Мы ожидаем возвращения Махараджа из Томска сегодня вечером, в пятницу. Мы будем праздновать день его явления здесь, в Москве, а в субботу праздник продолжится в Санкт-Петербурге. Мы хотели бы пригласить всех присоединиться к этому празднику. Шрила Авадхут Махарадж будет выступать здесь завтра вечером, и мы приглашаем вас прийти в храм завтра вечером.

#00:03:23#

Это моя первая встреча здесь, вечерняя программа, встреча со всеми. Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста, вы можете их задавать. Я являюсь человеком, который практикует сознание Кришны, пытается его практиковать, я рассматриваю себя в качестве ученицы. Если и говорить обо мне как об учителе, о наставнице, то я разве что наставница-ученица. Я не знаю всего, но я знаю что-то по милости наших Гуру. Мы можем оставаться учениками и ученицами вечно, поскольку предметом нашего изучения является Безграничное. Мы молимся, мы стремимся к тому, чтобы Безграничное явило, открыло Себя в наших сердцах. Когда речь идет о Безграничном, невозможно знать все. В противном случае, если бы подобное знание было возможным, мы бы и были безграничным началом. Для того, чтобы понять Безграничное во всей Его полноте, нам пришлось бы стать другим безграничным началом. Однако наша надежда состоит в том, и наши Гуру учат нас этому, они говорят нам о том, что наша надежда заключается в самой природе Безграничного, которое приходит к нам или являет, открывает Себя нам. Будучи учениками, будучи людьми, практикующими сознание Кришны, мы, идя по этому пути, с одной стороны, учимся и одновременно делимся — учимся и делимся. Это наш долг, а также это великое счастье. Если есть какие-то предметы, которые интересуют собравшихся, то я буду счастлива попытаться ответить на вопросы, с ними связанные.

#00:06:46#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, в Бхагавад-гите [неразборчиво] итоговое, заключительный момент, где говорится: «сарва-дхарма̄н паритйаджйа...» («оставь все религии и просто предайся Мне»), но есть еще продолжение. Я слышала, что есть продолжение, которое является основным для практикующих. Можете рассказать об этом?

#00:07:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я могу попытаться, насколько это в моих силах, дать какое-то общее представление. Когда Махапрабху встретил Рамананду Рая на берегах реки Годавари, когда произошла их встреча, то между ними состоялась беседа, дискуссия. Когда Рамананда Рай озвучил эту истину, на этой стадии их беседы Махапрабху принял это утверждение, эту истину. Но это утверждение, эта истина послужила отправным пунктом, после чего беседа продолжалась, было развитие. И в ходе диалога они продвигались дальше и дальше, глубже и глубже. Я могла бы дать... вся наша сегодняшняя лекция могла бы быть посвящена рамананда-самваде. Но у меня нет качеств, позволяющих освятить этот предмет в полной мере. Однако иногда мы читаем «Чайтанья-чаритамриту», в целом иногда мы обращаемся к такому явлению, как беседа Махапрабху и Рамананды Рая. Мы можем читать это, слушать об этом и обсуждать.

#00:10:14#

Кришна говорит Арджуне: «Предайся Мне, и ты обретешь Меня во Врадже, во Вриндаване. Ты обретешь Меня, обретешь Мою обитель и служение Мне». Тем из присутствующих, кто никогда не слышал это название, я хотела бы сказать, заметить, что Вриндаван — это название божественной обители Кришны. Обители, которая находится на вершине духовного мира, трансцендентной реальности. И Господь Кришна является владыкой этой обители. Жизнь, происходящая во Вриндаване, кажется на поверхности очень простой, подобной жизни обитателей этого мира, жизни людей. Но ее природа совершенно иная. Этот мир, мир о котором идет речь, выглядит заурядным, простым, но в действительности он не таков. Если мы покинем Вриндаван и спустимся ниже, на Вайкунтху, которую иногда называют «низшим полушарием духовного мира», «низшей полусферой», то мы увидим специфическое проявление Бога — Бога величия и могущества, Лакшми-Нараяну. Мы увидим, что в измерении Вайкунтхи Господу поклоняются в духе трепета и благоговения, благоговения перед Ним, и поклонение Ему происходит в атмосфере роскоши и величия. В то время как Кришна предпочитает более простой, пастушеский, можно сказать, образ жизни. Роскошным атрибутам, предметам роскоши Кришна предпочитает все самое простое, например, украшает Свои волосы павлиньим пером, носит ожерелье из ягод, кустарников, растущих в лесу, в джунглях, лесные цветы, все, что растет в лесу. Ему нравится простота, Он предпочитает все простое всему роскошному и пышному. В духовном мире существуют многочисленные обители, измерения духовного мира и в этих обителях проявлено величайшее разнообразие.

#00:14:56#

В зависимости от природы нашей преданности, от природы нашей веры, от того, каков объект нашего поклонения, мы достигаем того или иного измерения духовного мира. Если ты поклоняешься Кришне, то тебе открывается доступ в семью Кришны, в круг Его близких спутников, в Его личное окружение, в Его обитель. И в известном смысле все, что находится в этой обители, становится твоим достоянием, оказывается в твоем распоряжении, и это лишь начало. Ты будешь, буквально говоря, завербован, взят в определенную группу служения Кришне, в измерение той или иной расы. Каждый обитатель духовного мира обладает определенной природой, определенной врожденной внутренней глубинной тенденцией, склонностью. Это явление именуется сварупой. Эта сварупа в настоящее время скрыта, покрыта оболочками [ложного эго], погребена, находится внутри, заключена в оболочки материального тела. Это начало, это «я» существует в сознании. В зависимости от нашей природы, от природы нашей личной любви к Богу, это духовное «я» будет проявлено, открыто, и будут установлены определенные взаимоотношения с Богом. В кришна-бхакти, в преданности Кришне, существует пять типов взаимоотношений, которыми мы можем быть связаны с ним.

#00:18:10#

Мы можем быть связаны с Ним отношениями слуги и господина, мы можем быть связаны с Ним отношениями родительской любви, когда Он рассматривается как ребенок. Мы можем испытывать к Нему чувство дружеской любви. И мы можем быть связаны с Ним отношениями возлюбленных. В нашей преданности Господу эти специфические взаимоотношения проявятся изнутри, из сердца. В рамананда-самваде, в беседе Махапрабху и Рамананды Рая, эти предметы рассматриваются, обсуждаются подробно, в деталях. В ней представлено это явление — природа любовных взаимоотношений с Кришной, многообразие расы. В этой дискуссии содержится последовательное, поступательное развитие от начальных уровней преданности к вершине преданности, вплоть до деталей и нюансов высочайшего проявления любви к Нему, каковой является супружеская любовь в духе тайных возлюбленных.

#00:20:06#

Я не хотела бы углубляться в этот предмет сейчас, поскольку понимание этих вещей требует известной квалификации, качеств, позволяющих слушать об этом и понимать. Однако, если рисовать самую простую картину, пытаться передать суть, то можно сказать, что последовательность такова — вначале вручение себя Кришне, самопредание, отдание себя Ему; а затем рост развития этой преданности, вплоть до высочайших взаимоотношений с Ним. Шримад Бхагавад-гита служит своего рода отправной точкой, после чего мы переходим на следующий уровень, и этот следующий уровень представлен в «Шримад-Бхагаватам». «Бхагаватам» содержит многочисленные детальные описания преданности различных типов.

#00:22:13#

Наши Гуру извлекли из священных писаний самую суть и представили эту суть в книгах, адресованных нам. Соответственно, для нас, благодаря этому, нет нужды, образно говоря, нырять в этот безбрежный океан, каким являются священные писания, в них заключенные знания. Читая книги Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа, мы видим, что они, как было сказано, экстрагировали самую суть священных писаний и представили ее доступным для нас образом, так, чтобы мы могли от соприкосновения с этими истинами обрести благо. Речь идет о таких книгах, как «Любовный поиск пропавшего слуги», «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Субъективная эволюция сознания», «Божественное руководство» и многих других. Мы можем перечитывать эти книги вновь и вновь и каждый раз чтение будет представлять собой новый опыт, мы будем получать что-то новое, поскольку в этих книгах присутствует жизнь, эти книги — «живые», это — «живые писания».

#00:24:40#

Это наиболее оптимальный способ, как я могу ответить на этот вопрос. Лучше всего я могу ответить на этот вопрос, дав рекомендацию — читать книги, которые дали нам наши наставники. Один из наших Гуру имел обыкновение говорить: «Сознание Кришны просто для простых, и сложно для сложных». Имеется в виду, что, если мы простосердечны и искренне хотим жить духовной жизнью, тогда духовная жизнь будет для нас легка. Если же мы будем пытаться понять эти истины, эти реалии, посредством интеллекта, посредством ума и будем пытаться получить максимально подробное представление о каждой детали, то для нас не будет надежды. Наши попытки такого рода будут тщетными. Спасибо вам за ваш вопрос! Есть ли еще вопросы?

#00:26:24#

Враджа Кумар Прабху: Существуют четыре основных регулирующих принципа для тех, кто пытается жить духовной жизнью. Есть ли какие-то ситуации, когда позволяется отклониться от этих принципов? Кому и в каких ситуациях?

#00:27:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Всегда существует исключение из правила. Любое правило имеет исключение. Но в любом случае каждый будет пытаться следовать, соблюдать эти принципы ради своего блага. В действительности регулирующие принципы, о которых идет речь, являются в высшей степени элементарными, если можно использовать такое слово, примитивными, квазирелигиозными, или субрелигиозными принципами. Следование им как таковым даже не позволяет человеку достичь стадии освобождения. Все, что они дают, — это возможность быть цивилизованным членом общества. Если кто-то из вас, друзья, не знает, о каких принципах идет речь, то позвольте вам рассказать. Священные писания говорят нам, что следующие действия, а именно: употребление в пищу мяса, мясоедение; азартные игры; незаконная или непозволительная сексуальная активность и наркотики — эти четыре явления делают нас адхармичными, не позволяют нам следовать дхарме, быть праведными людьми и делают нас легкой добычей, жертвами влияния Кали-юги, олицетворенного зла современной эпохи.

#00:29:58#

Кали-юга — это эпоха, в настоящее время в которую мы живем, эпоха ссор, тревог и лицемерия. Священные писания говорят о том, что существует олицетворение этой эпохи, воплощенное зло, известное как Кали. Когда наш Шрила Гурудев слышал о том, что некоторые преданные пренебрегают регулирующими принципами, считая, что Гуру все равно, то его реакция на их позицию была крайне резкой. Он говорил: «Мои ученики следуют принципам, должны следовать принципам — это ясно». Тогда как люди, которые чувствуют, что они являются тем самым исключением из этого правила, по его словам, обманывают самих себя и являются жертвами влияния Кали. Таким образом, мы соблюдаем или пытаемся соблюдать эти принципы ради самозащиты, ради того, чтобы уберечь себя от негативного влияния Кали. Я не знаю ни одного человека, который был бы исключением из этого правила, который был бы освобожден от обязанности соблюдать регулирующие принципы.

#00:32:23#

Исключение, которое приходит мне на ум, пример такого рода — это случай Вамшидаса Бабаджи. Он был маха-бхагавата-вайшнавом и авадхутом по своей природе. Он находился за пределами всех правил и предписаний, и его связывали с Кришной отношения сакхья-расы. Сакхья-раса означает, что он испытывал к Кришне, питал к Нему чувства дружеской любви, и он был в полной мере утвержден в этих взаимоотношениях. Мы слышали из его жизнеописаний, мы знаем о том, что временами его поведение выходило за общепринятые рамки. Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Сарасвати Тхакур питали величайшее почтение к этому вайшнаву. Вамшидас Бабаджи жил в маленькой хижине, и можно было, проходя мимо этой хижины, увидеть рыбьи кости и рыбью чешую, разбросанную вокруг его жилища.

#00:34:27#

Однако в действительности он не ел рыбу. Он нарочно разбрасывал рыбные кости, чешую для того, чтобы отпугнуть людей. И если бы мы заглянули в окошко его хижины, то мы бы увидели, как он предлагает Божествам, которым он поклонялся, Божествам Гауры и Нитая, предлагает хуку. Это такая водяная курительная трубка. Он был исключением. Великие вайшнавы такого калибра, как Вамшидас Бабаджи Махарадж, могут быть исключением, могут не соблюдать регулирующие принципы. Поскольку эти личности находятся далеко-далеко за пределами материального мира как такового, материальной иллюзии. Они свободны. Правила и предписания к ним неприложимы, неприменимы. Однако мы не можем имитировать их. Мы никогда не чувствуем, что принадлежим к той же самой категории, что и они.

#00:36:19#

Вопрос: Такой вопрос. Как решиться жить духовной жизнью? Авадхут Махарадж говорит то, что мы должны быть готовы потерять все в этом мире. [Неразборчиво.] Как решиться?

#00:37:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего мы не стремимся делать что-либо искусственно. Любое действие, любой шаг должен быть подлинным и реальным. Если у нас есть стремление жить духовной жизнью, то наш подход к этим вещам, приближение к ним будет скромным и умеренным. Мы будем совершать прогресс, идти в этом направлении осторожно. Могут быть люди, которые захотят совершить «прыжок» — отказаться от всего и вся ради сознания Кришны. Это нечто в высшей степени похвальное, своего рода подвиг, и мы восхищаемся такими людьми и прославляем их. Каждый случай индивидуален, все зависит от того, какова ваша природа, с какой скоростью вы готовы двигаться вперед, и каковы масштабы жертвы, которую вы готовы принести.

#00:39:10#

Говорится: кто не рискует, тот не выигрывает. Это определенная стадия, одна стадия. Если ты ничем не рискуешь, то ты ничего и не выигрываешь. Иногда требуется рисковать для того, чтобы совершить прогресс и оказаться где-то [выше]. Это универсальный принцип, этот принцип работает везде и повсюду. В материальном мире мы видим, что в коммерции, скажем, биржевики с Уолл-стрит рискуют каждый день. Мы видим, что это так даже в материальном мире. В духовной же практике, если мы ничем не рискуем, то мы, соответственно, ничего не получаем. Следующая возможная стадия такова — «полнота риска, максимальный риск и никакого выигрыша». Но отсутствие выигрыша кажущееся, мнимое. В действительности мы ничем не рискуем и получаем все. Окончательная стадия может быть описана как «никакого риска, ни малейшего риска, и вся полнота выигрыша». Мы осознаем в действительности, чем мы рискуем. С чем мы расстаемся? Мы расстаемся с так называемым комфортом, с так называемой безопасностью, может быть. Но эти комфорт, безопасность и тому подобное в любом случае относительные и поверхностные. Если мы посмотрим на это в ретроспективе, то мы увидим, что на самом деле любой риск, на который мы шли, был в высшей степени незначительным.

#00:42:07#

Поэтому преданный чувствует: «Я не пожертвовал ничем сколько-нибудь важным в своей жизни, но я обрел все». Таким образом, все зависит от нас, от того, какое сознание нам присуще, какая ментальность нам свойственна и каковы наши стремления. Если мы понимаем, что любые материальные достижения и блага в действительности не представляют никакой ценности, тогда мы можем быть бесстрашными. Все зависит от вас, от тебя. Я надеюсь, что это ответ на ваш вопрос. Вы можете задать этот вопрос завтра, повторить его, адресовав его Шриле Авадхуту Махараджу. Он сумеет в таком случае повторить вновь, озвучить, разъяснить то, что он подразумевал, что он имел в виду. И, возможно, некий новый свет будет пролит [на эту тему]. Есть ли еще вопросы? Пожалуйста. У нас здесь такое замечательное собрание.

#00:44:40#

Вопрос: Я хотела спросить. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что очень важно помнить о Нем, думать. Нужно ли прилагать сознательные усилия при этом?

#00:45:08#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно, мы должны прилагать сознательные усилия к тому, чтобы помнить Его. Мы будем пытаться изо всех сил, всем сердцем, умом пытаться помнить Его, днем и ночью. Мы будем просыпаться рано утром, и сразу же повторять Его Святое Имя. Мы посещаем мангала-арати, утреннее поклонение, в ходе которого поются Его имена и совершается поклонение Его Божеству. Мы будем петь вайшнавские песни и молитвы. Изучать священные писания, посвященные Кришне. Слушать повествования о Нем, хари-катху. Мы обходим Туласи Махарани, подобно тому, как мы делали это сегодня вечером здесь. Она способна подарить нам преданность Кришне. Мы поклоняемся Его преданным, святым, садху. Они дарят, дают нам Кришну.

#00:46:50#

Таким образом, смыслом и содержанием нашей повседневной программы в течение всего дня служит попытка памятования Кришны, попытки помнить Его. В течение всего дня — утром, в полдень и вечером, и даже во сне мы пытаемся помнить Его. Таким образом мы не просто совершаем усилия, но величайшие усилия. Усилия эти содействуют нашему величайшему благу в духовной жизни. Мы должны испытывать этот голод, жажду, страстное стремление к Кришне. Чем более велик наш голод, тем в большей мере Он станет открывать Себя нам. А лучший способ помнить Его — всегда оставаться в обществе Его преданных, Его подлинных преданных. Оставаться в обществе людей, которые достигли этой полноты памяти, памятования о Нем и совершенной любви к Нему. Находясь в их обществе, мы усвоим их сознание, их дух. Есть ли еще вопросы? Пожалуйста.

#00:49:29#

Враджа Кумар Прабху: Вы еще завтра будете здесь? Лекция будет ваша еще?

#00:49:51#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что мы будем вместе выступать здесь со Шрилой Авадхутом Махараджем, и, скорее всего, Махарадж будет говорить. Это будет завтра, а в пятницу я уезжаю в Санкт-Петербург, где в субботу состоится большой праздник. Я останусь в Петербурге до начала фестиваля «Ведалайф» в Киеве. А затем я вернусь в Москву, где также пройдет «Ведалайф» в августе. У меня очень насыщенная программа. Вайшнавы постоянно празднуют. У них всегда фестиваль.

#00:51:05#

Нама Чинтамани Деви Даси: У меня такой вопрос. Мы на предыдущих лекциях говорили, что один из видов любовных отношений — раскрывать сердце преданным. Это для практикующих. А до какой степени? Можем ли мы это делать с практикующими людьми, которые еще не являются чистыми преданными? До какой степени мы можем раскрывать сердце другим практикующим с нами?

#00:52:09#

Муралишвар Прабху: Нама Чинтамани, я боюсь, [что перевел ваш вопрос] в общих чертах… Да? Я надеялся, что вы сами скажете.

[Нама Чинтамани Деви Даси повторяет вопрос на английском.]

#00:53:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Открывать сердце — значит делиться тем, что ты находишь существенным, важным для тебя. Открывать сердце тому человеку, которому мы доверяем. Человеку, в котором мы можем быть уверены. И мы делаем это для того, чтобы получить от него благотворный совет. Существуют определенные рамки такой откровенности. Мы открываемся лишь до известных пределов, насколько это может быть существенно, полезно, благотворно для нас. Можно, наверное, сказать: [должна быть] та мера откровенности, которая полезна и необходима. Мы говорим об открытии своего сердца как об одной из разновидностей любовных взаимоотношений с преданными. Открывать сердце — речь не идет о хаотичной пустой болтовне, когда мы делимся тем, что у нас на уме. Но мы открываем то, в чем искренне испытываем потребность [для обсуждения], что не в силах держать при себе. Подобная откровенность с нашей стороны должна быть подлинной. Эта откровенность является одной из шести разновидностей взаимоотношений любви, которые могут связывать нас с преданными.

#00:56:32#

Шрила Рупа Госвами описал эти шесть типов любовных взаимоотношений преданных, взаимообмена любовью, говоря буквально. Шесть разновидностей этого взаимообмена. Первый из этих принципов — открывать, доверительно открывать преданному свое сердце и ум. Второй принцип, соответственно, — с верой, с доверием воспринимать его откровенность. Третий и четвертый принципы — дарить дары и принимать от преданных подарки. А пятый и шестой принципы — угощать прасадом и принимать прасад. Прасадам — пища, которая предлагается Господу. Вначале ее предлагают Господу, затем Он ее принимает, и остатки этой трапезы — Его милость. Это и есть прасадам. Взаимоотношения такого рода, как было описано, в высшей степени чудесные и прекрасные. К сожалению, у нас нет больше времени на вопросы, и мы можем спеть сейчас заключительную песню «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а йа̄дава̄йа намах̣». Мы надеемся увидеть вас всех здесь завтра вечером, когда здесь будет присутствовать Шрила Авадхут Махарадж.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




←  A Tiny Spot of Wonder.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj. 8 July 2014. Chiang Mai, Thailand ·• Архив новостей •· Violated Promise of the Lord.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj. 9 July 2014. Chiang Mai, Thailand  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 56.6 МБ)


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Веды о любви

(9 июля 2014 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:19#

Мы в настоящее время готовимся к празднику, и это будет празднование дня священного явления Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Для нас это очень счастливое время в году, период, когда мы празднуем день его рождения, день его явления, именуемый Вьяса-пуджа. Шрила Авадхут Махарадж является источником вдохновения, благодаря которому существует эта миссия в России. Возможно, кто-то из вас его знает лично, встречался с ним прежде, слушал его речи. Если же вы с ним незнакомы, и никогда его не слышали, то я прошу вас воспользоваться этой благоприятной возможностью и присоединиться к этому празднику — для того, чтобы получить возможность обрести его общество и связь с ним, с преданными, посредством служения им. Шрила Авадхут Махарадж является моим духовным братом, и он является источником моего личного вдохновения. Мы ожидаем возвращения Махараджа из Томска сегодня вечером, в пятницу. Мы будем праздновать день его явления здесь, в Москве, а в субботу праздник продолжится в Санкт-Петербурге. Мы хотели бы пригласить всех присоединиться к этому празднику. Шрила Авадхут Махарадж будет выступать здесь завтра вечером, и мы приглашаем вас прийти в храм завтра вечером.

#00:03:23#

Это моя первая встреча здесь, вечерняя программа, встреча со всеми. Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста, вы можете их задавать. Я являюсь человеком, который практикует сознание Кришны, пытается его практиковать, я рассматриваю себя в качестве ученицы. Если и говорить обо мне как об учителе, о наставнице, то я разве что наставница-ученица. Я не знаю всего, но я знаю что-то по милости наших Гуру. Мы можем оставаться учениками и ученицами вечно, поскольку предметом нашего изучения является Безграничное. Мы молимся, мы стремимся к тому, чтобы Безграничное явило, открыло Себя в наших сердцах. Когда речь идет о Безграничном, невозможно знать все. В противном случае, если бы подобное знание было возможным, мы бы и были безграничным началом. Для того, чтобы понять Безграничное во всей Его полноте, нам пришлось бы стать другим безграничным началом. Однако наша надежда состоит в том, и наши Гуру учат нас этому, они говорят нам о том, что наша надежда заключается в самой природе Безграничного, которое приходит к нам или являет, открывает Себя нам. Будучи учениками, будучи людьми, практикующими сознание Кришны, мы, идя по этому пути, с одной стороны, учимся и одновременно делимся — учимся и делимся. Это наш долг, а также это великое счастье. Если есть какие-то предметы, которые интересуют собравшихся, то я буду счастлива попытаться ответить на вопросы, с ними связанные.

#00:06:46#

Вопрос: Скажите, пожалуйста, в Бхагавад-гите [неразборчиво] итоговое, заключительный момент, где говорится: «сарва-дхарма̄н паритйаджйа...» («оставь все религии и просто предайся Мне»), но есть еще продолжение. Я слышала, что есть продолжение, которое является основным для практикующих. Можете рассказать об этом?

#00:07:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я могу попытаться, насколько это в моих силах, дать какое-то общее представление. Когда Махапрабху встретил Рамананду Рая на берегах реки Годавари, когда произошла их встреча, то между ними состоялась беседа, дискуссия. Когда Рамананда Рай озвучил эту истину, на этой стадии их беседы Махапрабху принял это утверждение, эту истину. Но это утверждение, эта истина послужила отправным пунктом, после чего беседа продолжалась, было развитие. И в ходе диалога они продвигались дальше и дальше, глубже и глубже. Я могла бы дать... вся наша сегодняшняя лекция могла бы быть посвящена рамананда-самваде. Но у меня нет качеств, позволяющих освятить этот предмет в полной мере. Однако иногда мы читаем «Чайтанья-чаритамриту», в целом иногда мы обращаемся к такому явлению, как беседа Махапрабху и Рамананды Рая. Мы можем читать это, слушать об этом и обсуждать.

#00:10:14#

Кришна говорит Арджуне: «Предайся Мне, и ты обретешь Меня во Врадже, во Вриндаване. Ты обретешь Меня, обретешь Мою обитель и служение Мне». Тем из присутствующих, кто никогда не слышал это название, я хотела бы сказать, заметить, что Вриндаван — это название божественной обители Кришны. Обители, которая находится на вершине духовного мира, трансцендентной реальности. И Господь Кришна является владыкой этой обители. Жизнь, происходящая во Вриндаване, кажется на поверхности очень простой, подобной жизни обитателей этого мира, жизни людей. Но ее природа совершенно иная. Этот мир, мир о котором идет речь, выглядит заурядным, простым, но в действительности он не таков. Если мы покинем Вриндаван и спустимся ниже, на Вайкунтху, которую иногда называют «низшим полушарием духовного мира», «низшей полусферой», то мы увидим специфическое проявление Бога — Бога величия и могущества, Лакшми-Нараяну. Мы увидим, что в измерении Вайкунтхи Господу поклоняются в духе трепета и благоговения, благоговения перед Ним, и поклонение Ему происходит в атмосфере роскоши и величия. В то время как Кришна предпочитает более простой, пастушеский, можно сказать, образ жизни. Роскошным атрибутам, предметам роскоши Кришна предпочитает все самое простое, например, украшает Свои волосы павлиньим пером, носит ожерелье из ягод, кустарников, растущих в лесу, в джунглях, лесные цветы, все, что растет в лесу. Ему нравится простота, Он предпочитает все простое всему роскошному и пышному. В духовном мире существуют многочисленные обители, измерения духовного мира и в этих обителях проявлено величайшее разнообразие.

#00:14:56#

В зависимости от природы нашей преданности, от природы нашей веры, от того, каков объект нашего поклонения, мы достигаем того или иного измерения духовного мира. Если ты поклоняешься Кришне, то тебе открывается доступ в семью Кришны, в круг Его близких спутников, в Его личное окружение, в Его обитель. И в известном смысле все, что находится в этой обители, становится твоим достоянием, оказывается в твоем распоряжении, и это лишь начало. Ты будешь, буквально говоря, завербован, взят в определенную группу служения Кришне, в измерение той или иной расы. Каждый обитатель духовного мира обладает определенной природой, определенной врожденной внутренней глубинной тенденцией, склонностью. Это явление именуется сварупой. Эта сварупа в настоящее время скрыта, покрыта оболочками [ложного эго], погребена, находится внутри, заключена в оболочки материального тела. Это начало, это «я» существует в сознании. В зависимости от нашей природы, от природы нашей личной любви к Богу, это духовное «я» будет проявлено, открыто, и будут установлены определенные взаимоотношения с Богом. В кришна-бхакти, в преданности Кришне, существует пять типов взаимоотношений, которыми мы можем быть связаны с ним.

#00:18:10#

Мы можем быть связаны с Ним отношениями слуги и господина, мы можем быть связаны с Ним отношениями родительской любви, когда Он рассматривается как ребенок. Мы можем испытывать к Нему чувство дружеской любви. И мы можем быть связаны с Ним отношениями возлюбленных. В нашей преданности Господу эти специфические взаимоотношения проявятся изнутри, из сердца. В рамананда-самваде, в беседе Махапрабху и Рамананды Рая, эти предметы рассматриваются, обсуждаются подробно, в деталях. В ней представлено это явление — природа любовных взаимоотношений с Кришной, многообразие расы. В этой дискуссии содержится последовательное, поступательное развитие от начальных уровней преданности к вершине преданности, вплоть до деталей и нюансов высочайшего проявления любви к Нему, каковой является супружеская любовь в духе тайных возлюбленных.

#00:20:06#

Я не хотела бы углубляться в этот предмет сейчас, поскольку понимание этих вещей требует известной квалификации, качеств, позволяющих слушать об этом и понимать. Однако, если рисовать самую простую картину, пытаться передать суть, то можно сказать, что последовательность такова — вначале вручение себя Кришне, самопредание, отдание себя Ему; а затем рост развития этой преданности, вплоть до высочайших взаимоотношений с Ним. Шримад Бхагавад-гита служит своего рода отправной точкой, после чего мы переходим на следующий уровень, и этот следующий уровень представлен в «Шримад-Бхагаватам». «Бхагаватам» содержит многочисленные детальные описания преданности различных типов.

#00:22:13#

Наши Гуру извлекли из священных писаний самую суть и представили эту суть в книгах, адресованных нам. Соответственно, для нас, благодаря этому, нет нужды, образно говоря, нырять в этот безбрежный океан, каким являются священные писания, в них заключенные знания. Читая книги Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа, мы видим, что они, как было сказано, экстрагировали самую суть священных писаний и представили ее доступным для нас образом, так, чтобы мы могли от соприкосновения с этими истинами обрести благо. Речь идет о таких книгах, как «Любовный поиск пропавшего слуги», «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Субъективная эволюция сознания», «Божественное руководство» и многих других. Мы можем перечитывать эти книги вновь и вновь и каждый раз чтение будет представлять собой новый опыт, мы будем получать что-то новое, поскольку в этих книгах присутствует жизнь, эти книги — «живые», это — «живые писания».

#00:24:40#

Это наиболее оптимальный способ, как я могу ответить на этот вопрос. Лучше всего я могу ответить на этот вопрос, дав рекомендацию — читать книги, которые дали нам наши наставники. Один из наших Гуру имел обыкновение говорить: «Сознание Кришны просто для простых, и сложно для сложных». Имеется в виду, что, если мы простосердечны и искренне хотим жить духовной жизнью, тогда духовная жизнь будет для нас легка. Если же мы будем пытаться понять эти истины, эти реалии, посредством интеллекта, посредством ума и будем пытаться получить максимально подробное представление о каждой детали, то для нас не будет надежды. Наши попытки такого рода будут тщетными. Спасибо вам за ваш вопрос! Есть ли еще вопросы?

#00:26:24#

Враджа Кумар Прабху: Существуют четыре основных регулирующих принципа для тех, кто пытается жить духовной жизнью. Есть ли какие-то ситуации, когда позволяется отклониться от этих принципов? Кому и в каких ситуациях?

#00:27:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Всегда существует исключение из правила. Любое правило имеет исключение. Но в любом случае каждый будет пытаться следовать, соблюдать эти принципы ради своего блага. В действительности регулирующие принципы, о которых идет речь, являются в высшей степени элементарными, если можно использовать такое слово, примитивными, квазирелигиозными, или субрелигиозными принципами. Следование им как таковым даже не позволяет человеку достичь стадии освобождения. Все, что они дают, — это возможность быть цивилизованным членом общества. Если кто-то из вас, друзья, не знает, о каких принципах идет речь, то позвольте вам рассказать. Священные писания говорят нам, что следующие действия, а именно: употребление в пищу мяса, мясоедение; азартные игры; незаконная или непозволительная сексуальная активность и наркотики — эти четыре явления делают нас адхармичными, не позволяют нам следовать дхарме, быть праведными людьми и делают нас легкой добычей, жертвами влияния Кали-юги, олицетворенного зла современной эпохи.

#00:29:58#

Кали-юга — это эпоха, в настоящее время в которую мы живем, эпоха ссор, тревог и лицемерия. Священные писания говорят о том, что существует олицетворение этой эпохи, воплощенное зло, известное как Кали. Когда наш Шрила Гурудев слышал о том, что некоторые преданные пренебрегают регулирующими принципами, считая, что Гуру все равно, то его реакция на их позицию была крайне резкой. Он говорил: «Мои ученики следуют принципам, должны следовать принципам — это ясно». Тогда как люди, которые чувствуют, что они являются тем самым исключением из этого правила, по его словам, обманывают самих себя и являются жертвами влияния Кали. Таким образом, мы соблюдаем или пытаемся соблюдать эти принципы ради самозащиты, ради того, чтобы уберечь себя от негативного влияния Кали. Я не знаю ни одного человека, который был бы исключением из этого правила, который был бы освобожден от обязанности соблюдать регулирующие принципы.

#00:32:23#

Исключение, которое приходит мне на ум, пример такого рода — это случай Вамшидаса Бабаджи. Он был маха-бхагавата-вайшнавом и авадхутом по своей природе. Он находился за пределами всех правил и предписаний, и его связывали с Кришной отношения сакхья-расы. Сакхья-раса означает, что он испытывал к Кришне, питал к Нему чувства дружеской любви, и он был в полной мере утвержден в этих взаимоотношениях. Мы слышали из его жизнеописаний, мы знаем о том, что временами его поведение выходило за общепринятые рамки. Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Сарасвати Тхакур питали величайшее почтение к этому вайшнаву. Вамшидас Бабаджи жил в маленькой хижине, и можно было, проходя мимо этой хижины, увидеть рыбьи кости и рыбью чешую, разбросанную вокруг его жилища.

#00:34:27#

Однако в действительности он не ел рыбу. Он нарочно разбрасывал рыбные кости, чешую для того, чтобы отпугнуть людей. И если бы мы заглянули в окошко его хижины, то мы бы увидели, как он предлагает Божествам, которым он поклонялся, Божествам Гауры и Нитая, предлагает хуку. Это такая водяная курительная трубка. Он был исключением. Великие вайшнавы такого калибра, как Вамшидас Бабаджи Махарадж, могут быть исключением, могут не соблюдать регулирующие принципы. Поскольку эти личности находятся далеко-далеко за пределами материального мира как такового, материальной иллюзии. Они свободны. Правила и предписания к ним неприложимы, неприменимы. Однако мы не можем имитировать их. Мы никогда не чувствуем, что принадлежим к той же самой категории, что и они.

#00:36:19#

Вопрос: Такой вопрос. Как решиться жить духовной жизнью? Авадхут Махарадж говорит то, что мы должны быть готовы потерять все в этом мире. [Неразборчиво.] Как решиться?

#00:37:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего мы не стремимся делать что-либо искусственно. Любое действие, любой шаг должен быть подлинным и реальным. Если у нас есть стремление жить духовной жизнью, то наш подход к этим вещам, приближение к ним будет скромным и умеренным. Мы будем совершать прогресс, идти в этом направлении осторожно. Могут быть люди, которые захотят совершить «прыжок» — отказаться от всего и вся ради сознания Кришны. Это нечто в высшей степени похвальное, своего рода подвиг, и мы восхищаемся такими людьми и прославляем их. Каждый случай индивидуален, все зависит от того, какова ваша природа, с какой скоростью вы готовы двигаться вперед, и каковы масштабы жертвы, которую вы готовы принести.

#00:39:10#

Говорится: кто не рискует, тот не выигрывает. Это определенная стадия, одна стадия. Если ты ничем не рискуешь, то ты ничего и не выигрываешь. Иногда требуется рисковать для того, чтобы совершить прогресс и оказаться где-то [выше]. Это универсальный принцип, этот принцип работает везде и повсюду. В материальном мире мы видим, что в коммерции, скажем, биржевики с Уолл-стрит рискуют каждый день. Мы видим, что это так даже в материальном мире. В духовной же практике, если мы ничем не рискуем, то мы, соответственно, ничего не получаем. Следующая возможная стадия такова — «полнота риска, максимальный риск и никакого выигрыша». Но отсутствие выигрыша кажущееся, мнимое. В действительности мы ничем не рискуем и получаем все. Окончательная стадия может быть описана как «никакого риска, ни малейшего риска, и вся полнота выигрыша». Мы осознаем в действительности, чем мы рискуем. С чем мы расстаемся? Мы расстаемся с так называемым комфортом, с так называемой безопасностью, может быть. Но эти комфорт, безопасность и тому подобное в любом случае относительные и поверхностные. Если мы посмотрим на это в ретроспективе, то мы увидим, что на самом деле любой риск, на который мы шли, был в высшей степени незначительным.

#00:42:07#

Поэтому преданный чувствует: «Я не пожертвовал ничем сколько-нибудь важным в своей жизни, но я обрел все». Таким образом, все зависит от нас, от того, какое сознание нам присуще, какая ментальность нам свойственна и каковы наши стремления. Если мы понимаем, что любые материальные достижения и блага в действительности не представляют никакой ценности, тогда мы можем быть бесстрашными. Все зависит от вас, от тебя. Я надеюсь, что это ответ на ваш вопрос. Вы можете задать этот вопрос завтра, повторить его, адресовав его Шриле Авадхуту Махараджу. Он сумеет в таком случае повторить вновь, озвучить, разъяснить то, что он подразумевал, что он имел в виду. И, возможно, некий новый свет будет пролит [на эту тему]. Есть ли еще вопросы? Пожалуйста. У нас здесь такое замечательное собрание.

#00:44:40#

Вопрос: Я хотела спросить. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что очень важно помнить о Нем, думать. Нужно ли прилагать сознательные усилия при этом?

#00:45:08#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно, мы должны прилагать сознательные усилия к тому, чтобы помнить Его. Мы будем пытаться изо всех сил, всем сердцем, умом пытаться помнить Его, днем и ночью. Мы будем просыпаться рано утром, и сразу же повторять Его Святое Имя. Мы посещаем мангала-арати, утреннее поклонение, в ходе которого поются Его имена и совершается поклонение Его Божеству. Мы будем петь вайшнавские песни и молитвы. Изучать священные писания, посвященные Кришне. Слушать повествования о Нем, хари-катху. Мы обходим Туласи Махарани, подобно тому, как мы делали это сегодня вечером здесь. Она способна подарить нам преданность Кришне. Мы поклоняемся Его преданным, святым, садху. Они дарят, дают нам Кришну.

#00:46:50#

Таким образом, смыслом и содержанием нашей повседневной программы в течение всего дня служит попытка памятования Кришны, попытки помнить Его. В течение всего дня — утром, в полдень и вечером, и даже во сне мы пытаемся помнить Его. Таким образом мы не просто совершаем усилия, но величайшие усилия. Усилия эти содействуют нашему величайшему благу в духовной жизни. Мы должны испытывать этот голод, жажду, страстное стремление к Кришне. Чем более велик наш голод, тем в большей мере Он станет открывать Себя нам. А лучший способ помнить Его — всегда оставаться в обществе Его преданных, Его подлинных преданных. Оставаться в обществе людей, которые достигли этой полноты памяти, памятования о Нем и совершенной любви к Нему. Находясь в их обществе, мы усвоим их сознание, их дух. Есть ли еще вопросы? Пожалуйста.

#00:49:29#

Враджа Кумар Прабху: Вы еще завтра будете здесь? Лекция будет ваша еще?

#00:49:51#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что мы будем вместе выступать здесь со Шрилой Авадхутом Махараджем, и, скорее всего, Махарадж будет говорить. Это будет завтра, а в пятницу я уезжаю в Санкт-Петербург, где в субботу состоится большой праздник. Я останусь в Петербурге до начала фестиваля «Ведалайф» в Киеве. А затем я вернусь в Москву, где также пройдет «Ведалайф» в августе. У меня очень насыщенная программа. Вайшнавы постоянно празднуют. У них всегда фестиваль.

#00:51:05#

Нама Чинтамани Деви Даси: У меня такой вопрос. Мы на предыдущих лекциях говорили, что один из видов любовных отношений — раскрывать сердце преданным. Это для практикующих. А до какой степени? Можем ли мы это делать с практикующими людьми, которые еще не являются чистыми преданными? До какой степени мы можем раскрывать сердце другим практикующим с нами?

#00:52:09#

Муралишвар Прабху: Нама Чинтамани, я боюсь, [что перевел ваш вопрос] в общих чертах… Да? Я надеялся, что вы сами скажете.

[Нама Чинтамани Деви Даси повторяет вопрос на английском.]

#00:53:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Открывать сердце — значит делиться тем, что ты находишь существенным, важным для тебя. Открывать сердце тому человеку, которому мы доверяем. Человеку, в котором мы можем быть уверены. И мы делаем это для того, чтобы получить от него благотворный совет. Существуют определенные рамки такой откровенности. Мы открываемся лишь до известных пределов, насколько это может быть существенно, полезно, благотворно для нас. Можно, наверное, сказать: [должна быть] та мера откровенности, которая полезна и необходима. Мы говорим об открытии своего сердца как об одной из разновидностей любовных взаимоотношений с преданными. Открывать сердце — речь не идет о хаотичной пустой болтовне, когда мы делимся тем, что у нас на уме. Но мы открываем то, в чем искренне испытываем потребность [для обсуждения], что не в силах держать при себе. Подобная откровенность с нашей стороны должна быть подлинной. Эта откровенность является одной из шести разновидностей взаимоотношений любви, которые могут связывать нас с преданными.

#00:56:32#

Шрила Рупа Госвами описал эти шесть типов любовных взаимоотношений преданных, взаимообмена любовью, говоря буквально. Шесть разновидностей этого взаимообмена. Первый из этих принципов — открывать, доверительно открывать преданному свое сердце и ум. Второй принцип, соответственно, — с верой, с доверием воспринимать его откровенность. Третий и четвертый принципы — дарить дары и принимать от преданных подарки. А пятый и шестой принципы — угощать прасадом и принимать прасад. Прасадам — пища, которая предлагается Господу. Вначале ее предлагают Господу, затем Он ее принимает, и остатки этой трапезы — Его милость. Это и есть прасадам. Взаимоотношения такого рода, как было описано, в высшей степени чудесные и прекрасные. К сожалению, у нас нет больше времени на вопросы, и мы можем спеть сейчас заключительную песню «хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а йа̄дава̄йа намах̣». Мы надеемся увидеть вас всех здесь завтра вечером, когда здесь будет присутствовать Шрила Авадхут Махарадж.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования