«Вишнуприя-бари». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 24 марта 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия. Второй день парикрамы



скачать (формат MP3, 16.55M)

 
Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Вишнуприя-бари

 (24 марта 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Гималаи отделяют Индию от всего остального мира. Хребты непроходимых Гималаев. Такова воля Господа. Многие завоеватели мечтали завоевать Индию, но немногие сюда дошли.

Мы не обладаем духовным видением. Мы слепы. Мы обладаем слепотой. Мы видим только материальные вещи. Нам очень трудно распознать то, для чего требуется музыкальный слух, художественный вкус. Но есть еще духовный вкус, который рождается в общении Гуру и вайшнавов.

Мы сейчас пришли сюда, на эту землю Навадвипы, чтобы поклониться Святой земле. Но мы слепцы, мы не обладаем духовным видением. Нам бросается в глаза масса несовершенств: здесь не отштукатурили, там мусор лежит, там пыль, там грязь. Мы не в состоянии видеть вечное, божественное. Но мы пытаемся видеть через глаза Гуру, вайшнавов, через глаза священных писаний.

#00:00:59#

Сейчас мы находимся в месте, которое называется Вишнуприя-бари, это главное Божество Навадвипы, Навадвипа Дхамешвар. Махапрабху ушел, приняв санньясу, но Он остался здесь в форме божества. Божество называется сакшад. Сакшад — это непосредственное проявление Божественного.

Обычно, мы знаем, что Гаура-Нитьянанда — это аударья-лила, это сакхья-раса, Гаур-Нитьянанда. Шрила Прабхупада любил устанавливать эти божества, потому что в сакхья-расе Гаура-Нитьянанда идут вместе и раздают маха-мантру всем живым существам, и все живые существа обретают кришна-прему. Тут все понятно.

#00:01:39#

Однажды мы находились в сокровенной группе Шрилы Гурудева в Сан-Хосе. Там был Джанардан Махарадж и еще несколько преданных. И я спросил Гурудева: «Гурудев, а почему вы сделали в женском ашраме в Сан-Хосе <такое божество>: один Махапрабху стоит с поднятой рукой?» Он сказал: «Ну, потому что Махапрабху с поднятой рукой — это не аударья, это мадхурья-лила. Когда Радха и Кришна. Кришна в умонастроении Радхарани переживает Свое собственное чувство любви. И в это время Он испытывает Cвое внутреннее сердце. Это более высокие переживания, это внутренние переживания Господа».

Я сказал: «Это так. Но как мы можем соприкоснуться с этим? Ведь без милости Нитьянанды Прабху невозможно соприкоснуться с этим высшим планом бытия». — И Шрила Гурудев сказал: «Да, это так. Когда Махапрабху пребывает один, Господь Нитьянанда приходит в форме Гуру и вайшнавов».

Господь Нитьянанда живет как алтарь, как параферналии. Господь Нитьянанда распространяет Себя в разные формы. Он служит собой полностью Махапрабху и пребывает в сердцах вайшнавов. Поэтому мы знаем, что Нитьянанда — это гуру-таттва, Баладева — это гуру-таттва. Мы называем: Баладева, Субхадра и Джаганнатх. Начинаем с гуру-таттвы: не «Джаганнатх, Субхадра, Джаганнатх» — а «Баладев, Субхадра и Джаганнатх». Таким образом можно обратиться к Безграничному — через гуру-таттву. Гуру-Гауранга-Радха-Мадхава: через Гуру он присутствует там.

#00:03:06#

Но Махапрабху в таттве отличается. Гуру-рупа. Махапрабху — это также гаура-рупа и гуру-рупа. Гаура-рупа почему? Потому что Он украшен сиянием Радхарани. А гуру-рупа, потому что Он сам учит санкиртаной, Он сам учит преданному служению, учит поклоняться сам Себе. Кришна сам очарован сознанием Кришны. Он сам учит: кроме как Кришна, никто не может дать самого Себя.

И здесь в образе Дхамешвара Он пребывает в Своих самых сокровенных переживаниях. Но поскольку Он — Кришна, который принял умонастроение Шримати Радхарани, обратите внимание как Он стоит: Его мудра. Обычно в этой форме стоит Радхарани или гопи. Кришна всегда играет на флейте. Но здесь Махапрабху даже не с поднятой рукой. Он стоит... мудра полного самопредания. Две руки. Он стоит в умонастроении Радхарани, готовой в любой момент полностью посвятить Себя Кришне.

#00:04:05#

В этой трансцендентной форме он был явлен Вишнуприи Деви Даси. Вишнуприя была одной из энергий, бху-шакти, одной из трансцендентных энергий Господа. Она неотлична от Лакшми духовного мира. Она пришла в этот мир, чтобы служить Гауранге в Его лилах

Сначала первая супруга, Шри Лакшми, была укушена змеей. Сарасвати Тхакур констатирует, что это была не простая змея. Она пришла на берег Ганги, и в это время разлука приняла форму змеи и укусила ее.

Как в театре — актер играет образ змеи, чувства, гнев, можно олицетворить. Так же и в лиле: разлука играет форму змеи. Так, не выдержав разлуки с Гаурангой, когда Гауранга ушел в паломничество, Лакшмиприя оставила этот мир. Писания говорят: она оставила копию своего тела, факсимиле. У обитателей трансцендентного мира столько тел, сколько они хотят. Тело Кришны — когда Он уходит, Он оставляет копию Своего тела, и как будто это тело хоронят. Но на самом деле ничего не происходит.

Как в фильме «Рыба-меч» Траволта все время фальсифицировал самоубийство своего героя, спецагента: после того, как он выполнял задание, он имитировал, как будто его убили, но на самом деле он продолжал свою деятельность. Так же и Кришна: уходя из этого мира, Он оставляет Свое тело, чтобы материалисты, атеисты, говорили: а, вот видите, он был простым человеком. А преданные говорили: такова лила. Потому что только преданным доступна лила.

#00:05:40#

И лила, которая произошла с этим божеством, — это самая сокровенная лила, гаура-лила. После того, как Махапрабху оставил Навадвипу Дхаму, Он оставил мать. У матери был до этого сын Вишварупа, Вишварупа тоже принял санньясу и ушел из дома. Гауранга был единственным сыном. И, поскольку он был единственным сыном, мать Шачи любила Его всем сердцем и душой. Но после того, как Махапрабху, Гауранга, ушел, мать Шачи осталась вдвоем с Вишнуприей. Мать Шачи фактически сошла с ума. Она вышла из дома и сказала: «Все, я больше не могу жить в этом доме. Забирайте этот дом». Но Вишнуприя, она была настолько шокирована, потрясена...

Махапрабху ушел принимать санньясу в кругу нескольких <спутников> — Чандрашекхара Ачарьи, Нитьянанды Прабху, потом Адвайта <Ачарья> присоединился. Махапрабху принял санньясу, но он передал свои падуки, деревянные сандалии пандита и сказал: «Отдайте Моей матери». Мать Шачи не смогла принять эти сандалии, и эти сандалии достались Вишнуприи. И тогда Вишнуприя, страдая в разлуке, сказала: «Я чувствую... я <хочу> поклоняться божеству Гауранги».

#00:07:04#

Она пригласила одного скульптора. Говорят, что сам Вишвакарма воплотился, чтобы явить это божество, он сам лично сделал это божество. Но даже Вишвакарма, который явил такие божества, как Джаганнатх и другие, не смог сразу же, с первого взгляда, исполнить чувство Вишнуприи. Вишнуприя неоднократно смотрела на это божество и говорила: «Еще не так, еще доделай, еще доделай...» В конечном итоге она поклонялась этому Гауранге, Его лотосным стопам, Его трансцендентному образу: в конечном итоге она приняла его неотличным от Гауранги. Гауранга, оставив Навадвипу, остался здесь в форме этого божества.

Кришна никогда не покидал Вриндаван. Он сказал гопи: «Я не покинул Вриндаван, Я всегда у вас в сердцах. На самом деле в любви в разлуке вы просто не смогли увидеть Меня. Разлука ослепила вас. На самом деле Я всегда жил в ваших сердцах. Я питаюсь этой любовью из ваших сердец. Вы — в моем сердце, а Я — в вашем сердце». Иногда возлюбленные столь близки друг к другу, что не замечают друг друга.

Так же Махапрабху пребывал здесь в вечном трансцендентном образе Гауранги, и Вишнуприя, она поклонялась Ему своими слезами, она воспевала маха-мантру, имена Гауранги и Харе Кришна маха-мантру. Потому что она знала, что такое настоящая маха-мантра.

#00:08:26#

То, что мы пытаемся воспеть — это нама-абхас, нама-апарадха, мы совершаем оскорбления. Но для нее это не было арчаной. Арчана — это поклонение, это для нас. Мы пришли совершить арчану, для того чтобы очиститься. Но для нее это не было на материальном плане. Она занималась бхаджаной. Арчана — это когда мы приходим к божеству, чтобы очистить свои чувства. Бхаджана — это когда мы испытываем глубочайшее трансцендентное переживание. Поэтому бхаджаной занимаются чистые преданные, святые. Простые люди не могут заниматься бхаджаной: бхаджана — для удовлетворения Господа.

Поэтому для чистой преданной сам Господь, Он явился для Вишнуприи. Поклонение Вишнуприи было таково: она воспевала маха-мантру, брала одно зерно риса и бросала в чашу. Так, сколько святых имен она воспевала, столько зерен риса она съедала: в конечном итоге в конце дня у нее появлялась чаша <риса>, она варила этот рис, и так она поддерживала свою жизнь именами Гауранги. И так она в глубочайшей любви в разлуке оставила этот мир. Она оставила этот мир.

#00:09:49#

Разлука подобна магниту

Есть история о том, как однажды Сита и Рама пришли сюда во время своих путешествий. Сита почувствовала невероятное переживание в этом месте, и она сказала Раме: «Что это за удивительное место, Навадвипа Дхама? Мы родились в Айодхье, мы никогда не были здесь, но я чувствую, что это место связано с нашей жизнью». И тогда Рама сказал: «О Сита! Слушай. Я поведаю тебе славу Навадвипы». Он стал показывать Сите трансцендентные деяния.

Он сказал: «Очень скоро мы с тобой расстанемся, тебя похитит демон Равана. Он похитит тебя и увезет тебя на Ланку, и ты будешь страдать на Ланке в заточении в любви ко Мне. Я же потрачу всю свою жизнь, чтобы найти тебя, соберу огромную армию обезьян, мы пройдем всю Индию и в конечном итоге мы найдем тебя. Мы захватим Ланку, мы уничтожим Равану...

Но Я не смогу принять тебя. Когда ты вернешься, Я буду вынужден из-за молвы людей выгнать тебя. Но Я не смогу жить без любви к тебе. Поэтому Я сделаю твое золотое мурти и умру от разлуки, поклоняясь этому мурти, и так закончатся эти лилы в этом мире».

Рамачандра сделал золотое мурти Ситы, потому что после того, как Он разгромил Ланку и убил Равану, погибло очень много брахманов, погибло очень много людей, и Рамачандра должен был совершить ягью, должен был совершить жертвоприношение, чтобы очиститься от грехов. Но царь без жены не может совершать жертвоприношение, поэтому сделали золотое мурти Ситы, и эта Сита ожила. Тысяча Сит появилась. Золотая Сита ожила и сказала: «Мы — для тебя». Но Рамачандра сказал: «Нет. Вы не изначальные Ситы». И он отверг их. Так он оставил этот мир и отправился в Айодхью, в свою вечную обитель, переживая глубокую разлуку с Ситой. Эта лила происходит вечно.

#00:12:06#

Рамачандра сказал: «Но в гаура-лиле, когда Я рожусь Гаурангой, когда Я приду как Гауранга, Я буду спасать всех живых существ. Я больше не буду воевать: в Кали-югу не с кем будет воевать. В Кали-югу Я буду маха-мантрой превращать демонов, грешников, буду брать асуров и превращать их в праведников. И это будет Моя лила.

И в этой лиле Я переживу величайшее чувство разлуки, выше, чем даже то, которое Я пережил в рама-лиле. Я переживу высшее чувство любви, чем даже то, которое Я пережил во Вриндаване. Потому что Я переживу само сердце Радхарани.

И ты неотлична от Радхарани. Поэтому, слушай эту историю.

Когда Я приду как Гауранга, мы поменяемся ролями. Я приму санньясу и уйду путешествовать по всему миру...» — тут Шрила Шридхар Махарадж приводит эту шлоку из Рамаяны о том, что Он ушел в огонь, тушить пожар материального существования. Эта шлока связана с Гаурангой, на самом деле. Огонь материального существования — это огонь наших страстей и желаний. И Гауранга пришел, чтобы погасить этот пожар вожделения, гнева... Чем его можно погасить? Клин клином вышибают. Можно только одним погасить: кришна-премой, любовью. И он сказал: «Ты станешь Моей супругой, Вишнуприей, и ты здесь оставишь мир, поклоняясь Моему деревянному мурти».

#00:13:32#

И вот это деревянное мурти Дхамешвара здесь присутствует, одно из трех мурти. Махапрабху Дхамешвар, Он присутствует здесь в мудре полного самопредания, в умонастроении Радхарани. Поэтому это очень возвышенное место.

Это место находилось там, в Навадвипе. Позже родственники Вишнуприи перенесли его сюда; когда Ганга затопила, они переехали сюда. Здесь также находится ложное место рождения Махапрабху, там, где сахаджии поклоняются Махапрабху, — все святые переехали: когда пришел Бхактивинод Тхакур, он открыл Майяпур на той стороне реки. Никто не знал до Бхактивинода Тхакура, где какой остров находится: люди забыли все. Люди очень быстро забывают. Вера уходит — и все остальное уходит.

С тех пор здесь, в Навадвипе, происходит поклонение Вишнуприи. Мы находимся в этом храме, Вишнуприя-бари, доме Вишнуприи, где Махапрабху Дхамешвар. Это очень возвышенное место, и мы говорим очень возвышенную хари-катху.

#00:14:40#

Махапрабху переживал трансцендентные переживания в обществе Сварупы Дамодара, Рамананды Рая. Шрила Шридхар Махарадж написал один стих:

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇...[1]

Он написал, что там, в Пури, на берегу лучезарного океана Гададхар Пандит читает Шримад-Бхагаватам, и его слезы смывают Шримад-Бхагаватам. Махапрабху переживает транс кришна-премы; рядом — Нитьянанда Прабху, Рамананда Рай, Сварупа Дамодар. Харидас Тхакур — чистый преданный, который воспевал триста тысяч святых имен — он издали смотрит на это. Харидас Тхакур стеснялся подойти. Он не чувствовал себя квалифицированным.

Поэтому Шрила Шридхар сказал: «welcome, no admission». Насколько высокий уровень чистоты и духовности нужно иметь, чтобы обрести подлинное понимание послания Махапрабху, что сам Харидас Тхакур, который неотличен от Брахмы — он стоял в стороне! Он не считал себя достойным.

#00:15:35#

Такова онтология Святого Имени. Такова онтология гаура-лилы. Гаура-лила скрыта, она является величайшей и высочайшей.

Легко понять Рамаяну, достаточно несложно понять Махабхарату. Но деяния Гауранги — это деяния чистой любви.

Если вы знаете драматургию, можно снять очень хороший фильм про войну, очень легко. Но фильм про любовь, или книгу про любовь, или песню про любовь настоящую — очень редко. Поэтому, если фильмы-эпики про войну выпускаются каждый год, то фильмы про любовь — раз в десять лет, раз в двадцать лет. Почему? Очень сложно. Самый сложный жанр. И самый сложный жанр для восприятия.

#00:16:24#

Поэтому сказано, что гаура-лила — это особая эстетика. Тот, кто сможет соприкоснуться с гаура-лилой, прочувствовует гаура-лилу, поверит в гаура-лилу, поклоняется в линии гаура-лилы — тот быстро очень поймет кришна-лилу. Йатха̄ йатха̄ гаура пада̄равинде [2]— через Гаурангу вы сможете постичь Кришну. Вы не сможете постичь Кришну наоборот.

Чтобы постичь Кришну, нужно рождаться многие миллионы жизней мудрецом. Герои Шримад-Бхагаватам, такие, как Дурваса Муни и прочие, — они великие йоги, но они не могут войти в кришна-лилу. Они медитируют на другой стороне Вриндавана. Иногда там им гопи поклоняются, но на самом деле они сами поклоняются гопи.

Но через гаура-лилу, сказано, что даже невежда, даже ребенок, даже неприкасаемый сможет соприкоснуться с самой высшей точкой лилы. Поэтому мы очень удачливы, что мы обрели связь с гаура-лилой.

 


[1] нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣ 

«На песках голубого океана в Пури, переживая глубокую разлуку с самим собой (Кришной), Махапрабху утешаем своим другом Гададхарой (Радхарани). Когда Махапрабху близок к смерти, страдая от потери возлюбленного, Гададхар пытается вернуть его к жизни, давая Ему опьяняющее вино кришна-катхи, чтобы утолить агонию разлуки, пронзающую его сердце. Когда Гададхар поет песни Бхагаваты, слезы струятся из его глаз, подобно дождю цветочных подношений, смывая слова со страниц. Моя единственная цель — войти в этот поток преданности, проистекающий из божественного сердца лучшего из Госвами — Гададхара».

[2] йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣

«Чем больше преданности лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара обретает удачливая душа, тем сильнее океан нектара — служение лотосоподобным стопам Шри Радхики — спонтанно проявляется в ее сердце» (Шри Чайтанья-чандрамрита, 88).

 



←  Snake of Separation.” Srila B. B. Avadhut Maharaj. February 4, 2014. Chiang Mai, Thailand ·• Архив новостей •· Вьяса-пуджа Шрилы Джанардана Махараджа. 3 февраля 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.4 МБ)

 
Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Вишнуприя-бари

 (24 марта 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Гималаи отделяют Индию от всего остального мира. Хребты непроходимых Гималаев. Такова воля Господа. Многие завоеватели мечтали завоевать Индию, но немногие сюда дошли.

Мы не обладаем духовным видением. Мы слепы. Мы обладаем слепотой. Мы видим только материальные вещи. Нам очень трудно распознать то, для чего требуется музыкальный слух, художественный вкус. Но есть еще духовный вкус, который рождается в общении Гуру и вайшнавов.

Мы сейчас пришли сюда, на эту землю Навадвипы, чтобы поклониться Святой земле. Но мы слепцы, мы не обладаем духовным видением. Нам бросается в глаза масса несовершенств: здесь не отштукатурили, там мусор лежит, там пыль, там грязь. Мы не в состоянии видеть вечное, божественное. Но мы пытаемся видеть через глаза Гуру, вайшнавов, через глаза священных писаний.

#00:00:59#

Сейчас мы находимся в месте, которое называется Вишнуприя-бари, это главное Божество Навадвипы, Навадвипа Дхамешвар. Махапрабху ушел, приняв санньясу, но Он остался здесь в форме божества. Божество называется сакшад. Сакшад — это непосредственное проявление Божественного.

Обычно, мы знаем, что Гаура-Нитьянанда — это аударья-лила, это сакхья-раса, Гаур-Нитьянанда. Шрила Прабхупада любил устанавливать эти божества, потому что в сакхья-расе Гаура-Нитьянанда идут вместе и раздают маха-мантру всем живым существам, и все живые существа обретают кришна-прему. Тут все понятно.

#00:01:39#

Однажды мы находились в сокровенной группе Шрилы Гурудева в Сан-Хосе. Там был Джанардан Махарадж и еще несколько преданных. И я спросил Гурудева: «Гурудев, а почему вы сделали в женском ашраме в Сан-Хосе <такое божество>: один Махапрабху стоит с поднятой рукой?» Он сказал: «Ну, потому что Махапрабху с поднятой рукой — это не аударья, это мадхурья-лила. Когда Радха и Кришна. Кришна в умонастроении Радхарани переживает Свое собственное чувство любви. И в это время Он испытывает Cвое внутреннее сердце. Это более высокие переживания, это внутренние переживания Господа».

Я сказал: «Это так. Но как мы можем соприкоснуться с этим? Ведь без милости Нитьянанды Прабху невозможно соприкоснуться с этим высшим планом бытия». — И Шрила Гурудев сказал: «Да, это так. Когда Махапрабху пребывает один, Господь Нитьянанда приходит в форме Гуру и вайшнавов».

Господь Нитьянанда живет как алтарь, как параферналии. Господь Нитьянанда распространяет Себя в разные формы. Он служит собой полностью Махапрабху и пребывает в сердцах вайшнавов. Поэтому мы знаем, что Нитьянанда — это гуру-таттва, Баладева — это гуру-таттва. Мы называем: Баладева, Субхадра и Джаганнатх. Начинаем с гуру-таттвы: не «Джаганнатх, Субхадра, Джаганнатх» — а «Баладев, Субхадра и Джаганнатх». Таким образом можно обратиться к Безграничному — через гуру-таттву. Гуру-Гауранга-Радха-Мадхава: через Гуру он присутствует там.

#00:03:06#

Но Махапрабху в таттве отличается. Гуру-рупа. Махапрабху — это также гаура-рупа и гуру-рупа. Гаура-рупа почему? Потому что Он украшен сиянием Радхарани. А гуру-рупа, потому что Он сам учит санкиртаной, Он сам учит преданному служению, учит поклоняться сам Себе. Кришна сам очарован сознанием Кришны. Он сам учит: кроме как Кришна, никто не может дать самого Себя.

И здесь в образе Дхамешвара Он пребывает в Своих самых сокровенных переживаниях. Но поскольку Он — Кришна, который принял умонастроение Шримати Радхарани, обратите внимание как Он стоит: Его мудра. Обычно в этой форме стоит Радхарани или гопи. Кришна всегда играет на флейте. Но здесь Махапрабху даже не с поднятой рукой. Он стоит... мудра полного самопредания. Две руки. Он стоит в умонастроении Радхарани, готовой в любой момент полностью посвятить Себя Кришне.

#00:04:05#

В этой трансцендентной форме он был явлен Вишнуприи Деви Даси. Вишнуприя была одной из энергий, бху-шакти, одной из трансцендентных энергий Господа. Она неотлична от Лакшми духовного мира. Она пришла в этот мир, чтобы служить Гауранге в Его лилах

Сначала первая супруга, Шри Лакшми, была укушена змеей. Сарасвати Тхакур констатирует, что это была не простая змея. Она пришла на берег Ганги, и в это время разлука приняла форму змеи и укусила ее.

Как в театре — актер играет образ змеи, чувства, гнев, можно олицетворить. Так же и в лиле: разлука играет форму змеи. Так, не выдержав разлуки с Гаурангой, когда Гауранга ушел в паломничество, Лакшмиприя оставила этот мир. Писания говорят: она оставила копию своего тела, факсимиле. У обитателей трансцендентного мира столько тел, сколько они хотят. Тело Кришны — когда Он уходит, Он оставляет копию Своего тела, и как будто это тело хоронят. Но на самом деле ничего не происходит.

Как в фильме «Рыба-меч» Траволта все время фальсифицировал самоубийство своего героя, спецагента: после того, как он выполнял задание, он имитировал, как будто его убили, но на самом деле он продолжал свою деятельность. Так же и Кришна: уходя из этого мира, Он оставляет Свое тело, чтобы материалисты, атеисты, говорили: а, вот видите, он был простым человеком. А преданные говорили: такова лила. Потому что только преданным доступна лила.

#00:05:40#

И лила, которая произошла с этим божеством, — это самая сокровенная лила, гаура-лила. После того, как Махапрабху оставил Навадвипу Дхаму, Он оставил мать. У матери был до этого сын Вишварупа, Вишварупа тоже принял санньясу и ушел из дома. Гауранга был единственным сыном. И, поскольку он был единственным сыном, мать Шачи любила Его всем сердцем и душой. Но после того, как Махапрабху, Гауранга, ушел, мать Шачи осталась вдвоем с Вишнуприей. Мать Шачи фактически сошла с ума. Она вышла из дома и сказала: «Все, я больше не могу жить в этом доме. Забирайте этот дом». Но Вишнуприя, она была настолько шокирована, потрясена...

Махапрабху ушел принимать санньясу в кругу нескольких <спутников> — Чандрашекхара Ачарьи, Нитьянанды Прабху, потом Адвайта <Ачарья> присоединился. Махапрабху принял санньясу, но он передал свои падуки, деревянные сандалии пандита и сказал: «Отдайте Моей матери». Мать Шачи не смогла принять эти сандалии, и эти сандалии достались Вишнуприи. И тогда Вишнуприя, страдая в разлуке, сказала: «Я чувствую... я <хочу> поклоняться божеству Гауранги».

#00:07:04#

Она пригласила одного скульптора. Говорят, что сам Вишвакарма воплотился, чтобы явить это божество, он сам лично сделал это божество. Но даже Вишвакарма, который явил такие божества, как Джаганнатх и другие, не смог сразу же, с первого взгляда, исполнить чувство Вишнуприи. Вишнуприя неоднократно смотрела на это божество и говорила: «Еще не так, еще доделай, еще доделай...» В конечном итоге она поклонялась этому Гауранге, Его лотосным стопам, Его трансцендентному образу: в конечном итоге она приняла его неотличным от Гауранги. Гауранга, оставив Навадвипу, остался здесь в форме этого божества.

Кришна никогда не покидал Вриндаван. Он сказал гопи: «Я не покинул Вриндаван, Я всегда у вас в сердцах. На самом деле в любви в разлуке вы просто не смогли увидеть Меня. Разлука ослепила вас. На самом деле Я всегда жил в ваших сердцах. Я питаюсь этой любовью из ваших сердец. Вы — в моем сердце, а Я — в вашем сердце». Иногда возлюбленные столь близки друг к другу, что не замечают друг друга.

Так же Махапрабху пребывал здесь в вечном трансцендентном образе Гауранги, и Вишнуприя, она поклонялась Ему своими слезами, она воспевала маха-мантру, имена Гауранги и Харе Кришна маха-мантру. Потому что она знала, что такое настоящая маха-мантра.

#00:08:26#

То, что мы пытаемся воспеть — это нама-абхас, нама-апарадха, мы совершаем оскорбления. Но для нее это не было арчаной. Арчана — это поклонение, это для нас. Мы пришли совершить арчану, для того чтобы очиститься. Но для нее это не было на материальном плане. Она занималась бхаджаной. Арчана — это когда мы приходим к божеству, чтобы очистить свои чувства. Бхаджана — это когда мы испытываем глубочайшее трансцендентное переживание. Поэтому бхаджаной занимаются чистые преданные, святые. Простые люди не могут заниматься бхаджаной: бхаджана — для удовлетворения Господа.

Поэтому для чистой преданной сам Господь, Он явился для Вишнуприи. Поклонение Вишнуприи было таково: она воспевала маха-мантру, брала одно зерно риса и бросала в чашу. Так, сколько святых имен она воспевала, столько зерен риса она съедала: в конечном итоге в конце дня у нее появлялась чаша <риса>, она варила этот рис, и так она поддерживала свою жизнь именами Гауранги. И так она в глубочайшей любви в разлуке оставила этот мир. Она оставила этот мир.

#00:09:49#

Разлука подобна магниту

Есть история о том, как однажды Сита и Рама пришли сюда во время своих путешествий. Сита почувствовала невероятное переживание в этом месте, и она сказала Раме: «Что это за удивительное место, Навадвипа Дхама? Мы родились в Айодхье, мы никогда не были здесь, но я чувствую, что это место связано с нашей жизнью». И тогда Рама сказал: «О Сита! Слушай. Я поведаю тебе славу Навадвипы». Он стал показывать Сите трансцендентные деяния.

Он сказал: «Очень скоро мы с тобой расстанемся, тебя похитит демон Равана. Он похитит тебя и увезет тебя на Ланку, и ты будешь страдать на Ланке в заточении в любви ко Мне. Я же потрачу всю свою жизнь, чтобы найти тебя, соберу огромную армию обезьян, мы пройдем всю Индию и в конечном итоге мы найдем тебя. Мы захватим Ланку, мы уничтожим Равану...

Но Я не смогу принять тебя. Когда ты вернешься, Я буду вынужден из-за молвы людей выгнать тебя. Но Я не смогу жить без любви к тебе. Поэтому Я сделаю твое золотое мурти и умру от разлуки, поклоняясь этому мурти, и так закончатся эти лилы в этом мире».

Рамачандра сделал золотое мурти Ситы, потому что после того, как Он разгромил Ланку и убил Равану, погибло очень много брахманов, погибло очень много людей, и Рамачандра должен был совершить ягью, должен был совершить жертвоприношение, чтобы очиститься от грехов. Но царь без жены не может совершать жертвоприношение, поэтому сделали золотое мурти Ситы, и эта Сита ожила. Тысяча Сит появилась. Золотая Сита ожила и сказала: «Мы — для тебя». Но Рамачандра сказал: «Нет. Вы не изначальные Ситы». И он отверг их. Так он оставил этот мир и отправился в Айодхью, в свою вечную обитель, переживая глубокую разлуку с Ситой. Эта лила происходит вечно.

#00:12:06#

Рамачандра сказал: «Но в гаура-лиле, когда Я рожусь Гаурангой, когда Я приду как Гауранга, Я буду спасать всех живых существ. Я больше не буду воевать: в Кали-югу не с кем будет воевать. В Кали-югу Я буду маха-мантрой превращать демонов, грешников, буду брать асуров и превращать их в праведников. И это будет Моя лила.

И в этой лиле Я переживу величайшее чувство разлуки, выше, чем даже то, которое Я пережил в рама-лиле. Я переживу высшее чувство любви, чем даже то, которое Я пережил во Вриндаване. Потому что Я переживу само сердце Радхарани.

И ты неотлична от Радхарани. Поэтому, слушай эту историю.

Когда Я приду как Гауранга, мы поменяемся ролями. Я приму санньясу и уйду путешествовать по всему миру...» — тут Шрила Шридхар Махарадж приводит эту шлоку из Рамаяны о том, что Он ушел в огонь, тушить пожар материального существования. Эта шлока связана с Гаурангой, на самом деле. Огонь материального существования — это огонь наших страстей и желаний. И Гауранга пришел, чтобы погасить этот пожар вожделения, гнева... Чем его можно погасить? Клин клином вышибают. Можно только одним погасить: кришна-премой, любовью. И он сказал: «Ты станешь Моей супругой, Вишнуприей, и ты здесь оставишь мир, поклоняясь Моему деревянному мурти».

#00:13:32#

И вот это деревянное мурти Дхамешвара здесь присутствует, одно из трех мурти. Махапрабху Дхамешвар, Он присутствует здесь в мудре полного самопредания, в умонастроении Радхарани. Поэтому это очень возвышенное место.

Это место находилось там, в Навадвипе. Позже родственники Вишнуприи перенесли его сюда; когда Ганга затопила, они переехали сюда. Здесь также находится ложное место рождения Махапрабху, там, где сахаджии поклоняются Махапрабху, — все святые переехали: когда пришел Бхактивинод Тхакур, он открыл Майяпур на той стороне реки. Никто не знал до Бхактивинода Тхакура, где какой остров находится: люди забыли все. Люди очень быстро забывают. Вера уходит — и все остальное уходит.

С тех пор здесь, в Навадвипе, происходит поклонение Вишнуприи. Мы находимся в этом храме, Вишнуприя-бари, доме Вишнуприи, где Махапрабху Дхамешвар. Это очень возвышенное место, и мы говорим очень возвышенную хари-катху.

#00:14:40#

Махапрабху переживал трансцендентные переживания в обществе Сварупы Дамодара, Рамананды Рая. Шрила Шридхар Махарадж написал один стих:

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇...[1]

Он написал, что там, в Пури, на берегу лучезарного океана Гададхар Пандит читает Шримад-Бхагаватам, и его слезы смывают Шримад-Бхагаватам. Махапрабху переживает транс кришна-премы; рядом — Нитьянанда Прабху, Рамананда Рай, Сварупа Дамодар. Харидас Тхакур — чистый преданный, который воспевал триста тысяч святых имен — он издали смотрит на это. Харидас Тхакур стеснялся подойти. Он не чувствовал себя квалифицированным.

Поэтому Шрила Шридхар сказал: «welcome, no admission». Насколько высокий уровень чистоты и духовности нужно иметь, чтобы обрести подлинное понимание послания Махапрабху, что сам Харидас Тхакур, который неотличен от Брахмы — он стоял в стороне! Он не считал себя достойным.

#00:15:35#

Такова онтология Святого Имени. Такова онтология гаура-лилы. Гаура-лила скрыта, она является величайшей и высочайшей.

Легко понять Рамаяну, достаточно несложно понять Махабхарату. Но деяния Гауранги — это деяния чистой любви.

Если вы знаете драматургию, можно снять очень хороший фильм про войну, очень легко. Но фильм про любовь, или книгу про любовь, или песню про любовь настоящую — очень редко. Поэтому, если фильмы-эпики про войну выпускаются каждый год, то фильмы про любовь — раз в десять лет, раз в двадцать лет. Почему? Очень сложно. Самый сложный жанр. И самый сложный жанр для восприятия.

#00:16:24#

Поэтому сказано, что гаура-лила — это особая эстетика. Тот, кто сможет соприкоснуться с гаура-лилой, прочувствовует гаура-лилу, поверит в гаура-лилу, поклоняется в линии гаура-лилы — тот быстро очень поймет кришна-лилу. Йатха̄ йатха̄ гаура пада̄равинде [2]— через Гаурангу вы сможете постичь Кришну. Вы не сможете постичь Кришну наоборот.

Чтобы постичь Кришну, нужно рождаться многие миллионы жизней мудрецом. Герои Шримад-Бхагаватам, такие, как Дурваса Муни и прочие, — они великие йоги, но они не могут войти в кришна-лилу. Они медитируют на другой стороне Вриндавана. Иногда там им гопи поклоняются, но на самом деле они сами поклоняются гопи.

Но через гаура-лилу, сказано, что даже невежда, даже ребенок, даже неприкасаемый сможет соприкоснуться с самой высшей точкой лилы. Поэтому мы очень удачливы, что мы обрели связь с гаура-лилой.

 


[1] нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣ 

«На песках голубого океана в Пури, переживая глубокую разлуку с самим собой (Кришной), Махапрабху утешаем своим другом Гададхарой (Радхарани). Когда Махапрабху близок к смерти, страдая от потери возлюбленного, Гададхар пытается вернуть его к жизни, давая Ему опьяняющее вино кришна-катхи, чтобы утолить агонию разлуки, пронзающую его сердце. Когда Гададхар поет песни Бхагаваты, слезы струятся из его глаз, подобно дождю цветочных подношений, смывая слова со страниц. Моя единственная цель — войти в этот поток преданности, проистекающий из божественного сердца лучшего из Госвами — Гададхара».

[2] йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣

«Чем больше преданности лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара обретает удачливая душа, тем сильнее океан нектара – служение лотосоподобным стопам Шри Радхики – спонтанно проявляется в ее сердце» (Шри Чайтанья-чандрамрита, 88).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования