«Девять видов преданного служения». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 30 июня 2001 года | Москва | Публичная встреча



скачать (формат MP3, 28.59M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Девять видов преданного служения

(30 июня 2001 года. Москва)

 

Шрила Госвами Махарадж: У кого-то есть вопросы? Пожалуйста, задавайте!

Вопрос: Нельзя ли подробнее рассказать о девяти видах служения в преданности [Богу]?

Шрила Госвами Махарадж: Эта тема необъятна. Программа, которой мы следуем, не позволяет рассказать детально, подробно, но вкратце я постараюсь что-то сказать. Описание девяти видов служения в преданности приводится в «Шримад-Бхагаватам». Великий демонический царь Хираньякашипу был очень изумлен тем, что его сын Прахлад Махарадж стал преданным Кришны.

#00:01:41#

У нас есть образовательная система. Мы отправляем своего ребенка в школу. Дети учат то, что необходимо изучать, — дисциплины. Дома мы их учим, как быть не демонами, а нормальными людьми. Я шучу, конечно, но и не шучу в то же время. Так что вы сами должны решить, шучу я или нет.

#00:02:17#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇...[1]

Хираньякашипу не мог понять, как его сын стал сознающим Кришну человеком. И причиной того, что он стал сознающим Кришну, было его общение с подлинными вайшнавами. Это ключ, который открывает дверь в мир сознания Кришны.

#00:03:07#

Когда наши с вами современные родители в один прекрасный день узнают, что их дети стали кришнаитами, причина та же самая — их дети общались с преданными Кришны.

#00:03:29#

В «Бхакти-расамрита-синдху», в своем произведении Шрила Рупа Госвами цитирует Хираньякашипу, его слова, его изречения о важности общения. Мы могли бы в расхожем смысле подумать, что, скорее, оправдано, если бы Рупа Госвами цитировал некоего великого авторитета преданности, но в этом случае он дает пример от обратного.

#00:04:17#

Хираньякашипу говорит, в частности, что общение обладает огромной важностью. Оно подобно кристаллу. Как ты его повернешь, в таком свете ты увидишь [его грани]. Хираньякашипу спросил у своего сына Прахлада: «Из всех предметов, которые ты изучил на сегодняшний день, что является самым-самым [важным]?» И Прахлад Махарадж ответил ему следующими словами:

#00:04:55#

ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣,
смаранам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇,
сакхйам а̄тма-ниведанам

Он сказал, что слушание повествований о Кришне, прославление Кришны, памятование о Кришне, служение лотосоподобным стопам Кришны, поклонение Божеству Кришны, вознесение молитв Кришне, занятие положения Его слуги, дружба с Ним, установление дружеских отношений с Кришной и в конечном счете отдание всего существа, всего себя Кришне — это лучшее из того, чему он научился.

#00:06:15#

От Шрилы Шридхара Махараджа мы узнали истину: то, что именуется атма-ниведанам (самопожертвование или предание души, предание себя, своего существа) неизбежно должно быть фундаментом или основанием всех иных видов преданности. Иными словами, если нет атма-ниведанам, если нет отдачи себя, самопредания, тогда все остальное — шраванам, киртанам и так далее — бессмысленно. Поэтому нам говорят, что шаранагати, предание себя, является основанием жизни в преданности. Если нет этого, нам остается всего лишь скорлупа, оболочка.

#00:07:23#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…
[2]

Другое [священное] писание, «Падма-пурана», говорит, что имя Кришны, образ Кришны, качества Кришны, окружение Кришны, Его игры находятся вне сферы восприятия материальных чувств человека. Иными словами, Безграничное находится за пределами видения и восприятия ограниченных существ, то есть нас.

#00:08:15#

Это одна из причин, по которой атеисты не способны познать Бога или открыть Бога для себя. На этом основании они отрицают Его существование, не верят в Него, поскольку не могут подтвердить или проверить Его существование своими ограниченными средствами, даже если пытаются утончить свое восприятие и расширить сферу действия своих чувств посредством таких приборов, как телескоп, микроскоп и так далее. В действительности с приборами или без в каждый момент своего исследования окружающей реальности они видят какое-то проявление Безграничного, какую-то Его сторону.

#00:09:24#

…ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄,
а̄сурам̇-бха̄вам-а̄ш́рита̄х̣
[3]

Они воспринимают в этом мире, в этом творении, мироздании присутствие Бога, но о таких людях в шастрах сказано, что их знание похищено, унесено иллюзией, заблуждением. Они видят его, и в то же время для них каждое их открытие — это еще одно подтверждение тому, что мир, в котором мы живем, лишен божественного присутствия.

#00:10:21#

Тогда как для теиста, для того, кто исповедует прямо обратное мировоззрение, теистическое, для верующего, для него этот мир, все, что встречает он в этом мире, с чем он сталкивается, является еще одним подтверждением и свидетельством существования Бога.

#00:10:51#

Это не так, что теисты обладают одним набором фактов, а атеисты располагают другой информацией. Та же самая информация, то же самое знание доступно и тем, и другим, но интерпретация того, что воспринимается, и выводы, к которым эти факты приводят, прямо противоположны.

#00:11:30#

Поэтому для того, чтобы обрести подлинную связь с духовным, нам нужна прежде всего связь с личностью Шри Гуру и вайшнавами. Они могут дать нам новое видение, посредством которого мы увидим, что есть что. На санскрите это называется упаная. Это означает, что через общение с вайшнавами новое видение реальности придет к нам, и под их руководством, под их началом мы будем совершать шраванам, киртанам и так далее.

#00:12:40#

Во всей ведической литературе, которая необъятна и огромна, существует великое множество тех или иных предписаний и советов. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» собрал воедино эти наставления и преподнес их в виде шестидесяти четырех составляющих. В «Шримад-Бхагаватам» говорится о девяти главнейших. Затем в «Чайтанья-чаритамрите» эти девять сведены до пяти самых главных.

[Госвами Махарадж бросает вызов залу, чтобы узнать, знают ли присутствующие, о каких пяти составляющих идет речь.]

#00:13:49#

Пять составляющих, первое из которых — садху-санга (общение со святыми), нама-санкиртана (воспевание Святого Имени), матхура-бас (жизнь в Матхуре), мурти-пратиштха (поклонение Божествам) и бхагават-шраванам (изучение «Шримад-Бхагаватам»)[4].

#00:14:29#

Матхура-бас, жизнь в Матхуре или святой дхаме, может восприниматься двояко: как жизнь в обители Матхуры и, в более широком смысле слова, как в любом месте, где есть преданные, скажем, в храме Кришны, где есть общество преданных.

#00:15:12#

Говорится, что Матхура — это место, где благодаря волшебному процессу пахтания (как при взбивании молока) появился Васудева, Кришна. В более широком смысле Матхура — это любое место, где есть преданные Бога. Затем следует мурти-пратиштха, поклонение Божеству в храме, и изучение «Шримад-Бхагаватам», писаний вообще.

#00:15:49#

Более того, нам говорится, что для этого века, для этой эпохи нама-санкиртана — это окончательная рекомендация всех священных писаний. В то же время нама-санкиртана, совершение нама-санкиртаны подразумевает, что этот киртан совершает тот, кого зовут шуддха-бхакта, чистый преданный Бога.

#00:16:22#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’…[5]

Так об этом сказано: «Первопричиной, первоисточником и корнем кришна-бхакти, преданности Кришне, является садху-санга, общение с чистыми преданными». Вся благая удача, духовное везение придет к нам в обществе преданных Кришны.

#00:17:08#

Так же, как шраванам, киртанам. Имеется в виду шраванам и киртанам из уст не заурядных людей, не обычных людей, но таких чистых преданных, как Прахлад Махарадж. Не следует совершать ошибку, которую делают многие люди, думая, что, можно обратиться к садху, получить от него нечто, некий процесс, а затем следовать этому процессу самому по себе, а садху остается где-то в стороне.

#00:17:56#

И хотя этих процессов [духовной практики] девять, но в то же время нам говорят, что следование любому из них достаточно, чтобы привести человека на уровень совершенства. Человек в то же время может совершать один, два, три процесса — сколь угодно много.

#00:18:23#

Писания приводят примеры различных преданных, которые достигли совершенства, следуя одному из этих процессов или нескольким.

[Госвами Махарадж вспоминает имена, обращаясь к залу.]

Примером совершенства в шраванам служит Парикшит Махарадж, в киртанам — Шукадев Госвами, в смаранам — Прахлад Махарадж, в пада-севанам — Лакшми Деви, в арчанам — Притху Махарадж, в ванданам — Акрура, в дасьям — Хануман, в сакхьям — Арджуна, в атма-ниведанам — Бали Махарадж.

#00:19:48#

В то же время Амбариш Махарадж приводится в пример как человек, который совершает все девять видов [духовной практики], следует девяти процессам преданности одновременно.

#00:19:59#

са ваи манах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор,
вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане
карау харер мандира-ма̄рджана̄диш̣у…
[6]

Обычно в древности было так, что благочестивые цари имели при себе советников, приближенных, которые занимались храмовым поклонением и духовными вопросами. Амбариш Махарадж — прямо противоположный пример. У него были советники, приближенные, чиновники, которые занимались административной деятельностью, тогда как сам он служил в храме, делая все, что необходимо [в духовной жизни].

#00:21:03#

Невозможно нанять кого-то, чтобы этот человек служил вам, работал на вас в качестве преданного. Так же как для нас невозможно думать (если мы родители, у которых есть дети): «Мои дети будут жить жизнью в сознании Кришны, а я — так, как-нибудь». Необходима занятость. Амбариш Махарадж нанял других людей, которые занимались делами его царства, тогда как сам он занимался только служением в преданности.

#00:21:49#

Са ваи манах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор. Говорится, что его ум был всегда погружен в размышления о лотосоподобных стопах Кришны. Вача̄м̇си ваикун̣т̣ха гун̣а̄нуварн̣ане: своими речами он прославлял безграничные трансцендентные атрибуты, достояния Господа. Ноги свои он использовал для того, чтобы ходить в храм [па̄дау харех̣ кш̣етра-пада̄нусарпан̣е].

#00:22:30#

Мандира-ма̄рджана̄диш̣у: он всегда собственноручно мыл, чистил и убирал храм Господа. Нос его всегда вдыхал прасад Господа в форме аромата листьев туласи [ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите].

#00:22:50#

Мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау: глаза его всегда созерцали трансцендентную форму Господа. Таким образом все его чувства были полностью вовлечены и использованы в служении Кришне.

#00:23:19#

…севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

Поскольку чувства его были пленены этим настроением служения Господу, то Господь стал зримым для него, явился ему.

Пожалуйста, другие вопросы.

#00:24:01#

Вопрос: Почему мы знаем иерархии [духовного мира?], но нет ни таблиц, ни наглядных пособий. Существует некая система ценностей, а мы ее не знаем. Я интересуюсь этим уже два-три года. И что такое атма-ниведанам?

#00:24:42#

Шрила Госвами Махарадж: Атма-ниведанам можно объяснить так. В русском, может быть, нет точного, буквально такого выражения, но в английском говорят — если видят, что человек что-то делает вполсилы, не вкладывая в это всю душу, ему говорят: «Вложи в это свое сердце!»

#00:25:05#

Мы используем слово «сердце» и к месту, и не к месту, но что оно означает на самом деле? Сердце в нашем понимании означает глубокую область сознания, сокровенные глубины сознания; не периферийный, поверхностный слой сознания, но глубокие слои сознания — сердцевину. С отсутствующим умом, поверхностно мы можем совершать какую-то так называемую духовную деятельность.

#00:25:57#

Как мы можем повторять имя Кришны? Наши губы, наш язык могут повторять слоги имени Кришны, но в то же время наше существо не вовлечено в то, что мы делаем. Поэтому нам советуют, что для нас лучшее, идеальное положение — совершать активное служение. По-другому это можно сформулировать как «принятие ответственности». Когда мы принимаем ответственность на себя за что-то, за какую-то деятельность в сознании Кришны, эта ответственность побуждает нас концентрироваться целиком и полностью на том, что мы делаем. Тогда желанный результат концентрации ума и сердца может быть достижим.

#00:27:21#

Когда эта полная концентрация достигнута, когда она есть, тогда имя Кришны может само собой, естественно явиться в нас. Но если мы отвергаем служение как таковое, то есть практическую деятельность, если мы отвергаем ее ради отсутствующего механического повторения имен Кришны, тогда вряд ли для нас достижим [духовный результат], вряд ли мы идем вперед — прогресс недостижим.

#00:28:09#

Киртан означает прежде всего проповедь или пропаганду с целью привлечь других людей в сознание Кришны. Именно эта деятельность принесет желанную концентрацию. Если вы пытаетесь дать кому-то сознание Кришны, объяснить концепцию сознания Кришны, вы просто не можете делать это с отсутствующим умом. Вы неизбежно будете концентрироваться на том, что вы говорите.

#00:29:09#

Когда мы слышим выражение «нама-санкиртана», мы не должны ограничивать его, думая, что нама-санкиртана относится лишь к повторению джапы или к тому, чтобы взять в руки караталы и стучать ими.

#00:29:38#

Духовный революционер Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал радикально новое, революционное понимание того, что есть киртан. Он сказал: «Киртан означает сражение, битву». О какой битве идет речь? Это битва, в которой концепция сознания Кришны сражается с заблуждением, с иллюзией.

#00:30:09#

...калау тад дхари-кӣртана̄т[7]

Мы должны помнить это. Когда мы слышим, что в Кали-югу киртан является рекомендованным путем богопостижения, мы должны помнить истину о природе киртана. Есть битва! Эта битва не только вовне, она происходит в нас, в нашем собственном существе. Именно здесь, внутри нас, происходит сражение.

#00:30:54#

Мы слышим нечто от вайшнавов, и Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне входит в нас, в наше существо. Но есть тысячи ложных желаний, которые удерживают свои позиции в нашем сердце. Они не хотят эти позиции терять и провозглашают свои права, предъявляют свои права на сердце. Они говорят: «Это наша область!»

#00:31:40#

Но, как имел обыкновение говорить Шрила Шридхар Махарадж, сознание Кришны проникает в сердце человека воровским образом. Он говорил: «Наша единственная надежда заключается в том, что Кришна по Своей природе вор». Вору не требуется приглашение, чтобы войти в дом. Вор заберется в дом, потому что таково его желание — ради своих целей. Так или иначе, по милости вайшнавов Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, пришло к нам, вступило в наше сердце. Оно вступило в нас, в наше существо, и заявило тысячам ложных желаний, которые коренятся в сердце: «Это место принадлежит мне! Оно мое! Убирайтесь отсюда!» И начинается сражение.

#00:33:28#

Когда мы говорим [о вышеописанном процессе], так или иначе, подразумевается то, что зовется на санскрите агьята-сукрити — некая неосознанная и неведомая для нас самих самим удача. Когда мы возвращались на днях в гостиницу, где живет Гурудев, то какая-то маленькая девочка, непреданная, увидела дедушку [Шрилу Гурудева] и открыла перед ним дверь.

#00:34:23#

В расхожем смысле, если кто-то помогает кому-то перейти дорогу или открывает дверь старому человеку, мы относим это к категории саттва-гуны, добродетели в действии. Но в случае, если тот, перед кем была открыта дверь, [есть] маха-бхагавата, чистый преданный Бога, этот поступок из категории саттва-гуны, из категории сагуны, то есть материального действия, переходит в разряд ниргуны и касается духовного плана бытия.

#00:35:20#

Эта девочка, конечно, не знала о том, кто перед ней. Она не знала о том, что перед ней личность [уровня] маха-бхагавата. Но независимо от того, знала она или нет, личность эта такова, поэтому своим простым поступком она соприкоснулась с уровнем ниргуна. Когда подобные благочестивые поступки, трансцендентные благочестивые [поступки] накапливаются, это везение аккумулируется, можно сказать, оно приводит к возникновению веры.

#00:36:06#

Именно это мы подразумеваем под словами «так или иначе»: когда тем или иным образом человек обретает некую связь с сознанием Кришны, то неизбежно, неоспоримо (по-другому и быть не может) это связано с вайшнавами, поскольку они являются посредниками божественной милости. Они подобны божественным шпионам. Иногда они странствуют по этому миру, никем не узнанные и не замеченные, и, тем не менее, эти люди, эти личности являются посланцами центрального измерения или самого центра, самой сердцевины безграничного мира.

#00:37:34#

‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа
[8]

Именно поэтому писания говорят нам: «Одно мгновение общения с такой личностью способно даровать человеку все совершенство». Иногда люди задаются вопросом: «Как много времени требуется, чтобы стать сознающим Кришну?» Иногда это может произойти за одно мгновение.

#00:38:22#

Когда Шукадев Госвами беседовал с Махараджем Парикшитом, то последний спросил его: «Как много времени уйдет на достижение совершенства?» Шукадев сказал: «Приблизительно неделя». Парикшит Махарадж на это отвечал: «У меня есть семь дней». По прошествии семи дней он обладал совершенным сознанием Кришны. В то же время Шукадев Госвами рассказал Парикшиту о Кхатванге Махарадже, который достиг сознания Кришны буквально за мгновение.

#00:39:10#

Он [Кхатванга Махарадж] был благословлен неким даром от девов, от жителей небесных миров. Он сказал: «У меня есть один вопрос, и я хотел бы, чтобы вы (девы) на него ответили: „Сколько мне осталось жить?“» Они сказали: «Мгновение». И он, осознав насущную необходимость, потребность в сознании Кришны, тотчас же стал сознающим Кришну. Но для того, чтобы достичь этого нечто, мы должны изменить свой угол зрения или свое видение, свое восприятие того, кем являемся мы, и чем является окружающий мир.

#00:40:22#

Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил о том, что нечего винить окружающий мир. Это совершенно бессмысленно. Ни окружающий мир, ни обстоятельства, ни люди вокруг нас не несут ответственности, они не виноваты в том плохом, что происходит с нами. Мы ответственны за происходящее с нами.

#00:40:47#

Когда вы готовы взять на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки, тогда ваши дни в материальном мире сочтены. Вам осталось немного. Но до тех пор, пока мы продолжаем обвинять в своих невзгодах и бедах людей, события и окружающий мир, мы остаемся в этом порочном круге.

#00:41:24#

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇,
на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмаива хй а̄тмано бандхур,
а̄тмаива рипур а̄тманах̣
[9]

Писания говорят: «Мы сами являемся лучшими друзьями для себя и худшими врагами». Некого винить.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Васильченко Татьяна, Гунали Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



1 Ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаранам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау, бхактиш́ чен нава-лакшан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄, тан манйе ’дхӣтам уттамам — Махарадж Прахлада сказал: «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).

2  Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

3  На ма̄м̇ душ̣кр̣тино мӯд̣ха̄х̣, прападйанте нара̄дхама̄х̣ / ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄, а̄сурам̇-бха̄вам-а̄ш́рита̄х̣ — «Существуют четыре вида неудачливых душ, не способных предаться Мне: недальновидные обыватели, поглощенные тяжелым трудом ради мирских достижений; порочные материалисты, занятые социальным и экономическим развитием общества, но отвергающие путь служения Всевышнему; заблуждающиеся мыслители, дающие превратные толкования священных писаний; безбожники и люди, склонные к безличным представлениям об Абсолюте» (Бхагавад-гита, 7.15).

4  Са̄дху-сан̇га, на̄ма-кӣртана, бха̄гавата-ш́раван̣а, матхура̄-ва̄са, ш́рӣ-мӯртира ш́раддха̄йа севана / сакала-са̄дхана-ш́реш̣т̣ха эи пан̃ча ан̇га, кр̣ш̣н̣а-према джанма̄йа эи па̄̐чера алпа сан̇га — «(1) Общение с садху. (2) Воспевание Святого Имени Господа. (3) Слушание священных писаний, в которых описана чистая преданность. (4) Жизнь в священном месте. (5) Служение Божеству Господа с полной верой. Таковы пять лучших составляющих практики преданности. Божественная любовь к Кришне развивается благодаря даже самой незначительной практике этих пяти составляющих» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.128–129).

5  Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’ / кр̣ш̣н̣а-према джанме, тен̇хо пунах̣ мукхйа ан̇га — «Коренной причиной преданного служения Господу Кришне является общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).

6  Са ваи махах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор, вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане / карау харер мандира-ма̄рджана̄диш̣у, ш́рутим̇ чака̄ра̄чйута-сат-катходайе // мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау, тад-бхр̣тйа-га̄тра-спарш́е ’н̇га-сан̇гамам / гхра̄н̣ам̇ ча тат-па̄да-сароджа-саурабхе, ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите // па̄дау харех̣ кш̣етра-пада̄нусарпан̣е, ш́иро хр̣ш̣ӣкеш́а-пада̄бхивандане / ка̄мам̇ ча да̄сйе на ту ка̄ма-ка̄мйайа̄, йатхоттамаш́лока-джана̄ш́райа̄ ратих̣ — «В своих мыслях Амбариш Махарадж всегда был подле стоп Господа Кришны, свою речь он посвящал единственно прославлению Всевышнего, собственными руками он убирался в храме Его, а свой слух обращал к словам Всевышнего и о Всевышнем. Взор государя всегда был обращен к изваянию Кришны, храмам Господа и святым местам, связанным с Ним, — таким как Матхура и Вриндаван. Руками он умащал стопы преданных слуг Господа, носом вдыхал запах листьев туласи, предложенных Господу, а языком причащался к прасаду Господа. Ноги государя несли его в святые места и храмы Божьи, а голову свою он склонял перед Всевышним и Его верными рабами. Он не имел иных желаний, кроме служения Господу, коему посвящал себя денно и нощно. Свои чувства Амбариш Махарадж занимал единственно делами, связанными с Господом, и всячески сторонился плотских удовольствий. И так день ото дня возрастало в нем влечение к Господу» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.18–20).

7  Кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ / два̄паре паричарйа̄йа̄м̇, калау тад дхари-кӣртана̄т — «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.345).

8  «Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

9  «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом» (Шримад Бхагавад-гита, 6.5).





←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 6. Три аспекта Абсолюта». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Динамичное целое». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 22 сентября 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия | “The Dynamic Whole.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 22 September 1981. Navadwip Dham, India →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Девять видов преданного служения

(30 июня 2001 года. Москва)

 

Шрила Госвами Махарадж: У кого-то есть вопросы? Пожалуйста, задавайте!

Вопрос: Нельзя ли подробнее рассказать о девяти видах служения в преданности [Богу]?

Шрила Госвами Махарадж: Эта тема необъятна. Программа, которой мы следуем, не позволяет рассказать детально, подробно, но вкратце я постараюсь что-то сказать. Описание девяти видов служения в преданности приводится в «Шримад-Бхагаватам». Великий демонический царь Хираньякашипу был очень изумлен тем, что его сын Прахлад Махарадж стал преданным Кришны.

#00:01:41#

У нас есть образовательная система. Мы отправляем своего ребенка в школу. Дети учат то, что необходимо изучать, — дисциплины. Дома мы их учим, как быть не демонами, а нормальными людьми. Я шучу, конечно, но и не шучу в то же время. Так что вы сами должны решить, шучу я или нет.

#00:02:17#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇...[1]

Хираньякашипу не мог понять, как его сын стал сознающим Кришну человеком. И причиной того, что он стал сознающим Кришну, было его общение с подлинными вайшнавами. Это ключ, который открывает дверь в мир сознания Кришны.

#00:03:07#

Когда наши с вами современные родители в один прекрасный день узнают, что их дети стали кришнаитами, причина та же самая — их дети общались с преданными Кришны.

#00:03:29#

В «Бхакти-расамрита-синдху», в своем произведении Шрила Рупа Госвами цитирует Хираньякашипу, его слова, его изречения о важности общения. Мы могли бы в расхожем смысле подумать, что, скорее, оправдано, если бы Рупа Госвами цитировал некоего великого авторитета преданности, но в этом случае он дает пример от обратного.

#00:04:17#

Хираньякашипу говорит, в частности, что общение обладает огромной важностью. Оно подобно кристаллу. Как ты его повернешь, в таком свете ты увидишь [его грани]. Хираньякашипу спросил у своего сына Прахлада: «Из всех предметов, которые ты изучил на сегодняшний день, что является самым-самым [важным]?» И Прахлад Махарадж ответил ему следующими словами:

#00:04:55#

ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣,
смаранам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇,
сакхйам а̄тма-ниведанам

Он сказал, что слушание повествований о Кришне, прославление Кришны, памятование о Кришне, служение лотосоподобным стопам Кришны, поклонение Божеству Кришны, вознесение молитв Кришне, занятие положения Его слуги, дружба с Ним, установление дружеских отношений с Кришной и в конечном счете отдание всего существа, всего себя Кришне — это лучшее из того, чему он научился.

#00:06:15#

От Шрилы Шридхара Махараджа мы узнали истину: то, что именуется атма-ниведанам (самопожертвование или предание души, предание себя, своего существа) неизбежно должно быть фундаментом или основанием всех иных видов преданности. Иными словами, если нет атма-ниведанам, если нет отдачи себя, самопредания, тогда все остальное — шраванам, киртанам и так далее — бессмысленно. Поэтому нам говорят, что шаранагати, предание себя, является основанием жизни в преданности. Если нет этого, нам остается всего лишь скорлупа, оболочка.

#00:07:23#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди,
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣…
[2]

Другое [священное] писание, «Падма-пурана», говорит, что имя Кришны, образ Кришны, качества Кришны, окружение Кришны, Его игры находятся вне сферы восприятия материальных чувств человека. Иными словами, Безграничное находится за пределами видения и восприятия ограниченных существ, то есть нас.

#00:08:15#

Это одна из причин, по которой атеисты не способны познать Бога или открыть Бога для себя. На этом основании они отрицают Его существование, не верят в Него, поскольку не могут подтвердить или проверить Его существование своими ограниченными средствами, даже если пытаются утончить свое восприятие и расширить сферу действия своих чувств посредством таких приборов, как телескоп, микроскоп и так далее. В действительности с приборами или без в каждый момент своего исследования окружающей реальности они видят какое-то проявление Безграничного, какую-то Его сторону.

#00:09:24#

…ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄,
а̄сурам̇-бха̄вам-а̄ш́рита̄х̣
[3]

Они воспринимают в этом мире, в этом творении, мироздании присутствие Бога, но о таких людях в шастрах сказано, что их знание похищено, унесено иллюзией, заблуждением. Они видят его, и в то же время для них каждое их открытие — это еще одно подтверждение тому, что мир, в котором мы живем, лишен божественного присутствия.

#00:10:21#

Тогда как для теиста, для того, кто исповедует прямо обратное мировоззрение, теистическое, для верующего, для него этот мир, все, что встречает он в этом мире, с чем он сталкивается, является еще одним подтверждением и свидетельством существования Бога.

#00:10:51#

Это не так, что теисты обладают одним набором фактов, а атеисты располагают другой информацией. Та же самая информация, то же самое знание доступно и тем, и другим, но интерпретация того, что воспринимается, и выводы, к которым эти факты приводят, прямо противоположны.

#00:11:30#

Поэтому для того, чтобы обрести подлинную связь с духовным, нам нужна прежде всего связь с личностью Шри Гуру и вайшнавами. Они могут дать нам новое видение, посредством которого мы увидим, что есть что. На санскрите это называется упаная. Это означает, что через общение с вайшнавами новое видение реальности придет к нам, и под их руководством, под их началом мы будем совершать шраванам, киртанам и так далее.

#00:12:40#

Во всей ведической литературе, которая необъятна и огромна, существует великое множество тех или иных предписаний и советов. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» собрал воедино эти наставления и преподнес их в виде шестидесяти четырех составляющих. В «Шримад-Бхагаватам» говорится о девяти главнейших. Затем в «Чайтанья-чаритамрите» эти девять сведены до пяти самых главных.

[Госвами Махарадж бросает вызов залу, чтобы узнать, знают ли присутствующие, о каких пяти составляющих идет речь.]

#00:13:49#

Пять составляющих, первое из которых — садху-санга (общение со святыми), нама-санкиртана (воспевание Святого Имени), матхура-бас (жизнь в Матхуре), мурти-пратиштха (поклонение Божествам) и бхагават-шраванам (изучение «Шримад-Бхагаватам»)[4].

#00:14:29#

Матхура-бас, жизнь в Матхуре или святой дхаме, может восприниматься двояко: как жизнь в обители Матхуры и, в более широком смысле слова, как в любом месте, где есть преданные, скажем, в храме Кришны, где есть общество преданных.

#00:15:12#

Говорится, что Матхура — это место, где благодаря волшебному процессу пахтания (как при взбивании молока) появился Васудева, Кришна. В более широком смысле Матхура — это любое место, где есть преданные Бога. Затем следует мурти-пратиштха, поклонение Божеству в храме, и изучение «Шримад-Бхагаватам», писаний вообще.

#00:15:49#

Более того, нам говорится, что для этого века, для этой эпохи нама-санкиртана — это окончательная рекомендация всех священных писаний. В то же время нама-санкиртана, совершение нама-санкиртаны подразумевает, что этот киртан совершает тот, кого зовут шуддха-бхакта, чистый преданный Бога.

#00:16:22#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’…[5]

Так об этом сказано: «Первопричиной, первоисточником и корнем кришна-бхакти, преданности Кришне, является садху-санга, общение с чистыми преданными». Вся благая удача, духовное везение придет к нам в обществе преданных Кришны.

#00:17:08#

Так же, как шраванам, киртанам. Имеется в виду шраванам и киртанам из уст не заурядных людей, не обычных людей, но таких чистых преданных, как Прахлад Махарадж. Не следует совершать ошибку, которую делают многие люди, думая, что, можно обратиться к садху, получить от него нечто, некий процесс, а затем следовать этому процессу самому по себе, а садху остается где-то в стороне.

#00:17:56#

И хотя этих процессов [духовной практики] девять, но в то же время нам говорят, что следование любому из них достаточно, чтобы привести человека на уровень совершенства. Человек в то же время может совершать один, два, три процесса — сколь угодно много.

#00:18:23#

Писания приводят примеры различных преданных, которые достигли совершенства, следуя одному из этих процессов или нескольким.

[Госвами Махарадж вспоминает имена, обращаясь к залу.]

Примером совершенства в шраванам служит Парикшит Махарадж, в киртанам — Шукадев Госвами, в смаранам — Прахлад Махарадж, в пада-севанам — Лакшми Деви, в арчанам — Притху Махарадж, в ванданам — Акрура, в дасьям — Хануман, в сакхьям — Арджуна, в атма-ниведанам — Бали Махарадж.

#00:19:48#

В то же время Амбариш Махарадж приводится в пример как человек, который совершает все девять видов [духовной практики], следует девяти процессам преданности одновременно.

#00:19:59#

са ваи манах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор,
вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане
карау харер мандира-ма̄рджана̄диш̣у…
[6]

Обычно в древности было так, что благочестивые цари имели при себе советников, приближенных, которые занимались храмовым поклонением и духовными вопросами. Амбариш Махарадж — прямо противоположный пример. У него были советники, приближенные, чиновники, которые занимались административной деятельностью, тогда как сам он служил в храме, делая все, что необходимо [в духовной жизни].

#00:21:03#

Невозможно нанять кого-то, чтобы этот человек служил вам, работал на вас в качестве преданного. Так же как для нас невозможно думать (если мы родители, у которых есть дети): «Мои дети будут жить жизнью в сознании Кришны, а я — так, как-нибудь». Необходима занятость. Амбариш Махарадж нанял других людей, которые занимались делами его царства, тогда как сам он занимался только служением в преданности.

#00:21:49#

Са ваи манах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор. Говорится, что его ум был всегда погружен в размышления о лотосоподобных стопах Кришны. Вача̄м̇си ваикун̣т̣ха гун̣а̄нуварн̣ане: своими речами он прославлял безграничные трансцендентные атрибуты, достояния Господа. Ноги свои он использовал для того, чтобы ходить в храм [па̄дау харех̣ кш̣етра-пада̄нусарпан̣е].

#00:22:30#

Мандира-ма̄рджана̄диш̣у: он всегда собственноручно мыл, чистил и убирал храм Господа. Нос его всегда вдыхал прасад Господа в форме аромата листьев туласи [ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите].

#00:22:50#

Мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау: глаза его всегда созерцали трансцендентную форму Господа. Таким образом все его чувства были полностью вовлечены и использованы в служении Кришне.

#00:23:19#

…севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

Поскольку чувства его были пленены этим настроением служения Господу, то Господь стал зримым для него, явился ему.

Пожалуйста, другие вопросы.

#00:24:01#

Вопрос: Почему мы знаем иерархии [духовного мира?], но нет ни таблиц, ни наглядных пособий. Существует некая система ценностей, а мы ее не знаем. Я интересуюсь этим уже два-три года. И что такое атма-ниведанам?

#00:24:42#

Шрила Госвами Махарадж: Атма-ниведанам можно объяснить так. В русском, может быть, нет точного, буквально такого выражения, но в английском говорят — если видят, что человек что-то делает вполсилы, не вкладывая в это всю душу, ему говорят: «Вложи в это свое сердце!»

#00:25:05#

Мы используем слово «сердце» и к месту, и не к месту, но что оно означает на самом деле? Сердце в нашем понимании означает глубокую область сознания, сокровенные глубины сознания; не периферийный, поверхностный слой сознания, но глубокие слои сознания — сердцевину. С отсутствующим умом, поверхностно мы можем совершать какую-то так называемую духовную деятельность.

#00:25:57#

Как мы можем повторять имя Кришны? Наши губы, наш язык могут повторять слоги имени Кришны, но в то же время наше существо не вовлечено в то, что мы делаем. Поэтому нам советуют, что для нас лучшее, идеальное положение — совершать активное служение. По-другому это можно сформулировать как «принятие ответственности». Когда мы принимаем ответственность на себя за что-то, за какую-то деятельность в сознании Кришны, эта ответственность побуждает нас концентрироваться целиком и полностью на том, что мы делаем. Тогда желанный результат концентрации ума и сердца может быть достижим.

#00:27:21#

Когда эта полная концентрация достигнута, когда она есть, тогда имя Кришны может само собой, естественно явиться в нас. Но если мы отвергаем служение как таковое, то есть практическую деятельность, если мы отвергаем ее ради отсутствующего механического повторения имен Кришны, тогда вряд ли для нас достижим [духовный результат], вряд ли мы идем вперед — прогресс недостижим.

#00:28:09#

Киртан означает прежде всего проповедь или пропаганду с целью привлечь других людей в сознание Кришны. Именно эта деятельность принесет желанную концентрацию. Если вы пытаетесь дать кому-то сознание Кришны, объяснить концепцию сознания Кришны, вы просто не можете делать это с отсутствующим умом. Вы неизбежно будете концентрироваться на том, что вы говорите.

#00:29:09#

Когда мы слышим выражение «нама-санкиртана», мы не должны ограничивать его, думая, что нама-санкиртана относится лишь к повторению джапы или к тому, чтобы взять в руки караталы и стучать ими.

#00:29:38#

Духовный революционер Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал радикально новое, революционное понимание того, что есть киртан. Он сказал: «Киртан означает сражение, битву». О какой битве идет речь? Это битва, в которой концепция сознания Кришны сражается с заблуждением, с иллюзией.

#00:30:09#

...калау тад дхари-кӣртана̄т[7]

Мы должны помнить это. Когда мы слышим, что в Кали-югу киртан является рекомендованным путем богопостижения, мы должны помнить истину о природе киртана. Есть битва! Эта битва не только вовне, она происходит в нас, в нашем собственном существе. Именно здесь, внутри нас, происходит сражение.

#00:30:54#

Мы слышим нечто от вайшнавов, и Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне входит в нас, в наше существо. Но есть тысячи ложных желаний, которые удерживают свои позиции в нашем сердце. Они не хотят эти позиции терять и провозглашают свои права, предъявляют свои права на сердце. Они говорят: «Это наша область!»

#00:31:40#

Но, как имел обыкновение говорить Шрила Шридхар Махарадж, сознание Кришны проникает в сердце человека воровским образом. Он говорил: «Наша единственная надежда заключается в том, что Кришна по Своей природе вор». Вору не требуется приглашение, чтобы войти в дом. Вор заберется в дом, потому что таково его желание — ради своих целей. Так или иначе, по милости вайшнавов Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, пришло к нам, вступило в наше сердце. Оно вступило в нас, в наше существо, и заявило тысячам ложных желаний, которые коренятся в сердце: «Это место принадлежит мне! Оно мое! Убирайтесь отсюда!» И начинается сражение.

#00:33:28#

Когда мы говорим [о вышеописанном процессе], так или иначе, подразумевается то, что зовется на санскрите агьята-сукрити — некая неосознанная и неведомая для нас самих самим удача. Когда мы возвращались на днях в гостиницу, где живет Гурудев, то какая-то маленькая девочка, непреданная, увидела дедушку [Шрилу Гурудева] и открыла перед ним дверь.

#00:34:23#

В расхожем смысле, если кто-то помогает кому-то перейти дорогу или открывает дверь старому человеку, мы относим это к категории саттва-гуны, добродетели в действии. Но в случае, если тот, перед кем была открыта дверь, [есть] маха-бхагавата, чистый преданный Бога, этот поступок из категории саттва-гуны, из категории сагуны, то есть материального действия, переходит в разряд ниргуны и касается духовного плана бытия.

#00:35:20#

Эта девочка, конечно, не знала о том, кто перед ней. Она не знала о том, что перед ней личность [уровня] маха-бхагавата. Но независимо от того, знала она или нет, личность эта такова, поэтому своим простым поступком она соприкоснулась с уровнем ниргуна. Когда подобные благочестивые поступки, трансцендентные благочестивые [поступки] накапливаются, это везение аккумулируется, можно сказать, оно приводит к возникновению веры.

#00:36:06#

Именно это мы подразумеваем под словами «так или иначе»: когда тем или иным образом человек обретает некую связь с сознанием Кришны, то неизбежно, неоспоримо (по-другому и быть не может) это связано с вайшнавами, поскольку они являются посредниками божественной милости. Они подобны божественным шпионам. Иногда они странствуют по этому миру, никем не узнанные и не замеченные, и, тем не менее, эти люди, эти личности являются посланцами центрального измерения или самого центра, самой сердцевины безграничного мира.

#00:37:34#

‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’, — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа
[8]

Именно поэтому писания говорят нам: «Одно мгновение общения с такой личностью способно даровать человеку все совершенство». Иногда люди задаются вопросом: «Как много времени требуется, чтобы стать сознающим Кришну?» Иногда это может произойти за одно мгновение.

#00:38:22#

Когда Шукадев Госвами беседовал с Махараджем Парикшитом, то последний спросил его: «Как много времени уйдет на достижение совершенства?» Шукадев сказал: «Приблизительно неделя». Парикшит Махарадж на это отвечал: «У меня есть семь дней». По прошествии семи дней он обладал совершенным сознанием Кришны. В то же время Шукадев Госвами рассказал Парикшиту о Кхатванге Махарадже, который достиг сознания Кришны буквально за мгновение.

#00:39:10#

Он [Кхатванга Махарадж] был благословлен неким даром от девов, от жителей небесных миров. Он сказал: «У меня есть один вопрос, и я хотел бы, чтобы вы (девы) на него ответили: „Сколько мне осталось жить?“» Они сказали: «Мгновение». И он, осознав насущную необходимость, потребность в сознании Кришны, тотчас же стал сознающим Кришну. Но для того, чтобы достичь этого нечто, мы должны изменить свой угол зрения или свое видение, свое восприятие того, кем являемся мы, и чем является окружающий мир.

#00:40:22#

Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил о том, что нечего винить окружающий мир. Это совершенно бессмысленно. Ни окружающий мир, ни обстоятельства, ни люди вокруг нас не несут ответственности, они не виноваты в том плохом, что происходит с нами. Мы ответственны за происходящее с нами.

#00:40:47#

Когда вы готовы взять на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки, тогда ваши дни в материальном мире сочтены. Вам осталось немного. Но до тех пор, пока мы продолжаем обвинять в своих невзгодах и бедах людей, события и окружающий мир, мы остаемся в этом порочном круге.

#00:41:24#

уддхаред а̄тмана̄тма̄нам̇,
на̄тма̄нам аваса̄дайет
а̄тмаива хй а̄тмано бандхур,
а̄тмаива рипур а̄тманах̣
[9]

Писания говорят: «Мы сами являемся лучшими друзьями для себя и худшими врагами». Некого винить.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Васильченко Татьяна, Гунали Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] Ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаранам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау, бхактиш́ чен нава-лакшан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄, тан манйе ’дхӣтам уттамам — Махарадж Прахлада сказал: «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).

[2] Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣ — «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

[3] На ма̄м̇ душ̣кр̣тино мӯд̣ха̄х̣, прападйанте нара̄дхама̄х̣ / ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄, а̄сурам̇-бха̄вам-а̄ш́рита̄х̣ — «Существуют четыре вида неудачливых душ, не способных предаться Мне: недальновидные обыватели, поглощенные тяжелым трудом ради мирских достижений; порочные материалисты, занятые социальным и экономическим развитием общества, но отвергающие путь служения Всевышнему; заблуждающиеся мыслители, дающие превратные толкования священных писаний; безбожники и люди, склонные к безличным представлениям об Абсолюте» (Бхагавад-гита, 7.15).

[4] Са̄дху-сан̇га, на̄ма-кӣртана, бха̄гавата-ш́раван̣а, матхура̄-ва̄са, ш́рӣ-мӯртира ш́раддха̄йа севана / сакала-са̄дхана-ш́реш̣т̣ха эи пан̃ча ан̇га, кр̣ш̣н̣а-према джанма̄йа эи па̄̐чера алпа сан̇га — «(1) Общение с садху. (2) Воспевание Святого Имени Господа. (3) Слушание священных писаний, в которых описана чистая преданность. (4) Жизнь в священном месте. (5) Служение Божеству Господа с полной верой. Таковы пять лучших составляющих практики преданности. Божественная любовь к Кришне развивается благодаря даже самой незначительной практике этих пяти составляющих» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.128–129).

[5] Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’ / кр̣ш̣н̣а-према джанме, тен̇хо пунах̣ мукхйа ан̇га — «Коренной причиной преданного служения Господу Кришне является общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).

[6] Са ваи махах̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайор, вача̄м̇си ваикун̣т̣ха-гун̣а̄нуварн̣ане / карау харер мандира-ма̄рджана̄диш̣у, ш́рутим̇ чака̄ра̄чйута-сат-катходайе // мукунда-лин̇га̄лайа-дарш́ане др̣ш́ау, тад-бхр̣тйа-га̄тра-спарш́е ’н̇га-сан̇гамам / гхра̄н̣ам̇ ча тат-па̄да-сароджа-саурабхе, ш́рӣмат-туласйа̄ расана̄м̇ тад-арпите // па̄дау харех̣ кш̣етра-пада̄нусарпан̣е, ш́иро хр̣ш̣ӣкеш́а-пада̄бхивандане / ка̄мам̇ ча да̄сйе на ту ка̄ма-ка̄мйайа̄, йатхоттамаш́лока-джана̄ш́райа̄ ратих̣ — «В своих мыслях Амбариш Махарадж всегда был подле стоп Господа Кришны, свою речь он посвящал единственно прославлению Всевышнего, собственными руками он убирался в храме Его, а свой слух обращал к словам Всевышнего и о Всевышнем. Взор государя всегда был обращен к изваянию Кришны, храмам Господа и святым местам, связанным с Ним, — таким как Матхура и Вриндаван. Руками он умащал стопы преданных слуг Господа, носом вдыхал запах листьев туласи, предложенных Господу, а языком причащался к прасаду Господа. Ноги государя несли его в святые места и храмы Божьи, а голову свою он склонял перед Всевышним и Его верными рабами. Он не имел иных желаний, кроме служения Господу, коему посвящал себя денно и нощно. Свои чувства Амбариш Махарадж занимал единственно делами, связанными с Господом, и всячески сторонился плотских удовольствий. И так день ото дня возрастало в нем влечение к Господу» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.18–20).

[7] Кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ / два̄паре паричарйа̄йа̄м̇, калау тад дхари-кӣртана̄т — «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.345).

[8] «Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

[9] «Устремленный к истине ум способен возвысить человека, тогда как ум, привязанный к чувственным наслаждениям, ведет его к падению. Ум может быть как другом души, так и ее врагом» (Шримад Бхагавад-гита, 6.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования