«Путь к чистоте через смирение, терпение, почтение и духовную практику». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Дневная лекция 25 июля 2013 года | Киев, Украина | Фестиваль VEDALIFE



скачать (формат MP3, 36.33M)

 

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Путь к чистоте через смирение, терпение, почтение и духовную практику

(25 июля 2013 года. Киев, Украина. Фестиваль VEDALIFE)

 

Я очень счастлива видеть всех вас и находиться здесь в присутствии Гирираджа. Погода, слава Богу, сегодня чудесная, и мы надеемся, что она такой и останется до конца фестиваля. Также нам посчастливилось собраться здесь всем вместе в присутствии вайшнавов и под прибежищем Господа Гирираджа. По божественной воле наших учителей Гирирадж сейчас являет Себя по всему миру. Я слышала, что здесь Гирираджа установили совсем недавно. Также в этом году Гирираджа установили в Китае. И в Чиангмае, в Таиланде, мы поклоняемся Гирираджу. Здесь также присутствует пуджари Гирираджа из Москвы. [Обращаясь к пуджари:] Дандават, Прабху!

#00:02:29#

Мы знаем, что Гирирадж является частичкой Безграничного. Даже маленькая часть Безграничного является безграничной, в соответствии с учением Шрилы Шридхара Махараджа. Одна капля Бесконечного так же бесконечна. Также мы знаем, что Гирирадж является слугой Кришны. Он одновременно и слуга Кришны, и сам Кришна. В Сибири Гирирадж явил Себя совсем недавно, год назад.

#00:04:11#

Удивительная вещь в Гирирадже: Он обладает такой милостью, что, если мы молимся Ему и просим сами не знаем что, Он исправляет нашу молитву и приводит ее в должное состояние. Это происходит потому, что мы сами не знаем, что для нас лучше. Потому что наш ум находится в заблуждении, и мы часто думаем, что нам нужно что-то, что на самом деле нам не нужно. Но Господь обладает такой милостью, что Он знает, что нужно нам на самом деле, что будет для нас благоприятно для нашего духовного развития. Поэтому Он исправляет нашу молитву. Поклонение Гирираджу довольно простое, оно не осложнено большим количеством формальностей, оно довольно свободное. Потому что поклонение Гирираджу представляет собой принцип рага-бхакти.

#00:06:25#

…пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге[1]

Как сказано в этой шлоке, мы поклоняемся потоку спонтанной преданности, рага-бхакти, на почтительном расстоянии со сложенными ладонями, придерживаясь при этом всех необходимых правил поклонения. Мы надеемся, что в какой-то момент по милости наших Гуру этот поток преданности откроется также и в нашем сердце.

#00:07:38#

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́…[2]

В процессе практики, если мы следуем наставлениям наших учителей, слушаем их проповедь, служим им, следуем всем необходимым составляющим служения, — Господь постепенно входит в сердце и рассеивает все заблуждения, которые там накопились. Он устраняет все сомнения и разрушает все наши ложные привязанности. Я процитировала этот стих, который изначально явлен в «Бхагаватам», также Шрила Шридхар Махарадж включил его в свою «Прапанна-дживанамритам».

[Прославляет появившегося Шрилу Авадхута Махараджа:]

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

#00:10:36#

В этом стихе сказано, что положение преданного подобно следующему. Преданный понимает, что этот мир подобен луже грязи, в которой ему необходимо находиться. Он понимает это, но не может оставить ее. Но Кришна говорит, что, если у такого преданного есть искренность, то, благодаря ей и признанию своего плачевного положения, он может преодолеть все трудности. Если его искренности будет достаточно для того, чтобы посвятить себя всем процессам служения в преданности, то его положение будет благоприятным.

#00:13:02#

Кришна говорит: «Я, подобно утреннему солнцу, взойду в сердце такого преданного и рассею все облака, всю тьму его невежества и заблуждений». И все, что связывало наше сердце, все эти узлы развяжутся и сердце сможет реализовать свой потенциал. Тогда все реакции, последствия его [искреннего преданного Бога] предыдущих действий будут аннулированы. Таким поразительным эффектом обладает наше искреннее желание пригласить Господа на трон нашего сердца и очистить сердце для того, чтобы Ему было в нем приятно. Мы стремимся достичь такого положения.

#00:15:19#

Такова наша молитва, потому что мы все, в той или иной степени, находимся в таком положении. Мы находимся в грязи материального мира, мы покрыты слоями невежества, заблуждений, предубеждений. И мы понимаем, что должны очиститься от этого. К этому мы стремимся. Поэтому мы сохраняем свою надежду, что, когда мы практикуем служение в преданности, когда мы служим вайшнавам, слушаем их наставления, слушаем философию, читаем книги, что в процессе этого служения мы получим милость Гуру, что он дарует нам такое откровение в сердце. Таковы девять видов преданного служения:

#00:16:35#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам…[3]

и т. д. Мы слушаем о Кришне, говорим о Кришне, поклоняемся Божеству, служим вайшнавам и т. д. Мы общаемся с преданными, общаемся с садху, служим им. Всопеваем Святое Имя, следуя наставлениям Махапрабху:

#00:17:27#

тр̣на̄д апи сунӣчена…[4]

Мы соблюдаем регулирующие принципы и проявляем смирение, почтение и уважение по отношению к другим. Мы следуем этим принципам потому, что они делают нас сильнее. Они позволяют нам правильно понимать все, что с нами происходит в служении в преданности и дают нам силы его совершать. Мы ответственно выполняем то, что нам поручено, мы прилагаем свои возможные усилия, при этом понимая, что конечный результат не в наших руках, что мы можем лишь надеяться, что все произойдет так, как должно произойти по милости Бога. Потому что сознание Кришны — нисходящий процесс. Он как откровение приходит к нам свыше. А мы лишь можем пытаться привлечь эту милость свыше. Мы можем стараться обрести правильное состояние своего ума, смиренное, покорное состояние ума, чтобы совершать служение. И тогда Господь примет нас.

#00:20:10#

В своем положении мы можем стараться задействовать все доступные нам на данный момент средства и построить свою жизнь вокруг служения. При этом внутренне, в сердце, молиться о том, чтобы Господь даровал нам еще милость, открылся нам. В нашей практике есть две обязательные составляющие. Это 1) общение с преданными, следование их наставлениям; и 2) практическое служение. Такого рода фестивали, как этот, являются очень хорошей возможностью для такого практического служения. На этом фестивале по милости вайшнавов Гирирадж прибыл сюда. И все преданные из разных стран собираются, и у нас есть уникальная возможность не только слушать, но и рассказывать об этом другим гостям нашего фестиваля и, таким образом, пробуждать в их сердце какую-то осознанность в отношении духовного знания.

#00:23:00#

Мы и практикующие, и проповедующие одновременно. Проповедующие в том смысле, что мы всегда находимся в окружении каких-то людей — это могут быть и гости фестиваля, и преданные. И мы должны внимательно к ним относиться и смотреть, кто чем интересуется, — возможно, люди будут спрашивать что-то, и мы можем всегда поделиться тем, что у нас есть, тем, что нам самим дорого или интересно. Это и будет проповедью.

#00:23:46#

Одно из любимых выражений Шрилы Гурудева, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, было такое: «Если у меня есть пять долларов, я начну свой бизнес с пятью долларами». Он говорил это по своему смирению, обращаясь более к нам, к нашему положению, как бы говоря нам: у вас всегда есть что-то, чем вы можете поделиться. Даже если это что-то незначительное, этого достаточно, чтобы начать. Это удивительно, но правило таково, что чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. Не нужно думать, что ты потеряешь что-то, отдав кому-то то, что для вас ценно. Не нужно бояться делиться с другими тем, что вам дорого. Особенно если они искренне спрашивают, искренне интересуются, расскажите им об этом, и вы почувствуете, что у вас стало больше. Это как если бы мы пробовали что-то очень вкусное, например сладкий шарик. Мы пробуем его и испытываем естественное желание поделиться этим с другом. В особенности, если дело касается решения всех возможных проблем этого мира, которое к нам приходит по милости наших Гуру. Мы обладаем этим знанием и можем поделиться им с другими людьми, которые страдают от этих же проблем.

#00:26:50#

Парам-Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, говорил о том, что мы все — части одного большого органического Целого. Мы все действуем во благо одного Центра. И только так мы можем обрести настоящее удовлетворение, подлинное счастье. Это как полив дерева. Если мы поливаем его корень, то все его листья, все ветки автоматически получают питание, воду. Также это сравнивают с приемом пищи. Если мы поглощаем пищу через рот, то она, попадая в желудок, дает энергию всем частям нашего тела[5]. Мы не едим через уши или через нос. Поэтому наша обязанность, так же как частей одного большого организма, этой вселенной, — служить на благо этого единого организма. И мы рады возможности слушать об этом знании и делиться им с другими.

#00:29:30#

Таким образом, фестивали, подобные этому, — это потрясающая возможность практиковать, служить и проповедовать. И я очень счастлива быть вместе с вами здесь. Я знаю, что по программе у нас два этих дня будут для преданных… Мы будем давать лекции для преданных. А затем, начиная с выходных, будет уже публичная программа, придут гости. Поэтому берегите себя и готовьтесь к большому фестивальному расписанию. Мне даже не нужно упоминать, что вам необходимо найти служение, потому что вы все уже и так здесь заняты в каких-то приготовлениях. Шрила Госвами Махарадж приедет этим вечером, даст лекцию. И также у нас будет киртан. Если у кого-то есть вопросы, можете сейчас их задавать. Затем будет обед и можно будет принять прасадам.

Да, Ума Диди?

#00:31:54#

Ума Деви Даси: Вы рассказывали о Боге и любви в сердце. Параматма живет в сердцах. Возможно ли, чтобы в одном сердце сочетались любовь и раздражение, ненависть к другим людям? Может быть такое, что Бога там [в сердце] на тридцать процентов и семьдесят процентов раздражения? Или если Господь приходит, то Он занимает сто процентов сердца?

#00:33:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Сейчас наше положение таково, что мы лишь готовимся к приходу Господа в наше сердце. Мы как бы разгребаем завалы в своем сердце, наводим порядок. Об этом говорится в этой шлоке:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇…[6]

Повторяя Святое Имя Господа, мы очищаем свое сердце.

#00:34:38#

В первой шлоке «Шикшаштакам» говорится, что наше сердце покрыто толстым слоем пыли, которую мы накопили за все предыдущие жизни. И сейчас мы лишь начали процесс его очищения. Получив мантру от Гуру, мы повторяем ее, и это подобно протиранию зеркала нашего ума. Мы все — практикующие ученики, мы следуем всем практикам служения в преданности, с целью на данном этапе очистить свое сердце и подготовить его для того, чтобы Господь присутствовал в нем.

#00:36:27#

В этом стихе, который я цитировала в начале, Кришна говорит, что ученик, который находится посреди всей этой грязи, понимает, что это грязь, и хочет очиститься от нее, выбраться из нее. Такой преданный, если он искренне посвятит себя служению преданным, будет успешен. Кришна явит Себя в сердце такого ученика, но постепенно. Это не моментальный процесс, но постепенный. Такой преданный пытается развить в себе правильное настроение преданности, т. е. смирение, терпение. Но он понимает, что у него, конечно же, присутствуют и гнев, и раздражение, и критика, и все остальное. Именно такое состояние приводит преданного к тому, что он искренне молит Господа: «Пожалуйста, помоги мне! Я не могу сам справиться со своими недостатками». Тогда Господь являет Себя в сердце такого ученика.

#00:38:49#

Поэтому мы даже не преданные, мы стремящиеся стать преданными. Мы готовим себя к тому, чтобы стать преданными. Мы ученики, которые начали процесс очищения, которым, наконец-то, представилась возможность начать этот процесс очищения своего сердца. Потому что, конечно же, все эти недостатки в нашем сердце мешают нам быть терпеливыми, смиренными, уважать других. Мы находимся в очень сложном, можно сказать, безнадежном положении. Поэтому это дает возможность Господу прийти к нам на помощь. Сейчас для нас сознание Кришны является теорией, которую мы стараемся ввести в свою практику, сделать это нашей жизнью. Мы двигаемся в правильном направлении, но у нас еще очень-очень большой путь впереди. И, конечно же, время от времени мы понимаем, что не соответствуем принципам смирения, терпения и почтения к другим. Но мы, замечая это, можем исправить это в следующий раз, сделать правильный выбор в следующий раз.

#00:42:00#

На самом деле эти три принципа, которые дал Махапрабху в «Шикшаштаке» (смирение, терпение, почтение к другим), являются той самой волшебной панацеей от всех наших проблем в этом мире. Эти три принципа помогают нам жить в гармонии с окружением. Шрила Гурудев жил этими словами. Они были вышиты у него в Навадвипе, и он везде, где только можно, распечатывал эту шлоку. Он жил этими словами. Он был экспертом, примером смирения, терпения, почтения к другим. И он был идеальным примером. Однажды Госвами Махарадж рассказывал, как спросил у Гурудева: «Вы всегда проповедуете этот принцип смирения, терпения, почтения к другим, постоянно о нем говорите. Почему вы делаете такой акцент на этом?» И Шрила Гурудев сказал ему: «Я все испробовал. Ничего, кроме этого, не помогает». Если мы будем стараться следовать этому принципу, то все возможные конфликты, которые у нас возникают с окружающими, с преданными, в служении или даже просто с людьми вокруг нас… Если мы будем следовать этим принципам, то мы увидим, как они работают, как эти проблемы постепенно уходят. Мы должны продолжать наше служение с надеждой на то, что в процессе этого служения Господь придет как солнце в наше сердце и рассеет все наши заблуждения.

#00:45:31#

Ума Деви Даси: Равнозначны ли смирение, терпение и почтение к другим любви? Получается, что мы можем любить Бога, но к остальным относиться только со смирением, терпением и почтением? Например, в мире очень много социальной несправедливости, каких-то жестокостей одних людей по отношению к другим, унижений. Мы также должны относиться к этому со смирением, терпением и почтением? Или просто абстрагироваться — нас это не касается?

#00:47:08#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вообще, у любого принципа есть практическое применение. В данном случае смирение, терпение и почтение к другим — это необходимое условие для того, чтобы мы вообще могли повторять Святое Имя Кришны. На данном этапе мы не можем этого делать и нам нужны эти три качества, чтобы быть способными на это. Также говорится, что у этого принципа есть практическое применение, но в случае, если неуважение, непочтение оказано к вам, вам нужно быть смиренным. Но если кто-то оскорбляет, наносит какой-то вред, ущерб вашему Гуру, вы должны защитить своего Гуру. Вы не можете под предлогом ложного смирения ничего не делать. Этот принцип больше относится к тому, как мы взаимодействуем с преданными внутри семьи Гурудева.

#00:49:12#

Нет единого рецепта на все случаи жизни. У каждого принципа есть практическое применение: где, когда и в каких обстоятельствах он может применяться. Такая способность различать, как себя вести, приходит с адхикаром, т. е. с опытом. До тех пор, пока у нас нет такой способности, для нас безопаснее всего будет находиться в обществе тех, у кого она есть. Мы постоянно должны спрашивать их совета, консультироваться с ними и, находясь в их обществе, служить. Таким образом, мы получим благо в нашей духовной жизни.

Хорошо?

#00:50:51#

Я думаю, что уже пришло время [почтения] прасада. Я буду здесь до вечера. Если вы хотите пообщаться со мной, задать какие-то личные вопросы, я буду счастлива вам послужить, ответить на них. Я не знаю всего, но я знаю что-то по милости нашей гуру-варги.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай!

Рупануга-гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Сева-вринда ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Туласи Махарани ки джай!

Ганга-Ямунаджи ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Преданным во всем мире ки джай!

Кхол-каратала ки джай!

Гаура-бхакта-вринда ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Рамачандра Прабху: Шримати Бхакти Лалита Деви ки джай!

Бхакти Лалита Деви Даси: Рамачандра Прабху ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Маха-прасад ки джай!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Ма̄тала хари-джана кӣртане-ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

2  Бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, др̣ш̣т̣а эва̄тманӣш́варе — «Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.21).

3  Ш́раван̣ам̄ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ сен нава-лакш̣ана̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам Махарадж Прахлада сказал: «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого служения в преданности. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).

4  Тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

5  В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».

6  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрна̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Да воссияет победоносно шри кришна-санкиртана в своей непорочной чистоте и славе! Совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит яростный лесной пожар материального бытия и разливает благодатный лунный свет, под которым расцветает лотос сердца. Это пение — жизнь и душа божественного супружества, и, углубляя океан чистейшей радости, оно каждый миг благоухает совершенным нектаром, омывая и освежая все естество души» («Шри Шикшаштакам», 1).




←  «Как лучше проповедовать?» Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 25 августа 2013 года | Москва, Кисельный | Фестиваль VEDALIFE ·• Архив новостей •· «Сохраняя простоту своих сердец». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж, Шрипад Парамананда Прабху. 2 марта 2020 года. Гокула, Вриндаван, Индия
 →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 38.1 МБ)

 

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Путь к чистоте через смирение, терпение, почтение и духовную практику

(25 июля 2013 года. Киев, Украина. Фестиваль VEDALIFE)

 

Я очень счастлива видеть всех вас и находиться здесь в присутствии Гирираджа. Погода, слава Богу, сегодня чудесная, и мы надеемся, что она такой и останется до конца фестиваля. Также нам посчастливилось собраться здесь всем вместе в присутствии вайшнавов и под прибежищем Господа Гирираджа. По божественной воле наших учителей Гирирадж сейчас являет Себя по всему миру. Я слышала, что здесь Гирираджа установили совсем недавно. Также в этом году Гирираджа установили в Китае. И в Чиангмае, в Таиланде, мы поклоняемся Гирираджу. Здесь также присутствует пуджари Гирираджа из Москвы. [Обращаясь к пуджари:] Дандават, Прабху!

#00:02:29#

Мы знаем, что Гирирадж является частичкой Безграничного. Даже маленькая часть Безграничного является безграничной, в соответствии с учением Шрилы Шридхара Махараджа. Одна капля Бесконечного так же бесконечна. Также мы знаем, что Гирирадж является слугой Кришны. Он одновременно и слуга Кришны, и сам Кришна. В Сибири Гирирадж явил Себя совсем недавно, год назад.

#00:04:11#

Удивительная вещь в Гирирадже: Он обладает такой милостью, что, если мы молимся Ему и просим сами не знаем что, Он исправляет нашу молитву и приводит ее в должное состояние. Это происходит потому, что мы сами не знаем, что для нас лучше. Потому что наш ум находится в заблуждении, и мы часто думаем, что нам нужно что-то, что на самом деле нам не нужно. Но Господь обладает такой милостью, что Он знает, что нужно нам на самом деле, что будет для нас благоприятно для нашего духовного развития. Поэтому Он исправляет нашу молитву. Поклонение Гирираджу довольно простое, оно не осложнено большим количеством формальностей, оно довольно свободное. Потому что поклонение Гирираджу представляет собой принцип рага-бхакти.

#00:06:25#

…пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге[1]

Как сказано в этой шлоке, мы поклоняемся потоку спонтанной преданности, рага-бхакти, на почтительном расстоянии со сложенными ладонями, придерживаясь при этом всех необходимых правил поклонения. Мы надеемся, что в какой-то момент по милости наших Гуру этот поток преданности откроется также и в нашем сердце.

#00:07:38#

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́…[2]

В процессе практики, если мы следуем наставлениям наших учителей, слушаем их проповедь, служим им, следуем всем необходимым составляющим служения, — Господь постепенно входит в сердце и рассеивает все заблуждения, которые там накопились. Он устраняет все сомнения и разрушает все наши ложные привязанности. Я процитировала этот стих, который изначально явлен в «Бхагаватам», также Шрила Шридхар Махарадж включил его в свою «Прапанна-дживанамритам».

[Прославляет появившегося Шрилу Авадхута Махараджа:]

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

#00:10:36#

В этом стихе сказано, что положение преданного подобно следующему. Преданный понимает, что этот мир подобен луже грязи, в которой ему необходимо находиться. Он понимает это, но не может оставить ее. Но Кришна говорит, что, если у такого преданного есть искренность, то, благодаря ей и признанию своего плачевного положения, он может преодолеть все трудности. Если его искренности будет достаточно для того, чтобы посвятить себя всем процессам служения в преданности, то его положение будет благоприятным.

#00:13:02#

Кришна говорит: «Я, подобно утреннему солнцу, взойду в сердце такого преданного и рассею все облака, всю тьму его невежества и заблуждений». И все, что связывало наше сердце, все эти узлы развяжутся и сердце сможет реализовать свой потенциал. Тогда все реакции, последствия его [искреннего преданного Бога] предыдущих действий будут аннулированы. Таким поразительным эффектом обладает наше искреннее желание пригласить Господа на трон нашего сердца и очистить сердце для того, чтобы Ему было в нем приятно. Мы стремимся достичь такого положения.

#00:15:19#

Такова наша молитва, потому что мы все, в той или иной степени, находимся в таком положении. Мы находимся в грязи материального мира, мы покрыты слоями невежества, заблуждений, предубеждений. И мы понимаем, что должны очиститься от этого. К этому мы стремимся. Поэтому мы сохраняем свою надежду, что, когда мы практикуем служение в преданности, когда мы служим вайшнавам, слушаем их наставления, слушаем философию, читаем книги, что в процессе этого служения мы получим милость Гуру, что он дарует нам такое откровение в сердце. Таковы девять видов преданного служения:

#00:16:35#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам…[3]

и т. д. Мы слушаем о Кришне, говорим о Кришне, поклоняемся Божеству, служим вайшнавам и т. д. Мы общаемся с преданными, общаемся с садху, служим им. Всопеваем Святое Имя, следуя наставлениям Махапрабху:

#00:17:27#

тр̣на̄д апи сунӣчена…[4]

Мы соблюдаем регулирующие принципы и проявляем смирение, почтение и уважение по отношению к другим. Мы следуем этим принципам потому, что они делают нас сильнее. Они позволяют нам правильно понимать все, что с нами происходит в служении в преданности и дают нам силы его совершать. Мы ответственно выполняем то, что нам поручено, мы прилагаем свои возможные усилия, при этом понимая, что конечный результат не в наших руках, что мы можем лишь надеяться, что все произойдет так, как должно произойти по милости Бога. Потому что сознание Кришны — нисходящий процесс. Он как откровение приходит к нам свыше. А мы лишь можем пытаться привлечь эту милость свыше. Мы можем стараться обрести правильное состояние своего ума, смиренное, покорное состояние ума, чтобы совершать служение. И тогда Господь примет нас.

#00:20:10#

В своем положении мы можем стараться задействовать все доступные нам на данный момент средства и построить свою жизнь вокруг служения. При этом внутренне, в сердце, молиться о том, чтобы Господь даровал нам еще милость, открылся нам. В нашей практике есть две обязательные составляющие. Это 1) общение с преданными, следование их наставлениям; и 2) практическое служение. Такого рода фестивали, как этот, являются очень хорошей возможностью для такого практического служения. На этом фестивале по милости вайшнавов Гирирадж прибыл сюда. И все преданные из разных стран собираются, и у нас есть уникальная возможность не только слушать, но и рассказывать об этом другим гостям нашего фестиваля и, таким образом, пробуждать в их сердце какую-то осознанность в отношении духовного знания.

#00:23:00#

Мы и практикующие, и проповедующие одновременно. Проповедующие в том смысле, что мы всегда находимся в окружении каких-то людей — это могут быть и гости фестиваля, и преданные. И мы должны внимательно к ним относиться и смотреть, кто чем интересуется, — возможно, люди будут спрашивать что-то, и мы можем всегда поделиться тем, что у нас есть, тем, что нам самим дорого или интересно. Это и будет проповедью.

#00:23:46#

Одно из любимых выражений Шрилы Гурудева, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, было такое: «Если у меня есть пять долларов, я начну свой бизнес с пятью долларами». Он говорил это по своему смирению, обращаясь более к нам, к нашему положению, как бы говоря нам: у вас всегда есть что-то, чем вы можете поделиться. Даже если это что-то незначительное, этого достаточно, чтобы начать. Это удивительно, но правило таково, что чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. Не нужно думать, что ты потеряешь что-то, отдав кому-то то, что для вас ценно. Не нужно бояться делиться с другими тем, что вам дорого. Особенно если они искренне спрашивают, искренне интересуются, расскажите им об этом, и вы почувствуете, что у вас стало больше. Это как если бы мы пробовали что-то очень вкусное, например сладкий шарик. Мы пробуем его и испытываем естественное желание поделиться этим с другом. В особенности, если дело касается решения всех возможных проблем этого мира, которое к нам приходит по милости наших Гуру. Мы обладаем этим знанием и можем поделиться им с другими людьми, которые страдают от этих же проблем.

#00:26:50#

Парам-Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, говорил о том, что мы все — части одного большого органического Целого. Мы все действуем во благо одного Центра. И только так мы можем обрести настоящее удовлетворение, подлинное счастье. Это как полив дерева. Если мы поливаем его корень, то все его листья, все ветки автоматически получают питание, воду. Также это сравнивают с приемом пищи. Если мы поглощаем пищу через рот, то она, попадая в желудок, дает энергию всем частям нашего тела[5]. Мы не едим через уши или через нос. Поэтому наша обязанность, так же как частей одного большого организма, этой вселенной, — служить на благо этого единого организма. И мы рады возможности слушать об этом знании и делиться им с другими.

#00:29:30#

Таким образом, фестивали, подобные этому, — это потрясающая возможность практиковать, служить и проповедовать. И я очень счастлива быть вместе с вами здесь. Я знаю, что по программе у нас два этих дня будут для преданных… Мы будем давать лекции для преданных. А затем, начиная с выходных, будет уже публичная программа, придут гости. Поэтому берегите себя и готовьтесь к большому фестивальному расписанию. Мне даже не нужно упоминать, что вам необходимо найти служение, потому что вы все уже и так здесь заняты в каких-то приготовлениях. Шрила Госвами Махарадж приедет этим вечером, даст лекцию. И также у нас будет киртан. Если у кого-то есть вопросы, можете сейчас их задавать. Затем будет обед и можно будет принять прасадам.

Да, Ума Диди?

#00:31:54#

Ума Деви Даси: Вы рассказывали о Боге и любви в сердце. Параматма живет в сердцах. Возможно ли, чтобы в одном сердце сочетались любовь и раздражение, ненависть к другим людям? Может быть такое, что Бога там [в сердце] на тридцать процентов и семьдесят процентов раздражения? Или если Господь приходит, то Он занимает сто процентов сердца?

#00:33:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Сейчас наше положение таково, что мы лишь готовимся к приходу Господа в наше сердце. Мы как бы разгребаем завалы в своем сердце, наводим порядок. Об этом говорится в этой шлоке:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇…[6]

Повторяя Святое Имя Господа, мы очищаем свое сердце.

#00:34:38#

В первой шлоке «Шикшаштакам» говорится, что наше сердце покрыто толстым слоем пыли, которую мы накопили за все предыдущие жизни. И сейчас мы лишь начали процесс его очищения. Получив мантру от Гуру, мы повторяем ее, и это подобно протиранию зеркала нашего ума. Мы все — практикующие ученики, мы следуем всем практикам служения в преданности, с целью на данном этапе очистить свое сердце и подготовить его для того, чтобы Господь присутствовал в нем.

#00:36:27#

В этом стихе, который я цитировала в начале, Кришна говорит, что ученик, который находится посреди всей этой грязи, понимает, что это грязь, и хочет очиститься от нее, выбраться из нее. Такой преданный, если он искренне посвятит себя служению преданным, будет успешен. Кришна явит Себя в сердце такого ученика, но постепенно. Это не моментальный процесс, но постепенный. Такой преданный пытается развить в себе правильное настроение преданности, т. е. смирение, терпение. Но он понимает, что у него, конечно же, присутствуют и гнев, и раздражение, и критика, и все остальное. Именно такое состояние приводит преданного к тому, что он искренне молит Господа: «Пожалуйста, помоги мне! Я не могу сам справиться со своими недостатками». Тогда Господь являет Себя в сердце такого ученика.

#00:38:49#

Поэтому мы даже не преданные, мы стремящиеся стать преданными. Мы готовим себя к тому, чтобы стать преданными. Мы ученики, которые начали процесс очищения, которым, наконец-то, представилась возможность начать этот процесс очищения своего сердца. Потому что, конечно же, все эти недостатки в нашем сердце мешают нам быть терпеливыми, смиренными, уважать других. Мы находимся в очень сложном, можно сказать, безнадежном положении. Поэтому это дает возможность Господу прийти к нам на помощь. Сейчас для нас сознание Кришны является теорией, которую мы стараемся ввести в свою практику, сделать это нашей жизнью. Мы двигаемся в правильном направлении, но у нас еще очень-очень большой путь впереди. И, конечно же, время от времени мы понимаем, что не соответствуем принципам смирения, терпения и почтения к другим. Но мы, замечая это, можем исправить это в следующий раз, сделать правильный выбор в следующий раз.

#00:42:00#

На самом деле эти три принципа, которые дал Махапрабху в «Шикшаштаке» (смирение, терпение, почтение к другим), являются той самой волшебной панацеей от всех наших проблем в этом мире. Эти три принципа помогают нам жить в гармонии с окружением. Шрила Гурудев жил этими словами. Они были вышиты у него в Навадвипе, и он везде, где только можно, распечатывал эту шлоку. Он жил этими словами. Он был экспертом, примером смирения, терпения, почтения к другим. И он был идеальным примером. Однажды Госвами Махарадж рассказывал, как спросил у Гурудева: «Вы всегда проповедуете этот принцип смирения, терпения, почтения к другим, постоянно о нем говорите. Почему вы делаете такой акцент на этом?» И Шрила Гурудев сказал ему: «Я все испробовал. Ничего, кроме этого, не помогает». Если мы будем стараться следовать этому принципу, то все возможные конфликты, которые у нас возникают с окружающими, с преданными, в служении или даже просто с людьми вокруг нас… Если мы будем следовать этим принципам, то мы увидим, как они работают, как эти проблемы постепенно уходят. Мы должны продолжать наше служение с надеждой на то, что в процессе этого служения Господь придет как солнце в наше сердце и рассеет все наши заблуждения.

#00:45:31#

Ума Деви Даси: Равнозначны ли смирение, терпение и почтение к другим любви? Получается, что мы можем любить Бога, но к остальным относиться только со смирением, терпением и почтением? Например, в мире очень много социальной несправедливости, каких-то жестокостей одних людей по отношению к другим, унижений. Мы также должны относиться к этому со смирением, терпением и почтением? Или просто абстрагироваться — нас это не касается?

#00:47:08#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вообще, у любого принципа есть практическое применение. В данном случае смирение, терпение и почтение к другим — это необходимое условие для того, чтобы мы вообще могли повторять Святое Имя Кришны. На данном этапе мы не можем этого делать и нам нужны эти три качества, чтобы быть способными на это. Также говорится, что у этого принципа есть практическое применение, но в случае, если неуважение, непочтение оказано к вам, вам нужно быть смиренным. Но если кто-то оскорбляет, наносит какой-то вред, ущерб вашему Гуру, вы должны защитить своего Гуру. Вы не можете под предлогом ложного смирения ничего не делать. Этот принцип больше относится к тому, как мы взаимодействуем с преданными внутри семьи Гурудева.

#00:49:12#

Нет единого рецепта на все случаи жизни. У каждого принципа есть практическое применение: где, когда и в каких обстоятельствах он может применяться. Такая способность различать, как себя вести, приходит с адхикаром, т. е. с опытом. До тех пор, пока у нас нет такой способности, для нас безопаснее всего будет находиться в обществе тех, у кого она есть. Мы постоянно должны спрашивать их совета, консультироваться с ними и, находясь в их обществе, служить. Таким образом, мы получим благо в нашей духовной жизни.

Хорошо?

#00:50:51#

Я думаю, что уже пришло время [почтения] прасада. Я буду здесь до вечера. Если вы хотите пообщаться со мной, задать какие-то личные вопросы, я буду счастлива вам послужить, ответить на них. Я не знаю всего, но я знаю что-то по милости нашей гуру-варги.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай!

Рупануга-гуру-варга ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Сева-вринда ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Туласи Махарани ки джай!

Ганга-Ямунаджи ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Преданным во всем мире ки джай!

Кхол-каратала ки джай!

Гаура-бхакта-вринда ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Рамачандра Прабху: Шримати Бхакти Лалита Деви ки джай!

Бхакти Лалита Деви Даси: Рамачандра Прабху ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Маха-прасад ки джай!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Ма̄тала хари-джана кӣртане-ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

[2] Бхидйате хр̣дайа-грантхиш́, чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣ / кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и, др̣ш̣т̣а эва̄тманӣш́варе — «Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.21).

[3] Ш́раван̣ам̄ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ сен нава-лакш̣ана̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам Махарадж Прахлада сказал: «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого служения в преданности. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).

[4] Тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

[5] В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».

[6] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрна̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Да воссияет победоносно шри кришна-санкиртана в своей непорочной чистоте и славе! Совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит яростный лесной пожар материального бытия и разливает благодатный лунный свет, под которым расцветает лотос сердца. Это пение — жизнь и душа божественного супружества, и, углубляя океан чистейшей радости, оно каждый миг благоухает совершенным нектаром, омывая и освежая все естество души» («Шри Шикшаштакам», 1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования