«Если Бог есть, Он танцует». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Фестиваль танцев Happy Snow Dance 2013



скачать (формат MP3, 9.34M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Если Бог есть, Он танцует

(фестиваль танцев Happy Snow Dance 2013)

 

#00:00:28#

Здравствуйте, танцоры! Меня зовут Бхакти Судхир Госвами. И я очень счастлив услышать о вас, потому что это [танец] одно из самых лучших, прекрасных занятий, которыми только можно заниматься в жизни.

#00:00:51#

Танец — это не что-то неестественное. Зародыш танцует в утробе матери, малыши танцуют естественным образом. Но по какой-то странной причине, когда люди подрастают, они перестают танцевать. Когда они становятся взрослыми, становятся циниками в своем отношении к жизни, тогда они перестают танцевать.

#00:01:33#

Танец — это одна из естественных функций души, духа. Однажды я был вместе со своим духовным учителем в Индии, и я сел у его лотосоподобных стоп, и он, пребывая в радостном расположении духа, вдруг сказал: «Я заявляю, что высшая Реальность должна танцевать! А что ты скажешь?» Я был удивлен. Это удивило меня, потому что обычно, когда люди говорят о Реальности, они подразумевают что-то абстрактное, сухое, говоря о реальности, о высшей природе и даже о Боге, они считают, что это что-то безличное.

#00:02:54#

Изредка, конечно, даже в науке люди могут использовать в своих речах слово «танец», но они говорят это с иронией, подмигивая понимающе друг другу. «Протоны, электроны — может они и вправду кружатся в танце! — И тут же они посмеиваются, глядя друг на друга, и говорят: — Но мы то с вами понимаем, что мы не это имеем в виду на самом деле». Идея, что высшая реальность может быть захвачена экстатическим танцем, — это перебор для них. Но почему? Ведь вам нравится танцевать, мне нравится танцевать. Почему бы Ему [Богу] не любить танцевать? Неужели изначальный Первоисточник танца не умеет танцевать?

#00:04:11#

Однажды я летел из Пекина в Нью-Йорк, и моим соседом по самолету, в соседнем кресле, оказался один из ведущих гуру-специалистов по современным компьютерным технологиям, по информатике. И я подумал: «Какая прекрасная возможность, чтобы позадавать ему вопросы». И я задал ему следующий вопрос: «Скажите, вы, будучи ученым до мозга костей, можете ли вы утверждать, что Первоисточник всякого аромата сам лишен обонятельной способности?» И он сказал: «Если принимать вашу формулировку, то есть утверждать [подобное] с полной определенностью, с полной уверенностью, то я соглашусь с вами: я не могу утверждать с полной убежденностью, что Первоисточник лишен способности обонять».

#00:05:31#

И это все, чего я хотел от него, — чтобы он принял это, принял потенциальную возможность этого. И подобный потенциал убежденности в возможность этого и есть основа в любой богоцентрической культуре. И [этот потенциал] — основа того, что мы называем личностью Бога. Представление, что Первоисточник всякого аромата в состоянии обонять. Первоисточник всех вкусов может испытывать вкус. Первоисточник всякого звука умеет слушать. Он наделен всеми чувствами, всеми способностями.

#00:06:34#

И когда мой Гуру сказал, что высшая Реальность должна танцевать, он объяснил почему. Это должно быть не просто движение или вращение. Но мы утверждаем, что движение, обогащенное красотою, становится танцем. В этом мире есть разного вида движения. Но когда движение обогащено элементом красоты — это танец. Или, как иногда говорят, экстатический танец. Экстаз дословно означает «вне себя», «выход за пределы себя».

#00:07:40#

Иногда мы думаем, что высший Первоисточник всего должен быть чем-то полным, тем, что заключает в Себе все остальное. Однако представление о полноте может быть с внешней точки зрения и с внутренней точки зрения. Внутреннее представление о полноте — это полнота внутренняя, иначе говоря, счастье, удовлетворение. И когда некто испытывает это внутреннее удовлетворение, счастье, довольство в высшей степени, в бесконечной степени, то тогда это его внутреннее ощущение счастья выражается [внешне] как экстатический танец.

#00:08:57#

То есть мой Гуру говорил о том, что высшая Реальность должна не просто содержать в Себе все и быть полна в этом смысле, но также высшая Реальность должна испытывать счастье, должна быть полна счастьем и поэтому двигаться в экстатическом танце. А мы крошечные отражения Источника. Иногда нас с вами называют бесконечно малыми, дополняющими частями Бесконечного. И вам всем очень повезло, что вы все до какой-то степени способны оценить все это.

#00:09:56#

Быть может, вам доводилось видеть где-то изображения или статуи Шивы — одного из божеств Индии, когда он изображен в позе Натараджа, с поднятой ногой, с поднятыми руками. Или иногда можно увидеть изображение Кришны, когда Он танцует на головах многоголового змея Калии. Иногда говорят, что все виды движений, ритмов, жестов танца произошли именно из этих экстатических движений.

#00:10:46#

Ведические писания древней Индии рассказывают очень многое об этом. И они, эти писания, эти источники, имеют дело главным образом с вещами, которые могут показаться религиозными. Но есть и целый раздел, посвященный искусствам, в частности танцу. Другой раздел — йога, включая медитации. Но на самом деле все эти вещи взаимосвязаны. Поэтому есть способ, как можно превратить танец в особого рода духовное занятие.

#00:11:45#

В завершение я хотел бы произнести один стих на санскрите из древних священных писаний.

#00:11:52#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн, асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа, мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет[1]

Этот стих можно перевести, переложить таким образом. Если говорить о неблагоприятных качествах времени, в которое мы с вами живем, то если бы мы погуглили все неблагоприятное, что есть в наше время, мы бы получили бесконечное количество ответов. Каждый день в новостях нам без конца твердят, что еще не так в этом мире.

#00:12:40#

Но этот стих говорит, что есть одна вещь в мире, которая сделана совершенно правильным образом, и она искупает все недостатки. А именно: если посвятить себя просто пению и танцу под святые имена Кришны, то в этом случае все неблагоприятное способно уйти. Более того, вас через это могут допустить в мир экстаза, где всякая речь — это песня, а всякое движение — это танец, экстатический танец. Я благодарю вас за ваше чудесное внимание, за ваше время.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Анджали Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «О царь, Кали-юга — это бездна порока, однако у нее есть одно хорошее качество: в этот век, просто повторяя имена Кришны, человек может освободиться от материального рабства и отправиться в духовную обитель Бога» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, 20.344).




←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 9. Возникновение и суть ведической литературы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Варнашрама- и бхагавата-дхарма». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 8 июля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Если Бог есть, Он танцует

(фестиваль танцев Happy Snow Dance 2013)

 

#00:00:28#

Здравствуйте, танцоры! Меня зовут Бхакти Судхир Госвами. И я очень счастлив услышать о вас, потому что это [танец] одно из самых лучших, прекрасных занятий, которыми только можно заниматься в жизни.

#00:00:51#

Танец — это не что-то неестественное. Зародыш танцует в утробе матери, малыши танцуют естественным образом. Но по какой-то странной причине, когда люди подрастают, они перестают танцевать. Когда они становятся взрослыми, становятся циниками в своем отношении к жизни, тогда они перестают танцевать.

#00:01:33#

Танец — это одна из естественных функций души, духа. Однажды я был вместе со своим духовным учителем в Индии, и я сел у его лотосоподобных стоп, и он, пребывая в радостном расположении духа, вдруг сказал: «Я заявляю, что высшая Реальность должна танцевать! А что ты скажешь?» Я был удивлен. Это удивило меня, потому что обычно, когда люди говорят о Реальности, они подразумевают что-то абстрактное, сухое, говоря о реальности, о высшей природе и даже о Боге, они считают, что это что-то безличное.

#00:02:54#

Изредка, конечно, даже в науке люди могут использовать в своих речах слово «танец», но они говорят это с иронией, подмигивая понимающе друг другу. «Протоны, электроны — может они и вправду кружатся в танце! — И тут же они посмеиваются, глядя друг на друга, и говорят: — Но мы то с вами понимаем, что мы не это имеем в виду на самом деле». Идея, что высшая реальность может быть захвачена экстатическим танцем, — это перебор для них. Но почему? Ведь вам нравится танцевать, мне нравится танцевать. Почему бы Ему [Богу] не любить танцевать? Неужели изначальный Первоисточник танца не умеет танцевать?

#00:04:11#

Однажды я летел из Пекина в Нью-Йорк, и моим соседом по самолету, в соседнем кресле, оказался один из ведущих гуру-специалистов по современным компьютерным технологиям, по информатике. И я подумал: «Какая прекрасная возможность, чтобы позадавать ему вопросы». И я задал ему следующий вопрос: «Скажите, вы, будучи ученым до мозга костей, можете ли вы утверждать, что Первоисточник всякого аромата сам лишен обонятельной способности?» И он сказал: «Если принимать вашу формулировку, то есть утверждать [подобное] с полной определенностью, с полной уверенностью, то я соглашусь с вами: я не могу утверждать с полной убежденностью, что Первоисточник лишен способности обонять».

#00:05:31#

И это все, чего я хотел от него, — чтобы он принял это, принял потенциальную возможность этого. И подобный потенциал убежденности в возможность этого и есть основа в любой богоцентрической культуре. И [этот потенциал] — основа того, что мы называем личностью Бога. Представление, что Первоисточник всякого аромата в состоянии обонять. Первоисточник всех вкусов может испытывать вкус. Первоисточник всякого звука умеет слушать. Он наделен всеми чувствами, всеми способностями.

#00:06:34#

И когда мой Гуру сказал, что высшая Реальность должна танцевать, он объяснил почему. Это должно быть не просто движение или вращение. Но мы утверждаем, что движение, обогащенное красотою, становится танцем. В этом мире есть разного вида движения. Но когда движение обогащено элементом красоты — это танец. Или, как иногда говорят, экстатический танец. Экстаз дословно означает «вне себя», «выход за пределы себя».

#00:07:40#

Иногда мы думаем, что высший Первоисточник всего должен быть чем-то полным, тем, что заключает в Себе все остальное. Однако представление о полноте может быть с внешней точки зрения и с внутренней точки зрения. Внутреннее представление о полноте — это полнота внутренняя, иначе говоря, счастье, удовлетворение. И когда некто испытывает это внутреннее удовлетворение, счастье, довольство в высшей степени, в бесконечной степени, то тогда это его внутреннее ощущение счастья выражается [внешне] как экстатический танец.

#00:08:57#

То есть мой Гуру говорил о том, что высшая Реальность должна не просто содержать в Себе все и быть полна в этом смысле, но также высшая Реальность должна испытывать счастье, должна быть полна счастьем и поэтому двигаться в экстатическом танце. А мы крошечные отражения Источника. Иногда нас с вами называют бесконечно малыми, дополняющими частями Бесконечного. И вам всем очень повезло, что вы все до какой-то степени способны оценить все это.

#00:09:56#

Быть может, вам доводилось видеть где-то изображения или статуи Шивы — одного из божеств Индии, когда он изображен в позе Натараджа, с поднятой ногой, с поднятыми руками. Или иногда можно увидеть изображение Кришны, когда Он танцует на головах многоголового змея Калии. Иногда говорят, что все виды движений, ритмов, жестов танца произошли именно из этих экстатических движений.

#00:10:46#

Ведические писания древней Индии рассказывают очень многое об этом. И они, эти писания, эти источники, имеют дело главным образом с вещами, которые могут показаться религиозными. Но есть и целый раздел, посвященный искусствам, в частности танцу. Другой раздел — йога, включая медитации. Но на самом деле все эти вещи взаимосвязаны. Поэтому есть способ, как можно превратить танец в особого рода духовное занятие.

#00:11:45#

В завершение я хотел бы произнести один стих на санскрите из древних священных писаний.

#00:11:52#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн, асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа, мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет[1]

Этот стих можно перевести, переложить таким образом. Если говорить о неблагоприятных качествах времени, в которое мы с вами живем, то если бы мы погуглили все неблагоприятное, что есть в наше время, мы бы получили бесконечное количество ответов. Каждый день в новостях нам без конца твердят, что еще не так в этом мире.

#00:12:40#

Но этот стих говорит, что есть одна вещь в мире, которая сделана совершенно правильным образом, и она искупает все недостатки. А именно: если посвятить себя просто пению и танцу под святые имена Кришны, то в этом случае все неблагоприятное способно уйти. Более того, вас через это могут допустить в мир экстаза, где всякая речь — это песня, а всякое движение — это танец, экстатический танец. Я благодарю вас за ваше чудесное внимание, за ваше время.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Анджали Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «О царь, Кали-юга — это бездна порока, однако у нее есть одно хорошее качество: в этот век, просто повторяя имена Кришны, человек может освободиться от материального рабства и отправиться в духовную обитель Бога» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, 20.344).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования