«О храме Гундича и Ратха-ятре». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 9 июля 2013 года. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 36.77M)

(in English)


скачать (формат MP3, 36.66M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

О храме Гундича и Ратха-ятре

(9 июля 2013 года. Гупта Говардхан)

 

Эти три дня имеют большое значение для всех вайшнавов, для всех членов движения Шри Чайтанья Сарасват Матха. Вчера мы отмечали день ухода Бхактивинода Тхакура и Гададхара Пандита. Мы разговаривали об этом за пределами нашей студии. Сарасвати Тхакур делал следующее заключение в [комментариях к] Мадхья-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «То, как вы видите Гуру, зависит от вашей способности быть учеником». Какова ваша способность видеть Гуру, глубину качеств истинного Гуру? Если я обладаю глубоким видением — каким, например, обладал Сарасвати Тхакур, — я бы мог сказать, что Бхактивинод Тхакур — тот, кто был Гуру в высшем смысле. Он говорит: «Я вижу аштанаика — проявление Шримати Радхарани во многих образах — как множество Гуру».

#00:01:44#

Бхактивинод Тхакур писал в одной из своих песен: «Совершенный слуга, совершенный поклоняющийся… Кришна — это Верховный Объект поклонения, а Она — верховный поклоняющийся». У Кришны создается такое впечатление в Их обоюдном обмене, что Он — олицетворение экстаза, а̄нандо брахман̣о видва̄м, а̄нандо ’бхйа̄са̄т, что Он полон в Себе. И кто-то спрашивает: «Почему Кришна ищет любовных взаимоотношений с преданными, если Он полон в Себе?» Потому что это не подобно нашему положению — когда мы находимся в положении недостатка и нам хочется достичь положения обладания чем-либо.

#00:03:13#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате[1]

То, о чем говорит эта мантра, — ноль плюс ноль будет ноль. Ноль минус ноль будет ноль. Миллион нулей — будет ноль. Миллион экспансий, распространений Кришны — все это обладает одной и той же природой. Ноль поделенный и умноженный сам на себя обладает той же природой. Таково Его мистическое положение. И Он говорит Арджуне в тот момент, когда являет ему Свою вират-рупу и Арджуна пребывает в шоке от этого зрелища: …эка̄м̇ш́ена стхито джагат[2]. Но какой же комментарий здесь дается? Как бы ты ни представлял себе, что бы ты ни видел в Абсолюте — это лишь капля Его истинной сущности. И когда Арджуна видит Кришну в Его четырехрукой форме, Который излучает слишком обильное свечение величия, которое невозможно перенести, тогда он просит Его принять Его [изначальную человекоподобную] прекрасную форму. И только тогда Арджуна обретает покой. Кришна говорит Арджуне: «Моя двурукая форма — это то, что самые великие святые и преданные стремятся увидеть».

#00:05:18#

према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена,
сантах̣ садаива хр̣дайеш̣у вилокайанти
йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇,
говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми[3]

Это видение находится за пределами того, что достижимо для йогов. Према̄н̃джана — према. Кришну можно увидеть лишь глазами любви, премы. Шримати Радхарани — источник всей любви к Кришне.

#00:06:03#

И в процессе их обоюдного обмена [чувствами] Кришна думает: «Что же Она видит? Каково Ее видение? Как Она Меня видит и что при этом переживает? На что бы это могло быть похоже? Каков же тонкий вкус, который доступен Ей?»

#00:06:26#

ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣ш́о ва̄найаива̄-
сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣[4]

По трем причинам, изложенным в этой шлоке Он явился в этом мире.

#00:06:53#

[Шрила Гуру Махарадж говорит:]

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[5]

#00:07:00#

Когда Он принимает гуру-рупу, объятый сиянием и сердцем Шримати Радхарани… Как если посмотреть на Бхактивинода глубоко и основательно, можно увидеть в его сердце природу Шримати Радхарани. Гададхар Пандит — это и есть Шримати Радхарани. Оба они покинули этот мир во время амавасьи. Когда Гурудев отмечал праздник Ратха-ятры… Он однажды упоминал, когда было два праздника — Ратха-ятра и уход из этого мира Сварупы Дамодара… На самом деле уход Махапрабху и Нитьянанды Прабху не описан и нет сведений об этих событиях. Но Гурудев, погруженный в раздумья, сказал, что если Гададхар уходит в день Ратха-ятры… Так много раз из Гамбхиры, в которой не было окон, одна дверь [Махапрабху исчезал]… И когда Махапрабху переживает разлуку с Шримати Радхарани, они могут слышать этот жалобный стон — Махапрабху трется о стены Гамбхиры, Он стирает кожу до крови. И мы слышали, что десятая стадия разлуки — это смерть, уход из этого мира. Поэтому, открыв дверь в Гамбхиру, они Его не находят.

#00:10:04#

В глубине Его комнаты без окон, с одной дверью — Он умудрялся исчезнуть оттуда. И тогда группа поиска отправляется в Чатак-парват.

#00:10:19#

бхрама, прама̄да, випралипса̄…[6]

Майя — это иллюзия, Его энергия иллюзии — иногда Он видит океан как Ямуну. И, бросаясь в океан, приняв его за Ямуну, Он погружается в него на многие часы. Сварупа Дамодар все же находит Его, это описано в Антья-лиле… Но, как сказал Гурудев: «В это утро, в этот праздник Ратха-ятры, Сварупа Дамодар не обнаружил Его. И тот, кто описан как тот, кто не может ни секунды прожить без общества Махапрабху, покинул мир». Почему же день ухода совпадает с Ратха-ятрой? Это не случайное совпадение. Например, сегодня мы отмечаем праздник Гундича-марджаны. А несколько недель назад был праздник Снана-ятры, когда после знаменитого купания Джаганнатха Он как бы простужается и не выходит к публике. Те, кто любят Кришну, как описывают святые, те, кто не могут существовать, не видя Его облика, — это описано во вступлении к «Чайтанья-чаритамрите». Интересно, что Пратапарудра Махарадж ищет даршана Чайтаньи Махапрабху. Но, к сожалению, с внешней точки зрения, в это время он занимает положение царя. В общем случае санньяси противопоказано встречаться с царями. Это было бы недостатком в их поведении. Однако в этом случае это даже усиливает его желание встретиться с Чайтаньей Махапрабху.

#00:13:00#

Поэтому царь просит у преданных: «Если бы вы могли сказать за меня слово, устроить мне даршан…» Мы говорим о тех преданных Чайтаньи Махапрабху, которые обладают крайне близкими, теплыми чувствами к Нему. И они думают: «Насколько нестерпимо это было бы для такого преданного». Ведь у нас нет никакой преданности, но мы слышали… Представьте, что Махапрабху был бы совсем рядом с нами! Но мы бы не могли с Ним соприкоснуться. Эти истории о Кришне и эти события — крайне благоприятны. Потому что, хотя они и погружают сердце в глубины разлуки и страданий, даже находиться на расстоянии может быть благоприятно. Потому что все это углубляет разлуку. «Мы так близко, но в то же время — так далеко!» — приносит переживания нестерпимой разлуки. Поэтому преданные стараются устроить встречу, они знают, что скорее всего ее не будет. И это все обладает крайней сладостью переживаний. И тогда преданные думают: «Давайте расскажем Чайтанье Махапрабху что-либо прославляющее царя, но не будем говорить о том, чтобы устроить Их встречу». И тогда, согласившись на это, преданные отправляются к Шри Чайтанье Махапрабху, но, встретив Его, они не могут вымолвить ни слова. И Чайтанья Махапрабху обращается к ним: «Я вижу, что вы как будто хотите Мне что-то сказать». И Нитьянанда Прабху, немного замешкавшись… Нитьянанда, Рамананда… Наверное, в то время это было обязанностью Нитьянанды. И Чайтанья Махапрабху говорит: «Я понимаю, вы хотите устроить Мою встречу с царем. Но вы же понимаете, насколько здесь все сложно?» Он рассказывает им о Своем положении санньяси, о «черной точке на белом листке». О том, насколько она становится выдающейся и заметной. Нитьянанда Прабху говорит Ему следующее: «Но Ты же совершенный из совершенных — это сказано в „Бхагаватам“. Ты можешь делать так, как хочешь, и Ты не связан ничем, никакими законами». Интересно, что рассказывает Чайтанье Махапрабху это Сам Нитьянанда, Кого еще называют Авадхут.

#00:16:37#

Но Чайтанья Махапрабху отвечает Ему: «Да, но все же, если не следовать предписаниям, это может создать хаос». Особую красоту мы почувствуем, вспомнив, что Он (Господь Нитьянанда) — Ананта, что Он — Баладева. И тогда появляется совет: «Пошли ему лоскут Своей одежды». И когда Чайтанья Махапрабху соглашается с этим, и царь получает лоскут одежды Чайтаньи Махапрабху, это доставляет ему огромное счастье. Но в то же время разжигает его желание увидеться [с Махапрабху]. И тут появляется Рамананда. Благодаря своему положению, он обладает природой дипломата, характером дипломата. Мы также понимаем, что он — Вишакха Сакхи. Наделенный искусством дипломатии. По крайней мере в большей степени, чем все другие группы. И царь хочет оставить мир, отречься от него и стать капалик-йоги. Оставить дома все свое имущество и скитаться нищим. И Рамананда предполагает, что так может произойти. Он обращается с такими словами… (Стоит помнить, что сын считается проявлением своего отца, перерождением своего отца…) Он предлагает: «Пригласи на даршан его сына».

#00:19:06#

«Это будет равносильно тому, что он сам [царь Пратапарудра] обретет Твой даршан». Мальчик приходит, и он настолько красив. Его вид, его красота таковы, что Махапрабху говорит: «Каждый увидевший его не может не вспомнить про Кришну». Настолько выдающейся, уникальной внешностью он обладал. И тогда Махапрабху обнимает мальчика. Мальчик возвращается к царю и обнимает своего отца. Говорится, что в этот момент царь почувствовал, как будто Махапрабху Сам обнял его. И хотя до некоторой степени это дает облегчение, удовлетворение, но в то же время еще больше разжигает его разлуку и желание встретиться с Махапрабху. С одной стороны, кажется, что Они рядом, близко, и мы могли бы придумать много способов, как Они могли бы встретиться, но это — апракрита-лила. Ее цель — погрузиться в глубины разлуки для того, чтобы достичь новых высот переживаний. Кажется, это происходило в саду Джаганнатхи Валлабхи. Тогда царь Пратапарудра был не в одеждах царя, а в обычных, скромных одеждах. Махапрабху приходит туда, переживая экстаз, и Ему нужно, чтобы кто-то помассировал Ему ноги, утомленные танцем, Он хочет услышать некоторые шлоки из «Гопи-гиты».

#00:21:05#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣[7]

Те, кто рассказывает нам о Кришне, — они самые возвышенные дарители. Тот, кто приносит вам новости о Кришне — не существует более ожидаемого вестника, нет большего филантропа. Нет большей заслуги перед кем-либо, чем повествование ему о Кришне. Кто «за»? [Смеется.] Мы знаем это.

#00:21:57#

Я вспоминаю, как однажды в России. Почему же я не могу вспомнить? Ладожское или Онежское озеро. Я помню, это было в одном месте, где находится огромное озеро. Мы там останавливались.

Шрила Авадхут Махарадж: Петрозаводск.

Шрила Госвами Махарадж: Петрозаводск. Авадхут Махарадж отгадал. Петрозаводск недалеко от Белого моря. К сожалению, я не знаком с русской таттвой. Мы были в этом месте — Петрозаводске.

#00:23:15#

Шрила Авадхут Махарадж: Вам повезло, что вы не знаете, потому что это — предместье ГУЛАГа. Там находятся одинокие отдаленные монастыри.

#00:23:32#

Шрила Госвами Махарадж: Мы остановились у одного преданного, который жил со своей сестрой. И каждый вечер мы разговаривали, вели беседы о Кришне, Махапрабху. В конце концов его сестра не вытерпела и спросила: «Почему бы вам не пойти и не распространить еду нуждающимся вместо того, чтобы постоянно говорить о Кришне?» Она не смогла понять важность хари-катхи, дающей жизнь, спасающей жизнь, нектар бессмертия. Просто набить желудок и продолжать жить в мире смерти — в этом нет ничего достойного. Но, возвращаясь к шлоке из «Гопи-гиты», которую услышал Чайтанья Махапрабху… После этого Он вскочил и сказал: «То, чем ты только что Меня одарил… Я вряд ли смогу тебе как-нибудь отплатить за это». И тогда Он обнимает царя Пратапарудру.

#00:25:03#

Понимает или не понимает кто-либо эти игры, но они несут глубокое значение. Когда Вьясадева пишет шлоки, его ритм похож на танец слона — они обладают огромной энергией, но вы бы не хотели подойти близко к месту танца слонов. Когда он рассказывает «Гопи-гиту», он говорит: «Эти стихи похожи на танец павлинов». Очень красивые. Они обладают такой великой мощью… Был один преданный, который умел очень красиво петь эти строки. Говинда Махарадж дал ему посвящение, но позже признавался, что не стоило этого делать. Он думал [сначала] так: «Он знает санскрит, он умеет петь „Гопи-гиту“». Но потом он сказал: «Теперь я вижу, что он полный балбес, и это было ошибкой». Этот тот, кто, получив инициацию и наставления прочитать четыре круга, пошел, сел на вьясасану Гурудева в мандире и стал повторять там, объяснив это тем, что Сам Кришна сказал, что они [преданные] достигают положения, равного Его [положению][8]. Но это совсем не служило приглашением стоять на алтаре рядом с Кришной, как это делает, например, Чайтанья Махапрабху. Гуру Махарадж любил говорить, что Нитьянанда, увидев Кришну и Балараму на алтаре, говорил Им: «Эй Вы! Спускайтесь! Пришло время Моего Господа Гауранги!»

#00:27:45#

Итак, Чайтанья Махапрабху соприкасается с Каши Мишрой, но в Нем горит желание убрать храм Гундича. И что говорит Чайтанья Махапрабху? «Если такова твоя воля, то Я ей последую». Чайтанья Махапрабху говорит: «Я хочу убирать храм», и Ему отвечают: «Хоть это не Твое, не подходящее для Тебя служение, но если Ты того хочешь, мы не можем Тебе препятствовать». Пури представляет из себя Двараку. Кришна возвращается в Гундича — во Вриндаван. Когда Баларама появляется, сначала Он появляется в утробе матери Яшоды, но потом Он переходит в утробу Рохини. И почему же Он появляется сначала в утробе Яшоды? Для того, чтобы приготовить все для прихода Кришны. Он — Ананта, Он — параферналии, Он — Баладева. Он оставляет Свою экспансию, проявление Ананты, непостижимый трон в самом сердце Яшоды, в самой глубине сознания Яшоды для того, чтобы там смог явиться Кришна. Поэтому в этом мире Махапрабху хочет вычистить Гундича, для того, чтобы он стал местом, достойным появления в нем Кришны. Символически это представляет то, как должно быть подготовлено наше сердце к появлению в нем Кришны. С чего же Он начинает? Сначала, как описывается, Они подметают весь крупный мусор. Когда Они завершают первый этап, Они начинают убирать снова — для того, чтобы собрать мелкий сор. От грубого к тонкому. То, что описано Рупой Госвами для Чайтаньи Махапрабху, то, что называется анартха. Как говорил Гуру Махарадж, артха означает «значение», «смысл». Анартха, с другой стороны, значит «непонимание», «неправильное понимание», «неправильная идея».

#00:31:06#

Понимание того, что такое Божества, что такое Гуру, что такое сознание Кришны. Все это следует понять по-новому. Как Гуру Махарадж говорил: «Обрести правильный угол зрения». Не то, что «я это уже делал». Нет. Мы стремимся к этому [верному подходу]. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇[9]. Как ты можешь видеть вещи в истинном свете, если ты не прошел очищение? Очищение сознания.

#00:31:45#

Что интересно — когда кто-то распространяет Гиту — например, Торо и другие люди, которые ценили Гиту. Это был то ли Ральф Уолдо Эмерсон, то ли Торо… Он сказал: «Каждое утро я принимаю омовение в трансцендентных космических волнах нектара, который несет Бхагавад-гита. Каждое утро я омываю свой интеллект, свой ум в потоке Бхагавад-гиты. Это ежедневный процесс очищения».

#00:32:32#

Сарасвати Тхакур говорил: «Ты должен лупить свой ум палкой, когда просыпаешься». И Бхактивинод Тхакур говорит эти строки: «Что я делаю? Я трачу свою жизнь, я трачу свое время. Пожалуйста, сегодня позволь мне не потратить этот день зря, позволь служить Гуру и вайшнавам». Сарасвати Тхакур говорит: «Сто раз на дню надо бить свой ум палкой». А потом он добавляет: «Амара дживана». То, что является признанием в песне Бхактивинода: «Такова моя жизнь. Нет такого греха, который я не совершил бы сотни тысяч раз». Таковы его переживания, когда он понимает наше положение. Поэтому, когда мы пробуждаемся, можно возносить такую молитву: «Пожалуйста, позволь мне не потратить зря этот день». Гурудев говорил: «Ты можешь заниматься религиозной практикой где угодно, но сева — это редкое явление. Где бы мы ни встретили севу, мы должны бороться, сражаться за нее».

#00:34:09#

Однажды он сказал, когда была драка за наследование его прав вплоть до крови, до смертей, он говорил: «За это стоит сражаться». После ухода Сарасвати Тхакура, когда начались споры за право его наследования, кто-то пришел к Гуру Махараджу и сказал:

— Махарадж, садху убивают друг друга. Как мы можем это терпеть?

Гуру Махарадж отвечал ему:

— Вы поклоняетесь Рамачандре?

— Да.

— Он убийца.

— Вы поклоняетесь Шиве?

— Да.

— Он убийца.

— Вы поклоняетесь Вишну?

— Да.

— И Он убийца.

— Вы поклоняетесь Кришне?

— Да.

— И Он убийца. Все они убийцы.

#00:35:12#

Тогда давайте правильным образом поймем, разберемся — что значит убивать, а что значит — не убивать. Существует уровень бытия, где, убивая, вы никого не убьете. Существует [такой] уровень бытия… Не тот уровень, про который каждый сумасшедший мог бы сказать: «А, я его уже достиг». Но существует возвышенный уровень, который Бхактивинод описывает, — пребывая там, уничтожив целый мир, всю вселенную с находящимися там брахманами, коровами и тому подобным, ты не понесешь никаких греховных последствий. Абсолютная воля Кришны.

#00:36:26#

Однажды в Лос-Анджелесе Гурудев общался уединенно с одним джентльменом… И тот все время пытался говорить Гурудеву: «Нет, нет! Вы совсем не так поняли». И это дошло до того, что Гурудев сказал ему: «Ты заверяешь меня, что это все — проделки отца Кришны. Но я думаю, что это все — мать Кали».

#00:37:00#

На это джентльмен снова стал возражать. Гурудев повторил: «Я думаю, что это все не отец Кришны, но это — мать Кали. Это ее проделки». Но потом Гурудев подвел итог так: «Ну, о чем вообще я могу говорить, уважаемый?» [Смеется.] Иногда Гурудев, слыша все эти воспевания имен Аллаха…

#00:37:52#

Шрила Авадхут Махарадж: Махарадж, я хочу задать вам вопрос. Сказано, что начало Ратха-ятры — очень благоприятное время для начала какого-то дела…

#00:38:07#

Шрила Госвами Махарадж: Да, это так. Во-первых, потому, что Гуру Махарадж так сказал. Этого уже довольно. Также есть периоды, которые отмечаются в календаре, благоприятные для некоторых начинаний. Я просто знаю, что так есть. Сейчас я не могу привести шлоки, цитаты, подтверждающие это. Их несколько таких благоприятных дней, и один из них был недавно. Но Гуру Махарадж и Говинда Махарадж говорили, что день начала Ратха-ятры особо благоприятен.

#00:39:00#

Существует два пика в лилах Гауры-Кришны. Но первый — скрытый, когда Уддхава приходит к враджа-гопи с посланием — это очень внешнее, это очень закрытое, частное обсуждение с Раманандой. Но второй зенит — это Ратха-ятра. Эти две точки, два зенита, разделенные между собой. Мы хотим пик, когда цитируется Чандидас, «Кришна-карнамрита», «Гита-Говинда» и вся эта трансцендентная литература. Все это происходит за закрытыми дверьми в обществе двух преданных. Но сейчас то, что происходит, происходит публично, хотя обладает очень сокровенной внутренней природой, происходит во время фестиваля Ратха-ятры.

#00:40:13#

Махапрабху Шри Чайтанья поет необычные песни. Преданные, окружающие Его, слышат — Чайтанья Махапрабху что-то поет, и они видят, что это за пределами их способностей понять это. И как они это воспринимают? «Что-то необыкновенное, чудесное происходит, но, к сожалению, это за пределами нашего понимания». И лишь малая группа будет анализировать, пытаться логически это все осмыслить.

#00:40:52#

У Адвайты Ачарьи было три замечательных сына, рожденных Ситой Тхакурани: Ачьютананда, Кришна-мишра и Гопал. Есть три других сына, которые просто три других сына. Ачьютананда, будучи еще маленьким мальчиком, и это удивительно… Когда он был еще маленьким мальчиком, он испытывал необычайную любовь к Чайтанье Махапрабху. И когда кто-то спросил: «Кто является Гуру Махапрабху?» и Адвайта Ачарья ответил: «Тот-то и тот-то», тогда этот маленький мальчик сказал: «Папа! Какой бред Ты несешь!» Он говорит это Маха-Вишну: «Что за бред Ты несешь? Он Гуру всех Гуру». Что это за уровень бытия, когда пятилетний мальчик может осуждать Маха-Вишну? Он сказал: «Махапрабху — джагад-гуру! У Него нет Гуру, но Он Сам — Гуру. Он Гуру для других Гуру. А то, что Ты говоришь — Ты подвергаешь сомнению основание этого мироздания». И чем же отвечает на это отец? «Какой хороший мальчик! Какой умный! Иди сюда — Я обниму тебя». Помните — Адвайта Ачарья привел Махапрабху в этот мир. Чайтанья Махапрабху, однажды подзывая Ачьютананду, говорит: «Мы с тобой — братья». Он очень близок, очень дорог Махапрабху. Он удивительный танцор. Танцор группы из Шантипура.

#00:43:08#

А Гопал — певец в этой группе. И когда он перебирает с экстазом… Например, как в киртане, который начинается после праздника Гундича-марджаны возле храма… Вспомните описания — кто-то омывает лотосоподобные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху водой и раздает ее по чуть-чуть всем. Но один преданный настолько дерзко это делает — он поливает стопы Чайтаньи Махапрабху, потом берет и начинает отхлебывать из того, что он собрал. Тогда Чайтанья Махапрабху обращается [к Нитьянанде Прабху(?)]: «Твои гаудии — что они делают? Чем он занимается?» Чайтанья Махапрабху говорит: «Я лишь падшая душа. Какое отношение ко Мне он проявляет?» Тогда Сварупа Дамодар хватает его за шею. Чайтанья Махапрабху продолжает: «Твои гаудии…» Но что же нам говорят комментарии? Махапрабху с глубоким намерением, совершенно осознанно употребил слова «Твои гаудии». В глубине души Он очень рад этому. Он очень доволен преданными. Но внешне Он ведет Себя по-другому.

#00:44:54#

Тем временем подходит время для киртана, прасада. И когда Чайтанья Махапрабху танцует в экстазе, Сварупа Дамодар поет. Сварупа Дамодар умеет петь совершенным образом, чтобы подчеркивать все оттенки переживаний Махапрабху. Так вот, Гопал настолько впадает в экстаз, что падает без чувств. И нет равнодушных при виде этого зрелища. И кто-то кричит: «Гопал, вставай!» Бхактивинод Тхакур написал по этому поводу много песен… Сварупа Дамодар возвращает сознание Гопалу. В этих играх столько любви и нежности! И нужно помнить, что это все сыновья Адвайты Ачарьи. Все они из группы из Шантипура.

#00:46:24#

Так вот, относительно каких-то начинаний — то, что мы слышали из «Бхагаватамриты»… Удивительно, каким образом сочетаются, переплетаются все эти писания.

#00:46:54#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇…[10]

Все это в шлоке, выражении, которое Гуру Махарадж отметил как высшую точку «Бхагаватам». Когда Уддхава говорит, указывая на лотосоподобные стопы гопи, что это — совершенное, высочайшее достижение. И он подчеркивает возвышенное положение растений, окружающих… Брахманы с Кумбха-мелы, из Аллахабада, из Пури скитаются с брахманами Индралоки… Путь к Ядавам, Уддхаве… Вспомните: Кришна опаздывает на собрание в Сунарму — в этот день Он ощущает необычайную разлуку с Вриндаваном. Настолько сильную, что Он не в состоянии подняться с постели. Слыша беседы цариц Двараки, что иногда ночью во сне Он повторяет имена гопи, им отвечают: «Иногда днем Он бредит, повторяет имена гопи». Каково бы ни было время, переполненный чувством разлуки с Вриндаваном, Он впадает в бред. Но одна из цариц Двараки одновременно пребывает во Вриндаване. И поэтому, когда ее просят рассказать о Вриндаване, Кришна украдкой слышит эти рассказы. Его руки втягиваются в тело, глаза расширяются, и Он принимает форму Господа Джаганнатха. То, что мы видим [в образе Господа Джаганнатха] — это Кришна в Двараке… Джаганнатх — это Кришна в Двараке, переживающий несравненную разлуку с Вриндаваном, с враджа-гопи.

#00:49:22#

Вот Кто настоящий Джаганнатх. Это экстатическое переживание, экстатический обмен чувствами Радхарани и враджа-гопи. И Кришна в шоке. Если вы находитесь на этом уровне, если в этот день, в этот момент разлуки мы постараемся привести Его во Вриндаван — что может быть выше, совершеннее такого начинания? Что более возвышенное может быть сделано? Как описывают это событие — эмоциональный экстаз от того, что ты принимаешь участие в возвращении Кришны во Вриндаван.

#00:50:28#

Я присоединился к движению в 1971 году во время Нрисимха-чатурдаши, явления Нрисимхадева, но уже через два месяца Прабхупада появился, прибыл в Сан-Франциско для того, чтобы принять участие в Ратха-ятре. И как-то я сказал Гуру Махараджу по этому поводу: «Знаете, мне было всего девятнадцать. У меня было много сверстников в этом движении. Если мы говорим про полное погружение, то мы были полностью погружены во все эти вещи. И на каком-то уровне мы ценили, выражали признательность этому». Гуру Махарадж сказал: «Да, он наделил вас способностью оценить, принять это». Вот в чем заключается все сознание Кришны — увеличивать способность ценить, уважать это. Вот почему Чайтанья Махапрабху — самое милостивое воплощение: потому что Он распространяет возможность оценить этот дар. Махапрабху является… Радхарани является для того, чтобы проповедовать сознание Кришны.

#00:52:04#

Потому что не существует ничего выше, ничего круче этого. То, чем обладает Она, заставило Его [Кришну] взбудоражиться и принять Ее позицию, явиться в этот мир, достичь зенита в этих играх. Вот почему Гуру Махарадж говорит, что Вриндаван — для поверхностных мыслителей. А Курукшетра — место для настоящего бхаджана души. Тот, кто способен оказать какое-либо служение в этот момент, получит максимальное вознаграждение. Вот почему это самое благоприятное время. Вот почему в этот день, в этот момент, с таким пониманием Гуру Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Это — начало, основание Шри Чайтанья Сарасват Матха — этот момент, эта точка. Гуру Махарадж ничего не делал случайно. Многомерное, продуманное, многослойное планирование. Его связь с самой глубокой, важной сутью сознания Кришны. И в этом Матхе людей знакомят и приводят к этому. Ничто не может сравниться с этим.

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).

[2] Атхава̄ бахунаитена, ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна / виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам, эка̄м̇ш́ена стхито джагат — [Шри Кришна сказал Своему другу Арджуне:] «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как Высшая Душа, поддерживаю все мироздание» (Бхагавад-гита, 10.42).

[3] «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, Который известен как Шьямасундар, Сам Кришна, обладатель непостижимых бесчисленных качеств. Чистые преданные созерцают Его в своих сердцах глазами преданности, умащенными бальзамом любви» («Брахма-самхита», 5.38).

[4] «Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи Деви, как некогда луна возникла из глубин океана» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).

[5] «Я буду вечно прославлять Господа Гаурангу — Самого Всевышнего, Господа Хари, принявшего сердце и облекшегося в сияние Шри Радхики, низошедшего в облике святого наставника. В святой обители Шри Навадвипа Дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).

[6] Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава / а̄рш̣а-виджн̃а-ва̄кйе на̄хи дош̣а эи саба — «Однако в речах великих мудрецов не может быть ошибок, заблуждений, лжи или несовершенства, вызванного ограниченностью восприятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86; 7.107).

[7] «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздает это послание Всевышнего, несомненно, даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9) (перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

[8] Этот человек, видимо, руководствовался в своих действиях следующими словами священных писаний: дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а / сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама // сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа / апра̄кр̣та кр̣ш̣н̣е чаран̣а бхаджайа — «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193).

[9] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣шн̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, какое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[10] А̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇, вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Я хотел бы превратиться в травинку или вьюнок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня. Они порвали все связи с семьей и друзьями, посвятив себя поклонению лотосоподобным стопам Мукунды. Лотосоподобные стопы Мукунды ищут все великие святые, в совершенстве постигшие ведические писания» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.47).

  



←  «Очищение своего сердца». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 июля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Гундича-марджан-лила». Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами | “Sri Gundicha Marjan Lila.” Srila Krishnadas Kaviraj Goswami
 →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 38.6 МБ)

(in English)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 38.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

О храме Гундича и Ратха-ятре

(9 июля 2013 года. Гупта Говардхан)

 

Эти три дня имеют большое значение для всех вайшнавов, для всех членов движения Шри Чайтанья Сарасват Матха. Вчера мы отмечали день ухода Бхактивинода Тхакура и Гададхара Пандита. Мы разговаривали об этом за пределами нашей студии. Сарасвати Тхакур делал следующее заключение в [комментариях к] Мадхья-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты»: «То, как вы видите Гуру, зависит от вашей способности быть учеником». Какова ваша способность видеть Гуру, глубину качеств истинного Гуру? Если я обладаю глубоким видением — каким, например, обладал Сарасвати Тхакур, — я бы мог сказать, что Бхактивинод Тхакур — тот, кто был Гуру в высшем смысле. Он говорит: «Я вижу аштанаика — проявление Шримати Радхарани во многих образах — как множество Гуру».

#00:01:44#

Бхактивинод Тхакур писал в одной из своих песен: «Совершенный слуга, совершенный поклоняющийся… Кришна — это Верховный Объект поклонения, а Она — верховный поклоняющийся». У Кришны создается такое впечатление в Их обоюдном обмене, что Он — олицетворение экстаза, а̄нандо брахман̣о видва̄м, а̄нандо ’бхйа̄са̄т, что Он полон в Себе. И кто-то спрашивает: «Почему Кришна ищет любовных взаимоотношений с преданными, если Он полон в Себе?» Потому что это не подобно нашему положению — когда мы находимся в положении недостатка и нам хочется достичь положения обладания чем-либо.

#00:03:13#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате[1]

То, о чем говорит эта мантра, — ноль плюс ноль будет ноль. Ноль минус ноль будет ноль. Миллион нулей — будет ноль. Миллион экспансий, распространений Кришны — все это обладает одной и той же природой. Ноль поделенный и умноженный сам на себя обладает той же природой. Таково Его мистическое положение. И Он говорит Арджуне в тот момент, когда являет ему Свою вират-рупу и Арджуна пребывает в шоке от этого зрелища: …эка̄м̇ш́ена стхито джагат[2]. Но какой же комментарий здесь дается? Как бы ты ни представлял себе, что бы ты ни видел в Абсолюте — это лишь капля Его истинной сущности. И когда Арджуна видит Кришну в Его четырехрукой форме, Который излучает слишком обильное свечение величия, которое невозможно перенести, тогда он просит Его принять Его [изначальную человекоподобную] прекрасную форму. И только тогда Арджуна обретает покой. Кришна говорит Арджуне: «Моя двурукая форма — это то, что самые великие святые и преданные стремятся увидеть».

#00:05:18#

према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена,
сантах̣ садаива хр̣дайеш̣у вилокайанти
йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇,
говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми[3]

Это видение находится за пределами того, что достижимо для йогов. Према̄н̃джана — према. Кришну можно увидеть лишь глазами любви, премы. Шримати Радхарани — источник всей любви к Кришне.

#00:06:03#

И в процессе их обоюдного обмена [чувствами] Кришна думает: «Что же Она видит? Каково Ее видение? Как Она Меня видит и что при этом переживает? На что бы это могло быть похоже? Каков же тонкий вкус, который доступен Ей?»

#00:06:26#

ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣ш́о ва̄найаива̄-
сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣[4]

По трем причинам, изложенным в этой шлоке Он явился в этом мире.

#00:06:53#

[Шрила Гуру Махарадж говорит:]

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[5]

#00:07:00#

Когда Он принимает гуру-рупу, объятый сиянием и сердцем Шримати Радхарани… Как если посмотреть на Бхактивинода глубоко и основательно, можно увидеть в его сердце природу Шримати Радхарани. Гададхар Пандит — это и есть Шримати Радхарани. Оба они покинули этот мир во время амавасьи. Когда Гурудев отмечал праздник Ратха-ятры… Он однажды упоминал, когда было два праздника — Ратха-ятра и уход из этого мира Сварупы Дамодара… На самом деле уход Махапрабху и Нитьянанды Прабху не описан и нет сведений об этих событиях. Но Гурудев, погруженный в раздумья, сказал, что если Гададхар уходит в день Ратха-ятры… Так много раз из Гамбхиры, в которой не было окон, одна дверь [Махапрабху исчезал]… И когда Махапрабху переживает разлуку с Шримати Радхарани, они могут слышать этот жалобный стон — Махапрабху трется о стены Гамбхиры, Он стирает кожу до крови. И мы слышали, что десятая стадия разлуки — это смерть, уход из этого мира. Поэтому, открыв дверь в Гамбхиру, они Его не находят.

#00:10:04#

В глубине Его комнаты без окон, с одной дверью — Он умудрялся исчезнуть оттуда. И тогда группа поиска отправляется в Чатак-парват.

#00:10:19#

бхрама, прама̄да, випралипса̄…[6]

Майя — это иллюзия, Его энергия иллюзии — иногда Он видит океан как Ямуну. И, бросаясь в океан, приняв его за Ямуну, Он погружается в него на многие часы. Сварупа Дамодар все же находит Его, это описано в Антья-лиле… Но, как сказал Гурудев: «В это утро, в этот праздник Ратха-ятры, Сварупа Дамодар не обнаружил Его. И тот, кто описан как тот, кто не может ни секунды прожить без общества Махапрабху, покинул мир». Почему же день ухода совпадает с Ратха-ятрой? Это не случайное совпадение. Например, сегодня мы отмечаем праздник Гундича-марджаны. А несколько недель назад был праздник Снана-ятры, когда после знаменитого купания Джаганнатха Он как бы простужается и не выходит к публике. Те, кто любят Кришну, как описывают святые, те, кто не могут существовать, не видя Его облика, — это описано во вступлении к «Чайтанья-чаритамрите». Интересно, что Пратапарудра Махарадж ищет даршана Чайтаньи Махапрабху. Но, к сожалению, с внешней точки зрения, в это время он занимает положение царя. В общем случае санньяси противопоказано встречаться с царями. Это было бы недостатком в их поведении. Однако в этом случае это даже усиливает его желание встретиться с Чайтаньей Махапрабху.

#00:13:00#

Поэтому царь просит у преданных: «Если бы вы могли сказать за меня слово, устроить мне даршан…» Мы говорим о тех преданных Чайтаньи Махапрабху, которые обладают крайне близкими, теплыми чувствами к Нему. И они думают: «Насколько нестерпимо это было бы для такого преданного». Ведь у нас нет никакой преданности, но мы слышали… Представьте, что Махапрабху был бы совсем рядом с нами! Но мы бы не могли с Ним соприкоснуться. Эти истории о Кришне и эти события — крайне благоприятны. Потому что, хотя они и погружают сердце в глубины разлуки и страданий, даже находиться на расстоянии может быть благоприятно. Потому что все это углубляет разлуку. «Мы так близко, но в то же время — так далеко!» — приносит переживания нестерпимой разлуки. Поэтому преданные стараются устроить встречу, они знают, что скорее всего ее не будет. И это все обладает крайней сладостью переживаний. И тогда преданные думают: «Давайте расскажем Чайтанье Махапрабху что-либо прославляющее царя, но не будем говорить о том, чтобы устроить Их встречу». И тогда, согласившись на это, преданные отправляются к Шри Чайтанье Махапрабху, но, встретив Его, они не могут вымолвить ни слова. И Чайтанья Махапрабху обращается к ним: «Я вижу, что вы как будто хотите Мне что-то сказать». И Нитьянанда Прабху, немного замешкавшись… Нитьянанда, Рамананда… Наверное, в то время это было обязанностью Нитьянанды. И Чайтанья Махапрабху говорит: «Я понимаю, вы хотите устроить Мою встречу с царем. Но вы же понимаете, насколько здесь все сложно?» Он рассказывает им о Своем положении санньяси, о «черной точке на белом листке». О том, насколько она становится выдающейся и заметной. Нитьянанда Прабху говорит Ему следующее: «Но Ты же совершенный из совершенных — это сказано в „Бхагаватам“. Ты можешь делать так, как хочешь, и Ты не связан ничем, никакими законами». Интересно, что рассказывает Чайтанье Махапрабху это Сам Нитьянанда, Кого еще называют Авадхут.

#00:16:37#

Но Чайтанья Махапрабху отвечает Ему: «Да, но все же, если не следовать предписаниям, это может создать хаос». Особую красоту мы почувствуем, вспомнив, что Он (Господь Нитьянанда) — Ананта, что Он — Баладева. И тогда появляется совет: «Пошли ему лоскут Своей одежды». И когда Чайтанья Махапрабху соглашается с этим, и царь получает лоскут одежды Чайтаньи Махапрабху, это доставляет ему огромное счастье. Но в то же время разжигает его желание увидеться [с Махапрабху]. И тут появляется Рамананда. Благодаря своему положению, он обладает природой дипломата, характером дипломата. Мы также понимаем, что он — Вишакха Сакхи. Наделенный искусством дипломатии. По крайней мере в большей степени, чем все другие группы. И царь хочет оставить мир, отречься от него и стать капалик-йоги. Оставить дома все свое имущество и скитаться нищим. И Рамананда предполагает, что так может произойти. Он обращается с такими словами… (Стоит помнить, что сын считается проявлением своего отца, перерождением своего отца…) Он предлагает: «Пригласи на даршан его сына».

#00:19:06#

«Это будет равносильно тому, что он сам [царь Пратапарудра] обретет Твой даршан». Мальчик приходит, и он настолько красив. Его вид, его красота таковы, что Махапрабху говорит: «Каждый увидевший его не может не вспомнить про Кришну». Настолько выдающейся, уникальной внешностью он обладал. И тогда Махапрабху обнимает мальчика. Мальчик возвращается к царю и обнимает своего отца. Говорится, что в этот момент царь почувствовал, как будто Махапрабху Сам обнял его. И хотя до некоторой степени это дает облегчение, удовлетворение, но в то же время еще больше разжигает его разлуку и желание встретиться с Махапрабху. С одной стороны, кажется, что Они рядом, близко, и мы могли бы придумать много способов, как Они могли бы встретиться, но это — апракрита-лила. Ее цель — погрузиться в глубины разлуки для того, чтобы достичь новых высот переживаний. Кажется, это происходило в саду Джаганнатхи Валлабхи. Тогда царь Пратапарудра был не в одеждах царя, а в обычных, скромных одеждах. Махапрабху приходит туда, переживая экстаз, и Ему нужно, чтобы кто-то помассировал Ему ноги, утомленные танцем, Он хочет услышать некоторые шлоки из «Гопи-гиты».

#00:21:05#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣[7]

Те, кто рассказывает нам о Кришне, — они самые возвышенные дарители. Тот, кто приносит вам новости о Кришне — не существует более ожидаемого вестника, нет большего филантропа. Нет большей заслуги перед кем-либо, чем повествование ему о Кришне. Кто «за»? [Смеется.] Мы знаем это.

#00:21:57#

Я вспоминаю, как однажды в России. Почему же я не могу вспомнить? Ладожское или Онежское озеро. Я помню, это было в одном месте, где находится огромное озеро. Мы там останавливались.

Шрила Авадхут Махарадж: Петрозаводск.

Шрила Госвами Махарадж: Петрозаводск. Авадхут Махарадж отгадал. Петрозаводск недалеко от Белого моря. К сожалению, я не знаком с русской таттвой. Мы были в этом месте — Петрозаводске.

#00:23:15#

Шрила Авадхут Махарадж: Вам повезло, что вы не знаете, потому что это — предместье ГУЛАГа. Там находятся одинокие отдаленные монастыри.

#00:23:32#

Шрила Госвами Махарадж: Мы остановились у одного преданного, который жил со своей сестрой. И каждый вечер мы разговаривали, вели беседы о Кришне, Махапрабху. В конце концов его сестра не вытерпела и спросила: «Почему бы вам не пойти и не распространить еду нуждающимся вместо того, чтобы постоянно говорить о Кришне?» Она не смогла понять важность хари-катхи, дающей жизнь, спасающей жизнь, нектар бессмертия. Просто набить желудок и продолжать жить в мире смерти — в этом нет ничего достойного. Но, возвращаясь к шлоке из «Гопи-гиты», которую услышал Чайтанья Махапрабху… После этого Он вскочил и сказал: «То, чем ты только что Меня одарил… Я вряд ли смогу тебе как-нибудь отплатить за это». И тогда Он обнимает царя Пратапарудру.

#00:25:03#

Понимает или не понимает кто-либо эти игры, но они несут глубокое значение. Когда Вьясадева пишет шлоки, его ритм похож на танец слона — они обладают огромной энергией, но вы бы не хотели подойти близко к месту танца слонов. Когда он рассказывает «Гопи-гиту», он говорит: «Эти стихи похожи на танец павлинов». Очень красивые. Они обладают такой великой мощью… Был один преданный, который умел очень красиво петь эти строки. Говинда Махарадж дал ему посвящение, но позже признавался, что не стоило этого делать. Он думал [сначала] так: «Он знает санскрит, он умеет петь „Гопи-гиту“». Но потом он сказал: «Теперь я вижу, что он полный балбес, и это было ошибкой». Этот тот, кто, получив инициацию и наставления прочитать четыре круга, пошел, сел на вьясасану Гурудева в мандире и стал повторять там, объяснив это тем, что Сам Кришна сказал, что они [преданные] достигают положения, равного Его [положению][8]. Но это совсем не служило приглашением стоять на алтаре рядом с Кришной, как это делает, например, Чайтанья Махапрабху. Гуру Махарадж любил говорить, что Нитьянанда, увидев Кришну и Балараму на алтаре, говорил Им: «Эй Вы! Спускайтесь! Пришло время Моего Господа Гауранги!»

#00:27:45#

Итак, Чайтанья Махапрабху соприкасается с Каши Мишрой, но в Нем горит желание убрать храм Гундича. И что говорит Чайтанья Махапрабху? «Если такова твоя воля, то Я ей последую». Чайтанья Махапрабху говорит: «Я хочу убирать храм», и Ему отвечают: «Хоть это не Твое, не подходящее для Тебя служение, но если Ты того хочешь, мы не можем Тебе препятствовать». Пури представляет из себя Двараку. Кришна возвращается в Гундича — во Вриндаван. Когда Баларама появляется, сначала Он появляется в утробе матери Яшоды, но потом Он переходит в утробу Рохини. И почему же Он появляется сначала в утробе Яшоды? Для того, чтобы приготовить все для прихода Кришны. Он — Ананта, Он — параферналии, Он — Баладева. Он оставляет Свою экспансию, проявление Ананты, непостижимый трон в самом сердце Яшоды, в самой глубине сознания Яшоды для того, чтобы там смог явиться Кришна. Поэтому в этом мире Махапрабху хочет вычистить Гундича, для того, чтобы он стал местом, достойным появления в нем Кришны. Символически это представляет то, как должно быть подготовлено наше сердце к появлению в нем Кришны. С чего же Он начинает? Сначала, как описывается, Они подметают весь крупный мусор. Когда Они завершают первый этап, Они начинают убирать снова — для того, чтобы собрать мелкий сор. От грубого к тонкому. То, что описано Рупой Госвами для Чайтаньи Махапрабху, то, что называется анартха. Как говорил Гуру Махарадж, артха означает «значение», «смысл». Анартха, с другой стороны, значит «непонимание», «неправильное понимание», «неправильная идея».

#00:31:06#

Понимание того, что такое Божества, что такое Гуру, что такое сознание Кришны. Все это следует понять по-новому. Как Гуру Махарадж говорил: «Обрести правильный угол зрения». Не то, что «я это уже делал». Нет. Мы стремимся к этому [верному подходу]. Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇[9]. Как ты можешь видеть вещи в истинном свете, если ты не прошел очищение? Очищение сознания.

#00:31:45#

Что интересно — когда кто-то распространяет Гиту — например, Торо и другие люди, которые ценили Гиту. Это был то ли Ральф Уолдо Эмерсон, то ли Торо… Он сказал: «Каждое утро я принимаю омовение в трансцендентных космических волнах нектара, который несет Бхагавад-гита. Каждое утро я омываю свой интеллект, свой ум в потоке Бхагавад-гиты. Это ежедневный процесс очищения».

#00:32:32#

Сарасвати Тхакур говорил: «Ты должен лупить свой ум палкой, когда просыпаешься». И Бхактивинод Тхакур говорит эти строки: «Что я делаю? Я трачу свою жизнь, я трачу свое время. Пожалуйста, сегодня позволь мне не потратить этот день зря, позволь служить Гуру и вайшнавам». Сарасвати Тхакур говорит: «Сто раз на дню надо бить свой ум палкой». А потом он добавляет: «Амара дживана». То, что является признанием в песне Бхактивинода: «Такова моя жизнь. Нет такого греха, который я не совершил бы сотни тысяч раз». Таковы его переживания, когда он понимает наше положение. Поэтому, когда мы пробуждаемся, можно возносить такую молитву: «Пожалуйста, позволь мне не потратить зря этот день». Гурудев говорил: «Ты можешь заниматься религиозной практикой где угодно, но сева — это редкое явление. Где бы мы ни встретили севу, мы должны бороться, сражаться за нее».

#00:34:09#

Однажды он сказал, когда была драка за наследование его прав вплоть до крови, до смертей, он говорил: «За это стоит сражаться». После ухода Сарасвати Тхакура, когда начались споры за право его наследования, кто-то пришел к Гуру Махараджу и сказал:

— Махарадж, садху убивают друг друга. Как мы можем это терпеть?

Гуру Махарадж отвечал ему:

— Вы поклоняетесь Рамачандре?

— Да.

— Он убийца.

— Вы поклоняетесь Шиве?

— Да.

— Он убийца.

— Вы поклоняетесь Вишну?

— Да.

— И Он убийца.

— Вы поклоняетесь Кришне?

— Да.

— И Он убийца. Все они убийцы.

#00:35:12#

Тогда давайте правильным образом поймем, разберемся — что значит убивать, а что значит — не убивать. Существует уровень бытия, где, убивая, вы никого не убьете. Существует [такой] уровень бытия… Не тот уровень, про который каждый сумасшедший мог бы сказать: «А, я его уже достиг». Но существует возвышенный уровень, который Бхактивинод описывает, — пребывая там, уничтожив целый мир, всю вселенную с находящимися там брахманами, коровами и тому подобным, ты не понесешь никаких греховных последствий. Абсолютная воля Кришны.

#00:36:26#

Однажды в Лос-Анджелесе Гурудев общался уединенно с одним джентльменом… И тот все время пытался говорить Гурудеву: «Нет, нет! Вы совсем не так поняли». И это дошло до того, что Гурудев сказал ему: «Ты заверяешь меня, что это все — проделки отца Кришны. Но я думаю, что это все — мать Кали».

#00:37:00#

На это джентльмен снова стал возражать. Гурудев повторил: «Я думаю, что это все не отец Кришны, но это — мать Кали. Это ее проделки». Но потом Гурудев подвел итог так: «Ну, о чем вообще я могу говорить, уважаемый?» [Смеется.] Иногда Гурудев, слыша все эти воспевания имен Аллаха…

#00:37:52#

Шрила Авадхут Махарадж: Махарадж, я хочу задать вам вопрос. Сказано, что начало Ратха-ятры — очень благоприятное время для начала какого-то дела…

#00:38:07#

Шрила Госвами Махарадж: Да, это так. Во-первых, потому, что Гуру Махарадж так сказал. Этого уже довольно. Также есть периоды, которые отмечаются в календаре, благоприятные для некоторых начинаний. Я просто знаю, что так есть. Сейчас я не могу привести шлоки, цитаты, подтверждающие это. Их несколько таких благоприятных дней, и один из них был недавно. Но Гуру Махарадж и Говинда Махарадж говорили, что день начала Ратха-ятры особо благоприятен.

#00:39:00#

Существует два пика в лилах Гауры-Кришны. Но первый — скрытый, когда Уддхава приходит к враджа-гопи с посланием — это очень внешнее, это очень закрытое, частное обсуждение с Раманандой. Но второй зенит — это Ратха-ятра. Эти две точки, два зенита, разделенные между собой. Мы хотим пик, когда цитируется Чандидас, «Кришна-карнамрита», «Гита-Говинда» и вся эта трансцендентная литература. Все это происходит за закрытыми дверьми в обществе двух преданных. Но сейчас то, что происходит, происходит публично, хотя обладает очень сокровенной внутренней природой, происходит во время фестиваля Ратха-ятры.

#00:40:13#

Махапрабху Шри Чайтанья поет необычные песни. Преданные, окружающие Его, слышат — Чайтанья Махапрабху что-то поет, и они видят, что это за пределами их способностей понять это. И как они это воспринимают? «Что-то необыкновенное, чудесное происходит, но, к сожалению, это за пределами нашего понимания». И лишь малая группа будет анализировать, пытаться логически это все осмыслить.

#00:40:52#

У Адвайты Ачарьи было три замечательных сына, рожденных Ситой Тхакурани: Ачьютананда, Кришна-мишра и Гопал. Есть три других сына, которые просто три других сына. Ачьютананда, будучи еще маленьким мальчиком, и это удивительно… Когда он был еще маленьким мальчиком, он испытывал необычайную любовь к Чайтанье Махапрабху. И когда кто-то спросил: «Кто является Гуру Махапрабху?» и Адвайта Ачарья ответил: «Тот-то и тот-то», тогда этот маленький мальчик сказал: «Папа! Какой бред Ты несешь!» Он говорит это Маха-Вишну: «Что за бред Ты несешь? Он Гуру всех Гуру». Что это за уровень бытия, когда пятилетний мальчик может осуждать Маха-Вишну? Он сказал: «Махапрабху — джагад-гуру! У Него нет Гуру, но Он Сам — Гуру. Он Гуру для других Гуру. А то, что Ты говоришь — Ты подвергаешь сомнению основание этого мироздания». И чем же отвечает на это отец? «Какой хороший мальчик! Какой умный! Иди сюда — Я обниму тебя». Помните — Адвайта Ачарья привел Махапрабху в этот мир. Чайтанья Махапрабху, однажды подзывая Ачьютананду, говорит: «Мы с тобой — братья». Он очень близок, очень дорог Махапрабху. Он удивительный танцор. Танцор группы из Шантипура.

#00:43:08#

А Гопал — певец в этой группе. И когда он перебирает с экстазом… Например, как в киртане, который начинается после праздника Гундича-марджаны возле храма… Вспомните описания — кто-то омывает лотосоподобные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху водой и раздает ее по чуть-чуть всем. Но один преданный настолько дерзко это делает — он поливает стопы Чайтаньи Махапрабху, потом берет и начинает отхлебывать из того, что он собрал. Тогда Чайтанья Махапрабху обращается [к Нитьянанде Прабху(?)]: «Твои гаудии — что они делают? Чем он занимается?» Чайтанья Махапрабху говорит: «Я лишь падшая душа. Какое отношение ко Мне он проявляет?» Тогда Сварупа Дамодар хватает его за шею. Чайтанья Махапрабху продолжает: «Твои гаудии…» Но что же нам говорят комментарии? Махапрабху с глубоким намерением, совершенно осознанно употребил слова «Твои гаудии». В глубине души Он очень рад этому. Он очень доволен преданными. Но внешне Он ведет Себя по-другому.

#00:44:54#

Тем временем подходит время для киртана, прасада. И когда Чайтанья Махапрабху танцует в экстазе, Сварупа Дамодар поет. Сварупа Дамодар умеет петь совершенным образом, чтобы подчеркивать все оттенки переживаний Махапрабху. Так вот, Гопал настолько впадает в экстаз, что падает без чувств. И нет равнодушных при виде этого зрелища. И кто-то кричит: «Гопал, вставай!» Бхактивинод Тхакур написал по этому поводу много песен… Сварупа Дамодар возвращает сознание Гопалу. В этих играх столько любви и нежности! И нужно помнить, что это все сыновья Адвайты Ачарьи. Все они из группы из Шантипура.

#00:46:24#

Так вот, относительно каких-то начинаний — то, что мы слышали из «Бхагаватамриты»… Удивительно, каким образом сочетаются, переплетаются все эти писания.

#00:46:54#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇…[10]

Все это в шлоке, выражении, которое Гуру Махарадж отметил как высшую точку «Бхагаватам». Когда Уддхава говорит, указывая на лотосоподобные стопы гопи, что это — совершенное, высочайшее достижение. И он подчеркивает возвышенное положение растений, окружающих… Брахманы с Кумбха-мелы, из Аллахабада, из Пури скитаются с брахманами Индралоки… Путь к Ядавам, Уддхаве… Вспомните: Кришна опаздывает на собрание в Сунарму — в этот день Он ощущает необычайную разлуку с Вриндаваном. Настолько сильную, что Он не в состоянии подняться с постели. Слыша беседы цариц Двараки, что иногда ночью во сне Он повторяет имена гопи, им отвечают: «Иногда днем Он бредит, повторяет имена гопи». Каково бы ни было время, переполненный чувством разлуки с Вриндаваном, Он впадает в бред. Но одна из цариц Двараки одновременно пребывает во Вриндаване. И поэтому, когда ее просят рассказать о Вриндаване, Кришна украдкой слышит эти рассказы. Его руки втягиваются в тело, глаза расширяются, и Он принимает форму Господа Джаганнатха. То, что мы видим [в образе Господа Джаганнатха] — это Кришна в Двараке… Джаганнатх — это Кришна в Двараке, переживающий несравненную разлуку с Вриндаваном, с враджа-гопи.

#00:49:22#

Вот Кто настоящий Джаганнатх. Это экстатическое переживание, экстатический обмен чувствами Радхарани и враджа-гопи. И Кришна в шоке. Если вы находитесь на этом уровне, если в этот день, в этот момент разлуки мы постараемся привести Его во Вриндаван — что может быть выше, совершеннее такого начинания? Что более возвышенное может быть сделано? Как описывают это событие — эмоциональный экстаз от того, что ты принимаешь участие в возвращении Кришны во Вриндаван.

#00:50:28#

Я присоединился к движению в 1971 году во время Нрисимха-чатурдаши, явления Нрисимхадева, но уже через два месяца Прабхупада появился, прибыл в Сан-Франциско для того, чтобы принять участие в Ратха-ятре. И как-то я сказал Гуру Махараджу по этому поводу: «Знаете, мне было всего девятнадцать. У меня было много сверстников в этом движении. Если мы говорим про полное погружение, то мы были полностью погружены во все эти вещи. И на каком-то уровне мы ценили, выражали признательность этому». Гуру Махарадж сказал: «Да, он наделил вас способностью оценить, принять это». Вот в чем заключается все сознание Кришны — увеличивать способность ценить, уважать это. Вот почему Чайтанья Махапрабху — самое милостивое воплощение: потому что Он распространяет возможность оценить этот дар. Махапрабху является… Радхарани является для того, чтобы проповедовать сознание Кришны.

#00:52:04#

Потому что не существует ничего выше, ничего круче этого. То, чем обладает Она, заставило Его [Кришну] взбудоражиться и принять Ее позицию, явиться в этот мир, достичь зенита в этих играх. Вот почему Гуру Махарадж говорит, что Вриндаван — для поверхностных мыслителей. А Курукшетра — место для настоящего бхаджана души. Тот, кто способен оказать какое-либо служение в этот момент, получит максимальное вознаграждение. Вот почему это самое благоприятное время. Вот почему в этот день, в этот момент, с таким пониманием Гуру Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх. Это — начало, основание Шри Чайтанья Сарасват Матха — этот момент, эта точка. Гуру Махарадж ничего не делал случайно. Многомерное, продуманное, многослойное планирование. Его связь с самой глубокой, важной сутью сознания Кришны. И в этом Матхе людей знакомят и приводят к этому. Ничто не может сравниться с этим.

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).

[2] Атхава̄ бахунаитена, ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна / виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам, эка̄м̇ш́ена стхито джагат — [Шри Кришна сказал Своему другу Арджуне:] «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как Высшая Душа, поддерживаю все мироздание» (Бхагавад-гита, 10.42).

[3] «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, Который известен как Шьямасундар, Сам Кришна, обладатель непостижимых бесчисленных качеств. Чистые преданные созерцают Его в своих сердцах глазами преданности, умащенными бальзамом любви» («Брахма-самхита», 5.38).

[4] «Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи Деви, как некогда луна возникла из глубин океана» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).

[5] «Я буду вечно прославлять Господа Гаурангу — Самого Всевышнего, Господа Хари, принявшего сердце и облекшегося в сияние Шри Радхики, низошедшего в облике святого наставника. В святой обители Шри Навадвипа Дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).

[6] Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава / а̄рш̣а-виджн̃а-ва̄кйе на̄хи дош̣а эи саба — «Однако в речах великих мудрецов не может быть ошибок, заблуждений, лжи или несовершенства, вызванного ограниченностью восприятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86; 7.107).

[7] «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздает это послание Всевышнего, несомненно, даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9) (перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

[8] Этот человек, видимо, руководствовался в своих действиях следующими словами священных писаний: дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а / сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама // сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа / апра̄кр̣та кр̣ш̣н̣е чаран̣а бхаджайа — «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193).

[9] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣шн̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, какое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[10] А̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇, вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Я хотел бы превратиться в травинку или вьюнок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня. Они порвали все связи с семьей и друзьями, посвятив себя поклонению лотосоподобным стопам Мукунды. Лотосоподобные стопы Мукунды ищут все великие святые, в совершенстве постигшие ведические писания» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.47).

  

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования