«Божественное рабство». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия | “Divine Slavery.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 1980s. Navadwip Dham, India


(опубликовано в журнале «Шри Гаудия Даршан» в 1983 году)

Russian  


Кришна — наш хозяин. Мы не властители этого мира. Мы части Целого, и у нас есть обязанности перед этим Целым. Мы несем ответственность перед иным, самым тонким планом бытия. Наше положение здесь подобно болезни, но когда мы выздоравливаем, мы обретаем жизнь на более высоком плане бытия. Такова концепция вайшнавов. Существует более высокая сфера бытия, нежели те сферы, где властвуют ложные концепции. Во вселенной отведено особое место для каждого. Я страдаю, служу темной стороне, и во всех концепциях, которые встречаю в жизни, я обнаруживаю страдание: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи1. Однако существует концепция, когда жизнь стоит того, чтобы жить, когда есть то, ради чего жить. Об этом принципе забывают повсюду в этом мире, в том числе в многочисленных учениях, претендующих на звание религиозных.

Наша идея — это парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇2. Взгляды других относятся к воззрениям матсара̄ класса3. Эгоисты не могут оставить идею: «Я хозяин, я Брахман». На деле я часть повелевающего Начала, но подчиненная Его часть. Я зависимый элемент. Но они не способны осознать этого. Они матсара̄ — полны зависти. И это основной источник их философии. Но если бы они могли отказаться от своей концепции, пропитанной завистью, и стали бы более великодушными, они обрели бы жизнь на куда более высоком плане бытия. Следует думать: «Я был создан из более низких материй; только с помощью высшего Начала я могу улучшить свое состояние. Если я стану нирматсара̄ (полностью чистым сердцем) и кр̣ш̣н̣а-да̄сом (слугой Кришны), я смогу попасть на более высокий план бытия и достичь высшего блага». Но они не способны смириться с этим. Парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. Все это содержится в «Бхагаватам», но они считают: «Если мне удастся стать диктатором, тогда я достигну наивысшего счастья».

Необходимо настроение покорности. Если я смогу подчиниться власти высшего плана бытия, это возвысит меня, и я обрету наивысшее благо, поскольку буду иметь дело с абсолютным благом. Если существует абсолютное знание, абсолютное благо, абсолютное вообще, то почему я не должен подчиниться Ему? Я понимаю, что нахожусь в самом плачевном состоянии, поэтому неподчинение для меня [этому высшему Началу] — самоубийство. Я отношусь к более низким сущностям, в сравнении с которыми могут существовать и более возвышенные сущности. Разве я имею право отрицать это? По опыту я знаю, что есть множество вещей низкого и высокого порядка. Субординация между камнем и ученым, который контролирует этот камень, очевидна, и вера в то, что на высшем уровне реальности существует подобная же иерархия, не выглядит чем-то особенным. Разве это неверно? Но позиция завистливых людей — худший вид уравнения. (Они уравнивают конечное и Бесконечное). Подобная позиция создает помехи для прогресса в истинной жизни.

Махапрабху заявил: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’4, в самых бескомпромиссных выражениях: «Вы — рабы того высшего Начала. Это ваше врожденное, естественное, внутреннее состояние. Таково отношение вашего “я” к Абсолюту». Абсолют, с которым вы связаны, занимает очень возвышенное положение. Всепривлекающая природа Центра — это сознательная любовь, и вы служите этой великой силе любви и красоты. Вы очень удачливы, вам следует благодарить свои счастливые звезды за эту удачу. Эти абсолютные красота, очарование, знание и т. д. могут распоряжаться вами любым способом. Эта связь основывается не на силе. От вашего рождения до вступления в эту область вас ничто не отделяет. Здесь есть место для каждого из вас. Если вы стремитесь занять некое положение здесь, то каким же оно должно быть? Это положение подчиненных. По мере продвижения на более высокие планы бытия, вам придется принять положение зависимых. Это должно быть ясным из вашего собственного опыта. Однако это положение должно удовлетворять вас, иначе вас оставят в этом мире, словно мусор.

Вы столь ограничены, однако у вас очень возвышенные перспективы. Господь бесконечно выше вас, но у вас есть место подле Него. Неужели вы не готовы занять это почетное положение? Сам Господь говорит, что если вы станете Его рабами, Он станет вашим рабом. Чего же еще вы можете желать? Чего еще вы ожидаете?

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно
хй асватантра ива двиджа
са̄дхубхир граста-хр̣дайо
бхактаир бхакта-джана-прийах̣
5

Кришна говорит о двух Своих аспектах отдельно: «Я контролирую всю Вселенную, однако шаранагати контролирует Меня».

Таков путь любви. Не силой, не по необходимости, не благодаря внутреннему опыту, но лишь благодаря любви можно вступить в эту сферу. Вас должно это удовлетворять, чего же еще вы хотите? Господь приходит, чтобы служить вам, и вы не удовлетворены?

 

1 Рождение, смерть, старость и болезнь (Бхагавад-гита, 13.9).

2 «Высшая истина, доступная лишь пониманию тех преданных, чьи сердца полностью чисты» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2.).

3 Имеется в виду материалистичное мировоззрение людей, исполненных матсары, зависти.

4 «Изначальное положение живого существа быть вечным слугой Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

5 [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).



English

Divine Slavery

by Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj

[The following discourse was originally published in ‘The Divine Message’ in 1984. It is to be included in a forthcoming, new anthology of discourses by Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj, to be published in 2007.]

http://scsmath.com/docs/articles/YourMostFortunatePosition.pdf

 

Kṛṣṇa is our master. We are not masters of this world. We are parts of the whole, and we have our respective duties towards the whole. Our responsibility is towards another plane of life, which is the most subtle plane. We are in a diseased condition here, but when we become healthy we will have a higher plane of living. This is the Vaiṣṇava conception.

There is a higher plane, beyond the jurisdiction of misconception. There is a particular place for me within this universe. What is that? I am suffering, serving the negative side, and in all of my life I find suffering. Janma-mṛtyu-jarā-vyādhi: birth, death, old age, and disease. But there is a conception where life is worth living, where there is something to live for. That position has been neglected everywhere, even in so many different conceptions of religious view.

Our idea is paramo nirmatsarāṇāṁ satāṁ [the highest truth, which is understandable by those devotees who are fully pure in heart—SB. 1.1.2.] But the realisation of others is all of the matsarā (envious) class. The egoistic school of men cannot give up their idea that, “I am master, I am Brahman.”

Our view is that I am a part of that ‘master’ element but I am a subordinate part. I am part of the subsidiary element. Still, they cannot think it out. They are matsarā, full of jealousy, and that is the root cause of their philosophy. But if they can give up their intrinsic concept of jealousy, and become a little generous, they may come to know of an infinitely higher plane of existence.

One must think, “I was created of smaller stuff; only with the help of that higher thing can I improve my condition. If I become nirmatsarā [completely pure in heart] and Kṛṣṇa-dāsa, a servant of Kṛṣṇa, then I can enter into that higher plane and my prospect is great.” Others cannot accommodate that. Paramo nirmatsarāṇāṁ satāṁ. It is there in the Bhāgavatam, but they think, “If I can become the dictator, then my fortune will be most high.”

A submissive attitude is needed. If I can become submissive to the dictatorial aspect of that higher plane, then I will be elevated, and I shall get the highest prospect because that is the Absolute Good. So, where there is Absolute Knowledge, Absolute Good, absolute everything, then why should I not submit to Him? I have experienced that I am in such a vulnerable position, so it is suicidal not to accept that position of surrender. I am of a lower creation, and I find it at every step of my life. I am of limited creation, but at the same time higher creation may be there. Can I deny that? What right have I to deny that?

Here also I have so much experience of so many things high and low. There is a hierarchy from the stone to the scientist who is controlling the stone, so what is the trouble in believing that there is also a hierarchy in the original side, the higher side? What’s wrong there? Nirmatsarā.

But on their side, there is too much equation, the worst kind of equation (they equate the finite with the infinite), and that is the hindrance to real progressive life. In naked terms, Mahāprabhu announced, Jīvera ‘svarūpa’ haya—kṛṣṇera ‘nitya-dāsa’, “You are a slave to that Highest Entity. This is your innate, natural, intrinsic position. Your self has such a relation with the Absolute.”

The Absolute, with whom you are connected, is so high. The all-attractive nature of the Centre is conscious love, and you are a slave to that great force of love and beauty. You are so fortunate. You may thank your stars you are so fortunate that you can be handled in any way by that Absolute Beauty, Charm, Knowledge, everything.

You are not disconnected by force, you are not barred from your birth from entering that domain. You have got your position there, and if you want your position there, you should be of what nature? The most subordinate. As much as you have to go higher, you will have to accept the position of a subordinate. It is clear from your own present experience. You should be satisfied with that. Otherwise, like the garbage, you’ll be cast aside where the rubbish is thrown out, here in this world.

You are so limited, but you have such a high prospect. He is infinitely higher than you, but you have got a position there. Will you not be prepared to accept that honourable position there? The Lord Himself says that if you become a slave to Him, He also becomes a slave to you. What more do you need? What more do you expect?

ahaṁ bhakta-parādhīno
hy asvatantra iva dvija
sādhubhir grasta-hṛdayo
bhaktair bhakta-jana priyaḥ

[The Supreme Personality of Godhead said to Durvāsā Muni: “I am completely under the control of My devotees. Indeed, I am not at all independent. Because My devotees are completely devoid of all material desires, I sit only within the cores of their hearts. What to speak of My devotees, even those who are devotees of My devotees are very dear to Me.”—SB. 9.4.63.]

Kṛṣṇa says, “Independently, I have the position of controlling everything, but this śaraṇāgati controls Me.” That is the way of affection. Not by power, not by necessity, not by intrinsic experience, but only through love can you enter into that realm. You should be satisfied with that. What more do you want? The Lord is coming to be whipped by you, and you are not satisfied!




←  «Создатель законов». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 3 мая 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Более чем Создатель». Шрила Б. С. Госвами Махарадж | “Beyond The Creator.” Srila B. S. Goswami Maharaj  →

(опубликовано в журнале «Шри Гаудия Даршан» в 1983 году)

Russian  


Кришна — наш хозяин. Мы не властители этого мира. Мы части Целого, и у нас есть обязанности перед этим Целым. Мы несем ответственность перед иным, самым тонким планом бытия. Наше положение здесь подобно болезни, но когда мы выздоравливаем, мы обретаем жизнь на более высоком плане бытия. Такова концепция вайшнавов. Существует более высокая сфера бытия, нежели те сферы, где властвуют ложные концепции. Во вселенной отведено особое место для каждого. Я страдаю, служу темной стороне, и во всех концепциях, которые встречаю в жизни, я обнаруживаю страдание: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи1. Однако существует концепция, когда жизнь стоит того, чтобы жить, когда есть то, ради чего жить. Об этом принципе забывают повсюду в этом мире, в том числе в многочисленных учениях, претендующих на звание религиозных.

Наша идея — это парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇2. Взгляды других относятся к воззрениям матсара̄ класса3. Эгоисты не могут оставить идею: «Я хозяин, я Брахман». На деле я часть повелевающего Начала, но подчиненная Его часть. Я зависимый элемент. Но они не способны осознать этого. Они матсара̄ — полны зависти. И это основной источник их философии. Но если бы они могли отказаться от своей концепции, пропитанной завистью, и стали бы более великодушными, они обрели бы жизнь на куда более высоком плане бытия. Следует думать: «Я был создан из более низких материй; только с помощью высшего Начала я могу улучшить свое состояние. Если я стану нирматсара̄ (полностью чистым сердцем) и кр̣ш̣н̣а-да̄сом (слугой Кришны), я смогу попасть на более высокий план бытия и достичь высшего блага». Но они не способны смириться с этим. Парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. Все это содержится в «Бхагаватам», но они считают: «Если мне удастся стать диктатором, тогда я достигну наивысшего счастья».

Необходимо настроение покорности. Если я смогу подчиниться власти высшего плана бытия, это возвысит меня, и я обрету наивысшее благо, поскольку буду иметь дело с абсолютным благом. Если существует абсолютное знание, абсолютное благо, абсолютное вообще, то почему я не должен подчиниться Ему? Я понимаю, что нахожусь в самом плачевном состоянии, поэтому неподчинение для меня [этому высшему Началу] — самоубийство. Я отношусь к более низким сущностям, в сравнении с которыми могут существовать и более возвышенные сущности. Разве я имею право отрицать это? По опыту я знаю, что есть множество вещей низкого и высокого порядка. Субординация между камнем и ученым, который контролирует этот камень, очевидна, и вера в то, что на высшем уровне реальности существует подобная же иерархия, не выглядит чем-то особенным. Разве это неверно? Но позиция завистливых людей — худший вид уравнения. (Они уравнивают конечное и Бесконечное). Подобная позиция создает помехи для прогресса в истинной жизни.

Махапрабху заявил: джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’4, в самых бескомпромиссных выражениях: «Вы — рабы того высшего Начала. Это ваше врожденное, естественное, внутреннее состояние. Таково отношение вашего “я” к Абсолюту». Абсолют, с которым вы связаны, занимает очень возвышенное положение. Всепривлекающая природа Центра — это сознательная любовь, и вы служите этой великой силе любви и красоты. Вы очень удачливы, вам следует благодарить свои счастливые звезды за эту удачу. Эти абсолютные красота, очарование, знание и т. д. могут распоряжаться вами любым способом. Эта связь основывается не на силе. От вашего рождения до вступления в эту область вас ничто не отделяет. Здесь есть место для каждого из вас. Если вы стремитесь занять некое положение здесь, то каким же оно должно быть? Это положение подчиненных. По мере продвижения на более высокие планы бытия, вам придется принять положение зависимых. Это должно быть ясным из вашего собственного опыта. Однако это положение должно удовлетворять вас, иначе вас оставят в этом мире, словно мусор.

Вы столь ограничены, однако у вас очень возвышенные перспективы. Господь бесконечно выше вас, но у вас есть место подле Него. Неужели вы не готовы занять это почетное положение? Сам Господь говорит, что если вы станете Его рабами, Он станет вашим рабом. Чего же еще вы можете желать? Чего еще вы ожидаете?

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно
хй асватантра ива двиджа
са̄дхубхир граста-хр̣дайо
бхактаир бхакта-джана-прийах̣
5

Кришна говорит о двух Своих аспектах отдельно: «Я контролирую всю Вселенную, однако шаранагати контролирует Меня».

Таков путь любви. Не силой, не по необходимости, не благодаря внутреннему опыту, но лишь благодаря любви можно вступить в эту сферу. Вас должно это удовлетворять, чего же еще вы хотите? Господь приходит, чтобы служить вам, и вы не удовлетворены?

 

1 Рождение, смерть, старость и болезнь (Бхагавад-гита, 13.9).

2 «Высшая истина, доступная лишь пониманию тех преданных, чьи сердца полностью чисты» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2.).

3 Имеется в виду материалистичное мировоззрение людей, исполненных матсары, зависти.

4 «Изначальное положение живого существа быть вечным слугой Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

5 [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).



English

Divine Slavery

by Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj

[The following discourse was originally published in ‘The Divine Message’ in 1984. It is to be included in a forthcoming, new anthology of discourses by Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj, to be published in 2007.]

http://scsmath.com/docs/articles/YourMostFortunatePosition.pdf

 

Kṛṣṇa is our master. We are not masters of this world. We are parts of the whole, and we have our respective duties towards the whole. Our responsibility is towards another plane of life, which is the most subtle plane. We are in a diseased condition here, but when we become healthy we will have a higher plane of living. This is the Vaiṣṇava conception.

There is a higher plane, beyond the jurisdiction of misconception. There is a particular place for me within this universe. What is that? I am suffering, serving the negative side, and in all of my life I find suffering. Janma-mṛtyu-jarā-vyādhi: birth, death, old age, and disease. But there is a conception where life is worth living, where there is something to live for. That position has been neglected everywhere, even in so many different conceptions of religious view.

Our idea is paramo nirmatsarāṇāṁ satāṁ [the highest truth, which is understandable by those devotees who are fully pure in heart—SB. 1.1.2.] But the realisation of others is all of the matsarā (envious) class. The egoistic school of men cannot give up their idea that, “I am master, I am Brahman.”

Our view is that I am a part of that ‘master’ element but I am a subordinate part. I am part of the subsidiary element. Still, they cannot think it out. They are matsarā, full of jealousy, and that is the root cause of their philosophy. But if they can give up their intrinsic concept of jealousy, and become a little generous, they may come to know of an infinitely higher plane of existence.

One must think, “I was created of smaller stuff; only with the help of that higher thing can I improve my condition. If I become nirmatsarā [completely pure in heart] and Kṛṣṇa-dāsa, a servant of Kṛṣṇa, then I can enter into that higher plane and my prospect is great.” Others cannot accommodate that. Paramo nirmatsarāṇāṁ satāṁ. It is there in the Bhāgavatam, but they think, “If I can become the dictator, then my fortune will be most high.”

A submissive attitude is needed. If I can become submissive to the dictatorial aspect of that higher plane, then I will be elevated, and I shall get the highest prospect because that is the Absolute Good. So, where there is Absolute Knowledge, Absolute Good, absolute everything, then why should I not submit to Him? I have experienced that I am in such a vulnerable position, so it is suicidal not to accept that position of surrender. I am of a lower creation, and I find it at every step of my life. I am of limited creation, but at the same time higher creation may be there. Can I deny that? What right have I to deny that?

Here also I have so much experience of so many things high and low. There is a hierarchy from the stone to the scientist who is controlling the stone, so what is the trouble in believing that there is also a hierarchy in the original side, the higher side? What’s wrong there? Nirmatsarā.

But on their side, there is too much equation, the worst kind of equation (they equate the finite with the infinite), and that is the hindrance to real progressive life. In naked terms, Mahāprabhu announced, Jīvera ‘svarūpa’ haya—kṛṣṇera ‘nitya-dāsa’, “You are a slave to that Highest Entity. This is your innate, natural, intrinsic position. Your self has such a relation with the Absolute.”

The Absolute, with whom you are connected, is so high. The all-attractive nature of the Centre is conscious love, and you are a slave to that great force of love and beauty. You are so fortunate. You may thank your stars you are so fortunate that you can be handled in any way by that Absolute Beauty, Charm, Knowledge, everything.

You are not disconnected by force, you are not barred from your birth from entering that domain. You have got your position there, and if you want your position there, you should be of what nature? The most subordinate. As much as you have to go higher, you will have to accept the position of a subordinate. It is clear from your own present experience. You should be satisfied with that. Otherwise, like the garbage, you’ll be cast aside where the rubbish is thrown out, here in this world.

You are so limited, but you have such a high prospect. He is infinitely higher than you, but you have got a position there. Will you not be prepared to accept that honourable position there? The Lord Himself says that if you become a slave to Him, He also becomes a slave to you. What more do you need? What more do you expect?

ahaṁ bhakta-parādhīno
hy asvatantra iva dvija
sādhubhir grasta-hṛdayo
bhaktair bhakta-jana priyaḥ

[The Supreme Personality of Godhead said to Durvāsā Muni: “I am completely under the control of My devotees. Indeed, I am not at all independent. Because My devotees are completely devoid of all material desires, I sit only within the cores of their hearts. What to speak of My devotees, even those who are devotees of My devotees are very dear to Me.”—SB. 9.4.63.]

Kṛṣṇa says, “Independently, I have the position of controlling everything, but this śaraṇāgati controls Me.” That is the way of affection. Not by power, not by necessity, not by intrinsic experience, but only through love can you enter into that realm. You should be satisfied with that. What more do you want? The Lord is coming to be whipped by you, and you are not satisfied!


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования