«Семя преданности». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 13 февраля 2013 года. Чиангмай, Таиланд | “Seed of Devotion.” Srila B. S. Goswami Maharaj. February 13, 2013. Chiang Mai, Thailand


In English

На русском


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Семя преданности

(13 февраля 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Вопрос: Мы слышали, что, когда вы получаете инициацию в этой жизни, вы получает также бхакти-лата-бидж — семя преданности. А когда вы принимаете инициацию в следующей жизни, получается, что вы снова получаете семя преданности?

Что такое семя?

#00:00:29#

Шрила Госвами Махарадж: А мне разрешено пользоваться словарем? Итак, в словаре… нам необходимо переосмыслить понятие «семя». Когда Гуру Махарадж объясняет значение гаятри, он говорит: «Что это за солнце, которое освещает субъективный мир?» Ведь и в объективном мире это атма, а в субъективном мире, супер-субъективном мире это Параматма, а в супер-супер-субъективном мире это Шримати Радхарани. Вера — это сияние Радхарани.

#00:01:17#

наумӣд̣йа те ’бхра-вапуш̣е тад̣ид-амбара̄йа
гун̃джа̄ватам̇са-париччха-ласан-мукха̄йа
ванйа-срадже кавала-ветра-виш̣а̄н̣а-вен̣у-
лакш̣ма-ш́рийе мр̣ду-паде паш́упа̄н̇гаджа̄йа

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.1)

#00:01:25#

Когда Брахма говорит Кришне: «Это очень сложно — увидеть Тебя. Тебя невозможно увидеть, гана-шйам, Ты как черное облако на темном небе, как кришна-пакша…» (значит «новая луна»). В первый день новолуния вы не можете увидеть луну, постепенно она появляется. Абхра-вапу означает «облако». «…как темное дождевое облако. Но облаченный в убранство молнии Ты становишься зримым». Этой одеждой цвета молнии является Радхарани — хладини-шакти, Она проливает на Него свет.

И он [Шрила Шридхар Махарадж] говорит, что есть общепринятое понимание слов «свет солнца», а есть более глубокое. Также слово «семя». Если мы посмотрим в словаре на более глубокие значения этого слова, мы найдем такое объяснение: причина или скрытое начало чувства, процесса или состояния.

#00:03:00#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)

Скитания в мире заблуждений

#00:03:10#

Слово «бидж» означает «семя», семя бхакти-латы — ростка преданности. Но идет ли здесь речь о семени в буквальном смысле или в концептуальном? Что мы получаем, когда устанавливаем связь с агентом, посредником Кришны? Брахма̄н̣д̣а бхрамите означает, что мы исходили поперек и вдоль всю Вселенную, четырнадцать планетарных систем. И вы можете спросить: «А это значит эти все звезды, планеты в небе?» Это объективное значение слова «вселенная», но что такое на самом деле Вселенная? Это мир заблуждений. То есть пройдя через все возможные виды заблуждений.

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Что это за дерево [материальный мир]? Оно перевернуто». Где мы можем видеть перевернутое дерево? В отражении, например, на реке. На реке можно видеть отражение дерева, и тогда вы увидите, что корни его растут вверх, а ветви вниз. И этот мир также представляет собой такое перевернутое дерево. Но говорится, что удачливые души, бха̄гйава̄н джӣва, гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа: по милости (здесь упоминается слово «прасад»), по милости Кришны вы встречаете посредника Кришны, а по милости посредника вы ближе узнаете Кришну, развиваете с Ним более глубокие отношения.

#00:05:19#

Когда Нимай Пандит принял санньясу и стал известен как Шри Кришна Чайтанья, Он как безумный начал искать Вриндаван и Кришна-концепцию:

#00:05:37#

ка̄ха̄н̇ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄ха̄н̇ карон̇ ка̄ха̄н̇ па̄н̇ враджендра-нандана

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.15)

Где Кришна?

Где Кришна? И это утверждение очень важно: поиск Шри Кришны.

#00:05:53#

хе ра̄дхе враджа-девӣке ча лалите хе нанда-сӯно кутах̣…

(«Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», 8)

Где они [гопи]? Это верное настроение преданных — поиск Шри Кришны. Даже после начала раса-лилы Радхарани скрывается из виду, Кришна ищет Ее и оставляет таким образом враджа-гопи тонуть в океане разлуки, и они, как безумные, ищут Кришну, спрашивают деревья, насекомых. Они видят все окружение связанным с их поиском. Они спрашивают у деревьев, и тогда легкий ветерок колышет ветви деревьев, они [гопи] истолковывают это как мужской сговор. Потому что деревья считаются мужского рода в духовном мире, в то время как лата — ростки, женского рода. И они говорят: «О, мужской сговор, один прикрывает другого и говорит, что не видел Кришну». То есть те самые деревья, которых они только что вопрошали, сейчас они ругают их. И в своем безумии они начинают изображать игры Кришны. Это прекрасно. «Я — Путана». А другая — Кали, а третья — Кришна. Гопи говорит: «Я — Кришна!» Но это не аханграхопасана, самопоклонение, как, например, у притворщиков, которые говорят, что они — Кришна.

Я — Бог?

#00:07:45#

Я помню, однажды я услышал, что ведущий мировой авторитет в индуизме, который написал статью для энциклопедии (сейчас это Википедия, но в старые времена, вы можете прочитать об этом в Интернете, у людей были книги и библиотеки, а также такие вещи, как энциклопедии)... Итак, этот человек, его звали Артур Бэшем, написал книгу, которая называется «Чудо, которым была Индия». Так или иначе, он давал лекцию в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, и я отправился туда встретить его, я хотел услышать, о чем он будет говорить. И в нем было очень сладостно то, что, будучи таким образованным строгим английским джентльменом, внутри он был скрытый кришнаит. Я увидел, что его сердце было сердцем преданного. Он говорил о разных богах.

Марк Твен однажды сказал, что в [мире] религии Индия — единственный миллионер, а все остальные — лишь нищие бедняки по сравнению с ней. В Индии миллионы, миллионы богов и богинь. И он [Артур Бэшем] показал свое слайд-шоу и сказал: «И они создают больше [богов и богинь]». Он показал картинку, на которой изображены десять аватар Кришны, а затем Шрама-девату — богиню технологии, и приложил к ней изображения ракет, тракторов.

#00:09:37#

Также есть богиня Сантошима, созданная в Болливуде. Когда все простодушные люди пришли в кино, и им показали богиню Сантошиму, как поклоняться ей, какова ее мантра, ее пуджа, параферналии, все индусы начали поклоняться Сантошиме.

Однажды одна женщина (Гурудев сказал в Калькутте, что он видел) предлагала свои поклоны очень многим камням. И, когда он спросил ее: «Диди, что вы делаете?», она ответила: «Один из них может быть Шивой». Артур Бэшем подошел к вопросу майявады о коренном заблуждении, которое предлагает майя: «Я — Господь, ты — Господь». Джон Леннон высмеял это в начале песни «Я — морж»: «Я — он, так же, как ты — это он, и ты — это я, и мы все вместе». По этому поводу Артур Бэшем сказал: «Я — это ты. Я не знаю, честно говоря, хочу ли я быть тобой». В одном предложении он выразил всю глупость этой идеи.

#00:11:08#

И в своем безумии враджа-гопи (и это совсем другое: это называется самозабвение, не самоотрицание, но самозабвение) настолько поглощены Кришной, что они начинают изображать Его, Его игры, и на секунду они как будто становятся Им. Но все же они находятся в поиске Его, как Махапрабху теперь, когда Он принял санньясу гопи-бхавы, которая достигает крайности в радха-бхаве, ничто больше не может Его сдерживать. И поэтому после того, как Нитьянанда сломал Его данду, и Махапрабху… это все игры йога-майи, это все нужно для того, чтобы продвинуть Его игры.

Почему Кришна разлучается с гопи?

#00:12:06#

Почему Радхарани покидает танец раса, а Кришна убегает за Ней? Он хочет поместить их [гопи] в огонь разлуки. Он говорит: «Когда ваши чувства достигнут такого состояния, что вы не сможете больше жить без Меня, тогда Я приду, и это будет настоящий раса-танец». Предыдущий тоже был вроде ничего. Так же как Радхарани показывает раса-танец на Курукшетре, Она собирает всех гопи показать царицам Двараки, и они все были настолько изумлены, что начали прославлять Ее, выражать свою признательность. Радхарани сказала: «Ах, это было ничто, вам бы увидеть настоящий раса-танец во Вриндаване. То, что мы сделали здесь, — ничего особенного». Кришна говорит: «Когда их разлука приведет их на порог смерти, тогда Я появлюсь, и тогда мы станцуем настоящий раса-танец». На все есть причина.

#00:13:19#

Махапрабху убегает после того, как Нитьянанда сломал [Его] данду, Он вошел в особое состояние и появился перед Джаганнатхом, которого Он воспринимал как Дварака-Кришну в настроении Радхарани. Она хочет, чтобы Кришна вернулся во Вриндаван, чтобы явить Свои сладостные игры. И Он [Махапрабху] настолько переполнен красотой Кришны, интенсивностью Его красоты, что красота Кришны входит в сердце гопи и похищает их жизненную силу, и они уже практически умирают.

Так же, как Махапрабху, когда Он проявлял различные признаки экстаза, терял сознание, охранники храма хотели выбросить Его прочь, знаете, как тех самых сентиментальных сахаджиев-притворщиков, которые лишь показывают, устраивают шоу… Но подошел Сарвабхаума Бхаттачарья и сказал: «Нет, подождите, дайте я проверю». Он приложил хлопковую нить [к устам Махапрабху], чтобы проследить любое, даже самое незначительное дыхание, и он не обнаружил его. Поэтому он сказал: «Я слышал об ашта-саттвика-викаре — высшей стадии божественного экстаза, описанного в писаниях». Поэтому они отнесли Махапрабху в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Махапрабху, говорится в «Чайтанья Бхагавате», вошел в транс и не выходил из него девять часов. Когда Сварупа Дамодар и другие преданные, которые искали Его, пришли в дом Сарвабхаумы, Он поделился с ними Своими божественными откровениями, и это были игры Радхи, Кришны и враджа-гопи.

Капля милости

#00:15:37#

Но, так или иначе, когда Гопинатх Ачарья пришел туда, все преданные старались найти Махапрабху и нашли Его в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи, его [Гопинатха Ачарьи] зятя. Сарвабхаума и Махапрабху вели дискуссию. Сарвабхаума говорил, что в Кали-югу нет юга-аватары, поэтому Его [Всевышнего] имя Триюга, на что Гопинатх [Ачарья] сказал: «Да, но тем самым ты показываешь, что не знаешь тех намеков, которые даны в „Махабхарате“ и „Шримад-Бхагаватам“». Чханнах̣ калау [«Шримад-Бхагаватам», 7.9.38] — в Кали-югу Он скрыт. Ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ [«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5] — [Он] покрыт сиянием и сердцем Шримати Радхарани. «Сарвабхаума, ты знаешь все, ты — Васудева, Сарвабхаума, придворный пандит Махараджи Пратапарудры, но, к сожалению, ты не знаешь единственной вещи, что Тот, кто сейчас лежит перед тобой, — Сваям Бхагаван, это изначальная Верховная Личность Бога». Сарвабхаума спрашивает: «Почему я не знаю, а ты знаешь?» «Потому что тебе нужна капля милости», пра̄сад, атха̄пи те дева пада̄мбхуджа-двайа-праса̄да-леш́а̄нугр̣хӣта эва хи [„Шримад-Бхагаватам“, 10.14.29]. «И каково доказательство, что у тебя нет этой милости, а у меня есть? Я признаю это, а ты — нет». Лишь капля милости, гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа, распространенная милость.

Какое название у этой нашей школы? Свободная милость. Это также и наше название. Это распространение милости, которая сначала приходит лишь как капля. Праса̄да-леш́а̄нугр̣хӣта эва хи. Капелька милости.

#00:17:43#

Когда Гуру Махараджу было двадцать три, а его учителю было около восьмидесяти, он был шат-даршан пандит, сертифицированный в шести школах индийской философской мысли. Это подобно тому, как будто у него было шесть онтологических черных поясов. Гуру Махарадж так восхищался этим учителем и однажды очень простодушно спросил его: «Почему же вы не используете свой огромный интеллект и познания, чтобы узнать Кришна-концепцию Махапрабху?» Учитель ответил ему: «О, мой мальчик, это не вопрос интеллекта или образованности, для этого нужно иметь каплю милости».

Он [Гопинатх Ачарья] сказал ему [Сарвабхауме Бхаттачарье] так: «Тебе нужна капля милости». Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа. Это значит милостивое распространение. Когда Брахма пытается просчитать Кришну своими четырьмя головами, или своим четверным интеллектом, можно сказать так: Брахма поставлен в тупик. Намек на это дан в начале «Шримад-Бхагаватам»:

#00:19:11#

джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣…

(«Шримад-Бхагаватам», 1.1.1)

Боги поставлены в тупик, пытаясь понять, кто такой Кришна: Брахма, Индра, даже Шива в случае с Мохини Мурти. В результате его заблуждения мохан трансформируется или изменяется в правильное представление. Это наш процесс — от заблуждения к правильному пониманию. Это семя милости ведет нас из мира заблуждений к миру правильных представлений. Но это семя скрыто в зародышевом состоянии. Джн̃ане прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва [«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3]. Брахма говорит: «Перестань пытаться измерить Его своим умом и интеллектом, рациональной мыслью, опытным знанием. Джӣванти сан-мукхарита̄м̇, сан-мукхарита̄: начни слушать настоящих преданных, из изначальных источников, слушай о Кришне, и тогда в форме семени Кришна-концепция войдет в твое сердце».

#00:21:08#

правиш̣т̣ах̣ карн̣а-рандхрен̣а
сва̄на̄м̇ бха̄ва-сарорухам
дхуноти ш́амалам кр̣ш̣н̣ах̣
салиласйа йатха̄ ш́арат

(«Шримад-Бхагаватам», 2.8.5)

#00:21:23#

Карн̣а-рандхрен̣а: через ухо звук пройдет по каналу в сердце. Начни слушать от садху, шастр, Гуру, вайшнавов. Когда мы слушаем о Кришне, эта концепция в зародышевом состоянии входит в наше сердце, вот что это значит. Стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄ри-манобхир [«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3]. Здесь говорится: каким бы ни было твое положение, это не важно. В какой бы ты ситуации ни находился, может быть, в самом низшем состоянии, начни слушать от настоящего посредника о Кришне, тогда, по словам Гуру Махараджа, флаг концепции Кришны будет установлен в твоем сердце.

«Это сердце принадлежит Мне одному»

#00:22:35#

Когда Шрила Сарасвати Тхакур давал харинам-инициацию одному джентльмену, этот человек служил шпионом во время войны, и поэтому Сарасвати Тхакур приводил военные примеры. Он сказал: «Необходимо позволить Кришне высадиться в твоем сердцем, как военно-морской флот: они доставляют пехоту до берега и когда лодка касается берега, дверь открывается, солдаты выбегают на берег. И что они делают? Они втыкают флаг в землю, они устанавливают плацдарм, базу. Это значит: эта земля принадлежит им, они будут строить там свои владения. Это значит, что необходимо позволить Кришна-концепции установить флаг в [твоем] сердце». Как говорит Гуру Махарадж, и Кришна объявляет: «Это сердце Мое и только Мое, и Я не потерплю других землевладельцев». И тогда постепенно концепция Кришны завоюет все сердце. На самом деле все это значит, что от садху, шастр, Гуру и вайшнавов мы получаем зачаточное состояние Кришна-концепции, которая постепенно развивается.

Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам. Как говорит Гуру Махарадж, есть градация во всем, также есть и градация семян концепции Кришны. Он говорит, что высококачественные семена не так-то просто гибнут, эти семена могут войти в состояние покоя, «заснуть», снова «проснуться» и начать расти при соприкосновении с посредником.

#00:25:02#

Также мы слышали в Бхагавад-гите, в конце главы о йоге [шестой главы], если йог не достигает совершенства в духовной практике, ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе, йога-бхрашт̣о ’бхиджа̄йате [Бхагавад-гита, 6.41], он рождается снова в обстоятельствах, где спонтанно привлечется всеми этими вещами и соприкоснется с посредником, с учителем и продолжит свой прогресс. Когда мы слышим разные представления о Кришне, это каждый раз особого рода пробуждение в сердце.

Как во время второй инициации, мы говорили о бидж-мантрах. Есть как минимум три бидж-мантры в гаятри-мантре, если вы включаете арчану и пуджу. И снова это значит, что зачаточная концепция входит в наше сердце и развивается. Может ли она войти в спящее, непроявленное состояние? Да, может, но может также пробудиться и снова дать ростки, развиваясь благодаря высшему общению. Это также возможно.

#00:26:30#

Также упомянуто, что есть разные уровни развития бхава-бхакти. Гуру Махарадж говорил, что в «Бхагаватам» есть примеры, когда падение [практикующей личности] возможно даже с уровня сварупа-сиддхи, значит, такого уровня, когда уже развито их [практикующих] духовное «я», но оно еще не закреплено. Гуру Махарадж сравнивал это с тем, как можно получить образование судьи, но не иметь непосредственно практики вынесения судебных заключений или заключения [подсудимого] в тюрьму. Бхактивинод Тхакур говорит, что, достигнув такого положения, все еще возможно упасть. Чтобы предупредить преданных о такой опасности, он дает некоторые примеры, как, например, Бхарата Махарадж. Он показывает нам преданных на очень высоком уровне [духовного] развития. Мы видим, как они в следующей жизни снова очень быстро достигают своего предыдущего положения и доходят до высшей точки.

Но мы должны понимать, что биджа находится в линии Кришна-концепции. Как правильно понять Кришну? Все эти идеи мы слышим от высших преданных, из писаний Госвами. Они сажают эти семена концепций в наше сердце.

#00:28:35#

хари-пада-накха-кот̣ӣ-пр̣ш̣т̣а-парйанта-сӣма-
тат̣ам апи калайантӣм̇ пра̄на-кот̣ер абхӣш̣т̣а̄м
прамудита-мадира̄кш̣и-вр̣нда-ваидагдхйа-дӣкш̣а̄-
[гурум ати-гуру-кӣртим̇ ра̄дхика̄м арчайа̄ми]

(«Става-мала»: «Шри Радхаштака», 7)

Рупа Госвами прославляет Радхарани, и здесь употребляется слово «дикша», это значит Ее настроение преданности и пример. Слушая, просто слушая о Ее качествах, вы испытываете радость и вдохновение на служение в мире служения. Тогда вы подходите, вы квалифицированы, вы достигли уровня войти в этот план бытия. Есть также рага-марга дикша. Иногда Гуру Махарадж говорит, что Рамананда Рай — это рага-марга дикша-гуру Махапрабху. Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а [«Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192]. Что такое дикша, говорится в известной шлоке. Это когда вы атма-самарпан, полностью, целиком предлагаете себя в служение. До этого, то есть до того момента, когда вы полностью предложили себя, можете ли вы сказать, что вы инициированы?

#00:30:07#

Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а — это тот момент, когда вы полностью предлагаете себя. Гуру Махарадж иногда говорил, что такое тантрическая дикша. Это значит, что человеку дается полная возможность стать квалифицированным. В классическом примере из «Хари-бхакти-виласы», где идет диалог между совершенным Гуру и совершенным учеником, они обсуждают, какое время благоприятно для получения инициации, они называют надлежащий месяц, день, неделю, время; постепенно перечисляется так много требований, что вы невольно задаетесь вопросом: «Это вообще возможно?» Но если вы терпеливы настолько, чтобы дочитать до конца, в конце говорится: «Если вы найдете квалифицированного Гуру, который хочет дать вам посвящение, — это и есть правильное время, правильное место, правильное все».

Вечная связь

#00:31:38#

Постепенный естественный рост — это совет Шрилы Гуру Махараджа. Все, что мы услышим, садху, шастры, Гуру, вайшнавы производят некое впечатление на наше сердце. Нас приняли Гуру и вайшнавы. Я помню, когда я думал, размышлял, приходил в храм в Сан-Франциско… за несколько дней до присоединения к миссии, до получения инициации я читал Бхагавад-гиту, и в одном из комментариев Прабхупада цитировал известную шлоку из «Рамаяны», где Рамачандра говорит: «Если я однажды принял кого-то — это навсегда». И когда кто-то говорит: «Мой дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими меня». Это навсегда.

#00:32:51#

Эта шлока была произнесена, когда Вибхишана, брат Раваны, поменял сторону, покинул Равану и переметнулся на сторону Рамачандры. Но тогда происходило так много необычных, мистических вещей, явлений, что преданные стали подозревать его в шпионаже. Они думали, что он классический двойной «агент КГБ». Я не знаю, был ли Вибхишана русским, но он точно знал что-то о двойном шпионаже. Поэтому все говорили Рамачандре: «Прогони его, он агент врага, он из вражеского тыла». Рамачандра сказал: «Нет, вы не понимаете. Однажды я принял его, и это навсегда. Я не могу нарушить Свое слово». Поэтому, если вас принял Кришна и Его посредник, мы, может, и не догадываемся до конца, что происходит, но Гуру Махарадж говорит, что это зависит от Махапрабху и высших вайшнавов, что единожды, если в вашем сердце пробудилось хоть какое-то, пусть самое отдаленное понимание ценности слушания о Кришне от настоящего посредника, можно сказать, что флаг Кришны уже установлен в вашем сердце, семя уже посажено. Оно может быть непроявленным иногда, но оно вырастет благодаря питанию от Гуру, шастр, вайшнавов и в конце концов полностью вырастет в вашем сердце. Как говорил Шрила Гуру Махарадж, что все легкомысленные, поверхностные желания, второстепенные желания постепенно уйдут, и в конце концов Кришна заявит: «Это сердце принадлежит Мне и только Мне».

Кришна не нуждается в приглашении

#00:35:12#

Гуру Махарадж однажды разговаривал с одним преданным, очень сладостным преданным Сомья Шьямом. Ему нравилась хари-катха Шрилы Гуру Махараджа, и он сказал: нам повезло, что Кришна — вор, потому что мы построили крепость вокруг своего сердца, можно сказать, Кремль, крепость, чтобы никого туда не пускать, но вору не нужно приглашение, он приходит сам. Кришна питается бхавой, и Он знает, на что способно ваше сердце, и Он хочет именно этого. Как во время танца раса Радхарани покинула Его, и Он погнался за Ней, Он знал глубину сердец гопи.

#00:36:14#

га̄йатрӣ-муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи

(Га̄на̄т тра̄йате)

Одно из значений этого: киртан значит песня флейты Кришны, но также значит санкиртана Махапрабху. Навадвипа — это Вриндаван, Вриндаван в настроении раздачи. Поэтому санкиртана Махапрабху — это раса-лила в настроении раздачи.

Поэтому Кришна знает, на что способны их [гопи] сердца. Как сказал поэт: сердце пробуждается — хр̣дайена̄бхйану джн̃ато йо дхармас тан нибодхатах̣ [«Ману-самхита», 2.1], и говорит «да» сознанию Кришны. Хотя еще, может быть, не может выразить это словами.

Однажды в Китае кто-то спросил Джаявати [Деви Даси]: «Почему ты выбрала сознание Кришны среди столь многих разных концепций?» Она сказала: «Нет, это было не так. Я была выбрана, Кришна меня выбрал». И это бха̄гйава̄н джӣва — удачливая душа. Но здесь необходимо взаимное принятие, это варан̣а, ш́раван̣а-даса — слушание, а затем [мы] чувствуем что-то в сердце. Как влюбленные, они хотят знать, чувствует ли возлюбленный то же самое.

Важность агента Кришны

#00:38:16#

Когда я ближе знакомился со Шрилой Гуру Махараджем, в моем сердце росло любопытство, чувствует ли он то же, что и я. Я думал, как же мне выразить это. Гуру Махарадж, узнав об этом, ответил мне однажды на мои чувства, и я был очень счастлив. Взаимное принятие, принятие посредником. Иногда ученики Шрилы Прабхупады после его ухода из этого мира чувствовали боль в сердце, и они пришли к Гуру Махараджу за утешением. Тогда прошел слух, что кому-то приснилось, как Прабхупада сказал, что он снова вернется, и это было как второе пришествие Христа. Они говорили: «Прабхупада сказал, что он возвращается!» И они спросили Гуру Махараджа: «Это возможно?» Гуру Махарадж сказал: «Да, это возможно». И они были в восторге от счастья. Он сказал: «Но когда он придет, он спросит вас: „Что ты делал, пока ждал моего возвращения?“ И вы не можете ответить: „О, мы ждали вас“. Бесконечное имеет бесконечное количество альтернатив, вариантов. Может быть, Кришна хочет сохранить его подле Себя и пошлет другого посредника, чтобы продолжить его дело». Но видя, что эти слова принесли боль их сердцам, Гуру Махарадж был настолько добр и милосерден, он сказал: «Но Кришна захочет отправить другого посредника». Затем он повернулся и сказал: «Но нет, они не примут никого, кроме тебя, поэтому ты должен идти». И они снова были счастливы.

#00:40:44#

Так много возможно разных путей, нужно держать свой ум открытым. Гуру Махарадж сказал: «Какой бы незначительной верой ты ни обладал, помести свою веру в Бесконечное, в Кришну». Я упоминал Сальвадора Дали — сюрреалиста, который ответил однажды на вопрос: «Дали, вы верите в Бога?» Он сказал: «Да, но у меня нет веры». Я думаю, что это был очень честный ответ, откровенный ответ. Он сказал: «Да, я верю», и я считаю, что на самом деле все верят в Бога, даже атеисты. Но, как сказал Авадхут Махарадж, им нужно немного общения. Он всегда говорит: «Ну, им нужно немного общения». И он прав. Стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄ри-манобхир. Это общение, бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ [«Шримад-Бхагаватам», 11.3.31], зажжет свечу вашего сердца. Это все метафоры: свеча, семя, пламя. Потому что [свеча] зажигается, оно [семя преданности] всегда пробуждается, сажается, растет и развивается благодаря общению с правильными [носителями веры]. Такова наша концепция.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Налина Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «Шриман Махапрабхур шата-нама». Бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура в исполнении Шрилы Б. Р. Мадхусудана Махараджа ·• Архив новостей •· «Вечный долг в материальном мире». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 18 марта 2020 года. Москва, Кисельный
 →

In English

На русском


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Семя преданности

(13 февраля 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Вопрос: Мы слышали, что, когда вы получаете инициацию в этой жизни, вы получает также бхакти-лата-бидж — семя преданности. А когда вы принимаете инициацию в следующей жизни, получается, что вы снова получаете семя преданности?

Что такое семя?

#00:00:29#

Шрила Госвами Махарадж: А мне разрешено пользоваться словарем? Итак, в словаре… нам необходимо переосмыслить понятие «семя». Когда Гуру Махарадж объясняет значение гаятри, он говорит: «Что это за солнце, которое освещает субъективный мир?» Ведь и в объективном мире это атма, а в субъективном мире, супер-субъективном мире это Параматма, а в супер-супер-субъективном мире это Шримати Радхарани. Вера — это сияние Радхарани.

#00:01:17#

наумӣд̣йа те ’бхра-вапуш̣е тад̣ид-амбара̄йа
гун̃джа̄ватам̇са-париччха-ласан-мукха̄йа
ванйа-срадже кавала-ветра-виш̣а̄н̣а-вен̣у-
лакш̣ма-ш́рийе мр̣ду-паде паш́упа̄н̇гаджа̄йа

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.1)

#00:01:25#

Когда Брахма говорит Кришне: «Это очень сложно — увидеть Тебя. Тебя невозможно увидеть, гана-шйам, Ты как черное облако на темном небе, как кришна-пакша…» (значит «новая луна»). В первый день новолуния вы не можете увидеть луну, постепенно она появляется. Абхра-вапу означает «облако». «…как темное дождевое облако. Но облаченный в убранство молнии Ты становишься зримым». Этой одеждой цвета молнии является Радхарани — хладини-шакти, Она проливает на Него свет.

И он [Шрила Шридхар Махарадж] говорит, что есть общепринятое понимание слов «свет солнца», а есть более глубокое. Также слово «семя». Если мы посмотрим в словаре на более глубокие значения этого слова, мы найдем такое объяснение: причина или скрытое начало чувства, процесса или состояния.

#00:03:00#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)

Скитания в мире заблуждений

#00:03:10#

Слово «бидж» означает «семя», семя бхакти-латы — ростка преданности. Но идет ли здесь речь о семени в буквальном смысле или в концептуальном? Что мы получаем, когда устанавливаем связь с агентом, посредником Кришны? Брахма̄н̣д̣а бхрамите означает, что мы исходили поперек и вдоль всю Вселенную, четырнадцать планетарных систем. И вы можете спросить: «А это значит эти все звезды, планеты в небе?» Это объективное значение слова «вселенная», но что такое на самом деле Вселенная? Это мир заблуждений. То есть пройдя через все возможные виды заблуждений.

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Что это за дерево [материальный мир]? Оно перевернуто». Где мы можем видеть перевернутое дерево? В отражении, например, на реке. На реке можно видеть отражение дерева, и тогда вы увидите, что корни его растут вверх, а ветви вниз. И этот мир также представляет собой такое перевернутое дерево. Но говорится, что удачливые души, бха̄гйава̄н джӣва, гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа: по милости (здесь упоминается слово «прасад»), по милости Кришны вы встречаете посредника Кришны, а по милости посредника вы ближе узнаете Кришну, развиваете с Ним более глубокие отношения.

#00:05:19#

Когда Нимай Пандит принял санньясу и стал известен как Шри Кришна Чайтанья, Он как безумный начал искать Вриндаван и Кришна-концепцию:

#00:05:37#

ка̄ха̄н̇ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄ха̄н̇ карон̇ ка̄ха̄н̇ па̄н̇ враджендра-нандана

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.15)

Где Кришна?

Где Кришна? И это утверждение очень важно: поиск Шри Кришны.

#00:05:53#

хе ра̄дхе враджа-девӣке ча лалите хе нанда-сӯно кутах̣…

(«Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», 8)

Где они [гопи]? Это верное настроение преданных — поиск Шри Кришны. Даже после начала раса-лилы Радхарани скрывается из виду, Кришна ищет Ее и оставляет таким образом враджа-гопи тонуть в океане разлуки, и они, как безумные, ищут Кришну, спрашивают деревья, насекомых. Они видят все окружение связанным с их поиском. Они спрашивают у деревьев, и тогда легкий ветерок колышет ветви деревьев, они [гопи] истолковывают это как мужской сговор. Потому что деревья считаются мужского рода в духовном мире, в то время как лата — ростки, женского рода. И они говорят: «О, мужской сговор, один прикрывает другого и говорит, что не видел Кришну». То есть те самые деревья, которых они только что вопрошали, сейчас они ругают их. И в своем безумии они начинают изображать игры Кришны. Это прекрасно. «Я — Путана». А другая — Кали, а третья — Кришна. Гопи говорит: «Я — Кришна!» Но это не аханграхопасана, самопоклонение, как, например, у притворщиков, которые говорят, что они — Кришна.

Я — Бог?

#00:07:45#

Я помню, однажды я услышал, что ведущий мировой авторитет в индуизме, который написал статью для энциклопедии (сейчас это Википедия, но в старые времена, вы можете прочитать об этом в Интернете, у людей были книги и библиотеки, а также такие вещи, как энциклопедии)... Итак, этот человек, его звали Артур Бэшем, написал книгу, которая называется «Чудо, которым была Индия». Так или иначе, он давал лекцию в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, и я отправился туда встретить его, я хотел услышать, о чем он будет говорить. И в нем было очень сладостно то, что, будучи таким образованным строгим английским джентльменом, внутри он был скрытый кришнаит. Я увидел, что его сердце было сердцем преданного. Он говорил о разных богах.

Марк Твен однажды сказал, что в [мире] религии Индия — единственный миллионер, а все остальные — лишь нищие бедняки по сравнению с ней. В Индии миллионы, миллионы богов и богинь. И он [Артур Бэшем] показал свое слайд-шоу и сказал: «И они создают больше [богов и богинь]». Он показал картинку, на которой изображены десять аватар Кришны, а затем Шрама-девату — богиню технологии, и приложил к ней изображения ракет, тракторов.

#00:09:37#

Также есть богиня Сантошима, созданная в Болливуде. Когда все простодушные люди пришли в кино, и им показали богиню Сантошиму, как поклоняться ей, какова ее мантра, ее пуджа, параферналии, все индусы начали поклоняться Сантошиме.

Однажды одна женщина (Гурудев сказал в Калькутте, что он видел) предлагала свои поклоны очень многим камням. И, когда он спросил ее: «Диди, что вы делаете?», она ответила: «Один из них может быть Шивой». Артур Бэшем подошел к вопросу майявады о коренном заблуждении, которое предлагает майя: «Я — Господь, ты — Господь». Джон Леннон высмеял это в начале песни «Я — морж»: «Я — он, так же, как ты — это он, и ты — это я, и мы все вместе». По этому поводу Артур Бэшем сказал: «Я — это ты. Я не знаю, честно говоря, хочу ли я быть тобой». В одном предложении он выразил всю глупость этой идеи.

#00:11:08#

И в своем безумии враджа-гопи (и это совсем другое: это называется самозабвение, не самоотрицание, но самозабвение) настолько поглощены Кришной, что они начинают изображать Его, Его игры, и на секунду они как будто становятся Им. Но все же они находятся в поиске Его, как Махапрабху теперь, когда Он принял санньясу гопи-бхавы, которая достигает крайности в радха-бхаве, ничто больше не может Его сдерживать. И поэтому после того, как Нитьянанда сломал Его данду, и Махапрабху… это все игры йога-майи, это все нужно для того, чтобы продвинуть Его игры.

Почему Кришна разлучается с гопи?

#00:12:06#

Почему Радхарани покидает танец раса, а Кришна убегает за Ней? Он хочет поместить их [гопи] в огонь разлуки. Он говорит: «Когда ваши чувства достигнут такого состояния, что вы не сможете больше жить без Меня, тогда Я приду, и это будет настоящий раса-танец». Предыдущий тоже был вроде ничего. Так же как Радхарани показывает раса-танец на Курукшетре, Она собирает всех гопи показать царицам Двараки, и они все были настолько изумлены, что начали прославлять Ее, выражать свою признательность. Радхарани сказала: «Ах, это было ничто, вам бы увидеть настоящий раса-танец во Вриндаване. То, что мы сделали здесь, — ничего особенного». Кришна говорит: «Когда их разлука приведет их на порог смерти, тогда Я появлюсь, и тогда мы станцуем настоящий раса-танец». На все есть причина.

#00:13:19#

Махапрабху убегает после того, как Нитьянанда сломал [Его] данду, Он вошел в особое состояние и появился перед Джаганнатхом, которого Он воспринимал как Дварака-Кришну в настроении Радхарани. Она хочет, чтобы Кришна вернулся во Вриндаван, чтобы явить Свои сладостные игры. И Он [Махапрабху] настолько переполнен красотой Кришны, интенсивностью Его красоты, что красота Кришны входит в сердце гопи и похищает их жизненную силу, и они уже практически умирают.

Так же, как Махапрабху, когда Он проявлял различные признаки экстаза, терял сознание, охранники храма хотели выбросить Его прочь, знаете, как тех самых сентиментальных сахаджиев-притворщиков, которые лишь показывают, устраивают шоу… Но подошел Сарвабхаума Бхаттачарья и сказал: «Нет, подождите, дайте я проверю». Он приложил хлопковую нить [к устам Махапрабху], чтобы проследить любое, даже самое незначительное дыхание, и он не обнаружил его. Поэтому он сказал: «Я слышал об ашта-саттвика-викаре — высшей стадии божественного экстаза, описанного в писаниях». Поэтому они отнесли Махапрабху в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Махапрабху, говорится в «Чайтанья Бхагавате», вошел в транс и не выходил из него девять часов. Когда Сварупа Дамодар и другие преданные, которые искали Его, пришли в дом Сарвабхаумы, Он поделился с ними Своими божественными откровениями, и это были игры Радхи, Кришны и враджа-гопи.

Капля милости

#00:15:37#

Но, так или иначе, когда Гопинатх Ачарья пришел туда, все преданные старались найти Махапрабху и нашли Его в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи, его [Гопинатха Ачарьи] зятя. Сарвабхаума и Махапрабху вели дискуссию. Сарвабхаума говорил, что в Кали-югу нет юга-аватары, поэтому Его [Всевышнего] имя Триюга, на что Гопинатх [Ачарья] сказал: «Да, но тем самым ты показываешь, что не знаешь тех намеков, которые даны в „Махабхарате“ и „Шримад-Бхагаватам“». Чханнах̣ калау [«Шримад-Бхагаватам», 7.9.38] — в Кали-югу Он скрыт. Ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ [«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5] — [Он] покрыт сиянием и сердцем Шримати Радхарани. «Сарвабхаума, ты знаешь все, ты — Васудева, Сарвабхаума, придворный пандит Махараджи Пратапарудры, но, к сожалению, ты не знаешь единственной вещи, что Тот, кто сейчас лежит перед тобой, — Сваям Бхагаван, это изначальная Верховная Личность Бога». Сарвабхаума спрашивает: «Почему я не знаю, а ты знаешь?» «Потому что тебе нужна капля милости», пра̄сад, атха̄пи те дева пада̄мбхуджа-двайа-праса̄да-леш́а̄нугр̣хӣта эва хи [„Шримад-Бхагаватам“, 10.14.29]. «И каково доказательство, что у тебя нет этой милости, а у меня есть? Я признаю это, а ты — нет». Лишь капля милости, гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа, распространенная милость.

Какое название у этой нашей школы? Свободная милость. Это также и наше название. Это распространение милости, которая сначала приходит лишь как капля. Праса̄да-леш́а̄нугр̣хӣта эва хи. Капелька милости.

#00:17:43#

Когда Гуру Махараджу было двадцать три, а его учителю было около восьмидесяти, он был шат-даршан пандит, сертифицированный в шести школах индийской философской мысли. Это подобно тому, как будто у него было шесть онтологических черных поясов. Гуру Махарадж так восхищался этим учителем и однажды очень простодушно спросил его: «Почему же вы не используете свой огромный интеллект и познания, чтобы узнать Кришна-концепцию Махапрабху?» Учитель ответил ему: «О, мой мальчик, это не вопрос интеллекта или образованности, для этого нужно иметь каплю милости».

Он [Гопинатх Ачарья] сказал ему [Сарвабхауме Бхаттачарье] так: «Тебе нужна капля милости». Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа. Это значит милостивое распространение. Когда Брахма пытается просчитать Кришну своими четырьмя головами, или своим четверным интеллектом, можно сказать так: Брахма поставлен в тупик. Намек на это дан в начале «Шримад-Бхагаватам»:

#00:19:11#

джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣…

(«Шримад-Бхагаватам», 1.1.1)

Боги поставлены в тупик, пытаясь понять, кто такой Кришна: Брахма, Индра, даже Шива в случае с Мохини Мурти. В результате его заблуждения мохан трансформируется или изменяется в правильное представление. Это наш процесс — от заблуждения к правильному пониманию. Это семя милости ведет нас из мира заблуждений к миру правильных представлений. Но это семя скрыто в зародышевом состоянии. Джн̃ане прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва [«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3]. Брахма говорит: «Перестань пытаться измерить Его своим умом и интеллектом, рациональной мыслью, опытным знанием. Джӣванти сан-мукхарита̄м̇, сан-мукхарита̄: начни слушать настоящих преданных, из изначальных источников, слушай о Кришне, и тогда в форме семени Кришна-концепция войдет в твое сердце».

#00:21:08#

правиш̣т̣ах̣ карн̣а-рандхрен̣а
сва̄на̄м̇ бха̄ва-сарорухам
дхуноти ш́амалам кр̣ш̣н̣ах̣
салиласйа йатха̄ ш́арат

(«Шримад-Бхагаватам», 2.8.5)

#00:21:23#

Карн̣а-рандхрен̣а: через ухо звук пройдет по каналу в сердце. Начни слушать от садху, шастр, Гуру, вайшнавов. Когда мы слушаем о Кришне, эта концепция в зародышевом состоянии входит в наше сердце, вот что это значит. Стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄ри-манобхир [«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3]. Здесь говорится: каким бы ни было твое положение, это не важно. В какой бы ты ситуации ни находился, может быть, в самом низшем состоянии, начни слушать от настоящего посредника о Кришне, тогда, по словам Гуру Махараджа, флаг концепции Кришны будет установлен в твоем сердце.

«Это сердце принадлежит Мне одному»

#00:22:35#

Когда Шрила Сарасвати Тхакур давал харинам-инициацию одному джентльмену, этот человек служил шпионом во время войны, и поэтому Сарасвати Тхакур приводил военные примеры. Он сказал: «Необходимо позволить Кришне высадиться в твоем сердцем, как военно-морской флот: они доставляют пехоту до берега и когда лодка касается берега, дверь открывается, солдаты выбегают на берег. И что они делают? Они втыкают флаг в землю, они устанавливают плацдарм, базу. Это значит: эта земля принадлежит им, они будут строить там свои владения. Это значит, что необходимо позволить Кришна-концепции установить флаг в [твоем] сердце». Как говорит Гуру Махарадж, и Кришна объявляет: «Это сердце Мое и только Мое, и Я не потерплю других землевладельцев». И тогда постепенно концепция Кришны завоюет все сердце. На самом деле все это значит, что от садху, шастр, Гуру и вайшнавов мы получаем зачаточное состояние Кришна-концепции, которая постепенно развивается.

Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам. Как говорит Гуру Махарадж, есть градация во всем, также есть и градация семян концепции Кришны. Он говорит, что высококачественные семена не так-то просто гибнут, эти семена могут войти в состояние покоя, «заснуть», снова «проснуться» и начать расти при соприкосновении с посредником.

#00:25:02#

Также мы слышали в Бхагавад-гите, в конце главы о йоге [шестой главы], если йог не достигает совершенства в духовной практике, ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе, йога-бхрашт̣о ’бхиджа̄йате [Бхагавад-гита, 6.41], он рождается снова в обстоятельствах, где спонтанно привлечется всеми этими вещами и соприкоснется с посредником, с учителем и продолжит свой прогресс. Когда мы слышим разные представления о Кришне, это каждый раз особого рода пробуждение в сердце.

Как во время второй инициации, мы говорили о бидж-мантрах. Есть как минимум три бидж-мантры в гаятри-мантре, если вы включаете арчану и пуджу. И снова это значит, что зачаточная концепция входит в наше сердце и развивается. Может ли она войти в спящее, непроявленное состояние? Да, может, но может также пробудиться и снова дать ростки, развиваясь благодаря высшему общению. Это также возможно.

#00:26:30#

Также упомянуто, что есть разные уровни развития бхава-бхакти. Гуру Махарадж говорил, что в «Бхагаватам» есть примеры, когда падение [практикующей личности] возможно даже с уровня сварупа-сиддхи, значит, такого уровня, когда уже развито их [практикующих] духовное «я», но оно еще не закреплено. Гуру Махарадж сравнивал это с тем, как можно получить образование судьи, но не иметь непосредственно практики вынесения судебных заключений или заключения [подсудимого] в тюрьму. Бхактивинод Тхакур говорит, что, достигнув такого положения, все еще возможно упасть. Чтобы предупредить преданных о такой опасности, он дает некоторые примеры, как, например, Бхарата Махарадж. Он показывает нам преданных на очень высоком уровне [духовного] развития. Мы видим, как они в следующей жизни снова очень быстро достигают своего предыдущего положения и доходят до высшей точки.

Но мы должны понимать, что биджа находится в линии Кришна-концепции. Как правильно понять Кришну? Все эти идеи мы слышим от высших преданных, из писаний Госвами. Они сажают эти семена концепций в наше сердце.

#00:28:35#

хари-пада-накха-кот̣ӣ-пр̣ш̣т̣а-парйанта-сӣма-
тат̣ам апи калайантӣм̇ пра̄на-кот̣ер абхӣш̣т̣а̄м
прамудита-мадира̄кш̣и-вр̣нда-ваидагдхйа-дӣкш̣а̄-
[гурум ати-гуру-кӣртим̇ ра̄дхика̄м арчайа̄ми]

(«Става-мала»: «Шри Радхаштака», 7)

Рупа Госвами прославляет Радхарани, и здесь употребляется слово «дикша», это значит Ее настроение преданности и пример. Слушая, просто слушая о Ее качествах, вы испытываете радость и вдохновение на служение в мире служения. Тогда вы подходите, вы квалифицированы, вы достигли уровня войти в этот план бытия. Есть также рага-марга дикша. Иногда Гуру Махарадж говорит, что Рамананда Рай — это рага-марга дикша-гуру Махапрабху. Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а [«Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192]. Что такое дикша, говорится в известной шлоке. Это когда вы атма-самарпан, полностью, целиком предлагаете себя в служение. До этого, то есть до того момента, когда вы полностью предложили себя, можете ли вы сказать, что вы инициированы?

#00:30:07#

Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а — это тот момент, когда вы полностью предлагаете себя. Гуру Махарадж иногда говорил, что такое тантрическая дикша. Это значит, что человеку дается полная возможность стать квалифицированным. В классическом примере из «Хари-бхакти-виласы», где идет диалог между совершенным Гуру и совершенным учеником, они обсуждают, какое время благоприятно для получения инициации, они называют надлежащий месяц, день, неделю, время; постепенно перечисляется так много требований, что вы невольно задаетесь вопросом: «Это вообще возможно?» Но если вы терпеливы настолько, чтобы дочитать до конца, в конце говорится: «Если вы найдете квалифицированного Гуру, который хочет дать вам посвящение, — это и есть правильное время, правильное место, правильное все».

Вечная связь

#00:31:38#

Постепенный естественный рост — это совет Шрилы Гуру Махараджа. Все, что мы услышим, садху, шастры, Гуру, вайшнавы производят некое впечатление на наше сердце. Нас приняли Гуру и вайшнавы. Я помню, когда я думал, размышлял, приходил в храм в Сан-Франциско… за несколько дней до присоединения к миссии, до получения инициации я читал Бхагавад-гиту, и в одном из комментариев Прабхупада цитировал известную шлоку из «Рамаяны», где Рамачандра говорит: «Если я однажды принял кого-то — это навсегда». И когда кто-то говорит: «Мой дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими меня». Это навсегда.

#00:32:51#

Эта шлока была произнесена, когда Вибхишана, брат Раваны, поменял сторону, покинул Равану и переметнулся на сторону Рамачандры. Но тогда происходило так много необычных, мистических вещей, явлений, что преданные стали подозревать его в шпионаже. Они думали, что он классический двойной «агент КГБ». Я не знаю, был ли Вибхишана русским, но он точно знал что-то о двойном шпионаже. Поэтому все говорили Рамачандре: «Прогони его, он агент врага, он из вражеского тыла». Рамачандра сказал: «Нет, вы не понимаете. Однажды я принял его, и это навсегда. Я не могу нарушить Свое слово». Поэтому, если вас принял Кришна и Его посредник, мы, может, и не догадываемся до конца, что происходит, но Гуру Махарадж говорит, что это зависит от Махапрабху и высших вайшнавов, что единожды, если в вашем сердце пробудилось хоть какое-то, пусть самое отдаленное понимание ценности слушания о Кришне от настоящего посредника, можно сказать, что флаг Кришны уже установлен в вашем сердце, семя уже посажено. Оно может быть непроявленным иногда, но оно вырастет благодаря питанию от Гуру, шастр, вайшнавов и в конце концов полностью вырастет в вашем сердце. Как говорил Шрила Гуру Махарадж, что все легкомысленные, поверхностные желания, второстепенные желания постепенно уйдут, и в конце концов Кришна заявит: «Это сердце принадлежит Мне и только Мне».

Кришна не нуждается в приглашении

#00:35:12#

Гуру Махарадж однажды разговаривал с одним преданным, очень сладостным преданным Сомья Шьямом. Ему нравилась хари-катха Шрилы Гуру Махараджа, и он сказал: нам повезло, что Кришна — вор, потому что мы построили крепость вокруг своего сердца, можно сказать, Кремль, крепость, чтобы никого туда не пускать, но вору не нужно приглашение, он приходит сам. Кришна питается бхавой, и Он знает, на что способно ваше сердце, и Он хочет именно этого. Как во время танца раса Радхарани покинула Его, и Он погнался за Ней, Он знал глубину сердец гопи.

#00:36:14#

га̄йатрӣ-муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи

(Га̄на̄т тра̄йате)

Одно из значений этого: киртан значит песня флейты Кришны, но также значит санкиртана Махапрабху. Навадвипа — это Вриндаван, Вриндаван в настроении раздачи. Поэтому санкиртана Махапрабху — это раса-лила в настроении раздачи.

Поэтому Кришна знает, на что способны их [гопи] сердца. Как сказал поэт: сердце пробуждается — хр̣дайена̄бхйану джн̃ато йо дхармас тан нибодхатах̣ [«Ману-самхита», 2.1], и говорит «да» сознанию Кришны. Хотя еще, может быть, не может выразить это словами.

Однажды в Китае кто-то спросил Джаявати [Деви Даси]: «Почему ты выбрала сознание Кришны среди столь многих разных концепций?» Она сказала: «Нет, это было не так. Я была выбрана, Кришна меня выбрал». И это бха̄гйава̄н джӣва — удачливая душа. Но здесь необходимо взаимное принятие, это варан̣а, ш́раван̣а-даса — слушание, а затем [мы] чувствуем что-то в сердце. Как влюбленные, они хотят знать, чувствует ли возлюбленный то же самое.

Важность агента Кришны

#00:38:16#

Когда я ближе знакомился со Шрилой Гуру Махараджем, в моем сердце росло любопытство, чувствует ли он то же, что и я. Я думал, как же мне выразить это. Гуру Махарадж, узнав об этом, ответил мне однажды на мои чувства, и я был очень счастлив. Взаимное принятие, принятие посредником. Иногда ученики Шрилы Прабхупады после его ухода из этого мира чувствовали боль в сердце, и они пришли к Гуру Махараджу за утешением. Тогда прошел слух, что кому-то приснилось, как Прабхупада сказал, что он снова вернется, и это было как второе пришествие Христа. Они говорили: «Прабхупада сказал, что он возвращается!» И они спросили Гуру Махараджа: «Это возможно?» Гуру Махарадж сказал: «Да, это возможно». И они были в восторге от счастья. Он сказал: «Но когда он придет, он спросит вас: „Что ты делал, пока ждал моего возвращения?“ И вы не можете ответить: „О, мы ждали вас“. Бесконечное имеет бесконечное количество альтернатив, вариантов. Может быть, Кришна хочет сохранить его подле Себя и пошлет другого посредника, чтобы продолжить его дело». Но видя, что эти слова принесли боль их сердцам, Гуру Махарадж был настолько добр и милосерден, он сказал: «Но Кришна захочет отправить другого посредника». Затем он повернулся и сказал: «Но нет, они не примут никого, кроме тебя, поэтому ты должен идти». И они снова были счастливы.

#00:40:44#

Так много возможно разных путей, нужно держать свой ум открытым. Гуру Махарадж сказал: «Какой бы незначительной верой ты ни обладал, помести свою веру в Бесконечное, в Кришну». Я упоминал Сальвадора Дали — сюрреалиста, который ответил однажды на вопрос: «Дали, вы верите в Бога?» Он сказал: «Да, но у меня нет веры». Я думаю, что это был очень честный ответ, откровенный ответ. Он сказал: «Да, я верю», и я считаю, что на самом деле все верят в Бога, даже атеисты. Но, как сказал Авадхут Махарадж, им нужно немного общения. Он всегда говорит: «Ну, им нужно немного общения». И он прав. Стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄ри-манобхир. Это общение, бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ [«Шримад-Бхагаватам», 11.3.31], зажжет свечу вашего сердца. Это все метафоры: свеча, семя, пламя. Потому что [свеча] зажигается, оно [семя преданности] всегда пробуждается, сажается, растет и развивается благодаря общению с правильными [носителями веры]. Такова наша концепция.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Налина Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования