«Укрепление ростка преданности». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж  | Шруташрава Прабху


Russian

Как прорастает семя 

Несколько лет назад один из моих духовных братьев опубликовал свои воспоминания о нашем Гурудеве, Шриле А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, и озаглавил свою работу «Как прорастало семя». Можно сказать, что Шрила Прабхупада был самым лучшим и опытным садовником, и бесчисленные семена, которые он посадил по всему миру, прорастают и поныне. После того, как появляется первый росток, ему требуется особый уход, внимание и забота, чтобы он беспрепятственно дал всходы и принес плоды. Шрила Прабхупада посадил эти семена и ухаживал за ними, прилагая максимум усилий, а затем, когда был призван обратно в обитель Всевышнего, он отдал свои распоряжения относительно будущего.

Подавляющее большинство читателей «Шри Вайшнава-тошани» знают о величайшей славе Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, и Шрила Прабхупада, также зная его славу и имея очень близкие дружеские отношения со Шрилой Шридхаром Махараджем, направлял нас к нему — как изнутри, так и извне. Во время своего ухода из этого мира он ясно произнес это своими собственными устами, и хотя эти слова были не слишком широко известны, некоторые из нас позднее решили последовать этому наставлению как в силу необходимости, так и по велению сердца.

Я не хочу сказать, будто могу или когда-либо мог слышать голос чайтья-гуру, однако в силу некоторых обстоятельств Шрила Прабхупада и некоторые из его учеников направили меня к Шриле Шридхару Махараджу для дальнейшей заботы и руководства. 

Первое знакомство с преданными
Шри Чайтанья Сарасват Матха
 

Когда в Лос-Анджелесе Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, который был моим близким другом с первых дней в движении сознания Кришны, начал распространять среди людей нектарные слова Шрилы Шридхара Махараджа, что были единственным утешением в то очень непростое и смутное время, я не сумел оценить их по достоинству. Позже, когда Госвами Махарадж открыл свой центр в Сан-Хосе, я навестил его там. Хотя я приехал к нему только затем, чтобы посмотреть, куда он поместил изображение Шрилы Прабхупады, впоследствии я мог сказать, что был послан туда ради своего высшего духовного блага.

Шрипад Госвами Махарадж хорошо понимал, что я не ценил его служение должным образом. Тем не менее, он встретил меня и относился с большой добротой, и все преданные в храме обращались со мною столь сердечно, что я чувствовал себя дома, и ощущал это сильнее, чем когда-либо в своей жизни. Каждый принял меня с большой теплотой, мне предложили прекрасный прасадам, попросили дать лекцию и т. д. Я подумал про себя, что, возможно, допустил серьезную ошибку в своем суждении. Если эти люди пошли по неправильному пути, то почему же их натура столь хороша? Они были просто замечательными не только внешне, но искренне, неподдельно. 

Душевное состояние
после ухода Шрилы Прабхупады
 

В дни, последовавшие за уходом Шрилы Прабхупады, мы постепенно стали замечать некоторые отклонения в поведении ведущих членов нашего общества, и я пытался отстаивать то, что считал истинным учением Шрилы Прабхупады. Так могло продолжаться на протяжении нескольких дней или нескольких недель, но то, что я принимал за истину, со временем превратилось в нечто, имеющее характер мирской политики, и мое положение становилось неустойчивым. Мое сердце исполнилось подозрений, недоверия и негативных чувств по отношению к моим духовным братьям, и, что хуже всего, уверенностью в том, будто только я понимаю истинный смысл сознания Кришны.

В таком состоянии я и посетил храм Шрипада Госвами Махараджа, но никто не намекнул и не упомянул мне об этих качествах, не обратил на них внимания, и постепенно, благодаря такой доброте, мое сердце изменилось. Спустя короткое время, когда я обрел достаточно вдохновения, я посетил Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипа Дхаме, прибыв туда на празднование Гаура-пурнимы в марте 1984 года. С того момента, как я вошел во врата Матха, со мною обращались с той же теплотой, как и в Сан-Хосе, хотя никто в Матхе меня не знал. Меня тепло встретили, предложили удобную уютную комнату, чудесный прасадам, и я чувствовал, что я дома, хотя в действительности по любым критериям я был изменником. Я не испытывал подобного чувства с тех пор, как в самом начале присоединился к движению сознания Кришны, и не мог больше жить без этого. 

Знакомство со Шрилой Шридхаром Махараджем 

На следующее утро меня провели наверх и представили Шриле Шридхару Махараджу, дали возможность поговорить с ним и обрести его благословения. Он, очень мягко улыбаясь, осведомился о моем здоровье и о том, где я живу в Америке. Я объяснил, что живу в небольшой горной общине и хорошо знаю Шрипада Госвами Махараджа. Упоминание о моей дружбе со Шрипадом Госвами Махараджем стало пропуском к близкому общению со Шрилой Шридхаром Махараджем, и с этого момента я считаю себя членом Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Следующие три недели я счастливо провел в Матхе, выходя на парикраму в обществе замечательных преданных, собравшихся там. Теперь я получил возможность просить у них прощения — у кого-то непосредственно, у других в своих мыслях — за все свое оскорбительное отношение к ним в предыдущие годы. Я вспоминал, как смотрел на эту группу парикрамы много лет назад, когда приехал в Майяпур, и как слышал замечания других преданных: «Посмотрите на всех этих старушек. Это свидетельство того, что они не проповедуют». Теперь, когда я проходил километр за километром, я познакомился поближе с этими «старушками», и, воспевая вместе с ними, осознал, что любая из них обладает большей верой в Шримана Махапрабху, более глубоким знанием и пониманием Его учения, чем я когда-либо надеюсь обрести, независимо от того, каким будет мой возраст. 

Величие Шрилы Шридхара Махараджа 

Я ежедневно беседовал со Шрилой Шридхаром Махараджем, слышал высочайшие идеи сознания Кришны, а также узнал, что он думает о деятельности тех моих духовных братьев, на которых я был столь обижен. Хотя многие из этих преданных прямо или косвенно оскорбляли Его Божественную Милость, он видел в них только хорошее, тот вклад, который они внесли в миссию Шримана Махапрабху, основанную его дорогим другом и духовным братом, Шрилой Свами Махараджем Прабхупадой. Я не встречал подобного сострадания и возвышенного вúдения со времен ухода Шрилы Прабхупады и даже не предполагал, что когда-нибудь увижу подобное снова. Смиренно сидя у лотосоподобных стоп Шрилы Шридхара Махараджа и слушая его сладостные речи, я избавился от всего негативного, что было в моем сердце, и ощутил небольшую толику той признательности, которую он испытывал по отношению к моим духовным братьям. 

Духовное положение Шрилы Говинды Махараджа 

Все это было бы невозможно без Шрилы Говинды Махараджа. Он был со Шрилой Шридхаром Махараджем с 1947 года, и я понимал, какой вклад он внес и продолжает вносить в развитие нашей сампрадаи. Шрила Говинда Махарадж с любовью помогал Шриле Шридхару Махараджу, и именно он открыл сердце и двери для западных преданных, которые толпами приходили в Матх, разочарованные, смущенные и сбитые с толку. Обращаясь ко всем ведущим преданным, Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Трудитесь во благо других», и я также пришел сюда благодаря подобной работе, совершаемой Шрипадом Госвами Махараджем.

Шрила Говинда Махарадж всегда был рядом, заботясь, чтобы послание Шрилы Шридхара Махараджа было воспринято должным образом и чтобы никто из смущенных душ, приезжавших в Матх, не беспокоил Шрилу Шридхара Махараджа. В предыдущем выпуске я опубликовал письмо, адресованное мне Шрипадом Госвами Махараджем, где он сравнивал Шрилу Говинду Махараджа со Сварупой Дамодаром в лиле Шрилы Шридхара Махараджа. 

Обретение милости возможно
благодаря состраданию вайшнава
 

По милости гуру-варги, моих друзей и духовных братьев я несколько раз посещал Матх до ухода Шрилы Шридхара Махараджа и в каждый из своих визитов я отмечал все больше и больше возвышенных изумительных качеств Шрилы Говинды Махараджа, в особенности ту любовь, которую они испытывали друг к другу. Во время моего первого визита в Матх, во время Гаура-пурнимы, я помню, как Шрила Говинда Махарадж пел стихи из «Шри Чайтанья-чаритамриты», чтобы порадовать Шрилу Шридхара Махараджа, и я сразу же подумал, что это совершенные взаимоотношения между учителем и учеником.

Когда в следующий раз я посетил Матх в октябре 1986 года, Шрилу Говинду Махараджа уполномочили, хотя он вовсе и не желал того, занять положение Ачарьи, принадлежавшее Шриле Шридхару Махараджу. Тогда я стал свидетелем того, как совершенный ученик обращается в совершенного учителя. На самом деле между ними не существует различий. Совершенный ученик естественным образом является совершенным учителем, поскольку его качества и поступки служат примером для других, а это — признак и квалификация Ачарьи.

Шрила Прабхупада всегда говорил, что его единственная заслуга — это непоколебимая вера в наставления его Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и той же твердой верой были наделены все великие души, принадлежащие нашей линии сознания Кришны.

Хотя теперь Шрила Говинда Махарадж стал ачарьей, в его отношениях с преданными ничего не изменилось. Он по-прежнему обращается с нами как с равными и друзьями, хотя в миллионы раз превосходит нас во всех аспектах преданности: по возрасту, в духовном опыте, по уровню сознания, по степени своей самоотдачи и т. д. Я был всего лишь неизвестным, незначительным водителем грузовика из Калифорнии, но благодаря милости и доброте Шрилы Говинды Махараджа я смог почувствовать себя вайшнавом. Частично этому способствовало и то, что я путешествовал с Сева Викрамом Юдхаманью Прабху. Из истории со спасением Сарвабхаумы Бхаттачарьи мы знаем, что можем обрести высочайшую милость благодаря состраданию другого вайшнава, и моя дружба с Сева Викрамом стала билетом, открывающим доступ к его милости. 

Необыкновенные взаимоотношения Гуру и ученика 

Мой последний даршан со Шрилой Шридхаром Махараджем состоялся в июне 1988 года, когда я снова посетил Матх. В то время Шрила Шридхар Махарадж полностью уединился, и к нему не пускали практически никого, кроме его ближайшего слуги, Шрилы Говинды Махараджа. По его милости мне разрешили войти в комнату Шрилы Шридхара Махараджа и в последний раз увидеть его божественный облик. Удивительнее всего было наблюдать, как преобразился Шрила Шридхар Махарадж, когда Шрила Говинда Махарадж вошел в комнату и сел рядом. Шрила Гуру Махарадж одной рукой обнял Шрилу Говинду Махараджа, а в другой держал его ладонь. Столь необыкновенная любовь была настоящим чудом, и я увидел, насколько возвышенными и чистыми могут быть отношения между Гуру и учеником.

Шрила Говинда Махарадж цитирует комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», где говорится, что один из уровней отношений с Гуру — это прештасья, близкие взаимоотношения. Мы никогда не видели таких отношений прежде, за исключением Шрилы Говинды Махараджа. Многие мои духовные братья лично служили Шриле Прабхупаде, и несомненно, что он относился к ним с огромной любовью и заботой, но никогда между ними не было подобной степени близости. Наша духовная незрелость препятствовала этому. Когда я увидел, как Гурудев относится к Шриле Говинде Махараджу, это дало мне новую надежду, и я осознал, что такое подлинная духовная жизнь, несмотря на то, что был от этого еще столь далек. 

Принятие руководства
Шрилы Говинды Махараджа
 

Я смог вернуться в Шри Чайтанья Сарасват Матх только в декабре 1992 года, но все это время переписывался со Шрилой Говиндой Махараджем, и поэтому наши отношения продолжались. Мне посчастливилось, что он приехал в Сан-Хосе летом 1992 года, где я провел с ним некоторое время и стал жаждать его общества и руководства.

Многие из преданных, читателей «Шри Вайшнава-тошани», имели возможность лично общаться со Шрилой Прабхупадой и Шрилой Шридхаром Махараджем, и им известно, что чувства, которые испытываешь от общения со столь возвышенными вайшнавами, в действительности, не поддаются описанию. Именно эти чувства побуждают нас проповедовать по всему миру. Они пробуждают в нас желание даровать каждому возможность такого общения и служат причиной для написания данной статьи. 

Нежная забота вайшнава 

В декабре я посетил Индию, и это была просто изумительная поездка. С тех пор Шрила Говинда Махарадж еще дважды приезжал в Сан-Хосе и округ Санта Круз, и, по своей великой удаче, в октябре я отправился в Каракас вместе с ним. Общаясь с ним, мы чувствовали его высочайший уровень сознания Кришны, и ощущали, как оно нисходит к нам в самой сладостной, исполненной любви и заботы форме. Мы могли посещать его лекции, слышать, как он описывает высочайшие истины учения гаудия-вайшнава-сампрадаи, мы могли прогуливаться по пляжу, беседуя о каких-либо событиях или красоте заката, или сидеть за обеденным столом, получая его тысячное наставление о том, как правильно почитать прасад. Он мог сказать, что мы допускаем ошибки в служении, но никогда не отказывался обедать с нами, хотя было очевидно, что мы причиняем ему беспокойства. Он никогда не заботился о собственном комфорте или удобстве, но всегда стремился сделать все, что в его силах, заботясь о нашем ростке преданности, который мог погибнуть из-за нашей глупости и невежества. 

Особая духовная преемственность 

Этим утром Шрила Говинда Махарадж упоминал, что когда я и Шрипад Сагар Махарадж говорили о нашем понимании реальности сознания Кришны, как она представлена в преемственности Шрилы Гуру Махараджа, он словно бы обратился в статую и оставался неподвижным все время, пока мы говорили о нем. Я понял, что у Шрилы Гуру Махараджа очень особенная преемственность, и все мы пытаемся проповедовать это понимание и сделать его доступным для всех преданных. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Трудитесь во благо всех». Необходимо дать преданным немного заботы и поддержки. Я слушал одну запись Шрилы Гуру Махараджа, где один преданный о чем-то без конца говорил, и Шрила Гуру Махарадж сказал: «Ты кормишь нас соломой». 

Милость нисходит к тем,
кто в ней нуждается
 

В сознании Кришны есть много уровней понимания. Один взгляд на решение проблемы — это методический подход. Когда мы в детстве изучали математику, нам нужно было вычислять наименьший общий знаменатель. Когда нужно сделать что-то с дробями, необходимо найти этот наименьший общий знаменатель. Однако в духовной жизни мы не переходим от низших уровней к высшим, опираясь на собственные усилия, скорее, милость нисходит с высочайших уровней к тем, кто в ней нуждается. Такова сама миссия Шри Чайтаньи Махапрабху. Шриман Махапрабху нисходит с высочайшего уровня, чтобы даровать милость тем, кто находится ниже. Мы слышали, как Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами молились: «Мы жили среди людей низшего класса, стали такими же как они, развили в себе столь же низменные привычки, поэтому считаем, что единственное, на что мы еще можем надеяться, — это Твоя милость». Столь глубокое понимание положения Шримана Махапрабху мы видим у основателей нашей сампрадаи.

Мы чувствуем, что обретение милости Шрилы Гуру Махараджа — нечто очень особенное, и в то же время насущно необходимое. Я сказал «особенное», поскольку, если кто-то хотя бы так или иначе сможет общаться с ним через соприкосновение с его преданными, его духовной преемственностью, его философией, его милостью — с чем бы то ни было, — я твердо убежден, что такой человек станет гаудия-вайшнавом. 

Понимание духовных идей
приходит благодаря общению с преданными
 

В этом — по крайней мере, для меня — состоит надежда, поскольку только в общении с преданными я могу пережить что-то подлинное. В общении с ними я получаю возможность воспринять реальность сознания Кришны. Я не всегда уверен, что эта реальность исходит от меня, но чувствую ее, когда общаюсь с другими преданными.

Здесь, в этой общине, много вайшнавов, которые восприняли учение Шрилы Гуру Махараджа. Мы слышали, как Шрила Говинда Махарадж говорил, что Сан-Хосе, а теперь Санта Круз — это «родильная комната его матери», поскольку сознание Кришны в этой преемственности Шрилы Гуру Махараджа присутствует здесь и дарует всем нам огромную силу, величайшее вдохновение через труд преданных этой общины. Мы всегда поклоняемся этому. Мы обретаем милость от того труда, который совершили другие. Шрила Говинда Махарадж говорил с любовью, что Шрила Прабхупада проложил туннель через горы западного эго, мы же можем сказать, что эта община также провела свои «горные разработки». Здесь присутствует много стойких преданных, которые изо всех сил трудятся, и по милости Шрилы Гуру Махараджа пытаются представить сознание Кришны наилучшим образом. 

Шрила Гуру Махарадж пришел к нам
через Шрилу Говинду Махараджа
 

Не желая беспокоить Шрилу Говинду Махараджа, могу рассказать, как лично я воспринимаю положение Шрилы Гуру Махараджа. В присутствии такой личности как он я чувствовал себя словно мышь, которая пытается что-то стащить из кладовки. Это было обращение к подлинному вайшнаву. При этом я понимал, что не способен принести ничего, кроме грязи и нечистот, а взамен прошу у него милости. Как такое возможно?

Мы читали в «Шри Чайтанья-чаритамрите», сколько милости Шри Чайтанья Махапрабху проявил, когда Шрила Санатана Госвами пришел к Нему через джунгли в Джаганнатха Пури. Санатана Госвами подхватил некую разновидность экземы, так что гной тек из открытых язв на его теле, и он чувствовал, что не вправе приближаться к Шриману Махапрабху, поскольку Махапрабху мог крепко обнять его и гнойные язвы Шрилы Санатаны Госвами могли осквернить божественное тело Махапрабху. По этой причине Шрила Санатана Госвами пребывал в очень большом беспокойстве. Но Шриман Махапрабху сказал: «Если бы Я, видя твою болезнь, не пожелал обнять тебя, Я стал бы, как говорит Кришна, апарадхи [оскорбителем]». Затем Шриман Махапрабху обнял его, и все тело Шрилы Санатаны Госвами стало прекрасным и засияло словно золото. Мы знаем, что подобным же образом Шриман Махапрабху проявил заботу в отношении прокаженного Васудевы из Южной Индии, после чего произошло похожее превращение.

Несомненно, что Шрила Гуру Махарадж оказал нам такую же милость в последние годы своей жизни, даровав свое общение в Матхе. Более того, я чувствую, какая милость проявлена в личности Шрилы Говинды Махараджа: через него Шрила Гуру Махарадж принял нас прямо в свои объятия, устранив всю нашу нечистоту. 

Сознание Кришны — это не сооружения,
а самопожертвование
 

Я начал говорить о том, как тяжело трудится вся эта община. Многие преданные, находящиеся здесь, вот уже более десяти или двенадцати лет пытаются даровать другим учение Шрилы Гуру Махараджа. Я вижу здесь тех, кто столь много сделал для этой миссии, и знаю, что многие другие не присутствуют здесь сейчас. Мы знаем, что на самом деле сознание Кришны — это не груда кирпичей, мрамора, дерева или чего-либо подобного. Все это второстепенно. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что он снял бы весь мрамор с храмов, чтобы посвятить себя кришна-вани. Это единственное, что его интересовало. 

Пожизненный член ДжиБиСи 

Махарадж всегда шутливо говорит мне, что я пожизненный член ДжиБиСи. Он утверждает, что я занимал это положение в ИСККОН, и теперь, хоть я больше не занимаю этого поста, я все еще член ДжиБиСи по своему сознанию. Я знаю, что «ДжиБиСи-абхимана» во мне, но в любом случае я лишь хочу совершать служение Шриле Гуру Махараджу, Шриле Прабхупаде, Шриле Говинде Махараджу и его искренним последователям. Если я смогу обрести их общение, то преодолею болезнь ложной гордости и все остальные преграды.

Мне выпала великая удача — выразить свои чувства всем вайшнавам этой общины, которые собрались здесь. Хочу также упомянуть, что многие тяжело трудились, пытаясь помочь нам в строительстве храма. Мы желаем представлять сознание Кришны в прекрасной атмосфере. Мы желаем иметь место, которое подходит для проповеди послания Шри Кришны и Шримана Махапрабху и послания Шрилы Гуру Махараджа.

Я хочу предложить всем свои дандаваты [поклоны]. Вы помогаете и трудитесь изо всех сил, и я надеюсь, что мы продолжим эту тяжелую работу. Я знаю, что все вы, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, — представители моего Гуру Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа, Шрилы Свами Прабхупады. Они отправили меня к вам, чтобы занять меня в духовной деятельности. Итак, я глубоко признателен всем вам и надеюсь, что вы простите мои оскорбления, которые происходят оттого, что я — пожизненный член ДжиБиСи.

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Божественный наказ чистого вайшнава». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 8 августа 2011 года | Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Бог есть абсолютное благо». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 12 апреля 2008 года | Запорожье, Украина  →
Russian

Как прорастает семя 

Несколько лет назад один из моих духовных братьев опубликовал свои воспоминания о нашем Гурудеве, Шриле А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, и озаглавил свою работу «Как прорастало семя». Можно сказать, что Шрила Прабхупада был самым лучшим и опытным садовником, и бесчисленные семена, которые он посадил по всему миру, прорастают и поныне. После того, как появляется первый росток, ему требуется особый уход, внимание и забота, чтобы он беспрепятственно дал всходы и принес плоды. Шрила Прабхупада посадил эти семена и ухаживал за ними, прилагая максимум усилий, а затем, когда был призван обратно в обитель Всевышнего, он отдал свои распоряжения относительно будущего.

Подавляющее большинство читателей «Шри Вайшнава-тошани» знают о величайшей славе Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, и Шрила Прабхупада, также зная его славу и имея очень близкие дружеские отношения со Шрилой Шридхаром Махараджем, направлял нас к нему — как изнутри, так и извне. Во время своего ухода из этого мира он ясно произнес это своими собственными устами, и хотя эти слова были не слишком широко известны, некоторые из нас позднее решили последовать этому наставлению как в силу необходимости, так и по велению сердца.

Я не хочу сказать, будто могу или когда-либо мог слышать голос чайтья-гуру, однако в силу некоторых обстоятельств Шрила Прабхупада и некоторые из его учеников направили меня к Шриле Шридхару Махараджу для дальнейшей заботы и руководства. 

Первое знакомство с преданными
Шри Чайтанья Сарасват Матха
 

Когда в Лос-Анджелесе Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, который был моим близким другом с первых дней в движении сознания Кришны, начал распространять среди людей нектарные слова Шрилы Шридхара Махараджа, что были единственным утешением в то очень непростое и смутное время, я не сумел оценить их по достоинству. Позже, когда Госвами Махарадж открыл свой центр в Сан-Хосе, я навестил его там. Хотя я приехал к нему только затем, чтобы посмотреть, куда он поместил изображение Шрилы Прабхупады, впоследствии я мог сказать, что был послан туда ради своего высшего духовного блага.

Шрипад Госвами Махарадж хорошо понимал, что я не ценил его служение должным образом. Тем не менее, он встретил меня и относился с большой добротой, и все преданные в храме обращались со мною столь сердечно, что я чувствовал себя дома, и ощущал это сильнее, чем когда-либо в своей жизни. Каждый принял меня с большой теплотой, мне предложили прекрасный прасадам, попросили дать лекцию и т. д. Я подумал про себя, что, возможно, допустил серьезную ошибку в своем суждении. Если эти люди пошли по неправильному пути, то почему же их натура столь хороша? Они были просто замечательными не только внешне, но искренне, неподдельно. 

Душевное состояние
после ухода Шрилы Прабхупады
 

В дни, последовавшие за уходом Шрилы Прабхупады, мы постепенно стали замечать некоторые отклонения в поведении ведущих членов нашего общества, и я пытался отстаивать то, что считал истинным учением Шрилы Прабхупады. Так могло продолжаться на протяжении нескольких дней или нескольких недель, но то, что я принимал за истину, со временем превратилось в нечто, имеющее характер мирской политики, и мое положение становилось неустойчивым. Мое сердце исполнилось подозрений, недоверия и негативных чувств по отношению к моим духовным братьям, и, что хуже всего, уверенностью в том, будто только я понимаю истинный смысл сознания Кришны.

В таком состоянии я и посетил храм Шрипада Госвами Махараджа, но никто не намекнул и не упомянул мне об этих качествах, не обратил на них внимания, и постепенно, благодаря такой доброте, мое сердце изменилось. Спустя короткое время, когда я обрел достаточно вдохновения, я посетил Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипа Дхаме, прибыв туда на празднование Гаура-пурнимы в марте 1984 года. С того момента, как я вошел во врата Матха, со мною обращались с той же теплотой, как и в Сан-Хосе, хотя никто в Матхе меня не знал. Меня тепло встретили, предложили удобную уютную комнату, чудесный прасадам, и я чувствовал, что я дома, хотя в действительности по любым критериям я был изменником. Я не испытывал подобного чувства с тех пор, как в самом начале присоединился к движению сознания Кришны, и не мог больше жить без этого. 

Знакомство со Шрилой Шридхаром Махараджем 

На следующее утро меня провели наверх и представили Шриле Шридхару Махараджу, дали возможность поговорить с ним и обрести его благословения. Он, очень мягко улыбаясь, осведомился о моем здоровье и о том, где я живу в Америке. Я объяснил, что живу в небольшой горной общине и хорошо знаю Шрипада Госвами Махараджа. Упоминание о моей дружбе со Шрипадом Госвами Махараджем стало пропуском к близкому общению со Шрилой Шридхаром Махараджем, и с этого момента я считаю себя членом Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Следующие три недели я счастливо провел в Матхе, выходя на парикраму в обществе замечательных преданных, собравшихся там. Теперь я получил возможность просить у них прощения — у кого-то непосредственно, у других в своих мыслях — за все свое оскорбительное отношение к ним в предыдущие годы. Я вспоминал, как смотрел на эту группу парикрамы много лет назад, когда приехал в Майяпур, и как слышал замечания других преданных: «Посмотрите на всех этих старушек. Это свидетельство того, что они не проповедуют». Теперь, когда я проходил километр за километром, я познакомился поближе с этими «старушками», и, воспевая вместе с ними, осознал, что любая из них обладает большей верой в Шримана Махапрабху, более глубоким знанием и пониманием Его учения, чем я когда-либо надеюсь обрести, независимо от того, каким будет мой возраст. 

Величие Шрилы Шридхара Махараджа 

Я ежедневно беседовал со Шрилой Шридхаром Махараджем, слышал высочайшие идеи сознания Кришны, а также узнал, что он думает о деятельности тех моих духовных братьев, на которых я был столь обижен. Хотя многие из этих преданных прямо или косвенно оскорбляли Его Божественную Милость, он видел в них только хорошее, тот вклад, который они внесли в миссию Шримана Махапрабху, основанную его дорогим другом и духовным братом, Шрилой Свами Махараджем Прабхупадой. Я не встречал подобного сострадания и возвышенного вúдения со времен ухода Шрилы Прабхупады и даже не предполагал, что когда-нибудь увижу подобное снова. Смиренно сидя у лотосоподобных стоп Шрилы Шридхара Махараджа и слушая его сладостные речи, я избавился от всего негативного, что было в моем сердце, и ощутил небольшую толику той признательности, которую он испытывал по отношению к моим духовным братьям. 

Духовное положение Шрилы Говинды Махараджа 

Все это было бы невозможно без Шрилы Говинды Махараджа. Он был со Шрилой Шридхаром Махараджем с 1947 года, и я понимал, какой вклад он внес и продолжает вносить в развитие нашей сампрадаи. Шрила Говинда Махарадж с любовью помогал Шриле Шридхару Махараджу, и именно он открыл сердце и двери для западных преданных, которые толпами приходили в Матх, разочарованные, смущенные и сбитые с толку. Обращаясь ко всем ведущим преданным, Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Трудитесь во благо других», и я также пришел сюда благодаря подобной работе, совершаемой Шрипадом Госвами Махараджем.

Шрила Говинда Махарадж всегда был рядом, заботясь, чтобы послание Шрилы Шридхара Махараджа было воспринято должным образом и чтобы никто из смущенных душ, приезжавших в Матх, не беспокоил Шрилу Шридхара Махараджа. В предыдущем выпуске я опубликовал письмо, адресованное мне Шрипадом Госвами Махараджем, где он сравнивал Шрилу Говинду Махараджа со Сварупой Дамодаром в лиле Шрилы Шридхара Махараджа. 

Обретение милости возможно
благодаря состраданию вайшнава
 

По милости гуру-варги, моих друзей и духовных братьев я несколько раз посещал Матх до ухода Шрилы Шридхара Махараджа и в каждый из своих визитов я отмечал все больше и больше возвышенных изумительных качеств Шрилы Говинды Махараджа, в особенности ту любовь, которую они испытывали друг к другу. Во время моего первого визита в Матх, во время Гаура-пурнимы, я помню, как Шрила Говинда Махарадж пел стихи из «Шри Чайтанья-чаритамриты», чтобы порадовать Шрилу Шридхара Махараджа, и я сразу же подумал, что это совершенные взаимоотношения между учителем и учеником.

Когда в следующий раз я посетил Матх в октябре 1986 года, Шрилу Говинду Махараджа уполномочили, хотя он вовсе и не желал того, занять положение Ачарьи, принадлежавшее Шриле Шридхару Махараджу. Тогда я стал свидетелем того, как совершенный ученик обращается в совершенного учителя. На самом деле между ними не существует различий. Совершенный ученик естественным образом является совершенным учителем, поскольку его качества и поступки служат примером для других, а это — признак и квалификация Ачарьи.

Шрила Прабхупада всегда говорил, что его единственная заслуга — это непоколебимая вера в наставления его Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и той же твердой верой были наделены все великие души, принадлежащие нашей линии сознания Кришны.

Хотя теперь Шрила Говинда Махарадж стал ачарьей, в его отношениях с преданными ничего не изменилось. Он по-прежнему обращается с нами как с равными и друзьями, хотя в миллионы раз превосходит нас во всех аспектах преданности: по возрасту, в духовном опыте, по уровню сознания, по степени своей самоотдачи и т. д. Я был всего лишь неизвестным, незначительным водителем грузовика из Калифорнии, но благодаря милости и доброте Шрилы Говинды Махараджа я смог почувствовать себя вайшнавом. Частично этому способствовало и то, что я путешествовал с Сева Викрамом Юдхаманью Прабху. Из истории со спасением Сарвабхаумы Бхаттачарьи мы знаем, что можем обрести высочайшую милость благодаря состраданию другого вайшнава, и моя дружба с Сева Викрамом стала билетом, открывающим доступ к его милости. 

Необыкновенные взаимоотношения Гуру и ученика 

Мой последний даршан со Шрилой Шридхаром Махараджем состоялся в июне 1988 года, когда я снова посетил Матх. В то время Шрила Шридхар Махарадж полностью уединился, и к нему не пускали практически никого, кроме его ближайшего слуги, Шрилы Говинды Махараджа. По его милости мне разрешили войти в комнату Шрилы Шридхара Махараджа и в последний раз увидеть его божественный облик. Удивительнее всего было наблюдать, как преобразился Шрила Шридхар Махарадж, когда Шрила Говинда Махарадж вошел в комнату и сел рядом. Шрила Гуру Махарадж одной рукой обнял Шрилу Говинду Махараджа, а в другой держал его ладонь. Столь необыкновенная любовь была настоящим чудом, и я увидел, насколько возвышенными и чистыми могут быть отношения между Гуру и учеником.

Шрила Говинда Махарадж цитирует комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», где говорится, что один из уровней отношений с Гуру — это прештасья, близкие взаимоотношения. Мы никогда не видели таких отношений прежде, за исключением Шрилы Говинды Махараджа. Многие мои духовные братья лично служили Шриле Прабхупаде, и несомненно, что он относился к ним с огромной любовью и заботой, но никогда между ними не было подобной степени близости. Наша духовная незрелость препятствовала этому. Когда я увидел, как Гурудев относится к Шриле Говинде Махараджу, это дало мне новую надежду, и я осознал, что такое подлинная духовная жизнь, несмотря на то, что был от этого еще столь далек. 

Принятие руководства
Шрилы Говинды Махараджа
 

Я смог вернуться в Шри Чайтанья Сарасват Матх только в декабре 1992 года, но все это время переписывался со Шрилой Говиндой Махараджем, и поэтому наши отношения продолжались. Мне посчастливилось, что он приехал в Сан-Хосе летом 1992 года, где я провел с ним некоторое время и стал жаждать его общества и руководства.

Многие из преданных, читателей «Шри Вайшнава-тошани», имели возможность лично общаться со Шрилой Прабхупадой и Шрилой Шридхаром Махараджем, и им известно, что чувства, которые испытываешь от общения со столь возвышенными вайшнавами, в действительности, не поддаются описанию. Именно эти чувства побуждают нас проповедовать по всему миру. Они пробуждают в нас желание даровать каждому возможность такого общения и служат причиной для написания данной статьи. 

Нежная забота вайшнава 

В декабре я посетил Индию, и это была просто изумительная поездка. С тех пор Шрила Говинда Махарадж еще дважды приезжал в Сан-Хосе и округ Санта Круз, и, по своей великой удаче, в октябре я отправился в Каракас вместе с ним. Общаясь с ним, мы чувствовали его высочайший уровень сознания Кришны, и ощущали, как оно нисходит к нам в самой сладостной, исполненной любви и заботы форме. Мы могли посещать его лекции, слышать, как он описывает высочайшие истины учения гаудия-вайшнава-сампрадаи, мы могли прогуливаться по пляжу, беседуя о каких-либо событиях или красоте заката, или сидеть за обеденным столом, получая его тысячное наставление о том, как правильно почитать прасад. Он мог сказать, что мы допускаем ошибки в служении, но никогда не отказывался обедать с нами, хотя было очевидно, что мы причиняем ему беспокойства. Он никогда не заботился о собственном комфорте или удобстве, но всегда стремился сделать все, что в его силах, заботясь о нашем ростке преданности, который мог погибнуть из-за нашей глупости и невежества. 

Особая духовная преемственность 

Этим утром Шрила Говинда Махарадж упоминал, что когда я и Шрипад Сагар Махарадж говорили о нашем понимании реальности сознания Кришны, как она представлена в преемственности Шрилы Гуру Махараджа, он словно бы обратился в статую и оставался неподвижным все время, пока мы говорили о нем. Я понял, что у Шрилы Гуру Махараджа очень особенная преемственность, и все мы пытаемся проповедовать это понимание и сделать его доступным для всех преданных. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Трудитесь во благо всех». Необходимо дать преданным немного заботы и поддержки. Я слушал одну запись Шрилы Гуру Махараджа, где один преданный о чем-то без конца говорил, и Шрила Гуру Махарадж сказал: «Ты кормишь нас соломой». 

Милость нисходит к тем,
кто в ней нуждается
 

В сознании Кришны есть много уровней понимания. Один взгляд на решение проблемы — это методический подход. Когда мы в детстве изучали математику, нам нужно было вычислять наименьший общий знаменатель. Когда нужно сделать что-то с дробями, необходимо найти этот наименьший общий знаменатель. Однако в духовной жизни мы не переходим от низших уровней к высшим, опираясь на собственные усилия, скорее, милость нисходит с высочайших уровней к тем, кто в ней нуждается. Такова сама миссия Шри Чайтаньи Махапрабху. Шриман Махапрабху нисходит с высочайшего уровня, чтобы даровать милость тем, кто находится ниже. Мы слышали, как Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами молились: «Мы жили среди людей низшего класса, стали такими же как они, развили в себе столь же низменные привычки, поэтому считаем, что единственное, на что мы еще можем надеяться, — это Твоя милость». Столь глубокое понимание положения Шримана Махапрабху мы видим у основателей нашей сампрадаи.

Мы чувствуем, что обретение милости Шрилы Гуру Махараджа — нечто очень особенное, и в то же время насущно необходимое. Я сказал «особенное», поскольку, если кто-то хотя бы так или иначе сможет общаться с ним через соприкосновение с его преданными, его духовной преемственностью, его философией, его милостью — с чем бы то ни было, — я твердо убежден, что такой человек станет гаудия-вайшнавом. 

Понимание духовных идей
приходит благодаря общению с преданными
 

В этом — по крайней мере, для меня — состоит надежда, поскольку только в общении с преданными я могу пережить что-то подлинное. В общении с ними я получаю возможность воспринять реальность сознания Кришны. Я не всегда уверен, что эта реальность исходит от меня, но чувствую ее, когда общаюсь с другими преданными.

Здесь, в этой общине, много вайшнавов, которые восприняли учение Шрилы Гуру Махараджа. Мы слышали, как Шрила Говинда Махарадж говорил, что Сан-Хосе, а теперь Санта Круз — это «родильная комната его матери», поскольку сознание Кришны в этой преемственности Шрилы Гуру Махараджа присутствует здесь и дарует всем нам огромную силу, величайшее вдохновение через труд преданных этой общины. Мы всегда поклоняемся этому. Мы обретаем милость от того труда, который совершили другие. Шрила Говинда Махарадж говорил с любовью, что Шрила Прабхупада проложил туннель через горы западного эго, мы же можем сказать, что эта община также провела свои «горные разработки». Здесь присутствует много стойких преданных, которые изо всех сил трудятся, и по милости Шрилы Гуру Махараджа пытаются представить сознание Кришны наилучшим образом. 

Шрила Гуру Махарадж пришел к нам
через Шрилу Говинду Махараджа
 

Не желая беспокоить Шрилу Говинду Махараджа, могу рассказать, как лично я воспринимаю положение Шрилы Гуру Махараджа. В присутствии такой личности как он я чувствовал себя словно мышь, которая пытается что-то стащить из кладовки. Это было обращение к подлинному вайшнаву. При этом я понимал, что не способен принести ничего, кроме грязи и нечистот, а взамен прошу у него милости. Как такое возможно?

Мы читали в «Шри Чайтанья-чаритамрите», сколько милости Шри Чайтанья Махапрабху проявил, когда Шрила Санатана Госвами пришел к Нему через джунгли в Джаганнатха Пури. Санатана Госвами подхватил некую разновидность экземы, так что гной тек из открытых язв на его теле, и он чувствовал, что не вправе приближаться к Шриману Махапрабху, поскольку Махапрабху мог крепко обнять его и гнойные язвы Шрилы Санатаны Госвами могли осквернить божественное тело Махапрабху. По этой причине Шрила Санатана Госвами пребывал в очень большом беспокойстве. Но Шриман Махапрабху сказал: «Если бы Я, видя твою болезнь, не пожелал обнять тебя, Я стал бы, как говорит Кришна, апарадхи [оскорбителем]». Затем Шриман Махапрабху обнял его, и все тело Шрилы Санатаны Госвами стало прекрасным и засияло словно золото. Мы знаем, что подобным же образом Шриман Махапрабху проявил заботу в отношении прокаженного Васудевы из Южной Индии, после чего произошло похожее превращение.

Несомненно, что Шрила Гуру Махарадж оказал нам такую же милость в последние годы своей жизни, даровав свое общение в Матхе. Более того, я чувствую, какая милость проявлена в личности Шрилы Говинды Махараджа: через него Шрила Гуру Махарадж принял нас прямо в свои объятия, устранив всю нашу нечистоту. 

Сознание Кришны — это не сооружения,
а самопожертвование
 

Я начал говорить о том, как тяжело трудится вся эта община. Многие преданные, находящиеся здесь, вот уже более десяти или двенадцати лет пытаются даровать другим учение Шрилы Гуру Махараджа. Я вижу здесь тех, кто столь много сделал для этой миссии, и знаю, что многие другие не присутствуют здесь сейчас. Мы знаем, что на самом деле сознание Кришны — это не груда кирпичей, мрамора, дерева или чего-либо подобного. Все это второстепенно. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что он снял бы весь мрамор с храмов, чтобы посвятить себя кришна-вани. Это единственное, что его интересовало. 

Пожизненный член ДжиБиСи 

Махарадж всегда шутливо говорит мне, что я пожизненный член ДжиБиСи. Он утверждает, что я занимал это положение в ИСККОН, и теперь, хоть я больше не занимаю этого поста, я все еще член ДжиБиСи по своему сознанию. Я знаю, что «ДжиБиСи-абхимана» во мне, но в любом случае я лишь хочу совершать служение Шриле Гуру Махараджу, Шриле Прабхупаде, Шриле Говинде Махараджу и его искренним последователям. Если я смогу обрести их общение, то преодолею болезнь ложной гордости и все остальные преграды.

Мне выпала великая удача — выразить свои чувства всем вайшнавам этой общины, которые собрались здесь. Хочу также упомянуть, что многие тяжело трудились, пытаясь помочь нам в строительстве храма. Мы желаем представлять сознание Кришны в прекрасной атмосфере. Мы желаем иметь место, которое подходит для проповеди послания Шри Кришны и Шримана Махапрабху и послания Шрилы Гуру Махараджа.

Я хочу предложить всем свои дандаваты [поклоны]. Вы помогаете и трудитесь изо всех сил, и я надеюсь, что мы продолжим эту тяжелую работу. Я знаю, что все вы, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, — представители моего Гуру Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа, Шрилы Свами Прабхупады. Они отправили меня к вам, чтобы занять меня в духовной деятельности. Итак, я глубоко признателен всем вам и надеюсь, что вы простите мои оскорбления, которые происходят оттого, что я — пожизненный член ДжиБиСи.

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования