«Вера высокого уровня». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 24 апреля 2001 года. Москва, Автозаводская



скачать (формат MP3, 16.13M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Вера высокого уровня

(24 апреля 2001 года. Москва, Автозаводская)

 

Преданный: Я хотел спросить: как укрепить веру в том случае, когда, так скажем, пропадает интерес, нет ощущения полноты из-за полного отсутствия результата. То есть вот такое. При этом вера подрывается. Что нужно сделать, чтобы она не подрывалась? Какой интерес нужно постоянно создавать, чтобы это питало веру?

#00:00:47#

Госвами Махарадж: Общаться с теми, у кого есть вера более высокого порядка. Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’[1]. В этих словах говорится, что источником и корнем, основанием кришна-бхакти, преданности Кришне, является общение с Его преданными. Более того, говорится, что даже в духовном существовании, когда живое существо вступает в тот мир, это общение с преданными является тем самым фактором, который ведет их вперед. То есть это все: начало, середина и конец, вершина. Все упирается в общение с преданными.

#00:02:13#

Представьте, что некто является профессионалом в каком-либо виде спорта, самым лучшим. И кто-то задается вопросом: как мне достичь еще лучших результатов? И тогда [возникает] ответ: играй, занимайся определенным видом спорта с тем, кто лучший в этом, чем ты. Тогда твое мастерство игры достигнет высот. Но красота вайшнавов в том, что они всегда считают, что все остальные вокруг выше и лучше, чем они.

#00:03:05#

Это не так, что мы можем сказать: «Я не вижу в моем круге, в круге моих преданных кого-то, кто был бы выше меня. Что же мне делать? Я повстречал разных преданных, но так и не нашел среди них никого, кого бы я мог посчитать выше себя и общаться с ним». Вайшнавы думают прямо противоположным образом, что они ниже, а те, кто их окружает — выше их. Потому что преданные знают, что в каждом преданном есть некое начало, некий элемент преданности, которому, так или иначе, можно научиться, можно почерпнуть это от человека.

#00:04:20#

Махапрабху приходил к Господу Джаганнатху. Однажды некая женщина, желая увидеть Джаганнатха, забралась на спину Махапрабху. И слуга Махапрабху, Говинда, сказал: «Нужно снять эту женщину! Как так она залезла на плечи Господу». Махапрабху же оценил это. Он признал это и сказал: «Да, но ее поступок продиктован стремлением, страстным желанием увидеть Господа Джаганнатха». Это то, к чему мы стремимся, такое отношение.

#00:05:13#

Преданный: На подобные вопросы некогда так отвечали: «Ну а что тебя смущает, что там никого нет?» Но я просто… мне это непонятно.

#00:05:47#

Госвами Махарадж: Голока — это не Кремль. [Смеется.] Это нечто очень мистическое, таинственное. Есть Гокула, когда Кришна играет на Земле, и есть Голока — духовный мир. Некоторые говорят, что Гокула, то есть земная обитель Господа — это проявление Голоки. То есть вечная Голока, а Гокула на Земле — это проявление этого мира. Некоторые говорят так.

#00:06:47#

А другие преданные считают, что Гокула, то есть обитель Кришны, проявленная в материальном мире, — это и есть изначальная реальность. А то, что остается от этой реальности, Кришна помещает в мир Голоки. Это непостижимо.

#00:07:34#

В «Чайтанья Бхагавате» описываются лилы Махапрабху, в которых Господь устроил театральные представления, когда Он сам принимал на Себя разные образы. Он принимал разные роли и выступал в разных ипостасях как адья-шакти. Харидас Тхакур был стражником. Шривас Тхакур изображал Нараду Муни. Господь и Его преданные играли. В одном моменте этого представления Шривас Тхакур, который играл роль Нарады Муни, сказал: «Я побывал в мире Вайкунтхи и увидел, что весь мир Вайкунтхи пуст». Почему пуст? Потому что Господь низошел в этот мир на Землю как Махапрабху. Низошел со Своими спутниками и Своим окружением.

#00:08:43#

Поэтому с одной точки зрения можно, как бы выразиться, в том смысле, как вы говорите, что если Кришна приходит, то кто же там остается? Но в целом положение таково, что Господь просто проявляет Себя, распространяет Себя и являет Свои лилы в материальной вселенной.

#00:09:23#

Преданный: Когда части исходят из целого, да? Правильно я понял?

Муралишвар Прабху: Имеются в виду лилы Кришны на Земле, да?

Преданный: Ну да.

Муралишвар Прабху: Это часть целого. Правильно ли, что это часть целого? Ваш вопрос такой был?

Преданный: Да.

#00:09:52#

Госвами Махарадж: Нет, это не части, это целое. Даже одна игра Кришны, то, что называют игрой, лилой Кришны, — это целое, это безграничное. Это лишь вопрос перспективы, то есть видения. Вот сейчас, например, нам кажется, что солнце садится. Так мы это называем. А в другой стране, где-нибудь на другом конце земного шара прямо сейчас, в этот момент начинается солнечный восход. А в другой стране солнце сейчас стоит в зените над головами у людей. А где-то еще глубокая ночь. Есть только одно солнце. Но это солнце вечно, постоянно движется. Оно вечно восходит и вечно заходит. И оно вечно длится — полдень. Солнце одно, но в зависимости от того, где находится наблюдатель, тот, кто смотрит на солнце, он воспринимает его в том или ином положении.

#00:11:33#

В какой-то определенной вселенной материального мира Кришна рождается. В то время как в другой вселенной Кришна в это время завершает Свои игры и уходит из этого мира. Это просто примеры, которые призваны нам помочь понять что-то об этом. Но никакие примеры, благодаря нашему интеллекту, не помогут понять это до конца, вполне.

#00:12:36#

Он [Вьясадева?] описывает там [во Вриндаване] происходящее так, что Нанда и Яшода молятся о том, чтобы Кришна был послан им в сыновья, и Он рождается у них как их сын. И Он растет, и проходит Его детство, юность во Вриндаване. Затем является Акрура и уводит Кришну в Матхуру. А потом эта разлука длится для них так бесконечно долго, она настолько нестерпима, что они говорят: «Похоже, что у нас нет сына». Эта разлука достигает такого пика, что наконец они говорят: «У нас действительно нет сына». Так Нанда и Яшода начинают молиться о том, чтобы Кришна явился у них как их сын. И Кришна является как их сын. Он вновь являет Свои детские игры. Проходит Его детство и юность, и вот опять приезжает Акрура и увозит Кришну из Вриндавана. И они думают: «Так давно мы не видели нашего сына».

#00:14:03#

Это словно круг. Так циклическим образом [разворачивается] эта вечная лила, это называют вечной игрой. Это просто разные фазы, разные стадии [деяний Господа]. Таким образом, эта игра, эта лила происходит вечно, движется по кругу — так же, как и все остальные лилы Господа. Кришна переносит эти лилы из одной вселенной материального мира в другую. Гокула ли является изначальной реальностью или Голока? Это непостижимо. В целом все это [непостижимо].

#00:15:10#

Мы не может ожидать, что будем в состоянии понять природу этого своими, как говорил Шрила Сарасвати Тхакур, «щенячьими» мозгами. Вот маленькие котята, которые (все их видели) барахтаются, своими лапками перебирают, что-то нюхают, познают окружающий мир. Так своими «щенячьими» мозгами мы пытаемся понять безграничный Абсолют. Как такое возможно?

#00:16:32#

Когда Кришна показывал Арджуне Свою вселенскую форму и бесчисленные образы в гигантских масштабах, Он сказал Арджуне: «Арджуна, Мне продолжать или, может быть, остановиться? Какой смысл Мне показывать это для тебя? Я могу показывать тебе все это бесконечно. Но то, что для тебя представляется безграничным, для Меня ничтожно крохотная пылинка».

#00:17:37#

Самая прекрасная и непостижимая истина такова, что та Личность, из пупка которой рождается Господь Брахма и творит материальный мир, с дыханием которой порождается бытие, бесчисленные вселенные [материального мира], — когда Он вдыхает, эти бесчисленные миры вновь уходят в непроявленное состояние, — тот, кто обладает всеми этими формами, проявлениями, эта Личность, такая, какая Она есть на самом деле, не является какой-то гигантской или огромной; Она или Он похож на человека. Он является человеком — таким, как мы с вами.

#00:18:22#

А Его игры — какие это игры? Как Он одет в этих играх? Он одет в деловой костюм тройку? Или Он одет как генерал [в военную форму] с погонами? Потому что, ну, если погоны, значит большой человек: медали, звезды на погонах. Нет. Он играет на флейте, Он носит павлинье перо в волосах, и Он пасет коров.

#00:19:21#

Когда Шукадев Госвами открыл мудрецам тайну о том, что абсолютная верховная Личность, источник всего — это человек, человеческое существо, они были потрясены и изумлены. Шрила Шридхар Махарадж это объяснял так. Они говорили: «Одно дело для нас понять, так или иначе, что источник всего, причина всех причин — это человеческое существо. Ты говоришь нам, — говорили мудрецы, обращаясь к Шукадеву, — что Бог в Своем высшем проявлении — это человек. Ладно, мы это приняли. Но ты утверждаешь, что это аморальный человек — это уже чересчур». [Смеются.] «Для нас и так трудно принять то, что верховная Личность Бога — это человек, человеческое существо. Но то, что Он аморален, то, что Он безнравственен, — это уже чересчур».

#00:20:50#

Но как Шрила Шридхар Махарадж объяснял, цитируя выражение Гегеля: «Реальность существует для Себя. Реальность сама по Себе и существует для Себя». Поскольку Он [Господь Кришна] является источником всего, Ему принадлежит все в бытии, то, с одной стороны, не может быть никакого вопроса о воровстве или преступлении Им каких-то законов, потому что все они исходят из Него, все они принадлежат Ему. Поэтому нечто, что происходит, называется лилой, кришна-лилой. Это игра.

#00:21:50#

…поэма, в которой говорится о том, что лев пожирает овцу. Но с точки зрения лилы, если это происходит в лиле, тогда лев в экстазе и овца в экстазе. [Смеются.] Как в этом мире в кино: если фильме мы видим, что кого-то убивают, и он умирает с простреленной грудью, то, может быть, на самом деле этот актер наслаждается своей игрой ничуть не меньше, чем тот, кто играет роль его убийцы. А чем больше игра и чем больше людей верят в это и ценят эту игру, тем лучше лила.

#00:23:03#

Высшая похвала, когда актеру говорят, что он не играл, он стал этим персонажем, этим некто, кого он представлял. Это функция Йога-майи, божественной энергии [Господа], — в том, чтобы Кришна и Его спутники пребывали в забвении того, кто они такие, ради цели игры.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’ / кр̣ш̣н̣а-према джанме, тен̇хо пунах̣ мукхйа ан̇га — «Коренной причиной преданного служения Господу Кришне является общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).




←  «Самая большая ценность — общение с преданными». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 августа 2010 года | Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Углубленное восприятие гуру-таттвы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 10 июня 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Вера высокого уровня

(24 апреля 2001 года. Москва, Автозаводская)

 

Преданный: Я хотел спросить: как укрепить веру в том случае, когда, так скажем, пропадает интерес, нет ощущения полноты из-за полного отсутствия результата. То есть вот такое. При этом вера подрывается. Что нужно сделать, чтобы она не подрывалась? Какой интерес нужно постоянно создавать, чтобы это питало веру?

#00:00:47#

Госвами Махарадж: Общаться с теми, у кого есть вера более высокого порядка. Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’[1]. В этих словах говорится, что источником и корнем, основанием кришна-бхакти, преданности Кришне, является общение с Его преданными. Более того, говорится, что даже в духовном существовании, когда живое существо вступает в тот мир, это общение с преданными является тем самым фактором, который ведет их вперед. То есть это все: начало, середина и конец, вершина. Все упирается в общение с преданными.

#00:02:13#

Представьте, что некто является профессионалом в каком-либо виде спорта, самым лучшим. И кто-то задается вопросом: как мне достичь еще лучших результатов? И тогда [возникает] ответ: играй, занимайся определенным видом спорта с тем, кто лучший в этом, чем ты. Тогда твое мастерство игры достигнет высот. Но красота вайшнавов в том, что они всегда считают, что все остальные вокруг выше и лучше, чем они.

#00:03:05#

Это не так, что мы можем сказать: «Я не вижу в моем круге, в круге моих преданных кого-то, кто был бы выше меня. Что же мне делать? Я повстречал разных преданных, но так и не нашел среди них никого, кого бы я мог посчитать выше себя и общаться с ним». Вайшнавы думают прямо противоположным образом, что они ниже, а те, кто их окружает — выше их. Потому что преданные знают, что в каждом преданном есть некое начало, некий элемент преданности, которому, так или иначе, можно научиться, можно почерпнуть это от человека.

#00:04:20#

Махапрабху приходил к Господу Джаганнатху. Однажды некая женщина, желая увидеть Джаганнатха, забралась на спину Махапрабху. И слуга Махапрабху, Говинда, сказал: «Нужно снять эту женщину! Как так она залезла на плечи Господу». Махапрабху же оценил это. Он признал это и сказал: «Да, но ее поступок продиктован стремлением, страстным желанием увидеть Господа Джаганнатха». Это то, к чему мы стремимся, такое отношение.

#00:05:13#

Преданный: На подобные вопросы некогда так отвечали: «Ну а что тебя смущает, что там никого нет?» Но я просто… мне это непонятно.

#00:05:47#

Госвами Махарадж: Голока — это не Кремль. [Смеется.] Это нечто очень мистическое, таинственное. Есть Гокула, когда Кришна играет на Земле, и есть Голока — духовный мир. Некоторые говорят, что Гокула, то есть земная обитель Господа — это проявление Голоки. То есть вечная Голока, а Гокула на Земле — это проявление этого мира. Некоторые говорят так.

#00:06:47#

А другие преданные считают, что Гокула, то есть обитель Кришны, проявленная в материальном мире, — это и есть изначальная реальность. А то, что остается от этой реальности, Кришна помещает в мир Голоки. Это непостижимо.

#00:07:34#

В «Чайтанья Бхагавате» описываются лилы Махапрабху, в которых Господь устроил театральные представления, когда Он сам принимал на Себя разные образы. Он принимал разные роли и выступал в разных ипостасях как адья-шакти. Харидас Тхакур был стражником. Шривас Тхакур изображал Нараду Муни. Господь и Его преданные играли. В одном моменте этого представления Шривас Тхакур, который играл роль Нарады Муни, сказал: «Я побывал в мире Вайкунтхи и увидел, что весь мир Вайкунтхи пуст». Почему пуст? Потому что Господь низошел в этот мир на Землю как Махапрабху. Низошел со Своими спутниками и Своим окружением.

#00:08:43#

Поэтому с одной точки зрения можно, как бы выразиться, в том смысле, как вы говорите, что если Кришна приходит, то кто же там остается? Но в целом положение таково, что Господь просто проявляет Себя, распространяет Себя и являет Свои лилы в материальной вселенной.

#00:09:23#

Преданный: Когда части исходят из целого, да? Правильно я понял?

Муралишвар Прабху: Имеются в виду лилы Кришны на Земле, да?

Преданный: Ну да.

Муралишвар Прабху: Это часть целого. Правильно ли, что это часть целого? Ваш вопрос такой был?

Преданный: Да.

#00:09:52#

Госвами Махарадж: Нет, это не части, это целое. Даже одна игра Кришны, то, что называют игрой, лилой Кришны, — это целое, это безграничное. Это лишь вопрос перспективы, то есть видения. Вот сейчас, например, нам кажется, что солнце садится. Так мы это называем. А в другой стране, где-нибудь на другом конце земного шара прямо сейчас, в этот момент начинается солнечный восход. А в другой стране солнце сейчас стоит в зените над головами у людей. А где-то еще глубокая ночь. Есть только одно солнце. Но это солнце вечно, постоянно движется. Оно вечно восходит и вечно заходит. И оно вечно длится — полдень. Солнце одно, но в зависимости от того, где находится наблюдатель, тот, кто смотрит на солнце, он воспринимает его в том или ином положении.

#00:11:33#

В какой-то определенной вселенной материального мира Кришна рождается. В то время как в другой вселенной Кришна в это время завершает Свои игры и уходит из этого мира. Это просто примеры, которые призваны нам помочь понять что-то об этом. Но никакие примеры, благодаря нашему интеллекту, не помогут понять это до конца, вполне.

#00:12:36#

Он [Вьясадева?] описывает там [во Вриндаване] происходящее так, что Нанда и Яшода молятся о том, чтобы Кришна был послан им в сыновья, и Он рождается у них как их сын. И Он растет, и проходит Его детство, юность во Вриндаване. Затем является Акрура и уводит Кришну в Матхуру. А потом эта разлука длится для них так бесконечно долго, она настолько нестерпима, что они говорят: «Похоже, что у нас нет сына». Эта разлука достигает такого пика, что наконец они говорят: «У нас действительно нет сына». Так Нанда и Яшода начинают молиться о том, чтобы Кришна явился у них как их сын. И Кришна является как их сын. Он вновь являет Свои детские игры. Проходит Его детство и юность, и вот опять приезжает Акрура и увозит Кришну из Вриндавана. И они думают: «Так давно мы не видели нашего сына».

#00:14:03#

Это словно круг. Так циклическим образом [разворачивается] эта вечная лила, это называют вечной игрой. Это просто разные фазы, разные стадии [деяний Господа]. Таким образом, эта игра, эта лила происходит вечно, движется по кругу — так же, как и все остальные лилы Господа. Кришна переносит эти лилы из одной вселенной материального мира в другую. Гокула ли является изначальной реальностью или Голока? Это непостижимо. В целом все это [непостижимо].

#00:15:10#

Мы не может ожидать, что будем в состоянии понять природу этого своими, как говорил Шрила Сарасвати Тхакур, «щенячьими» мозгами. Вот маленькие котята, которые (все их видели) барахтаются, своими лапками перебирают, что-то нюхают, познают окружающий мир. Так своими «щенячьими» мозгами мы пытаемся понять безграничный Абсолют. Как такое возможно?

#00:16:32#

Когда Кришна показывал Арджуне Свою вселенскую форму и бесчисленные образы в гигантских масштабах, Он сказал Арджуне: «Арджуна, Мне продолжать или, может быть, остановиться? Какой смысл Мне показывать это для тебя? Я могу показывать тебе все это бесконечно. Но то, что для тебя представляется безграничным, для Меня ничтожно крохотная пылинка».

#00:17:37#

Самая прекрасная и непостижимая истина такова, что та Личность, из пупка которой рождается Господь Брахма и творит материальный мир, с дыханием которой порождается бытие, бесчисленные вселенные [материального мира], — когда Он вдыхает, эти бесчисленные миры вновь уходят в непроявленное состояние, — тот, кто обладает всеми этими формами, проявлениями, эта Личность, такая, какая Она есть на самом деле, не является какой-то гигантской или огромной; Она или Он похож на человека. Он является человеком — таким, как мы с вами.

#00:18:22#

А Его игры — какие это игры? Как Он одет в этих играх? Он одет в деловой костюм тройку? Или Он одет как генерал [в военную форму] с погонами? Потому что, ну, если погоны, значит большой человек: медали, звезды на погонах. Нет. Он играет на флейте, Он носит павлинье перо в волосах, и Он пасет коров.

#00:19:21#

Когда Шукадев Госвами открыл мудрецам тайну о том, что абсолютная верховная Личность, источник всего — это человек, человеческое существо, они были потрясены и изумлены. Шрила Шридхар Махарадж это объяснял так. Они говорили: «Одно дело для нас понять, так или иначе, что источник всего, причина всех причин — это человеческое существо. Ты говоришь нам, — говорили мудрецы, обращаясь к Шукадеву, — что Бог в Своем высшем проявлении — это человек. Ладно, мы это приняли. Но ты утверждаешь, что это аморальный человек — это уже чересчур». [Смеются.] «Для нас и так трудно принять то, что верховная Личность Бога — это человек, человеческое существо. Но то, что Он аморален, то, что Он безнравственен, — это уже чересчур».

#00:20:50#

Но как Шрила Шридхар Махарадж объяснял, цитируя выражение Гегеля: «Реальность существует для Себя. Реальность сама по Себе и существует для Себя». Поскольку Он [Господь Кришна] является источником всего, Ему принадлежит все в бытии, то, с одной стороны, не может быть никакого вопроса о воровстве или преступлении Им каких-то законов, потому что все они исходят из Него, все они принадлежат Ему. Поэтому нечто, что происходит, называется лилой, кришна-лилой. Это игра.

#00:21:50#

…поэма, в которой говорится о том, что лев пожирает овцу. Но с точки зрения лилы, если это происходит в лиле, тогда лев в экстазе и овца в экстазе. [Смеются.] Как в этом мире в кино: если фильме мы видим, что кого-то убивают, и он умирает с простреленной грудью, то, может быть, на самом деле этот актер наслаждается своей игрой ничуть не меньше, чем тот, кто играет роль его убийцы. А чем больше игра и чем больше людей верят в это и ценят эту игру, тем лучше лила.

#00:23:03#

Высшая похвала, когда актеру говорят, что он не играл, он стал этим персонажем, этим некто, кого он представлял. Это функция Йога-майи, божественной энергии [Господа], — в том, чтобы Кришна и Его спутники пребывали в забвении того, кто они такие, ради цели игры.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Кр̣ш̣н̣а-бхакти-джанма-мӯла хайа ‘са̄дху-сан̇га’ / кр̣ш̣н̣а-према джанме, тен̇хо пунах̣ мукхйа ан̇га — «Коренной причиной преданного служения Господу Кришне является общение с возвышенными преданными. Но даже тогда, когда дремлющая любовь к Кришне пробудилась в сердце человека, общение с преданными остается принципом первостепенной важности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования