«Божественное безумие Махапрабху». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 18 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 15.21M)

Russian

#00:00:19#

…На самом деле об этих состояниях говорится только в связи со Шри Чайтаньей Махапрабху. То есть иногда Шри Чайтанья Махапрабху находится в глубоком внутреннем сознании. Иногда Он наполовину сознает тот внутренний мир и наполовину сознает этот внешний, а в иных случаях Он в большей степени сознает здесь.

Из писаний мы знаем, что в течение дня Он старается сдерживать Свой экстаз, поэтому Он старается держаться подальше от Джаганнатха, не подходит слишком близко, чтобы не получить даршан, потому что, даже какая-то незначительная деталь, какая-то мелочь способна родить в Махапрабху глубочайшие воспоминания.

Иногда, достаточно одной строки из поэмы. Например, Шриле Гурудеву очень нравилась эта строка из «Гита-говинды»:

#00:02:08#

лалита-лаван̃га-лата-париш́илана-комала-малайа-самире
мадхукара-никара-карамбита-кокила-куджита-кун̃джа-кутире

(Джаядев Госвами, «Гита-Гивинда», 1.27-1)

Когда Махапрабху слышал это, Он не мог контролировать Себя от нахлынувших, экстатических чувств. И преданные знают об этом и стараются помогать Ему, как только могут. Но вечером за закрытыми дверями Махапрабху больше не сдерживает Себя. Также мы слышали, что в это время Сварупа Дамодар или Рамананда Рай читали соответствующие стихи, шлоки, для того чтобы способствовать развитию экстаза в Шри Чайтанье Махапрабху. Но иногда, несмотря на все предосторожности, предпринятые преданными, — в комнате Махапрабху, в Гамбхире не было окон, там была только одна дверь и эту дверь охранял кто-то из преданных, — иногда, загадочным, мистическим образом Махапрабху исчезал оттуда, убегал.

#00:04:21#

Когда Он переживал чувства божественного экстаза, то иногда эти чувства приводили к тому, что Его тело сжималось, а иногда растягивалось. Иногда, когда Махапрабху исчезал таким образом, Сварупа Дамодар возглавлял группу поиска, и ночью при свете факелов они искали повсюду Махапрабху. Ведь Махапрабху находится в положении, противоположном нашему, а именно, мы, видя даже духовные вещи, воспринимаем их материальными из-за своей болезни, а Махапрабху видит связь всего материального с центром безграничного. Поэтому Он рассматривает песчаные дюны как холм Говардхан, а в океане Он видит Ямуну и иногда прыгает в нее, потому что в Своем глубоком, внутреннем сознании Он видит там игры Кришны и браджа-гопи и участвует в них.

#00:06:09#

Мы слышали, читали об одном таком эпизоде, когда преданные искали Махапрабху ночью таким образом и подобные поиски были связаны с большими переживаниями для преданных, поскольку они не знали: «А вдруг Он оставил этот мир?»

В том случае Махапрабху прыгнул в воды Ямуны, то есть в воды океана, и плавал там на протяжении многих часов, будучи погруженным во внутренний экстаз, пребывая во внутреннем мире. Иногда Его описывают как океан экстатических чувств. Те, кто были в Пури, знают, что там есть рыбаки, которые рыбачат, в том числе по ночам.

В том случае также один рыбак поймал в свои сети Махапрабху. Когда он вытягивал Махапрабху на свою лодку, на борт, то прикоснулся к божественному телу Махапрабху, к золотой форме Махапрабху, и благодаря этому прикосновению он стал неконтролируемо, необузданно повторять кришна-нам. Этот рыбак решил, что увидел привидение. Почувствовав, что он стал неконтролируемо, сам произносить имя Кришны, он решил, что увидел привидение и теперь одержим этим призраком. После этого он бродил по берегу океана, непрестанно повторяя: «Кришна, Кришна…» Он думал, что сошел с ума.

#00:08:33#

Как иногда люди говорят друг другу: «Ты что, с ума сошла?» — «Пытаюсь! Я пытаюсь сойти с ума, пытаюсь избавиться от ума, но никак не получается. Быть может по вашей милости, я смогу от него избавиться?» — «Да, вы, преданные, — все сумасшедшие». [Смеются.]

Сам Махапрабху говорил так одному из Своих преданных: «Я — первый безумец, а ты — второй!» Как сказано в Гите:  йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м́ тасйа̄м́ джа̄гарти сам́йамӣ  — «Что ночь для одного, то день для другого», и наоборот. Поэтому, культура сознания Кришны кажется безумием материалистам.

Гуру Махарадж говорил: «Мы — преданные-невидимки, но существует определенный метод, процесс, следуя которому, мы сможем увидеть, как рентген, который открывает то, что скрыто в глубине. Объективный мир — это поверхность, но духовный рентген покажет, что скрыто в глубине. Что такое духовный рентген? Это культура веры, богооткровенная истина. Садху, шастры, Гуру, вайшнавы ведут нас в глубинный внутренний мир, который находится за пределами поверхностного, материального мира.

#00:10:55#

Так или иначе, тем вечером Сварупа Дамодар и остальные преданные встретили того рыбака, который непрестанно повторял: «Кришна, Кришна, Рама, Рама…» Сварупа Дамодар спросил: «Что с вами стряслось?» Рыбак ответил: «На меня напал призрак». На что Сварупа Дамодар отвечал: «А я, опытный экзорцист. Просто расскажите подробнее о вашей проблеме».

Он рассказал: «Я рыбачил, но затем в свои сети я поймал что-то золотое, какого-то золотого призрака и теперь я одержим этим призраком и непрестанно повторяю кришна-нам!» Сварупа Дамодар сказал: «Я знаю, как это вылечить.  Отведите меня к этому золотому существу».

Они отправились туда и нашли там Гаурангу Махапрабху. Его тело под влиянием опустошающих экстатических эмоций было растянуто. Преданные очень огорчились, видя это. Махапрабху был без сознания, казалось, Он был едва жив. Преданные начали повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» Тогда Махапрабху начал постепенно переходить из внутреннего сознания в полувнутреннее, полувнешнее сознание и начал описывать Своим спутникам, что Он видел в Своих божественных видениях — игры на воде божественной четы Радхи и Кришны и Их спутниц.

Махапрабху сказал: «Звук колокольчиков на их лодыжках был самым очаровательным звуком, что Я когда-либо слышал».

Билвамангал Тхакур пишет в «Кришна-карнамрите»:

#00:13:38#

чинта̄ман̣иш́ чаран̣а-бхӯш̣ан̣ам ан̇гана̄на̄м̇
ш́р̣нга̄ра-пуш̣па-таравас таравах̣ сура̄н̣а̄м
вр̣нда̄ване враджа-дханам̇ нану ка̄ма-дхену-
вр̣нда̄ни чети сукха-синдхур ахо вибхӯтих̣

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 14.228; «Бхакти-расамрита-синдху»)1

«Эти колокольчики на лодыжках браджа-гопи состоят из драгоценных камней чинтамани. Даже в одном из этих камней чинтамани больше богатства, больше великолепия, чем во всех мирах Вайкунтхи вместе взятых, а гопи нанизывают эти камни на нитки и носят как украшение».

Махапрабху сказал: «Звук, который они издавали звоном колокольчиков на своих лодыжках, был столь сладостен, столь приятен, столь увлекателен, а вы подняли этот шум, и из-за этого шума привели Меня сюда!?»

#00:15:00#

Шрила Гуру Махарадж спрашивает: «О каком шуме говорит Махапрабху? Ведь это был кришна-нам Сварупы Дамодара и других великих преданных». Но Махапрабху сказал им: «В сравнении со сладостью звука, который Я слышал там, в высшем мире, звука издаваемого теми колокольчиками, ваш кришна-нам — это шум по сравнению с этим!» И Махапрабху начал плакать.

Последнее ли это слово в понимании этой истории? Ведь все это было сказано.  Казалось бы, что еще можно добавить? Но после описания этой интерпретации Шрила Гуру Махарадж дает еще одну интерпретацию, которая полностью переворачивает все наоборот. Он сказал: «Сила кришна-нама оказалась столь велика, что Ему было оказано предпочтение прямому участию в кришна-лиле. Кришна-нам столь велик, что сумел вытянуть Его из прямого участия в кришна-лиле. Так что же такое сознание Кришны?

Брахма говорит: «Другие могут говорить, что они что-то знают о Кришне, но что касается меня, я мало что могу сказать».

#00:17:27#

Однажды мне выпала удача, хотя бы недолгого, но непосредственного общения с Шрилой Прабхупадой. В то время он спросил меня, какого рода проповедью я занят. Это было в Нью-Йорке много лет назад. Я отвечал Прабхупаде: «Я проповедую индусам. Но иногда они говорят мне: “Да, да, я знаю, кто такой Кришна”». Прабхупада рассмеялся и ответил: «Да, это их болезнь». Это болезнь — думать: «Я знаю Кришну. Я знаю, что такое сознание Кришны». Любой, кто сколь-нибудь по-настоящему соприкоснулся с этим, ни за что так не скажет. Он скорее скажет: «Иногда, по милости великих преданных Кришны нам является какой-то отблеск».

Бхактивинод Тхакур сравнивает этот отблеск со вспышкой молнии. Когда ночью приходит вспышка молнии, то на мгновение все освещается, а потом исчезает. Также и к нам приходит какой-то отблеск сознания Кришны, а потом исчезает. И как это воздействует на наше сердце? В нашем сердце рождается желание, жажда обрести это снова. Поэтому не следует пытаться обратиться напрямую и силой получить.

#00:19:48#

В завершение я хотел бы сказать следующее. В «Чайтанья-чаритамрите», когда Кришнадас Кавирадж Госвами писал Мадхья-лилу, то думал, что возможно не проживет достаточно долго, чтобы завершить всю работу, поэтому в одной главе Мадхья-лилы он приводит краткое содержание всего, что он хотел бы сказать во всей книге.

Он говорит о разлуке с Кришной и о высочайшем проявлении этой разлуки в разлуке Шримати Радхарани с Кришной. Он цитирует слова из пьесы, написанной Раманандой Раем, где Шримати Радхарани говорит: «В прошлый раз, когда Я видела Кришну, это было подобно вспышке молнии». В результате этого на Нее напала любовь, экстаз. Но это все закончилось так быстро. Тогда Она, в своем божественном безумии разработала новую стратегию.

Она говорит: «Если Кришна явится предо мной еще раз, я не буду обращаться к Нему напрямую. Вместо этого, я буду поклоняться времени». Как мы, иногда берем лампу с гхи и проводим арати, также и Она хотела провести арати времени. Таким образом, чтобы время остановилось и, будучи довольно Ею, замерло. После того, как время будет довольно Ею, тогда Она обратится к Кришне.

Мы можем понять глубину погружения в сознание Кришны обратным, инверсивным методом.

Харе Кришна.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Кришна Прия
Дас

 


1 «Ножные браслеты девушек Враджабхуми сделаны из камня чинтамани. Деревья там исполняют любые желания и дают цветы, которыми гопи украшают себя. Есть там и коровы [камадхену], исполняющие желания и дающие безграничное количество молока. Эти коровы составляют богатство Вриндавана. Так проявляется его исполненное блаженства великолепие».




←  «Духовная реальность являет Себя через звук». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 12 декабря 2004 года ·• Архив новостей •· Новости из Хабаровска: нама-хатта с Манасом Кришной Прабху  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.0 МБ)

Russian

#00:00:19#

…На самом деле об этих состояниях говорится только в связи со Шри Чайтаньей Махапрабху. То есть иногда Шри Чайтанья Махапрабху находится в глубоком внутреннем сознании. Иногда Он наполовину сознает тот внутренний мир и наполовину сознает этот внешний, а в иных случаях Он в большей степени сознает здесь.

Из писаний мы знаем, что в течение дня Он старается сдерживать Свой экстаз, поэтому Он старается держаться подальше от Джаганнатха, не подходит слишком близко, чтобы не получить даршан, потому что, даже какая-то незначительная деталь, какая-то мелочь способна родить в Махапрабху глубочайшие воспоминания.

Иногда, достаточно одной строки из поэмы. Например, Шриле Гурудеву очень нравилась эта строка из «Гита-говинды»:

#00:02:08#

лалита-лаван̃га-лата-париш́илана-комала-малайа-самире
мадхукара-никара-карамбита-кокила-куджита-кун̃джа-кутире

(Джаядев Госвами, «Гита-Гивинда», 1.27-1)

Когда Махапрабху слышал это, Он не мог контролировать Себя от нахлынувших, экстатических чувств. И преданные знают об этом и стараются помогать Ему, как только могут. Но вечером за закрытыми дверями Махапрабху больше не сдерживает Себя. Также мы слышали, что в это время Сварупа Дамодар или Рамананда Рай читали соответствующие стихи, шлоки, для того чтобы способствовать развитию экстаза в Шри Чайтанье Махапрабху. Но иногда, несмотря на все предосторожности, предпринятые преданными, — в комнате Махапрабху, в Гамбхире не было окон, там была только одна дверь и эту дверь охранял кто-то из преданных, — иногда, загадочным, мистическим образом Махапрабху исчезал оттуда, убегал.

#00:04:21#

Когда Он переживал чувства божественного экстаза, то иногда эти чувства приводили к тому, что Его тело сжималось, а иногда растягивалось. Иногда, когда Махапрабху исчезал таким образом, Сварупа Дамодар возглавлял группу поиска, и ночью при свете факелов они искали повсюду Махапрабху. Ведь Махапрабху находится в положении, противоположном нашему, а именно, мы, видя даже духовные вещи, воспринимаем их материальными из-за своей болезни, а Махапрабху видит связь всего материального с центром безграничного. Поэтому Он рассматривает песчаные дюны как холм Говардхан, а в океане Он видит Ямуну и иногда прыгает в нее, потому что в Своем глубоком, внутреннем сознании Он видит там игры Кришны и браджа-гопи и участвует в них.

#00:06:09#

Мы слышали, читали об одном таком эпизоде, когда преданные искали Махапрабху ночью таким образом и подобные поиски были связаны с большими переживаниями для преданных, поскольку они не знали: «А вдруг Он оставил этот мир?»

В том случае Махапрабху прыгнул в воды Ямуны, то есть в воды океана, и плавал там на протяжении многих часов, будучи погруженным во внутренний экстаз, пребывая во внутреннем мире. Иногда Его описывают как океан экстатических чувств. Те, кто были в Пури, знают, что там есть рыбаки, которые рыбачат, в том числе по ночам.

В том случае также один рыбак поймал в свои сети Махапрабху. Когда он вытягивал Махапрабху на свою лодку, на борт, то прикоснулся к божественному телу Махапрабху, к золотой форме Махапрабху, и благодаря этому прикосновению он стал неконтролируемо, необузданно повторять кришна-нам. Этот рыбак решил, что увидел привидение. Почувствовав, что он стал неконтролируемо, сам произносить имя Кришны, он решил, что увидел привидение и теперь одержим этим призраком. После этого он бродил по берегу океана, непрестанно повторяя: «Кришна, Кришна…» Он думал, что сошел с ума.

#00:08:33#

Как иногда люди говорят друг другу: «Ты что, с ума сошла?» — «Пытаюсь! Я пытаюсь сойти с ума, пытаюсь избавиться от ума, но никак не получается. Быть может по вашей милости, я смогу от него избавиться?» — «Да, вы, преданные, — все сумасшедшие». [Смеются.]

Сам Махапрабху говорил так одному из Своих преданных: «Я — первый безумец, а ты — второй!» Как сказано в Гите:  йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м́ тасйа̄м́ джа̄гарти сам́йамӣ  — «Что ночь для одного, то день для другого», и наоборот. Поэтому, культура сознания Кришны кажется безумием материалистам.

Гуру Махарадж говорил: «Мы — преданные-невидимки, но существует определенный метод, процесс, следуя которому, мы сможем увидеть, как рентген, который открывает то, что скрыто в глубине. Объективный мир — это поверхность, но духовный рентген покажет, что скрыто в глубине. Что такое духовный рентген? Это культура веры, богооткровенная истина. Садху, шастры, Гуру, вайшнавы ведут нас в глубинный внутренний мир, который находится за пределами поверхностного, материального мира.

#00:10:55#

Так или иначе, тем вечером Сварупа Дамодар и остальные преданные встретили того рыбака, который непрестанно повторял: «Кришна, Кришна, Рама, Рама…» Сварупа Дамодар спросил: «Что с вами стряслось?» Рыбак ответил: «На меня напал призрак». На что Сварупа Дамодар отвечал: «А я, опытный экзорцист. Просто расскажите подробнее о вашей проблеме».

Он рассказал: «Я рыбачил, но затем в свои сети я поймал что-то золотое, какого-то золотого призрака и теперь я одержим этим призраком и непрестанно повторяю кришна-нам!» Сварупа Дамодар сказал: «Я знаю, как это вылечить.  Отведите меня к этому золотому существу».

Они отправились туда и нашли там Гаурангу Махапрабху. Его тело под влиянием опустошающих экстатических эмоций было растянуто. Преданные очень огорчились, видя это. Махапрабху был без сознания, казалось, Он был едва жив. Преданные начали повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» Тогда Махапрабху начал постепенно переходить из внутреннего сознания в полувнутреннее, полувнешнее сознание и начал описывать Своим спутникам, что Он видел в Своих божественных видениях — игры на воде божественной четы Радхи и Кришны и Их спутниц.

Махапрабху сказал: «Звук колокольчиков на их лодыжках был самым очаровательным звуком, что Я когда-либо слышал».

Билвамангал Тхакур пишет в «Кришна-карнамрите»:

#00:13:38#

чинта̄ман̣иш́ чаран̣а-бхӯш̣ан̣ам ан̇гана̄на̄м̇
ш́р̣нга̄ра-пуш̣па-таравас таравах̣ сура̄н̣а̄м
вр̣нда̄ване враджа-дханам̇ нану ка̄ма-дхену-
вр̣нда̄ни чети сукха-синдхур ахо вибхӯтих̣

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 14.228; «Бхакти-расамрита-синдху»)1

«Эти колокольчики на лодыжках браджа-гопи состоят из драгоценных камней чинтамани. Даже в одном из этих камней чинтамани больше богатства, больше великолепия, чем во всех мирах Вайкунтхи вместе взятых, а гопи нанизывают эти камни на нитки и носят как украшение».

Махапрабху сказал: «Звук, который они издавали звоном колокольчиков на своих лодыжках, был столь сладостен, столь приятен, столь увлекателен, а вы подняли этот шум, и из-за этого шума привели Меня сюда!?»

#00:15:00#

Шрила Гуру Махарадж спрашивает: «О каком шуме говорит Махапрабху? Ведь это был кришна-нам Сварупы Дамодара и других великих преданных». Но Махапрабху сказал им: «В сравнении со сладостью звука, который Я слышал там, в высшем мире, звука издаваемого теми колокольчиками, ваш кришна-нам — это шум по сравнению с этим!» И Махапрабху начал плакать.

Последнее ли это слово в понимании этой истории? Ведь все это было сказано.  Казалось бы, что еще можно добавить? Но после описания этой интерпретации Шрила Гуру Махарадж дает еще одну интерпретацию, которая полностью переворачивает все наоборот. Он сказал: «Сила кришна-нама оказалась столь велика, что Ему было оказано предпочтение прямому участию в кришна-лиле. Кришна-нам столь велик, что сумел вытянуть Его из прямого участия в кришна-лиле. Так что же такое сознание Кришны?

Брахма говорит: «Другие могут говорить, что они что-то знают о Кришне, но что касается меня, я мало что могу сказать».

#00:17:27#

Однажды мне выпала удача, хотя бы недолгого, но непосредственного общения с Шрилой Прабхупадой. В то время он спросил меня, какого рода проповедью я занят. Это было в Нью-Йорке много лет назад. Я отвечал Прабхупаде: «Я проповедую индусам. Но иногда они говорят мне: “Да, да, я знаю, кто такой Кришна”». Прабхупада рассмеялся и ответил: «Да, это их болезнь». Это болезнь — думать: «Я знаю Кришну. Я знаю, что такое сознание Кришны». Любой, кто сколь-нибудь по-настоящему соприкоснулся с этим, ни за что так не скажет. Он скорее скажет: «Иногда, по милости великих преданных Кришны нам является какой-то отблеск».

Бхактивинод Тхакур сравнивает этот отблеск со вспышкой молнии. Когда ночью приходит вспышка молнии, то на мгновение все освещается, а потом исчезает. Также и к нам приходит какой-то отблеск сознания Кришны, а потом исчезает. И как это воздействует на наше сердце? В нашем сердце рождается желание, жажда обрести это снова. Поэтому не следует пытаться обратиться напрямую и силой получить.

#00:19:48#

В завершение я хотел бы сказать следующее. В «Чайтанья-чаритамрите», когда Кришнадас Кавирадж Госвами писал Мадхья-лилу, то думал, что возможно не проживет достаточно долго, чтобы завершить всю работу, поэтому в одной главе Мадхья-лилы он приводит краткое содержание всего, что он хотел бы сказать во всей книге.

Он говорит о разлуке с Кришной и о высочайшем проявлении этой разлуки в разлуке Шримати Радхарани с Кришной. Он цитирует слова из пьесы, написанной Раманандой Раем, где Шримати Радхарани говорит: «В прошлый раз, когда Я видела Кришну, это было подобно вспышке молнии». В результате этого на Нее напала любовь, экстаз. Но это все закончилось так быстро. Тогда Она, в своем божественном безумии разработала новую стратегию.

Она говорит: «Если Кришна явится предо мной еще раз, я не буду обращаться к Нему напрямую. Вместо этого, я буду поклоняться времени». Как мы, иногда берем лампу с гхи и проводим арати, также и Она хотела провести арати времени. Таким образом, чтобы время остановилось и, будучи довольно Ею, замерло. После того, как время будет довольно Ею, тогда Она обратится к Кришне.

Мы можем понять глубину погружения в сознание Кришны обратным, инверсивным методом.

Харе Кришна.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Кришна Прия
Дас

 


1 «Ножные браслеты девушек Враджабхуми сделаны из камня чинтамани. Деревья там исполняют любые желания и дают цветы, которыми гопи украшают себя. Есть там и коровы [камадхену], исполняющие желания и дающие безграничное количество молока. Эти коровы составляют богатство Вриндавана. Так проявляется его исполненное блаженства великолепие».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования