«Важность общества преданных». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 16 марта 2005 года | Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 28.10M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Важность общества преданных

(16 марта 2005 года. Санкт-Петербург)

    

бхакти-йогена манаси
самйак пран̣ихите ’мале
апаш́йат пуруш̣ам̇ пӯрн̣ам̇
ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам[1]

После того как Ведавьяса выслушал своего Гуру Нараду, он стал медитировать на услышанное. В результате этой медитации в преданности он увидел Верховного Господа.

бхакти-йогена манаси
самйак пран̣ихите ’мале…

Благодаря этой медитации его существо полностью очистилось, и тогда чистым видением он сумел увидеть Верховного Господа.

#00:01:38#

То, что мы делаем, — нечто очень серьезное, и, чтобы достичь успеха на этом пути, все наше существо должно быть поглощено, захвачено этим. Природа явления, с которым мы имеем дело, в высшей степени добра, милосердна и великодушна. Хотя мы не всегда соответствуем стандартам этого процесса, тем не менее нас не отвергают, нас не лишают возможности следовать этой программе.

#00:02:54#

К примеру, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не существует обычая анализировать жизнь людей, что они делают, чего не делают. Это не есть программа Матха, наши Гуру не советуют нам заниматься этим. В результате многие люди, как в нашей миссии, так и за ее стенами, глупо думают, что не существует никаких принципов, правил, которым следуют члены этой миссии. Мы не можем контролировать мысли и суждения других людей, но, по крайней мере, мы сами должны иметь ясное представление о том, что есть что, ради успешной жизни в сознании Кришны.

#00:04:18#

бхакти-йогена манаси
самйак пран̣ихите ’мале…

Вьясадев является воплощением Бога, в то же время он осознал, что благодаря очищающему воздействию преданности он сумел увидеть Верховную Личность Бога. Мы практикуем сознание Кришны для того, чтобы очиститься, потому что мы находились в оскверняющих обстоятельствах материального мира на протяжении очень-очень долгого времени. Нас учили совершенным образом тому, как жить материалистичной жизнью, как быть частью материального мира.

[Смеется.]

#00:05:57#

Я не хотел бы приводить никакие крайние примеры. Иногда, так сказать, в антураже жизни в преданности мы можем чувствовать себя несколько не в своей тарелке. Санскрит, бенгали, внешняя сторона, атрибуты, традиции могут представляться нам чем-то неестественным, тогда как мирская жизнь со всем, что ей сопутствует, — вполне естественная среда для нас. В этой ситуации нам стоит набраться терпения и стремиться к тому, чтобы от естественного влечения к материальному миру и его явлениям наше существо направилось в другую сторону — в сторону естественного влечения к Шри Кришне и преданности всему, что с Ним связано.

#00:07:51#

Это преображение не может произойти благодаря внешним следованиям неким суровым принципам. Наши Гуру очень строги, но эта строгость не заключается во внешнем следовании неким непреложным принципам. Наши учителя питают столь великую любовь и привязанность к преданности, к тому, что зовется кришна-премой, они стремятся защищать подлинные преданность и любовь к Кришне от дешевой имитации.

#00:09:24#

Примером может служить знаменитая отреченная природа Госвами Вриндавана. Госвами не стремились быть отреченными. Отречение (вайрагья) — не цель, но лишь косвенная составляющая их природы.

#00:09:47#

тйактва̄ тӯрн̣ам аш́еш̣а-ман̣д̣ала-пати-ш́ренӣм̇ сада̄ туччха-ват
бхӯтва̄ дӣна-ган̣еш́акау карун̣айа̄ каупӣна-кантха̄ш́ритау
гопӣ-бха̄ва-раса̄мр̣та̄бдхи-лахарӣ-каллола-магнау мухур
[ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау][2]

Как говорится в этом стихе, Госвами пребывали в океане гопи-бхавы, и в силу этого и своей природы они просто не имели времени на то, чтобы думать о том, сколько они едят, спят. Их внимание не было направлено на внешние обстоятельства жизни.

#00:10:52#

Невозможно плавать в этом океане гопи-бхавы, просто воображая себе, что ты делаешь это. Во времена моего Гуру, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, некоторые из моих духовных братьев, к несчастью для себя, стали обращаться в эту сторону. Результатом их интереса было открытие некоего «Клуба гопи-бхавы». Вы можете себе представить, какой была реакция Шрилы Прабхупады, когда он услышал о том, что его ученики создали подобную группу. Реакция была очень бурной.

#00:12:06#

Шрила Рупа Госвами в разных местах своих произведений описывает градацию преданности, стадии, пути, ведущие к достижению этого.

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣тха̄ ручис татах̣[3]

Чтобы обрести некий вкус к сознанию Кришны, нам необходимо пройти определенные стадии, этапы.

#00:13:03#

Что же говорить о гопи-бхаве? Чтобы обрести некий вкус, но подлинный, идущий из сердца, привязанность к сознанию Кришны, мы должны пройти через определенные стадии развития. Наше сердце должно быть полностью очищено от грязи, скверны материального существования. Сознание Кришны — единственный путь, ведущий к этому. Не существует никаких ведических ритуалов, которые могли бы способствовать очищению нашего существа, потому что прежде всего, уже в силу самого своего рождения, мы непригодны для совершения ведических ритуалов.

#00:14:23#

И это — часть нашего везения, благой удачи. Есть люди, родившиеся в семьях, где по праву они квалифицированы совершать ведические ритуалы, но их жизнь и действия делают их непригодными следованию этому пути.

#00:15:06#

квачин нивартате ’бхадра̄т
квачич чарати тат пуна
х̣…

Иногда, следуя этому процессу, мы достигаем некоей степени очищения, но затем загрязняемся вновь, оказываемся в том же самом состоянии.

квачин нивартате ’бхадра̄т
квачич чарати тат пуна
х̣
пр
а̄йаш́читтам атхо ’па̄ртхам̇
манйе ку
н̃джара-ш́аучават[4]

#00:16:13#

Махарадж Парикшит говорил, что любая система, имеющая своей целью очищение и не связанная с сознанием Кришны, — пустая трата времени. Пра̄йаш́читтам атхо ’па̄ртхам̇, манйе кун̃джара-ш́аучават. Нечто вроде купания слона — известный пример. Два года назад на фестивале мы могли видеть, как это выглядит: слон заходит в воду, купается, но когда выходит на сушу, он осыпает себя песком. Какой-то цирк приезжал в Лахту, многие ходили смотреть на этих слонов. Но после того как преданные посмотрели на цирковых слонов, служители цирка приезжали в храм и видели Шрилу Говинду Махараджа. Их было человек тридцать.

#00:17:57#

Манйе кун̃джара-ш́аучават. Слон вначале моется, становится чистым, затем выходит на берег и вновь покрывает себя пылью. Любые наши попытки и усилия достичь чистоты вне сознания Кришны неизбежно будут выглядеть так: мы очищаем себя — затем вновь загрязняемся, пытаемся быть чистыми — и вновь покрываем себя грязью. В нашу эпоху, в нашем окружении и обстоятельствах насколько плодотворными могут быть попытки такого рода?

#00:17:57#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн…[5]

Сама эпоха, в которую мы живем, описывается как полная бед и несчастий.

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа
кала̄в асмин йуге джана̄х̣…[6]

#00:19:58#

Вчера вечером мы говорили о качествах Кали-юги и о характеристиках человеческой жизни в эту эпоху. Речь шла о том, что срок нашей жизни очень мал, мы несовершенны, совершаем ошибки, обладаем отрицательными качествами. Поэтому без милости Шри Гуру какой бы то ни было прогресс для нас невозможен. Когда же эта связь есть у нас, то нам следует пытаться поддерживать ее достойным образом, чтобы эта связь с преданностью и преданными была объектом нашего поклонения, чтобы наше преклонение и восхищение сознанием Кришны возрастало день ото дня.

#00:21:49#

Вчера Амрита Майи Диди рассказывала о рождении ее маленького ребенка Дхананджайи Прабху. Спустя некоторое время его взвесили и увидели, что за короткий срок увеличился его вес, он чуть-чуть вырос. Когда родители видят своего ребенка все время, они не замечают роста и развития, тем не менее ребенок с каждым днем растет, даже с каждой минутой. С этим схожа природа нашей жизни в сознании Кришны. Мы можем не замечать изменений, которые с нами происходят. Но с каждым днем, с каждой минутой мы меняемся в процессе жизни в сознании Кришны.

#00:23:27#

Если так происходит, то мы не будем относиться к сознанию Кришны как к чему-то дешевому. В чем смысл сознания Кришны? Что это значит — быть сознающим Кришну? Каков результат сознания Кришны? Смыслом сознания Кришны является «подчинение» себе Безграничного. Если мы обретем подлинное сознание Кришны, тогда Абсолют, Безграничное, будет не в силах противиться Своему влечению к нам. Но сможем ли мы достичь этого положения благодаря некоей основанной на прихоти или на наших фантазиях программе?

#00:25:02#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-
лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄
ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[7]

В описании различных стадий преданности на этом пути Шрила Рупа Госвами говорит, что когда речь идет о подлинной кришна-бхакти, преданности Кришне, то сам Кришна привлечен ею, не в силах противиться Своему влечению к такой преданности.

#00:25:50#

кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄…[8]

По-разному Шрила Рупа Госвами описывает этот прогресс, последовательное развитие человека в сознании Кришны. Поскольку мы наделены мирским разумом и наш опыт и суждения заимствованы из сферы этого мира, то мы склонны рассматривать любой процесс достижения чего-либо в таких понятиях, как начало, середина и конец.

#00:26:55#

В нашем нынешнем состоянии материальной обусловленности нам трудно помыслить о таком явлении, которое зовется нава-раса. Когда вы наконец-то достигли безграничного Абсолюта, пленили Его, означает ли, что на этом игра закончена, и вы отходите от дел? Как в футболе: когда вы завоевали кубок мира, вы можете отойти от дел и почивать на лаврах. Но пленить, обрести Безграничное — это другая история.

#00:28:05#

…а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…[9]

Речь идет о погружении в океан радости, счастья, экстаза. Природа его такова, что он растет, расширяется вечно. Как много мы захотим заплатить за такое достижение? Иногда мы с гордостью думаем, говорим, что Шри Чайтанья Сарасват Матх предлагает людям высочайший идеал, концепцию, высочайшее учение. Разумеется, если бы мы так не думали, с какой стати мы были бы членами этого движения? Мы должны думать так. Но можем ли мы думать, что способны обрести это высочайшее, действуя глупо, безрассудно, основываясь на своих прихотях и фантазиях? Разумеется, я не хочу никого оскорбить, мы просто обсуждаем эти принципы. Это моя лекция. Мы обсуждаем сейчас принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:30:25#

Будучи членами этого движения, мы хотим соприкасаться с тем, что это движение несет, мы хотим находиться в гармонии с этим и защищать то богатство, которое присутствует в Матхе. В Америке, в России работники полиции клянутся, что они будут сохранять верность государству и своему делу. [Ананда Вардхан, ты принимал такую присягу?] Подобно этим людям мы тоже принесли своего рода присягу, присягнули на верность идеалам Шри Чайтанья Сарасват Матха, его принципам. Мы хотели бы защищать эти принципы и идеалы.

#00:32:04#

Мы не собираемся обсуждать четыре регулирующих принципа день и ночь, вникать в частную жизнь людей, окружающих нас, поскольку это не есть программа наших Гуру. В то же время мы не будем настолько глупы, чтобы думать, что в Шри Чайтанья Сарасват Матхе отсутствуют какие бы то ни было принципы. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж был более строг и непреклонен в некоторых вещах, нежели Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, нежели Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж.

#00:33:30#

Однажды в Санта-Крузе американский преданный спросил у Шрилы Говинды Махараджа, могут ли они, когда совершают нагар-санкиртану (уличное шествие с пением харинама), использовать фисгармонию. Гурудев сказал «нет». Он сказал, что Сарасвати Тхакур мог стерпеть фисгармонию, Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж мог смириться с этим, но Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, — нет. Это Шри Чайтанья Сарасват Матх. Строгость принципов.

#00:34:38#

Эти принципы строги, но поскольку это принципы преданности, мы применяем их в первую очередь к себе. Благодаря любящему применению и следованию этим принципам мы способны продвинуться вперед в нашей жизни в преданности. Нас не интересуют ведические формулы, поскольку наша практика сознания Кришны не основана на ведических постулатах. Мы не собираемся делать что бы то ни было, основанное на ведических принципах, но готовы делать все что угодно, если это основано на нашей любви и привязанности к Шриле Гурудеву.

#00:36:01#

Почему мы сейчас находимся в этом собрании и слушаем об этом? Потому что Шрила Гурудев хочет, чтобы это происходило, чтобы мы были вовлечены в это. Я могу сейчас рассказать что-нибудь наподобие того, что когда солнце вступает в такую-то фазу своего движения, в это время очень благоприятно собираться и обсуждать духовные или трансцендентные темы. Веды говорят о подобных вещах, но подобного рода концепции нас не интересуют. Иногда мы можем использовать ведический антураж в нашем обращении к массам. Но в конечном счете эта форма не имеет ничего общего с нашей практикой, духовной жизнью, поскольку эта практика основана единственно, исключительно на нашей привязанности, любви к Шриле Гурудеву.

#00:38:01#

Как-то раз, обсуждая эти темы со Шрилой Говиндой Махараджем, я сказал ему: насколько удивительно, что в свое время Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж приехал один на Запад! У него не было неких явных, зримых подтверждений, основанных на Ведах, истинности того, что он нес людям. Он просто обращался к людям, и они — не потому, что так говорят Веды, не потому, что это ведические традиции, авторитет и прочее, но в силу своей любви и привязанности к Свами Махараджу — стали следовать тому пути, который он указал им. Я спросил у Шрилы Гурудева: так ли это? Насколько верно мое понимание: ошеломительный успех, который пришел к Бхактиведанте Свами Прабхупаде в его западной проповеди, был настолько велик именно потому, что здесь присутствовал этот принцип любви к преданному?

#00:39:13#

Он сказал: «Да. Точно таким же настроением обладал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Его не интересовала ведическая культура». Я был в высшей степени удивлен, когда услышал подобное утверждение из его уст о Сарасвати Тхакуре. Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура не интересовала ведическая традиция! Разумеется, если вы будете читать книги Бхактиведанты Свами Прабхупады, вы увидите, что во многих местах он описывает гьяна-шунья-бхакти — эту формулировку и то, что за ней стоит. Во многих местах в его книгах встречаются эти слова. Но до поры до времени, когда я читал его книги, я встречал множество раз эту формулировку, но она не была для меня актуальной. Я читал, но не видел того, о чем идет речь.

#00:41:11#

Обсуждение истин сознания Кришны не является чем-то, основанным на нашей прихоти, мы говорим об Истине, а не о чьих-нибудь фантазиях. Этот принцип — гьяна-шунья-бхакти — не фантазия. Говорится, что он был извлечен из существа Рамананды Рая, Махапрабху его принял, и, соответственно, его принимали и принимают Его последователи.

#00:42:29#

Рамананда Рай предложил Махапрабху множество тезисов, идей. Некоторые из этих идей Махапрабху счастливо принял, и, соответственно, мы принимаем их. Но Рамананда Рай высказал также некоторые положения, что были отвергнуты Махапрабху, хотя в обычном, расхожем смысле эти принципы приемлемы, поскольку они предшествуют основанию [принятому Махапрабху].

#00:43:12#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва…[10]

О каком основании идет речь? Об основании, фундаменте преданности. То, что предшествует этому, само основание и последующие стадии. И основанием преданности Махапрабху принял принцип гьяна-шунья-бхакти — оставить прошлый опыт, оставить так называемые ведические принципы в том числе, какие бы то ни было идеи, суждения и принять идеи преданности, свободные от любого рода примесей, то есть как от опыта этого мира, так и от ведических идей как таковых. Принять чистую преданность, свободную от гьяны (знания) любого рода — мирского знания или ведического.

#00:44:30#

…джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м…

Следующее положение — принятие жизни в обществе святых людей, слушание от них о славе Господа, прославление Его.

#00:45:08#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат…[11]

эхо ба̄хйа[12]

Махапрабху принял утверждение гьяна-шунья-бхакти как основополагающий принцип, без которого все предшествующие стадии, озвученные Раманандой Раем (принесение в жертву своего труда и так далее), не будут действенны. Но если ты находишься в обществе садху, тогда все иные положения, способы становятся действенными.

#00:46:00#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м…

Когда мы принимаем принцип преданности, свободной от расчета и знаний любого рода, тогда все иные пути обретают смысл. Тогда воистину, что бы мы ни делали, что бы мы ни ели, что бы мы ни приносили в жертву высшему Началу, — все это становится частью нашей жизни в сознании Кришны. Но если в нашей жизни отсутствует покорное обращение к садху и некое соприкосновение, связь с ним, тогда все иные процессы будут пустыми.

#00:47:23#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа…[13]

Если мы посмотрим на храм (на нат-мандир) Шри Чайтанья Сарасват Матха, мы увидим эту написанную шлоку. Хотя сам по себе этот принцип не является поверхностным — идея безоговорочного, безусловного предания себя Богу, — но когда в начале беседы Рамананда Рай высказывал это суждение, Махапрабху также его отверг, сказав: «Это поверхностно, иди дальше». Но когда мы принимаем основополагающий принцип жизни в обществе садху и покорности перед ним, тогда этот принцип, как и все остальное, становится настоящим.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Итак, он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящуюся в Его власти» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.4).

2 «Я почтительно склоняюсь перед шестью Госвами, известными как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатх Бхатта Госвами, Шри Рагхунатх Дас Госвами, Шри Джива Госвами и Шри Гопал Бхатта Госвами, которые отвергли аристократическое общество как нечто незначительное. Для спасения несчастных обусловленных душ они стали нищими, оставив себе лишь набедренные повязки. Они всегда погружены в океан упоительной любви гопи к Кришне и омываются его водами» (Шрила Шринивас Ачарья. «Шад-Госвами-аштакам», 4).

3  «У истоков стоит вера. Затем приходит искреннее стремление общаться с беспримесным преданным. После этого человек принимает посвящение от Шри Гуру и под его руководством следует всем предписаниям. Так он освобождается от нежелательных привычек и утверждается в практике преданного служения. Потом развивается вкус к бхакти и духовное влечение» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

4  «Нередко даже очень осмотрительному человеку не удается избежать греха. Какой же смысл заглаживать грехи, чтобы потом грешить вновь? Это напоминает купание слона: омывшись, он выходит на берег и снова с головы до ног осыпает себя пылью» («Шримад-Бхагаватам», 6.1.10).

5  Калер дош̣а-нидхе ра̄джанн, асти хй эко маха̄н гун̣ах̣ / кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа, мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет — «О царь, Кали-юга — это бездна порока, однако у нее есть одно хорошее качество: в этот век, просто повторяя имена Кришны, человек может освободиться от материального рабства и отправиться в духовную обитель Бога» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лиле, 20.344).

6  Пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа, кала̄в асмин йуге джана̄х̣ / манда̄х̣ суманда-матайо, манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣ — «О мудрец, в этот железный век Кали жизнь людей коротка. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

7  Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».

8  Кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄ / а̄ш́а̄-бандхах̣ самуткан̣т̣ха̄ на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣ // а̄сактис тад-гун̣а̄кхйа̄не прӣтис тад-васати-стхале / итй а̄дайо ’нубха̄ва̄х̣ сйур джа̄та-бха̄ва̄н̇куре джане — «Когда семя экстатических эмоций к Кришне начинает приносить плоды, в поведении человека проявляются следующие девять признаков: всепрощение, нежелание попусту тратить время, отрешенность от мира, отсутствие гордыни, надежда, устремленность, вкус к повторению Святого Имени Господа, привязанность к описанию трансцендентных качеств Господа, влечение к тем местам, где пребывает Господь [храмы или святые места, например Вриндаван]. Все это называется анубхавами, вторичными признаками экстатических эмоций. Их можно заметить в человеке, в сердце которого начало плодоносить семя любви к Богу» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.3.25–26; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.18–19).

9  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам — «Слава воспеванию Святого Имени Шри Кришны, которое 1) сметает всю грязь с зеркал наших сердец; 2) гасит великий пожар страдания, порожденный круговоротом рождений и смертей; 3) проливает лунный свет вечного блага на лилию души воспевающего; 4) сама жизнь невесты Абсолютной Истины; 5) увеличивает океан упоительного блаженства; 6) при каждом Его произнесении дарует богатый вкус чистого нектара; 7) омывает, то есть очищает и обновляет всю личность [воспевающего], включая тело, ум и душу, в божественном блаженстве» («Шри Шикшаштакам», 1).

10  Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

11  Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

12  Прабху кахе, — «эхо ба̄хйа, а̄ге каха а̄ра» — Господь сказал: «Это все внешнее. Лучше расскажи Мне о других путях совершенствования» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, глава 8).

13  Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

 



←  «Шри Кришна-санкиртана — высшее из благоприятного». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 7 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· “Shiva, Krishna and Harinam.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 13 October 2004. Soquel, California, USA  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.5 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Важность общества преданных

(16 марта 2005 года. Санкт-Петербург)

    

бхакти-йогена манаси
самйак пран̣ихите ’мале
апаш́йат пуруш̣ам̇ пӯрн̣ам̇
ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам[1]

После того как Ведавьяса выслушал своего Гуру Нараду, он стал медитировать на услышанное. В результате этой медитации в преданности он увидел Верховного Господа.

бхакти-йогена манаси
самйак пран̣ихите ’мале…

Благодаря этой медитации его существо полностью очистилось, и тогда чистым видением он сумел увидеть Верховного Господа.

#00:01:38#

То, что мы делаем, — нечто очень серьезное, и, чтобы достичь успеха на этом пути, все наше существо должно быть поглощено, захвачено этим. Природа явления, с которым мы имеем дело, в высшей степени добра, милосердна и великодушна. Хотя мы не всегда соответствуем стандартам этого процесса, тем не менее нас не отвергают, нас не лишают возможности следовать этой программе.

#00:02:54#

К примеру, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не существует обычая анализировать жизнь людей, что они делают, чего не делают. Это не есть программа Матха, наши Гуру не советуют нам заниматься этим. В результате многие люди, как в нашей миссии, так и за ее стенами, глупо думают, что не существует никаких принципов, правил, которым следуют члены этой миссии. Мы не можем контролировать мысли и суждения других людей, но, по крайней мере, мы сами должны иметь ясное представление о том, что есть что, ради успешной жизни в сознании Кришны.

#00:04:18#

бхакти-йогена манаси
самйак пран̣ихите ’мале…

Вьясадев является воплощением Бога, в то же время он осознал, что благодаря очищающему воздействию преданности он сумел увидеть Верховную Личность Бога. Мы практикуем сознание Кришны для того, чтобы очиститься, потому что мы находились в оскверняющих обстоятельствах материального мира на протяжении очень-очень долгого времени. Нас учили совершенным образом тому, как жить материалистичной жизнью, как быть частью материального мира.

[Смеется.]

#00:05:57#

Я не хотел бы приводить никакие крайние примеры. Иногда, так сказать, в антураже жизни в преданности мы можем чувствовать себя несколько не в своей тарелке. Санскрит, бенгали, внешняя сторона, атрибуты, традиции могут представляться нам чем-то неестественным, тогда как мирская жизнь со всем, что ей сопутствует, — вполне естественная среда для нас. В этой ситуации нам стоит набраться терпения и стремиться к тому, чтобы от естественного влечения к материальному миру и его явлениям наше существо направилось в другую сторону — в сторону естественного влечения к Шри Кришне и преданности всему, что с Ним связано.

#00:07:51#

Это преображение не может произойти благодаря внешним следованиям неким суровым принципам. Наши Гуру очень строги, но эта строгость не заключается во внешнем следовании неким непреложным принципам. Наши учителя питают столь великую любовь и привязанность к преданности, к тому, что зовется кришна-премой, они стремятся защищать подлинные преданность и любовь к Кришне от дешевой имитации.

#00:09:24#

Примером может служить знаменитая отреченная природа Госвами Вриндавана. Госвами не стремились быть отреченными. Отречение (вайрагья) — не цель, но лишь косвенная составляющая их природы.

#00:09:47#

тйактва̄ тӯрн̣ам аш́еш̣а-ман̣д̣ала-пати-ш́ренӣм̇ сада̄ туччха-ват
бхӯтва̄ дӣна-ган̣еш́акау карун̣айа̄ каупӣна-кантха̄ш́ритау
гопӣ-бха̄ва-раса̄мр̣та̄бдхи-лахарӣ-каллола-магнау мухур
[ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау][2]

Как говорится в этом стихе, Госвами пребывали в океане гопи-бхавы, и в силу этого и своей природы они просто не имели времени на то, чтобы думать о том, сколько они едят, спят. Их внимание не было направлено на внешние обстоятельства жизни.

#00:10:52#

Невозможно плавать в этом океане гопи-бхавы, просто воображая себе, что ты делаешь это. Во времена моего Гуру, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, некоторые из моих духовных братьев, к несчастью для себя, стали обращаться в эту сторону. Результатом их интереса было открытие некоего «Клуба гопи-бхавы». Вы можете себе представить, какой была реакция Шрилы Прабхупады, когда он услышал о том, что его ученики создали подобную группу. Реакция была очень бурной.

#00:12:06#

Шрила Рупа Госвами в разных местах своих произведений описывает градацию преданности, стадии, пути, ведущие к достижению этого.

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣тха̄ ручис татах̣[3]

Чтобы обрести некий вкус к сознанию Кришны, нам необходимо пройти определенные стадии, этапы.

#00:13:03#

Что же говорить о гопи-бхаве? Чтобы обрести некий вкус, но подлинный, идущий из сердца, привязанность к сознанию Кришны, мы должны пройти через определенные стадии развития. Наше сердце должно быть полностью очищено от грязи, скверны материального существования. Сознание Кришны — единственный путь, ведущий к этому. Не существует никаких ведических ритуалов, которые могли бы способствовать очищению нашего существа, потому что прежде всего, уже в силу самого своего рождения, мы непригодны для совершения ведических ритуалов.

#00:14:23#

И это — часть нашего везения, благой удачи. Есть люди, родившиеся в семьях, где по праву они квалифицированы совершать ведические ритуалы, но их жизнь и действия делают их непригодными следованию этому пути.

#00:15:06#

квачин нивартате ’бхадра̄т
квачич чарати тат пуна
х̣…

Иногда, следуя этому процессу, мы достигаем некоей степени очищения, но затем загрязняемся вновь, оказываемся в том же самом состоянии.

квачин нивартате ’бхадра̄т
квачич чарати тат пуна
х̣
пр
а̄йаш́читтам атхо ’па̄ртхам̇
манйе ку
н̃джара-ш́аучават[4]

#00:16:13#

Махарадж Парикшит говорил, что любая система, имеющая своей целью очищение и не связанная с сознанием Кришны, — пустая трата времени. Пра̄йаш́читтам атхо ’па̄ртхам̇, манйе кун̃джара-ш́аучават. Нечто вроде купания слона — известный пример. Два года назад на фестивале мы могли видеть, как это выглядит: слон заходит в воду, купается, но когда выходит на сушу, он осыпает себя песком. Какой-то цирк приезжал в Лахту, многие ходили смотреть на этих слонов. Но после того как преданные посмотрели на цирковых слонов, служители цирка приезжали в храм и видели Шрилу Говинду Махараджа. Их было человек тридцать.

#00:17:57#

Манйе кун̃джара-ш́аучават. Слон вначале моется, становится чистым, затем выходит на берег и вновь покрывает себя пылью. Любые наши попытки и усилия достичь чистоты вне сознания Кришны неизбежно будут выглядеть так: мы очищаем себя — затем вновь загрязняемся, пытаемся быть чистыми — и вновь покрываем себя грязью. В нашу эпоху, в нашем окружении и обстоятельствах насколько плодотворными могут быть попытки такого рода?

#00:17:57#

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн…[5]

Сама эпоха, в которую мы живем, описывается как полная бед и несчастий.

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа
кала̄в асмин йуге джана̄х̣…[6]

#00:19:58#

Вчера вечером мы говорили о качествах Кали-юги и о характеристиках человеческой жизни в эту эпоху. Речь шла о том, что срок нашей жизни очень мал, мы несовершенны, совершаем ошибки, обладаем отрицательными качествами. Поэтому без милости Шри Гуру какой бы то ни было прогресс для нас невозможен. Когда же эта связь есть у нас, то нам следует пытаться поддерживать ее достойным образом, чтобы эта связь с преданностью и преданными была объектом нашего поклонения, чтобы наше преклонение и восхищение сознанием Кришны возрастало день ото дня.

#00:21:49#

Вчера Амрита Майи Диди рассказывала о рождении ее маленького ребенка Дхананджайи Прабху. Спустя некоторое время его взвесили и увидели, что за короткий срок увеличился его вес, он чуть-чуть вырос. Когда родители видят своего ребенка все время, они не замечают роста и развития, тем не менее ребенок с каждым днем растет, даже с каждой минутой. С этим схожа природа нашей жизни в сознании Кришны. Мы можем не замечать изменений, которые с нами происходят. Но с каждым днем, с каждой минутой мы меняемся в процессе жизни в сознании Кришны.

#00:23:27#

Если так происходит, то мы не будем относиться к сознанию Кришны как к чему-то дешевому. В чем смысл сознания Кришны? Что это значит — быть сознающим Кришну? Каков результат сознания Кришны? Смыслом сознания Кришны является «подчинение» себе Безграничного. Если мы обретем подлинное сознание Кришны, тогда Абсолют, Безграничное, будет не в силах противиться Своему влечению к нам. Но сможем ли мы достичь этого положения благодаря некоей основанной на прихоти или на наших фантазиях программе?

#00:25:02#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-
лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄
ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[7]

В описании различных стадий преданности на этом пути Шрила Рупа Госвами говорит, что когда речь идет о подлинной кришна-бхакти, преданности Кришне, то сам Кришна привлечен ею, не в силах противиться Своему влечению к такой преданности.

#00:25:50#

кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄…[8]

По-разному Шрила Рупа Госвами описывает этот прогресс, последовательное развитие человека в сознании Кришны. Поскольку мы наделены мирским разумом и наш опыт и суждения заимствованы из сферы этого мира, то мы склонны рассматривать любой процесс достижения чего-либо в таких понятиях, как начало, середина и конец.

#00:26:55#

В нашем нынешнем состоянии материальной обусловленности нам трудно помыслить о таком явлении, которое зовется нава-раса. Когда вы наконец-то достигли безграничного Абсолюта, пленили Его, означает ли, что на этом игра закончена, и вы отходите от дел? Как в футболе: когда вы завоевали кубок мира, вы можете отойти от дел и почивать на лаврах. Но пленить, обрести Безграничное — это другая история.

#00:28:05#

…а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇…[9]

Речь идет о погружении в океан радости, счастья, экстаза. Природа его такова, что он растет, расширяется вечно. Как много мы захотим заплатить за такое достижение? Иногда мы с гордостью думаем, говорим, что Шри Чайтанья Сарасват Матх предлагает людям высочайший идеал, концепцию, высочайшее учение. Разумеется, если бы мы так не думали, с какой стати мы были бы членами этого движения? Мы должны думать так. Но можем ли мы думать, что способны обрести это высочайшее, действуя глупо, безрассудно, основываясь на своих прихотях и фантазиях? Разумеется, я не хочу никого оскорбить, мы просто обсуждаем эти принципы. Это моя лекция. Мы обсуждаем сейчас принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:30:25#

Будучи членами этого движения, мы хотим соприкасаться с тем, что это движение несет, мы хотим находиться в гармонии с этим и защищать то богатство, которое присутствует в Матхе. В Америке, в России работники полиции клянутся, что они будут сохранять верность государству и своему делу. [Ананда Вардхан, ты принимал такую присягу?] Подобно этим людям мы тоже принесли своего рода присягу, присягнули на верность идеалам Шри Чайтанья Сарасват Матха, его принципам. Мы хотели бы защищать эти принципы и идеалы.

#00:32:04#

Мы не собираемся обсуждать четыре регулирующих принципа день и ночь, вникать в частную жизнь людей, окружающих нас, поскольку это не есть программа наших Гуру. В то же время мы не будем настолько глупы, чтобы думать, что в Шри Чайтанья Сарасват Матхе отсутствуют какие бы то ни было принципы. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж был более строг и непреклонен в некоторых вещах, нежели Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, нежели Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж.

#00:33:30#

Однажды в Санта-Крузе американский преданный спросил у Шрилы Говинды Махараджа, могут ли они, когда совершают нагар-санкиртану (уличное шествие с пением харинама), использовать фисгармонию. Гурудев сказал «нет». Он сказал, что Сарасвати Тхакур мог стерпеть фисгармонию, Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж мог смириться с этим, но Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, — нет. Это Шри Чайтанья Сарасват Матх. Строгость принципов.

#00:34:38#

Эти принципы строги, но поскольку это принципы преданности, мы применяем их в первую очередь к себе. Благодаря любящему применению и следованию этим принципам мы способны продвинуться вперед в нашей жизни в преданности. Нас не интересуют ведические формулы, поскольку наша практика сознания Кришны не основана на ведических постулатах. Мы не собираемся делать что бы то ни было, основанное на ведических принципах, но готовы делать все что угодно, если это основано на нашей любви и привязанности к Шриле Гурудеву.

#00:36:01#

Почему мы сейчас находимся в этом собрании и слушаем об этом? Потому что Шрила Гурудев хочет, чтобы это происходило, чтобы мы были вовлечены в это. Я могу сейчас рассказать что-нибудь наподобие того, что когда солнце вступает в такую-то фазу своего движения, в это время очень благоприятно собираться и обсуждать духовные или трансцендентные темы. Веды говорят о подобных вещах, но подобного рода концепции нас не интересуют. Иногда мы можем использовать ведический антураж в нашем обращении к массам. Но в конечном счете эта форма не имеет ничего общего с нашей практикой, духовной жизнью, поскольку эта практика основана единственно, исключительно на нашей привязанности, любви к Шриле Гурудеву.

#00:38:01#

Как-то раз, обсуждая эти темы со Шрилой Говиндой Махараджем, я сказал ему: насколько удивительно, что в свое время Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж приехал один на Запад! У него не было неких явных, зримых подтверждений, основанных на Ведах, истинности того, что он нес людям. Он просто обращался к людям, и они — не потому, что так говорят Веды, не потому, что это ведические традиции, авторитет и прочее, но в силу своей любви и привязанности к Свами Махараджу — стали следовать тому пути, который он указал им. Я спросил у Шрилы Гурудева: так ли это? Насколько верно мое понимание: ошеломительный успех, который пришел к Бхактиведанте Свами Прабхупаде в его западной проповеди, был настолько велик именно потому, что здесь присутствовал этот принцип любви к преданному?

#00:39:13#

Он сказал: «Да. Точно таким же настроением обладал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Его не интересовала ведическая культура». Я был в высшей степени удивлен, когда услышал подобное утверждение из его уст о Сарасвати Тхакуре. Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура не интересовала ведическая традиция! Разумеется, если вы будете читать книги Бхактиведанты Свами Прабхупады, вы увидите, что во многих местах он описывает гьяна-шунья-бхакти — эту формулировку и то, что за ней стоит. Во многих местах в его книгах встречаются эти слова. Но до поры до времени, когда я читал его книги, я встречал множество раз эту формулировку, но она не была для меня актуальной. Я читал, но не видел того, о чем идет речь.

#00:41:11#

Обсуждение истин сознания Кришны не является чем-то, основанным на нашей прихоти, мы говорим об Истине, а не о чьих-нибудь фантазиях. Этот принцип — гьяна-шунья-бхакти — не фантазия. Говорится, что он был извлечен из существа Рамананды Рая, Махапрабху его принял, и, соответственно, его принимали и принимают Его последователи.

#00:42:29#

Рамананда Рай предложил Махапрабху множество тезисов, идей. Некоторые из этих идей Махапрабху счастливо принял, и, соответственно, мы принимаем их. Но Рамананда Рай высказал также некоторые положения, что были отвергнуты Махапрабху, хотя в обычном, расхожем смысле эти принципы приемлемы, поскольку они предшествуют основанию [принятому Махапрабху].

#00:43:12#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва…[10]

О каком основании идет речь? Об основании, фундаменте преданности. То, что предшествует этому, само основание и последующие стадии. И основанием преданности Махапрабху принял принцип гьяна-шунья-бхакти — оставить прошлый опыт, оставить так называемые ведические принципы в том числе, какие бы то ни было идеи, суждения и принять идеи преданности, свободные от любого рода примесей, то есть как от опыта этого мира, так и от ведических идей как таковых. Принять чистую преданность, свободную от гьяны (знания) любого рода — мирского знания или ведического.

#00:44:30#

…джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м…

Следующее положение — принятие жизни в обществе святых людей, слушание от них о славе Господа, прославление Его.

#00:45:08#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат…[11]

эхо ба̄хйа[12]

Махапрабху принял утверждение гьяна-шунья-бхакти как основополагающий принцип, без которого все предшествующие стадии, озвученные Раманандой Раем (принесение в жертву своего труда и так далее), не будут действенны. Но если ты находишься в обществе садху, тогда все иные положения, способы становятся действенными.

#00:46:00#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м…

Когда мы принимаем принцип преданности, свободной от расчета и знаний любого рода, тогда все иные пути обретают смысл. Тогда воистину, что бы мы ни делали, что бы мы ни ели, что бы мы ни приносили в жертву высшему Началу, — все это становится частью нашей жизни в сознании Кришны. Но если в нашей жизни отсутствует покорное обращение к садху и некое соприкосновение, связь с ним, тогда все иные процессы будут пустыми.

#00:47:23#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа…[13]

Если мы посмотрим на храм (на нат-мандир) Шри Чайтанья Сарасват Матха, мы увидим эту написанную шлоку. Хотя сам по себе этот принцип не является поверхностным — идея безоговорочного, безусловного предания себя Богу, — но когда в начале беседы Рамананда Рай высказывал это суждение, Махапрабху также его отверг, сказав: «Это поверхностно, иди дальше». Но когда мы принимаем основополагающий принцип жизни в обществе садху и покорности перед ним, тогда этот принцип, как и все остальное, становится настоящим.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Итак, он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящуюся в Его власти» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.4).

[2] «Я почтительно склоняюсь перед шестью Госвами, известными как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатх Бхатта Госвами, Шри Рагхунатх Дас Госвами, Шри Джива Госвами и Шри Гопал Бхатта Госвами, которые отвергли аристократическое общество как нечто незначительное. Для спасения несчастных обусловленных душ они стали нищими, оставив себе лишь набедренные повязки. Они всегда погружены в океан упоительной любви гопи к Кришне и омываются его водами» (Шрила Шринивас Ачарья. «Шад-Госвами-аштакам», 4).

[3] «У истоков стоит вера. Затем приходит искреннее стремление общаться с беспримесным преданным. После этого человек принимает посвящение от Шри Гуру и под его руководством следует всем предписаниям. Так он освобождается от нежелательных привычек и утверждается в практике преданного служения. Потом развивается вкус к бхакти и духовное влечение» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

[4] «Нередко даже очень осмотрительному человеку не удается избежать греха. Какой же смысл заглаживать грехи, чтобы потом грешить вновь? Это напоминает купание слона: омывшись, он выходит на берег и снова с головы до ног осыпает себя пылью» («Шримад-Бхагаватам», 6.1.10).

[5] Калер дош̣а-нидхе ра̄джанн, асти хй эко маха̄н гун̣ах̣ / кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа, мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет — «О царь, Кали-юга — это бездна порока, однако у нее есть одно хорошее качество: в этот век, просто повторяя имена Кришны, человек может освободиться от материального рабства и отправиться в духовную обитель Бога» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лиле, 20.344).

[6] Пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа, кала̄в асмин йуге джана̄х̣ / манда̄х̣ суманда-матайо, манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣ — «О мудрец, в этот железный век Кали жизнь людей коротка. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

[7] Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».

[8] Кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄ / а̄ш́а̄-бандхах̣ самуткан̣т̣ха̄ на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣ // а̄сактис тад-гун̣а̄кхйа̄не прӣтис тад-васати-стхале / итй а̄дайо ’нубха̄ва̄х̣ сйур джа̄та-бха̄ва̄н̇куре джане — «Когда семя экстатических эмоций к Кришне начинает приносить плоды, в поведении человека проявляются следующие девять признаков: всепрощение, нежелание попусту тратить время, отрешенность от мира, отсутствие гордыни, надежда, устремленность, вкус к повторению Святого Имени Господа, привязанность к описанию трансцендентных качеств Господа, влечение к тем местам, где пребывает Господь [храмы или святые места, например Вриндаван]. Все это называется анубхавами, вторичными признаками экстатических эмоций. Их можно заметить в человеке, в сердце которого начало плодоносить семя любви к Богу» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.3.25–26; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.18–19).

[9] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам — «Слава воспеванию Святого Имени Шри Кришны, которое 1) сметает всю грязь с зеркал наших сердец; 2) гасит великий пожар страдания, порожденный круговоротом рождений и смертей; 3) проливает лунный свет вечного блага на лилию души воспевающего; 4) сама жизнь невесты Абсолютной Истины; 5) увеличивает океан упоительного блаженства; 6) при каждом Его произнесении дарует богатый вкус чистого нектара; 7) омывает, то есть очищает и обновляет всю личность [воспевающего], включая тело, ум и душу, в божественном блаженстве» («Шри Шикшаштакам», 1).

[10] Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

[11] Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[12] Прабху кахе, — «эхо ба̄хйа, а̄ге каха а̄ра» — Господь сказал: «Это все внешнее. Лучше расскажи Мне о других путях совершенствования» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, глава 8).

[13] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования