«Прямой путь — только через посредника» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж


Russian

Когда Гуру необходимо отвергнуть

В одной из глав «Шри Харинама-чинтамани» под заголовком «Когда нужно отвергнуть Гуру», Шрила Бхактивинод Тхакур говорит о следующих обстоятельствах: «Гуру утрачивает квалификацию в результате дурного общения: он теряет знание, становится оскорбителем своего Гуру, проявляет вражду по отношению к другим вайшнавам, теряет духовный вкус и, в конце концов, становится рабом денег и женщин». Шрила Бхактивинод Тхакур заключает, что, поскольку принцип Гуру был отнят у этой личности, его необходимо отвергнуть и искать милости Кришны.

гуру тйага крите ха-ибе
сеи гуру чхади шишйа шри-кришна-крипайа
сад гуру лабхийа пунах шуддха нама гайа

Боговдохновенная составляющая личности вайшнава — это Гуру. Вдохновение может оставить человека, но Гуру не может быть падшим. Гуру не является дживой, душой. А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н1. Гуру — это действующий принцип Божественности, являющий Себя в этом мире. То, что мы признаем как Гуру или представительство, может быть отнято у человека. Если генерал становится предателем и переходит на сторону врага, он автоматически теряет свой пост, а во главе армии ставят другого. Каким образом это происходит в практической сфере — известно лишь божественной воле. 

Доверить себя руководству вайшнава

Существует множество видов инициации, — не только те, что известны нам, — но это не то, что нас тревожит. Шрила Шридхар Махарадж не делал акцент на этом. Нас интересуют взаимоотношения на уровне сердца. Соблюдена формальная сторона или нет — не наша забота; мы должны довериться в этом отношении возвышенному вайшнаву. Не стоит пытаться понять все досконально. Нам не поможет ни казуистический подход, ни накопление информации из различных книг, ни использование санскритской терминологии, ни слушание измышлений, ни наконец попытка объединения всего этого в едином философском заключении. Вы можете до изнеможения изучать все Веды (в том числе книги Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Шридхара Махараджа), но ваши представления будут неверными. Ведешу дурлабхам адурлабхам а̄тма-бхактау2. В конечном итоге, использование санскритской терминологии касательно инициации есть не более чем софистика, сфера интересов сахаджиев. Истинное понимание процесса инициации, очищенное Шрилой Шридхаром Махараджем таково: «Необходимо доверить себя руководству высшего вайшнава (ашрая-виграха)».  

Подлинная преданность возможна
при должном духовном руководстве

Шрила Шридхар Махарадж вспоминает: «Я заметил во время путешествия по Южной Индии со Шрилой Прабхупадой Сарасвати Тхакуром, что когда ему представляли кого-то, говоря: “Это известный преданный в этой местности”, Шрила Прабхупада обычно спрашивал: “Под чьим руководством ты совершаешь свое служение Кришне?” Чаще всего человек отвечал: “Нет, нет, меня интересует непосредственно Кришна (или Рама)”. Как только он уходил, нам приходилось слышать, как наш Гуру Махарадж говорил: “У него нет преданности”. Он не у дел, у него нет истинной преданности. Его преданность — это нечто туманное, не принявшее еще определенной формы. Не найдя прибежища (ашраи) в окружении Господа, невозможно обрести истину. Пока это не произойдет, мы будем оставаться на уровне абстрактных размышлений. Это непрактичный подход».

В самом начале моих встреч со Шрилой Шридхаром Махараджем я обнаружил, что склонен прибегать к терминологии и опираться на взгляды, которые, как я считал, были приемлемыми для него. Я иногда ссылался на Шрилу Прабхупаду, Шрилу Сарасвати Тхакура, Шрилу Бхактивинода Тхакура, Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура и т. д. Со временем я испытал прозрение и осознал свою глупость. Было бы правильным, лучшим и помогло бы сберечь много времени, если бы я пересмотрел все с самого начала на основе божественного видения. Мне не стоило полагаться на то, что я видел, слышал или полагал, что понимаю. Нужно было сознательно поместить себя в сферу его влияния, позволить ему решить, что есть веревка или змея. Мне нужно было отбросить свои так называемые восприятие и осознание — джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва3, — ведь передо мной был тот, кто обрел беспрецедентное признание Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Свами Махараджа Прабхупады.  

Божественная природа наших Гуру 
и спутников Шримана Махапрабху

Что же касается Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, то согласно мнению Шрилы Шридхара Махараджа, когда мы принимаем во внимание значимость духовного богатства Шрилы Бхактивинода Тхакура и величину его вклада, мы приходим к однозначному выводу о том, что он низошел из высших сфер. «Его знание не было собрано им в течение одной жизни». Его связь с Випином Бихари Госвами, представителем так называемого наследственного брахманизма, чисто внешняя. Шрила Сарасвати Тхакур позволил себе даже реинициировать ученика Випина Бихари Госвами. Что бы Шрила Бхактивинод Тхакур ни написал во славу Випина Бихари Госвами, Шрила Сарасвати Тхакур не признал последнего как истинного вайшнава. Нельзя считать Шрилу Бхактивинода Тхакура и Шрилу Сарасвати Тхакура практикующими преданными. Они низошли из высших сфер, чтобы распространять божественную суть (радха-дасьям). Мы должны стремиться к этому.

Шрила Сарасвати Тхакур пишет в заключение своих комментариев к «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Когда я вглядываюсь глубоко в своего Шри Гуру, Шрилу Гауракишора Даса Бабаджи, я вижу Шри Сварупe Дамодара, а, вглядываясь в Шрилу Бхактивинода Тхакура, вижу Шри Гададхара Пандита». Шрила Бхактивинод Тхакур — полное проявление Шри Гададхара Пандита. В других местах Шрила Сарасвати Тхакур говорил о том, что он видит Шрилу Бхактивинода Тхакура как Шримати Радхарани. Осознав эзотерический смысл этих слов, мы должны попытаться согласовать свои устремления с подобным видением (упанаяна).

Приближаясь к лотосоподобным стопам Шри Гуру, необходимо отбросить весь наш прошлый опыт, даже так называемый опыт в сознании Кришны. Иначе мы будем оставаться прежними или же станем двигаться вперед, полагаясь на наши интеллектуальные построения. Зачем тогда обращаться к Гуру? Одно из любимых высказываний Шрилы Шридхара Махараджа гласит: «Умри, чтобы жить». «Сва ха» означает «бросить себя (такого, какой есть) в огонь самопожертвования и выйти из него обновленным» — в новом образе, с новой индивидуальностью, новым мировоззрением, новым способом мышления, новым подходом ко всему.

Необходимо изменить себя, переделать в соответствии с образом и по подобию Творца, подобно тому, как Шриман Махапрабху воссоздал Сарвабхауму. Его имя было Васудева, а его титул — Сарвабхаума. Почему именно Сарвабхаума? Его звали так, поскольку он знал обо всем больше, чем кто-либо из живущих на Земле. Шриман Махапрабху создал заново этого человека. Вы, возможно, помните, как Сарвабхаума, искусный в разных видах знания, обратился к Шриману Махапрабху с предложением обучить Его, усовершенствовать Его понимание духовных идей. Но Шриман Махапрабху сам изменил и воссоздал его.

Сознание Кришны — это радикальная, целостная трансформация: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣4. Придя в соприкосновение с концепцией божественности сознания Кришны, мы должны целиком погрузиться в служение Ему. Мы должны быть готовы заплатить любую цену. Однако на пути к этому нас ждет нечто удивительное и потрясающее.

(продолжение следует)

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 


1 Сам Господь объявляет: «В конечном итоге, Ачарья — это Я» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

2 [Я поклоняюсь Господу], «недостижимому даже посредством Вед, но достижимому преданностью души» («Шри Брахма-самхита», 5.33).

3 «Необходимо оставить попытки подходить к духовному миру с мирскими мерками» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

4 «Освобождение это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).




←  «Камешки без изъянов». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 сентября 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Линия Сарасвати Тхакура». Шрила Б. К. Ашрам Махарадж. 20 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian

Когда Гуру необходимо отвергнуть

В одной из глав «Шри Харинама-чинтамани» под заголовком «Когда нужно отвергнуть Гуру», Шрила Бхактивинод Тхакур говорит о следующих обстоятельствах: «Гуру утрачивает квалификацию в результате дурного общения: он теряет знание, становится оскорбителем своего Гуру, проявляет вражду по отношению к другим вайшнавам, теряет духовный вкус и, в конце концов, становится рабом денег и женщин». Шрила Бхактивинод Тхакур заключает, что, поскольку принцип Гуру был отнят у этой личности, его необходимо отвергнуть и искать милости Кришны.

гуру тйага крите ха-ибе
сеи гуру чхади шишйа шри-кришна-крипайа
сад гуру лабхийа пунах шуддха нама гайа

Боговдохновенная составляющая личности вайшнава — это Гуру. Вдохновение может оставить человека, но Гуру не может быть падшим. Гуру не является дживой, душой. А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н1. Гуру — это действующий принцип Божественности, являющий Себя в этом мире. То, что мы признаем как Гуру или представительство, может быть отнято у человека. Если генерал становится предателем и переходит на сторону врага, он автоматически теряет свой пост, а во главе армии ставят другого. Каким образом это происходит в практической сфере — известно лишь божественной воле. 

Доверить себя руководству вайшнава

Существует множество видов инициации, — не только те, что известны нам, — но это не то, что нас тревожит. Шрила Шридхар Махарадж не делал акцент на этом. Нас интересуют взаимоотношения на уровне сердца. Соблюдена формальная сторона или нет — не наша забота; мы должны довериться в этом отношении возвышенному вайшнаву. Не стоит пытаться понять все досконально. Нам не поможет ни казуистический подход, ни накопление информации из различных книг, ни использование санскритской терминологии, ни слушание измышлений, ни наконец попытка объединения всего этого в едином философском заключении. Вы можете до изнеможения изучать все Веды (в том числе книги Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Шридхара Махараджа), но ваши представления будут неверными. Ведешу дурлабхам адурлабхам а̄тма-бхактау2. В конечном итоге, использование санскритской терминологии касательно инициации есть не более чем софистика, сфера интересов сахаджиев. Истинное понимание процесса инициации, очищенное Шрилой Шридхаром Махараджем таково: «Необходимо доверить себя руководству высшего вайшнава (ашрая-виграха)».  

Подлинная преданность возможна
при должном духовном руководстве

Шрила Шридхар Махарадж вспоминает: «Я заметил во время путешествия по Южной Индии со Шрилой Прабхупадой Сарасвати Тхакуром, что когда ему представляли кого-то, говоря: “Это известный преданный в этой местности”, Шрила Прабхупада обычно спрашивал: “Под чьим руководством ты совершаешь свое служение Кришне?” Чаще всего человек отвечал: “Нет, нет, меня интересует непосредственно Кришна (или Рама)”. Как только он уходил, нам приходилось слышать, как наш Гуру Махарадж говорил: “У него нет преданности”. Он не у дел, у него нет истинной преданности. Его преданность — это нечто туманное, не принявшее еще определенной формы. Не найдя прибежища (ашраи) в окружении Господа, невозможно обрести истину. Пока это не произойдет, мы будем оставаться на уровне абстрактных размышлений. Это непрактичный подход».

В самом начале моих встреч со Шрилой Шридхаром Махараджем я обнаружил, что склонен прибегать к терминологии и опираться на взгляды, которые, как я считал, были приемлемыми для него. Я иногда ссылался на Шрилу Прабхупаду, Шрилу Сарасвати Тхакура, Шрилу Бхактивинода Тхакура, Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура и т. д. Со временем я испытал прозрение и осознал свою глупость. Было бы правильным, лучшим и помогло бы сберечь много времени, если бы я пересмотрел все с самого начала на основе божественного видения. Мне не стоило полагаться на то, что я видел, слышал или полагал, что понимаю. Нужно было сознательно поместить себя в сферу его влияния, позволить ему решить, что есть веревка или змея. Мне нужно было отбросить свои так называемые восприятие и осознание — джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва3, — ведь передо мной был тот, кто обрел беспрецедентное признание Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Свами Махараджа Прабхупады.  

Божественная природа наших Гуру 
и спутников Шримана Махапрабху

Что же касается Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, то согласно мнению Шрилы Шридхара Махараджа, когда мы принимаем во внимание значимость духовного богатства Шрилы Бхактивинода Тхакура и величину его вклада, мы приходим к однозначному выводу о том, что он низошел из высших сфер. «Его знание не было собрано им в течение одной жизни». Его связь с Випином Бихари Госвами, представителем так называемого наследственного брахманизма, чисто внешняя. Шрила Сарасвати Тхакур позволил себе даже реинициировать ученика Випина Бихари Госвами. Что бы Шрила Бхактивинод Тхакур ни написал во славу Випина Бихари Госвами, Шрила Сарасвати Тхакур не признал последнего как истинного вайшнава. Нельзя считать Шрилу Бхактивинода Тхакура и Шрилу Сарасвати Тхакура практикующими преданными. Они низошли из высших сфер, чтобы распространять божественную суть (радха-дасьям). Мы должны стремиться к этому.

Шрила Сарасвати Тхакур пишет в заключение своих комментариев к «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Когда я вглядываюсь глубоко в своего Шри Гуру, Шрилу Гауракишора Даса Бабаджи, я вижу Шри Сварупe Дамодара, а, вглядываясь в Шрилу Бхактивинода Тхакура, вижу Шри Гададхара Пандита». Шрила Бхактивинод Тхакур — полное проявление Шри Гададхара Пандита. В других местах Шрила Сарасвати Тхакур говорил о том, что он видит Шрилу Бхактивинода Тхакура как Шримати Радхарани. Осознав эзотерический смысл этих слов, мы должны попытаться согласовать свои устремления с подобным видением (упанаяна).

Приближаясь к лотосоподобным стопам Шри Гуру, необходимо отбросить весь наш прошлый опыт, даже так называемый опыт в сознании Кришны. Иначе мы будем оставаться прежними или же станем двигаться вперед, полагаясь на наши интеллектуальные построения. Зачем тогда обращаться к Гуру? Одно из любимых высказываний Шрилы Шридхара Махараджа гласит: «Умри, чтобы жить». «Сва ха» означает «бросить себя (такого, какой есть) в огонь самопожертвования и выйти из него обновленным» — в новом образе, с новой индивидуальностью, новым мировоззрением, новым способом мышления, новым подходом ко всему.

Необходимо изменить себя, переделать в соответствии с образом и по подобию Творца, подобно тому, как Шриман Махапрабху воссоздал Сарвабхауму. Его имя было Васудева, а его титул — Сарвабхаума. Почему именно Сарвабхаума? Его звали так, поскольку он знал обо всем больше, чем кто-либо из живущих на Земле. Шриман Махапрабху создал заново этого человека. Вы, возможно, помните, как Сарвабхаума, искусный в разных видах знания, обратился к Шриману Махапрабху с предложением обучить Его, усовершенствовать Его понимание духовных идей. Но Шриман Махапрабху сам изменил и воссоздал его.

Сознание Кришны — это радикальная, целостная трансформация: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣4. Придя в соприкосновение с концепцией божественности сознания Кришны, мы должны целиком погрузиться в служение Ему. Мы должны быть готовы заплатить любую цену. Однако на пути к этому нас ждет нечто удивительное и потрясающее.

(продолжение следует)

Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 


1 Сам Господь объявляет: «В конечном итоге, Ачарья — это Я» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

2 [Я поклоняюсь Господу], «недостижимому даже посредством Вед, но достижимому преданностью души» («Шри Брахма-самхита», 5.33).

3 «Необходимо оставить попытки подходить к духовному миру с мирскими мерками» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

4 «Освобождение это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования