«Как помочь найти смысл жизни близкому человеку?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 сентября 2012 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 13.95M)

Russian


Вопрос: Одна женщина задала вопрос в интернете: «Как можно помочь второй половине найти цель жизни или значение жизни?»

#00:00:30#

Шрила Госвами Махарадж: Разве не все женщины пытаются сделать это? Я уже говорил раньше про одну женщину, которая была моей соседкой, которой я сказал: «В течение сорока лет я не спорил ни с одной женщиной». Она сказала: «Это не правда». Это более простая часть, но есть и более серьезная часть вопроса. Нам необходимо быть очень осторожными к этим вещам. Потому что — что мы сами можем понять для начала, перед тем, как мы пытаемся наложить это на других?

Поэтому Гуру Махарадж иногда приводил пример. Что-то из этого пришло ко мне на ум. Это просто, что бы огласить его божественные концепты сначала, а потом оттуда мы продолжим. И одну вещь он говорил много раз: «Смазывайте свою собственную машину». Он не придумал это, он цитирует афоризм. Смазывайте свою собственную машину, то есть концентрируйтесь на себе.

Много раз он любил упоминать германского ученого, который читал Бхагавад-гиту и пришел к заключению, что сообщением Бхагавад-гиты является не спорить с окружающей средой. Как ранее мы слышали всего один пример — известная шлока:

#00:02:48#

ма̄тра̄-спарш́а̄с ту каунтейа,
ш́ӣтош̣н̣а-сукха-дух̣кха-да̄х̣
а̄гама̄па̄йино 
нитйа̄с,
та̄м̇с титикш́асва бха̄рата

(Бхагавад-гита, 2.14)1

Где Кришна сравнивает кармические обстоятельства с состоянием окружающей среды — cмена сезонов, температуры. И что мне нравится, как сноска: даже если преданные знакомы с тем, что изложено в Бхагавад-гите, мы можем конечно подумать: «О, мы уже это знаем. Это во второй главе. Мы слышали это уже много раз». Но что я бы напомнил даже преданным, это то, что если Кришна приводит определенный пример, мы можем считать, что это очень хороший пример. Это не то, что мы можем подумать: «О, как же я не подумал об этом? Я мог тоже такое сказать!» Мы слышали в других местах:

#00:03:59#

упадраш̣т̣а̄нуманта̄ ча
бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣
парама̄тмети ча̄пй укто
дехе ’смин пуруш̣ах̣ парах̣

(Бхагавад-гита, 13.23)2

Он является Параматмой в каждом. И если Он хочет привести пример, это должен быть действительно хороший пример. У Него есть идея о том, что могло бы быть примером, о том, что самые простосердечные люди могли бы найти приемлемым.

Я говорю это косвенно, потому что я хочу сказать, что это работа Кришны. И Он делает свое дело очень хорошо. Хотя мы можем сказать, что Он пассивный в этом контексте или невмешивающийся. Но есть же совесть, внутренняя подсказка. Все эти вещи постоянно с нами.

#00:03:59#

Мы знаем это по своему личному опыту жизни. Каждый имеет свой внутренний диалог, который он ведет у себя внутри. Это похоже на диалог с самим собой. Весь день. Мы замечаем это редко, но факт в том, что люди постоянно разговаривают с собой у себя внутри, делают наблюдения внутри о том, что происходит с разных точек зрения, с разных перспектив. И нам в этом приходит подсказка, которую мы называем совестью, в том смысле, что мы понимаем, что правильно, что неправильно, как продолжить двигаться дальше.

#00:06:00#

Но возвращаясь к той шлоке — та̄м̇с титикш́асва бха̄рата. Что вы делаете в миру, где постоянно меняются сезоны, окружающая среда? Вы терпите это. Как сейчас  — у нас есть кондиционер, потому что здесь жарко. Мы как-то приспосабливаемся. Но в основном вам приходится терпеть эти погодные условия. И Гуру Махарадж говорит: «Это суммарное заключение ученых». Его суммарное заключение было: «О, не спорьте с окружающей средой, не боритесь с ней, вы можете приспособиться». И это возвращает нас к фразе «Смазывайте свою собственную машину».

#00:07:00#

Человек, сидящий рядом с нами, находится в определенных кармических обстоятельствах. Он находится в определенной точке в материальном мире, и по какой-то причине его принесло в определенное место с определенными обстоятельствами. Нам необходимо принять это. И Параматма не вмешивается в ситуацию, потому что это было бы вмешательством в свободу воли души. Может быть подсказка, но не вмешательство.

Что говорят Упанишады? Две птицы сидят на дереве. Дерево — это кармические действия души. Одна птица — это душа, другая — это Сверхдуша, тот, кто смотрит со стороны на дживу в то время, когда она пожинает плоды своей деятельности. Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: «Если вы можете принять эту концепцию…»

И можно сказать, что это приводится в различных местах в Бхагавад-гите:

#00:08:35#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати  

(Бхагавад-гита, 5.29)3

Знай это. Если вы знаете это, то всегда будет шанти. (поет) Ом шанти, шанти шанти. Вы можете получить немного спокойствия, если вы понимаете, что на заднем плане эта личность, о которой мы говорим. Как афоризм говорит: «Ни одна травинка не пошелохнется без воли Господа». И очевидно, что это не двигается по нашему желанию. Мы не центр вселенских действий.

#00:09:30#

Как в одном стихе говорится, если я задам определенный вопрос: «Могу ли я, смею ли я побеспокоить вселенную?», когда мы поглощены нашей собственной важностью. Мы думаем, что то, что мы делаем, настолько важно, что это может побеспокоить вселенную. Мы не та личность, по желанию которой может травинка шелохнуться.

Поэтому Гуру Махарадж говорил об этом так: «Не все вещи созданы только для того, чтобы удовлетворять вас». На самом деле это кажется таким очевидным, таким ироничным. Но иронично то, как мы видим все в жизни — что все вещи, все люди, все места созданы только для того, чтобы узнать, что же мы думаем о них, чтобы мы их утвердили. И итоговое заключение эгоцентричности… А иногда Гуру Махарадж говорил: «Тапаси (те, кто совершают различные аскезы ради духовной реализации) бросают все».

#00:11:15#

Я встретил одного человека на пути в Бадринат. Его звали Тьяги Баба. И почему же его звали Тьяги Баба? Потому что у него не было имени. Понимаете? И когда мы спрашивали его: «Откуда Вы?» Он говорил: «Мы не отвечаем на этот вопрос». Потому что это связало бы его с каким-то местом. Поэтому вы должны забыть это. Какое у вас имя? Нет имени. Поэтому его звали Тьяги Баба.

И тот, кто просто покрыт пеплом, носит одну каупину, курит… Я спросил его: «Почему вы курите?», — «Чтобы убить время». [Смеется.]

Но то, что я хочу сказать, Гуру Махарадж говорил много раз, они могут оставить все, кроме представления, что они есть Бог. Со хам. Я есть брахман. Я такой большой, бесконечный. Они говорят: «О, в сознании Кришны, все постоянно говорят “дас ану дас ану дас”, твад бхритйа-бхритйа-паричарака-бхритйа-бхритйа — слуга слуги слуги, даже не напрямую служат. Как они могут это делать? Как это жалко! О, слуга слуги слуги — это так жалко! Мы преодолели такое рабство в средние века и мы утвердили новое гуманистическое видение мира, где человек — центр всего».

#00:13:12#

И несколько сотен лет спустя женщины спрашивали: «А что вы думаете о нас?» Они говорили: «Ну, мы тоже можем включить вас в наш клуб». То есть люди — центр существования, это они не могут оставить, это эгоцентричное положение. Когда есть богоцентричное видение. Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇. Для чего вся эта тапасйа? Для того, кто уже владеет всем и контролирует все вокруг.

На заметку можно сказать. Брахма, который понимает, что Вишну, который иногда описывается как ягйа-бук, тот, кто ест предложение, оставшееся после жертвоприношения после ягйи. Но когда он увидел Кришну, который был вместе с пастушками, у Него была еда в левой руке, он опустил флейту… Это ягйа-бук с коробочки с обедом, который дала ему мама, и они сидят на берегу. И что же говорится здесь? Все сделано для их наслаждения. Они владеют всем и контролируют все. Но они дружелюбны к вам более, чем вы сами к себе.

#00:14:56#

И здесь мы видим нить. Кришна и каршна, те, кто преданы Кришне, более дружелюбны к нам более, чем мы сами к себе. У них есть интерес к нам больший, чем у нас к самим себе. Кто-то скажет: «Это сказано свысока». Может быть, это и выглядит так, но если вы смотрите на это с определенной точки зрения, если вы говорите о самовыражении, о каком самовыражении можете вы говорить, если вы скрыты за слоями каких-то предубеждений? Человек, который покрыт национальностью, полом, финансовым положением — вы хотите выразить этого человека? Через все эти слои полученных предубеждений.

Поэтому все эти предубеждения… Например, как западная цивилизация. Вы идете в школу, и вас учат западной цивилизации. Поэтому я спросил однажды, когда мне было 10 или 12 лет: «Есть ли книга о западную цивилизацию?» И все смеялись. Нет, цивилизация сама по себе западная. Нет книги о восточной цивилизации. Мы стали цивилизацией только на Западе.

#00:16:51#

Как Греция. Есть очень хороший пример. Греция должна была быть землей, демократией. Сейчас уже Греция почти падает в океан, который рядом (я не учил географию), может быть в Средиземное море. Я знаю, кто-то уже пишет: «Нет, там на самом деле его уже нет».

Я просто шутил с одной девушкой Мадху Прией. Она из Греции. Ее предки воевали в Пелопонесской войне. Я знаю, конечно, что над этим не будут смеяться. Но это то, чему вас учат в истории: западная цивилизация, Пелопонесская война... Мы сидим и думаем: что это такое вообще? Но когда-то, в определенное время, это было большое дело.

Мой учитель истории, утонченная женщина, говорила: «Общую сумму истории можно заключить в одно слово — “буддхи”». И поэтому мы можем сказать, что одна группа людей приходит в страну и убивает там большинство людей, берут их женщин и их собственность, богатство. Они сидят там какое-то время, потом приходит другая группа людей и делает то же самое. Это западная цивилизация.

#00:18:30#

Поэтому все эти ударения на то, что, вы знаете, «через социальные сети мы самовыразимся!», в теории, конечно. Но если вы скрыты слоями предрассудков, это сомнительно. Поэтому косвенно нам говорят: «Не тратьте свое время!». Думая о том, что все это — Хеттская империя, Пелопонесская война — всегда будут какие-то события, которые происходили недавно. Но не ассоциируйте себя с этим планом, где войны приходят и уходят. Вселенные приходят и уходят!

Гуру Махарадж сказал бы: «“Бхагаватам” переводит это на другой уровень. Когда в Бхагавад-гите вам сказали: “Не боритесь с окружением, будьте терпеливы”, но “Бхагаватам” говорит:

#00:19:51#

тат те нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о,
бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам...

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.8)

Су-самӣкш̣а, если вы рассмотрите это глубже под кармическими обстоятельствами… Как мы говорили — полученные предрассудки, самскары, то, что получено нами от жизни к жизни, некие умственные заключения, которые покрывают «Я», — если вы посмотрите под всем этим, не только терпение нужно, но на заднем плане должна быть дружелюбная рука Кришны, который владеет всем. Но он не пытается разбить вас, Он — ваш друг. И Он может вытащить вас из кармических обстоятельств.

#00:21:06#

И что же я хочу сказать здесь, чтобы вернуться к изначальному вопросу, это то, что между Богом и личностью мы не должны вмешивать свою концепцию и накладывать ее на других. Если кто-то искренний и спрашивает, то пытайтесь ответить наилучшим образом. Но пытаться изменить кого-либо против их воли, вмешиваться, пытаться заставить видеть по-другому без их согласия, чтобы они сопротивлялись, это будет безуспешно. Это будет неблагоприятно для человека, который пытается это сделать.

Но в случае, когда преданная волнуется о своем муже, тогда лучшая вещь, которую можно сделать, то, что мы можем сделать для любого нового человека — просто познакомить их с сознанием Кришны. Точно так же, как с детьми когда вы знакомите их с сознанием Кришны, насколько они примут его, это индивидуальная вещь.

#00:22:40#

Как мы говорили, в Гите есть шлока:

мануш̣йа̄на̄м̣ сахасрeш̣у,
каш́чид йатати сиддхайe
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇,
каш́чин ма̄м вeтти таттватах̣

(Бхагавад-гита, 7.3)4

Кришна лично говорит в Гите, а Он знает, Он находится в сердце каждого, Он может делать демографию для всех, анализы в любое время, Он говорит, что очень редко, чтобы кто-то серьезно выразил интерес к духовной культуре, основательно. Это очень редко — из тысячи один. И из тех, кто может стать сиддхой в обычном смысле, то есть духовно реализованным, с натяжкой один может понять Меня.

В другом месте Он говорит:

#00:23:42#

мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇,
на̄ра̄йан̣а-пара̄йан̣ах̣
судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄,
кот̣иш̣в апи маха̄-муне

(«Шримад-Бхагаватам», 6.14.5)

Из десяти миллионов освобожденных душ только один может стать преданным Кришны. Гуру Махарадж сказал: «Даже это — очень много».

#00:24:04#

...кот̣и-карма-ниш̣т̣ха-мадхйе эка ‘джн̃а̄нӣ ш́реш̣т̣ха

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.147)

Из десяти миллионов карми только один гйани. Один гьяни лучше десяти миллионов карми.

#00:24:20#

кот̣и мукта-мадхйе ‘дурлабха’ эка кр̣ш̣н̣а-бхакта

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.148)

Из миллионов освобожденных душ лишь один может быть  преданным Кришны. Очень редко.

И в основном это переходит от находит от накопленного агьята-сукрити к гьята-сукрити, затем к шраддхе, вере, затем к садху-санге, общению со святым. Гуру Махарадж говорит, что внизу лежит агьята-сукрити, которое мы определяем как некий бессознательный контакт с агентами ниргуны.

Поэтому если кто-то из пары вовлечен в сознание Кришны, другой может тоже заинтересоваться. Если они остаются вместе, если они уважительны друг к другу, эта личность накопит некоторое сукрити и через какое-то время это выразится как шраддха, вера. Это приведет их к общению с преданными более серьезно. Но как Гурудев говорил, не заставляйте.

#00:26:23#

И пока мы говорим об этом, не думайте также, что то, что вы делаете… Рупа Госвами Говорит в «Бхакти-расамрита-синдху»: «Вы должны получить сознание Кришны. Вы не можете получить сознание Кришны за кого-то. И никто не может получить сознание Кришны для вас».

#00:26:50#

Я слышал, в Англии есть большой храм, который Джордж Харрисон пожертвовал для преданных и Прабхупад установил там божества. Туда иногда приходят 50 тысяч человек на программы. В маленьком городе вначале все говорили, что жители города будут очень недовольны преданными. Но владелец паба, находившегося неподалеку, был очень рад. И мы думаем, почему же он был рад? Есть же регулирующие принципы, никто не может принимать алкоголь, почему же владелец паба будет очень рад? Потому что мужчины оставляли женщин в храме и шли пить Гиннесс. Поэтому владелец паба говорил: «Харе Кришна, Прабху».

#00:27:47#

Но почему же я говорю об этом? Разве что для смеха. Идея была в том, что они думали о своей жене, как об обычной религиозной женщине. Поэтому они идут в паб пить Гиннесс, а жена идет в храм и служит. Или некоторые преданные говорят: «Мой ребенок получит сознание Кришны». Жена мужу, муж жене, дети детям и так далее.

И есть очень хорошая шлока Рупы Госвами, которую он говорит в «Бхакти-расамрита-синдху». Он говорит: «Вы не можете просто купить это. Вы не можете нанять заместителя, который будет делать это за вас и потом передаст вам это. И также вы не можете высидеть это».

#00:28:50#

Как давным-давно они говорили: «Хорошо вовлекать свои деньги, себя». Это атма самарпанам, когда вы должны предложить самого себя. И мы перефразируем: как мы можем вовлечь кого-то в атма самарпанам, в самопредание? Лучший способ — это показать своим примером, предложить самого себя в служение и быть показателем того, что должно выйти, в конце концов. И тогда они увидят: «О, я вижу, что сознание Кришны хорошо влияет на кого-то». Поэтому это может проявить интерес в этом человеке. Но пытаться кого-то чувствовать вину или запугивать их, чтобы они приняли сознание Кришны — это нежелательно. Как Гурудев говорил — не заставляйте.

Переводчик: Камала Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси



1 «О сын Кунти, преходящие радости и страдания сменяют друг друга подобно тому, как на смену зиме приходит лето. Их источником, о потомок Бхараты, являются ощущения, возникающие в органах чувств, и человек должен научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

2 «Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой».

3 «Человек, полностью осознавший, что Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение».

4 «Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня».




←  «Линия Сарасвати Тхакура». Шрила Б. К. Ашрам Махарадж. 20 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Подлинное служение». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 20 сентября 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.6 МБ)

Russian


Вопрос: Одна женщина задала вопрос в интернете: «Как можно помочь второй половине найти цель жизни или значение жизни?»

#00:00:30#

Шрила Госвами Махарадж: Разве не все женщины пытаются сделать это? Я уже говорил раньше про одну женщину, которая была моей соседкой, которой я сказал: «В течение сорока лет я не спорил ни с одной женщиной». Она сказала: «Это не правда». Это более простая часть, но есть и более серьезная часть вопроса. Нам необходимо быть очень осторожными к этим вещам. Потому что — что мы сами можем понять для начала, перед тем, как мы пытаемся наложить это на других?

Поэтому Гуру Махарадж иногда приводил пример. Что-то из этого пришло ко мне на ум. Это просто, что бы огласить его божественные концепты сначала, а потом оттуда мы продолжим. И одну вещь он говорил много раз: «Смазывайте свою собственную машину». Он не придумал это, он цитирует афоризм. Смазывайте свою собственную машину, то есть концентрируйтесь на себе.

Много раз он любил упоминать германского ученого, который читал Бхагавад-гиту и пришел к заключению, что сообщением Бхагавад-гиты является не спорить с окружающей средой. Как ранее мы слышали всего один пример — известная шлока:

#00:02:48#

ма̄тра̄-спарш́а̄с ту каунтейа,
ш́ӣтош̣н̣а-сукха-дух̣кха-да̄х̣
а̄гама̄па̄йино 
нитйа̄с,
та̄м̇с титикш́асва бха̄рата

(Бхагавад-гита, 2.14)1

Где Кришна сравнивает кармические обстоятельства с состоянием окружающей среды — cмена сезонов, температуры. И что мне нравится, как сноска: даже если преданные знакомы с тем, что изложено в Бхагавад-гите, мы можем конечно подумать: «О, мы уже это знаем. Это во второй главе. Мы слышали это уже много раз». Но что я бы напомнил даже преданным, это то, что если Кришна приводит определенный пример, мы можем считать, что это очень хороший пример. Это не то, что мы можем подумать: «О, как же я не подумал об этом? Я мог тоже такое сказать!» Мы слышали в других местах:

#00:03:59#

упадраш̣т̣а̄нуманта̄ ча
бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣
парама̄тмети ча̄пй укто
дехе ’смин пуруш̣ах̣ парах̣

(Бхагавад-гита, 13.23)2

Он является Параматмой в каждом. И если Он хочет привести пример, это должен быть действительно хороший пример. У Него есть идея о том, что могло бы быть примером, о том, что самые простосердечные люди могли бы найти приемлемым.

Я говорю это косвенно, потому что я хочу сказать, что это работа Кришны. И Он делает свое дело очень хорошо. Хотя мы можем сказать, что Он пассивный в этом контексте или невмешивающийся. Но есть же совесть, внутренняя подсказка. Все эти вещи постоянно с нами.

#00:03:59#

Мы знаем это по своему личному опыту жизни. Каждый имеет свой внутренний диалог, который он ведет у себя внутри. Это похоже на диалог с самим собой. Весь день. Мы замечаем это редко, но факт в том, что люди постоянно разговаривают с собой у себя внутри, делают наблюдения внутри о том, что происходит с разных точек зрения, с разных перспектив. И нам в этом приходит подсказка, которую мы называем совестью, в том смысле, что мы понимаем, что правильно, что неправильно, как продолжить двигаться дальше.

#00:06:00#

Но возвращаясь к той шлоке — та̄м̇с титикш́асва бха̄рата. Что вы делаете в миру, где постоянно меняются сезоны, окружающая среда? Вы терпите это. Как сейчас  — у нас есть кондиционер, потому что здесь жарко. Мы как-то приспосабливаемся. Но в основном вам приходится терпеть эти погодные условия. И Гуру Махарадж говорит: «Это суммарное заключение ученых». Его суммарное заключение было: «О, не спорьте с окружающей средой, не боритесь с ней, вы можете приспособиться». И это возвращает нас к фразе «Смазывайте свою собственную машину».

#00:07:00#

Человек, сидящий рядом с нами, находится в определенных кармических обстоятельствах. Он находится в определенной точке в материальном мире, и по какой-то причине его принесло в определенное место с определенными обстоятельствами. Нам необходимо принять это. И Параматма не вмешивается в ситуацию, потому что это было бы вмешательством в свободу воли души. Может быть подсказка, но не вмешательство.

Что говорят Упанишады? Две птицы сидят на дереве. Дерево — это кармические действия души. Одна птица — это душа, другая — это Сверхдуша, тот, кто смотрит со стороны на дживу в то время, когда она пожинает плоды своей деятельности. Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: «Если вы можете принять эту концепцию…»

И можно сказать, что это приводится в различных местах в Бхагавад-гите:

#00:08:35#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати  

(Бхагавад-гита, 5.29)3

Знай это. Если вы знаете это, то всегда будет шанти. (поет) Ом шанти, шанти шанти. Вы можете получить немного спокойствия, если вы понимаете, что на заднем плане эта личность, о которой мы говорим. Как афоризм говорит: «Ни одна травинка не пошелохнется без воли Господа». И очевидно, что это не двигается по нашему желанию. Мы не центр вселенских действий.

#00:09:30#

Как в одном стихе говорится, если я задам определенный вопрос: «Могу ли я, смею ли я побеспокоить вселенную?», когда мы поглощены нашей собственной важностью. Мы думаем, что то, что мы делаем, настолько важно, что это может побеспокоить вселенную. Мы не та личность, по желанию которой может травинка шелохнуться.

Поэтому Гуру Махарадж говорил об этом так: «Не все вещи созданы только для того, чтобы удовлетворять вас». На самом деле это кажется таким очевидным, таким ироничным. Но иронично то, как мы видим все в жизни — что все вещи, все люди, все места созданы только для того, чтобы узнать, что же мы думаем о них, чтобы мы их утвердили. И итоговое заключение эгоцентричности… А иногда Гуру Махарадж говорил: «Тапаси (те, кто совершают различные аскезы ради духовной реализации) бросают все».

#00:11:15#

Я встретил одного человека на пути в Бадринат. Его звали Тьяги Баба. И почему же его звали Тьяги Баба? Потому что у него не было имени. Понимаете? И когда мы спрашивали его: «Откуда Вы?» Он говорил: «Мы не отвечаем на этот вопрос». Потому что это связало бы его с каким-то местом. Поэтому вы должны забыть это. Какое у вас имя? Нет имени. Поэтому его звали Тьяги Баба.

И тот, кто просто покрыт пеплом, носит одну каупину, курит… Я спросил его: «Почему вы курите?», — «Чтобы убить время». [Смеется.]

Но то, что я хочу сказать, Гуру Махарадж говорил много раз, они могут оставить все, кроме представления, что они есть Бог. Со хам. Я есть брахман. Я такой большой, бесконечный. Они говорят: «О, в сознании Кришны, все постоянно говорят “дас ану дас ану дас”, твад бхритйа-бхритйа-паричарака-бхритйа-бхритйа — слуга слуги слуги, даже не напрямую служат. Как они могут это делать? Как это жалко! О, слуга слуги слуги — это так жалко! Мы преодолели такое рабство в средние века и мы утвердили новое гуманистическое видение мира, где человек — центр всего».

#00:13:12#

И несколько сотен лет спустя женщины спрашивали: «А что вы думаете о нас?» Они говорили: «Ну, мы тоже можем включить вас в наш клуб». То есть люди — центр существования, это они не могут оставить, это эгоцентричное положение. Когда есть богоцентричное видение. Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇. Для чего вся эта тапасйа? Для того, кто уже владеет всем и контролирует все вокруг.

На заметку можно сказать. Брахма, который понимает, что Вишну, который иногда описывается как ягйа-бук, тот, кто ест предложение, оставшееся после жертвоприношения после ягйи. Но когда он увидел Кришну, который был вместе с пастушками, у Него была еда в левой руке, он опустил флейту… Это ягйа-бук с коробочки с обедом, который дала ему мама, и они сидят на берегу. И что же говорится здесь? Все сделано для их наслаждения. Они владеют всем и контролируют все. Но они дружелюбны к вам более, чем вы сами к себе.

#00:14:56#

И здесь мы видим нить. Кришна и каршна, те, кто преданы Кришне, более дружелюбны к нам более, чем мы сами к себе. У них есть интерес к нам больший, чем у нас к самим себе. Кто-то скажет: «Это сказано свысока». Может быть, это и выглядит так, но если вы смотрите на это с определенной точки зрения, если вы говорите о самовыражении, о каком самовыражении можете вы говорить, если вы скрыты за слоями каких-то предубеждений? Человек, который покрыт национальностью, полом, финансовым положением — вы хотите выразить этого человека? Через все эти слои полученных предубеждений.

Поэтому все эти предубеждения… Например, как западная цивилизация. Вы идете в школу, и вас учат западной цивилизации. Поэтому я спросил однажды, когда мне было 10 или 12 лет: «Есть ли книга о западную цивилизацию?» И все смеялись. Нет, цивилизация сама по себе западная. Нет книги о восточной цивилизации. Мы стали цивилизацией только на Западе.

#00:16:51#

Как Греция. Есть очень хороший пример. Греция должна была быть землей, демократией. Сейчас уже Греция почти падает в океан, который рядом (я не учил географию), может быть в Средиземное море. Я знаю, кто-то уже пишет: «Нет, там на самом деле его уже нет».

Я просто шутил с одной девушкой Мадху Прией. Она из Греции. Ее предки воевали в Пелопонесской войне. Я знаю, конечно, что над этим не будут смеяться. Но это то, чему вас учат в истории: западная цивилизация, Пелопонесская война... Мы сидим и думаем: что это такое вообще? Но когда-то, в определенное время, это было большое дело.

Мой учитель истории, утонченная женщина, говорила: «Общую сумму истории можно заключить в одно слово — “буддхи”». И поэтому мы можем сказать, что одна группа людей приходит в страну и убивает там большинство людей, берут их женщин и их собственность, богатство. Они сидят там какое-то время, потом приходит другая группа людей и делает то же самое. Это западная цивилизация.

#00:18:30#

Поэтому все эти ударения на то, что, вы знаете, «через социальные сети мы самовыразимся!», в теории, конечно. Но если вы скрыты слоями предрассудков, это сомнительно. Поэтому косвенно нам говорят: «Не тратьте свое время!». Думая о том, что все это — Хеттская империя, Пелопонесская война — всегда будут какие-то события, которые происходили недавно. Но не ассоциируйте себя с этим планом, где войны приходят и уходят. Вселенные приходят и уходят!

Гуру Махарадж сказал бы: «“Бхагаватам” переводит это на другой уровень. Когда в Бхагавад-гите вам сказали: “Не боритесь с окружением, будьте терпеливы”, но “Бхагаватам” говорит:

#00:19:51#

тат те нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о,
бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам...

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.8)

Су-самӣкш̣а, если вы рассмотрите это глубже под кармическими обстоятельствами… Как мы говорили — полученные предрассудки, самскары, то, что получено нами от жизни к жизни, некие умственные заключения, которые покрывают «Я», — если вы посмотрите под всем этим, не только терпение нужно, но на заднем плане должна быть дружелюбная рука Кришны, который владеет всем. Но он не пытается разбить вас, Он — ваш друг. И Он может вытащить вас из кармических обстоятельств.

#00:21:06#

И что же я хочу сказать здесь, чтобы вернуться к изначальному вопросу, это то, что между Богом и личностью мы не должны вмешивать свою концепцию и накладывать ее на других. Если кто-то искренний и спрашивает, то пытайтесь ответить наилучшим образом. Но пытаться изменить кого-либо против их воли, вмешиваться, пытаться заставить видеть по-другому без их согласия, чтобы они сопротивлялись, это будет безуспешно. Это будет неблагоприятно для человека, который пытается это сделать.

Но в случае, когда преданная волнуется о своем муже, тогда лучшая вещь, которую можно сделать, то, что мы можем сделать для любого нового человека — просто познакомить их с сознанием Кришны. Точно так же, как с детьми когда вы знакомите их с сознанием Кришны, насколько они примут его, это индивидуальная вещь.

#00:22:40#

Как мы говорили, в Гите есть шлока:

мануш̣йа̄на̄м̣ сахасрeш̣у,
каш́чид йатати сиддхайe
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇,
каш́чин ма̄м вeтти таттватах̣

(Бхагавад-гита, 7.3)4

Кришна лично говорит в Гите, а Он знает, Он находится в сердце каждого, Он может делать демографию для всех, анализы в любое время, Он говорит, что очень редко, чтобы кто-то серьезно выразил интерес к духовной культуре, основательно. Это очень редко — из тысячи один. И из тех, кто может стать сиддхой в обычном смысле, то есть духовно реализованным, с натяжкой один может понять Меня.

В другом месте Он говорит:

#00:23:42#

мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇,
на̄ра̄йан̣а-пара̄йан̣ах̣
судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄,
кот̣иш̣в апи маха̄-муне

(«Шримад-Бхагаватам», 6.14.5)

Из десяти миллионов освобожденных душ только один может стать преданным Кришны. Гуру Махарадж сказал: «Даже это — очень много».

#00:24:04#

...кот̣и-карма-ниш̣т̣ха-мадхйе эка ‘джн̃а̄нӣ ш́реш̣т̣ха

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.147)

Из десяти миллионов карми только один гйани. Один гьяни лучше десяти миллионов карми.

#00:24:20#

кот̣и мукта-мадхйе ‘дурлабха’ эка кр̣ш̣н̣а-бхакта

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.148)

Из миллионов освобожденных душ лишь один может быть  преданным Кришны. Очень редко.

И в основном это переходит от находит от накопленного агьята-сукрити к гьята-сукрити, затем к шраддхе, вере, затем к садху-санге, общению со святым. Гуру Махарадж говорит, что внизу лежит агьята-сукрити, которое мы определяем как некий бессознательный контакт с агентами ниргуны.

Поэтому если кто-то из пары вовлечен в сознание Кришны, другой может тоже заинтересоваться. Если они остаются вместе, если они уважительны друг к другу, эта личность накопит некоторое сукрити и через какое-то время это выразится как шраддха, вера. Это приведет их к общению с преданными более серьезно. Но как Гурудев говорил, не заставляйте.

#00:26:23#

И пока мы говорим об этом, не думайте также, что то, что вы делаете… Рупа Госвами Говорит в «Бхакти-расамрита-синдху»: «Вы должны получить сознание Кришны. Вы не можете получить сознание Кришны за кого-то. И никто не может получить сознание Кришны для вас».

#00:26:50#

Я слышал, в Англии есть большой храм, который Джордж Харрисон пожертвовал для преданных и Прабхупад установил там божества. Туда иногда приходят 50 тысяч человек на программы. В маленьком городе вначале все говорили, что жители города будут очень недовольны преданными. Но владелец паба, находившегося неподалеку, был очень рад. И мы думаем, почему же он был рад? Есть же регулирующие принципы, никто не может принимать алкоголь, почему же владелец паба будет очень рад? Потому что мужчины оставляли женщин в храме и шли пить Гиннесс. Поэтому владелец паба говорил: «Харе Кришна, Прабху».

#00:27:47#

Но почему же я говорю об этом? Разве что для смеха. Идея была в том, что они думали о своей жене, как об обычной религиозной женщине. Поэтому они идут в паб пить Гиннесс, а жена идет в храм и служит. Или некоторые преданные говорят: «Мой ребенок получит сознание Кришны». Жена мужу, муж жене, дети детям и так далее.

И есть очень хорошая шлока Рупы Госвами, которую он говорит в «Бхакти-расамрита-синдху». Он говорит: «Вы не можете просто купить это. Вы не можете нанять заместителя, который будет делать это за вас и потом передаст вам это. И также вы не можете высидеть это».

#00:28:50#

Как давным-давно они говорили: «Хорошо вовлекать свои деньги, себя». Это атма самарпанам, когда вы должны предложить самого себя. И мы перефразируем: как мы можем вовлечь кого-то в атма самарпанам, в самопредание? Лучший способ — это показать своим примером, предложить самого себя в служение и быть показателем того, что должно выйти, в конце концов. И тогда они увидят: «О, я вижу, что сознание Кришны хорошо влияет на кого-то». Поэтому это может проявить интерес в этом человеке. Но пытаться кого-то чувствовать вину или запугивать их, чтобы они приняли сознание Кришны — это нежелательно. Как Гурудев говорил — не заставляйте.

Переводчик: Камала Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси



1 «О сын Кунти, преходящие радости и страдания сменяют друг друга подобно тому, как на смену зиме приходит лето. Их источником, о потомок Бхараты, являются ощущения, возникающие в органах чувств, и человек должен научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

2 «Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой».

3 «Человек, полностью осознавший, что Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение».

4 «Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования