«Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 7.3



скачать (формат MP3, 6.19M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Лучше служить на небесах,
чем царствовать в аду

(Цикл неформальных бесед
со Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем.
80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия)

(«Онтология Прекрасной Реальности», 7.3)

 

Ученик: Означает ли вышесказанное вами, что чем меньше негативная занятость души, тем более усиливается ее вовлеченность в сознание Кришны?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, не обязательно. Если душа отстраняется от негативного аспекта бытия, попадает в состояние глубокого сна без сновидения — это концепция Брахмана, то в этом состоянии — Шива-лока, затем Вайкунтха, позитивная сторона сознания Кришны. Существуют многочисленные стадии сознания Кришны. Предполагается, что сознание Кришны есть высочайшая концепция сознания. Эта концепция в целом показана по-разному научным образом.

#00:01:44#

Ученик: Махарадж, если бы было так, как было сказано, тогда бы все спящие люди были бы автоматически сознающими Кришну.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в состоянии глубокого сна без сновидения сознание отсутствует. Но может быть, благодаря отстраненности от негативного аспекта можно подумать, что это живое существо приходит к позитивному аспекту, но это нечто вроде того, что человек сидит на земле, в земле зарыт клад, но он не знает об этом кладе.

Брахман: с этой стороны материальный мир, негативный мир, с другой стороны позитивный мир. Но в Брахмане душа не осознает ни ту, ни другую сторону. Оно не сознает обе стороны. Если мы более пристально рассматриваем эти вещи, мы понимаем, что когда душа пробуждается, выходит из состояния глубокого сна, она вновь погружается в негативную сторону. Она скорее ближе к негативному аспекту реальности. Это не ярко выражено, эта связь с негативным аспектом в дремлющем состоянии. Если этот эквилибриум, равновесие, нарушить, она скорее всего вновь приходит в негативный аспект, в то, что ближе к ней. По сути дела, это так.

#00:03:35#

Ученик: Как понимать смысл этой шлоки:

бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир,
анйатра чаиш̣а…

(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.42)

Шрила Шридхар Махарадж:

                                     …трика эка-ка̄лах̣
прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус,
туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апай̄о ’ну-гха̄сам

Подлинная реализация постепенно приведет нас на ту землю, в то измерение бытия. Бхакти означает тенденцию служить, определенная концепция субъективного мира, превосходящего меня, мою природу. Пареш́а̄нубхаво вирактир анйатра: на той стороне находится некий мир, я испытываю апатию, отвращение к постылому опыту этого бренного мира. Есть негативная сторона, она лишена всякого очарования для меня. А позитивная сторона — у меня есть некий проблеск природы сверхсубъективного мира. Бхакти подразумевает, что внимание направлено на позитивный аспект реальности во все большей и большей степени. Он стремится во все большей и большей степени обрести опыт сверхсубъективного мира. Движение в этом направлении.

Если речь в целом об использовании здорового пути развития, о здоровом использовании энергии, то он совершает прогресс в сторону высшего Начала позитивного мира и отстраняется от низшего мира, от мира чувственного опыта. Не только чувства, но сами чувства, тело, ум, разум — все это приложимо в случае негативной стороны. И все это будет нежелательным, ненужным мусором, становится врагом для этого человека.

Он очень стремится, он очень хочет выбраться, и поэтому вся система — телесная, ментальная и прочее — это дурное правительство. В правительстве есть премьер-министр, министры, судьи и так деле. И все это правительство становится дурным в его глазах, поскольку это правительство устанавливает дурные законы. На всех уровнях это так — вся система становится нежелательной для него. Негативная сторона становится нежелательной и ненавистной.

Он находит большую сладость в сверхсубъективном мире, мире слежения. И этот мир становится все более вкусным для него, поскольку общество этих слуг столь прекрасно. Общество этих слуг становится все более желанным для него. Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. А здесь прямо противоположная тенденция, как сказал сатана, дьявол в поэме Мильтона: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах». Царствовать в аду — это сатанинская идея. А мы же говорим о прямо противоположном. Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. Это ад — мир опыта чувств, мирских чувств, бренный мир, мир наслаждения. Это наслаждение несет последствия, это заем, оно нежелательно. Мы становимся жертвами в этом мире джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи, мире рождения, старости болезни и смерти. Поэтому это нежелательное бытие. Лучше служить на земле, где присутствует оазис, нежели быть царем пустыни. Быть владыкой пустыни — враждебные силы пустыни явятся и сожгут тебя. Лучше обрести положение на земле, где все цветет и пахнет, в оазисе.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 



←  «Шри Нама-киртан». Шрила Бхактивинод Тхакур | “Sri Nama-Kirttan.” Srila Bhaktivinod Thakur ·• Архив новостей •· «Служение Кришне напрямую». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 16 июня 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Лучше служить на небесах,
чем царствовать в аду

(Цикл неформальных бесед
со Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем.
80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия)

(«Онтология Прекрасной Реальности», 7.3)

 

Ученик: Означает ли вышесказанное вами, что чем меньше негативная занятость души, тем более усиливается ее вовлеченность в сознание Кришны?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, не обязательно. Если душа отстраняется от негативного аспекта бытия, попадает в состояние глубокого сна без сновидения — это концепция Брахмана, то в этом состоянии — Шива-лока, затем Вайкунтха, позитивная сторона сознания Кришны. Существуют многочисленные стадии сознания Кришны. Предполагается, что сознание Кришны есть высочайшая концепция сознания. Эта концепция в целом показана по-разному научным образом.

#00:01:44#

Ученик: Махарадж, если бы было так, как было сказано, тогда бы все спящие люди были бы автоматически сознающими Кришну.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в состоянии глубокого сна без сновидения сознание отсутствует. Но может быть, благодаря отстраненности от негативного аспекта можно подумать, что это живое существо приходит к позитивному аспекту, но это нечто вроде того, что человек сидит на земле, в земле зарыт клад, но он не знает об этом кладе.

Брахман: с этой стороны материальный мир, негативный мир, с другой стороны позитивный мир. Но в Брахмане душа не осознает ни ту, ни другую сторону. Оно не сознает обе стороны. Если мы более пристально рассматриваем эти вещи, мы понимаем, что когда душа пробуждается, выходит из состояния глубокого сна, она вновь погружается в негативную сторону. Она скорее ближе к негативному аспекту реальности. Это не ярко выражено, эта связь с негативным аспектом в дремлющем состоянии. Если этот эквилибриум, равновесие, нарушить, она скорее всего вновь приходит в негативный аспект, в то, что ближе к ней. По сути дела, это так.

#00:03:35#

Ученик: Как понимать смысл этой шлоки:

бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир,
анйатра чаиш̣а…

(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.42)

Шрила Шридхар Махарадж:

                                     …трика эка-ка̄лах̣
прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус,
туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апай̄о ’ну-гха̄сам

Подлинная реализация постепенно приведет нас на ту землю, в то измерение бытия. Бхакти означает тенденцию служить, определенная концепция субъективного мира, превосходящего меня, мою природу. Пареш́а̄нубхаво вирактир анйатра: на той стороне находится некий мир, я испытываю апатию, отвращение к постылому опыту этого бренного мира. Есть негативная сторона, она лишена всякого очарования для меня. А позитивная сторона — у меня есть некий проблеск природы сверхсубъективного мира. Бхакти подразумевает, что внимание направлено на позитивный аспект реальности во все большей и большей степени. Он стремится во все большей и большей степени обрести опыт сверхсубъективного мира. Движение в этом направлении.

Если речь в целом об использовании здорового пути развития, о здоровом использовании энергии, то он совершает прогресс в сторону высшего Начала позитивного мира и отстраняется от низшего мира, от мира чувственного опыта. Не только чувства, но сами чувства, тело, ум, разум — все это приложимо в случае негативной стороны. И все это будет нежелательным, ненужным мусором, становится врагом для этого человека.

Он очень стремится, он очень хочет выбраться, и поэтому вся система — телесная, ментальная и прочее — это дурное правительство. В правительстве есть премьер-министр, министры, судьи и так деле. И все это правительство становится дурным в его глазах, поскольку это правительство устанавливает дурные законы. На всех уровнях это так — вся система становится нежелательной для него. Негативная сторона становится нежелательной и ненавистной.

Он находит большую сладость в сверхсубъективном мире, мире слежения. И этот мир становится все более вкусным для него, поскольку общество этих слуг столь прекрасно. Общество этих слуг становится все более желанным для него. Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. А здесь прямо противоположная тенденция, как сказал сатана, дьявол в поэме Мильтона: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах». Царствовать в аду — это сатанинская идея. А мы же говорим о прямо противоположном. Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. Это ад — мир опыта чувств, мирских чувств, бренный мир, мир наслаждения. Это наслаждение несет последствия, это заем, оно нежелательно. Мы становимся жертвами в этом мире джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи, мире рождения, старости болезни и смерти. Поэтому это нежелательное бытие. Лучше служить на земле, где присутствует оазис, нежели быть царем пустыни. Быть владыкой пустыни — враждебные силы пустыни явятся и сожгут тебя. Лучше обрести положение на земле, где все цветет и пахнет, в оазисе.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования