«Принцип ачинтья-бхедабхеда». Шрила Бхактивинод Тхакур. Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху»


Russian

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур 

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху 

Его наставления

 

Принцип ачинтья-бхедабхеда

7. Все духовные и материальные явления — ачинтья-бхедабхеда-пракаш Хари Всемогущего. Метафизические дискуссии совершенно бесплодны. Порой Веды утверждают, что джива отлична от Господа, а порой, что джива есть то же, что и Господь. На самом деле Веды всегда говорят истину. Джива одновременно отлична от Господа и тождественна Ему. Рационалисты не могут постичь этого. Впредь следует говорить, что в проявлении Своих энергий, находящихся за границами человеческого понимания, Бог отличен от дживы и мира и в то же время всегда тождественен им. Веданта учит нас шакти-паринамваде, а не ошибочной вивартаваде Шанкарачарьи1. Учение Шанкары объясняется по-разному. Некоторые говорят, что мир и джива изошли из Бога, другие утверждают, что джива и мир лишь экспансии Божества. Шанкара, стремясь избежать брахма-паринамы, то есть идеи о преображении Бога в мир, утверждает, что Вьяса учит нас вивартаваде, заключающейся в следующем: Бог не претерпевает никаких изменений, но именно майя, скрывающая часть Божества (так же, как горшок заключает в себе часть пространства), создает мир; или же что Бог отражается в авидье или неведении, тогда как в действительности помимо Бога ничто никогда не существовало. Все это ничтожные и невразумительные доводы.

Очевидно, что Веданта учит нас, что Бог неизменен и никогда не подвергается преобразованиям. Одна лишь Его энергия создает дживу и материальный мир своим собственным паринамом (трансформацией). Примером может служить действие алхимического камня: его энергия проявляется в виде золота, тогда как камень остается неизменным. Таким же образом чит-шакти предстает в форме чит-джагат со всеми своими особенностями вечной расы, а джива-шакти проявляется в виде бесчисленных джив, некоторые из которых остаются на Вайкунтхе как паршады или ангелы, а другие оказываются в этом мире в различных формах и обличиях и в самых разных обстоятельствах. Для обитания и развлечения падших душ майя-шакти создает многочисленные миры. Несомненно, вивартавада ошибочна и полностью противоречит учению Вед.

Лишь только шакти-паринамвада истинна и подтверждает факт, что духовная любовь вечна. Если бы вивартавада была истиной, естественным следствием ее было бы заключение, что духовная любовь — временный принцип.

(продолжение следует)

 

 

English

Srila Sachchidananda Bhaktivinod Thakur 

Life and Precepts of Sri Chaitanya Mahaprabhu 

His Precepts

 

Achintya Bhedabheda Principle

7. All spiritual and material phenomena are achintya bhedabheda­prakash of Hari the Almighty. Metaphysical discussions are perfectly useless. The Vedas go sometimes to establish that jiva is distinct from the Deity, and sometimes that jiva is the same as the Deity. In fact the Vedas always tell the truth. Jiva is simultaneously distinct from and identical with God. This is not understood by the rationalist. Hence, it must be said that in exercise of His powers beyond human comprehension, God is distinct from jiva and the world, and again identical with them at all times. The Vedanta teaches us the shakti parinamvada and not the erroneous vivartavada of Shankaracharya. Shankar’s teachings are explained in different ways. Some say that the world and jiva have emanated from God, and others establish that jiva and the world are but developments of the Godhead. Shankar, in order to avoid brahma parinam, i.e., transformation of the Godhead into the world, establishes that Vyasa teaches us vivartavada which is this: that God undergoes no change whatever, but it is maya which covers a part of the Deity, (just as a pot encloses a part of the firmament) creates the world; or that God is reflected on avidya or ignorance, while in fact nothing else than God has yet come to existence. These are worthless and abstruse arguments.

It is plain that the Vedanta teaches us that God is unchangeable and is never subject to modifications. His power alone creates jiva and the material world by its own parinam (modification). The example is in the action of the alchemist’s stone, the power of which comes in the form of gold while the stone remains unchanged. Thus chit shakti goes in the form of the chit jagat with all its particularities of eternal rasa, and jiva shakti goes in the form of innumerable jivas, some staying in Vaikuntha as parshadas or angels and others moving in this world in various shapes and forms and under very different circumstances. Maya shakti creates numerous worlds for the habitations and entertainment of the fallen souls. Vivartavada is no doubt in error and is quite opposed to the teachings of the Vedas.

Now ‘shakti parinamvada’ alone is true and supports facts that spiritual love is eternal. If vivartavada were true the natural consequence would be to declare spiritual love to be a temporary principle.

(to be continued)

 

1 Речь идет о трех теориях, описывающих отношения Бога и Его творения — виварта-ваде, брахма-паринама-ваде и шакти-паринама-ваде. Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал третью из этих теорий, которая объединяет в себе достоинства двух первых и лишена присущих им недостатков. Как известно, философия рождается из противоречий. Философия Веданты также рассматривает одно основное противоречие в качестве исходной точки для своих выводов. Это противоречие таково: с одной стороны, Бог един и неделим, но с другой стороны, Он проявляется во множестве разных существ и предметов. В попытках разрешить это противоречие были созданы указанные теории. Согласно представлениям виварта-вады, или теории отражения, в Боге нет никакого разнообразия, Он неделим и неизменен, а все Его многообразные, индивидуальные и прекрасные проявления только кажутся существующими. На самом деле их нет, они подобны отражениям в воде (виварта), многочисленным и разным отражениям одного и того же — Брахмана, безличной субстанции. Но эта теория не решает проблемы, а только маскирует ее за множеством слов и сравнений. Если Брахман лишен многообразия, то какова природа этих отражений, как Он может вообще отражаться в чем-либо ином? Сторонники другой философии, брахма-паринамы, считают, что Брахман не отражается, а изменяется, создавая из части Себя различные проявления. Это учение признает реальность материи, а также реальность многообразных проявлений Бога. Но в теории брахма-паринамы Брахман, или Бог, изменяется, утрачивает Свою целостность, лишается абсолютной полноты. Между тем в «Иша-упанишад» говорится, что, хотя из Высшего исходит множество законченных, независимых и полных в самих себе частей, Он пребывает неизменным и полным в Себе. Поэтому такие мыслители-теисты, как Шри Мадхва и Шри Рамануджа, отвергали как виварта-ваду, так и брахма-паринама-ваду и провозглашали шакти-паринама-ваду, а Шри Чайтанья Махапрабху развил их теории, которые позднее были теологически обоснованы в трудах Дживы Госвами и Баладевы Видьябхушана. Теорию шакти-паринама-вады также подробно обсуждает Шрила Бхактивинод Тхакур в «Джайва-дхарме». Шакти-паринама-ваду можно перевести как «учение о преобразовании энергий (шакти)». Говорится, что Брахман в облике Парам-Брахмана, Шри Кришны, один, вне двойственности, но окружен бесчисленными энергиями — шакти. Это утверждение хорошо согласуется со «Шветашватара-упанишад», в которой также говорится о бесчисленных шакти Бога. Шакти — это энергии, которые одновременно отличаются и не отличаются от своего Источника. Например, солнце и солнечные лучи существуют только совместно, их нельзя отделить. Но в то же время между солнцем и его лучами есть различие. Как солнце всегда сопровождается своими лучами, так и Верховный Брахман, или Господь, всегда окружен Своими энергиями. Поэтому Он, несмотря на то, что един и всегда тождественен самому Себе, может повелевать бесчисленными шакти, которые Шрила Джива Госвами делит на четыре основных потока: сварупа-вайбхава (Его изначальный облик), тад-рупа-вайбхава (Его обитель, спутники, Его Имя и другие атрибуты), джива-шакти (бесчисленные живые существа) и прадхана-шакти (материальный мир, состоящий из грубой и тонкой материи). Бог, будучи Абсолютом, способен совмещать и примирять в Себе противоречия, существующие лишь для несовершенного человеческого ума. Он одновременно и един со Своими шакти, и отличен от них. Например, все дживы отличаются от Бога, и в то же время они едины с Ним. Обе эти истины верны одновременно, поскольку единство дживы и Бога является качественным, но не количественным. В этой связи приводится пример капли воды и целого океана: в капле воды тоже есть соль, следовательно, качественно она подобна океану, но по своим размерам, массе и другим количественным параметрам в миллионы раз меньше его. Эта аналогия позволяет понять, что живое существо-джива, как и Бог, обладает свободой, знанием, способностями, чувствами и бытием, как и Бог, но могущество и размах этих проявлений у Бога бесконечно превосходят крошечные возможности дживы. Но, несмотря на приводимые примеры, во всей своей полноте истина о сочетании в Боге единства и множества находится вне пределов логического мышления. Подлинный ее смысл открывают безупречные слова Вед, рожденных из изначального звука «Ом» и открытых Шри Вьясой, его последователями, риши и ачарьями для блага всех живущих во вселенной. Шри Чайтанья Махапрабху показал на собственном примере, каким должен быть подход к изучению Вед: их истины постигаются не посредством интеллекта, связанного с конечным и относительным миром, а благодаря милости чистой души. Так как Кришна нематериален, то в отношениях с Ним терпят фиаско любые методы познания, связанные с материальным миром, — чувственные или теоретические. Однако как Личность, наделенная бесчисленными энергиями, Он может проявиться и ответить взаимностью на бескорыстную любовь. Суть и единственный смысл теории шакти-паринама-вады — бесконечная любовь, которую сам Кришна в облике Шри Кришны Чайтаньи дарует в ответ на служение из преданности. Принципы этого служения несет преемственность Махапрабху, известная как Гаудия-сампрадая или Рупануга-сампрадая. Краткому обзору этих принципов вместе с рассказом об основных деяниях Махапрабху и посвящена эта небольшая книга Шрилы Бхактивинода Тхакура (прим. Динашраи Даса).




←  Шри Кришна-джанмаштами. 10 и 11 августа 2012 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Эпоха поиска». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 октября 2011 года | Москва, Ветошный | Выставка «Загадочная Индия»  →

Russian

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур 

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху 

Его наставления

 

Принцип ачинтья-бхедабхеда

7. Все духовные и материальные явления — ачинтья-бхедабхеда-пракаш Хари Всемогущего. Метафизические дискуссии совершенно бесплодны. Порой Веды утверждают, что джива отлична от Господа, а порой, что джива есть то же, что и Господь. На самом деле Веды всегда говорят истину. Джива одновременно отлична от Господа и тождественна Ему. Рационалисты не могут постичь этого. Впредь следует говорить, что в проявлении Своих энергий, находящихся за границами человеческого понимания, Бог отличен от дживы и мира и в то же время всегда тождественен им. Веданта учит нас шакти-паринамваде, а не ошибочной вивартаваде Шанкарачарьи1. Учение Шанкары объясняется по-разному. Некоторые говорят, что мир и джива изошли из Бога, другие утверждают, что джива и мир лишь экспансии Божества. Шанкара, стремясь избежать брахма-паринамы, то есть идеи о преображении Бога в мир, утверждает, что Вьяса учит нас вивартаваде, заключающейся в следующем: Бог не претерпевает никаких изменений, но именно майя, скрывающая часть Божества (так же, как горшок заключает в себе часть пространства), создает мир; или же что Бог отражается в авидье или неведении, тогда как в действительности помимо Бога ничто никогда не существовало. Все это ничтожные и невразумительные доводы.

Очевидно, что Веданта учит нас, что Бог неизменен и никогда не подвергается преобразованиям. Одна лишь Его энергия создает дживу и материальный мир своим собственным паринамом (трансформацией). Примером может служить действие алхимического камня: его энергия проявляется в виде золота, тогда как камень остается неизменным. Таким же образом чит-шакти предстает в форме чит-джагат со всеми своими особенностями вечной расы, а джива-шакти проявляется в виде бесчисленных джив, некоторые из которых остаются на Вайкунтхе как паршады или ангелы, а другие оказываются в этом мире в различных формах и обличиях и в самых разных обстоятельствах. Для обитания и развлечения падших душ майя-шакти создает многочисленные миры. Несомненно, вивартавада ошибочна и полностью противоречит учению Вед.

Лишь только шакти-паринамвада истинна и подтверждает факт, что духовная любовь вечна. Если бы вивартавада была истиной, естественным следствием ее было бы заключение, что духовная любовь — временный принцип.

(продолжение следует)

 

 

English

Srila Sachchidananda Bhaktivinod Thakur 

Life and Precepts of Sri Chaitanya Mahaprabhu 

His Precepts

 

Achintya Bhedabheda Principle

7. All spiritual and material phenomena are achintya bhedabheda­prakash of Hari the Almighty. Metaphysical discussions are perfectly useless. The Vedas go sometimes to establish that jiva is distinct from the Deity, and sometimes that jiva is the same as the Deity. In fact the Vedas always tell the truth. Jiva is simultaneously distinct from and identical with God. This is not understood by the rationalist. Hence, it must be said that in exercise of His powers beyond human comprehension, God is distinct from jiva and the world, and again identical with them at all times. The Vedanta teaches us the shakti parinamvada and not the erroneous vivartavada of Shankaracharya. Shankar’s teachings are explained in different ways. Some say that the world and jiva have emanated from God, and others establish that jiva and the world are but developments of the Godhead. Shankar, in order to avoid brahma parinam, i.e., transformation of the Godhead into the world, establishes that Vyasa teaches us vivartavada which is this: that God undergoes no change whatever, but it is maya which covers a part of the Deity, (just as a pot encloses a part of the firmament) creates the world; or that God is reflected on avidya or ignorance, while in fact nothing else than God has yet come to existence. These are worthless and abstruse arguments.

It is plain that the Vedanta teaches us that God is unchangeable and is never subject to modifications. His power alone creates jiva and the material world by its own parinam (modification). The example is in the action of the alchemist’s stone, the power of which comes in the form of gold while the stone remains unchanged. Thus chit shakti goes in the form of the chit jagat with all its particularities of eternal rasa, and jiva shakti goes in the form of innumerable jivas, some staying in Vaikuntha as parshadas or angels and others moving in this world in various shapes and forms and under very different circumstances. Maya shakti creates numerous worlds for the habitations and entertainment of the fallen souls. Vivartavada is no doubt in error and is quite opposed to the teachings of the Vedas.

Now ‘shakti parinamvada’ alone is true and supports facts that spiritual love is eternal. If vivartavada were true the natural consequence would be to declare spiritual love to be a temporary principle.

(to be continued)

 

1 Речь идет о трех теориях, описывающих отношения Бога и Его творения — виварта-ваде, брахма-паринама-ваде и шакти-паринама-ваде. Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал третью из этих теорий, которая объединяет в себе достоинства двух первых и лишена присущих им недостатков. Как известно, философия рождается из противоречий. Философия Веданты также рассматривает одно основное противоречие в качестве исходной точки для своих выводов. Это противоречие таково: с одной стороны, Бог един и неделим, но с другой стороны, Он проявляется во множестве разных существ и предметов. В попытках разрешить это противоречие были созданы указанные теории. Согласно представлениям виварта-вады, или теории отражения, в Боге нет никакого разнообразия, Он неделим и неизменен, а все Его многообразные, индивидуальные и прекрасные проявления только кажутся существующими. На самом деле их нет, они подобны отражениям в воде (виварта), многочисленным и разным отражениям одного и того же — Брахмана, безличной субстанции. Но эта теория не решает проблемы, а только маскирует ее за множеством слов и сравнений. Если Брахман лишен многообразия, то какова природа этих отражений, как Он может вообще отражаться в чем-либо ином? Сторонники другой философии, брахма-паринамы, считают, что Брахман не отражается, а изменяется, создавая из части Себя различные проявления. Это учение признает реальность материи, а также реальность многообразных проявлений Бога. Но в теории брахма-паринамы Брахман, или Бог, изменяется, утрачивает Свою целостность, лишается абсолютной полноты. Между тем в «Иша-упанишад» говорится, что, хотя из Высшего исходит множество законченных, независимых и полных в самих себе частей, Он пребывает неизменным и полным в Себе. Поэтому такие мыслители-теисты, как Шри Мадхва и Шри Рамануджа, отвергали как виварта-ваду, так и брахма-паринама-ваду и провозглашали шакти-паринама-ваду, а Шри Чайтанья Махапрабху развил их теории, которые позднее были теологически обоснованы в трудах Дживы Госвами и Баладевы Видьябхушана. Теорию шакти-паринама-вады также подробно обсуждает Шрила Бхактивинод Тхакур в «Джайва-дхарме». Шакти-паринама-ваду можно перевести как «учение о преобразовании энергий (шакти)». Говорится, что Брахман в облике Парам-Брахмана, Шри Кришны, один, вне двойственности, но окружен бесчисленными энергиями — шакти. Это утверждение хорошо согласуется со «Шветашватара-упанишад», в которой также говорится о бесчисленных шакти Бога. Шакти — это энергии, которые одновременно отличаются и не отличаются от своего Источника. Например, солнце и солнечные лучи существуют только совместно, их нельзя отделить. Но в то же время между солнцем и его лучами есть различие. Как солнце всегда сопровождается своими лучами, так и Верховный Брахман, или Господь, всегда окружен Своими энергиями. Поэтому Он, несмотря на то, что един и всегда тождественен самому Себе, может повелевать бесчисленными шакти, которые Шрила Джива Госвами делит на четыре основных потока: сварупа-вайбхава (Его изначальный облик), тад-рупа-вайбхава (Его обитель, спутники, Его Имя и другие атрибуты), джива-шакти (бесчисленные живые существа) и прадхана-шакти (материальный мир, состоящий из грубой и тонкой материи). Бог, будучи Абсолютом, способен совмещать и примирять в Себе противоречия, существующие лишь для несовершенного человеческого ума. Он одновременно и един со Своими шакти, и отличен от них. Например, все дживы отличаются от Бога, и в то же время они едины с Ним. Обе эти истины верны одновременно, поскольку единство дживы и Бога является качественным, но не количественным. В этой связи приводится пример капли воды и целого океана: в капле воды тоже есть соль, следовательно, качественно она подобна океану, но по своим размерам, массе и другим количественным параметрам в миллионы раз меньше его. Эта аналогия позволяет понять, что живое существо-джива, как и Бог, обладает свободой, знанием, способностями, чувствами и бытием, как и Бог, но могущество и размах этих проявлений у Бога бесконечно превосходят крошечные возможности дживы. Но, несмотря на приводимые примеры, во всей своей полноте истина о сочетании в Боге единства и множества находится вне пределов логического мышления. Подлинный ее смысл открывают безупречные слова Вед, рожденных из изначального звука «Ом» и открытых Шри Вьясой, его последователями, риши и ачарьями для блага всех живущих во вселенной. Шри Чайтанья Махапрабху показал на собственном примере, каким должен быть подход к изучению Вед: их истины постигаются не посредством интеллекта, связанного с конечным и относительным миром, а благодаря милости чистой души. Так как Кришна нематериален, то в отношениях с Ним терпят фиаско любые методы познания, связанные с материальным миром, — чувственные или теоретические. Однако как Личность, наделенная бесчисленными энергиями, Он может проявиться и ответить взаимностью на бескорыстную любовь. Суть и единственный смысл теории шакти-паринама-вады — бесконечная любовь, которую сам Кришна в облике Шри Кришны Чайтаньи дарует в ответ на служение из преданности. Принципы этого служения несет преемственность Махапрабху, известная как Гаудия-сампрадая или Рупануга-сампрадая. Краткому обзору этих принципов вместе с рассказом об основных деяниях Махапрабху и посвящена эта небольшая книга Шрилы Бхактивинода Тхакура (прим. Динашраи Даса).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования