«Пять видов знания». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 26 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 3.93M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Пять видов знания

(26 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа, апракрита — пять стадий знания, концепций.

Пратьякша — опыт чувств. Тот аспект мира, который воспринимается с помощью чувств. Парокша — знание, которое получено благодаря опыту других людей, не прямой опыт чувств, но вторичное знание, заимствованное из чужих рук.

Третья стадия [апарокша] — состояние, подобное состоянию глубокого сна без сновидений. Некое знание присутствует на этом уровне. Когда человек восстает ото сна, он может сказать: «Я спал очень глубоким сном». Но определенный опыт присутствует, знание определенного рода.

Пратьякша, парокша. Апарокша — третья стадия. Согласно Свами Махараджу, это стадия потери, утраты сознания. Состояние, подобное глубокому сну без сновидений. Мы возвращаемся из этого состояния в некое туманное, приблизительное знание. Когда мы пробуждаемся, мы говорим: «Я спал очень глубоким сном, очень умиротворенно». Своего рода специфическое знание.

Но за пределами этого возможно дальнейшее знание — это измерение адхокшаджа, которое зависит от сладостной воли высшего мира. Не по праву мы можем вступить туда в качестве субъектов. Мы — объекты там. Мы не можем передвигаться там в качестве субъектов, и это — адхокшаджа. Во всех отношениях мы беспомощны, мы исключительно зависимы от их [представителей духовного мира] сладостной воли. Это измерение состоит из субстанции более ценной, нежели наше существо, во всех отношениях. Это измерение известно как сверхсубъективное или трансцендентное. Это измерение может принять нас. Если оно нас отторгает, то мы нигде. Это — адхокшаджа, Вайкунтха. Природа этой почвы, этой земли, выше той природы, субстанции, из которой состоим мы. По своей прихоти, по своей воле это измерение может взять нас и отвергнуть. Но все же это измерение более высокое, нежели мы. Мы не можем быть там субъектами, но исключительно объектами, объектами милости. Они могут милостиво взять нас к себе. Адхокшаджа.

На вершине этого измерения находится апракрита, Голока, мир любви. Он настолько исключителен. Апракрита. Кришна-лила. Это явление можно встретить очень редко. Так нам говорят. Лишь освобождением от сил материальной природы мы не можем войти в это измерение.

мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇…[1]

Существуют сиддхи, мукты, освобожденные души, — выше них Его сладостная воля, сладостная воля Нараяны. Мы можем быть приняты туда, но нас могут и не принять. На то их сладостная воля. Настолько высоко это измерение! Лишь отдавая себя, жертвуя собой, мы можем стать пригодными для того, чтобы вступить в то измерение. «Виза» может быть выдана, а может быть и не выдана. Может быть не выдана. Если они подумают, что мы не заслуживаем доверия, то нам не дадут «визу». Нечто в этом роде. Мы беспомощны там. Их помощь — [помощь] многочисленных посредников, приходящих сюда садху [существенна]. Они могут помочь нам.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] Мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇, на̄ра̄йан̣а-пара̄йан̣ах̣ / судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄, кот̣иш̣в апи маха̄-муне — «О великий мудрец, среди мириад душ, обретших освобождение и в совершенстве постигших его высшую суть, едва ли один становится преданным Господа Нараяны [Кришны]. Таких обретших умиротворение преданных очень и очень мало» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5).

 



←  «Шри Кришна Чайтанья — это сам Всевышний» (часть 1). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· «Встреча и разлука с Кришной». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 июля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 4.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Пять видов знания

(26 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа, апракрита — пять стадий знания, концепций.

Пратьякша — опыт чувств. Тот аспект мира, который воспринимается с помощью чувств. Парокша — знание, которое получено благодаря опыту других людей, не прямой опыт чувств, но вторичное знание, заимствованное из чужих рук.

Третья стадия [апарокша] — состояние, подобное состоянию глубокого сна без сновидений. Некое знание присутствует на этом уровне. Когда человек восстает ото сна, он может сказать: «Я спал очень глубоким сном». Но определенный опыт присутствует, знание определенного рода.

Пратьякша, парокша. Апарокша — третья стадия. Согласно Свами Махараджу, это стадия потери, утраты сознания. Состояние, подобное глубокому сну без сновидений. Мы возвращаемся из этого состояния в некое туманное, приблизительное знание. Когда мы пробуждаемся, мы говорим: «Я спал очень глубоким сном, очень умиротворенно». Своего рода специфическое знание.

Но за пределами этого возможно дальнейшее знание — это измерение адхокшаджа, которое зависит от сладостной воли высшего мира. Не по праву мы можем вступить туда в качестве субъектов. Мы — объекты там. Мы не можем передвигаться там в качестве субъектов, и это — адхокшаджа. Во всех отношениях мы беспомощны, мы исключительно зависимы от их [представителей духовного мира] сладостной воли. Это измерение состоит из субстанции более ценной, нежели наше существо, во всех отношениях. Это измерение известно как сверхсубъективное или трансцендентное. Это измерение может принять нас. Если оно нас отторгает, то мы нигде. Это — адхокшаджа, Вайкунтха. Природа этой почвы, этой земли, выше той природы, субстанции, из которой состоим мы. По своей прихоти, по своей воле это измерение может взять нас и отвергнуть. Но все же это измерение более высокое, нежели мы. Мы не можем быть там субъектами, но исключительно объектами, объектами милости. Они могут милостиво взять нас к себе. Адхокшаджа.

На вершине этого измерения находится апракрита, Голока, мир любви. Он настолько исключителен. Апракрита. Кришна-лила. Это явление можно встретить очень редко. Так нам говорят. Лишь освобождением от сил материальной природы мы не можем войти в это измерение.

мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇…[1]

Существуют сиддхи, мукты, освобожденные души, — выше них Его сладостная воля, сладостная воля Нараяны. Мы можем быть приняты туда, но нас могут и не принять. На то их сладостная воля. Настолько высоко это измерение! Лишь отдавая себя, жертвуя собой, мы можем стать пригодными для того, чтобы вступить в то измерение. «Виза» может быть выдана, а может быть и не выдана. Может быть не выдана. Если они подумают, что мы не заслуживаем доверия, то нам не дадут «визу». Нечто в этом роде. Мы беспомощны там. Их помощь — [помощь] многочисленных посредников, приходящих сюда садху [существенна]. Они могут помочь нам.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] Мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇, на̄ра̄йан̣а-пара̄йан̣ах̣ / судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄, кот̣иш̣в апи маха̄-муне — «О великий мудрец, среди мириад душ, обретших освобождение и в совершенстве постигших его высшую суть, едва ли один становится преданным Господа Нараяны [Кришны]. Таких обретших умиротворение преданных очень и очень мало» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования