«Что такое вайшнавизм?» Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2 июня 2012 года. Оренбург



скачать (формат MP3, 9.85M)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Что такое вайшнавизм?

(2 июня 2012 года, Оренбург)

 

Вопрос: Наверняка здесь собрались люди, которые придерживаются определенной религии и считают, что его вера — это и есть то подлинное, то самое настоящее. Выскажите вашу точку зрения в отношении религии и какова ваша общая концепция?

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Если мы подразумеваем под религией одежду, национальную принадлежность, то вайшнавы не имеют к этому никакого отношения. Они никогда не говорят о том, что преданный не может пойти в православную церковь или не может на Пасху посетить могил своих предков и так далее. Вайшнавы не имеют отношения к так называемой пракрита-дхарме.

Бхактивинод Тхакур объясняет в своих книгах, что религия по сути дела была одна, но в соответствии с обстоятельствами и временем она приняла разные формы.

Вайшнавизм в наибольшей степени открыт в Индии. Но Шрила Шридхар Махарадж не говорил о хинду — о тех, кто живет в Индии, — как о вайшнавах. Он говорил, что их верования на начальном уровне: кто-то поклоняется Вишну, кто-то поклоняется Шиве. Но Господь Кришна говорит: «В конечном итоге все поклоняются Мне», даже в православной церкви. Он всегда говорит, что важно в каком сердце, с какой чистотой совершается поклонение и каковы качества нашего поклонения.

Если говорить о чистоте сердца, о качестве поклонения, то можно сказать, что пара вайшнавов есть в православной традиции, несколько вайшнавов — в исламе и несколько вайшнавов — в вайшнавской традиции.

#00:02:25#

Почему же мы употребляем слово «вайшнав»? Вишну и все Его проявления. Если говорить о кришнаитах, их называют каршна — «те, кто следует Кришне». Но среди них есть представители разных сампрадай. Некоторые сампрадаи следуют Нараяне, Вишну.

Господь проявлен в безграничном количестве форм. Поэтому если мы видим искреннего христианина, который в правильном умонастроении поклоняется в церкви, он тоже в определенной степени может рассматриваться как вайшнав. В вайшнавизме главные аспекты — это чистота поклонения, трансцендентная сущность и источник.

Кришна выше, чем Вишну или Нараяна. Для большинства индусов это сложный онтологический вопрос. Они не понимают: а почему собственно Кришна? С Рамой все понятно. Рама — идеальный царь. Но Кришна — это Господь, который снял с Себя корону, покинул дворец и отправился на «дачу». И чем Он занят на «даче»? — отношениями со Своими возлюбленными преданными. Их отношения должны быть в высшей степени чисты, просты и совершенны. И мы интересуемся не внешними параферналиями, не внешним аспектом духовной жизни.

#00:04:56#

Те, кто был в разных вайшнавских миссиях, других религиозных организациях, обратили внимание — там вам будут говорить, как правильно делать это, как правильно делать то. Это хорошо. Однако Кришна говорит, что это поверхностно.

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇,
йо ме бхактйа̄ прайаччхати

(Бхагавад-гита, 9.26)

«Речь не идет о том, как ты Мне предложишь воду: с одной мантрой или с другой, с одной мудрой или с другой. Речь идет о том, каково качество твоего сердца».

В нашей традиции, в особенности в линии Шрилы Шридхара Махараджа, поверхностные аспекты религиозной практики сведены к минимуму. Гурудев всегда говорил: «Тиртха Махарадж — брахман, он знает, как все нужно делать правильно». Но он не говорил: «Давайте устроим курсы брахманов в Оренбурге, все будут сидеть и делать мудры…» Почему? Потому что брахман — это не тот, кто умеет это делать, а тот, кто из жизни в жизнь это делает, для него это спонтанный процесс. Мы не пытаемся сейчас с вами переучиться для принятия каких-то внешних аспектов. Мы пытаемся понять суть. Как только мы поймем суть, мы поймем все. Бхагавад-гита говорит: постигни суть и ты постигнешь все.

Мы с вами постигаем суть. Мы абсолютно не выступаем против других религиозных идей, будь то православие или ислам. Кришна говорит: «Мне все поклоняются». Поэтому у нас нет в этом сомнений.

#00:06:00#

Все можно предложить Господу, но возникает следующий вопрос: а что нравится Господу? Что привлекает Господа? Вот с этого и начинается сознание Кришны. «Что бы я ни делал, все будет угодно Богу» — это не сознание Кришны. Это поверхностная идея. Более глубокая идея состоит в следующем: что я могу сделать для Господа, что могло бы Его удовлетворить?

В православной церкви есть праведники. Господь присутствует в храме, но Он в окружении Своих праведников. Люди, естественно, склонны думать, что надо просить не у Бога, а у Его приближенных, потому что у них проще испросить желаемое. Но идея состоит в том, что мы обращаемся к Кришне, но понимаем, что есть Его преданные. Преданные — это Его энергия. Сказано, что преданность привлекает даже Кришну. Поэтому уникальным образом преданные привлекают Кришну, а это значит, что преданный может привести к Кришне кого угодно и Кришна примет его.

#00:07:30#

Неофит больше занят внешней религией, обрядами, практиками. А более продвинутый преданный всегда ищет общества преданного, потому что знает, что преданность исходит из преданности. В нашей традиции, в нашей школе, мы всегда уделяем наибольшее внимание общению с преданным. Мы рассматриваем преданных не по тому, сколько лет они в миссии. Кто-то может сказать: «Я пришел в миссию двадцать лет назад». — «А что вы делали?» — «Двадцать лет я сидел у себя дома». Да, это хорошо, но время не является выслугой. Мы спрашиваем: «А кто в нашей миссии близко общался со Шрилой Гурудевом?» Например, в миссии есть преданная Бхакти Лалита Диди. Когда Гурудев начал проповедовать на Западе, я попал во второй его приезд, а она пришла в миссию в первый — в 1990 году. Она из благородной, достойной, богатой американской семьи. Бхакти Лалита — легенда. Американка с высшим образованием оставила все и приехала жить в Индию. Те, кто жил в Индии, знают, что это не так легко. Она писала письма за Гурудева. Поскольку ему нужно было коммуницировать с западным миром, она стала его секретарем. Благодаря пребыванию с ним в течение более двадцати лет она знает, как Гурудев думает, знает, как бы он ответил на любое письмо. Если у меня возникнет какой-то вопрос, я спрошу Лалиту: «А как бы Гурудев к этому отнесся?» Потому что она — его секретарь, она знает его образ мыслей. 

#00:09:30#

Мы понимаем: вот это личность! Это не вопрос времени: «Я попал в Харе Кришна очень много лет назад». Нет. Она соприкоснулась с этим и она этим жила. Поэтому для нас всех, учеников Гурудева, она — учитель.

В Ведах сказано: наследство принимают дети, сыновья. Но мать по определению обладает всем. На супругу завещание никто не составляет, потому что она, мать, вне завещания. По индийской традиции женщина не наследует имущество мужа, наследует сын. Кто-то может сказать: «Это дискриминация женщин!» Но это не так, потому что мать священна. Она словно икона. Мать занимает священное положение. Речь не идет о том, чтобы она принимала на себя какие-то внешние юридические обязательства.

#00:10:30#

Мы также говорим: кто унаследовал духовную преемственность Гурудева? Или кто является возвышенным преданным? Почему Госвами Махарадж? Потому что он общался много лет со Шридхаром Махараджем. И не просто общался для себя. Практически все книги Шридхара Махараджа составлены Госвами Махараджем. Представляете, каков плод его общения? Что такое общение с вайшнавом? Это служение. Если ты пообщался с вайшнавом и составил его духовное наследие, значит, ты совершил ему служение. Значит — твое общение было результативным.

В связи с этим мы определяем, кто в нашей миссии какое занимает положение. Возвышен не тот, кто внешне занимает положение, а тот, кто служит и кто имеет духовное общение. Да, мы говорим: «Этот преданный получил инициацию двадцать лет назад, а этот преданный — десять лет назад». Но это внешняя иерархия. В Харе Кришна выслуги лет нет. Речь идет о вечном. Поэтому мы рассматриваем то, кто занят служением и кто обладает общением.

#00:11:30#

Некий преданный, например, может сидеть и на расстоянии слушать лекции наших учителей. И что вы думаете, что он не общается с нашими учителями? Он общается. Но вопрос состоит в следующем: ты всегда учишься, а где ты экзамены сдаешь? Шридхар Махарадж, помните, всегда говорил: «Гениально, но неправильно». Мы склонны часто делать «гениальные» выводы, но неправильные. Почему для нас необходимо живое общение? Потому что часто мы движемся в каком-то направлении мысли, но оно неправильно или заводит в тупик. Если нас вовремя не поправить, то еще десять лет, и мы окажемся в пещере собственного ума.

#00:12:30#

Поэтому шраванам и киртанам. Мы общаемся, служим, но время от времени мы сдаем экзамены. И мы делаем это сами для себя. Мы должны пребывать во внутреннем диалоге постоянно. Школа Шридхара Махараджа — это постоянный внутренний диалог. Это не то, что где-то две тысячи лет назад кто-то что-то сказал, а я просто это принял. Шридхар Махарадж шутил: «Санньяси должны ходить пешком. Но это наставление было написано десять тысяч лет тому назад». Мир изменился, сейчас есть самолеты. Истина динамична.

На меня все время жалуются за неортодоксальные методы проповеди. Некто, скажем, не знает, что такое Россия, он далек от понимания ее культуры. Если где-то и принимают любую религию и культуру, то у нас к этому относятся очень сдержанно. У нас говорят: «Мы знаем, как ты жил, посмотрим, как ты будешь умирать». В России тебя сразу не примут. Но если уж примут, то примут раз и навсегда. Но на это нужно время.

#00:13:55#

Всегда существуют разные подходы. Однако Гурудева всегда интересовал не внешний подход. Его интересовали суть и результат. Он и Шридхар Махарадж были революционерами. Они понимали, что речь не идет о неких внешних религиозных аспектах. «Что ж, давайте всех в Оренбурге переоденем в индийскую одежду». Нет. Скорее, от этого только производители одежды выиграют. Речь идет о сознании. Давайте изменим себя.

Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 



←  К преданным миссии Шрилы Гурудева: о Вьяса-пудже Шрилы Авадхута Махараджа. 3 июля 2012 года ·• Архив новостей •· Шрила Авадхут Махарадж в Хабаровске. Лето 2012 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.3 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Что такое вайшнавизм?

(2 июня 2012 года, Оренбург)

 

Вопрос: Наверняка здесь собрались люди, которые придерживаются определенной религии и считают, что его вера — это и есть то подлинное, то самое настоящее. Выскажите вашу точку зрения в отношении религии и какова ваша общая концепция?

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Если мы подразумеваем под религией одежду, национальную принадлежность, то вайшнавы не имеют к этому никакого отношения. Они никогда не говорят о том, что преданный не может пойти в православную церковь или не может на Пасху посетить могил своих предков и так далее. Вайшнавы не имеют отношения к так называемой пракрита-дхарме.

Бхактивинод Тхакур объясняет в своих книгах, что религия по сути дела была одна, но в соответствии с обстоятельствами и временем она приняла разные формы.

Вайшнавизм в наибольшей степени открыт в Индии. Но Шрила Шридхар Махарадж не говорил о хинду — о тех, кто живет в Индии, — как о вайшнавах. Он говорил, что их верования на начальном уровне: кто-то поклоняется Вишну, кто-то поклоняется Шиве. Но Господь Кришна говорит: «В конечном итоге все поклоняются Мне», даже в православной церкви. Он всегда говорит, что важно в каком сердце, с какой чистотой совершается поклонение и каковы качества нашего поклонения.

Если говорить о чистоте сердца, о качестве поклонения, то можно сказать, что пара вайшнавов есть в православной традиции, несколько вайшнавов — в исламе и несколько вайшнавов — в вайшнавской традиции.

#00:02:25#

Почему же мы употребляем слово «вайшнав»? Вишну и все Его проявления. Если говорить о кришнаитах, их называют каршна — «те, кто следует Кришне». Но среди них есть представители разных сампрадай. Некоторые сампрадаи следуют Нараяне, Вишну.

Господь проявлен в безграничном количестве форм. Поэтому если мы видим искреннего христианина, который в правильном умонастроении поклоняется в церкви, он тоже в определенной степени может рассматриваться как вайшнав. В вайшнавизме главные аспекты — это чистота поклонения, трансцендентная сущность и источник.

Кришна выше, чем Вишну или Нараяна. Для большинства индусов это сложный онтологический вопрос. Они не понимают: а почему собственно Кришна? С Рамой все понятно. Рама — идеальный царь. Но Кришна — это Господь, который снял с Себя корону, покинул дворец и отправился на «дачу». И чем Он занят на «даче»? — отношениями со Своими возлюбленными преданными. Их отношения должны быть в высшей степени чисты, просты и совершенны. И мы интересуемся не внешними параферналиями, не внешним аспектом духовной жизни.

#00:04:56#

Те, кто был в разных вайшнавских миссиях, других религиозных организациях, обратили внимание — там вам будут говорить, как правильно делать это, как правильно делать то. Это хорошо. Однако Кришна говорит, что это поверхностно.

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇,
йо ме бхактйа̄ прайаччхати

(Бхагавад-гита, 9.26)

«Речь не идет о том, как ты Мне предложишь воду: с одной мантрой или с другой, с одной мудрой или с другой. Речь идет о том, каково качество твоего сердца».

В нашей традиции, в особенности в линии Шрилы Шридхара Махараджа, поверхностные аспекты религиозной практики сведены к минимуму. Гурудев всегда говорил: «Тиртха Махарадж — брахман, он знает, как все нужно делать правильно». Но он не говорил: «Давайте устроим курсы брахманов в Оренбурге, все будут сидеть и делать мудры…» Почему? Потому что брахман — это не тот, кто умеет это делать, а тот, кто из жизни в жизнь это делает, для него это спонтанный процесс. Мы не пытаемся сейчас с вами переучиться для принятия каких-то внешних аспектов. Мы пытаемся понять суть. Как только мы поймем суть, мы поймем все. Бхагавад-гита говорит: постигни суть и ты постигнешь все.

Мы с вами постигаем суть. Мы абсолютно не выступаем против других религиозных идей, будь то православие или ислам. Кришна говорит: «Мне все поклоняются». Поэтому у нас нет в этом сомнений.

#00:06:00#

Все можно предложить Господу, но возникает следующий вопрос: а что нравится Господу? Что привлекает Господа? Вот с этого и начинается сознание Кришны. «Что бы я ни делал, все будет угодно Богу» — это не сознание Кришны. Это поверхностная идея. Более глубокая идея состоит в следующем: что я могу сделать для Господа, что могло бы Его удовлетворить?

В православной церкви есть праведники. Господь присутствует в храме, но Он в окружении Своих праведников. Люди, естественно, склонны думать, что надо просить не у Бога, а у Его приближенных, потому что у них проще испросить желаемое. Но идея состоит в том, что мы обращаемся к Кришне, но понимаем, что есть Его преданные. Преданные — это Его энергия. Сказано, что преданность привлекает даже Кришну. Поэтому уникальным образом преданные привлекают Кришну, а это значит, что преданный может привести к Кришне кого угодно и Кришна примет его.

#00:07:30#

Неофит больше занят внешней религией, обрядами, практиками. А более продвинутый преданный всегда ищет общества преданного, потому что знает, что преданность исходит из преданности. В нашей традиции, в нашей школе, мы всегда уделяем наибольшее внимание общению с преданным. Мы рассматриваем преданных не по тому, сколько лет они в миссии. Кто-то может сказать: «Я пришел в миссию двадцать лет назад». — «А что вы делали?» — «Двадцать лет я сидел у себя дома». Да, это хорошо, но время не является выслугой. Мы спрашиваем: «А кто в нашей миссии близко общался со Шрилой Гурудевом?» Например, в миссии есть преданная Бхакти Лалита Диди. Когда Гурудев начал проповедовать на Западе, я попал во второй его приезд, а она пришла в миссию в первый — в 1990 году. Она из благородной, достойной, богатой американской семьи. Бхакти Лалита — легенда. Американка с высшим образованием оставила все и приехала жить в Индию. Те, кто жил в Индии, знают, что это не так легко. Она писала письма за Гурудева. Поскольку ему нужно было коммуницировать с западным миром, она стала его секретарем. Благодаря пребыванию с ним в течение более двадцати лет она знает, как Гурудев думает, знает, как бы он ответил на любое письмо. Если у меня возникнет какой-то вопрос, я спрошу Лалиту: «А как бы Гурудев к этому отнесся?» Потому что она — его секретарь, она знает его образ мыслей. 

#00:09:30#

Мы понимаем: вот это личность! Это не вопрос времени: «Я попал в Харе Кришна очень много лет назад». Нет. Она соприкоснулась с этим и она этим жила. Поэтому для нас всех, учеников Гурудева, она — учитель.

В Ведах сказано: наследство принимают дети, сыновья. Но мать по определению обладает всем. На супругу завещание никто не составляет, потому что она, мать, вне завещания. По индийской традиции женщина не наследует имущество мужа, наследует сын. Кто-то может сказать: «Это дискриминация женщин!» Но это не так, потому что мать священна. Она словно икона. Мать занимает священное положение. Речь не идет о том, чтобы она принимала на себя какие-то внешние юридические обязательства.

#00:10:30#

Мы также говорим: кто унаследовал духовную преемственность Гурудева? Или кто является возвышенным преданным? Почему Госвами Махарадж? Потому что он общался много лет со Шридхаром Махараджем. И не просто общался для себя. Практически все книги Шридхара Махараджа составлены Госвами Махараджем. Представляете, каков плод его общения? Что такое общение с вайшнавом? Это служение. Если ты пообщался с вайшнавом и составил его духовное наследие, значит, ты совершил ему служение. Значит — твое общение было результативным.

В связи с этим мы определяем, кто в нашей миссии какое занимает положение. Возвышен не тот, кто внешне занимает положение, а тот, кто служит и кто имеет духовное общение. Да, мы говорим: «Этот преданный получил инициацию двадцать лет назад, а этот преданный — десять лет назад». Но это внешняя иерархия. В Харе Кришна выслуги лет нет. Речь идет о вечном. Поэтому мы рассматриваем то, кто занят служением и кто обладает общением.

#00:11:30#

Некий преданный, например, может сидеть и на расстоянии слушать лекции наших учителей. И что вы думаете, что он не общается с нашими учителями? Он общается. Но вопрос состоит в следующем: ты всегда учишься, а где ты экзамены сдаешь? Шридхар Махарадж, помните, всегда говорил: «Гениально, но неправильно». Мы склонны часто делать «гениальные» выводы, но неправильные. Почему для нас необходимо живое общение? Потому что часто мы движемся в каком-то направлении мысли, но оно неправильно или заводит в тупик. Если нас вовремя не поправить, то еще десять лет, и мы окажемся в пещере собственного ума.

#00:12:30#

Поэтому шраванам и киртанам. Мы общаемся, служим, но время от времени мы сдаем экзамены. И мы делаем это сами для себя. Мы должны пребывать во внутреннем диалоге постоянно. Школа Шридхара Махараджа — это постоянный внутренний диалог. Это не то, что где-то две тысячи лет назад кто-то что-то сказал, а я просто это принял. Шридхар Махарадж шутил: «Санньяси должны ходить пешком. Но это наставление было написано десять тысяч лет тому назад». Мир изменился, сейчас есть самолеты. Истина динамична.

На меня все время жалуются за неортодоксальные методы проповеди. Некто, скажем, не знает, что такое Россия, он далек от понимания ее культуры. Если где-то и принимают любую религию и культуру, то у нас к этому относятся очень сдержанно. У нас говорят: «Мы знаем, как ты жил, посмотрим, как ты будешь умирать». В России тебя сразу не примут. Но если уж примут, то примут раз и навсегда. Но на это нужно время.

#00:13:55#

Всегда существуют разные подходы. Однако Гурудева всегда интересовал не внешний подход. Его интересовали суть и результат. Он и Шридхар Махарадж были революционерами. Они понимали, что речь не идет о неких внешних религиозных аспектах. «Что ж, давайте всех в Оренбурге переоденем в индийскую одежду». Нет. Скорее, от этого только производители одежды выиграют. Речь идет о сознании. Давайте изменим себя.

Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования