«Законы Ману». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 15 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 13.52M)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Законы Ману

(15 августа 2002 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Слушатель: Можно ли законы Ману использовать в жизни вайшнава? 

Шрила Говинда Махарадж: Да, в целом мы используем эти законы. Законы Ману предназначены для возвышения человека и несут благо для человеческого сообщества. Ману составил эти законы для того, чтобы в обществе не возникало беспокойств. Естественным образом вайшнавы не причиняют никому беспокойств. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «Тот, кто практикует сознание Кришны, не причиняет беспокойств другим». Вайшнавы следуют закону исключительной преданности. Преданность общего порядка так же входит в эту категорию. Но исключительная или чистая преданность — это нечто иное. До достижения уровня этой исключительной чистой преданности мы проходим множество различных стадий. И законы Ману всегда будут помогать нам. Когда речь идет об исключительной преданности, иногда эти законы, правила и предписания не соблюдаются, поскольку смысл исключительной преданности — единственно удовлетворение Кришны. Но это также поддерживает и Ману. Ману говорит: «Тех, кто обладает отреченным умонастроением, не следует заставлять погружаться в дела этого мира, жить мирской жизнью».

Природа вайшнава такова, что он не нарушает закон. Законодателем же является Ману. Это моя трость и вы у меня ее не заберете. Так же и я не позарюсь на вашу видеокамеру. К камере я не притронусь, так же, как вы — к моей трости. Подобно этому, Ману создал множество законов, которые предназначены для благополучия человеческого общества, возвышения человека от мирского к трансцендентному. 

#00:11:02#

Шрипад Гири Махарадж: В «Бхагаватам» описывается следующий эпизод: поскольку Яду в свое время помогли кому-то из близких Вишвакармы, зодчему богов, он создал для них зал собрания, который стал точной копией зала собрания Индры, царя небес. Благодаря действию особой магической силы там присутствовали разные диковины, проявлялись различные чудеса. Например, там было место, куда упал Дурьодхана: оно выглядело как пол, хотя в действительности вместо твердой поверхности пола была вода. И Дурьодхана, завороженный этой иллюзией, решив, что это пол, вступил на него и провалился. 

#00:12:00#

Шрила Говинда Махарадж: Да, сначала речь шла о законах Ману. Яду в каком-то смысле преступили закон, т. е. совершили противоправные действия. Но все это относится к категории карма-мишра-бхакти.

Затем тот эпизод, когда Кришна сражался с Индрой и забрал у него силой дерево Париджата. Позже это дерево росло в Двараке у царицы Сатьябхамы. Из цветов того самого дерева мы делаем гирлянды. 

#00:16:57#

Можно привести в пример эпизод из войны кшатриев. В ту эпоху существовал определенный кодекс поведения кшатриев, когда люди сражались один на один, они должны были обладать равным количеством сил и противников и равным количеством оружия. Например, у тебя атомная бомба и у меня атомная бомба, мы сражаемся, и это честно. Но в том случае они [Кауравы] преступили этот кодекс. Cемеро великих воинов (Карна, Дроначарья, Крипачарья и другие) напали на одного юношу Абхиманью и за это они заслужили наказание в виде смерти. Кришна объяснил Арджуне, что они преступили законы рыцарской чести, поэтому заслуживают смерти. И неважно, когда эта смерть наступит — завтра или послезавтра или через год, неважно как она придет — с какой стороны. Они заслужили смерть и должны быть наказаны. Кришна также сказал Арджуне, что тот должен совершить определенные поступки, которые, казалось бы, выходят за рамки законов Ману, и объяснил ему, почему. 

#00:18:19#

Также есть другой пример. Когда Драупади была похищена из гарема, Кауравы пытались ее обесчестить, сорвав с нее одежду. Тем самым они также совершили грех и должны были расплатиться за это смертью. Есть множество и других примеров. Когда человек совершает подобное, когда он серьезно преступает закон, за этим следует наказание смертью. 

#00:19:25#

Преданные не слишком заботятся о законах Ману, поскольку они предназначены для представителей падшей человеческой природы, и ради исправления этой природы Ману и дал человеческие законы. 

#00:21:46#

В «Сканда-пуране» рассказывается одна история, которая пересказывается в «Чайтанья-чаритамрите». Когда-то в древности жил один охотник, который был очень грешным человеком. Но после того как он стал учеником Нарады Госвами, он очень изменился. Однажды Нарада Госвами и Парвата Муни решили навестить его, и, когда они зашли в его соломенную хижину, этот бывший охотник простерся перед ними в полном поклоне — дандавате. Но когда он падал в поклоне, он увидел муравья на земле и смел его в сторону, чтобы не задавить. Он настолько переменился, что Парвата Муни сказал Нараде: «Посмотри, твое общение настолько изменило его сознание, что он не желает причинять боли никакому живому существу». Таково сознание вайшнава.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редакторы: Гунали Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Отрывки из писем» (часть 4). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения» ·• Архив новостей •· «Отрывки из писем» (часть 5). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.2 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Законы Ману

(15 августа 2002 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Слушатель: Можно ли законы Ману использовать в жизни вайшнава? 

Шрила Говинда Махарадж: Да, в целом мы используем эти законы. Законы Ману предназначены для возвышения человека и несут благо для человеческого сообщества. Ману составил эти законы для того, чтобы в обществе не возникало беспокойств. Естественным образом вайшнавы не причиняют никому беспокойств. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «Тот, кто практикует сознание Кришны, не причиняет беспокойств другим». Вайшнавы следуют закону исключительной преданности. Преданность общего порядка так же входит в эту категорию. Но исключительная или чистая преданность — это нечто иное. До достижения уровня этой исключительной чистой преданности мы проходим множество различных стадий. И законы Ману всегда будут помогать нам. Когда речь идет об исключительной преданности, иногда эти законы, правила и предписания не соблюдаются, поскольку смысл исключительной преданности — единственно удовлетворение Кришны. Но это также поддерживает и Ману. Ману говорит: «Тех, кто обладает отреченным умонастроением, не следует заставлять погружаться в дела этого мира, жить мирской жизнью».

Природа вайшнава такова, что он не нарушает закон. Законодателем же является Ману. Это моя трость и вы у меня ее не заберете. Так же и я не позарюсь на вашу видеокамеру. К камере я не притронусь, так же, как вы — к моей трости. Подобно этому, Ману создал множество законов, которые предназначены для благополучия человеческого общества, возвышения человека от мирского к трансцендентному. 

#00:11:02#

Шрипад Гири Махарадж: В «Бхагаватам» описывается следующий эпизод: поскольку Яду в свое время помогли кому-то из близких Вишвакармы, зодчему богов, он создал для них зал собрания, который стал точной копией зала собрания Индры, царя небес. Благодаря действию особой магической силы там присутствовали разные диковины, проявлялись различные чудеса. Например, там было место, куда упал Дурьодхана: оно выглядело как пол, хотя в действительности вместо твердой поверхности пола была вода. И Дурьодхана, завороженный этой иллюзией, решив, что это пол, вступил на него и провалился. 

#00:12:00#

Шрила Говинда Махарадж: Да, сначала речь шла о законах Ману. Яду в каком-то смысле преступили закон, т. е. совершили противоправные действия. Но все это относится к категории карма-мишра-бхакти.

Затем тот эпизод, когда Кришна сражался с Индрой и забрал у него силой дерево Париджата. Позже это дерево росло в Двараке у царицы Сатьябхамы. Из цветов того самого дерева мы делаем гирлянды. 

#00:16:57#

Можно привести в пример эпизод из войны кшатриев. В ту эпоху существовал определенный кодекс поведения кшатриев, когда люди сражались один на один, они должны были обладать равным количеством сил и противников и равным количеством оружия. Например, у тебя атомная бомба и у меня атомная бомба, мы сражаемся, и это честно. Но в том случае они [Кауравы] преступили этот кодекс. Cемеро великих воинов (Карна, Дроначарья, Крипачарья и другие) напали на одного юношу Абхиманью и за это они заслужили наказание в виде смерти. Кришна объяснил Арджуне, что они преступили законы рыцарской чести, поэтому заслуживают смерти. И неважно, когда эта смерть наступит — завтра или послезавтра или через год, неважно как она придет — с какой стороны. Они заслужили смерть и должны быть наказаны. Кришна также сказал Арджуне, что тот должен совершить определенные поступки, которые, казалось бы, выходят за рамки законов Ману, и объяснил ему, почему. 

#00:18:19#

Также есть другой пример. Когда Драупади была похищена из гарема, Кауравы пытались ее обесчестить, сорвав с нее одежду. Тем самым они также совершили грех и должны были расплатиться за это смертью. Есть множество и других примеров. Когда человек совершает подобное, когда он серьезно преступает закон, за этим следует наказание смертью. 

#00:19:25#

Преданные не слишком заботятся о законах Ману, поскольку они предназначены для представителей падшей человеческой природы, и ради исправления этой природы Ману и дал человеческие законы. 

#00:21:46#

В «Сканда-пуране» рассказывается одна история, которая пересказывается в «Чайтанья-чаритамрите». Когда-то в древности жил один охотник, который был очень грешным человеком. Но после того как он стал учеником Нарады Госвами, он очень изменился. Однажды Нарада Госвами и Парвата Муни решили навестить его, и, когда они зашли в его соломенную хижину, этот бывший охотник простерся перед ними в полном поклоне — дандавате. Но когда он падал в поклоне, он увидел муравья на земле и смел его в сторону, чтобы не задавить. Он настолько переменился, что Парвата Муни сказал Нараде: «Посмотри, твое общение настолько изменило его сознание, что он не желает причинять боли никакому живому существу». Таково сознание вайшнава.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редакторы: Гунали Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования