«Что такое реальность?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 22 июля 2011 года. Сочи



скачать (формат MP3, 14.41M)

Russian

#00:00:23#

Вопрос: Что можно назвать реальностью, а что — человеческими домыслами?  Ведь наша реальность — это человеческие домыслы?

Шрила Госвами Махарадж:  То, что мы обсуждали здесь, не просто человеческие идеи. К примеру, когда мы говорим об идее, что объективный мир пребывает внутри сознания. Как философ-епископ Беркли говорил: «Мир в уме». Люди иногда думают: «Какая глупость! Наверное, он пошутил! Вы имеете в виду, что все то, что я вижу, не существует, все это лишь в моем уме?» Но Беркли говорил о другом. Он говорил, что основа объективного мира — это сознание. Без субъективного наблюдателя, смотрящего, воспринимающего, этот объективный мир становится чем-то пустым, бессмысленным. Как этот инструмент: у него есть определенная высота, ширина, вес, цвет, твердость, глубина. Все это — концепции. Совокупность концепций составляет объект. И через подобного рода анализ мы сможем заключить, что сознание занимает высшее положение.

Но что самое главное, что самое глубокое внутри мира сознания?

В мире литературы и мире искусства в целом зачастую мы слышим общепринятое мнение: «Искусство есть ложь, которая рассказывает правду». Если мы проанализируем это утверждение, то поймем: оно говорит о том, что видимое нами объективно, непосредственно, на самом деле неважно. Соответствует ли то, что мы слышим или видим, фактам или нет, это неважно для нас. Ведь нам говорят в этой фразе:  «Искусство  это ложь, которая рассказывает истину». А еще иногда говорят: «Хотите рассказать правду — пишите фантастику». Величайшие литературные произведения России — это не собрания фактов. Невыдуманных историй практически нет. Но среди тех, кто пишет о выдуманных ситуациях и персонажах, есть много великих писателей: Толстой, Достоевский, Чехов и многие другие.

Итак, через свои выдумки они дают нам связь с истиной. То есть, с чем-то существующим, с чем-то реальным, но это что-то, что невозможно проверить, доказать обычными средствами. Немецкий математик Гедель говорил, что есть множество вещей, которые истинны, но которые невозможно доказать. Рене Магритт, художник-сюрреалист, написал одну картину. Там изображена трубка. Подпись, сделанная самим художником, гласит: «Это не трубка». И люди говорят: «О чем вы говорите, мы же видим — это трубка». Он говорит: «Нет, нет, это картина, на которой нарисована трубка. Настоящей трубки там нет». «Ты что, с ума сошел? Мы же видим — вот трубка».

Он говорит о другом. Он говорит о субъективном мире, о концепции. Пример из мира живописи: одна из картин Пабло Пикассо была продана за сто миллионов евро. С объективной точки зрения, если проанализировать, из чего состоит эта картина, то это просто холст, затем темпера, какие-то краски. Кто-то мог бы с объективной точки зрения проанализировать и сказать, что итого общая суммарная стоимость этого объекта, с объективной точки зрения, это хорошо, если пять евро. Но тот парень, который заплатил сто миллионов евро за эту картину, дурак ли он? Или это кто-то из новых русских, который не знает, куда ему девать деньги? Но это хорошее вложение. Возможно, эта картина в будущем будет стоить миллиард долларов.

Что нам показывает этот пример? То, что мы видим объективно, с объективной точки зрения,  это не главное. Но субъективная ценность этого же самого предмета растет со временем. И кто может увидеть эту ценность? Те, кто принадлежит к определенной части сознательной элиты. Особые ценители, если угодно, — гурманы концепции, гурманы идей. Итак, через подобный анализ мы можем увидеть, что та субстанция, которую мы ищем, находится в субъективном мире. И подобно тому, как вы можете исследовать объективный мир, наблюдать за ним, совершать открытия об объективном мире, так же есть методы, позволяющие исследовать субъективный мир, совершать открытия там.

#00:09:21#

Вопрос: Мой вопрос о прекрасной ральности. Эта реальность божественна как Истина, либо каждый из нас творит свою реальность? И имеет ли он право жить этой реальностью, насколько она совместима [с Истиной]? Ведь каждый из нас живет кто-то в прекрасной реальности, а кто-то нет.

Шрила Госвами Махарадж: Здесь мы говорим о двух разных вещах: объективная и субъективная реальности. Объективную реальность иногда называют жестокой, немилосердной реальностью. Почему? Потому что даже самые лучшие вещи в объективном мире неизбежно подходят к концу.

#00:10:39#

джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи-дух̣кха-дош̣а̄нударш̣анам

(Бхагавад-гита, 13.9)

В объективной реальности нельзя избежать рождения, старости, болезни и смерти.

Но духовная реальность — это прекрасная реальность. И тот мир описывается такими выражениями, как сат, чит, ананда — вечное бытие, бесконечное сознание и абсолютная любовь, нежность. Кто-то может сказать: «Ну да, хорошие лозунги вы провозглашаете, но как я могу знать, насколько это правда?» Но, как и во всем, есть определенная система исследования. И этот процесс в основном работает через общение.

#00:12:04#

Вопрос: Ваше отношение и отношение индуизма в целом к другим религиям  это терпимость или все-таки сожаление о заблуждении большинства?

Шрила Госвами Махарадж: Я бы сказал так: мы признаем субстанцию, суть, где бы мы ее ни нашли. Когда я путешествую, в разных странах используют разные валюты. В Индии я использую рупии, в Таиланде — баты, в Абу-Даби — динары, в России — рубли, где-то — доллары, где-то — евро. Все это — деньги. Все они обладают определенной ценностью. Но в то же время их соотношения — не один к одному. Существует градация, разница. Их относительная ценность выясняется относительно абсолютного стандарта. То же самое можно сказать о теистических системах, говорящих о Боге. Подобного рода анализ можно провести, никого не оскорбляя, а скорее признавая ценность тех или иных идей; не отбрасывая их, но принимая. Но нам нравится идея градации во всем. Ведь градация есть во всем и везде.

#00:14:25#

Вопрос: А что есть эталон?

Шрила Госвами Махарадж: То, что пронизывает всю эту выставку. На санскрите это называется раса. И в будущем мы хотим сделать отдельную выставку, которая будет посвящена именно этой теме. Раса  это термин, который сложно перевести одним словом на языки, помимо санскрита. Но в данном контексте давайте обозначим так: это любовная близость. Сейчас я скажу только в общих чертах: до той степени, до какой теистическая система допускает, приемлет возможность близких, любящих отношений с Богом, до той степени мы утверждаем ее превосходство.

#00:16:11#

Вопрос: Чем привлекателен для меня индуизм и мировоззрение, о котором сегодня было сказано, — это то, что эта философия дает определенные инструменты для достижения духовного роста, то есть медитации и прочие практики. И в то же время она наиболее логична, она поддается какому-то логическому анализу обычного материалиста, человека, который может быть даже далек от религии. Но поддается ли какому-то логическому рассуждению взгляд на мировоззрение, которое говорит о том, что после смерти что-то продолжается (имеется в виду перерождение душ)? Ведь мы не располагаем никакими фактами. Это мировоззрение, которое делает человека счастливым, либо здесь есть какая-то логика? Как рассуждает человек, который в это верит?

Шрила Госвами Махарадж: Говоря с научной точки зрения, можно применить принцип: каждое действие влечет за собой равное противодействие. И этот принцип позволил бы нам объяснить, почему люди рождаются в определенных обстоятельствах. Но если мы откроем Бхагавад-гиту, то увидим, что Кришна объясняет это там, используя очень простой пример. Как вы сказали, мы не знаем, что будет после смерти и так далее, поэтому он приводит пример, описывающий нам то, что доступно нам с вами сейчас. Что мы с вами видим здесь: сначала зародыш развивается в утробе матери; рождается младенец; он начинает ползать; ребенок идет в школу; школьник или школьница, подросток, студент, молодой человек, человек за тридцать, средних лет, пожилой человек, старик. Мы видим, что тело человека при этом очень сильно меняется, даже с научной точки зрения тело обновляется каждые семь лет.

Но Он говорит: «Несмотря на то, что ты видишь, эти изменения тела (тело сильно меняется), есть некая постоянная, константа — это переживание «я»». Кто такой я? Это ощущение не меняется, несмотря на изменения тела. И далее Он описывает: «Подобно тому, как в этом мире одежда становится старой и изношенной, вы выбрасываете ее, берете новую одежду, так же поступает душа, когда тело приходит в негодность».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
 
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 



←  Открытое письмо Шрилы Авадхута Махараджа всем российским преданным. 13 апреля 2011 года ·• Архив новостей •· Харинама в Риге 25 марта 2012 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.1 МБ)

Russian

#00:00:23#

Вопрос: Что можно назвать реальностью, а что — человеческими домыслами?  Ведь наша реальность — это человеческие домыслы?

Шрила Госвами Махарадж:  То, что мы обсуждали здесь, не просто человеческие идеи. К примеру, когда мы говорим об идее, что объективный мир пребывает внутри сознания. Как философ-епископ Беркли говорил: «Мир в уме». Люди иногда думают: «Какая глупость! Наверное, он пошутил! Вы имеете в виду, что все то, что я вижу, не существует, все это лишь в моем уме?» Но Беркли говорил о другом. Он говорил, что основа объективного мира — это сознание. Без субъективного наблюдателя, смотрящего, воспринимающего, этот объективный мир становится чем-то пустым, бессмысленным. Как этот инструмент: у него есть определенная высота, ширина, вес, цвет, твердость, глубина. Все это — концепции. Совокупность концепций составляет объект. И через подобного рода анализ мы сможем заключить, что сознание занимает высшее положение.

Но что самое главное, что самое глубокое внутри мира сознания?

В мире литературы и мире искусства в целом зачастую мы слышим общепринятое мнение: «Искусство есть ложь, которая рассказывает правду». Если мы проанализируем это утверждение, то поймем: оно говорит о том, что видимое нами объективно, непосредственно, на самом деле неважно. Соответствует ли то, что мы слышим или видим, фактам или нет, это неважно для нас. Ведь нам говорят в этой фразе:  «Искусство  это ложь, которая рассказывает истину». А еще иногда говорят: «Хотите рассказать правду — пишите фантастику». Величайшие литературные произведения России — это не собрания фактов. Невыдуманных историй практически нет. Но среди тех, кто пишет о выдуманных ситуациях и персонажах, есть много великих писателей: Толстой, Достоевский, Чехов и многие другие.

Итак, через свои выдумки они дают нам связь с истиной. То есть, с чем-то существующим, с чем-то реальным, но это что-то, что невозможно проверить, доказать обычными средствами. Немецкий математик Гедель говорил, что есть множество вещей, которые истинны, но которые невозможно доказать. Рене Магритт, художник-сюрреалист, написал одну картину. Там изображена трубка. Подпись, сделанная самим художником, гласит: «Это не трубка». И люди говорят: «О чем вы говорите, мы же видим — это трубка». Он говорит: «Нет, нет, это картина, на которой нарисована трубка. Настоящей трубки там нет». «Ты что, с ума сошел? Мы же видим — вот трубка».

Он говорит о другом. Он говорит о субъективном мире, о концепции. Пример из мира живописи: одна из картин Пабло Пикассо была продана за сто миллионов евро. С объективной точки зрения, если проанализировать, из чего состоит эта картина, то это просто холст, затем темпера, какие-то краски. Кто-то мог бы с объективной точки зрения проанализировать и сказать, что итого общая суммарная стоимость этого объекта, с объективной точки зрения, это хорошо, если пять евро. Но тот парень, который заплатил сто миллионов евро за эту картину, дурак ли он? Или это кто-то из новых русских, который не знает, куда ему девать деньги? Но это хорошее вложение. Возможно, эта картина в будущем будет стоить миллиард долларов.

Что нам показывает этот пример? То, что мы видим объективно, с объективной точки зрения,  это не главное. Но субъективная ценность этого же самого предмета растет со временем. И кто может увидеть эту ценность? Те, кто принадлежит к определенной части сознательной элиты. Особые ценители, если угодно, — гурманы концепции, гурманы идей. Итак, через подобный анализ мы можем увидеть, что та субстанция, которую мы ищем, находится в субъективном мире. И подобно тому, как вы можете исследовать объективный мир, наблюдать за ним, совершать открытия об объективном мире, так же есть методы, позволяющие исследовать субъективный мир, совершать открытия там.

#00:09:21#

Вопрос: Мой вопрос о прекрасной ральности. Эта реальность божественна как Истина, либо каждый из нас творит свою реальность? И имеет ли он право жить этой реальностью, насколько она совместима [с Истиной]? Ведь каждый из нас живет кто-то в прекрасной реальности, а кто-то нет.

Шрила Госвами Махарадж: Здесь мы говорим о двух разных вещах: объективная и субъективная реальности. Объективную реальность иногда называют жестокой, немилосердной реальностью. Почему? Потому что даже самые лучшие вещи в объективном мире неизбежно подходят к концу.

#00:10:39#

джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи-дух̣кха-дош̣а̄нударш̣анам

(Бхагавад-гита, 13.9)

В объективной реальности нельзя избежать рождения, старости, болезни и смерти.

Но духовная реальность — это прекрасная реальность. И тот мир описывается такими выражениями, как сат, чит, ананда — вечное бытие, бесконечное сознание и абсолютная любовь, нежность. Кто-то может сказать: «Ну да, хорошие лозунги вы провозглашаете, но как я могу знать, насколько это правда?» Но, как и во всем, есть определенная система исследования. И этот процесс в основном работает через общение.

#00:12:04#

Вопрос: Ваше отношение и отношение индуизма в целом к другим религиям  это терпимость или все-таки сожаление о заблуждении большинства?

Шрила Госвами Махарадж: Я бы сказал так: мы признаем субстанцию, суть, где бы мы ее ни нашли. Когда я путешествую, в разных странах используют разные валюты. В Индии я использую рупии, в Таиланде — баты, в Абу-Даби — динары, в России — рубли, где-то — доллары, где-то — евро. Все это — деньги. Все они обладают определенной ценностью. Но в то же время их соотношения — не один к одному. Существует градация, разница. Их относительная ценность выясняется относительно абсолютного стандарта. То же самое можно сказать о теистических системах, говорящих о Боге. Подобного рода анализ можно провести, никого не оскорбляя, а скорее признавая ценность тех или иных идей; не отбрасывая их, но принимая. Но нам нравится идея градации во всем. Ведь градация есть во всем и везде.

#00:14:25#

Вопрос: А что есть эталон?

Шрила Госвами Махарадж: То, что пронизывает всю эту выставку. На санскрите это называется раса. И в будущем мы хотим сделать отдельную выставку, которая будет посвящена именно этой теме. Раса  это термин, который сложно перевести одним словом на языки, помимо санскрита. Но в данном контексте давайте обозначим так: это любовная близость. Сейчас я скажу только в общих чертах: до той степени, до какой теистическая система допускает, приемлет возможность близких, любящих отношений с Богом, до той степени мы утверждаем ее превосходство.

#00:16:11#

Вопрос: Чем привлекателен для меня индуизм и мировоззрение, о котором сегодня было сказано, — это то, что эта философия дает определенные инструменты для достижения духовного роста, то есть медитации и прочие практики. И в то же время она наиболее логична, она поддается какому-то логическому анализу обычного материалиста, человека, который может быть даже далек от религии. Но поддается ли какому-то логическому рассуждению взгляд на мировоззрение, которое говорит о том, что после смерти что-то продолжается (имеется в виду перерождение душ)? Ведь мы не располагаем никакими фактами. Это мировоззрение, которое делает человека счастливым, либо здесь есть какая-то логика? Как рассуждает человек, который в это верит?

Шрила Госвами Махарадж: Говоря с научной точки зрения, можно применить принцип: каждое действие влечет за собой равное противодействие. И этот принцип позволил бы нам объяснить, почему люди рождаются в определенных обстоятельствах. Но если мы откроем Бхагавад-гиту, то увидим, что Кришна объясняет это там, используя очень простой пример. Как вы сказали, мы не знаем, что будет после смерти и так далее, поэтому он приводит пример, описывающий нам то, что доступно нам с вами сейчас. Что мы с вами видим здесь: сначала зародыш развивается в утробе матери; рождается младенец; он начинает ползать; ребенок идет в школу; школьник или школьница, подросток, студент, молодой человек, человек за тридцать, средних лет, пожилой человек, старик. Мы видим, что тело человека при этом очень сильно меняется, даже с научной точки зрения тело обновляется каждые семь лет.

Но Он говорит: «Несмотря на то, что ты видишь, эти изменения тела (тело сильно меняется), есть некая постоянная, константа — это переживание «я»». Кто такой я? Это ощущение не меняется, несмотря на изменения тела. И далее Он описывает: «Подобно тому, как в этом мире одежда становится старой и изношенной, вы выбрасываете ее, берете новую одежду, так же поступает душа, когда тело приходит в негодность».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси
 
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования