«Поиск счастья». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 22 июля 2011 года. Сочи



скачать (формат MP3, 21.34M)

Russian

Пройдя по нашей выставке, наша соседка по этажу, хозяйка выставки оренбургских пуховых платков, пригласила нас на свою выставку. Мы посмотрели ее пуховые платки. Очень милая женщина. Если вы сходите на ее выставку, вы убедитесь в этом. Я там увидел вещи, которые хорошо бы подошли моей матушке, которой в октябре будет уже 92 года. Эта женщина отозвалась очень приятными словами о нашей выставке. Она сказала: «Когда человек попадает на вашу выставку, сердце его наполняется радостью». И это были очень правильные слова, потому что суть заключается именно в этом — в радости. На санскрите это называется анандам. Ведь вся человеческая жизнь по сути — это поиск вкуса. Мы хотим испытать сладость, приятный вкус. Мы хотим смотреть на то, что красиво, мы хотим прикасаться к тому, что приятно на ощупь. Именно поэтому мы наделены чувствами. Именно поэтому мы способны видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус.

На самом деле эти виды деятельности по сути своей духовны. Это душа посредством тела видит, обоняет, осязает, чувствует вкус. Поэтому мы все естественным образом ищем красоты, любви, очарования. Если попытаться описать состояние современного интернета одним словом, можно сделать это очень просто — это слово «поиск». Неважно, ищете ли вы через Google или другие поисковики какие-то предметы, или же вы ищете знания, или же через Контакт и Facebook вы ищете связи с людьми, вы ищете живой связи. Ведь, по сути, мы все находимся в состоянии непрестанного поиска. Но чего же мы ищем?

Иногда нам говорят: мы ищем свою вторую половинку или идеального партнера. Иногда люди насмехаются над этим, говоря: «Это все подростковые, детские фантазии — найти свою вторую половинку, идеального партнера». Люди иногда задаются такими вопросами: «А что, если я живу в этой стране, а моя вторая половинка, тот, с кем мне предначертано быть, живет, например, в Китае?» Можно много о чем думать. Или более опытные люди приходят к молодым и говорят: «Прекрати все эти выдумки про идеального партнера, просто найди сколько-нибудь годного партнера, партнершу для себя и как-то приспособься». Даже если вы сейчас очарованы кем-то, все равно со временем вы испытаете разочарование, когда увидите, что тот, в ком вы видели эти черты, на самом деле неидеален.

И в этом-то и суть: глубоко внутри себя мы чувствуем, что мы стремимся к идеалу. Мы чувствуем, что у нас есть ощущение, каким должен быть идеал, к которому мы стремимся. Когда мы встречаем какого-то человека, мы переносим свой идеал на этого человека. Но со временем, когда мы видим, что этот человек не соответствует нашим идеальным ожиданиям, наши отношения cлабеют, затем приходит разочарование и, в конце концов, отношения даже могут разрушиться. Но внутри нас есть что-то, что все равно побуждает нас продолжать поиск, несмотря на то, что статистика говорит, что найти это в этом мире невозможно. Все равно внутри нас что-то подталкивает нас к этому поиску. И это что-то, что подталкивает нас изнутри, называется сердце, без которого вы не можете жить. Какое-то время можно прожить даже без мозга. По крайней мере, иногда создается такое полное впечатление, когда мы видим какого-то человека и думаем: «Интересно, как этот человек умудряется жить без мозгов. Может быть, это жертва какого-нибудь неудачного научного эксперимента?»

Я шучу, иронизирую, но на самом деле без сердца вы не смогли бы прожить и мгновения. Кто-то говорит: «Нет, нет! Но ведь бывают же аппараты искусственного сердца!» Но на самом деле уже эти слова подтверждают косвенным образом то, о чем мы говорим.

Итак: суть жизни — найти то, к чему стремится сердце. И не оставлять этот поиск, не отказываться от него, даже если наш опыт говорит об обратном, или если статистика пытается нас убедить, что это невозможно. Например, говорят: «А вы знаете, что 50% браков заканчиваются разводом?» Даже если бы вам сказали, что все 100% заканчиваются разводом, все равно бы вы женились или вышли замуж, чувствуя в своем сердце — вот это что-то настоящее. И даже если позже мы понимаем, что ошиблись, все равно наше сердце продолжает поиск.

Итак, что я утверждаю? То, в чем на самом деле нуждается сердце, — это идеал. В социальных сетях или на сайтах знакомств иногда предлагают людям при регистрации: «Укажите, какие должны быть критерии вашего идеального партнера, вашей идеальной второй половины». И обычно, заполнив все прочие поля, кто-то говорит: «Мои интересы — долгие прогулки по пляжу». Не краткие прогулки по пляжу, а долгие прогулки по пляжу. Обязательно укажите: длительные прогулки по пляжу. Но едва ли вы увидите научный подход в этой области, чтобы кто-то сказал: «Я — форма жизни, основанная на углероде, ищу близких отношений с другим субъектом, который является формой жизни, основанной на углероде». Это абсурдно. То есть, мы не ищем чего-то только объективного.

Что я хочу сказать? Что я утверждаю? Наш идеал не найти в мире объектов. Наш идеал находится в субъективном мире. Понятие «идеал» можно выразить другим словом — «Абсолют». Абсолют можно выразить такими словами как «безграничное», «бесконечное», «Бог». Но если наши представления о Боге — это что-то абстрактное, безличное, то мы не сможем увидеть, как отношения с Ним могут удовлетворить как-то наши личностные нужды. Ведь нельзя любить небо. Оно может вам нравиться, вы можете ценить его, но не может быть любовных отношений с небом. Если вы думаете, что вас связывают любовные отношения с небом, то, быть может, вам стоит обратиться к врачу?

Но любовные отношения возможны с другой личностью. И, по большей части, мы ничего не знаем о Личности Бога. Когда мы говорим о Безграничном, нам удобней всего размышлять о Нем в крайних понятиях, оценивать только Его крайние проявления. Слыша от ученых, что существуют триллионы триллионов звезд, планет, планетных систем, мы можем подумать, что бесконечное должно быть настолько огромным, настолько безграничным, чем-то бесконечно всеобъемлющем. Давайте отправим радиосигналы: «Алло, алло, прием, это Земля, вы слышите нас?» Почему я об этом говорю так? Потому что с одной стороны это немножко детский подход, что, якобы, посылая таким способом радиосигналы, мы сможем узнать, есть ли другие формы жизни во вселенной. И крайне образованные люди с огромной зарплатой сидят где-то в обсерваториях и внимательно прислушиваются, говоря: «Тихо, тихо! Не мешайте! Кажется, я что-то услышал!»

Но есть и другая крайность. Иногда мы думаем: «Нет, нет. Настоящее бесконечное — это что-то маленькое, мельчайшее». При помощи электронных микроскопов мы можем рассматривать самые маленькие предметы, молекулы, даже атомы, мы что-то знаем о субатомарных частицах и обнаруживаем в микромире целые миры. Просто поразительные картины. Итак, мы думаем, что бесконечное — это либо всеобъемлющее, бесконечно большое, либо бесконечно маленькое, всепронизывающее.

Но какова тогда центральная концепция, золотая середина? Если крайности — это бесконечно большое и бесконечно малое, то где же эти крайности могут встретиться, где золотая середина? Индийские писания описывают это как «всепривлекающая Личность Бога» — Тот, кто притягивает всех к Cебе, к центру, Своей красотой, любовью, сладостью и очарованием. Можно сказать, практически по определению, Бог — это первоисточник всего. Это означает: из Него изошли как безличные, так и личностные качества.

Почему только безличные или абстрактные? Как мы можем думать, что все личностные проявления произошли из чего-то безличного. Просто нас научили так, нам вдолбили в голову эту идею объективной эволюции. Чем эта комната или эта выставка интересна? Тем, что на этой выставке есть много чего посмотреть. Много всего, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Следует ли нам тогда думать, что первоисточник всего этого, первоисточник всех этих чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса — лишен всех этих чувств?

Иногда люди говорят какие-то абсурдные вещи. Например, они задают такой вопрос: «А может ли Бог сотворить такой тяжелый камень, который Сам не сможет поднять?» А как насчет более простого примера? «Может ли Он ощутить аромат цветка, нюхая его?» — «Нет. Только мы можем так наслаждаться ароматом цветка. Бог не может догадаться, как это делать!»

Я в прошлом году летел из Китая в Нью-Йорк и на соседнем сидении оказался человек.  Он родом из Китая, но сейчас живет и работает в Америке, один из ведущих компьютерных специалистов современного мира. Он работает в очень престижном университете. Я подумал: «О, какая удачная возможность задать несколько вопросов». И я задал ему такой вопрос: «Поскольку вы ученый, вы на передних рубежах науки. Можете ли вы сказать, что высший источник, первоисточник всего не обладает обонянием? Можете ли вы утверждать с абсолютной убежденностью, что первоисточник всех ароматов, всех запахов, сам лишен способности чувствовать запах?» Он был очень честен, там не было ни микрофонов, ни камер. И он сказал: «Да, если вы так формулируете, то действительно, с абсолютной уверенностью я не могу утверждать, что первоисточник лишен таких способностей». И тогда мы с ним переглянулись, потому что оба сразу же поняли, что только что этим своим утверждением он открыл для себя дверь в мир теизма.

Ведь вся перспектива теистов, верующих людей, заключается в убежденности, что существует такая возможность. И мы можем понять, каковы следствия, если допускаем, что Первоисточник всего обладает чувствами. И это означает личность. Кто-то может сказать: «Нет, это что-то слишком потрясающее. Я не могу представить себе подобного». Вот именно. То, что вы не в силах себе представить, понять, и называется непостижимым. Но мы знаем, что непостижимые вещи существуют. То, что кто-то заявляет: «Я не могу этого представить», не означает, что этого нет. И я не имею в виду это в каком-то глупом смысле: «Получается, вы хотите сказать, что какую бы глупость я ни представил, это обязательно существует?» Нет, я не играю в подобные глупые игры.

Даже самый закоренелый материалист, атеист признает, что человеческий рассудок, ум ограничен. Естественная часть развития человека, роста человека — это научиться признавать свое неведение в тех или иных областях. Некий человек однажды сказал нашему Гуру Махараджу: «Если ограниченное может познать безграничное, то это не безграничное». На что Гуру Махарадж отвечал: «Но если безграничное не может явить себя ограниченному, то это не безграничное». И в этом заключается перспектива теистической культуры.

Так же, как в западном мире известны басни Эзопа, на Востоке есть истории, называемые «Панча-тантра». Это истории, которые способны оценить дети, но также многое в них предназначено для взрослых. Одна из этих историй говорит о маленьком лягушонке и его маме. Они жили в маленьком пруду. Однажды мама-лягушка отлучилась по делам, оставив дома, в этом пруду, маленького лягушонка. В это время к пруду пришел огромный слон, чтобы напиться воды. Маленький лягушонок был поражен: он никогда не видел столь огромного существа. Его лягушачий мозг просто вынесло. Даже я не знаю всего, о чем сейчас вам расскажу. Так или иначе, тот слон ушел. Через некоторое время мама-лягушка вернулась домой. И лягушонок начал ей рассказывать: «Мама, ты не поверишь, сколь огромное существо я сейчас видел!» На что мама отвечала: «Насколько большое?» В конце концов, думала она, это всего лишь ребенок. И тогда она раздулась, раздула свою грудь и сказала: «Что, настолько большой?» Лягушонок отвечал: «Нет!» Мама-лягушка раздулась еще: «Настолько большой?» И лягушонок отвечал: «Ничего даже близкого нет, мама». Тогда мама-лягушка начала надуваться еще и еще, пока наконец не лопнула.

О чем говорит эта история? Мы своим мозгом, разумом думаем: «Бог — безграничное. Это что, вот настолько большое?» Как Стивен Хокинг «раздувается» и говорит: «Вот настолько большое?» Но здесь величина бесконечна. Веды сравнивают нас с вами с лучиками солнца, а Источник всего — с Солнцем. Качественно мы схожи, но главная разница между нами и Первоисточником — количественная. Ограниченное количество и безграничная сила. Однако мы совершим ошибку, если предположим, что обладающее бесконечной силой не в состоянии явить себя доступным для нас образом. И именно здесь нас спасает Кришна-концепция или центральная концепция безграничного. Это любовь, красота, сладость и очарование собственной персоной, проявляющий себя словно человек.

На этой выставке, на картинах вы можете увидеть разные игры самого Кришны или Его аватар — нисхождений. Это называется лила, Кришна-лила — божественные игры. В каком-то смысле игра  — это то, что лишено смысла, помимо того, чтобы, собственно, играть. Игра предназначена только для того, чтобы продолжать погружаться в сладость игр. Это игры, рождающие блаженство. Поэтому та женщина, хозяйка выставки, которая здесь рядом, она была совершенно права, когда сказала: «Мне кажется, что, приходя на вашу выставку, люди чувствуют, что в их сердцах рождается какая-то особенная радость».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси

 



←  «Плохое и хорошее». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 30 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Разница между первой и второй инициацией». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 4 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 22.4 МБ)

Russian

Пройдя по нашей выставке, наша соседка по этажу, хозяйка выставки оренбургских пуховых платков, пригласила нас на свою выставку. Мы посмотрели ее пуховые платки. Очень милая женщина. Если вы сходите на ее выставку, вы убедитесь в этом. Я там увидел вещи, которые хорошо бы подошли моей матушке, которой в октябре будет уже 92 года. Эта женщина отозвалась очень приятными словами о нашей выставке. Она сказала: «Когда человек попадает на вашу выставку, сердце его наполняется радостью». И это были очень правильные слова, потому что суть заключается именно в этом — в радости. На санскрите это называется анандам. Ведь вся человеческая жизнь по сути — это поиск вкуса. Мы хотим испытать сладость, приятный вкус. Мы хотим смотреть на то, что красиво, мы хотим прикасаться к тому, что приятно на ощупь. Именно поэтому мы наделены чувствами. Именно поэтому мы способны видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус.

На самом деле эти виды деятельности по сути своей духовны. Это душа посредством тела видит, обоняет, осязает, чувствует вкус. Поэтому мы все естественным образом ищем красоты, любви, очарования. Если попытаться описать состояние современного интернета одним словом, можно сделать это очень просто — это слово «поиск». Неважно, ищете ли вы через Google или другие поисковики какие-то предметы, или же вы ищете знания, или же через Контакт и Facebook вы ищете связи с людьми, вы ищете живой связи. Ведь, по сути, мы все находимся в состоянии непрестанного поиска. Но чего же мы ищем?

Иногда нам говорят: мы ищем свою вторую половинку или идеального партнера. Иногда люди насмехаются над этим, говоря: «Это все подростковые, детские фантазии — найти свою вторую половинку, идеального партнера». Люди иногда задаются такими вопросами: «А что, если я живу в этой стране, а моя вторая половинка, тот, с кем мне предначертано быть, живет, например, в Китае?» Можно много о чем думать. Или более опытные люди приходят к молодым и говорят: «Прекрати все эти выдумки про идеального партнера, просто найди сколько-нибудь годного партнера, партнершу для себя и как-то приспособься». Даже если вы сейчас очарованы кем-то, все равно со временем вы испытаете разочарование, когда увидите, что тот, в ком вы видели эти черты, на самом деле неидеален.

И в этом-то и суть: глубоко внутри себя мы чувствуем, что мы стремимся к идеалу. Мы чувствуем, что у нас есть ощущение, каким должен быть идеал, к которому мы стремимся. Когда мы встречаем какого-то человека, мы переносим свой идеал на этого человека. Но со временем, когда мы видим, что этот человек не соответствует нашим идеальным ожиданиям, наши отношения cлабеют, затем приходит разочарование и, в конце концов, отношения даже могут разрушиться. Но внутри нас есть что-то, что все равно побуждает нас продолжать поиск, несмотря на то, что статистика говорит, что найти это в этом мире невозможно. Все равно внутри нас что-то подталкивает нас к этому поиску. И это что-то, что подталкивает нас изнутри, называется сердце, без которого вы не можете жить. Какое-то время можно прожить даже без мозга. По крайней мере, иногда создается такое полное впечатление, когда мы видим какого-то человека и думаем: «Интересно, как этот человек умудряется жить без мозгов. Может быть, это жертва какого-нибудь неудачного научного эксперимента?»

Я шучу, иронизирую, но на самом деле без сердца вы не смогли бы прожить и мгновения. Кто-то говорит: «Нет, нет! Но ведь бывают же аппараты искусственного сердца!» Но на самом деле уже эти слова подтверждают косвенным образом то, о чем мы говорим.

Итак: суть жизни — найти то, к чему стремится сердце. И не оставлять этот поиск, не отказываться от него, даже если наш опыт говорит об обратном, или если статистика пытается нас убедить, что это невозможно. Например, говорят: «А вы знаете, что 50% браков заканчиваются разводом?» Даже если бы вам сказали, что все 100% заканчиваются разводом, все равно бы вы женились или вышли замуж, чувствуя в своем сердце — вот это что-то настоящее. И даже если позже мы понимаем, что ошиблись, все равно наше сердце продолжает поиск.

Итак, что я утверждаю? То, в чем на самом деле нуждается сердце, — это идеал. В социальных сетях или на сайтах знакомств иногда предлагают людям при регистрации: «Укажите, какие должны быть критерии вашего идеального партнера, вашей идеальной второй половины». И обычно, заполнив все прочие поля, кто-то говорит: «Мои интересы — долгие прогулки по пляжу». Не краткие прогулки по пляжу, а долгие прогулки по пляжу. Обязательно укажите: длительные прогулки по пляжу. Но едва ли вы увидите научный подход в этой области, чтобы кто-то сказал: «Я — форма жизни, основанная на углероде, ищу близких отношений с другим субъектом, который является формой жизни, основанной на углероде». Это абсурдно. То есть, мы не ищем чего-то только объективного.

Что я хочу сказать? Что я утверждаю? Наш идеал не найти в мире объектов. Наш идеал находится в субъективном мире. Понятие «идеал» можно выразить другим словом — «Абсолют». Абсолют можно выразить такими словами как «безграничное», «бесконечное», «Бог». Но если наши представления о Боге — это что-то абстрактное, безличное, то мы не сможем увидеть, как отношения с Ним могут удовлетворить как-то наши личностные нужды. Ведь нельзя любить небо. Оно может вам нравиться, вы можете ценить его, но не может быть любовных отношений с небом. Если вы думаете, что вас связывают любовные отношения с небом, то, быть может, вам стоит обратиться к врачу?

Но любовные отношения возможны с другой личностью. И, по большей части, мы ничего не знаем о Личности Бога. Когда мы говорим о Безграничном, нам удобней всего размышлять о Нем в крайних понятиях, оценивать только Его крайние проявления. Слыша от ученых, что существуют триллионы триллионов звезд, планет, планетных систем, мы можем подумать, что бесконечное должно быть настолько огромным, настолько безграничным, чем-то бесконечно всеобъемлющем. Давайте отправим радиосигналы: «Алло, алло, прием, это Земля, вы слышите нас?» Почему я об этом говорю так? Потому что с одной стороны это немножко детский подход, что, якобы, посылая таким способом радиосигналы, мы сможем узнать, есть ли другие формы жизни во вселенной. И крайне образованные люди с огромной зарплатой сидят где-то в обсерваториях и внимательно прислушиваются, говоря: «Тихо, тихо! Не мешайте! Кажется, я что-то услышал!»

Но есть и другая крайность. Иногда мы думаем: «Нет, нет. Настоящее бесконечное — это что-то маленькое, мельчайшее». При помощи электронных микроскопов мы можем рассматривать самые маленькие предметы, молекулы, даже атомы, мы что-то знаем о субатомарных частицах и обнаруживаем в микромире целые миры. Просто поразительные картины. Итак, мы думаем, что бесконечное — это либо всеобъемлющее, бесконечно большое, либо бесконечно маленькое, всепронизывающее.

Но какова тогда центральная концепция, золотая середина? Если крайности — это бесконечно большое и бесконечно малое, то где же эти крайности могут встретиться, где золотая середина? Индийские писания описывают это как «всепривлекающая Личность Бога» — Тот, кто притягивает всех к Cебе, к центру, Своей красотой, любовью, сладостью и очарованием. Можно сказать, практически по определению, Бог — это первоисточник всего. Это означает: из Него изошли как безличные, так и личностные качества.

Почему только безличные или абстрактные? Как мы можем думать, что все личностные проявления произошли из чего-то безличного. Просто нас научили так, нам вдолбили в голову эту идею объективной эволюции. Чем эта комната или эта выставка интересна? Тем, что на этой выставке есть много чего посмотреть. Много всего, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Следует ли нам тогда думать, что первоисточник всего этого, первоисточник всех этих чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса — лишен всех этих чувств?

Иногда люди говорят какие-то абсурдные вещи. Например, они задают такой вопрос: «А может ли Бог сотворить такой тяжелый камень, который Сам не сможет поднять?» А как насчет более простого примера? «Может ли Он ощутить аромат цветка, нюхая его?» — «Нет. Только мы можем так наслаждаться ароматом цветка. Бог не может догадаться, как это делать!»

Я в прошлом году летел из Китая в Нью-Йорк и на соседнем сидении оказался человек.  Он родом из Китая, но сейчас живет и работает в Америке, один из ведущих компьютерных специалистов современного мира. Он работает в очень престижном университете. Я подумал: «О, какая удачная возможность задать несколько вопросов». И я задал ему такой вопрос: «Поскольку вы ученый, вы на передних рубежах науки. Можете ли вы сказать, что высший источник, первоисточник всего не обладает обонянием? Можете ли вы утверждать с абсолютной убежденностью, что первоисточник всех ароматов, всех запахов, сам лишен способности чувствовать запах?» Он был очень честен, там не было ни микрофонов, ни камер. И он сказал: «Да, если вы так формулируете, то действительно, с абсолютной уверенностью я не могу утверждать, что первоисточник лишен таких способностей». И тогда мы с ним переглянулись, потому что оба сразу же поняли, что только что этим своим утверждением он открыл для себя дверь в мир теизма.

Ведь вся перспектива теистов, верующих людей, заключается в убежденности, что существует такая возможность. И мы можем понять, каковы следствия, если допускаем, что Первоисточник всего обладает чувствами. И это означает личность. Кто-то может сказать: «Нет, это что-то слишком потрясающее. Я не могу представить себе подобного». Вот именно. То, что вы не в силах себе представить, понять, и называется непостижимым. Но мы знаем, что непостижимые вещи существуют. То, что кто-то заявляет: «Я не могу этого представить», не означает, что этого нет. И я не имею в виду это в каком-то глупом смысле: «Получается, вы хотите сказать, что какую бы глупость я ни представил, это обязательно существует?» Нет, я не играю в подобные глупые игры.

Даже самый закоренелый материалист, атеист признает, что человеческий рассудок, ум ограничен. Естественная часть развития человека, роста человека — это научиться признавать свое неведение в тех или иных областях. Некий человек однажды сказал нашему Гуру Махараджу: «Если ограниченное может познать безграничное, то это не безграничное». На что Гуру Махарадж отвечал: «Но если безграничное не может явить себя ограниченному, то это не безграничное». И в этом заключается перспектива теистической культуры.

Так же, как в западном мире известны басни Эзопа, на Востоке есть истории, называемые «Панча-тантра». Это истории, которые способны оценить дети, но также многое в них предназначено для взрослых. Одна из этих историй говорит о маленьком лягушонке и его маме. Они жили в маленьком пруду. Однажды мама-лягушка отлучилась по делам, оставив дома, в этом пруду, маленького лягушонка. В это время к пруду пришел огромный слон, чтобы напиться воды. Маленький лягушонок был поражен: он никогда не видел столь огромного существа. Его лягушачий мозг просто вынесло. Даже я не знаю всего, о чем сейчас вам расскажу. Так или иначе, тот слон ушел. Через некоторое время мама-лягушка вернулась домой. И лягушонок начал ей рассказывать: «Мама, ты не поверишь, сколь огромное существо я сейчас видел!» На что мама отвечала: «Насколько большое?» В конце концов, думала она, это всего лишь ребенок. И тогда она раздулась, раздула свою грудь и сказала: «Что, настолько большой?» Лягушонок отвечал: «Нет!» Мама-лягушка раздулась еще: «Настолько большой?» И лягушонок отвечал: «Ничего даже близкого нет, мама». Тогда мама-лягушка начала надуваться еще и еще, пока наконец не лопнула.

О чем говорит эта история? Мы своим мозгом, разумом думаем: «Бог — безграничное. Это что, вот настолько большое?» Как Стивен Хокинг «раздувается» и говорит: «Вот настолько большое?» Но здесь величина бесконечна. Веды сравнивают нас с вами с лучиками солнца, а Источник всего — с Солнцем. Качественно мы схожи, но главная разница между нами и Первоисточником — количественная. Ограниченное количество и безграничная сила. Однако мы совершим ошибку, если предположим, что обладающее бесконечной силой не в состоянии явить себя доступным для нас образом. И именно здесь нас спасает Кришна-концепция или центральная концепция безграничного. Это любовь, красота, сладость и очарование собственной персоной, проявляющий себя словно человек.

На этой выставке, на картинах вы можете увидеть разные игры самого Кришны или Его аватар — нисхождений. Это называется лила, Кришна-лила — божественные игры. В каком-то смысле игра  — это то, что лишено смысла, помимо того, чтобы, собственно, играть. Игра предназначена только для того, чтобы продолжать погружаться в сладость игр. Это игры, рождающие блаженство. Поэтому та женщина, хозяйка выставки, которая здесь рядом, она была совершенно права, когда сказала: «Мне кажется, что, приходя на вашу выставку, люди чувствуют, что в их сердцах рождается какая-то особенная радость».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Анандини Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования