«Самоотрицание — положительное качество». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 23 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 7.15M)

Russian

Содержание лекции:


Мы не должны совершать ошибку, думая, что мы сознаем Кришну до какой бы то ни было степени. Я сейчас выражаюсь мягко, а Гуру Махарадж говорил: «Если ты считаешь, что ты сознаешь Кришну, то тебе конец». Сознание Кришны — антитезис людям, которые хвастаются наличием любви к Богу. Культура преданности противоположна этому — позиции гордости и самоутверждения, заявлению о самообладании. Махапрабху говорит:

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау

«У Меня нет и следа аромата Кришна-премы».

И Он озвучивает чувства Радхарани. Таким образом, сознание Кришны измеряется от обратного — на анураг.

#00:01:13#

дурдаивам-ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах

(«Шри Шикшаштака», текст 2)

«Мое невезение состоит в том, что у меня нет никакой склонности или влечения к этим явлениям».

И каково свидетельство? — Жить в отсутствии связи. Это лейтмотив всей вайшнавской культуры в начале, в середине и в конце. Махапрабху и Шримати Радхарани. Но если мы будем рассматривать подобных личностей, то мы увидим океан благих качеств в Них.

Рудник драгоценных камней сиддханты в «Рамананда-самваде». Но когда вайшнавы рассматривают себя, почему они столь резки в своих суждениях? Эта резкость указывает на глубину проникновения в Кришна-концепцию. Поэтому они думают: «Кришна столь высок, Кришна столь чудесен, Кришна столь велик».

Также они высоко оценивают других вайшнавов. Мы находим в «Брихад-бхагаватамритам», когда Нарада прославляет одного преданного, то этот преданный отклоняет его хвалу и указывает на другого преданного, заявляя, что тот человек — истинный преданный. Когда Нарада прославляет Пандавов, то Юдхиштхира говорит: «Я опечален: люди, видя наши игры, подумают, что быть преданным Кришны — это жизнь, полная проблем и испытаний. Это одна трагедия за другой. И наблюдая это, люди не будут стремиться к преданности. Это угнетает меня». Нарада отвечает: «Нет. Когда одна трагедия следует за другой, когда это происходит, то Кришна приходит на помощь к Своим преданным. Это увидят люди, наблюдая ваши игры».

Природа вайшнавов такова: самоотрицание и высокая оценка качеств других людей, что Гурудев суммирует прекрасным образом следующим выражением: «Моя религия состоит в том, чтобы находить изъяны в себе самом». А в другом случае он также говорит: «Моя религия состоит в том, чтобы прославлять других».

#00:05:15#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Гуру Махарадж говорит: тарор апи сахишн̣уна̄ — почему здесь сказано «более терпеливый, чем дерево»? Он дает определенную интерпретацию: дерево в соответствии со своей кармой является деревом, но оно не делает ничего дурного. Но вы — люди. Человек способен делать что-то дурное. В этом смысле вы хуже дерева, подобно безумцу с ножом в руках, который способен поранить себя. Дерево не способно совершить преступление. Оно лишь следует своей кармической судьбе. Это качество вайшнавов.

Иногда я спрашивал Мангала Махараджа: «Махарадж, как вы себя чувствуете?» На что он неизменно отвечал: «Я не знаю». И серьезно отвечал. Поскольку один вайшнав говорит другому: «Как ты хранишь меня, так я себя и чувствую». Вайшнавы уверены, они мужественны. Иногда когда он был особенно открыт и мужественен, я спрашивал: «Махарадж, как вы сегодня?» Он отвечал: «Я думаю, что чувствую себя хорошо». Он не был уверен.

И это не следует понимать ложным образом, как: «В этом мире люди страдают от низкой самооценки» — это поп-психоанализ, имеются в виду популярные стереотипы массовой культуры — низкая самооценка. Но то, как чувствует себя вайшнав, не имеет к этому никакого отношения. Высочайшая сева и способности. Это нечто иное в случае вайшнавов. Культура смирения. Мы говорили об этом прежде — сверхпроводники. Это керамит. Если вы понижаете температуру этого металла до абсолютного нуля, что составляет –200 градусов, допустим по Цельсию, тогда этот материал становится сверхпроводником. И культивирование смирения достигает абсолютного нуля. Это означает, что в этих личностях присутствует нулевое сопротивление потоку. Поэтому они — сверхпроводники.

Какие-то материалы способны проводить электричество. Но они разогреваются, потому что в них присутствует сопротивление течению этого потока. Вайшнавы заняты культивированием негативности, смирения. Когда они приближаются к точке абсолютного нуля, где отсутствует сопротивление потоку, то они приобретают качество сверхпроводимости.

Гуру Махарадж, прославляя Бхактиведанту Свами Махараджа, говорит: «Он полностью опустошил себя, он избавился от всех желаний, кроме желания служить Сарасвати Тхакуру и распространять сознание Кришны, исполнять предсказания Бхактивинода Тхакура. И тогда он стал исполнен божественной силы — шакти авеша, — а конкретно говоря, Нитьянанды. Опять же мы должны отвергать мирские проекции на духовную жизнь и на духовную субстанцию. Это не будет благотворно, скорее это будет препятствием. И мы не сумеем понять что бы то ни было должным образом.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 



←  Парикрама: паломничество по святым местам. Подборка видеоматериалов ·• Архив новостей •· После парикрамы | After parikrama  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.5 МБ)

Russian

Содержание лекции:


Мы не должны совершать ошибку, думая, что мы сознаем Кришну до какой бы то ни было степени. Я сейчас выражаюсь мягко, а Гуру Махарадж говорил: «Если ты считаешь, что ты сознаешь Кришну, то тебе конец». Сознание Кришны — антитезис людям, которые хвастаются наличием любви к Богу. Культура преданности противоположна этому — позиции гордости и самоутверждения, заявлению о самообладании. Махапрабху говорит:

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау

«У Меня нет и следа аромата Кришна-премы».

И Он озвучивает чувства Радхарани. Таким образом, сознание Кришны измеряется от обратного — на анураг.

#00:01:13#

дурдаивам-ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах

(«Шри Шикшаштака», текст 2)

«Мое невезение состоит в том, что у меня нет никакой склонности или влечения к этим явлениям».

И каково свидетельство? — Жить в отсутствии связи. Это лейтмотив всей вайшнавской культуры в начале, в середине и в конце. Махапрабху и Шримати Радхарани. Но если мы будем рассматривать подобных личностей, то мы увидим океан благих качеств в Них.

Рудник драгоценных камней сиддханты в «Рамананда-самваде». Но когда вайшнавы рассматривают себя, почему они столь резки в своих суждениях? Эта резкость указывает на глубину проникновения в Кришна-концепцию. Поэтому они думают: «Кришна столь высок, Кришна столь чудесен, Кришна столь велик».

Также они высоко оценивают других вайшнавов. Мы находим в «Брихад-бхагаватамритам», когда Нарада прославляет одного преданного, то этот преданный отклоняет его хвалу и указывает на другого преданного, заявляя, что тот человек — истинный преданный. Когда Нарада прославляет Пандавов, то Юдхиштхира говорит: «Я опечален: люди, видя наши игры, подумают, что быть преданным Кришны — это жизнь, полная проблем и испытаний. Это одна трагедия за другой. И наблюдая это, люди не будут стремиться к преданности. Это угнетает меня». Нарада отвечает: «Нет. Когда одна трагедия следует за другой, когда это происходит, то Кришна приходит на помощь к Своим преданным. Это увидят люди, наблюдая ваши игры».

Природа вайшнавов такова: самоотрицание и высокая оценка качеств других людей, что Гурудев суммирует прекрасным образом следующим выражением: «Моя религия состоит в том, чтобы находить изъяны в себе самом». А в другом случае он также говорит: «Моя религия состоит в том, чтобы прославлять других».

#00:05:15#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Гуру Махарадж говорит: тарор апи сахишн̣уна̄ — почему здесь сказано «более терпеливый, чем дерево»? Он дает определенную интерпретацию: дерево в соответствии со своей кармой является деревом, но оно не делает ничего дурного. Но вы — люди. Человек способен делать что-то дурное. В этом смысле вы хуже дерева, подобно безумцу с ножом в руках, который способен поранить себя. Дерево не способно совершить преступление. Оно лишь следует своей кармической судьбе. Это качество вайшнавов.

Иногда я спрашивал Мангала Махараджа: «Махарадж, как вы себя чувствуете?» На что он неизменно отвечал: «Я не знаю». И серьезно отвечал. Поскольку один вайшнав говорит другому: «Как ты хранишь меня, так я себя и чувствую». Вайшнавы уверены, они мужественны. Иногда когда он был особенно открыт и мужественен, я спрашивал: «Махарадж, как вы сегодня?» Он отвечал: «Я думаю, что чувствую себя хорошо». Он не был уверен.

И это не следует понимать ложным образом, как: «В этом мире люди страдают от низкой самооценки» — это поп-психоанализ, имеются в виду популярные стереотипы массовой культуры — низкая самооценка. Но то, как чувствует себя вайшнав, не имеет к этому никакого отношения. Высочайшая сева и способности. Это нечто иное в случае вайшнавов. Культура смирения. Мы говорили об этом прежде — сверхпроводники. Это керамит. Если вы понижаете температуру этого металла до абсолютного нуля, что составляет –200 градусов, допустим по Цельсию, тогда этот материал становится сверхпроводником. И культивирование смирения достигает абсолютного нуля. Это означает, что в этих личностях присутствует нулевое сопротивление потоку. Поэтому они — сверхпроводники.

Какие-то материалы способны проводить электричество. Но они разогреваются, потому что в них присутствует сопротивление течению этого потока. Вайшнавы заняты культивированием негативности, смирения. Когда они приближаются к точке абсолютного нуля, где отсутствует сопротивление потоку, то они приобретают качество сверхпроводимости.

Гуру Махарадж, прославляя Бхактиведанту Свами Махараджа, говорит: «Он полностью опустошил себя, он избавился от всех желаний, кроме желания служить Сарасвати Тхакуру и распространять сознание Кришны, исполнять предсказания Бхактивинода Тхакура. И тогда он стал исполнен божественной силы — шакти авеша, — а конкретно говоря, Нитьянанды. Опять же мы должны отвергать мирские проекции на духовную жизнь и на духовную субстанцию. Это не будет благотворно, скорее это будет препятствием. И мы не сумеем понять что бы то ни было должным образом.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования