«Достижение мира служения Кришне через звук. Необходимые качества и опыт души». Манас Кришна Прабху. 19 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 40.83M)

Russian

Манас Кришна Прабху

Достижение мира служения Богу через звук.
Необходимые качества и опыт души

(19 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Манас Кришна Прабху: Что бы то ни было, все относится так или иначе к сознанию Кришны, к Господу. Как бы нам ни казалось это пространственным или несвязанным, все сходится. Вчера я глубоко размышлял, задумался над такой темой: окружающий нас мир — это все-таки отображение того высшего мира, той настоящей реальности. Наш иллюзорный мир — это отображение [духовной] реальности. В Бхагавад-гите Господь объясняет природу материи и наблюдающего [ее изменения] сознания и сравнивает это с пурушей и пракрити, то есть мужским и женским началами. У нас есть механизм, посредством которого мы оперируем [реалиями бренного мира][1].

#00:02:11#

В какой-то степени душа сравнивается с пурушей, то есть с мужским началом, а мир, который ее окружает, — с пракрити, с энергией, женским началом. В какой-то степени инициирующий принцип пуруши — давать жизнь, оживлять все, что мы видим. Окружающий мир инициирован этим самым мужским [началом].

ахам̇ сарвасйа прабхаво,
маттах̣ сарвам̇ правартате…[2]

Господь говорит: «Что бы ни происходило, что бы ни существовало, материальное или духовное, все исходит из Меня».

#00:04:15#

Тот счастливчик, который осознает факт того, что все происходит от Господа и ничего не происходит просто так, а все связано, является истинным ресурсом всего, натуральным образом эта душа будет стремиться все предлагать Господу и жить в связи с Ним. Как осознать, допустим, тот факт, что у наших учителей есть доступ к самому сокровенному, к самым близким взаимоотношениям с тем самым центральным началом? И они посвящают нас [в эту сокровенную область], делятся с нами [духовным знанием]. Гуру Махарадж объясняет, что наиболее лаконичным будет то представление, когда мы будем понимать, видеть за всем взаимоотношения Радхи и Говинды.

#00:06:12#

По сути дела, для нас это высочайшие реалии, какие-то запредельные, поэтому для нас они в какой-то мере недоступны. Но мы не можем отрицать тот факт, что наши Гуру, наши учителя, видят эту [высшую] реальность и представляют ее нам. Они помогают нам развить в себе прекрасные качества, самые совершенные качества нашей души. Каждый атом является сознанием, у него есть потенциал. Посредством объективных инструментов мы можем наблюдать за микромиром, увидеть, что он тоже живет, и это та реалия, которая недоступна нашему обычному восприятию посредством глаз.

#00:08:22#

Но, увидев этот мир, мы можем понять, что он очень хрупкий и может разрушиться от любого воздействия, для нас непонятного. Что подарили нам наши учителя? Совершенное видение, чувствование потенциала даже самого мельчайшего элемента этого мира. И такой трюк выходит, что, в зависимости от того, с кем у нас взаимосвязь из этого высшего мира, настолько мы приобретаем новые качества и улучшается наш потенциал как мельчайшей частицы [высшего начала].

#00:10:39#

Потенциал в высочайшей степени зовется према. Если сказать в общем, этот термин переводится как божественная любовь к Господу Кришне. Но то, как она проявляется [в объективном мире] — проявление премы называется сева. Можно сказать, према-сева. Высочайшие личности тоже живут служением. Но что это за служение? Их [внутреннее] существо в этом служении обретает высочайшие переживания, которые зовутся той самой божественной любовью. Можно сказать, что прогрессом в этом движении зовется еще большее желание быть занятым в служении. Это слово можно расшифровать как очень обогащенное [смыслами] понятие: здесь и удовлетворенность сердца, и возвышенные переживания, и вдохновение.

#00:13:02#

И чем питается это вдохновение, как вы думаете? Как обитатели Вриндавана обретают вдохновение, в каком ключе служить, в каком качестве лучше пригодиться [в услужении высшему миру], как вы думаете? Вы думаете, что оно проявляется просто в сердце или как? Или [возникает] что-то в [окружающей] среде, что подталкивает их служить так или иначе Господу? Как они узнают, что они должны делать сейчас [в определенный момент]?

Преданная: Через взаимоотношения.

Манас Кришна Прабху: Взаимоотношения, безусловно, важны, это же фундамент. Но есть что-то более специфическое.

Преданная: Через сердце, через любовь.

Манас Кришна Прабху: А что активирует, инициирует любовь и сердце? Что направляет? Служение происходит по любви, но что вызывает, что вдохновляет эту любовь?

#00:15:16#

Преданный: Наверное, Его [Господа] качества.

Манас Кришна Прабху: Это не то, что я искал в качестве ответа. Это будет очень просто, когда вы осознаете.

Преданная: Гуру?

Манас Кришна Прабху: Я вам даю намек — на каком инструменте играет Господь?

#00:17:13#

Наш Гурудев и Гуру Махарадж, а также наши ачарьи, все они говорят о том, что, когда Господь играет на флейте, эта вибрация вдохновляет и оживляет все, и каждая частичка мира, каждое сознание, каждая душа устремляется с этой мелодией и знает, где и как приложить свою любовь [в служении Богу]. Все живет в такт [звучанию Его флейты]. Эта песня [Его флейты] настолько универсальна, что для разного клана служителей [она звучит по-разному], допустим, пастушкам эта мелодия подсказывает делать одно, а родителям — делать что-то другое, для пастушек — [это нечто] третье. К примеру, можно сказать, здесь в доме все сидят по отдельным комнатам, но у нас есть инструмент, через который мы принимаем сигналы, такой как интернет, и мы коммуницируем между собой. И можно сказать, что во Вриндаване песня Господа, звук флейты — это тот самый интернет.

#00:19:10#

Все, кто внемлют этой песне, подключены к этому универсальному движению. Господь коммуницирует со всеми через эту песню. Говорится, что эта звуковая вибрация, эта песня Его флейты — это то, из чего исходит все. И эта песня неотлична от маха-мантры. Возможно, мы, конечно, не относимся к разряду према-служителей, которые каждое утро, исполненные вдохновения, в восторге поднимаются, бросаются ради какого-то служения. Нам хотя бы посчастливилось просто проснуться утром — не то, что от экстаза. Нам не о чем говорить в связи с премой, нам хотя бы до уровня ништхи добраться. А ништха означает, что 24 часа [в сутки], то есть все время, ты связан с тем планом [духовного бытия], ты памятуешь о Господе.

#00:21:28#

Гуру Махарадж говорил: «Сознательное постоянное предание [Богу] в каждый момент». Это то, что необходимо для нас, такой начальный уровень. Это называется сознание Кришны. Быть в сознании Господа — наша цель. Гуру объясняет нам, что эта реалия, в которой мы находимся сейчас, это что-то вроде тренировочного поля, где мы обучаемся, обучаемся служению как таковому. Мы развиваем в себе качества, которые необходимы для взаимоотношений с Господом. К примеру, есть такое понятие, как самозабвение. Мы сегодня намекали на то, что мы хотим поговорить о бхакти-йоге.

#00:23:35#

По сути, бхакти-йога — это [способность] быть самозабвенным в любви к Господу. Потому что истинные преданные забывают о себе в стремлении служить, в этой любви они настолько увлечены Господом, что им некогда думать о себе. Что же в первую очередь нам достается от наших учителей? Этот первый шаг на пути к связи с Господом, с этим вселенским потоком, с этой песней — что это? Какой первый шаг на пути к взаимоотношениям [с Богом], какая первая возможность служения нам достается? Какое первое служение нам дается?

Преданная: Воспевание святого имени.

#00:26:05#

Манас Кришна Прабху: Гуру Махарадж говорит, что наше первое служение — это принимать [святое] имя Господа, то есть воспевать [это святое] имя. Мелодия флейты Кришны и святые имена [Кришны] — это синонимы. Это и есть абсолютная сладость. Если задуматься, что может быть слаще сладкого? Что такое абсолютная сладость? Буквальный ответ — святые имена. Каждый раз, когда Гурудев давал инициацию, он говорил, что святое имя — это трансцендентная звуковая форма Господа.

#00:28:24#

По сути дела, слава святого имени не может быть выражена в полной мере.

#00:29:56#

Анукришна Диди: Я ему [Манасу Кришне Прабху] говорю: «Как-то суховато у меня получается переводить. Ты так красочно все описываешь, а на русском все получается уныло». И он приводит пример...

Манас Кришна Прабху: Гуру Махарадж и Госвами Махарадж приводили такой пример. Допустим, ты приехал в какое-то незнакомое место, где говорят на незнакомом языке, и видишь, как кто-то тонет. Как тебе поступить? Сначала побежать выучить язык, а потом кричать о помощи или просто попытаться жестами и всеми возможными способами привлечь внимание других?

Анукришна Диди: [Манасу Кришне Прабху:] «Твоя эмоциональная передача больше захватывает внимание людей, чем мой перевод». У меня просто ощущение, что не надо тут никому переводить, тут все всё понимают.

Преданная: Очень ложное ощущение.

Манас Кришна Прабху: Как говорится, шеф-повар всегда самый большой критик. Тот, кто готовит, соответственно больше всего критикует.

#00:31:34#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-кӣртане джоди ма̄наса тоха̄ра
парама джатане та̄̐хи лобхо адхика̄ра[3]

Бхактивинод Тхакур говорит в своей поэзии (это та песня, которую мы поем каждое утро на Картику) о том, что, если ум не просто будет оглядывать процесс воспевания [святого имени Кришны], а будет делать это очень внимательно и бережно, тогда проявится качество воспевания. [Необходимо] не просто отстраненно воспевать, а очень бережно относиться к воспеванию.

Преданная: Воспевание — имеется в виду джапа или арати?

Манас Кришна Прабху: Вообще, в принципе. Когда ты воспеваешь [святые] имена в любой форме.

#00:34:02#

Господь сам говорит, что истинное качество воспевания родится в сердце, когда сердце будет в таком состоянии, в котором будут приложимы принципы «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена»[4]: когда мы будем безусловно уважительны ко всему окружающему, когда мы не будем зациклены на себе в ожидании какого-либо уважения [со стороны других], когда мы будем бесконечно смиренны и терпеливы. И есть два стиха [«Шри Шикшаштакам»], которые очень важны, они предваряют этот стих. Гурудев говорил, что Господь дал нам сутру, стих, и это абсолютно все для нас. Что может быть больше? Это первый стих. Гурудев часто говорил, что учение Махапрабху очень просто, но мы его делаем сложным, потому что сами сложны. А почему сложности? Потому что у нас есть склонность к нечистоплотности [в ментальном смысле]. И это называется аханкара, эго.

#00:36:15#

[Существует] очень много составляющих этого ложного представления о самих себе. Это и ум, ментальная система, и эмоции, переживания. Эта самая энергия, пракрити, о которой мы говорили вначале, ее механизм очень хитрый — это то, что заслоняет нас от Господа: вся эта субстанция, наполненная качествами, которую мы видим ложным восприятием. Все, что нужно, Господь Махапрабху явил в первом стихе [«Шри Шикшаштакам»]. Все, в чем душа воистину нуждается, Он все это дал. Он явил истинный потенциал [святого] имени и сказал, что нет никаких правил и предписаний, как это делать, как принимать имя.

#00:38:24#

Также Он явил ключ, которым можно открыть эту сокровищницу. Здесь говорится о таком принципе: через непосредственно [духовную] практику, когда мы включимся [в духовный процесс], независимо от того, что у нас нет спонтанной привязанности к Господу, через практику в обществе вайшнава, под его руководством, у нас обязательно родится [духовный] вкус и придут качества, которые необходимы для последующего движения. Это будет постепенно раскрываться, когда будет очищаться зеркало ума, как говорится в этом стихе. Бхактивинод Тхакур говорит о том, что нужно постоянство и качество, внимательность.

#00:40:50#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Твое [святое] имя настолько прекрасно, возвышенно, чисто, но у меня, к сожалению, нет никакого вкуса к нему, оно никак не привлекает меня». Но затем он подходит к ключу, говоря о том, что человечность, милосердие, смирение — вот эти все качества как раз дают правильную тональность для того, чтобы обрести истинный вкус. Фундаментом нашей практики является осознание того, что это за качества, как к ним прийти. Это серьезная цель. Просто благодаря тому, что ты понимаешь, что совершенно не таков: не смирен, не терпелив, не уважаешь других, не самозабвенен, и от обратного, от осознания того, что ты не таков, тебе придется помедитировать, разобраться, сконцентрироваться на осознании, а как же этого тогда [добиться]. Если я не таков, то каково это — быть таким?

#00:42:50#

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇,
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам[5]

Господь в этих сокровенных шлоках говорит о том, что душа погружается в бесконечные дружественные, родные волны, погружается глубже и глубже в объятия святого имени, в эту сладостную реальность. С его точки зрения это так. А если я подобного не переживаю, если меня подобное не касается, то почему?

#00:44:34#

И во втором стихе «Шикшаштаки» Господь являет нам настроение истинного влюбленного, который говорит, что у него нет никакого вкуса: «Я не устремляюсь к Тебе»[6]. Посредством этого состояния Он [Шри Чайтанья Махапрабху] и погружает [нас] в еще более глубокие реалии. Эта «негативность» [смирение, осознание своей незначительности, неспособности воспевать святое имя] привлекает, «вытягивает» [нужные] качества. Благодаря тому, что ты понимаешь, что у тебя нет этого, что у тебя дефицит этого, ты начинаешь задумываться, посвящать себя осознанию этого процесса, культивации в себе этого. Если бы ты думал, что у тебя это есть, то тебя бы даже и не интересовало это. А когда осознается дефицит этого, то тебе приходится разбираться, концентрироваться на том, чего не хватает.

#00:46:47#

Время заканчивается. И чтобы подытожить: первое служение, которое нам дается вместе с джапа-малой, это воспевание на четках имени Господа. Также даются десять направляющих — пресловутые десять оскорблений [при воспевании святого имени], но, по сути дела, это те вещи, которые нам помогают, это те вещи, которые будут направлять нас. И одно из них — это невнимательное воспевание, невнимательное отношение к воспеванию. Основная причина, корень десяти оскорблений — невнимательное воспевание. Здесь очень интересно задуматься — а почему? По сути дела, Господь совершенен, Он всегда на сто процентов раздает Себя полностью. Но насколько мы отдаемся со своей стороны, это вопрос, это вопрос качества нашего погружения [в духовную практику] и [глубины] взаимоотношений [с Богом]. Будь внимательным, отдавайся полностью, и незамедлительно придет результат предания, потому что Господь всегда готов, Он всегда рядом, и всегда [отдает Себя] на полную катушку, проблема в нас. А почему так не происходит? Кто, допустим, здесь не пожелает полного внимания и предания?

#00:50:08#

Вот поэтому Гурудев двадцать два раза выезжал из Индии, чтобы объяснить это. Он объезжал много раз мир, и, как он сам выражался, он приезжал в гости к своим друзьям и близким. Он наблюдал и говорил: «У всех вас есть взаимосвязь с Господом, вы все ее обрели. Но какого качества и как вы погружаетесь [в духовную практику], отдаетесь этим отношениям, большой вопрос. Это вопрос практики и ее качества». Гуру Махарадж дал нам самое высочайшее, самое прекрасное, самое чарующее и очень понятное представление о высшей реальности. А Гурудев старался расшифровать [то, чего мы из-за невежества не понимаем] и помочь нам прийти к качествам, к истинному восприятию того, как нам принять эти качества. Он практически пытался объяснить [эти моменты]. Мы знаем об этой идее, мы все рабы этой идеи в какой-то степени, мы все приняли ее, потому что она красива. Но как практически подойти к истинной связи с этим? Нас закинули в «КАМАЗ», но как нам из него не выпрыгнуть?

#00:52:40#

Как нам осознавать, что [мешает достижению этой цели] мое эго, это просто какие-то препятствия на моем пути.

[Говорят по-английски.]

#00:55:33#

Анукришна Диди: Я говорю Манасу Кришне [Прабху], что это очень актуальная тема, которую он сейчас затронул, потому что мы вокруг нее все время ходим. Нельзя отрицать, что мы привлеклись [возвышенной] идеей, нельзя отрицать, что Гурудев нам дал какую-то связь [с ней]. Но, если говорить практически, в моем случае это непосредственная связь, когда ты можешь быть внимательным к тому, о ком ты мыслишь, сам ему внимать, можешь пообщаться [с ним], услышать. Это непосредственная связь, не придуманная в уме, когда говорят, что на плане сознания мы все связаны, нет телесных препятствий и всего остального. Но я не могу похвастаться переживанием того, что я душа. Ты где-то догадываешься, что ты, наверное, не кусок мяса, не этот хлам из ума. Но сказать то, что описывает Гуру Махарадж [как] переживания души, что, когда вы соприкоснетесь [с этим планом бытия], это будет самым прекрасным [переживанием], ты увидишь, что ты — это нечто чрезвычайно красивое, [сказать этого с уверенностью нельзя]. У меня нет такого переживания, нет опыта души, и, соответственно, у меня нет контакта с Гурудевом в такой связи.

#00:57:08#

Манас Кришна Прабху: В принципе это понятие Гуру. Вообще Говинда Махарадж, который появился в нашей жизни, как раз «заземлил» те реалии, о которых говорил Гуру Махарадж, все идеи он дал нам, как нам на практике каждый день быть занятым тем, чтобы достичь той цели, к которой мы все стремимся. Он организовал свою жизнь и жизнь преданных, и все процессы таким образом, чтобы у нас была непосредственная [духовная] практика, не измышления о практике, а реальная практика.

Анукришна Диди: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданная: А у Манаса [Кришны Прабху] был опыт души?

Манас Кришна Прабху: У Сарасвати Тхакура однажды спросили, видел ли он Господа. И он сказал: «Видел я Его или нет, чем это вам поможет?» Говорить о своем опыте я стесняюсь, особенно на камеру.

Переводчик: Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Так, в Бхагавад-гите приводятся слова Господа Кришны:

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣, кхам̇ мано буддхир эва ча / ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме, бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄ — Господь Кришна говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это восемь составляющих Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4);

апарейам итас тв анйа̄м̇ пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м / джӣва-бхӯта̄м̇ маха-ба̄хо йайедам̇ дхарйате джагат — «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5);

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣-шашт̣ха̄нӣндрийа̄н̣и пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «Сознание (душа) — часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей силы» (Бхагавад-гита, 15.7).

2  Ахам̇ сарвасйа прабхаво, маттах̣ сарвам̇ правартате / ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇, будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣ — «Я Кришна, сладостный Абсолют, Причина всех причин! Всякая деятельность в материальной и духовной вселенных, Веды и связанные с ними писания — все это берет начало во Мне одном. Люди, обладающие богосознающим разумом и постигшие эту сокровенную истину, превосходят ограничения мирского и религиозного долга и принимают путь чистой любви ко Мне (рага-марга)» (Бхагавад-гита, 10.8).

3  «Если твой ум всегда погружен в воспевание святого имени, ты обретешь необходимые качества для подлинного воспевания» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шри Шикшаштакам», песня третья, стих 1).

4  Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Господа» («Шри Шикшаштакам», стих 3).

5  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

6  На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́ӣ тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдаивам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О Господь, Твое святое имя дарует душе все блага, и потому Ты открыл миру так много Своих имен: Кришна, Говинда и другие. В святом имени заключена вся Твоя божественная сила, и Ты не дал строгих предписаний (духовных или философских) для Его воспевания, не ограничил ни временем, ни местом, ни обстоятельствами. О Господь, Ты так милостиво сделал Свое имя доступным обычным душам, но все же злой рок и грехи мои перед именем не дают любви к Нему появиться в моем сердце» («Шри Шикшаштакам», 2).




←  Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 ноября 2011 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Говардхан-пуджа» (часть 3). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 нoября 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.8 МБ)

Russian

Манас Кришна Прабху

Достижение мира служения Богу через звук.
Необходимые качества и опыт души

(19 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд)

 

Манас Кришна Прабху: Что бы то ни было, все относится так или иначе к сознанию Кришны, к Господу. Как бы нам ни казалось это пространственным или несвязанным, все сходится. Вчера я глубоко размышлял, задумался над такой темой: окружающий нас мир — это все-таки отображение того высшего мира, той настоящей реальности. Наш иллюзорный мир — это отображение [духовной] реальности. В Бхагавад-гите Господь объясняет природу материи и наблюдающего [ее изменения] сознания и сравнивает это с пурушей и пракрити, то есть мужским и женским началами. У нас есть механизм, посредством которого мы оперируем [реалиями бренного мира][1].

#00:02:11#

В какой-то степени душа сравнивается с пурушей, то есть с мужским началом, а мир, который ее окружает, — с пракрити, с энергией, женским началом. В какой-то степени инициирующий принцип пуруши — давать жизнь, оживлять все, что мы видим. Окружающий мир инициирован этим самым мужским [началом].

ахам̇ сарвасйа прабхаво,
маттах̣ сарвам̇ правартате…[2]

Господь говорит: «Что бы ни происходило, что бы ни существовало, материальное или духовное, все исходит из Меня».

#00:04:15#

Тот счастливчик, который осознает факт того, что все происходит от Господа и ничего не происходит просто так, а все связано, является истинным ресурсом всего, натуральным образом эта душа будет стремиться все предлагать Господу и жить в связи с Ним. Как осознать, допустим, тот факт, что у наших учителей есть доступ к самому сокровенному, к самым близким взаимоотношениям с тем самым центральным началом? И они посвящают нас [в эту сокровенную область], делятся с нами [духовным знанием]. Гуру Махарадж объясняет, что наиболее лаконичным будет то представление, когда мы будем понимать, видеть за всем взаимоотношения Радхи и Говинды.

#00:06:12#

По сути дела, для нас это высочайшие реалии, какие-то запредельные, поэтому для нас они в какой-то мере недоступны. Но мы не можем отрицать тот факт, что наши Гуру, наши учителя, видят эту [высшую] реальность и представляют ее нам. Они помогают нам развить в себе прекрасные качества, самые совершенные качества нашей души. Каждый атом является сознанием, у него есть потенциал. Посредством объективных инструментов мы можем наблюдать за микромиром, увидеть, что он тоже живет, и это та реалия, которая недоступна нашему обычному восприятию посредством глаз.

#00:08:22#

Но, увидев этот мир, мы можем понять, что он очень хрупкий и может разрушиться от любого воздействия, для нас непонятного. Что подарили нам наши учителя? Совершенное видение, чувствование потенциала даже самого мельчайшего элемента этого мира. И такой трюк выходит, что, в зависимости от того, с кем у нас взаимосвязь из этого высшего мира, настолько мы приобретаем новые качества и улучшается наш потенциал как мельчайшей частицы [высшего начала].

#00:10:39#

Потенциал в высочайшей степени зовется према. Если сказать в общем, этот термин переводится как божественная любовь к Господу Кришне. Но то, как она проявляется [в объективном мире] — проявление премы называется сева. Можно сказать, према-сева. Высочайшие личности тоже живут служением. Но что это за служение? Их [внутреннее] существо в этом служении обретает высочайшие переживания, которые зовутся той самой божественной любовью. Можно сказать, что прогрессом в этом движении зовется еще большее желание быть занятым в служении. Это слово можно расшифровать как очень обогащенное [смыслами] понятие: здесь и удовлетворенность сердца, и возвышенные переживания, и вдохновение.

#00:13:02#

И чем питается это вдохновение, как вы думаете? Как обитатели Вриндавана обретают вдохновение, в каком ключе служить, в каком качестве лучше пригодиться [в услужении высшему миру], как вы думаете? Вы думаете, что оно проявляется просто в сердце или как? Или [возникает] что-то в [окружающей] среде, что подталкивает их служить так или иначе Господу? Как они узнают, что они должны делать сейчас [в определенный момент]?

Преданная: Через взаимоотношения.

Манас Кришна Прабху: Взаимоотношения, безусловно, важны, это же фундамент. Но есть что-то более специфическое.

Преданная: Через сердце, через любовь.

Манас Кришна Прабху: А что активирует, инициирует любовь и сердце? Что направляет? Служение происходит по любви, но что вызывает, что вдохновляет эту любовь?

#00:15:16#

Преданный: Наверное, Его [Господа] качества.

Манас Кришна Прабху: Это не то, что я искал в качестве ответа. Это будет очень просто, когда вы осознаете.

Преданная: Гуру?

Манас Кришна Прабху: Я вам даю намек — на каком инструменте играет Господь?

#00:17:13#

Наш Гурудев и Гуру Махарадж, а также наши ачарьи, все они говорят о том, что, когда Господь играет на флейте, эта вибрация вдохновляет и оживляет все, и каждая частичка мира, каждое сознание, каждая душа устремляется с этой мелодией и знает, где и как приложить свою любовь [в служении Богу]. Все живет в такт [звучанию Его флейты]. Эта песня [Его флейты] настолько универсальна, что для разного клана служителей [она звучит по-разному], допустим, пастушкам эта мелодия подсказывает делать одно, а родителям — делать что-то другое, для пастушек — [это нечто] третье. К примеру, можно сказать, здесь в доме все сидят по отдельным комнатам, но у нас есть инструмент, через который мы принимаем сигналы, такой как интернет, и мы коммуницируем между собой. И можно сказать, что во Вриндаване песня Господа, звук флейты — это тот самый интернет.

#00:19:10#

Все, кто внемлют этой песне, подключены к этому универсальному движению. Господь коммуницирует со всеми через эту песню. Говорится, что эта звуковая вибрация, эта песня Его флейты — это то, из чего исходит все. И эта песня неотлична от маха-мантры. Возможно, мы, конечно, не относимся к разряду према-служителей, которые каждое утро, исполненные вдохновения, в восторге поднимаются, бросаются ради какого-то служения. Нам хотя бы посчастливилось просто проснуться утром — не то, что от экстаза. Нам не о чем говорить в связи с премой, нам хотя бы до уровня ништхи добраться. А ништха означает, что 24 часа [в сутки], то есть все время, ты связан с тем планом [духовного бытия], ты памятуешь о Господе.

#00:21:28#

Гуру Махарадж говорил: «Сознательное постоянное предание [Богу] в каждый момент». Это то, что необходимо для нас, такой начальный уровень. Это называется сознание Кришны. Быть в сознании Господа — наша цель. Гуру объясняет нам, что эта реалия, в которой мы находимся сейчас, это что-то вроде тренировочного поля, где мы обучаемся, обучаемся служению как таковому. Мы развиваем в себе качества, которые необходимы для взаимоотношений с Господом. К примеру, есть такое понятие, как самозабвение. Мы сегодня намекали на то, что мы хотим поговорить о бхакти-йоге.

#00:23:35#

По сути, бхакти-йога — это [способность] быть самозабвенным в любви к Господу. Потому что истинные преданные забывают о себе в стремлении служить, в этой любви они настолько увлечены Господом, что им некогда думать о себе. Что же в первую очередь нам достается от наших учителей? Этот первый шаг на пути к связи с Господом, с этим вселенским потоком, с этой песней — что это? Какой первый шаг на пути к взаимоотношениям [с Богом], какая первая возможность служения нам достается? Какое первое служение нам дается?

Преданная: Воспевание святого имени.

#00:26:05#

Манас Кришна Прабху: Гуру Махарадж говорит, что наше первое служение — это принимать [святое] имя Господа, то есть воспевать [это святое] имя. Мелодия флейты Кришны и святые имена [Кришны] — это синонимы. Это и есть абсолютная сладость. Если задуматься, что может быть слаще сладкого? Что такое абсолютная сладость? Буквальный ответ — святые имена. Каждый раз, когда Гурудев давал инициацию, он говорил, что святое имя — это трансцендентная звуковая форма Господа.

#00:28:24#

По сути дела, слава святого имени не может быть выражена в полной мере.

#00:29:56#

Анукришна Диди: Я ему [Манасу Кришне Прабху] говорю: «Как-то суховато у меня получается переводить. Ты так красочно все описываешь, а на русском все получается уныло». И он приводит пример...

Манас Кришна Прабху: Гуру Махарадж и Госвами Махарадж приводили такой пример. Допустим, ты приехал в какое-то незнакомое место, где говорят на незнакомом языке, и видишь, как кто-то тонет. Как тебе поступить? Сначала побежать выучить язык, а потом кричать о помощи или просто попытаться жестами и всеми возможными способами привлечь внимание других?

Анукришна Диди: [Манасу Кришне Прабху:] «Твоя эмоциональная передача больше захватывает внимание людей, чем мой перевод». У меня просто ощущение, что не надо тут никому переводить, тут все всё понимают.

Преданная: Очень ложное ощущение.

Манас Кришна Прабху: Как говорится, шеф-повар всегда самый большой критик. Тот, кто готовит, соответственно больше всего критикует.

#00:31:34#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-кӣртане джоди ма̄наса тоха̄ра
парама джатане та̄̐хи лобхо адхика̄ра[3]

Бхактивинод Тхакур говорит в своей поэзии (это та песня, которую мы поем каждое утро на Картику) о том, что, если ум не просто будет оглядывать процесс воспевания [святого имени Кришны], а будет делать это очень внимательно и бережно, тогда проявится качество воспевания. [Необходимо] не просто отстраненно воспевать, а очень бережно относиться к воспеванию.

Преданная: Воспевание — имеется в виду джапа или арати?

Манас Кришна Прабху: Вообще, в принципе. Когда ты воспеваешь [святые] имена в любой форме.

#00:34:02#

Господь сам говорит, что истинное качество воспевания родится в сердце, когда сердце будет в таком состоянии, в котором будут приложимы принципы «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена»[4]: когда мы будем безусловно уважительны ко всему окружающему, когда мы не будем зациклены на себе в ожидании какого-либо уважения [со стороны других], когда мы будем бесконечно смиренны и терпеливы. И есть два стиха [«Шри Шикшаштакам»], которые очень важны, они предваряют этот стих. Гурудев говорил, что Господь дал нам сутру, стих, и это абсолютно все для нас. Что может быть больше? Это первый стих. Гурудев часто говорил, что учение Махапрабху очень просто, но мы его делаем сложным, потому что сами сложны. А почему сложности? Потому что у нас есть склонность к нечистоплотности [в ментальном смысле]. И это называется аханкара, эго.

#00:36:15#

[Существует] очень много составляющих этого ложного представления о самих себе. Это и ум, ментальная система, и эмоции, переживания. Эта самая энергия, пракрити, о которой мы говорили вначале, ее механизм очень хитрый — это то, что заслоняет нас от Господа: вся эта субстанция, наполненная качествами, которую мы видим ложным восприятием. Все, что нужно, Господь Махапрабху явил в первом стихе [«Шри Шикшаштакам»]. Все, в чем душа воистину нуждается, Он все это дал. Он явил истинный потенциал [святого] имени и сказал, что нет никаких правил и предписаний, как это делать, как принимать имя.

#00:38:24#

Также Он явил ключ, которым можно открыть эту сокровищницу. Здесь говорится о таком принципе: через непосредственно [духовную] практику, когда мы включимся [в духовный процесс], независимо от того, что у нас нет спонтанной привязанности к Господу, через практику в обществе вайшнава, под его руководством, у нас обязательно родится [духовный] вкус и придут качества, которые необходимы для последующего движения. Это будет постепенно раскрываться, когда будет очищаться зеркало ума, как говорится в этом стихе. Бхактивинод Тхакур говорит о том, что нужно постоянство и качество, внимательность.

#00:40:50#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Твое [святое] имя настолько прекрасно, возвышенно, чисто, но у меня, к сожалению, нет никакого вкуса к нему, оно никак не привлекает меня». Но затем он подходит к ключу, говоря о том, что человечность, милосердие, смирение — вот эти все качества как раз дают правильную тональность для того, чтобы обрести истинный вкус. Фундаментом нашей практики является осознание того, что это за качества, как к ним прийти. Это серьезная цель. Просто благодаря тому, что ты понимаешь, что совершенно не таков: не смирен, не терпелив, не уважаешь других, не самозабвенен, и от обратного, от осознания того, что ты не таков, тебе придется помедитировать, разобраться, сконцентрироваться на осознании, а как же этого тогда [добиться]. Если я не таков, то каково это — быть таким?

#00:42:50#

…а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇,
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам[5]

Господь в этих сокровенных шлоках говорит о том, что душа погружается в бесконечные дружественные, родные волны, погружается глубже и глубже в объятия святого имени, в эту сладостную реальность. С его точки зрения это так. А если я подобного не переживаю, если меня подобное не касается, то почему?

#00:44:34#

И во втором стихе «Шикшаштаки» Господь являет нам настроение истинного влюбленного, который говорит, что у него нет никакого вкуса: «Я не устремляюсь к Тебе»[6]. Посредством этого состояния Он [Шри Чайтанья Махапрабху] и погружает [нас] в еще более глубокие реалии. Эта «негативность» [смирение, осознание своей незначительности, неспособности воспевать святое имя] привлекает, «вытягивает» [нужные] качества. Благодаря тому, что ты понимаешь, что у тебя нет этого, что у тебя дефицит этого, ты начинаешь задумываться, посвящать себя осознанию этого процесса, культивации в себе этого. Если бы ты думал, что у тебя это есть, то тебя бы даже и не интересовало это. А когда осознается дефицит этого, то тебе приходится разбираться, концентрироваться на том, чего не хватает.

#00:46:47#

Время заканчивается. И чтобы подытожить: первое служение, которое нам дается вместе с джапа-малой, это воспевание на четках имени Господа. Также даются десять направляющих — пресловутые десять оскорблений [при воспевании святого имени], но, по сути дела, это те вещи, которые нам помогают, это те вещи, которые будут направлять нас. И одно из них — это невнимательное воспевание, невнимательное отношение к воспеванию. Основная причина, корень десяти оскорблений — невнимательное воспевание. Здесь очень интересно задуматься — а почему? По сути дела, Господь совершенен, Он всегда на сто процентов раздает Себя полностью. Но насколько мы отдаемся со своей стороны, это вопрос, это вопрос качества нашего погружения [в духовную практику] и [глубины] взаимоотношений [с Богом]. Будь внимательным, отдавайся полностью, и незамедлительно придет результат предания, потому что Господь всегда готов, Он всегда рядом, и всегда [отдает Себя] на полную катушку, проблема в нас. А почему так не происходит? Кто, допустим, здесь не пожелает полного внимания и предания?

#00:50:08#

Вот поэтому Гурудев двадцать два раза выезжал из Индии, чтобы объяснить это. Он объезжал много раз мир, и, как он сам выражался, он приезжал в гости к своим друзьям и близким. Он наблюдал и говорил: «У всех вас есть взаимосвязь с Господом, вы все ее обрели. Но какого качества и как вы погружаетесь [в духовную практику], отдаетесь этим отношениям, большой вопрос. Это вопрос практики и ее качества». Гуру Махарадж дал нам самое высочайшее, самое прекрасное, самое чарующее и очень понятное представление о высшей реальности. А Гурудев старался расшифровать [то, чего мы из-за невежества не понимаем] и помочь нам прийти к качествам, к истинному восприятию того, как нам принять эти качества. Он практически пытался объяснить [эти моменты]. Мы знаем об этой идее, мы все рабы этой идеи в какой-то степени, мы все приняли ее, потому что она красива. Но как практически подойти к истинной связи с этим? Нас закинули в «КАМАЗ», но как нам из него не выпрыгнуть?

#00:52:40#

Как нам осознавать, что [мешает достижению этой цели] мое эго, это просто какие-то препятствия на моем пути.

[Говорят по-английски.]

#00:55:33#

Анукришна Диди: Я говорю Манасу Кришне [Прабху], что это очень актуальная тема, которую он сейчас затронул, потому что мы вокруг нее все время ходим. Нельзя отрицать, что мы привлеклись [возвышенной] идеей, нельзя отрицать, что Гурудев нам дал какую-то связь [с ней]. Но, если говорить практически, в моем случае это непосредственная связь, когда ты можешь быть внимательным к тому, о ком ты мыслишь, сам ему внимать, можешь пообщаться [с ним], услышать. Это непосредственная связь, не придуманная в уме, когда говорят, что на плане сознания мы все связаны, нет телесных препятствий и всего остального. Но я не могу похвастаться переживанием того, что я душа. Ты где-то догадываешься, что ты, наверное, не кусок мяса, не этот хлам из ума. Но сказать то, что описывает Гуру Махарадж [как] переживания души, что, когда вы соприкоснетесь [с этим планом бытия], это будет самым прекрасным [переживанием], ты увидишь, что ты — это нечто чрезвычайно красивое, [сказать этого с уверенностью нельзя]. У меня нет такого переживания, нет опыта души, и, соответственно, у меня нет контакта с Гурудевом в такой связи.

#00:57:08#

Манас Кришна Прабху: В принципе это понятие Гуру. Вообще Говинда Махарадж, который появился в нашей жизни, как раз «заземлил» те реалии, о которых говорил Гуру Махарадж, все идеи он дал нам, как нам на практике каждый день быть занятым тем, чтобы достичь той цели, к которой мы все стремимся. Он организовал свою жизнь и жизнь преданных, и все процессы таким образом, чтобы у нас была непосредственная [духовная] практика, не измышления о практике, а реальная практика.

Анукришна Диди: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданная: А у Манаса [Кришны Прабху] был опыт души?

Манас Кришна Прабху: У Сарасвати Тхакура однажды спросили, видел ли он Господа. И он сказал: «Видел я Его или нет, чем это вам поможет?» Говорить о своем опыте я стесняюсь, особенно на камеру.

Переводчик: Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Так, в Бхагавад-гите приводятся слова Господа Кришны:

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣, кхам̇ мано буддхир эва ча / ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме, бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄ — Господь Кришна говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это восемь составляющих Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4);

апарейам итас тв анйа̄м̇ пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м / джӣва-бхӯта̄м̇ маха-ба̄хо йайедам̇ дхарйате джагат — «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5);

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣-шашт̣ха̄нӣндрийа̄н̣и пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «Сознание (душа) — часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей силы» (Бхагавад-гита, 15.7).

[2] Ахам̇ сарвасйа прабхаво, маттах̣ сарвам̇ правартате / ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇, будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣ — «Я Кришна, сладостный Абсолют, Причина всех причин! Всякая деятельность в материальной и духовной вселенных, Веды и связанные с ними писания — все это берет начало во Мне одном. Люди, обладающие богосознающим разумом и постигшие эту сокровенную истину, превосходят ограничения мирского и религиозного долга и принимают путь чистой любви ко Мне (рага-марга)» (Бхагавад-гита, 10.8).

[3] «Если твой ум всегда погружен в воспевание святого имени, ты обретешь необходимые качества для подлинного воспевания» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шри Шикшаштакам», песня третья, стих 1).

[4] Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Господа» («Шри Шикшаштакам», стих 3).

[5] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[6] На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́ӣ тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдаивам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О Господь, Твое святое имя дарует душе все блага, и потому Ты открыл миру так много Своих имен: Кришна, Говинда и другие. В святом имени заключена вся Твоя божественная сила, и Ты не дал строгих предписаний (духовных или философских) для Его воспевания, не ограничил ни временем, ни местом, ни обстоятельствами. О Господь, Ты так милостиво сделал Свое имя доступным обычным душам, но все же злой рок и грехи мои перед именем не дают любви к Нему появиться в моем сердце» («Шри Шикшаштакам», 2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования