«Избавление от эго и анартх под руководством Гуру». Cадху Прия Прабху. 9 ноября 2011 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 30.51M)

Russian

Садху Прия Прабху

Избавление от эго и анартх под руководством Гуру

(9 ноября 2011 года. Москва, Кисельный)

 

Садху Прия Прабху. Гуру Махарадж пишет, что канак, камини, пратиштха — от этих трех вещей никто не в состоянии избавиться. Он не говорит здесь о таких более простых вещах, как отказ от алкоголя, сигарет, иных видов опьянения, чего-то еще — эти вещи считаются достаточно простыми, они даже не берутся в расчет по сравнению с этими тремя. Итак, первое из этих трех — это канак, богатство, или деньги. Это стремление накапливать вокруг себя материю, чтобы устроиться поудобнее. Но каков верный признак того, кто устроился комфортно и удобно в этом мире? [Он состоит] в том, что он теряет всякое желание и вдохновение искать Бога, ему и так неплохо. Мы сейчас не говорим о каких-то экстремальных аскезах, которым следуют различные садху в Гималаях, но тем не менее важный принцип: если мы в слишком большой степени накапливаем для себя средства или устраиваемся поудобнее в большей степени, чем мы способны «переварить», то мы теряем вдохновение к духовной жизни.

#00:02:20#

Ум так устроен, постоянно куда-то уносится. На самом деле это невероятно. Итак, мы продолжаем говорить о канак, камини и пратиштхе. Камини означает вожделение, вожделение во всех его проявлениях. Высший пример вожделения в материальном мире — это желание насладиться интимными отношениями с противоположным полом. И это естественно, потому что схожие же чувства являются высшим выражением чувств в духовном мире. Но даже это препятствие — вожделение — считается сравнительно легко преодолимым. Считается, что по сравнению с третьим врагом, а именно — пратиштхой, эго, все остальные сложности незначительны.

#00:03:56#

джад̣ера пратиш̣т̣ха̄, ш́ӯкарер биш̣т̣ха̄…[1]

Сарасвати Тхакур написал очень интересную строку на бенгали о мирской славе, о пратиштхе. Он написал, что мирская пратиштха, то есть гордость, эго, подобна свиным испражнениям, свинячьему, простите, говну. То, к чему стремятся люди в этом мире, они стремятся именно к этому — к свинячьему говну. И это не мои слова, это написал Сарасвати Тхакур, и я могу даже вам сказать, на какой странице, в какой строчке эти его слова здесь есть. В конце своей жизни Сарасвати Тхакур сказал: «Мне жаль, что в своей жизни я оскорбил каких-то людей, но тем не менее правду было необходимо сказать. Но мне жаль».

#00:06:02#

Итак, эго, пратиштха. Гурудев говорит, что это не просто моя машина, мой дом, моя семья, еще что-то, но это целый мир, все в мире, что мы рассматриваем в связи со своим «я» как метод достижения своих целей. Все это относится к пратиштхе, гордости, «я». Кстати, красивая песня.

#00:06:32#

душ̣т̣а мана! туми кисера ваиш̣н̣ава?..[2]

Если вы хотите понять Сарасвати Тхакура, кто он такой, то эта песня может вам помочь. На самом деле зачастую мы думаем: «Сарасвати Тхакур несколько далек от нас, мы в основном сосредоточены на Шриле Гурудеве и Шриле Гуру Махарадже, на той сладости, что они даруют нам». Однако следует понять, что то, что дают нам наши учителя, это динамитная шашка, сверху покрытая сахаром, сахарной пудрой или шоколадом. Мы думаем: «О, классно, конфетка», — но внутри-то динамит. Именно в этом состоит их послание. И вот здесь, в этой песне, динамит в чистом виде. Именно это — лекарство для практикующих вайшнавов. В этой песне он говорит: «О, мой ум, какой из тебя вайшнав? Неужели ты считаешь себя вайшнавом? Ты оделся в красивые одежды, ты повторяешь святое имя, ты ходишь на все [духовные] программы, ты чему-то следуешь, и ты думаешь, что от этого ты стал духовным? Душта — ты дурак, мой ум!»

#00:08:41#

…пратиш̣т̣ха̄ра торе, нирджанера гхоре,
тава ‘харина̄ма’ кевала ‘каитава’

Далее он говорит: «Если ты попытаешься практиковать сознание Кришны в одиночестве — ты обязательно падешь». Кто-то может думать, что он повторяет святое имя, и это повторение святого имени, эти вибрации очистят его и позволят ему возвыситься. Но как может очистить нас повторение, то повторение, что мы совершаем, если мы повторяем только нама-апарадху, [совершаем] оскорбление святого имени? Сарасвати Тхакур старался ясно донести до каждого такую идею, что я сам по себе — никто, я очень низок, я очень падший человек, но вокруг меня столь много замечательных вайшнавов, и они обладают удивительными качествами. И, может быть, если я сумею послужить им, это поможет мне. В Дам-Дам Парке [в храме миссии] в Калькутте есть такой плакат на стене: бхактисиддханта-вани — наставления Шрилы Сарасвати Тхакура, и там перечислены семнадцать основных пунктов. Этот плакат на бенгали, поэтому западные люди проходят мимо него, ничего не видят, даже если крутятся вокруг целыми днями.

#00:11:08#

Не так сложно найти переводы тех слов, но один из моментов, которые перечислены там, — считать, что ниже тебя нет никого; считая себя самым низким, смиренно служи другим. Устрой свою жизнь таким образом, чтобы осознать наконец, что ты в своей жизни полностью зависишь от общества других вайшнавов, сам по себе ты обречен. Даже сам Гурудев говорил: «Мне так повезло, что все вайшнавы приходят ко мне и сидят вместе со мной весь день, спасая меня». Это говорил сам Гурудев. Мы не помогали ему, от нас у него были только «головняки». Но посмотрите, каково его настроение, какой пример он старался показать нам, что без преданных мы — нигде, мы потеряны.

#00:12:33#

джад̣ера пратиш̣т̣ха̄, ш́ӯкарер биш̣т̣ха̄,
джа̄но на̄ ки та̄ха̄ ма̄йа̄р ваибхава
канака ка̄минӣ, диваса-джа̄минӣ,
бха̄вийа̄ ки ка̄джа, анитйа се саба

Дальше та самая строчка, с которой мы начали вспоминать эту песню. Далее он говорит, что мы находимся под заклятием, под властью чар злой ведьмы Майи.

#00:13:10#

джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле
кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле[3]

Каждое утро мы поем эту песню: «Сколько можно спать на коленях Майи! Сейчас мы во власти этих чар, пора просыпаться». И в чем заключаются эти чары ведьмы Майи? Именно в том, что «свиные испражнения» кажутся нам чем-то очень привлекательным, чем-то нам необходимым. И тогда мы начинаем бегать ради материальных предметов, ради устроения собственного материального комфорта, чтобы обрести то, что по сути является какашками.

#00:14:11#

…канака ка̄минӣ, диваса-джа̄минӣ…

«Ты думаешь о канаке и о камини, о деньгах и о женщинах день и ночь, круглые сутки. Но когда ты занят этим, ты теряешь свое настроение преданности. Потому что, — продолжает он, — все это недолговечно, очень преходяще». Они существуют ненадолго и исчезают. Это все временно, существует лишь очень недолго. Можно сравнить это с поддельным банком, с банком-обманщиком. Сегодня ты приходишь, у них замечательно устроенные офисы, очень внушительное здание, ты отдаешь им все деньги, а через две недели ты приходишь и видишь, что на месте этого банка ничего нет, там идет ремонт здания, все здание в лесах, а банка и след простыл.

#00:15:54#

тома̄ра канака, бхогера джанака,
канакера два̄ре севахо ма̄дхава…[4]

Как устроен материальный успех? Даже если получаешь его немножко, всегда хочется больше и больше. Такова его природа: всегда хочется еще большего и большего. Это как паутина. Как только ты наступаешь, затрагиваешь паутину хоть в одном месте, это затрагивает, приводит в движение всю паутину во все стороны. Ты делаешь еще один шаг, и все — ты запутался в паутине во всех направлениях. И здесь, в этой песне, предлагается только одно решение. Когда все твои поступки станут служением Мадхаве, то есть Кришне, тогда ты освободишься от этой паутины, высвободишься из нее. Ведь на самом деле есть всего лишь два варианта. Или ты в этой паутине, или ты вне ее, свободен. Ведь материальное и духовное не смешивается, не может быть ничего среднего — или ты в паутине, или ты вне ее.

#00:18:14#

Эта песня более чем достойна, чтобы ее прочесть. Но что интересное в этой песне? В самом конце Сарасвати Тхакур пишет два стиха, совершенно необычайных. Эти стихи выгравированы даже на самадхи-мандире Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:18:31#

браджа-ва̄сӣ-ган̣а, прача̄рака-дхана,
пратиш̣т̣ха̄-бхикш̣ука та̄ра̄ нахе ш́ава
пра̄н̣а а̄чхе та̄ра, се-хету прача̄ра,
пратиш̣т̣ха̄ш́а̄-хӣна-‘кр̣ш̣н̣а-га̄тха̄’ саба[5]

Он говорит здесь: у вас удивительная возможность — браджа-ва̄сӣ-ган̣а: обитатели Вриндавана пришли сюда, явили себя в этом мире и превратились в прача̄рак, ведут проповедь в этом мире. Чем они заняты? Ничто материальное их не привлекает. И это удивительное качество. Когда я жил с Гурудевом, я видел, что его не привлекало ничего в этом мире, он не стремился ни к чему, он делал только то, что необходимо было, чтобы продолжать свое существование в этом мире, но он не стремился к материальному успеху. Природа Гурудева такова, что он никогда никого ни о чем не просил. Если кто-то сам предлагал ему — «Пожалуйста, возьмите это, возьмите то», — он принимал. Но сам он по природе был стеснителен и сам никогда не сказал бы человеку: «А дайте мне, пожалуйста это или то».

#00:20:50#

Здесь, в этой песне, Сарасвати Тхакур пишет, что на самом деле такие люди, обитатели Вриндавана, явившиеся в этом мире, живы по-настоящему, и они стараются разбудить, вернуть к жизни живых мертвецов, то есть обитателей этого мира.

#00:21:07#

ш́рӣ-дайита-да̄са, кӣртанете а̄ш́а,
коро учаих̣-сваре харина̄ма рава
кӣртана-прабха̄ве, смаран̣а свабха̄ве,
се ка̄ле бхаджана-нирджана самбхава[6]

А завершает он эту песню тем, что объясняет, что, когда мы посвящаем себя киртану, совместному киртану в сообществе с другими, то это естественным образом приводит нас к уровню, когда наша естественная внутренняя медитация и внутреннее [духовное] стремление проснутся. И пратиштха, гордость, будет уничтожена киртаном.

#00:22:30#

Мы читаем в писаниях, что настоящие освобожденные души повторяют настоящий кришна-нам. Сказано, что на языке такого человека танцует сам Кришна. Когда вы совершаете киртан в сени лотосоподобных стоп такого человека, под его руководством, то в этом случае все, кто заняты в таком киртане, вибрации их языков начинают так же вибрировать на другом, более высоком уровне. Так Гурудев милостиво дарует вам то, что возвышает, вытягивает вас на очень высокий уровень. На тот уровень, на котором повторение, которое вы совершаете своим языком, обретает настоящую очистительную силу благодаря совместному киртану.

#00:24:22#

Последствия этого нам сейчас не видны, но мало-помалу, очень медленно наше эго растворяется. И все это происходит под руководством Гуру. Именно Гурудев управляет всем этим, подобно тому, как врач лечит больного. В данном случае у пациента нет ничего, чем он мог бы исцелить себя. Мы никогда не сможем выбраться из этого мира, опираясь на свои собственные ресурсы, на свою энергию. Чтобы излечить нас от этой страшной болезни — канак, камини и пратиштхи, — опытный врач дает нам необходимое лекарство и наблюдает за нашим излечением.

#00:26:24#

Пратиштха — довольно забавное слово. Из чего оно устроено? Прати-иштха. Прати означает «всё и вся принадлежит мне». Иштха (как иштхадев) — тот, кому поклоняются, кому должны поклоняться, кому все принадлежит — это я. В любом и каждом случае я нахожусь в центре — это означает пратиштха, всеобъемлющая, всепоглощающая идея. И хотя, строго говоря, по буквам (прати-иштха) нельзя разбирать слово «пратиштха», они немножко по-разному устроены, но все же один и тот же санскритский корень, и поэтому очевидно, что эти понятия связаны. Мы видели, как Гурудев относится к нам специфическим образом в этом смысле. А именно — Гурудев спрашивал нас, то есть обращался за советом к новичкам, к человеку, который пришел в сознание Кришны всего лишь два года назад, только делает первые шаги в понимании, чтобы разобраться, что к чему. А Гурудев спрашивает его: «Прабху, скажите мне, пожалуйста. Каково ваше мнение, как нам следует поступить в этом случае?» Гурудев говорил это безо всякого эго, не говорил: «Я совершенен, я все знаю». Разумеется, Гурудев все знал, но тем не менее он показывал отсутствие эго, он обращался к младшим за советом.

#00:28:46#

В сознании Кришны труднее всего — принять неопределенность. В этом мире мы всегда требуем гарантий: «А дайте мне гарантию, напишите мне квитанцию, бумажку, что есть гарантия [на] пять лет или десять, бумажку с росписью, с печатью — тогда я буду спокоен». Но в сознании Кришны Кришна берет все твои расписки, гарантии и с улыбкой рвет их. Можете ли вы приспособиться к тому, что у вас нет никаких прав, никаких гарантий, к тому, что все права закреплены за Кришной. Он может изменить Свое решение в любой момент и может увести вас куда угодно, куда Ему заблагорассудится. [Следует] понять, что вы принадлежите Ему в том же самом смысле, как в этой жизни вы считаете многие предметы своей собственностью. Гурудев иногда говорил нам: «Я могу тебя отправить, куда мне заблагорассудится, потому что ты моя собственность. Что? Тебе не нравится?» И это корень проблемы.

#00:30:53#

Вы можете спросить сами себя, насколько вам неудобно, насколько некомфортно вы себя чувствуете, когда я рассказываю об этом. И на ту самую часть вас, которая ежится при подобных мыслях, вам следует обратить особое внимание, исследовать эту часть. Потому что предаться Кришне целиком и полностью — это естественно для души. А значит, та часть, которой не нравится идея полной зависимости от Кришны — это ваша неестественная часть, что-то чужеродное в вас. Шаг первый — увидеть в себе, заметить, приметить в себе эту самую часть, которая чужеродна для нашей природы, для того чтобы потом устранить эту часть, избавиться от нее навсегда. Или, если выразиться более совершенным образом, чтобы мы могли позволить Гурудеву устранить из нас это чужеродное тело, эту часть сознания. Ведь практика сознания Кришны поднимет всю муть, которая таилась в вашем сердце.

#00:32:55#

Ведь почему у преданных, когда [они] начинают практиковать, спустя какое-то время начинают просыпаться все самые ужасные склонности, ужасные желания, дурные привычки. Они прямо не знают, как справиться с этим, что делать. Но все устроено так. Если вы оставите свою комнату и уедете куда-нибудь на долгий срок, на пару лет, а потом вернетесь, и все это время в комнату никто не заходил, то прежде всего вам необходимо прибраться в комнате. Вполне возможно, что комната на первый взгляд не такая уж и грязная, но вы понимаете, что необходима уборка. Тогда вы берете в руки щетку или веник и начинаете выметать пыль отовсюду, и в воздухе поднимается такая пыль, что дышать невозможно. Все происходит именно таким образом в сознании Кришны. Наше сердце — это та самая комната, которая была заброшена несколько лет, а теперь, начав практиковать сознание Кришны, мы пришли туда с веником, начинаем подметать, и в воздухе поднимается такая пыль, что мы все покрываемся пылью и грязью.

#00:35:03#

Но влияние, сила Гуру такова, что они помогают нам избавиться [от загрязнения], они поднимают в нас всю эту пыль и вытягивают ее, устраняя навсегда, поднимают и вытягивают ее, выбрасывая на себя. По мере того, как каждая из анартх поднимается, просыпается в вас, вы будете полностью осознавать, что перед вами. И в этот момент возникает такой вопрос: «Готов ли я отпустить это или я буду держаться за это?» Если не готовы, то вы снова заглатываете это, и это снова укладывается в вас. Но в будущем эта анартха снова поднимется и снова встанет этот выбор — готовы ли мы отказаться или будем держаться. И так множество вещей, которые Господь и Гуру постоянно поднимают [в нас как пыль при подметании], давая нам возможность очиститься, но мы держимся за них без конца. Это и есть десятое оскорбление святого имени. Это еще один момент, о котором Гурудев говорил, обращаясь ко всем, он давал этот совет всем и каждому: «Прочтите десять оскорблений святого имени, запомните их и избегайте их».

#00:37:02#

В каком-то смысле восемь [оскорблений святого имени] из десяти [соблюдать] — не так уж и сложно. Например, Гурудев — это все и вся. Ведь если человек не готов принять это, то у него нет никаких шансов. И дальше [говорится], что полубоги не находятся на одном уровне с Кришной — ну да, это более или менее легко принять и поверить в это. Многие моменты, многие оскорбления легко понять и принять, но есть и очень тонкие моменты, которые крайне сложно принять. Святое имя — это не плод воображения, его сила — это не плод воображения. Какое-то время спустя мы начинаем видеть чудеса вокруг себя, трансформацию, как люди меняются на глазах, и начинаем думать: «Да, здесь и правда что-то реально происходит». Но самое трудное — это первое оскорбление, садху-ниндам. Это пренебрежение преданными, неправильное отношение к преданным. Преданные готовы стерпеть все, но Кришна не стерпит ничего. Кришна не стерпит оскорблений, которые мы совершаем по отношению к Его преданным. Поэтому сам человек может совершенно не чувствовать себя оскорбленным или обиженным, он может говорить: «Да, Прабху, вы замечательный преданный», но Кришна все видит, он не стерпит оскорбления преданного.

#00:39:36#

Для того, чтобы разрешить эту проблему, нам предлагают решение, о котором мы уже говорили, как сказано в первой строке того самого стиха, с которого мы начали беседу. Пойми, что ты самый низший человек, что вокруг тебя все остальные — достойны и велики, и благодаря их общению у тебя есть хоть какой-то шанс очиститься. Приняв это, постепенно мы научимся гармонично общаться с вайшнавами. И когда Кришна видит, что вы научились гармонично общаться с вайшнавами, тогда Он думает: «Вот теперь можешь идти ко Мне». Кришна говорит: «Теперь можешь идти домой, ко Мне». А мы Ему отвечаем: «Нет, ну погоди, мне нужно еще чуть-чуть насладиться в этом мире». А это последнее, десятое оскорбление [святого] имени. То есть [святое] имя приходит к вам, готово вас забрать с собой, а вы говорите: «Нет, еще рано», у вас еще есть какие-то планы в этом мире, не важно какие. Гурудев хочет забрать вас с собой, а вы говорите: «Нет, я еще не готов, мне еще нужно сделать вот это, мне еще нужно сделать вот то». И Гурудев, видя это, чувствует разочарование, отчаяние. Потому что он-то видит, что вы ищете какашек, это для вас они незаметны.

#00:41:49#

Представьте, как он разочарован. Как если бы у вас был прекрасный сын, вы зовете его к себе в удобный дом, но он лежит в куче свиных какашек, играет там и не хочет уходить. Очень часто Гурудев чувствовал такое отчаяние от этого, что он сжимал свои кулаки настолько сильно или держался за стол или стул, что костяшки его пальцев белели. Настолько сложно было ему стерпеть, что мы стремимся к чему-то [внешнему], но не к тому, что нам пришел дать Сарасвати Тхакур. В этом-то и дело: в какой-то момент мы понимаем, что мы не можем продолжать притворяться. Притворяться, что мы независимы, что мы не привязаны ни к чему материальному, что нам ничего материального не нужно.

#00:43:42#

Кто-нибудь? Вопросы? Комментарии? Вопросы, комментарии и торт. Пожалуйста, прочтите это. Ведь мы книги печатаем не для того, чтобы было чем полки заполнить.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Джад̣ера пратиш̣т̣ха̄, ш́ӯкарер биш̣т̣ха̄, джа̄но на̄ ки та̄ха̄ ма̄йа̄р ваибхава / канака ка̄минӣ, диваса-джа̄минӣ, бха̄вийа̄ ки ка̄джа, анитйа се саба — «Эта мирская слава так же отвратительна, как свиной кал. Разве ты не знаешь, что это всего лишь покров иллюзии, накинутый силой Майи? Какой толк постоянно строить планы, как лучше насладиться богатством и женщинами? Все это недолговечно» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 2).

2  Душ̣т̣а мана! туми кисера ваиш̣н̣ава? пратиш̣т̣ха̄ра торе, нирджанера гхоре, тава ‘харина̄ма’ кевала ‘каитава’ — «Порочный ум! Ты возомнил себя вайшнавом? Ты притворно воспеваешь святое имя Господа Хари в уединении только для того, чтобы снискать ложный мирской престиж, — это сущее лицемерие» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 1).

3  «Господь Гауранга взывает: „Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы Майи“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодоя-киртан», песня вторая, стих 1).

4  Тома̄ра канака, бхогера джанака, канакера два̄ре севахо ма̄дхава / ка̄минӣр ка̄ма, нахе тава дха̄ма, та̄ха̄р — ма̄лика кевала джа̄дава — «Ты заявляешь свои права на богатство — потому твои желания мирских наслаждений бесконечно возрастают. Ты должен использовать все свои способности в служении Мадхаве, Владыке всех богатств! Неужели ты будешь потворствовать своему вожделению к женщинам, тогда как все они принадлежат единственному владельцу — Господу Ядаве?» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 3).

5  «Величайшие из проповедников Господа — вечные обитатели Враджа-дхамы — подобны бесценным сокровищам. Они не молят о никчемной мирской репутации, столь желанной для живых мертвецов. Враджа-васи, воистину, полны жизни и проповедуют, чтобы вдохнуть жизнь в ходячие трупы материального мира. Песни, которые враджа-васи поют во славу Господа Кришны, лишены и тени желания славы» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 18).

6  «Вечное упование этого скромного слуги Радхи и Ее возлюбленного Кришны — киртан, и он молит всех во всеуслышание воспевать имена Господа Хари. Надмирная сила совместного воспевания сама по себе пробуждает память о Господе и Его божественных деяниях в соответствии с духовной индивидуальностью личности. Только тогда становится возможным погрузиться в уединение и предаться сокровенному поклонению Их Светлостям» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 19).




←  «Дилер божественной любви». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Новая Зеландия ·• Архив новостей •· Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 8 ноября 2011 года. Чиангмай, Таиланд  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 32.0 МБ)

Russian

Садху Прия Прабху

Избавление от эго и анартх под руководством Гуру

(9 ноября 2011 года. Москва, Кисельный)

 

Садху Прия Прабху. Гуру Махарадж пишет, что канак, камини, пратиштха — от этих трех вещей никто не в состоянии избавиться. Он не говорит здесь о таких более простых вещах, как отказ от алкоголя, сигарет, иных видов опьянения, чего-то еще — эти вещи считаются достаточно простыми, они даже не берутся в расчет по сравнению с этими тремя. Итак, первое из этих трех — это канак, богатство, или деньги. Это стремление накапливать вокруг себя материю, чтобы устроиться поудобнее. Но каков верный признак того, кто устроился комфортно и удобно в этом мире? [Он состоит] в том, что он теряет всякое желание и вдохновение искать Бога, ему и так неплохо. Мы сейчас не говорим о каких-то экстремальных аскезах, которым следуют различные садху в Гималаях, но тем не менее важный принцип: если мы в слишком большой степени накапливаем для себя средства или устраиваемся поудобнее в большей степени, чем мы способны «переварить», то мы теряем вдохновение к духовной жизни.

#00:02:20#

Ум так устроен, постоянно куда-то уносится. На самом деле это невероятно. Итак, мы продолжаем говорить о канак, камини и пратиштхе. Камини означает вожделение, вожделение во всех его проявлениях. Высший пример вожделения в материальном мире — это желание насладиться интимными отношениями с противоположным полом. И это естественно, потому что схожие же чувства являются высшим выражением чувств в духовном мире. Но даже это препятствие — вожделение — считается сравнительно легко преодолимым. Считается, что по сравнению с третьим врагом, а именно — пратиштхой, эго, все остальные сложности незначительны.

#00:03:56#

джад̣ера пратиш̣т̣ха̄, ш́ӯкарер биш̣т̣ха̄…[1]

Сарасвати Тхакур написал очень интересную строку на бенгали о мирской славе, о пратиштхе. Он написал, что мирская пратиштха, то есть гордость, эго, подобна свиным испражнениям, свинячьему, простите, говну. То, к чему стремятся люди в этом мире, они стремятся именно к этому — к свинячьему говну. И это не мои слова, это написал Сарасвати Тхакур, и я могу даже вам сказать, на какой странице, в какой строчке эти его слова здесь есть. В конце своей жизни Сарасвати Тхакур сказал: «Мне жаль, что в своей жизни я оскорбил каких-то людей, но тем не менее правду было необходимо сказать. Но мне жаль».

#00:06:02#

Итак, эго, пратиштха. Гурудев говорит, что это не просто моя машина, мой дом, моя семья, еще что-то, но это целый мир, все в мире, что мы рассматриваем в связи со своим «я» как метод достижения своих целей. Все это относится к пратиштхе, гордости, «я». Кстати, красивая песня.

#00:06:32#

душ̣т̣а мана! туми кисера ваиш̣н̣ава?..[2]

Если вы хотите понять Сарасвати Тхакура, кто он такой, то эта песня может вам помочь. На самом деле зачастую мы думаем: «Сарасвати Тхакур несколько далек от нас, мы в основном сосредоточены на Шриле Гурудеве и Шриле Гуру Махарадже, на той сладости, что они даруют нам». Однако следует понять, что то, что дают нам наши учителя, это динамитная шашка, сверху покрытая сахаром, сахарной пудрой или шоколадом. Мы думаем: «О, классно, конфетка», — но внутри-то динамит. Именно в этом состоит их послание. И вот здесь, в этой песне, динамит в чистом виде. Именно это — лекарство для практикующих вайшнавов. В этой песне он говорит: «О, мой ум, какой из тебя вайшнав? Неужели ты считаешь себя вайшнавом? Ты оделся в красивые одежды, ты повторяешь святое имя, ты ходишь на все [духовные] программы, ты чему-то следуешь, и ты думаешь, что от этого ты стал духовным? Душта — ты дурак, мой ум!»

#00:08:41#

…пратиш̣т̣ха̄ра торе, нирджанера гхоре,
тава ‘харина̄ма’ кевала ‘каитава’

Далее он говорит: «Если ты попытаешься практиковать сознание Кришны в одиночестве — ты обязательно падешь». Кто-то может думать, что он повторяет святое имя, и это повторение святого имени, эти вибрации очистят его и позволят ему возвыситься. Но как может очистить нас повторение, то повторение, что мы совершаем, если мы повторяем только нама-апарадху, [совершаем] оскорбление святого имени? Сарасвати Тхакур старался ясно донести до каждого такую идею, что я сам по себе — никто, я очень низок, я очень падший человек, но вокруг меня столь много замечательных вайшнавов, и они обладают удивительными качествами. И, может быть, если я сумею послужить им, это поможет мне. В Дам-Дам Парке [в храме миссии] в Калькутте есть такой плакат на стене: бхактисиддханта-вани — наставления Шрилы Сарасвати Тхакура, и там перечислены семнадцать основных пунктов. Этот плакат на бенгали, поэтому западные люди проходят мимо него, ничего не видят, даже если крутятся вокруг целыми днями.

#00:11:08#

Не так сложно найти переводы тех слов, но один из моментов, которые перечислены там, — считать, что ниже тебя нет никого; считая себя самым низким, смиренно служи другим. Устрой свою жизнь таким образом, чтобы осознать наконец, что ты в своей жизни полностью зависишь от общества других вайшнавов, сам по себе ты обречен. Даже сам Гурудев говорил: «Мне так повезло, что все вайшнавы приходят ко мне и сидят вместе со мной весь день, спасая меня». Это говорил сам Гурудев. Мы не помогали ему, от нас у него были только «головняки». Но посмотрите, каково его настроение, какой пример он старался показать нам, что без преданных мы — нигде, мы потеряны.

#00:12:33#

джад̣ера пратиш̣т̣ха̄, ш́ӯкарер биш̣т̣ха̄,
джа̄но на̄ ки та̄ха̄ ма̄йа̄р ваибхава
канака ка̄минӣ, диваса-джа̄минӣ,
бха̄вийа̄ ки ка̄джа, анитйа се саба

Дальше та самая строчка, с которой мы начали вспоминать эту песню. Далее он говорит, что мы находимся под заклятием, под властью чар злой ведьмы Майи.

#00:13:10#

джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле
кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле[3]

Каждое утро мы поем эту песню: «Сколько можно спать на коленях Майи! Сейчас мы во власти этих чар, пора просыпаться». И в чем заключаются эти чары ведьмы Майи? Именно в том, что «свиные испражнения» кажутся нам чем-то очень привлекательным, чем-то нам необходимым. И тогда мы начинаем бегать ради материальных предметов, ради устроения собственного материального комфорта, чтобы обрести то, что по сути является какашками.

#00:14:11#

…канака ка̄минӣ, диваса-джа̄минӣ…

«Ты думаешь о канаке и о камини, о деньгах и о женщинах день и ночь, круглые сутки. Но когда ты занят этим, ты теряешь свое настроение преданности. Потому что, — продолжает он, — все это недолговечно, очень преходяще». Они существуют ненадолго и исчезают. Это все временно, существует лишь очень недолго. Можно сравнить это с поддельным банком, с банком-обманщиком. Сегодня ты приходишь, у них замечательно устроенные офисы, очень внушительное здание, ты отдаешь им все деньги, а через две недели ты приходишь и видишь, что на месте этого банка ничего нет, там идет ремонт здания, все здание в лесах, а банка и след простыл.

#00:15:54#

тома̄ра канака, бхогера джанака,
канакера два̄ре севахо ма̄дхава…[4]

Как устроен материальный успех? Даже если получаешь его немножко, всегда хочется больше и больше. Такова его природа: всегда хочется еще большего и большего. Это как паутина. Как только ты наступаешь, затрагиваешь паутину хоть в одном месте, это затрагивает, приводит в движение всю паутину во все стороны. Ты делаешь еще один шаг, и все — ты запутался в паутине во всех направлениях. И здесь, в этой песне, предлагается только одно решение. Когда все твои поступки станут служением Мадхаве, то есть Кришне, тогда ты освободишься от этой паутины, высвободишься из нее. Ведь на самом деле есть всего лишь два варианта. Или ты в этой паутине, или ты вне ее, свободен. Ведь материальное и духовное не смешивается, не может быть ничего среднего — или ты в паутине, или ты вне ее.

#00:18:14#

Эта песня более чем достойна, чтобы ее прочесть. Но что интересное в этой песне? В самом конце Сарасвати Тхакур пишет два стиха, совершенно необычайных. Эти стихи выгравированы даже на самадхи-мандире Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:18:31#

браджа-ва̄сӣ-ган̣а, прача̄рака-дхана,
пратиш̣т̣ха̄-бхикш̣ука та̄ра̄ нахе ш́ава
пра̄н̣а а̄чхе та̄ра, се-хету прача̄ра,
пратиш̣т̣ха̄ш́а̄-хӣна-‘кр̣ш̣н̣а-га̄тха̄’ саба[5]

Он говорит здесь: у вас удивительная возможность — браджа-ва̄сӣ-ган̣а: обитатели Вриндавана пришли сюда, явили себя в этом мире и превратились в прача̄рак, ведут проповедь в этом мире. Чем они заняты? Ничто материальное их не привлекает. И это удивительное качество. Когда я жил с Гурудевом, я видел, что его не привлекало ничего в этом мире, он не стремился ни к чему, он делал только то, что необходимо было, чтобы продолжать свое существование в этом мире, но он не стремился к материальному успеху. Природа Гурудева такова, что он никогда никого ни о чем не просил. Если кто-то сам предлагал ему — «Пожалуйста, возьмите это, возьмите то», — он принимал. Но сам он по природе был стеснителен и сам никогда не сказал бы человеку: «А дайте мне, пожалуйста это или то».

#00:20:50#

Здесь, в этой песне, Сарасвати Тхакур пишет, что на самом деле такие люди, обитатели Вриндавана, явившиеся в этом мире, живы по-настоящему, и они стараются разбудить, вернуть к жизни живых мертвецов, то есть обитателей этого мира.

#00:21:07#

ш́рӣ-дайита-да̄са, кӣртанете а̄ш́а,
коро учаих̣-сваре харина̄ма рава
кӣртана-прабха̄ве, смаран̣а свабха̄ве,
се ка̄ле бхаджана-нирджана самбхава[6]

А завершает он эту песню тем, что объясняет, что, когда мы посвящаем себя киртану, совместному киртану в сообществе с другими, то это естественным образом приводит нас к уровню, когда наша естественная внутренняя медитация и внутреннее [духовное] стремление проснутся. И пратиштха, гордость, будет уничтожена киртаном.

#00:22:30#

Мы читаем в писаниях, что настоящие освобожденные души повторяют настоящий кришна-нам. Сказано, что на языке такого человека танцует сам Кришна. Когда вы совершаете киртан в сени лотосоподобных стоп такого человека, под его руководством, то в этом случае все, кто заняты в таком киртане, вибрации их языков начинают так же вибрировать на другом, более высоком уровне. Так Гурудев милостиво дарует вам то, что возвышает, вытягивает вас на очень высокий уровень. На тот уровень, на котором повторение, которое вы совершаете своим языком, обретает настоящую очистительную силу благодаря совместному киртану.

#00:24:22#

Последствия этого нам сейчас не видны, но мало-помалу, очень медленно наше эго растворяется. И все это происходит под руководством Гуру. Именно Гурудев управляет всем этим, подобно тому, как врач лечит больного. В данном случае у пациента нет ничего, чем он мог бы исцелить себя. Мы никогда не сможем выбраться из этого мира, опираясь на свои собственные ресурсы, на свою энергию. Чтобы излечить нас от этой страшной болезни — канак, камини и пратиштхи, — опытный врач дает нам необходимое лекарство и наблюдает за нашим излечением.

#00:26:24#

Пратиштха — довольно забавное слово. Из чего оно устроено? Прати-иштха. Прати означает «всё и вся принадлежит мне». Иштха (как иштхадев) — тот, кому поклоняются, кому должны поклоняться, кому все принадлежит — это я. В любом и каждом случае я нахожусь в центре — это означает пратиштха, всеобъемлющая, всепоглощающая идея. И хотя, строго говоря, по буквам (прати-иштха) нельзя разбирать слово «пратиштха», они немножко по-разному устроены, но все же один и тот же санскритский корень, и поэтому очевидно, что эти понятия связаны. Мы видели, как Гурудев относится к нам специфическим образом в этом смысле. А именно — Гурудев спрашивал нас, то есть обращался за советом к новичкам, к человеку, который пришел в сознание Кришны всего лишь два года назад, только делает первые шаги в понимании, чтобы разобраться, что к чему. А Гурудев спрашивает его: «Прабху, скажите мне, пожалуйста. Каково ваше мнение, как нам следует поступить в этом случае?» Гурудев говорил это безо всякого эго, не говорил: «Я совершенен, я все знаю». Разумеется, Гурудев все знал, но тем не менее он показывал отсутствие эго, он обращался к младшим за советом.

#00:28:46#

В сознании Кришны труднее всего — принять неопределенность. В этом мире мы всегда требуем гарантий: «А дайте мне гарантию, напишите мне квитанцию, бумажку, что есть гарантия [на] пять лет или десять, бумажку с росписью, с печатью — тогда я буду спокоен». Но в сознании Кришны Кришна берет все твои расписки, гарантии и с улыбкой рвет их. Можете ли вы приспособиться к тому, что у вас нет никаких прав, никаких гарантий, к тому, что все права закреплены за Кришной. Он может изменить Свое решение в любой момент и может увести вас куда угодно, куда Ему заблагорассудится. [Следует] понять, что вы принадлежите Ему в том же самом смысле, как в этой жизни вы считаете многие предметы своей собственностью. Гурудев иногда говорил нам: «Я могу тебя отправить, куда мне заблагорассудится, потому что ты моя собственность. Что? Тебе не нравится?» И это корень проблемы.

#00:30:53#

Вы можете спросить сами себя, насколько вам неудобно, насколько некомфортно вы себя чувствуете, когда я рассказываю об этом. И на ту самую часть вас, которая ежится при подобных мыслях, вам следует обратить особое внимание, исследовать эту часть. Потому что предаться Кришне целиком и полностью — это естественно для души. А значит, та часть, которой не нравится идея полной зависимости от Кришны — это ваша неестественная часть, что-то чужеродное в вас. Шаг первый — увидеть в себе, заметить, приметить в себе эту самую часть, которая чужеродна для нашей природы, для того чтобы потом устранить эту часть, избавиться от нее навсегда. Или, если выразиться более совершенным образом, чтобы мы могли позволить Гурудеву устранить из нас это чужеродное тело, эту часть сознания. Ведь практика сознания Кришны поднимет всю муть, которая таилась в вашем сердце.

#00:32:55#

Ведь почему у преданных, когда [они] начинают практиковать, спустя какое-то время начинают просыпаться все самые ужасные склонности, ужасные желания, дурные привычки. Они прямо не знают, как справиться с этим, что делать. Но все устроено так. Если вы оставите свою комнату и уедете куда-нибудь на долгий срок, на пару лет, а потом вернетесь, и все это время в комнату никто не заходил, то прежде всего вам необходимо прибраться в комнате. Вполне возможно, что комната на первый взгляд не такая уж и грязная, но вы понимаете, что необходима уборка. Тогда вы берете в руки щетку или веник и начинаете выметать пыль отовсюду, и в воздухе поднимается такая пыль, что дышать невозможно. Все происходит именно таким образом в сознании Кришны. Наше сердце — это та самая комната, которая была заброшена несколько лет, а теперь, начав практиковать сознание Кришны, мы пришли туда с веником, начинаем подметать, и в воздухе поднимается такая пыль, что мы все покрываемся пылью и грязью.

#00:35:03#

Но влияние, сила Гуру такова, что они помогают нам избавиться [от загрязнения], они поднимают в нас всю эту пыль и вытягивают ее, устраняя навсегда, поднимают и вытягивают ее, выбрасывая на себя. По мере того, как каждая из анартх поднимается, просыпается в вас, вы будете полностью осознавать, что перед вами. И в этот момент возникает такой вопрос: «Готов ли я отпустить это или я буду держаться за это?» Если не готовы, то вы снова заглатываете это, и это снова укладывается в вас. Но в будущем эта анартха снова поднимется и снова встанет этот выбор — готовы ли мы отказаться или будем держаться. И так множество вещей, которые Господь и Гуру постоянно поднимают [в нас как пыль при подметании], давая нам возможность очиститься, но мы держимся за них без конца. Это и есть десятое оскорбление святого имени. Это еще один момент, о котором Гурудев говорил, обращаясь ко всем, он давал этот совет всем и каждому: «Прочтите десять оскорблений святого имени, запомните их и избегайте их».

#00:37:02#

В каком-то смысле восемь [оскорблений святого имени] из десяти [соблюдать] — не так уж и сложно. Например, Гурудев — это все и вся. Ведь если человек не готов принять это, то у него нет никаких шансов. И дальше [говорится], что полубоги не находятся на одном уровне с Кришной — ну да, это более или менее легко принять и поверить в это. Многие моменты, многие оскорбления легко понять и принять, но есть и очень тонкие моменты, которые крайне сложно принять. Святое имя — это не плод воображения, его сила — это не плод воображения. Какое-то время спустя мы начинаем видеть чудеса вокруг себя, трансформацию, как люди меняются на глазах, и начинаем думать: «Да, здесь и правда что-то реально происходит». Но самое трудное — это первое оскорбление, садху-ниндам. Это пренебрежение преданными, неправильное отношение к преданным. Преданные готовы стерпеть все, но Кришна не стерпит ничего. Кришна не стерпит оскорблений, которые мы совершаем по отношению к Его преданным. Поэтому сам человек может совершенно не чувствовать себя оскорбленным или обиженным, он может говорить: «Да, Прабху, вы замечательный преданный», но Кришна все видит, он не стерпит оскорбления преданного.

#00:39:36#

Для того, чтобы разрешить эту проблему, нам предлагают решение, о котором мы уже говорили, как сказано в первой строке того самого стиха, с которого мы начали беседу. Пойми, что ты самый низший человек, что вокруг тебя все остальные — достойны и велики, и благодаря их общению у тебя есть хоть какой-то шанс очиститься. Приняв это, постепенно мы научимся гармонично общаться с вайшнавами. И когда Кришна видит, что вы научились гармонично общаться с вайшнавами, тогда Он думает: «Вот теперь можешь идти ко Мне». Кришна говорит: «Теперь можешь идти домой, ко Мне». А мы Ему отвечаем: «Нет, ну погоди, мне нужно еще чуть-чуть насладиться в этом мире». А это последнее, десятое оскорбление [святого] имени. То есть [святое] имя приходит к вам, готово вас забрать с собой, а вы говорите: «Нет, еще рано», у вас еще есть какие-то планы в этом мире, не важно какие. Гурудев хочет забрать вас с собой, а вы говорите: «Нет, я еще не готов, мне еще нужно сделать вот это, мне еще нужно сделать вот то». И Гурудев, видя это, чувствует разочарование, отчаяние. Потому что он-то видит, что вы ищете какашек, это для вас они незаметны.

#00:41:49#

Представьте, как он разочарован. Как если бы у вас был прекрасный сын, вы зовете его к себе в удобный дом, но он лежит в куче свиных какашек, играет там и не хочет уходить. Очень часто Гурудев чувствовал такое отчаяние от этого, что он сжимал свои кулаки настолько сильно или держался за стол или стул, что костяшки его пальцев белели. Настолько сложно было ему стерпеть, что мы стремимся к чему-то [внешнему], но не к тому, что нам пришел дать Сарасвати Тхакур. В этом-то и дело: в какой-то момент мы понимаем, что мы не можем продолжать притворяться. Притворяться, что мы независимы, что мы не привязаны ни к чему материальному, что нам ничего материального не нужно.

#00:43:42#

Кто-нибудь? Вопросы? Комментарии? Вопросы, комментарии и торт. Пожалуйста, прочтите это. Ведь мы книги печатаем не для того, чтобы было чем полки заполнить.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Джад̣ера пратиш̣т̣ха̄, ш́ӯкарер биш̣т̣ха̄, джа̄но на̄ ки та̄ха̄ ма̄йа̄р ваибхава / канака ка̄минӣ, диваса-джа̄минӣ, бха̄вийа̄ ки ка̄джа, анитйа се саба — «Эта мирская слава так же отвратительна, как свиной кал. Разве ты не знаешь, что это всего лишь покров иллюзии, накинутый силой Майи? Какой толк постоянно строить планы, как лучше насладиться богатством и женщинами? Все это недолговечно» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 2).

[2] Душ̣т̣а мана! туми кисера ваиш̣н̣ава? пратиш̣т̣ха̄ра торе, нирджанера гхоре, тава ‘харина̄ма’ кевала ‘каитава’ — «Порочный ум! Ты возомнил себя вайшнавом? Ты притворно воспеваешь святое имя Господа Хари в уединении только для того, чтобы снискать ложный мирской престиж, — это сущее лицемерие» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 1).

[3] «Господь Гауранга взывает: „Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы Майи“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодоя-киртан», песня вторая, стих 1).

[4] Тома̄ра канака, бхогера джанака, канакера два̄ре севахо ма̄дхава / ка̄минӣр ка̄ма, нахе тава дха̄ма, та̄ха̄р — ма̄лика кевала джа̄дава — «Ты заявляешь свои права на богатство — потому твои желания мирских наслаждений бесконечно возрастают. Ты должен использовать все свои способности в служении Мадхаве, Владыке всех богатств! Неужели ты будешь потворствовать своему вожделению к женщинам, тогда как все они принадлежат единственному владельцу — Господу Ядаве?» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 3).

[5] «Величайшие из проповедников Господа — вечные обитатели Враджа-дхамы — подобны бесценным сокровищам. Они не молят о никчемной мирской репутации, столь желанной для живых мертвецов. Враджа-васи, воистину, полны жизни и проповедуют, чтобы вдохнуть жизнь в ходячие трупы материального мира. Песни, которые враджа-васи поют во славу Господа Кришны, лишены и тени желания славы» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 18).

[6] «Вечное упование этого скромного слуги Радхи и Ее возлюбленного Кришны — киртан, и он молит всех во всеуслышание воспевать имена Господа Хари. Надмирная сила совместного воспевания сама по себе пробуждает память о Господе и Его божественных деяниях в соответствии с духовной индивидуальностью личности. Только тогда становится возможным погрузиться в уединение и предаться сокровенному поклонению Их Светлостям» (Шрила Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 19).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования