«Развитие духовной культуры». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 октября 2011 года | Москва, Ветошный | Выставка «Загадочная Индия»



скачать (формат MP3, 54.18M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Развитие духовной культуры

(29 октября 2011 года, Москва, Ветошный)

 

Эпоха поиска

Нобелевский лауреат Ромен Ролан произнес удивительные слова, называя западных людей «неудовлетворенными детьми Запада». Что же именно он подразумевает, когда говорит «неудовлетворенные дети западного духа»? Он говорит о том, что есть западный взгляд на мир, который можно противопоставить восточному. На этой выставке вы видите различные аспекты восточного, индийского взгляда на мир. Это новый взгляд на мир. Ведь сказано, что задача художника — это дать людям новое видение.

#00:01:39#

То же самое является задачей великих духовных мыслителей, великих духовных представителей Индии, а именно — научить людей по-новому смотреть на мир. Обычно мы смотрим на окружающее нас, опираясь на ограниченный опыт ограниченного мира, на накопленный нами опыт. Ведь все мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем вкусы, обрабатываем эти сигналы и на основе этого опыта строим свои предположения, выстраиваем картину мира. Однако подобный подход позволяет нам сосредоточиться лишь на узком диапазоне явлений. А задача выставок, таких, как эта, — это предложить нам альтернативный взгляд на мир, позволить нам взглянуть на вещи иначе.

#00:03:15#

Великий писатель Уильям Блейк сравнивал чувства с дверьми восприятия. Он говорил, что если очистить эти «двери восприятия», то есть чувства, тогда мы сумеем видеть все таким, каким оно является на самом деле, то есть безграничный мир. И задача духовного искателя — это позволить человеку увидеть связь всего в этом ограниченном мире, связь всего с Безграничным.

#00:04:14#

Однажды наш Гуру Махарадж давал лекцию на некоем собрании, подобном этому, и кто-то из аудитории сказал ему: «Если ограниченное способно познать Безграничное, то это не Безграничное». На это он ответил: «Если Безграничное не в состоянии явить Себя ограниченному, то это не Безграничное».

#00:04:50#

Не кто иной, как Сократ, сказал: «Жизнь, которая не была подвергнута изучению, анализу, не стоит того, чтобы ее прожить». Веды говорят о подобном, а именно они утверждают, что человеческое рождение предназначено для духовного исследования, для того, чтобы задаться вопросами о духовном.

#00:05:30#

Одна из самых известных восточных идей и ныне существующая в западном мире — это идея кармы и реинкарнации. Веды говорят, что мы уже прошли через миллионы различных рождений, восемь миллионов четыреста тысяч разных форм жизни, прежде чем сумели родиться людьми. Каждая из форм жизни обладает особой функцией, особым предназначением, ведь вкупе с каждым телом вы получаете особый набор чувств. Вы обретаете особое зрение, особый слух, обоняние, осязание. Вот, например, то, что вы видите здесь: эта спираль — это язык бабочки. Бабочка способна ощущать вкус этим языком.

#00:06:51#

А это глаза комара. Приз тому, кто сможет догадаться, что это. Это микроскопическое насекомое. Вы видите, что даже столь крошечное существо наделено способностью есть, наслаждаться вкусом.

#00:07:28#

Вот еще другие виды живых существ, которые пользуются своими антеннами для того, чтобы получать информацию. Это их версия Google. Одно насекомое говорит другому: «Ну, погугли, найди это», и то начинает антеннами исследовать окружающий мир. А другой говорит: «Нет, мои антенны гораздо лучше, видите, сколько на них тонких волосинок! Они гораздо лучше приспособлены для получения информации».

#00:08:12#

Сейчас мы с вами живем в эпоху поиска. Когда мы опираемся на свой собственный индивидуальный опыт, добавляем к нему опыт окружающих, коллективный опыт, то получаем совокупность информации. Мы хотим создать базу данных, чтобы делиться друг с другом. В этом состоит основная идея интернета, а именно — сделать всю информацию, накопленную человечеством, доступной каждому человеку в любое время по желанию. Но какова цель подобного накопления информации? На бытовом, потребительском уровне цель нам понятна — как выбрать для себя товары лучше.

#00:09:29#

Но в конечном счете чего мы ищем на самом деле? Ведь мы можем воспользоваться интернетом, например, чтобы найти свою идеальную вторую половину. Есть много сайтов знакомств — matchmaker.com и многие другие. Это означает, что также мы ищем внутреннего счастья. Мы пытаемся обрести свою вторую половину, потому что, помимо того, что мы с вами живые существа, мы также нуждаемся во внутреннем счастье.

#00:10:27#

Один ученый (с научной точки зрения) полушутя сказал, что мы с вами не более чем набор проворных химических элементов. Мы всего лишь основанные на углероде формы жизни. Но когда мы пытаемся завести хорошие знакомства, мы не пишем объявления в таком роде: «Я, основанная на углероде форма жизни, ищу другую основанную на углероде форму жизни для близких взаимоотношений». Если же, и правда, вы находитесь в таком поиске, всего лишь основанном на углеродной форме жизни, то прошу вас, пожалуйста, примите более высокие стандарты, ищите чего-то более возвышенного. Вы способны на большее.

#00:11:42#

По сути, упрощенно говоря, мы с вами все ищем любви, красоты, очарования, сладости, нежности. Это то, что лежит в основе субъективных понятий. Ведь на самом деле все предметы, даже объективного мира, основаны на субъективных идеях. О любом материальном объекте мы можем сказать, что он твердый или мягкий, тяжелый или легкий, у него есть длина и ширина, он обладает цветом, твердостью и другими качествами. Фактически объект — это не что иное, как совокупность субъективных концепций.

#00:12:57#

Наш Гуру Махарадж говорил, что объективный мир — это не более чем айсберг, плавающий в океане сознания, поэтому предмет нашего поиска заключен в субъективном мире. Это то, что не может быть доказано. Невозможно доказать ценность субъективного.

#00:13:39#

Говоря о субъективном, можно привести пример: вот эта картина Пабло Пикассо была продана на аукционе за сто миллионов евро. Если мы проанализируем ценность этой картины объективно, то, учтя стоимость холста, рамы, красок, мы поймем, что объективная ценность ее ничтожна. Но как же вышло, что эта картина была продана за сто миллионов евро? Дело в том, что эксперты, ценители в состоянии увидеть особую субстанцию, особую ценность в этой картине. На самом деле именно эта субстанция — цель сознания.

#00:14:51#

Мы слышим, что с научной точки зрения сознание — это нечто, что крайне незначительно проявлено в огромном объективном мире. Например, нам говорят, что в неизвестной нам Вселенной существует порядка триллиона триллионов звезд. И среди этого триллиона триллионов звезд есть только одна планета — Земля, которая, насколько мы знаем, способна поддерживать жизнь. Поэтому в данном случае речь идет не об одном шансе из миллиона, а об одном шансе из миллиона миллионов миллионов. Таковы шансы стать представителем, членом элиты, наделенном сознанием, какими мы с вами являемся. Вы, будучи представителем этой элиты, в удачный день можете испытать крупицу счастья.

#00:16:21#

Нам говорят при описании этой картины мира, что объективный мир, физическая вселенная практически безгранична. В этой огромной вселенной существует незначительная количественно, наделенная сознанием элита. А счастье — это неуловимая, крайне малая, незаметная субстанция.

#00:16:54#

Но ведическая концепция, восточная точка зрения прямо противоположна. Согласно этой идее, как мы уже говорили, объективный мир — это айсберг, плавающий по поверхности океана сознания, сознание же безгранично. То, к чему устремлено сознание, цель поиска сознания — это любовь, экстаз, счастье. Эта субстанция (любовь, экстаз и счастье) еще более обширна, нежели сознание. Но вместо того, чтобы направлять нас на поиск своего счастья во внутреннем, субъективном мире, нас сейчас направляют на поиск счастья во внешнем, объективном мире. Мы знаем это под названием «соблазнение духа».

#00:18:10#

Откуда к нам приходит это давление? Конечно же, из рекламы. В наши дни люди учатся жизни, обретают свои концепции из рекламы, из рекламных кампаний. Например, наверняка вам знаком этот символ — MasterCard. Почему название MasterCard? Потому что они хотят, чтобы вы считали, что вы — хозяин положения. Они хотят, чтобы вы приняли следующую картину мира — «Да, мы были рабами когда-то давно, в Средние века, когда только один человек, царь или король, был хозяином, а остальные были его рабами». Современная же пропаганда говорит каждому: «На самом деле теперь ты хозяин, и при помощи нашей карты MasterCard ты сможешь стать хозяином всех возможностей».

#00:19:37#

Какая еще одна очень известная рекламная кампания? «Просто сделай это!». Ведь если ты хозяин положения, то просто сделай это! Нет, тебе не нужно с кем-то советоваться. Не прислушивайся даже к голосу своей совести, просто делай это! А почему? Лореаль отвечает нам на этот вопрос: «Ведь я этого достойна».

#00:20:28#

На примере этих трех рекламных слоганов вы можете увидеть образец материалистической пропаганды, которая влияет на каждого. Именно из рекламы в наши дни мы черпаем свои представления о себе, свои представления о том, где искать счастье.

#00:21:05#

Одна рекламная компания выразила этот лозунг в совершенно неприкрытой, наиболее откровенной форме, а именно: «Можно все! Никакой вины!». Но если мы присмотримся к этим идеям получше, попристальнее, то увидим, что эти идеи разваливаются на глазах, поскольку, чего эти лозунги не учитывают, так это научного утверждения: «Каждое действие влечет за собой равное противодействие». Речь идет об ответственности.

#00:22:14#

Итак, цель художника — явить нам красоту, а красота сосредоточена во внутреннем, субъективном мире. Именно поэтому существуют художественные выставки, такие, как эта. Именно поэтому существует культура как таковая в человеческой цивилизации.

#00:22:43#

Один поэт из Бенгалии однажды сказал: «Если вы будете культивировать человеческое сердце, какого же рода золото оно породит?» Духовное культивирование, духовное развитие заключено именно в подобном поиске красоты — поиске красоты в субъективном мире.

Таковы некоторые из вещей, о которых я хотел рассказать сегодня.

Какие-нибудь вопросы?

#00:23:51#

Все присутствующие уже осмотрели выставку? И какие впечатления? Что больше всего понравилось?

Реплика: Танцы понравились.

Госвами Махарадж: Танцы. Еще что-то?

Реплика: Картины.

Госвами Махарадж: Живопись. У вас вопрос?

Реплика на английском: [неразборчиво].

Культура потребления и культура идей

#00:24:54#

Госвами Махарадж: Здесь можно вспомнить Питирима Сорокина. Иногда его называют отцом социологии. Он говорил, что Россия не вполне Запад или Восток. Он говорил, что разные культуры разделяются на разные категории, когда мы хотим проанализировать культуру. И культуру, которую можно условно назвать американской, направленной на потребление, он называл чувственной культурой, когда все направленно на то, чтобы пощекотать, побаловать чувства. В рамках этой культуры, в рамках этих идей нам говорят, что свобода есть свобода для чувств — делай, что хочешь.

#00:26:01#

Но говоря об Индии, Питирим Сорокин называл ее культурой идей. Он объяснял, что во всех вещах, в каждом аспекте этой культуры есть тайный метафизический смысл.

#00:26:26#

Например, вы упомянули о танцах. Это пришло к нам из духовной культуры. Эти танцы посвящены духовным явлениям. Когда Веды описывают качество духовного мира, они говорят, что духовный мир — это место, где каждое слово — песня, а каждое движение — танец. Если вы когда-нибудь видели болливудские фильмы, [то знаете, что] в индийских фильмах в самый неожиданный момент внезапно все начинают петь и танцевать. В этом есть свое очарование. Но с духовной точки зрения эта традиция связана с духовностью.

Первоисточник всего

#00:27:47#

Дэвид Бернс однажды сказал, что рай — это место, где никогда ничего не происходит. Но в Индии рай — это совсем что-то другое. Там, наоборот, всегда все полно событий: непрерывные танцы, песни, пиры. В этом и суть. С чего мы должны думать, что Первоисточник всего, что столь дорого нам, что столь близко для нас, сам лишен формы, лишен способности Себя выразить? Ведь в каждом из нас есть это стремление к наслаждениям, к радости. Значит, это качество должно присутствовать и в нашем Первоисточнике.

#00:29:14#

Идея, что материя, химические элементы каким-то образом сумели организоваться так, что появились живые существа, у которых есть стремления к чему-то высокому, эта идея очень сомнительна. Разумнее принять, что все качества и свойства, что мы видим в этом мире, имеют свой прообраз в духовном мире.

#00:29:45#

Например, мужское и женское начало. В мире полно мужского и женского. Называйте это как хотите, плюс и минус, инь и янь, мужчины и женщины, но это пронизывает все. Но с чего нам полагать, что Первоисточник всего, мужского и женского, сам является бесполым или среднего рода? Скорее нужно понять, что в Первоисточнике присутствует как мужское, так и женское начала.

Да?

Карма.
«Любое действие влечет равное противодействие»

#00:30:37#

Вопрос (на английском): Не могли бы вы, пожалуйста, объяснить ваше понимание слова «карма»?

#00:30:56#

Госвами Махарадж: На одном из слайдов мы показывали эту цитату: «каждое действие влечет равное противодействие». Когда в школе на уроке физики вам объясняют этот принцип, то приводят какой-либо пример, вроде того: я давлю на стол, и этот стол с такой же силой давит на меня. В итоге мы никуда не двигаемся и все скучно записывают это в тетради. Для большинства людей на этом заканчивается изучение этого принципа, но кто-то идет дальше. Здесь мы утверждаем, что этот принцип влияет на все сферы.

#00:31:49#

«Любое действие влечет равное противодействие». Когда человек рождается в определенных обстоятельствах в этом мире, это указывает на то, что это все последствия его прошлых поступков. Была написана книга, озаглавленная «Почему с хорошими людьми случаются плохие вещи». Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно писать целую книгу. Можно ответить одним словом — карма. Это кармические последствия. И это позволяет нам открыть глаза на другие аспекты. Например, если мы не видим в этой жизни человека никаких поступков, которыми он мог бы заслужить те ужасные вещи, которые с ним произошли, это указывает на прошлые поступки в прошлых жизнях. Так на «сцену» выходит идея реинкарнации, перевоплощения [души в материальном мире].

#00:33:21#

Вопрос (на английском): А где вы даете лекции?

Госвами Махарадж: Повсюду. В Америке и везде, где меня приглашают: в Калифорнии, Нью-Йорке, в других местах.

Есть ли другие вопросы? Вопросы на любые другие темы — необязательно о том, о чем мы говорили.

Мантра

#00:34:02#

Вопрос: А что такое мантра?

Госвами Махарадж: Мантрам? Хороший вопрос. Полезно разобрать происхождение этого слова, это поможет нам понять. Это слово из двух частей: «мана» и «тра». «Мана» значит «ум», а «тра» означает «освобождать». Поэтому мантра — это духовные звуки, которые освобождают наш ум.

#00:34:57#

И тут мы возвращаемся к карме, ведь ум является средоточием кармы. Мы опять переходим к субъективным концепциям. В юриспруденции для того, чтобы определить вину человека, преступление это или нет, обязательно учитывается мотив. И это указывает нам на важный принцип — не столь важны буквальные действия, сколь важно то, что происходит внутри. В той степени, в какой вы обусловлены мыслями, которые связывают вас, мантра приходит к вам на помощь и помогает освободиться от этого.

Да?

От грубого мира к тонкому

#00:36:14#

Вопрос (на английском языке): Если все, что мы видим, субъективно, то как мы можем поделиться ценностями, своими представлениями с другими людьми?

#00:36:33#

Госвами Махарадж: Это очень хороший, важный вопрос. Допустим, во взаимоотношениях некой пары в определенный момент наступает осознание, что на самом деле они не понимают друг друга. То есть они осознают, что помимо того, что их связывает общий объективный опыт, на субъективном, внутреннем уровне они не понимают друг друга.

#00:37:23#

В Бхагавад-гите Кришна предлагает процесс, который шаг за шагом позволяет нам перейти из объективного мира к представлению о себе как об обитателях субъективного, тонкого мира.

#00:37:37#

Итак, прежде всего есть объекты чувств, то есть предметы, которые мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем их вкус. Но выше предметов на более тонком уровне пребывают чувства, с помощью которых мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем вкус. На самом деле не сами чувства совершают это, они лишь инструменты восприятия. Итак, выше, тоньше чувств — ум. Ум — это средоточие всего чувственного опыта.

#00:38:36#

На более тонком уровне — разум, то есть способность различать хорошее и плохое. Ведь ум — это лишь зеркало. Что бы вы ни поместили перед зеркалом, оно отражает все, хорошее или плохое. Это лишь инструмент. Но разум — это способность определять, решать: об этом стоит думать, а об этом думать не стоит.

#00:39:19#

Еще тоньше разума эго, а уже выше эго — субъективный мир, уровень души. Для того чтобы по-настоящему обрести связь с другим человеком, необходимо, чтобы эта связь была на духовном уровне, за пределами объективного, умственного уровня, тоньше, чем разум. Кроме того, зеркало ума, которое есть у каждого из нас, покрыто толстым слоем предрассудков, накопленных за время нашей жизни. И это зеркало дает нам ложное представление об окружающем мире и других людях.

#00:40:26#

Итак, мы снова приходим к мантре. Мантра позволяет очистить это зеркало, освободить ум, чтобы видеть все отчетливо. Для этого предназначено духовное обучение, духовная практика.

Различные взгляды.
Сравнительный анализ

#00:40:50#

Вопрос: Вы говорите, что существует новая философия, течения западные и восточные. А не проще создать одну философию, восточную, авторитетную, чтобы избежать религиозных войн, конфликтов и много другого?

#00:41:26#

Госвами Махарадж: На поверхности может казаться, что это хорошая мысль. Но есть особая причина, почему существуют различные философии, различные взгляды на жизнь, а именно для того, чтобы дать возможность каждому [выбирать], потому что не все люди согласны смотреть на мир одинаково. Поэтому есть разные взгляды, которые люди готовы принять.

#00:42:08#

Но в поддержку вашей идеи есть одно высказывание Вед, которое гласит: «Стремись познать то одно, познав которое, ты познаешь все». Стремись обрести то одно, обретя которое, ты обретешь все. Казалось бы, это чудесная реклама, громкое заявление, но на самом деле это реально. Нам приводят пример, который показывает нам по крайней мере принципиальную возможность этого. Различные достойные дела, благородные цели, которые мы можем преследовать, подобны множеству листьев одного дерева. Но, будучи ограниченным существом, вы ограничены в своих ресурсах, поэтому возникает вопрос, на что именно направить свои силы.

#00:43:30#

Духовная идея здесь гласит: направьте свои силы на поливание корня этого дерева [Всевышнего], и тогда все ветви, все листья обретут питание. Кормите желудок, тогда все части тела обретут питание. Оставьте эгоцентричность и станьте богоцентричными. То есть направьте свои силы на абсолютный Центр.

#00:44:19#

Но неизбежно должны существовать различные течения, различные точки зрения, для того чтобы дать возможность каждому на разных уровнях найти себе место. Это не означает, что нельзя провести сравнительный анализ. Это все равно, что в мире денег сказать: «А давайте придумаем одну валюту, чтобы ее везде принимали». Может быть, это и возможно, но реально есть много разных валют, каждая из которых обладает своей ценностью и используется в своей стране, в своей местности. Но это не означает, что разные валюты равны по своей ценности. Даже выйдя сейчас на улицу, вы неизбежно увидите множество вывесок обменных пунктов на улице, которые будут показывать, что один доллар — это столько-то рублей, один евро — столько-то рублей. Есть абсолютный эталон, в сравнении с которым определяется относительная ценность той или иной валюты.

#00:45:58#

Подобным же образом можно провести анализ в теистическом мире, среди теистических идей. С чего нам думать, что все идеи одинаковы? Есть абсолютный эталон, в сравнении с которым можно понять относительную ценность той или иной богоцентрической системы. На санскрите этот эталон называется раса — обмен любовными чувствами, любовная близость. До той степени, до какой система представлений о Боге позволяет обрести более близкие, интимные взаимоотношения [с Ним], до той степени эта система занимает более высокое положение.

Есть ли другие вопросы? Да?

#00:47:04#

Вопрос: Очень интересно, в каком цвете вы видите излучение Красной площади?

Госвами Махарадж [Смеется].

Реплика: Одним словом.

Госвами Махарадж: Шафрановая площадь. Шафрановый цвет. Вот так я ее вижу.

Другие вопросы?

Пища души

#00:47:36#

Вопрос: Общались ли вы когда-нибудь с людьми, которые питаются праной?

#00:48:02#

Госвами Махарадж: Я близко незнаком с кем-либо из таких людей. [Смеется.] Но опять же важен вопрос: что нас интересует — объективный мир или субъективный? Я могу согласиться с вами в одном, а именно — что мы можем питать себя, поддерживать себя чем-то тонким. По сути, мы об этом и говорим. Но цель вовсе не в том, чтобы научиться поддерживать свое тело подобным питанием. Ведь, по сути, цель тех практик, о которых мы говорим, — йоги, медитации и тому подобного, — выйти за пределы наших ограничений и вступить в субъективный мир.

#00:49:33#

Мы цитировали слова поэта о культивировании сердца. Ведь культивирование, культура указывают на этот процесс. Мы сажаем семечко в почву и культивируем его, заботимся о нем. Именно отсюда происходит слово «культура». Однако здесь мы говорим о том, чтобы посадить семена концепции в «почву» сердца и посмотреть, какие плоды породит оно. Но откуда должна прийти эта концепция?

#00:50:19#

Иногда искусство определяют как лучшие мысли, когда-либо выраженные людьми. Мы цитировали уже слова Сократа, который утверждал, что жизнь, которая не была исследована, не стоила того, чтобы ее прожить. Другие люди говорят, что жизнь, лишенная культуры, внутреннего развития, — это неполноценная жизнь.

#00:51:04#

Но если мы углубим эту идею, придем к самому тонкому ее пониманию, то сделаем вывод: жизнь, лишенная духовного поиска, духовного развития, — это не жизнь, которую стоит проживать, ведь мы, духовные существа, наделены этими телами лишь на короткий промежуток времени. В чем же смысл, предназначение человеческой цивилизации, человеческой культуры? Чего нам нужно достичь за то короткое время, что отпущено нашим телам?

#00:51:58#

Вы говорите о пране, но давайте перейдем здесь к другому, более тонкому понятию. Например, культура, искусство также дают нам питание на тонком уровне, «тонкую» поддержку через рассказы. В этих рассказах можно узнать много архетипов, которые открывают нам то, как может явить себя наше подлинное «я».

#00:52:39#

Самые утонченные произведения культуры говорят об отчаянии, разочаровании души, воплощенной в теле, о невозможности обрести счастье, полноту жизни в объективном мире. Итак, здесь нас спасает духовная точка зрения, то, в чем нуждается наше сознание. Пища сознания — это любовь, красота, экстаз, счастье. И какого же рода счастье нам необходимо? Вечное.

#00:53:35#

Есть такая шутка. Мужчина говорит женщине: «Я буду любить тебя всегда, ну или пока тебе не исполнится сорок». [Смех.] Итак, внутри нас «зашит», заложен поиск вечной любви. Иногда говорят: «Я буду любить тебя всегда, пока светят звезды». Но звезды все еще светят, а более половины браков заканчиваются разводами. Наверное, облаков было много и звезд не видно. Итак, нам всем присущ поиск вечной любви, вечного счастья, вечной жизни, но мы оказываемся в обстоятельствах, которые не позволяют ничему из этого случиться.

#00:54:47#

Некоторые циники утверждают: «На самом деле ничего этого и нет». Но все же история о Ромео и Джульетте все же затрагивает ваше сердце, если у вас вообще есть сердце, напоминая о том, что такая возможность существует. Кто-то говорит: «Да все это просто россказни. В реальном мире такого не бывает». Но почему же тогда это так очаровывает нашу душу? Потому что это естественное стремление души.

#00:55:40#

И тут мы должны признать — да, вы правы, того, чего мы ищем, не существует на самом деле в объективном, внешнем мире. Поэтому нам нужно найти способ перейти от объективного опыта к субъективному. Нас должен вести вперед вкус, стремление к утонченному, духовному опыту.

Все? Или есть еще вопросы?

Карма. Конфликт локальных интересов

#00:56:27#

Вопрос: Скажите, пожалуйста: возвращаясь к вопросу о карме, ее можно изменить или только улучшить?

#00:56:45#

Госвами Махарадж: Можно немножко изменить карму. Но если человек посвящает себя исключительно духовному развитию, тогда семена его кармы «поджариваются». Поджаренное семя уже не даст всходы. Карма существует на четырех уровнях развития: семя, всходы/росток, цветок и плод. Что-то в роде песен шансона. Часто в песнях шансона говорят: «Сегодня у меня все хорошо, а завтра кто знает, я буду мертв или в тюрьме». [Смеется.] Но хотите ли вы всю свою оставшуюся жизнь прожить в мире шансона?

#00:58:00#

Вопрос (на английском): Вы говорили о карме, но часто мы не видим связи между своими поступками и последствиями, того, что с нами происходит. В чем тогда смысл кармы, если мы не можем извлечь урока?

#00:58:53#

Госвами Махарадж: Допустим, вы очень сильно напились, сели за руль, попали в аварию и задавили несколько человек. Утром, когда вы просыпаетесь в тюрьме, вам говорят, за что вы наказаны, но вы возражаете: «Зачем меня наказывать? Я даже не помню, чтобы я такое совершала». [Смеется.] И вам объяснят: «Мэм, вы очень симпатичная, но вам придется отправиться в тюрьму». Как мы уже говорили, всякое действие влечет равное противодействие, и неважно, осознаете вы это или нет.

#00:59:39#

На самом деле то, на что вы указали, видит каждый в этой жизни. Иногда мы говорим: «Почему со мной происходит это и именно сейчас?» Будучи разумными людьми, мы все прекрасно помним, что хорошего мы делали в этой жизни, а что дурного. Но в жизни каждого человека наступает момент — может быть, даже не один раз, но хотя бы один раз, — когда происходят такие события, что вы не можете понять: «Почему же такие жестокие, нелепые, ужасные события происходят со мной сейчас? За что?» Вы окружены своей кармой. Это последствия ваших прошлых поступков.

#01:01:02#

Когда в Бхагавад-гите Кришна и Арджуна обсуждали вопросы кармы, так же, как и вы, Арджуна задавал вопросы, хотел разобраться, что такое карма. Кришна, начиная отвечать, сказал, что прежде всего это сложно. Некоторые моменты очень легко проследить: действия, их последствия. Например, человек перепил водки, утром наступает похмелье. Такие последствия понятны, но другие вещи гораздо тоньше. Какие-то вещи [приходят] с прошлой жизни. Ведь если мы жили уже много-много жизней, то сколько же последствий нас ждет [впереди].

#01:01:56#

Кто-то говорит: «Тогда мне нужна страховка от кармы». И в качестве такой страховки люди поступают так: «Поскольку я не знаю, что еще меня ждет по карме в этой жизни, поэтому я буду жертвовать деньги на благотворительность, я буду совершать аскезы, буду помогать другим, совершать хорошие дела». Но все равно находится то, о чем вы не знали, чего вы не учли. Поэтому окончательное решение этой проблемы — это покинуть мир действий и противодействий. Этот путь начинается с момента, когда вы посвящаете все, что вы делаете, абсолютному Центру.

#01:03:03#

Иногда люди нас спрашивают: «А вы распространяете вегетарианство?» Может так показаться. Но на самом деле даже вегетарианцев ждут кармические последствия. Единственный путь избавиться от кармических реакций, связанных с пищей, — это предлагать эту пищу Абсолюту, Богу. Итак, мы снова возвращаемся к этой идее: когда все направлено на Центр, тогда не возникает конфликтов.

#01:04:05#

Но если я пытаюсь утвердить себя в качестве центра всего, вы пытаетесь утвердить себя в качестве центра всего, ведь, по сути, именно в этом заключается идея гуманизма — мы все являемся центром, — это неизбежно приводит к конфликтам. Моя волна сталкивается с вашей волной. Поэтому, как бы люди ни пытались видоизменить, переконфигурировать этот мир, устраивать различные экономические, политические, социальные системы, все равно что-то пойдет не так. Неизбежно, что местные, локальные интересы вступают в конфликт друг с другом. Поэтому необходимо, чтобы каждый начал действовать ради абсолютного Центра.

Memento mori — помните о смерти

#01:05:05#

Вопрос: Бывает, что человек проживает эгоистичную жизнь, и при этом, наоборот, становится удачливым, хоть и совершает не очень хорошие поступки. Поэтому люди часто задают вопрос: «А где здесь справедливость? Эти люди делают все во имя себя, против других, но при этом остаются везучими».

#01:05:45#

Госвами Махарадж: [Смеется.] Это называется иронией. [Смеется.] Тут есть еще один момент. У нас есть еще слайд, который мы сегодня не показывали: «Memento mori — помните о смерти». Человеку придется умирать. И когда к человеку придет смерть, то весь его материальный успех, все, чего он добился, в чем преуспел в этой жизни, — все это оставит его.

#01:06:32#

Поэт Шелли написал стихотворение об этом под названием «Озимандиас». Вы можете спросить: «А кто такой Озимандиас? Первый раз слышу...» В этом-то и смысл. Итак, стихотворение рассказывает о путешественнике, который посреди огромной пустыни встречает странника. Тот рассказывает, что на самом деле в этом месте прежде жил великий царь. И, как любой великий царь, он возвел огромную скульптуру в честь себя. Но поскольку прошло очень много времени, ныне от этой скульптуры, статуи остались лишь обломки. Вы видите ноги на постаменте, где-то — торс, где-то лежит голова, а на фундаменте этой статуи надпись: «Я — могучий царь Озимандиас, царь царей».

#01:08:06#

Сказано, что художник очень хорошо сумел передать высокомерное выражение лица. В надписи на постаменте можно разобрать: «Взгляни на мое могучее, великое царство!» Но, оглядываясь вокруг, ты видишь только пески, пустыню, где нет никакого царства. В этом-то и суть: все мирские приобретения временны. Весь мир, каким мы его знаем, исчезнет. И Солнце, и Земля, все звезды исчезнут, согласно Ведам, а потом появятся вновь. Люди снова начнут свою карму — те, кто еще не достиг освобождения.

#01:09:18#

Нам не следует завидовать мирским достижениям других, ведь это подобно состязанию в попытке утвердить себя царем мусора, отбросов. Именно в этом заключен соблазн гуманизма, всей этой пропаганды, гласящей: «Ты — номер один!»

#01:10:08#

В Америке шла телепередача, где однажды показывали некого героя, персонажа — простого человека среднего класса, водителя автобуса, который постоянно оскорблял, обижал свою жену. Она была очень терпелива, но он снова и снова говорил своей жене: «Помни, дорогая Алиса, я царь, ты никто, я царь, ты никто».

#01:10:45#

Она повторяла: «Ты совершенно прав, Ральф, ты — царь ничего, царь пустого места». В этом и суть всего — человек может стать царем пустого места. Или, как сказал один современный писатель: «Проблема гуманизма в том, что он предлагает нам стать царями, но царями своего собственного царства, ограниченного нашей черепушкой».

Да?

Сострадание другим. Исправь себя

#01:11:25#

Вопрос (на английском): Иногда очень сложно не реагировать на происходящие события с другими людьми, очень трудно промолчать, когда ты видишь, как другой человек умирает. Как справляться с такими обстоятельствами?

#01:12:01#

Госвами Махарадж: Если у человека есть сердце, то он естественным образом сострадает другим, чувствует их страдания. Противоположность этого качества также свойственна людям. В литературе иногда используют немецкое словосочетание: «злорадное счастье, счастье видеть страдание другого».

#01:12:51#

Мы говорили о людях, которые достигают мирского успеха. Иногда, когда человек, казалось бы, добившийся мирского успеха, вдруг оказывается в тюрьме и теряет все, люди, слыша об этом, радуются, говоря: «Так ему и надо!» Но вы указываете на верное качество — на сострадание к другим.

#01:13:30#

Но если мы учтем, что это мир действий и последствий, мир кармы, то мы не в силах изменить судьбу другого. Ведь даже если мы помогаем человеку избавиться от физической боли, это не означает, что мы устраняем первопричину его страданий. Например, наркозависимый. Мы можем помочь ему. Наша помощь заключается не в том, чтобы давать ему наркотик, это облегчит его страдания лишь на время. Но не решит главной проблемы — наркозависимости. Поэтому каждый отвечает за обстоятельства, в которых оказался.

#01:14:40#

Иногда мы видим, казалось бы, совершено несправедливые обстоятельства. Особенно в детских судьбах. Мы можем сказать: «Что же этот ребенок совершил, чтобы заслужить такое?» И правда, нет ничего, что мы могли бы увидеть, почему они заслужили такое. Но все равно с ними что-то происходит. Законы природы лишены сострадания. Это кармические последствия.

#01:15:37#

Мы говорили уже о разных целях жизни, которые подобны листочкам на дереве. Наши ресурсы ограничены. Мы можем сказать, что хотим посвятить свою жизнь, все свои силы помощи вот этой «ветви», этому «листочку» — облегчению человеческих страданий. Но на самом деле это своего рода расширенная версия эгоизма. Ведь мы это делаем, пытаясь улучшить свое представление, свое мнение о себе.

#01:16:18#

Все вышесказанное не означает, что нам не нужно вести себя по-человечески особенно с близкими людьми. Разумеется, необходима вежливость, сострадание и прочее.

#01:17:05#

Есть такая повесть «Над пропастью во ржи». Там описана одна сцена, в которой женщина с маленьким ребенком смотрят фильм, и в этом фильме показывают страдания других, чужих людей. Женщина чувствует такое сострадание к другим людям, она так тронута этим, что слезы льются из ее глаз. В это время маленький ребенок просит ее: «Мне нужно в туалет, мне нужно в туалет». Но она все время его отстраняет и говорит: «Нет, нет! Подожди! Я занята, я сострадаю этим людям, меня так трогает эта сцена». И автор замечает в этой связи, что этой женщине тем легче сострадать человеку, чем дальше он находится от нее. Куда проще сочувствовать далеким, чужим людям.

#01:17:58#

Иногда мы настолько погружены в сострадание во вселенском масштабе, всем людям вообще, что не замечаем страдания ближних. Но все равно вы не в состоянии уничтожить чужую карму. Иногда говорят так, что суть послания Бхагавад-гиты такова: не пытайтесь исправить окружающий мир, исправляйте себя. И благодаря одному этому поступку мир изменится.

#01:18:47#

Я бы хотел поблагодарить вас за ваше любезное внимание и за очень интересные вопросы.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «Ловить семена раздора на лету». Макханчор Прабху. 6 января 2019 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Развить в себе преданность». Бхагаван Прабху. 7 января 2019 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 56.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Развитие духовной культуры

(29 октября 2011 года, Москва, Ветошный)

 

Эпоха поиска

Нобелевский лауреат Ромен Ролан произнес удивительные слова, называя западных людей «неудовлетворенными детьми Запада». Что же именно он подразумевает, когда говорит «неудовлетворенные дети западного духа»? Он говорит о том, что есть западный взгляд на мир, который можно противопоставить восточному. На этой выставке вы видите различные аспекты восточного, индийского взгляда на мир. Это новый взгляд на мир. Ведь сказано, что задача художника — это дать людям новое видение.

#00:01:39#

То же самое является задачей великих духовных мыслителей, великих духовных представителей Индии, а именно — научить людей по-новому смотреть на мир. Обычно мы смотрим на окружающее нас, опираясь на ограниченный опыт ограниченного мира, на накопленный нами опыт. Ведь все мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем вкусы, обрабатываем эти сигналы и на основе этого опыта строим свои предположения, выстраиваем картину мира. Однако подобный подход позволяет нам сосредоточиться лишь на узком диапазоне явлений. А задача выставок, таких, как эта, — это предложить нам альтернативный взгляд на мир, позволить нам взглянуть на вещи иначе.

#00:03:15#

Великий писатель Уильям Блейк сравнивал чувства с дверьми восприятия. Он говорил, что если очистить эти «двери восприятия», то есть чувства, тогда мы сумеем видеть все таким, каким оно является на самом деле, то есть безграничный мир. И задача духовного искателя — это позволить человеку увидеть связь всего в этом ограниченном мире, связь всего с Безграничным.

#00:04:14#

Однажды наш Гуру Махарадж давал лекцию на некоем собрании, подобном этому, и кто-то из аудитории сказал ему: «Если ограниченное способно познать Безграничное, то это не Безграничное». На это он ответил: «Если Безграничное не в состоянии явить Себя ограниченному, то это не Безграничное».

#00:04:50#

Не кто иной, как Сократ, сказал: «Жизнь, которая не была подвергнута изучению, анализу, не стоит того, чтобы ее прожить». Веды говорят о подобном, а именно они утверждают, что человеческое рождение предназначено для духовного исследования, для того, чтобы задаться вопросами о духовном.

#00:05:30#

Одна из самых известных восточных идей и ныне существующая в западном мире — это идея кармы и реинкарнации. Веды говорят, что мы уже прошли через миллионы различных рождений, восемь миллионов четыреста тысяч разных форм жизни, прежде чем сумели родиться людьми. Каждая из форм жизни обладает особой функцией, особым предназначением, ведь вкупе с каждым телом вы получаете особый набор чувств. Вы обретаете особое зрение, особый слух, обоняние, осязание. Вот, например, то, что вы видите здесь: эта спираль — это язык бабочки. Бабочка способна ощущать вкус этим языком.

#00:06:51#

А это глаза комара. Приз тому, кто сможет догадаться, что это. Это микроскопическое насекомое. Вы видите, что даже столь крошечное существо наделено способностью есть, наслаждаться вкусом.

#00:07:28#

Вот еще другие виды живых существ, которые пользуются своими антеннами для того, чтобы получать информацию. Это их версия Google. Одно насекомое говорит другому: «Ну, погугли, найди это», и то начинает антеннами исследовать окружающий мир. А другой говорит: «Нет, мои антенны гораздо лучше, видите, сколько на них тонких волосинок! Они гораздо лучше приспособлены для получения информации».

#00:08:12#

Сейчас мы с вами живем в эпоху поиска. Когда мы опираемся на свой собственный индивидуальный опыт, добавляем к нему опыт окружающих, коллективный опыт, то получаем совокупность информации. Мы хотим создать базу данных, чтобы делиться друг с другом. В этом состоит основная идея интернета, а именно — сделать всю информацию, накопленную человечеством, доступной каждому человеку в любое время по желанию. Но какова цель подобного накопления информации? На бытовом, потребительском уровне цель нам понятна — как выбрать для себя товары лучше.

#00:09:29#

Но в конечном счете чего мы ищем на самом деле? Ведь мы можем воспользоваться интернетом, например, чтобы найти свою идеальную вторую половину. Есть много сайтов знакомств — matchmaker.com и многие другие. Это означает, что также мы ищем внутреннего счастья. Мы пытаемся обрести свою вторую половину, потому что, помимо того, что мы с вами живые существа, мы также нуждаемся во внутреннем счастье.

#00:10:27#

Один ученый (с научной точки зрения) полушутя сказал, что мы с вами не более чем набор проворных химических элементов. Мы всего лишь основанные на углероде формы жизни. Но когда мы пытаемся завести хорошие знакомства, мы не пишем объявления в таком роде: «Я, основанная на углероде форма жизни, ищу другую основанную на углероде форму жизни для близких взаимоотношений». Если же, и правда, вы находитесь в таком поиске, всего лишь основанном на углеродной форме жизни, то прошу вас, пожалуйста, примите более высокие стандарты, ищите чего-то более возвышенного. Вы способны на большее.

#00:11:42#

По сути, упрощенно говоря, мы с вами все ищем любви, красоты, очарования, сладости, нежности. Это то, что лежит в основе субъективных понятий. Ведь на самом деле все предметы, даже объективного мира, основаны на субъективных идеях. О любом материальном объекте мы можем сказать, что он твердый или мягкий, тяжелый или легкий, у него есть длина и ширина, он обладает цветом, твердостью и другими качествами. Фактически объект — это не что иное, как совокупность субъективных концепций.

#00:12:57#

Наш Гуру Махарадж говорил, что объективный мир — это не более чем айсберг, плавающий в океане сознания, поэтому предмет нашего поиска заключен в субъективном мире. Это то, что не может быть доказано. Невозможно доказать ценность субъективного.

#00:13:39#

Говоря о субъективном, можно привести пример: вот эта картина Пабло Пикассо была продана на аукционе за сто миллионов евро. Если мы проанализируем ценность этой картины объективно, то, учтя стоимость холста, рамы, красок, мы поймем, что объективная ценность ее ничтожна. Но как же вышло, что эта картина была продана за сто миллионов евро? Дело в том, что эксперты, ценители в состоянии увидеть особую субстанцию, особую ценность в этой картине. На самом деле именно эта субстанция — цель сознания.

#00:14:51#

Мы слышим, что с научной точки зрения сознание — это нечто, что крайне незначительно проявлено в огромном объективном мире. Например, нам говорят, что в неизвестной нам Вселенной существует порядка триллиона триллионов звезд. И среди этого триллиона триллионов звезд есть только одна планета — Земля, которая, насколько мы знаем, способна поддерживать жизнь. Поэтому в данном случае речь идет не об одном шансе из миллиона, а об одном шансе из миллиона миллионов миллионов. Таковы шансы стать представителем, членом элиты, наделенном сознанием, какими мы с вами являемся. Вы, будучи представителем этой элиты, в удачный день можете испытать крупицу счастья.

#00:16:21#

Нам говорят при описании этой картины мира, что объективный мир, физическая вселенная практически безгранична. В этой огромной вселенной существует незначительная количественно, наделенная сознанием элита. А счастье — это неуловимая, крайне малая, незаметная субстанция.

#00:16:54#

Но ведическая концепция, восточная точка зрения прямо противоположна. Согласно этой идее, как мы уже говорили, объективный мир — это айсберг, плавающий по поверхности океана сознания, сознание же безгранично. То, к чему устремлено сознание, цель поиска сознания — это любовь, экстаз, счастье. Эта субстанция (любовь, экстаз и счастье) еще более обширна, нежели сознание. Но вместо того, чтобы направлять нас на поиск своего счастья во внутреннем, субъективном мире, нас сейчас направляют на поиск счастья во внешнем, объективном мире. Мы знаем это под названием «соблазнение духа».

#00:18:10#

Откуда к нам приходит это давление? Конечно же, из рекламы. В наши дни люди учатся жизни, обретают свои концепции из рекламы, из рекламных кампаний. Например, наверняка вам знаком этот символ — MasterCard. Почему название MasterCard? Потому что они хотят, чтобы вы считали, что вы — хозяин положения. Они хотят, чтобы вы приняли следующую картину мира — «Да, мы были рабами когда-то давно, в Средние века, когда только один человек, царь или король, был хозяином, а остальные были его рабами». Современная же пропаганда говорит каждому: «На самом деле теперь ты хозяин, и при помощи нашей карты MasterCard ты сможешь стать хозяином всех возможностей».

#00:19:37#

Какая еще одна очень известная рекламная кампания? «Просто сделай это!». Ведь если ты хозяин положения, то просто сделай это! Нет, тебе не нужно с кем-то советоваться. Не прислушивайся даже к голосу своей совести, просто делай это! А почему? Лореаль отвечает нам на этот вопрос: «Ведь я этого достойна».

#00:20:28#

На примере этих трех рекламных слоганов вы можете увидеть образец материалистической пропаганды, которая влияет на каждого. Именно из рекламы в наши дни мы черпаем свои представления о себе, свои представления о том, где искать счастье.

#00:21:05#

Одна рекламная компания выразила этот лозунг в совершенно неприкрытой, наиболее откровенной форме, а именно: «Можно все! Никакой вины!». Но если мы присмотримся к этим идеям получше, попристальнее, то увидим, что эти идеи разваливаются на глазах, поскольку, чего эти лозунги не учитывают, так это научного утверждения: «Каждое действие влечет за собой равное противодействие». Речь идет об ответственности.

#00:22:14#

Итак, цель художника — явить нам красоту, а красота сосредоточена во внутреннем, субъективном мире. Именно поэтому существуют художественные выставки, такие, как эта. Именно поэтому существует культура как таковая в человеческой цивилизации.

#00:22:43#

Один поэт из Бенгалии однажды сказал: «Если вы будете культивировать человеческое сердце, какого же рода золото оно породит?» Духовное культивирование, духовное развитие заключено именно в подобном поиске красоты — поиске красоты в субъективном мире.

Таковы некоторые из вещей, о которых я хотел рассказать сегодня.

Какие-нибудь вопросы?

#00:23:51#

Все присутствующие уже осмотрели выставку? И какие впечатления? Что больше всего понравилось?

Реплика: Танцы понравились.

Госвами Махарадж: Танцы. Еще что-то?

Реплика: Картины.

Госвами Махарадж: Живопись. У вас вопрос?

Реплика на английском: [неразборчиво].

Культура потребления и культура идей

#00:24:54#

Госвами Махарадж: Здесь можно вспомнить Питирима Сорокина. Иногда его называют отцом социологии. Он говорил, что Россия не вполне Запад или Восток. Он говорил, что разные культуры разделяются на разные категории, когда мы хотим проанализировать культуру. И культуру, которую можно условно назвать американской, направленной на потребление, он называл чувственной культурой, когда все направленно на то, чтобы пощекотать, побаловать чувства. В рамках этой культуры, в рамках этих идей нам говорят, что свобода есть свобода для чувств — делай, что хочешь.

#00:26:01#

Но говоря об Индии, Питирим Сорокин называл ее культурой идей. Он объяснял, что во всех вещах, в каждом аспекте этой культуры есть тайный метафизический смысл.

#00:26:26#

Например, вы упомянули о танцах. Это пришло к нам из духовной культуры. Эти танцы посвящены духовным явлениям. Когда Веды описывают качество духовного мира, они говорят, что духовный мир — это место, где каждое слово — песня, а каждое движение — танец. Если вы когда-нибудь видели болливудские фильмы, [то знаете, что] в индийских фильмах в самый неожиданный момент внезапно все начинают петь и танцевать. В этом есть свое очарование. Но с духовной точки зрения эта традиция связана с духовностью.

Первоисточник всего

#00:27:47#

Дэвид Бернс однажды сказал, что рай — это место, где никогда ничего не происходит. Но в Индии рай — это совсем что-то другое. Там, наоборот, всегда все полно событий: непрерывные танцы, песни, пиры. В этом и суть. С чего мы должны думать, что Первоисточник всего, что столь дорого нам, что столь близко для нас, сам лишен формы, лишен способности Себя выразить? Ведь в каждом из нас есть это стремление к наслаждениям, к радости. Значит, это качество должно присутствовать и в нашем Первоисточнике.

#00:29:14#

Идея, что материя, химические элементы каким-то образом сумели организоваться так, что появились живые существа, у которых есть стремления к чему-то высокому, эта идея очень сомнительна. Разумнее принять, что все качества и свойства, что мы видим в этом мире, имеют свой прообраз в духовном мире.

#00:29:45#

Например, мужское и женское начало. В мире полно мужского и женского. Называйте это как хотите, плюс и минус, инь и янь, мужчины и женщины, но это пронизывает все. Но с чего нам полагать, что Первоисточник всего, мужского и женского, сам является бесполым или среднего рода? Скорее нужно понять, что в Первоисточнике присутствует как мужское, так и женское начала.

Да?

Карма.
«Любое действие влечет равное противодействие»

#00:30:37#

Вопрос (на английском): Не могли бы вы, пожалуйста, объяснить ваше понимание слова «карма»?

#00:30:56#

Госвами Махарадж: На одном из слайдов мы показывали эту цитату: «каждое действие влечет равное противодействие». Когда в школе на уроке физики вам объясняют этот принцип, то приводят какой-либо пример, вроде того: я давлю на стол, и этот стол с такой же силой давит на меня. В итоге мы никуда не двигаемся и все скучно записывают это в тетради. Для большинства людей на этом заканчивается изучение этого принципа, но кто-то идет дальше. Здесь мы утверждаем, что этот принцип влияет на все сферы.

#00:31:49#

«Любое действие влечет равное противодействие». Когда человек рождается в определенных обстоятельствах в этом мире, это указывает на то, что это все последствия его прошлых поступков. Была написана книга, озаглавленная «Почему с хорошими людьми случаются плохие вещи». Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно писать целую книгу. Можно ответить одним словом — карма. Это кармические последствия. И это позволяет нам открыть глаза на другие аспекты. Например, если мы не видим в этой жизни человека никаких поступков, которыми он мог бы заслужить те ужасные вещи, которые с ним произошли, это указывает на прошлые поступки в прошлых жизнях. Так на «сцену» выходит идея реинкарнации, перевоплощения [души в материальном мире].

#00:33:21#

Вопрос (на английском): А где вы даете лекции?

Госвами Махарадж: Повсюду. В Америке и везде, где меня приглашают: в Калифорнии, Нью-Йорке, в других местах.

Есть ли другие вопросы? Вопросы на любые другие темы — необязательно о том, о чем мы говорили.

Мантра

#00:34:02#

Вопрос: А что такое мантра?

Госвами Махарадж: Мантрам? Хороший вопрос. Полезно разобрать происхождение этого слова, это поможет нам понять. Это слово из двух частей: «мана» и «тра». «Мана» значит «ум», а «тра» означает «освобождать». Поэтому мантра — это духовные звуки, которые освобождают наш ум.

#00:34:57#

И тут мы возвращаемся к карме, ведь ум является средоточием кармы. Мы опять переходим к субъективным концепциям. В юриспруденции для того, чтобы определить вину человека, преступление это или нет, обязательно учитывается мотив. И это указывает нам на важный принцип — не столь важны буквальные действия, сколь важно то, что происходит внутри. В той степени, в какой вы обусловлены мыслями, которые связывают вас, мантра приходит к вам на помощь и помогает освободиться от этого.

Да?

От грубого мира к тонкому

#00:36:14#

Вопрос (на английском языке): Если все, что мы видим, субъективно, то как мы можем поделиться ценностями, своими представлениями с другими людьми?

#00:36:33#

Госвами Махарадж: Это очень хороший, важный вопрос. Допустим, во взаимоотношениях некой пары в определенный момент наступает осознание, что на самом деле они не понимают друг друга. То есть они осознают, что помимо того, что их связывает общий объективный опыт, на субъективном, внутреннем уровне они не понимают друг друга.

#00:37:23#

В Бхагавад-гите Кришна предлагает процесс, который шаг за шагом позволяет нам перейти из объективного мира к представлению о себе как об обитателях субъективного, тонкого мира.

#00:37:37#

Итак, прежде всего есть объекты чувств, то есть предметы, которые мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем их вкус. Но выше предметов на более тонком уровне пребывают чувства, с помощью которых мы видим, слышим, обоняем, осязаем, чувствуем вкус. На самом деле не сами чувства совершают это, они лишь инструменты восприятия. Итак, выше, тоньше чувств — ум. Ум — это средоточие всего чувственного опыта.

#00:38:36#

На более тонком уровне — разум, то есть способность различать хорошее и плохое. Ведь ум — это лишь зеркало. Что бы вы ни поместили перед зеркалом, оно отражает все, хорошее или плохое. Это лишь инструмент. Но разум — это способность определять, решать: об этом стоит думать, а об этом думать не стоит.

#00:39:19#

Еще тоньше разума эго, а уже выше эго — субъективный мир, уровень души. Для того чтобы по-настоящему обрести связь с другим человеком, необходимо, чтобы эта связь была на духовном уровне, за пределами объективного, умственного уровня, тоньше, чем разум. Кроме того, зеркало ума, которое есть у каждого из нас, покрыто толстым слоем предрассудков, накопленных за время нашей жизни. И это зеркало дает нам ложное представление об окружающем мире и других людях.

#00:40:26#

Итак, мы снова приходим к мантре. Мантра позволяет очистить это зеркало, освободить ум, чтобы видеть все отчетливо. Для этого предназначено духовное обучение, духовная практика.

Различные взгляды.
Сравнительный анализ

#00:40:50#

Вопрос: Вы говорите, что существует новая философия, течения западные и восточные. А не проще создать одну философию, восточную, авторитетную, чтобы избежать религиозных войн, конфликтов и много другого?

#00:41:26#

Госвами Махарадж: На поверхности может казаться, что это хорошая мысль. Но есть особая причина, почему существуют различные философии, различные взгляды на жизнь, а именно для того, чтобы дать возможность каждому [выбирать], потому что не все люди согласны смотреть на мир одинаково. Поэтому есть разные взгляды, которые люди готовы принять.

#00:42:08#

Но в поддержку вашей идеи есть одно высказывание Вед, которое гласит: «Стремись познать то одно, познав которое, ты познаешь все». Стремись обрести то одно, обретя которое, ты обретешь все. Казалось бы, это чудесная реклама, громкое заявление, но на самом деле это реально. Нам приводят пример, который показывает нам по крайней мере принципиальную возможность этого. Различные достойные дела, благородные цели, которые мы можем преследовать, подобны множеству листьев одного дерева. Но, будучи ограниченным существом, вы ограничены в своих ресурсах, поэтому возникает вопрос, на что именно направить свои силы.

#00:43:30#

Духовная идея здесь гласит: направьте свои силы на поливание корня этого дерева [Всевышнего], и тогда все ветви, все листья обретут питание. Кормите желудок, тогда все части тела обретут питание. Оставьте эгоцентричность и станьте богоцентричными. То есть направьте свои силы на абсолютный Центр.

#00:44:19#

Но неизбежно должны существовать различные течения, различные точки зрения, для того чтобы дать возможность каждому на разных уровнях найти себе место. Это не означает, что нельзя провести сравнительный анализ. Это все равно, что в мире денег сказать: «А давайте придумаем одну валюту, чтобы ее везде принимали». Может быть, это и возможно, но реально есть много разных валют, каждая из которых обладает своей ценностью и используется в своей стране, в своей местности. Но это не означает, что разные валюты равны по своей ценности. Даже выйдя сейчас на улицу, вы неизбежно увидите множество вывесок обменных пунктов на улице, которые будут показывать, что один доллар — это столько-то рублей, один евро — столько-то рублей. Есть абсолютный эталон, в сравнении с которым определяется относительная ценность той или иной валюты.

#00:45:58#

Подобным же образом можно провести анализ в теистическом мире, среди теистических идей. С чего нам думать, что все идеи одинаковы? Есть абсолютный эталон, в сравнении с которым можно понять относительную ценность той или иной богоцентрической системы. На санскрите этот эталон называется раса — обмен любовными чувствами, любовная близость. До той степени, до какой система представлений о Боге позволяет обрести более близкие, интимные взаимоотношения [с Ним], до той степени эта система занимает более высокое положение.

Есть ли другие вопросы? Да?

#00:47:04#

Вопрос: Очень интересно, в каком цвете вы видите излучение Красной площади?

Госвами Махарадж [Смеется].

Реплика: Одним словом.

Госвами Махарадж: Шафрановая площадь. Шафрановый цвет. Вот так я ее вижу.

Другие вопросы?

Пища души

#00:47:36#

Вопрос: Общались ли вы когда-нибудь с людьми, которые питаются праной?

#00:48:02#

Госвами Махарадж: Я близко незнаком с кем-либо из таких людей. [Смеется.] Но опять же важен вопрос: что нас интересует — объективный мир или субъективный? Я могу согласиться с вами в одном, а именно — что мы можем питать себя, поддерживать себя чем-то тонким. По сути, мы об этом и говорим. Но цель вовсе не в том, чтобы научиться поддерживать свое тело подобным питанием. Ведь, по сути, цель тех практик, о которых мы говорим, — йоги, медитации и тому подобного, — выйти за пределы наших ограничений и вступить в субъективный мир.

#00:49:33#

Мы цитировали слова поэта о культивировании сердца. Ведь культивирование, культура указывают на этот процесс. Мы сажаем семечко в почву и культивируем его, заботимся о нем. Именно отсюда происходит слово «культура». Однако здесь мы говорим о том, чтобы посадить семена концепции в «почву» сердца и посмотреть, какие плоды породит оно. Но откуда должна прийти эта концепция?

#00:50:19#

Иногда искусство определяют как лучшие мысли, когда-либо выраженные людьми. Мы цитировали уже слова Сократа, который утверждал, что жизнь, которая не была исследована, не стоила того, чтобы ее прожить. Другие люди говорят, что жизнь, лишенная культуры, внутреннего развития, — это неполноценная жизнь.

#00:51:04#

Но если мы углубим эту идею, придем к самому тонкому ее пониманию, то сделаем вывод: жизнь, лишенная духовного поиска, духовного развития, — это не жизнь, которую стоит проживать, ведь мы, духовные существа, наделены этими телами лишь на короткий промежуток времени. В чем же смысл, предназначение человеческой цивилизации, человеческой культуры? Чего нам нужно достичь за то короткое время, что отпущено нашим телам?

#00:51:58#

Вы говорите о пране, но давайте перейдем здесь к другому, более тонкому понятию. Например, культура, искусство также дают нам питание на тонком уровне, «тонкую» поддержку через рассказы. В этих рассказах можно узнать много архетипов, которые открывают нам то, как может явить себя наше подлинное «я».

#00:52:39#

Самые утонченные произведения культуры говорят об отчаянии, разочаровании души, воплощенной в теле, о невозможности обрести счастье, полноту жизни в объективном мире. Итак, здесь нас спасает духовная точка зрения, то, в чем нуждается наше сознание. Пища сознания — это любовь, красота, экстаз, счастье. И какого же рода счастье нам необходимо? Вечное.

#00:53:35#

Есть такая шутка. Мужчина говорит женщине: «Я буду любить тебя всегда, ну или пока тебе не исполнится сорок». [Смех.] Итак, внутри нас «зашит», заложен поиск вечной любви. Иногда говорят: «Я буду любить тебя всегда, пока светят звезды». Но звезды все еще светят, а более половины браков заканчиваются разводами. Наверное, облаков было много и звезд не видно. Итак, нам всем присущ поиск вечной любви, вечного счастья, вечной жизни, но мы оказываемся в обстоятельствах, которые не позволяют ничему из этого случиться.

#00:54:47#

Некоторые циники утверждают: «На самом деле ничего этого и нет». Но все же история о Ромео и Джульетте все же затрагивает ваше сердце, если у вас вообще есть сердце, напоминая о том, что такая возможность существует. Кто-то говорит: «Да все это просто россказни. В реальном мире такого не бывает». Но почему же тогда это так очаровывает нашу душу? Потому что это естественное стремление души.

#00:55:40#

И тут мы должны признать — да, вы правы, того, чего мы ищем, не существует на самом деле в объективном, внешнем мире. Поэтому нам нужно найти способ перейти от объективного опыта к субъективному. Нас должен вести вперед вкус, стремление к утонченному, духовному опыту.

Все? Или есть еще вопросы?

Карма. Конфликт локальных интересов

#00:56:27#

Вопрос: Скажите, пожалуйста: возвращаясь к вопросу о карме, ее можно изменить или только улучшить?

#00:56:45#

Госвами Махарадж: Можно немножко изменить карму. Но если человек посвящает себя исключительно духовному развитию, тогда семена его кармы «поджариваются». Поджаренное семя уже не даст всходы. Карма существует на четырех уровнях развития: семя, всходы/росток, цветок и плод. Что-то в роде песен шансона. Часто в песнях шансона говорят: «Сегодня у меня все хорошо, а завтра кто знает, я буду мертв или в тюрьме». [Смеется.] Но хотите ли вы всю свою оставшуюся жизнь прожить в мире шансона?

#00:58:00#

Вопрос (на английском): Вы говорили о карме, но часто мы не видим связи между своими поступками и последствиями, того, что с нами происходит. В чем тогда смысл кармы, если мы не можем извлечь урока?

#00:58:53#

Госвами Махарадж: Допустим, вы очень сильно напились, сели за руль, попали в аварию и задавили несколько человек. Утром, когда вы просыпаетесь в тюрьме, вам говорят, за что вы наказаны, но вы возражаете: «Зачем меня наказывать? Я даже не помню, чтобы я такое совершала». [Смеется.] И вам объяснят: «Мэм, вы очень симпатичная, но вам придется отправиться в тюрьму». Как мы уже говорили, всякое действие влечет равное противодействие, и неважно, осознаете вы это или нет.

#00:59:39#

На самом деле то, на что вы указали, видит каждый в этой жизни. Иногда мы говорим: «Почему со мной происходит это и именно сейчас?» Будучи разумными людьми, мы все прекрасно помним, что хорошего мы делали в этой жизни, а что дурного. Но в жизни каждого человека наступает момент — может быть, даже не один раз, но хотя бы один раз, — когда происходят такие события, что вы не можете понять: «Почему же такие жестокие, нелепые, ужасные события происходят со мной сейчас? За что?» Вы окружены своей кармой. Это последствия ваших прошлых поступков.

#01:01:02#

Когда в Бхагавад-гите Кришна и Арджуна обсуждали вопросы кармы, так же, как и вы, Арджуна задавал вопросы, хотел разобраться, что такое карма. Кришна, начиная отвечать, сказал, что прежде всего это сложно. Некоторые моменты очень легко проследить: действия, их последствия. Например, человек перепил водки, утром наступает похмелье. Такие последствия понятны, но другие вещи гораздо тоньше. Какие-то вещи [приходят] с прошлой жизни. Ведь если мы жили уже много-много жизней, то сколько же последствий нас ждет [впереди].

#01:01:56#

Кто-то говорит: «Тогда мне нужна страховка от кармы». И в качестве такой страховки люди поступают так: «Поскольку я не знаю, что еще меня ждет по карме в этой жизни, поэтому я буду жертвовать деньги на благотворительность, я буду совершать аскезы, буду помогать другим, совершать хорошие дела». Но все равно находится то, о чем вы не знали, чего вы не учли. Поэтому окончательное решение этой проблемы — это покинуть мир действий и противодействий. Этот путь начинается с момента, когда вы посвящаете все, что вы делаете, абсолютному Центру.

#01:03:03#

Иногда люди нас спрашивают: «А вы распространяете вегетарианство?» Может так показаться. Но на самом деле даже вегетарианцев ждут кармические последствия. Единственный путь избавиться от кармических реакций, связанных с пищей, — это предлагать эту пищу Абсолюту, Богу. Итак, мы снова возвращаемся к этой идее: когда все направлено на Центр, тогда не возникает конфликтов.

#01:04:05#

Но если я пытаюсь утвердить себя в качестве центра всего, вы пытаетесь утвердить себя в качестве центра всего, ведь, по сути, именно в этом заключается идея гуманизма — мы все являемся центром, — это неизбежно приводит к конфликтам. Моя волна сталкивается с вашей волной. Поэтому, как бы люди ни пытались видоизменить, переконфигурировать этот мир, устраивать различные экономические, политические, социальные системы, все равно что-то пойдет не так. Неизбежно, что местные, локальные интересы вступают в конфликт друг с другом. Поэтому необходимо, чтобы каждый начал действовать ради абсолютного Центра.

Memento mori — помните о смерти

#01:05:05#

Вопрос: Бывает, что человек проживает эгоистичную жизнь, и при этом, наоборот, становится удачливым, хоть и совершает не очень хорошие поступки. Поэтому люди часто задают вопрос: «А где здесь справедливость? Эти люди делают все во имя себя, против других, но при этом остаются везучими».

#01:05:45#

Госвами Махарадж: [Смеется.] Это называется иронией. [Смеется.] Тут есть еще один момент. У нас есть еще слайд, который мы сегодня не показывали: «Memento mori — помните о смерти». Человеку придется умирать. И когда к человеку придет смерть, то весь его материальный успех, все, чего он добился, в чем преуспел в этой жизни, — все это оставит его.

#01:06:32#

Поэт Шелли написал стихотворение об этом под названием «Озимандиас». Вы можете спросить: «А кто такой Озимандиас? Первый раз слышу...» В этом-то и смысл. Итак, стихотворение рассказывает о путешественнике, который посреди огромной пустыни встречает странника. Тот рассказывает, что на самом деле в этом месте прежде жил великий царь. И, как любой великий царь, он возвел огромную скульптуру в честь себя. Но поскольку прошло очень много времени, ныне от этой скульптуры, статуи остались лишь обломки. Вы видите ноги на постаменте, где-то — торс, где-то лежит голова, а на фундаменте этой статуи надпись: «Я — могучий царь Озимандиас, царь царей».

#01:08:06#

Сказано, что художник очень хорошо сумел передать высокомерное выражение лица. В надписи на постаменте можно разобрать: «Взгляни на мое могучее, великое царство!» Но, оглядываясь вокруг, ты видишь только пески, пустыню, где нет никакого царства. В этом-то и суть: все мирские приобретения временны. Весь мир, каким мы его знаем, исчезнет. И Солнце, и Земля, все звезды исчезнут, согласно Ведам, а потом появятся вновь. Люди снова начнут свою карму — те, кто еще не достиг освобождения.

#01:09:18#

Нам не следует завидовать мирским достижениям других, ведь это подобно состязанию в попытке утвердить себя царем мусора, отбросов. Именно в этом заключен соблазн гуманизма, всей этой пропаганды, гласящей: «Ты — номер один!»

#01:10:08#

В Америке шла телепередача, где однажды показывали некого героя, персонажа — простого человека среднего класса, водителя автобуса, который постоянно оскорблял, обижал свою жену. Она была очень терпелива, но он снова и снова говорил своей жене: «Помни, дорогая Алиса, я царь, ты никто, я царь, ты никто».

#01:10:45#

Она повторяла: «Ты совершенно прав, Ральф, ты — царь ничего, царь пустого места». В этом и суть всего — человек может стать царем пустого места. Или, как сказал один современный писатель: «Проблема гуманизма в том, что он предлагает нам стать царями, но царями своего собственного царства, ограниченного нашей черепушкой».

Да?

Сострадание другим. Исправь себя

#01:11:25#

Вопрос (на английском): Иногда очень сложно не реагировать на происходящие события с другими людьми, очень трудно промолчать, когда ты видишь, как другой человек умирает. Как справляться с такими обстоятельствами?

#01:12:01#

Госвами Махарадж: Если у человека есть сердце, то он естественным образом сострадает другим, чувствует их страдания. Противоположность этого качества также свойственна людям. В литературе иногда используют немецкое словосочетание: «злорадное счастье, счастье видеть страдание другого».

#01:12:51#

Мы говорили о людях, которые достигают мирского успеха. Иногда, когда человек, казалось бы, добившийся мирского успеха, вдруг оказывается в тюрьме и теряет все, люди, слыша об этом, радуются, говоря: «Так ему и надо!» Но вы указываете на верное качество — на сострадание к другим.

#01:13:30#

Но если мы учтем, что это мир действий и последствий, мир кармы, то мы не в силах изменить судьбу другого. Ведь даже если мы помогаем человеку избавиться от физической боли, это не означает, что мы устраняем первопричину его страданий. Например, наркозависимый. Мы можем помочь ему. Наша помощь заключается не в том, чтобы давать ему наркотик, это облегчит его страдания лишь на время. Но не решит главной проблемы — наркозависимости. Поэтому каждый отвечает за обстоятельства, в которых оказался.

#01:14:40#

Иногда мы видим, казалось бы, совершено несправедливые обстоятельства. Особенно в детских судьбах. Мы можем сказать: «Что же этот ребенок совершил, чтобы заслужить такое?» И правда, нет ничего, что мы могли бы увидеть, почему они заслужили такое. Но все равно с ними что-то происходит. Законы природы лишены сострадания. Это кармические последствия.

#01:15:37#

Мы говорили уже о разных целях жизни, которые подобны листочкам на дереве. Наши ресурсы ограничены. Мы можем сказать, что хотим посвятить свою жизнь, все свои силы помощи вот этой «ветви», этому «листочку» — облегчению человеческих страданий. Но на самом деле это своего рода расширенная версия эгоизма. Ведь мы это делаем, пытаясь улучшить свое представление, свое мнение о себе.

#01:16:18#

Все вышесказанное не означает, что нам не нужно вести себя по-человечески особенно с близкими людьми. Разумеется, необходима вежливость, сострадание и прочее.

#01:17:05#

Есть такая повесть «Над пропастью во ржи». Там описана одна сцена, в которой женщина с маленьким ребенком смотрят фильм, и в этом фильме показывают страдания других, чужих людей. Женщина чувствует такое сострадание к другим людям, она так тронута этим, что слезы льются из ее глаз. В это время маленький ребенок просит ее: «Мне нужно в туалет, мне нужно в туалет». Но она все время его отстраняет и говорит: «Нет, нет! Подожди! Я занята, я сострадаю этим людям, меня так трогает эта сцена». И автор замечает в этой связи, что этой женщине тем легче сострадать человеку, чем дальше он находится от нее. Куда проще сочувствовать далеким, чужим людям.

#01:17:58#

Иногда мы настолько погружены в сострадание во вселенском масштабе, всем людям вообще, что не замечаем страдания ближних. Но все равно вы не в состоянии уничтожить чужую карму. Иногда говорят так, что суть послания Бхагавад-гиты такова: не пытайтесь исправить окружающий мир, исправляйте себя. И благодаря одному этому поступку мир изменится.

#01:18:47#

Я бы хотел поблагодарить вас за ваше любезное внимание и за очень интересные вопросы.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования