«Стадии садханы ради высшей цели». Манас Кришна Прабху. 8 октября 2011 года. Москва, Кисельный
Russian
Манас Кришна Прабху
Стадии садханы ради высшей цели
(8 октября 2011 года. Москва, Кисельный)
Ради куска металла они [спортсмены] тратят свои годы, ради того, чтобы почувствовать удовлетворение от того, что стали лучше, заняли первое место на престижном соревновании. И Гуру Махарадж говорил: «Так представьте, какая степень самоотдачи требуется, чтобы достичь Безграничного. Что мы должны быть готовы отдать ради того, чтобы обрести все?»
#00:01:00#
Поэтому Гуру Махарадж объясняет, что фундамент настоящей веры — это убежденность в понимании, что, обретя Кришну, я получу все, и познав Кришну — я познаю все. Мне не потребуется в этом случае тратить свое время на область «А», область «Б», область «В», область «Г», бегая по разным ветвям дерева знаний. И каждый раз, добегая до конца ветки, обнаруживать, что там кирпичная стена, о которую я вынужден ударяться головой. Но если мы будем поливать корень дерева, то в этом случае каждая ветвь, каждый листок, каждый атом этого дерева получит максимальное питание и поддержку[1].
#00:02:26#
Гурудев сказал: «Никто не говорил, что духовная жизнь будет легка. На своем пути к Безграничному нам придется преодолеть много препятствий». И Гуру Махарадж объясняет, что нам необходимо научиться правильно смотреть на вещи, чтобы понять, что это путешествие, в которое мы пустились, — это не путешествие, которое можно завершить за один день, за одну неделю, месяц, за год, десять лет или даже за сто лет.
#00:03:37#
Этот процесс также нельзя сравнивать с усилиями спортсмена, который тратит много лет своей жизни, для того чтобы завоевать золотую медаль, стать лучшим, а потом уходит на пенсию, когда его тело устает, становится немощным, когда он более не может заниматься этим. Гурудев говорил, в сознании Кришны нет пенсии, не уйдешь на пенсию. И нельзя это сравнивать с учебой, когда человек тратит много лет, чтобы получить степень кандидата наук, потом доктора наук, потом становится учителем. А потом говорит: «Все, я могу закрыть учебник, я знаю все».
#00:04:48#
Гуру Махарадж поясняет нам, что это путь к Безграничному. Поэтому нам не нужно рассчитывать, что это путешествие к Безграничному будет закончено даже за одну жизнь. К Шриле Гуру Махараджу приходили многие люди, которые придерживались мнения, что если мы будем просто следовать четырем регулирующим принципам и повторять каждый день шестнадцать кругов [маха-мантры], тогда мы обязательно в конце этой жизни вернемся домой, назад к Богу. Многие из молодежи, соприкоснувшись со Шрилой Прабхупадой, пришедшие к Бхактиведанте Свами Прабхупаде, позже пришли к Шриле Гуру Махараджу, придерживаясь этой идеи. Но Шрила Гуру Махарадж в ответ на это улыбался. Он в ответ лишь предложил им свой взгляд на ситуацию, взгляд со стороны вечности.
#00:06:52#
Шрила Гурудев сказал: «Несомненно, садхана — этот тот самый генератор, который будет поддерживать огонь в твоем движении вперед». И все правила духовной жизни, все правила преданности, которые нам дают, и которые мы должны соблюдать, они даются ради того, чтобы в конечном счете привести нас к свободной любви и свободной вере. Именно это выражение использовал Шрила Гуру Махарадж: свободная любовь и свободная вера. Шрила Гурудев говорил так: «Несомненно, мы следуем рага-марге, пути спонтанной преданности, но следуем, находясь в тени дерева виддхи-марга, пути следования согласно правилам, нормам, предписаниям».
#00:08:36#
Шрила Гурудев говорил: «Мы пытаемся достичь мира, где царит спонтанная любовь, где царит спонтанная преданность к первоисточнику любви и красоты». Но как мы придем туда? Через садхану, через духовную практику. И Гурудев говорил: «Поэтому твоя садхана будет развиваться таким образом: она будет идти вверх, потом немножко вниз, потом опять вверх, потом еще немножко вниз, потом опять вверх, потом еще немножко вниз, и снова вверх, и снова вниз». Так мы следуем своей практике. Иногда у нас есть вдохновение, иногда нет сил. И то, и другое — это часть духовной жизни, часть нашей практики жизни в преданности [Богу].
#00:10:39#
Шрила Бхактивинод Тхакур в своей «Чайтанья-шикшамрите» описывает, через какие этапы пути будет проходить душа, практикующая духовную жизнь, путь преданности. И он пишет, что сперва идет этап утсаха-майи, когда преданный полон энтузиазма, вдохновения, когда он готов полностью окунуться, нырнуть в эту реку служения в преданности, чувствовать глубокое вдохновение. Разные люди в разной степени могут чувствовать это вдохновение на первых этапах.
#00:12:02#
Но после этого этапа утсаха-майи идет множество других этапов: гхана-тарала, таранга-рангини и прочие, и это означает, что преданный к концу своего этапа утсаха-майи понимает: «Ага, Кришна оказывается не так-то и близок, не так-то легко Его поймать». Гурудев объясняет: в этом случае преданный может почувствовать депрессию в своей практике. И его настроение служения может сойти на нет.
#00:12:56#
И тогда [наступает] этап вишая-сангара, когда волны наслаждения, волны жажды наслаждения этого мира снова начинают влиять на преданного. Таранга-рангини — это означает, что волны материального мира, волны наслаждения снова захлестывают этого человека, и прошлая карма этого человека снова начинает на него влиять. Шрила Гурудев объясняет, что в этом случае преданный идет вперед, и в одной руке у него связь с трансцендентным миром, связь с духовной жизнью, а в другой руке его связь с материальным миром. Гурудев объясняет, что этот этап может быть очень долгим и трудным.
#00:14:26#
Крайне важно при этом понять одну вещь, а именно: как выживать, как сохранить себя. Однако мы не хотим всего лишь выжить, мы не хотим барахтаться в этих волнах всю свою жизнь, мы хотим двигаться вперед. Поэтому, чтобы спасти нас, Гурудев и другие наши учителя дают нам спасательный плот, за который мы можем ухватиться и благодаря которому мы можем двигаться вперед. Этот спасательный плот есть садхана-бхакти.
#00:15:41#
Самые сильные аспекты садханы — это шраванам и киртанам. Шраванам означает слушание кришна-катхи, хари-катхи, из уст садху, слушание преданных. А киртанам означает рассказ, передачу, что, в частности, подразумевает [необходимость] делиться услышанным с другими. Шрила Гуру Махарадж объясняет, что самый важный, самый главный принцип духовной жизни — это сохранить свою связь с садху, со святым. Садху соприкасается с этим нектаром духовной жизни. Он не знает ничего иного, кроме этого нектара. Благодаря своей связи с садху мы также будем постоянно вспоминать: «Да, я тоже хочу соприкоснуться с этим нектаром, я тоже хочу жить, будучи постоянно связан с этим нектаром».
#00:17:16#
Поэтому слушание и повторение. Повторение подразумевает в том числе и повторение нашей джапы, ведь повторение нашей индивидуальной джапы — это первое служение, которое попросил нас выполнять Гурудев. Поэтому нам необходимо каждый день находить время, когда мы можем остаться наедине, наедине с именем Кришны, ведь повторение индивидуальной джапы — это индивидуальный процесс, это время, когда мы остаемся наедине с собой и именем Кришны, кришна-намом.
#00:18:31#
Чем в большей степени мы сможем продолжать слушать, слушать нектар кришна-катхи, тава катха̄мр̣там̇, нектар слов о Кришне и Его преданных, тем в большей степени мы будем чувствовать вдохновение, продолжать это погружение, продолжать свою садхану, духовную практику. Одно из значений этого стиха, что начинается [со слов] тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, в том, что кришна-катха, слова о Кришне, слова Кришны — это нектар, дарующий нам жизнь, это [то, что] дает нам настоящую жизнь[2]. И чем в большей степени мы будем посвящать себя этим двум видам практики: слушанию и повторению, тем в большей степени мы сможем двигаться вперед.
#00:20:08#
Каков же следующий этап? Смаранам — памятование о Кришне. Это позволит нам в большей степени помнить даже в повседневной жизни о Кришне — нама-рупа-гуна-лила: о Его имени, облике, качествах, деяниях. Бхактивинод Тхакур говорит, что если ваш ум будет полностью сосредоточен на воспевании, на повторении имен Кришны, то в этом случае вы обретете квалификацию, для того чтобы повторять имя Кришны.
#00:21:25#
Далее идут следующие этапы: пада-севанам — мы можем прийти к служению Кришне [Его стопам], арчанам — поклонение Кришне [как божеству в храме], ванданам — возношение Ему молитв, дасьям — принятие положения Его вечного слуги, сакхьям [дружба с Кришной] и т. д. И, наконец, девятый процесс служения в преданности — атма-ниведанам — самопредание, самоотдача. Шрила Гуру Махарадж говорит, что из всех девяти процессов [духовной практики] именно атма-ниведанам главный. Можно выразить этот принцип следующим образом. [Это] понимание: «Все принадлежит Кришне, в том числе я сам». И это означает, что всем остальным видам практики служения в преданности мы также будем следовать именно в этом настроении, в этом сознании, помня, что все принадлежит Кришне, в том числе я сам.
#00:23:22#
Поэтому Шрила Гуру Махарадж объясняет, [что] на самом деле все можно свести к всего лишь одному правилу и одному ограничению: одно правило — это всегда помнить о Кришне, а единственное ограничение — никогда не забывать о Кришне. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Что бы ты ни делал, какие бы благие поступки ни совершал, на какие бы жертвы ни шел, какие бы пожертвования ни совершал…» И пожертвование означает: все, что вы делаете, [совершайте как подношение Кришне], и когда вам не хочется что-либо делать, но вы все же это делаете. «Какие бы жертвы ты ни совершал, — говорит Кришна, — какие бы пожертвования для других ты ни делал, делай это сознательно, осознавай Меня, помни обо Мне», — говорит Кришна[3].
#00:25:06#
На протяжении всей Бхагавад-гиты Кришна снова и снова дает нам намеки на то, каким образом мы можем помнить о Нем даже в повседневной жизни, или, если сказать точнее, как мы можем развивать в своей повседневной жизни осознание Его, сознания Кришны. Шрила Гуру Махарадж цитировал стих из «Бхагаватам», в котором сказано: ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣, кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти — памятование о Кришне, осознание Кришны способно уничтожить все нежелательное в сердце, все, что можно счесть дурным, нежелательным, препятствующим [сознанию Кришны], память о Кришне уничтожит все это[4]. Шрила Гуру Махарадж иногда формулировал это такими словами: «Не забывайте о памятовании Кришны». Слово ависмр̣тих̣ в этом стихе означает именно это: постоянное памятование о Кришне — [необходимо] не забывать, помнить о Нем.
#00:27:33#
Шрила Гурудев описывал это так: «Так твоя садхана может идти вверх, потом вниз, потом вверх, потом вниз, но в конце концов (и Гурудев делал этот жест, подняв руку вверх), в конце концов твоя садхана пойдет вверх, устремится вверх». И это называется этапом ништха, устойчивости, стойкости в нашей духовной жизни. Далее мы можем обрести следующий этап — ручи. Когда Шрила Гуру Махарадж объяснял тот самый стих о важности памятования о Кришне, он объяснял, что памятование о Кришне не только уничтожает все неблагоприятное в нас, но более того, рождает в нас нечто всеблагое, шуддха-саттву, то, что приносит высшее благо. Это способствует развитию высочайшего представления о себе, высочайшего аспекта нашего «я». Величайшая благость.
#00:30:00#
Далее Гуру Махарадж объясняет, что после этого мы достигаем уровня шуддха-саттвы — постоянного нахождения в этой вечности и блаженстве. Затем — гьяна-вигьяна. Сперва гьяна — смутное, расплывчатое, общее представление о высшей реальности, но затем вигьяна — более детальное, конкретное преставление о высшем мире. Тогда мы соприкасаемся с этой системой, очень детальной и многообразной системой сладости. И тогда каждый атом нашего «я» насыщается этой многообразной сладостью. Гуру Махарадж объясняет: «Тогда каждый атом моего бытия устремляется навстречу соответствующему атому высшего существа». И когда такое понимание пробудится в нас, тогда все остальное в этом мире покажется нам чем-то незначительным, безвкусным.
#00:32:32#
Шрила Гуру Махарадж объясняет: но если мы будем продолжать свою практику, тогда, выражаясь словами Гурудева, [Господь] обязательно, всенепременно явится в вашем сердце. Шрила Гурудев говорит нам: «На самом деле, находясь здесь, мы не в состоянии представить себе, не в состоянии вообразить, сколь много сладости, блаженства, счастья ждет нас в трансцендентном мире, будущее там мы не можем [себе] представить». Сколько нежности, сколько экстаза, сколько всего того, что только можно вообразить хорошего.
#00:33:57#
Абсолютное благо. Иногда говорят, что Кришна — это абсолютное благо, но что это такое? Шрила Гуру Махарадж объясняет это так: «Все, что можно представить себе как благое, хорошее, все, что только можно себе представить хорошего или имеющего связь с хорошим, все это заключено в Кришне». Это позитивно, очень хорошо. Макханчор Прабху и наша лахтинская студия «Джив джаго», они выразили это такими словами в своей песне: «Не забывать о памятовании о Кришне». Это самый главный элемент, который будет поддерживаться в нас благодаря тому, что будем находиться в [практике] садху-санги, шраванам, киртанам и прочего.
#00:35:21#
Есть ли у кого-нибудь какие-нибудь сомнения или подозрения, которые он или она не постеснялись бы озвучить, или какие-нибудь вопросы, на которые мы могли бы кратко ответить?
#00:35:39#
Преданный: Что преданные думают о том, что для человека лучше? Заслуга сукрити более [важна], чем [способность] возлюбить Бога? Но человек ближе к нам, Бог-то далеко.
#00:36:26#
Манас Кришна Прабху: Вайшнавское понимание этого момента Шрила Бхактивинод Тхакур очень красиво изложил в песне. Там сказано, что чистый преданный, вайшнав (те, кого мы называем в полном смысле этого слова, — преданные Кришны), такой человек всегда видит, что в каждом человеке, в каждой душе без исключения присутствует частичка Кришны. Поэтому, поскольку вайшнав чувствует, что частичка Бога присутствует в каждом сердце, в каждой душе, то естественно он выражает почтение и уважение к каждому.
#00:38:35#
В Бхагавад-гите Кришна говорит: что такое души этого мира, те, кого мы называем людьми, но что такое души? Кришна объясняет: «Они — частички Меня, они как члены Моего тела, как частички Моего тела, неотъемлемые его части». И когда человек осознает это, понимает это, как может он не испытывать любви и уважения ко всякой душе? Всякий, кто понимает, кто видит, что всякая душа — это неотъемлемая часть, неотъемлемая частичка Кришны, как может он не испытывать любовь ко всякой душе, не только к людям, не только к каждому человеку, но ко всякой душе?
#00:40:14#
Наши учителя объясняют: тот, кто осознает такие вещи, — естественным образом [в нем] рождаются чувства смирения, терпения и уважения к другим, естественным образом, потому что он понимает, что есть что. Вайшнав также понимает: даже если я буду любить все души, но отдельно от Бога, это не принесет добра. Все должно быть связано со своим Источником. Источник всякого страдания — разлука. Нам кажется, что все, что мы видим, — разлучено, отделено от Бога, от Источника. Итак, когда мы поливаем корень дерева, это естественным образом питает все ветки и листья дерева. Когда я осознаю, что… когда я обрету любовь к Богу, Источнику всего, тогда естественным образом я пойму: как я могу не любить всех своих братьев и сестер, всех живых существ в этом мире?
#00:42:46#
Но если я направлю свою любовь, сосредоточу свое внимание на одной душе, направлю свою любовь на одну душу отдельно от Бога, то в этом случае моя душа не найдет своего полного [выражения], моя любовь не найдет своего полного выражения, не обретет полного потенциала, потому что она не соприкоснется с Источником всего. Если только это другая душа, другой человек сам не имеет связи, не имеет связи с Богом, и в этом случае я буду служить этому человеку, [выполняя это служение] как служение Богу.
#00:43:47#
Через служение мы обретаем связь со всем одновременно — и с Центром, и со всем. Каждая душа одновременно связана с Богом, но не является Богом, [являясь лишь] частичкой Его. Мы хотим обрести связь с Целым, а не с частью. Опять тот же пример: если мы попытаемся полить все листья дерева, то дереву это никак не поможет, дерево, скорее, будет стоять и смотреть на вас, как на барана. Дерево, конечно, не будет жаловаться, деревья очень терпеливы. Но если вы обратите свои силы на полив корня дерева, то в этом случае все его части, все ветви и листья обретут поддержку.
#00:45:21#
Я ответил на ваш вопрос?
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Наянамани Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14) говорится: йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена, тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣ / пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇, татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄ — «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого».
2 ↑ Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).
3 ↑ Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).
А также: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваиш̣йаси йуктваивам, а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣ — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, совершай жертвы ради Меня и поклоняйся Мне. Так, всецело заняв ум и тело в служении Мне, ты непременно придешь ко Мне» (Бхагавад-гита, 9.34).
4 ↑ Ависмр̣тих̣ кр̣ш̣н̣а-пада̄равиндайох̣, кш̣ин̣отй абхадра̄н̣и ча ш́ам̇ таноти / саттвасйа ш́уддхим̇ парама̄тма-бхактим̇, джн̃а̄нам̇ ча виджн̃а̄на-вира̄га-йуктам — «Памятование о лотосоподобных стопах Господа Кришны уничтожает все неблагоприятное и награждает величайшим счастьем. Оно очищает сердце и дарует преданность Высшей Душе, наряду со знанием, обогащенным реализацией и отречением» («Шримад-Бхагаватам», 12.12.55).
Наверх