«Идолопоклонство» (часть 2). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Нимананда Дас Адхикари

Идолопоклонство
(часть 2) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из двенадцатого номера XXV тома за май 1928 года) 

 

Давайте же теперь рассмотрим то, что говорят священные писания. Вначале обратимся к Библии. Что говорил Христос об облике Бога? В его учении есть упоминание об определенной форме Бога. В разговоре с Никодимом он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»1. Никодим спросил его о том, как человек может родиться снова, и Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»2. Но какая часть человека рождена от плоти, а какая часть рождена от Духа? Очевидно, что наше тело рождено от плоти и есть плоть, а наша душа рождена от Духа и духовна. Дух обладает правом видеть Дух и ощущать Его. До тех пор, пока человек не вернется к Духу, он остается слепым к сиянию царства Бога. Это обращение духа к духовному миру Христос называет вторым рождением. Это в точности соответствует тому, что говорим мы. Наши писания утверждают, что человек — это ничтожно малая частичка Высшего Духа, заключенная в темницу физического тела. До тех пор, пока человек, чья подлинная природа — чистый дух, не перестанет отождествлять себя с физическим телом, он останется в неведении относительно своей духовной природы, и, следовательно, Бога, своего Отца, тоже. Но постигнув свое «я», он осознает Бога, и говорится, что он рождается заново. Однако это не означает, что после духовного рождения человек прекращает свою жизнь в теле и перестает воспринимать объекты этого феноменального мира. Его жизнь в этом теле продолжается, и он осознает все объекты этого мира, которые его окружают. Но теперь его физические чувства полностью подчинены его духовному поиску, и хотя он по-прежнему живет в теле и воспринимает земные объекты, он все же не живет и не взирает на все так, как делал прежде. С этого момента начинается его духовная, или ангельская жизнь, и физическая смерть его тела не сказывается на его подлинной жизни. Он становится подобным ангелу на Земле еще при жизни, а оставив свое тело, обретает тот же облик ангела на Вайкунтхе. Эти ангелы — отдельные индивидуальные души, и их духовный облик отличается друг от друга, и все они отличаются от Бога, их Владыки в Небесном Царстве. Подобным же образом у Бога также есть определенная духовная форма. Если бы у Бога не было особого облика, то Его частички не могли бы существовать отдельно от Него, и в этом случае идея различия Высшей Души как Отца, Сына и Святого Духа и сонма ангелов была бы полной бессмыслицей. Поэтому каждый обитатель Небес непременно должен иметь свой духовный облик. Единственное различие между обликами, рожденными на Небесах, и обликами, рожденными на Земле, состоит в том, что бренная внешняя оболочка этого мира материальна и временна, а небесный облик всецело духовен и вечен.

Но как же обстоят дела с видимым нами обликом Чистого Духа, проявленным на Земле? Сохраняет ли Он свои духовные формы или же принимает временную форму, подобно тому как земные обитатели принимают тела из плоти и крови? Конечно же, не последнее. В своей беседе с Никодимом Христос говорит: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»3. Здесь Христос указывает на свои собственные слова, что он существует на небесах как Сын Человеческий, и как Сын Бога он не отличается от Сына Давида. В одном и том же облике он присутствует как на Небесах, так и на Земле.

В одном месте Библии написано, что когда люди обратились к Христу как к Сыну Давида, он ответил: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему [Христу]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?»4. В действительности, он рожден на Небесах и не мог быть рожден от плоти как сын мужчины и женщины. Называть его сыном той женщины и того мужчины — это значит пренебрегать его небесной природой, которая ничуть не отвергается и не подавляется его деятельностью на материальном плане бытия. Он всегда сохранял свою неземную природу, даже когда казалось, что он полностью принадлежит этому миру. Он выглядел земным для тех, кто не обрел еще духовного зрения, чтобы видеть Дух. Однажды Христос отправился в Иерусалим, где евреи сказали ему: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»5 На это Христос ответил им: «Разрушьте храм сей [тело], и Я в три дня воздвигну его»6. В соответствии с этими словами на третий день Иисус воскрес из мертвых и появился перед Магдалиной, которая рыдала, когда не нашла его тела в склепе. Подобным же образом он появился перед своими одиннадцатью апостолами, в отсутствии лишь одного Фомы. Узнав об этом, Фома стал сомневаться в услышанном и сказал, что не поверит, пока не увидит. Но когда все двенадцать учеников собрались в доме и надежно закрыли двери, Христос стал посреди них и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим»7. И когда Фома прикоснулся к нему, то поверил. Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»8. В связи с этим следует упомянуть, что ученикам Иисуса не особо приписывают подобное видение Христа. Лишь благодаря вере и жизни в согласии с волей Бога под руководством Пророка или Гуру ученик обретает духовное зрение, благодаря которому сможет увидеть не только Христа, но и Самого Бога со всеми богатствами Небесного Царства. Но для учеников, не наделенных подобным видением, тело Христа осталось материальным, и они лишь увидели, что он выглядит в точности таким же, как и прежде. Они увидели его и поверили — это все и ничего более. Самое главное для нас — это то, что его ученики увидели его, почувствовали и узнали. Он предстал перед ними в том же самом облике, в котором они знали его при жизни. Из этого следует, что его посмертный облик в точности подобен тому, каким был прежде, то есть, если его облик до рождения был таким же, как и после, то можно предположить, что он выше рождения и смерти. Он был всецело совершенным, вне влияния рождения и смерти. Он вечен и неизменен. Такова природа каждого, кто рожден на Небесах. Рождение и смерть, что воздействуют на материальное тело смертного существа, не имели власти над ним. Он всецело нематериален: он духовен — как душой, так и телом. Нам лишь кажется, что он родился и умер, однако это происходит из-за несовершенства материи, через которую мы воспринимаем его и которая не может дать нам подлинное видение вещей, не окрасив их в собственные цвета. Однако всегда остается путь, который может даровать нам, обусловленным дживам, величайшее благо. Когда божественный учитель предстает в облике человека, он может наделить сердца своих последователей горячим стремлением обрести любовь к Богу, поскольку в полной мере наделен ею. Его последователи, воодушевленные его величайшим жизненным подвигом, тоже примут его путь и приложат все усилия, чтобы следовать его примеру в своей жизни. Без подобного сотрудничества на основе равенства миссия божественного посланника была бы обречена на провал. Неспособные измерить свой собственный духовный потенциал, смертные существа взирают на духовную практику божественных существ как на всецело невозможную и недостижимую для них самих. Такое понимание зачастую приводит к признанию любых духовных усилий безнадежным делом.

Подобным же образом рожденные на Земле имеют в Царстве Небесном облик ангела, хотя в настоящий момент этот облик сокрыт плотью и кровью. Христос просил своих учеников не оскорблять людей, которые верили в его слова: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»9.

Коран, признавая Ису или Христа как одного из Пророков, также согласуется с учением Библии. Магомет в день своего вознесения (мераджа) сказал своим ученикам, что его сможет увидеть любой, кто исполняет волю Бога, выраженную устами Его пророка. Завершив свои земные деяния, он сразу же отправился на Небеса, не дожидаясь судного дня в теле из плоти и крови. В судный день Магомет будет защищать перед Богом тех, кто верил в него. Магомет, подобно Иисусу Христу, — индивидуальное небесное существо, имеющее определенную форму, отличающую его от Бога, отправившего его. Каждый из великого множества спутников Аллаха, живущих на Небесах, имеет индивидуальный облик, отличающий их друг от друга, а также от Бога. 

(продолжение следует) 

Переводчик и составитель примечаний: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

English

Sj. Nimananda Das Adhicary, B. Ag., B.T.

Idolatry
(part 2)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 12, Vol. XXV, May, 1928) 

 

Now let us see what the Scriptures have to say. We shall take up the Bible first. What does Christ say about the form of God? His teachings disclose a definite form of God. In his conference with Nicodemus he said, “Except a man be born again, he cannot see the Kingdom of God.”10 Being asked what he meant by man being born again, he said, “Except a man be born of water and of the spirit, he cannot enter into the Kingdom of God. That which is born of the flesh is flesh; and that which is born of the Spirit is spirit.”11 What part of a man is then born of the flesh, and what part of the Spirit? Obviously our body is born of the flesh and is flesh, and our soul is born of the Spirit and is spirit. Spirit has the right to see Spirit and feel Him; and so long as the man does not return to the Spirit, he must remain blind to the splendors of the Kingdom of God. This returning to the spirit to the spiritual realm has been called the second birth by Christ. This is exactly what we also say. Our Scriptures reveal that man is an infinitesimally small fraction of the Supreme Spirit encaged in a physical body. So long as the man whose real nature is pure spiritual goes on identifying himself with his physical body, he is evidently ignorant of his true self, and consequently of God, his Father. But as soon as he realizes his self, he realizes God, and he is then said to be born again. This does not, however, mean that a man, after this spiritual birth, ceases to live in the body and take cognizance of things of this phenomenal world. He may live in this body, and may take cognizance of earthly things. His physical senses now being completely subject to his spiritual ones although he happens to live in the body and perceive things of the earth he neither lives nor perceives in the way he did formerly. His spiritual or angelic life begins even while he walks in this material plane, and his physical death does not in any way; affect the continuity of his actual life. He is an angel on the Earth while he lives, and is the same angel in Vaikuntha after he ceases to live in the body. These angels are separate souls and have definite spiritual forms to distinguish one from another, and all from God, their Lord in Heaven. A definite spiritual form likewise, belongs to God. Had there been no specific form of God, His fractional parts could have no existence distinguishable from His, in which case the idea of differentiation of the Spirit as the Father, the Son, the Holy Ghost and the host of angels would have been absolutely meaningless. So these denizens of heaven must have each his own definite spiritual form. The only difference between the forms of these heavens-born and these of the earth-born is that while the external forms of the latter are material and transitory, those of the former are purely spiritual and eternal.

But what about the forms visible to us of those Pure Spirits that appear on the Earth? — Do they retain their own spiritual forms, or put on transitory forms of flesh and blood like the earth-born? Certainly not the latter. In the same conference Christ said to Nicodemus, “If I have told you earthly things, and you believe not, how shall you believe, if I tell you of heavenly things? And no man hath ascended up to heaven, but he that came down from heaven, even the Son of man which is in heaven.”12 Here Christ makes reference to his own self saying that he existed in heaven as the Son of man, and that as the Son of God he had not a different form from what he has now as the Son of David. In one and the same form he exists in the heaven as well as on the earth.

In one place of the Bible it has been written that when the people talked of Christ as the Son of David, Christ said, “How then doth David in spirit call him Lord saying, — The Lord said unto my Lord (Christ), sit thou on my right hand, till I make thine enemies thy foot stool?” — St. Matthew13. In fact he, being of heaven-born, cannot be born of flesh as the son of this man and that woman. To designate him as the son of such and such a man is to ignore his heavenly nature that suffers neither deflection nor suppression on account of his working on a material plane. He was unearthly throughout even when he appeared earthly. He looked earthly to those who did not develop spiritual eyes to witness the spirit. Once Christ went to Jerusalem where the Jews said to him, “What sign showest thou unto us, seeing that thou doest these things?”14 To this Christ answered saying, “Destroy this temple (his own body), and in three days I will raise it up.”15 Accordingly on the third day Jesus rose from the dead, and appeared before Magdalene who was weeping when she could not find his body in the sepulchre. He likewise appeared before his eleven apostles, Thomas having been absent. When informed, Thomas doubted their report, and said that he would not believe unless he felt him. One day when all the twelve disciples assembled to confer in a house with doors shut, Christ stood in the midst of them and said to Thomas, “Reach hither thy finger, and behold my hands; and reach hither thy hand, and thrust it into my side; and be not faithless, but believing”16; when Thomas felt him and believed. Jesus said to him, “Thomas because thou hast seen me, thou hast believed; blessed are they that have not seen, and yet believed.”17 One thing that needs mentioning here is that the disciples of Christ were not to be much credited with this vision of Christ. It is only by believing and doing the will of God under the direction of the Prophet or the Guru that a disciple can develop spiritual eyes by which not Christ alone but God with all the splendors of heaven are seen. Not endowed with such eyes the body of Christ was to them still material, and they were, after they had seen him the same as they had been before they saw him. They saw him and believed him, — that is all, and nothing more. But one thing that concerns us the most is that his disciples saw him, felt him and recognized him. He was evidently recognized by the same form in which he had been known to them while living. Now if his form after his death exactly resembles his form before it, if his form before his birth is the same as that after it, then it must be supposed that he was neither born nor dead. He was one thing throughout, unaffected by so called birth and death. He is eternal and changeless. This is the nature of every heaven-born. Birth and death that affect the material form of an ordinary mortal cannot reach him. He is cap-a-pie immaterial: he is spirit, body and soul. That he appears to us to be born and to die, is due to the defect of matter, through which we see him, and, which cannot present things to us without giving them its own color. One way it is however greatly advantageous to us, the bound jivas. It is by appearing as a man that a divine teacher can infuse into the heart of his followers a noble zeal to love God, which, in the full, characterizes his own. His followers, attracted by his wonderful human career at once be-take themselves to his practices, and endeavor to emulate them in their own lives. Without this cooperation, on the basis of equality, the mission of divine messenger is fore-doomed to failure. Unable to gauge his own spiritual depth, a mortal is sure to look upon the spiritual endeavors of a divine entity as wholly impracticable for him. He may altogether give up the pursuit as a hopeless job.

The earth-born have, like-wise, angelic forms in the kingdom of heaven, though these forms are at present actually covered up with flesh and blood. Hence Christ advised his disciples not to offend the people who believe in him saying, “Despise not one of these little ones; for I say unto you, that in heaven their angels do always behold the face of my Father which is in heaven” — St. Matthew18.

Koran, that acknowledges Isa or Christ as one of the Nabis, must necessarily agree with the teachings of the Bible. Muhammad, on the day of his meraj or ascension, told his disciples that all, that do the will of God expressed through the mouth of His prophet, will see Him. At the close of his earthly career he at once went to Behest without having to wait, along with these of flesh and bloody till the day of judgment. On the day of judgment Muhammad will have to plead before God for those who believed in him. Muhammad, then, like Christ is a distinct heavenly entity and has a definite form to distinguish him from God That sent him Nay, the host of ‘ferestas’ that reside in Behest must have each a form to distinguish one from another, and all from God. 

(to be continued)
Compiled notes by Tradish Das
 

1 От Иоанна, 3:3.

2 От Иоанна, 3:5,6.

3 От Иоанна, 3:12,13.

4 От Матфея, 22:43,44.

5 От Иоанна, 2:18.

6 От Иоанна, 2:19.

7 От Иоанна, 20:27.

8 От Иоанна, 20:29.

9 От Матфея, 18:10.

10 John, 3:3.

11 John, 3:5,6.

12 John, 3:12,13.

13 Matthew, 22:43,44.

14 John, 2:18.

15 John, 2:19.

16 John, 20:27.

17 John, 20:29.

18 Matthew, 18:10.




←  Урок Бхагавад-гиты (часть 4). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Октябрь 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Абсолютная гармония». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж  →
Russian

Нимананда Дас Адхикари

Идолопоклонство
(часть 2) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из двенадцатого номера XXV тома за май 1928 года) 

 

Давайте же теперь рассмотрим то, что говорят священные писания. Вначале обратимся к Библии. Что говорил Христос об облике Бога? В его учении есть упоминание об определенной форме Бога. В разговоре с Никодимом он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»1. Никодим спросил его о том, как человек может родиться снова, и Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»2. Но какая часть человека рождена от плоти, а какая часть рождена от Духа? Очевидно, что наше тело рождено от плоти и есть плоть, а наша душа рождена от Духа и духовна. Дух обладает правом видеть Дух и ощущать Его. До тех пор, пока человек не вернется к Духу, он остается слепым к сиянию царства Бога. Это обращение духа к духовному миру Христос называет вторым рождением. Это в точности соответствует тому, что говорим мы. Наши писания утверждают, что человек — это ничтожно малая частичка Высшего Духа, заключенная в темницу физического тела. До тех пор, пока человек, чья подлинная природа — чистый дух, не перестанет отождествлять себя с физическим телом, он останется в неведении относительно своей духовной природы, и, следовательно, Бога, своего Отца, тоже. Но постигнув свое «я», он осознает Бога, и говорится, что он рождается заново. Однако это не означает, что после духовного рождения человек прекращает свою жизнь в теле и перестает воспринимать объекты этого феноменального мира. Его жизнь в этом теле продолжается, и он осознает все объекты этого мира, которые его окружают. Но теперь его физические чувства полностью подчинены его духовному поиску, и хотя он по-прежнему живет в теле и воспринимает земные объекты, он все же не живет и не взирает на все так, как делал прежде. С этого момента начинается его духовная, или ангельская жизнь, и физическая смерть его тела не сказывается на его подлинной жизни. Он становится подобным ангелу на Земле еще при жизни, а оставив свое тело, обретает тот же облик ангела на Вайкунтхе. Эти ангелы — отдельные индивидуальные души, и их духовный облик отличается друг от друга, и все они отличаются от Бога, их Владыки в Небесном Царстве. Подобным же образом у Бога также есть определенная духовная форма. Если бы у Бога не было особого облика, то Его частички не могли бы существовать отдельно от Него, и в этом случае идея различия Высшей Души как Отца, Сына и Святого Духа и сонма ангелов была бы полной бессмыслицей. Поэтому каждый обитатель Небес непременно должен иметь свой духовный облик. Единственное различие между обликами, рожденными на Небесах, и обликами, рожденными на Земле, состоит в том, что бренная внешняя оболочка этого мира материальна и временна, а небесный облик всецело духовен и вечен.

Но как же обстоят дела с видимым нами обликом Чистого Духа, проявленным на Земле? Сохраняет ли Он свои духовные формы или же принимает временную форму, подобно тому как земные обитатели принимают тела из плоти и крови? Конечно же, не последнее. В своей беседе с Никодимом Христос говорит: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»3. Здесь Христос указывает на свои собственные слова, что он существует на небесах как Сын Человеческий, и как Сын Бога он не отличается от Сына Давида. В одном и том же облике он присутствует как на Небесах, так и на Земле.

В одном месте Библии написано, что когда люди обратились к Христу как к Сыну Давида, он ответил: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему [Христу]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?»4. В действительности, он рожден на Небесах и не мог быть рожден от плоти как сын мужчины и женщины. Называть его сыном той женщины и того мужчины — это значит пренебрегать его небесной природой, которая ничуть не отвергается и не подавляется его деятельностью на материальном плане бытия. Он всегда сохранял свою неземную природу, даже когда казалось, что он полностью принадлежит этому миру. Он выглядел земным для тех, кто не обрел еще духовного зрения, чтобы видеть Дух. Однажды Христос отправился в Иерусалим, где евреи сказали ему: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»5 На это Христос ответил им: «Разрушьте храм сей [тело], и Я в три дня воздвигну его»6. В соответствии с этими словами на третий день Иисус воскрес из мертвых и появился перед Магдалиной, которая рыдала, когда не нашла его тела в склепе. Подобным же образом он появился перед своими одиннадцатью апостолами, в отсутствии лишь одного Фомы. Узнав об этом, Фома стал сомневаться в услышанном и сказал, что не поверит, пока не увидит. Но когда все двенадцать учеников собрались в доме и надежно закрыли двери, Христос стал посреди них и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим»7. И когда Фома прикоснулся к нему, то поверил. Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»8. В связи с этим следует упомянуть, что ученикам Иисуса не особо приписывают подобное видение Христа. Лишь благодаря вере и жизни в согласии с волей Бога под руководством Пророка или Гуру ученик обретает духовное зрение, благодаря которому сможет увидеть не только Христа, но и Самого Бога со всеми богатствами Небесного Царства. Но для учеников, не наделенных подобным видением, тело Христа осталось материальным, и они лишь увидели, что он выглядит в точности таким же, как и прежде. Они увидели его и поверили — это все и ничего более. Самое главное для нас — это то, что его ученики увидели его, почувствовали и узнали. Он предстал перед ними в том же самом облике, в котором они знали его при жизни. Из этого следует, что его посмертный облик в точности подобен тому, каким был прежде, то есть, если его облик до рождения был таким же, как и после, то можно предположить, что он выше рождения и смерти. Он был всецело совершенным, вне влияния рождения и смерти. Он вечен и неизменен. Такова природа каждого, кто рожден на Небесах. Рождение и смерть, что воздействуют на материальное тело смертного существа, не имели власти над ним. Он всецело нематериален: он духовен — как душой, так и телом. Нам лишь кажется, что он родился и умер, однако это происходит из-за несовершенства материи, через которую мы воспринимаем его и которая не может дать нам подлинное видение вещей, не окрасив их в собственные цвета. Однако всегда остается путь, который может даровать нам, обусловленным дживам, величайшее благо. Когда божественный учитель предстает в облике человека, он может наделить сердца своих последователей горячим стремлением обрести любовь к Богу, поскольку в полной мере наделен ею. Его последователи, воодушевленные его величайшим жизненным подвигом, тоже примут его путь и приложат все усилия, чтобы следовать его примеру в своей жизни. Без подобного сотрудничества на основе равенства миссия божественного посланника была бы обречена на провал. Неспособные измерить свой собственный духовный потенциал, смертные существа взирают на духовную практику божественных существ как на всецело невозможную и недостижимую для них самих. Такое понимание зачастую приводит к признанию любых духовных усилий безнадежным делом.

Подобным же образом рожденные на Земле имеют в Царстве Небесном облик ангела, хотя в настоящий момент этот облик сокрыт плотью и кровью. Христос просил своих учеников не оскорблять людей, которые верили в его слова: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»9.

Коран, признавая Ису или Христа как одного из Пророков, также согласуется с учением Библии. Магомет в день своего вознесения (мераджа) сказал своим ученикам, что его сможет увидеть любой, кто исполняет волю Бога, выраженную устами Его пророка. Завершив свои земные деяния, он сразу же отправился на Небеса, не дожидаясь судного дня в теле из плоти и крови. В судный день Магомет будет защищать перед Богом тех, кто верил в него. Магомет, подобно Иисусу Христу, — индивидуальное небесное существо, имеющее определенную форму, отличающую его от Бога, отправившего его. Каждый из великого множества спутников Аллаха, живущих на Небесах, имеет индивидуальный облик, отличающий их друг от друга, а также от Бога. 

(продолжение следует) 

Переводчик и составитель примечаний: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

English

Sj. Nimananda Das Adhicary, B. Ag., B.T.

Idolatry
(part 2)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 12, Vol. XXV, May, 1928) 

 

Now let us see what the Scriptures have to say. We shall take up the Bible first. What does Christ say about the form of God? His teachings disclose a definite form of God. In his conference with Nicodemus he said, “Except a man be born again, he cannot see the Kingdom of God.”10 Being asked what he meant by man being born again, he said, “Except a man be born of water and of the spirit, he cannot enter into the Kingdom of God. That which is born of the flesh is flesh; and that which is born of the Spirit is spirit.”11 What part of a man is then born of the flesh, and what part of the Spirit? Obviously our body is born of the flesh and is flesh, and our soul is born of the Spirit and is spirit. Spirit has the right to see Spirit and feel Him; and so long as the man does not return to the Spirit, he must remain blind to the splendors of the Kingdom of God. This returning to the spirit to the spiritual realm has been called the second birth by Christ. This is exactly what we also say. Our Scriptures reveal that man is an infinitesimally small fraction of the Supreme Spirit encaged in a physical body. So long as the man whose real nature is pure spiritual goes on identifying himself with his physical body, he is evidently ignorant of his true self, and consequently of God, his Father. But as soon as he realizes his self, he realizes God, and he is then said to be born again. This does not, however, mean that a man, after this spiritual birth, ceases to live in the body and take cognizance of things of this phenomenal world. He may live in this body, and may take cognizance of earthly things. His physical senses now being completely subject to his spiritual ones although he happens to live in the body and perceive things of the earth he neither lives nor perceives in the way he did formerly. His spiritual or angelic life begins even while he walks in this material plane, and his physical death does not in any way; affect the continuity of his actual life. He is an angel on the Earth while he lives, and is the same angel in Vaikuntha after he ceases to live in the body. These angels are separate souls and have definite spiritual forms to distinguish one from another, and all from God, their Lord in Heaven. A definite spiritual form likewise, belongs to God. Had there been no specific form of God, His fractional parts could have no existence distinguishable from His, in which case the idea of differentiation of the Spirit as the Father, the Son, the Holy Ghost and the host of angels would have been absolutely meaningless. So these denizens of heaven must have each his own definite spiritual form. The only difference between the forms of these heavens-born and these of the earth-born is that while the external forms of the latter are material and transitory, those of the former are purely spiritual and eternal.

But what about the forms visible to us of those Pure Spirits that appear on the Earth? — Do they retain their own spiritual forms, or put on transitory forms of flesh and blood like the earth-born? Certainly not the latter. In the same conference Christ said to Nicodemus, “If I have told you earthly things, and you believe not, how shall you believe, if I tell you of heavenly things? And no man hath ascended up to heaven, but he that came down from heaven, even the Son of man which is in heaven.”12 Here Christ makes reference to his own self saying that he existed in heaven as the Son of man, and that as the Son of God he had not a different form from what he has now as the Son of David. In one and the same form he exists in the heaven as well as on the earth.

In one place of the Bible it has been written that when the people talked of Christ as the Son of David, Christ said, “How then doth David in spirit call him Lord saying, — The Lord said unto my Lord (Christ), sit thou on my right hand, till I make thine enemies thy foot stool?” — St. Matthew13. In fact he, being of heaven-born, cannot be born of flesh as the son of this man and that woman. To designate him as the son of such and such a man is to ignore his heavenly nature that suffers neither deflection nor suppression on account of his working on a material plane. He was unearthly throughout even when he appeared earthly. He looked earthly to those who did not develop spiritual eyes to witness the spirit. Once Christ went to Jerusalem where the Jews said to him, “What sign showest thou unto us, seeing that thou doest these things?”14 To this Christ answered saying, “Destroy this temple (his own body), and in three days I will raise it up.”15 Accordingly on the third day Jesus rose from the dead, and appeared before Magdalene who was weeping when she could not find his body in the sepulchre. He likewise appeared before his eleven apostles, Thomas having been absent. When informed, Thomas doubted their report, and said that he would not believe unless he felt him. One day when all the twelve disciples assembled to confer in a house with doors shut, Christ stood in the midst of them and said to Thomas, “Reach hither thy finger, and behold my hands; and reach hither thy hand, and thrust it into my side; and be not faithless, but believing”16; when Thomas felt him and believed. Jesus said to him, “Thomas because thou hast seen me, thou hast believed; blessed are they that have not seen, and yet believed.”17 One thing that needs mentioning here is that the disciples of Christ were not to be much credited with this vision of Christ. It is only by believing and doing the will of God under the direction of the Prophet or the Guru that a disciple can develop spiritual eyes by which not Christ alone but God with all the splendors of heaven are seen. Not endowed with such eyes the body of Christ was to them still material, and they were, after they had seen him the same as they had been before they saw him. They saw him and believed him, — that is all, and nothing more. But one thing that concerns us the most is that his disciples saw him, felt him and recognized him. He was evidently recognized by the same form in which he had been known to them while living. Now if his form after his death exactly resembles his form before it, if his form before his birth is the same as that after it, then it must be supposed that he was neither born nor dead. He was one thing throughout, unaffected by so called birth and death. He is eternal and changeless. This is the nature of every heaven-born. Birth and death that affect the material form of an ordinary mortal cannot reach him. He is cap-a-pie immaterial: he is spirit, body and soul. That he appears to us to be born and to die, is due to the defect of matter, through which we see him, and, which cannot present things to us without giving them its own color. One way it is however greatly advantageous to us, the bound jivas. It is by appearing as a man that a divine teacher can infuse into the heart of his followers a noble zeal to love God, which, in the full, characterizes his own. His followers, attracted by his wonderful human career at once be-take themselves to his practices, and endeavor to emulate them in their own lives. Without this cooperation, on the basis of equality, the mission of divine messenger is fore-doomed to failure. Unable to gauge his own spiritual depth, a mortal is sure to look upon the spiritual endeavors of a divine entity as wholly impracticable for him. He may altogether give up the pursuit as a hopeless job.

The earth-born have, like-wise, angelic forms in the kingdom of heaven, though these forms are at present actually covered up with flesh and blood. Hence Christ advised his disciples not to offend the people who believe in him saying, “Despise not one of these little ones; for I say unto you, that in heaven their angels do always behold the face of my Father which is in heaven” — St. Matthew18.

Koran, that acknowledges Isa or Christ as one of the Nabis, must necessarily agree with the teachings of the Bible. Muhammad, on the day of his meraj or ascension, told his disciples that all, that do the will of God expressed through the mouth of His prophet, will see Him. At the close of his earthly career he at once went to Behest without having to wait, along with these of flesh and bloody till the day of judgment. On the day of judgment Muhammad will have to plead before God for those who believed in him. Muhammad, then, like Christ is a distinct heavenly entity and has a definite form to distinguish him from God That sent him Nay, the host of ‘ferestas’ that reside in Behest must have each a form to distinguish one from another, and all from God. 

(to be continued)
Compiled notes by Tradish Das
 

1 От Иоанна, 3:3.

2 От Иоанна, 3:5,6.

3 От Иоанна, 3:12,13.

4 От Матфея, 22:43,44.

5 От Иоанна, 2:18.

6 От Иоанна, 2:19.

7 От Иоанна, 20:27.

8 От Иоанна, 20:29.

9 От Матфея, 18:10.

10 John, 3:3.

11 John, 3:5,6.

12 John, 3:12,13.

13 Matthew, 22:43,44.

14 John, 2:18.

15 John, 2:19.

16 John, 20:27.

17 John, 20:29.

18 Matthew, 18:10.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования