«Отношения наших хранителей. Нрисимхадев. Самадхи-мандир Шридхара Махараджа». Садху Прия Прабху. 16 мая 2011 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 290.74M)
Скачать звук (MP3)


Садху Прия Прабху

Отношения наших хранителей.
Нрисимхадев.
Самадхи-мандир Шридхара Махараджа

(16 мая 2011 года. Москва, Кисельный)


Краткое содержание лекции:

Путь в Навадвипу (00:00)

Паломничество в Джаганнатха Пури (07:33)

[Шрила Говинда Махарадж:] «В ту пору я был золотым мальчиком» (14:13)

За пределами сухого отречения находится мир, измерение служения (19:06)

«Нрисимхадев боится Шридхара Махараджа» (26:55)

Если присутствует преданность, то и целью является преданность (30:12)

Откровение Шрилы Бхактивинода Тхакура (33:29)

Поклонение Нрисимхадеву (36:27)

Гуру способен привести в гармонию все что угодно (39:53)

Самадхи-мандир Шрилы Шридхара Махараджа (45:08)


Russian

Садху Прия Прабху. Гурудев ответил [на предложение оставить дом и присоединиться к миссии]: «Да, конечно». Но после того, как он дал этот утвердительный ответ, он задумался о последствиях подобного решения. Все его друзья в этой деревне, его работа и прочее. Он начал думать о том, как ему пойти на попятную, как ему отказаться от этого решения. Он пытался изыскать какое-то средство, ответить как-то так, чтобы, с одной стороны, эти люди не были оскорблены, а с другой стороны, он сумел бы остаться дома. Тем вечером они проводили [духовную] программу. В Бенгалии такие программы, как правило, могут длиться до десяти часов вечера и позже. И Шрила Говинда Махарадж придумал следующее: «Я скажу этим людям, что согласен идти с ними, но только на том условии, что мы должны отправиться в путь немедленно. Они никогда в жизни не захотят идти в такой дальний путь в одиннадцать вечера, и у меня будет благовидный предлог, я скажу: „Или сейчас, или никогда. Мы идем, я готов идти с вами, но сию секунду, либо я отказываюсь с вами идти“». Ему показалось, что это был благовидный предлог остаться дома. То был 1947 год. Не было ни машин, ничего подобного. Единственно, как они могли добраться, — пешком. И Шрила Говинда Махарадж предложил это одному из тех юношей [брахмачари Шрилы Шридхара Махараджа]. На что он получил ответ: «Да, конечно, мы готовы пойти прямо сейчас». Тотчас же, не теряя ни минуты, они даже не поужинали, не приняли прасадам, немедленно часть из них, один или два человека, взяли с собой Говинду Махараджа. Эта группа из трех человек отправилась в Навадвипу.

#00:03:28#

Рядом с этой деревней текла река, сейчас она гораздо уже, но в ту пору она была широкой, и им пришлось перебираться вплавь. Переправа работала днем, но в то время суток лодки уже не плавали. В одиннадцать вечера пришлось переплыть реку, а затем пройти пешком до храма двадцать километров. Они шли всю ночь, и в конце концов достигли храма. То было шесть или семь утра. Этот день, когда они пришли в Матх, это сегодняшний день, то был праздник [Шри Нрисимха-чатурдаши], и пост до вечера. Они шли всю ночь, Гурудев был очень голоден. На просьбу о пище он услышал о том, что сегодня пост. Он думал, что ашрам, в который он направляется, представляет из себя простую соломенную хижину, в которой сидит один садху. Он увидел каменное здание, в котором было три комнаты. Он встретился тогда со Шрилой Гуру Махараджем, со Шрилой Шридхаром Махараджем. Он был голоден, он увидел папайю. Он был деревенским мальчиком и легко забирался на деревья, у него возникло желание съесть плод папайи. Гуру Махарадж видел, насколько был юноша голоден, и сказал ему: «Да, ты можешь забраться на дерево и сорвать один плод, но половина плода должна будет предложена божествам, а другую половину ты можешь съесть». С того дня взаимоотношения этих божественных личностей стали проявлены в этом мире.

#00:07:33#

Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж являются вечными спутниками, и в тот день их вечные игры и вечные взаимоотношения стали проявлены, и продолжаются с тех пор. По прошествии двух недель пребывания Шрилы Говинды Махараджа в Матхе Шрила Гуру Махарадж принял решение, согласно которому этот юноша должен был стать его преемником. Тогда эти юноши, эти брахмачари, которые привели Шрилу Говинду Махараджа в Матх, когда это решение было озвучено, подумали: «Как же так, мы привели этого мальчика сюда, и по прошествии всего лишь двух недель наш учитель заявляет, что этот новичок будет его преемником», и начали строить козни, начали думать о том, как им избавиться от конкурента.

#00:08:58#

В том году, это было по прошествии двух месяцев после вышеописанных событий, Шрила Гуру Махарадж возглавил группу преданных Матха, эта группа преданных отправилась в паломничество в Джаганнатха Пури. Этот фестиваль в Пури, праздник колесниц [Ратха-ятра], обычно происходит в июне, в этом году может быть он попадает на июль, но, как правило, это вторая половина июня. [Господь] Джаганнатх выходит из своего храма, восседает на колесницу и Его преданные тащат эту колесницу веревками, в таком процессе проходят расстояние в шесть или семь километров. В этом празднике, как правило, принимают участие от полумиллиона до миллиона человек. На половине пути [в Пури] группа преданных, возглавляемых Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем, остановилась в храме одного из духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, Джаджавара Махараджа. Этот вайшнав был хорошим близким другом Шрилы Гуру Махараджа. Преданные остановились в его храме, чтобы помочь ему, помочь преданным, жившим в том храме.

#00:11:14#

Те брахмачари, которые завидовали Шриле Говинде Махараджу, решили, что настал удобный момент для того, чтобы каким-то образом отделить его от группы, то есть оставить его на улице. «Скорее всего, оставшись на улице, он вернется обратно в деревню. А мы, — думали они, — без него продолжим путь в Пури». Особенно потому, что как раз в том самом месте Шрила Шридхар Махарадж впервые публично провозгласил Шрилу Говинду Махараджа своим преемником. Решение было принято до того, но он впервые его озвучил, и эти юноши решили, что это уже чересчур, что нужно предпринимать немедленные меры. И они придумали следующий план. Они отправили его [Шрилу Говинду Махараджа в юности] собирать пожертвования на большом расстоянии от храма, где они находились. Они решили: «Мы отправим его собирать пожертвования, а сами скажем Гуру Махараджу, что он куда-то ушел, а мы не знаем, куда он ушел, и мы не будем его дожидаться, и уйдем в Пури». На что Гуру Махарадж отвечал: «Я не верю вашим словам». Он мог понять смысл этой ситуации. Он взял Шрилу Говинду Махараджа с собой. В Пури во время праздника колесниц он дал ему посвящение в харинам. А вскоре после этих событий эти люди, завистники, были изгнаны из Матха. Такова краткая история тех событий, как Шрила Говинда Махарадж пришел в Матх.

#00:14:13#

Он называл себя золотым мальчиком. Когда он вспоминал тот период своей жизни, он говорил: «В ту пору я был золотым мальчиком». У него была мистическая, сверхъестественная способность приниматься за любое дело и доводить это дело до победного конца. Шрила Гуру Махарадж дал ему список из тридцати пяти песен и попросил выучить их наизусть. По прошествии буквально нескольких дней юноша знал эти песни наизусть и мог их петь. Гуру Махарадж послал его в Калькутту учить санскрит под руководством одного тамошнего пандита, очень квалифицированного ученого. Этот ученый, знаток санскрита, был изумлен способностями этого юноши, он видел, как этот ученик способен выучить сегодня что-то, определенные размеры, что-то на санскрите, и на следующий день писать безупречные санскритские стихи, используя технику, методы, выученные накануне.

#00:16:19#

Также Шрила Говинда Махарадж рассказывал, вспоминал о том, как Шрила Гуру Махарадж посылал его собирать пожертвования. Но сбор пожертвований давался ему с трудом. Он возвращался с парой монет и жаловался Шриле Гуру Махараджу, недоумевая, говоря: «Я не понимаю, зачем, какой смысл мне этим заниматься». На что Шрила Гуру Махарадж говорил: «Продолжай этим заниматься». Тогда как другие брахмачари, жившие в Матхе, выходили собирать пожертвования и возвращались с мешками мелких монет. Шрила Говинда Махарадж с чувством стыда рассказывал нам о том, что когда он приходил к людям просить их о пожертвовании, перед ним открывали дверь, и когда он стоял на пороге, его глаза бегали, он начинал осматривать комнату, и у хозяина возникали сомнения, что перед ним монах. Но это были те же самые глаза, которые осматривали Говинда-кунду, когда он объезжал ее на своем скутере. Эти глаза видели нечто, некое явление, о шансе увидеть которое мы все молим.

#00:19:06#

За пределами сухого отречения находится мир, измерение служения, которое обладает в высшей степени динамичной природой. Он обладал этой природой, именуемой апракрита. Речь идет о связи с играми, полными динамизма, о постоянной связи с этими динамичными играми. И очень скоро, по прошествии двух лет, Шрила Гуру Махарадж доверил ему управление абсолютно всеми делами, полноту ответственности за храм, за Матх. Ему было в ту пору двадцать лет. Он думал: «Поскольку сбор пожертвований безрезультатен, мне нужно изыскать другое средство [находить средства для поддержания жизни в храме]». И он нашел следующее средство: он решил проводить паломнические туры по Индии и получать от паломников средства, и эти деньги использовать на поддержание храма. Поскольку всегда есть желающие посетить Гималаи, Харидвар или Двараку, всегда есть люди, желающие совершить паломничество. Шрила Гуру Махарадж определял параметры такого паломничества. Есть множество святых мест, но они посещали их выборочно, их маршрут и конечная цель всегда были связаны с концепцией Шрилы Гуру Махараджа. Например, одним таким конечным пунктом была пещера Вьясадева в Гималаях. По дороге туда они также останавливались в разных других местах. Я слышал о том, что также Гуру Махарадж присоединялся к этим турам тогда, когда его здоровье позволяло ему это делать. Однажды случилось так, что они оба вошли в пещеру Вьясадева и встретили его там, но кто знает, о чем они говорили. Такая программа продолжалась долго, пятнадцать или двадцать лет. То было скромное начало, но благодаря энергии и служению Шрилы Говинды Махараджа храм становился все больше и больше.

#00:23:30#

Рам Рай Прабху. Я слышал, что где-то в Гималаях, в Бадарикашраме, установлено божество Нрисимхадева.

Садху Прия Прабху. Я не слышал этого, но, скорее всего, так оно и есть, потому что Нрисимхадеву поклоняются во всей Индии. Я сам не был в Бадарикашраме. У меня был друг, у которого была нрисимха-янтра, мистическая диаграмма. Эту янтру ему подарил кто-то, когда он был в Индии. Однажды этот преданный спросил у Шрилы Говинды Махараджа: «Как мне следует поклоняться этой янтре?» Шрила Гурудев ответил ему: «Тебе лучше бросить эту янтру в океан, главным образом потому, что наше положение не позволяет нам поклоняться [Господу] Вишну в эту эпоху и в этом месте, тогда и там, [когда и] где мы живем».

#00:26:55#

Шрилой Говиндой Махараджем было сделано еще одно мистическое замечание (я не знаю, многие ли его слышали), однажды он сказал так: «Господь Нрисимхадев — очень устрашающая ипостась Бога. Когда Он является, Он крайне разгневан, Он раздирает этого демона когтями и рычит. Все, кто видит это зрелище, испытывают неописуемый ужас, и в конце концов только Прахлад [Махарадж] способен успокоить Его. Успокоить к облегчению других людей». Это пугающее, устрашающее воплощение [Господа], [и] о Нем Шрила Говинда Махарадж однажды сказал: «Нрисимхадев боится Гуру Махараджа». Я не берусь точно сказать, что означают его слова, но где-то мысль такова, что Вайкунтха со всем ее величием, славой и богатством заключена лишь в одной частице пыли Вриндавана. Но я подозреваю, что он сказал так, возможно, потому, что в жизни Шрилы Говинды Махараджа были моменты, когда Гуру Махарадж в него вселял страх, когда он испытывал страх перед Гуру Махараджем. Движимый любовью отец может иногда наказывать сына, пытаясь помочь ему, пробудить его по отношению к чему-то. Как правило, мы думаем: гнев и страх — как подобные эмоции могут иметь духовную природу?

#00:30:12#

Гурудев говорил о Бхагавад-гите, о том, что все явления, описанные в Бхагавад-гите, наполнены светом, одухотворены бхакти, преданностью [Шри Кришне]. Если присутствует преданность, то и целью является преданность. Тогда любое явление, которое связано с этой преданностью, одухотворяется. Единственная трудность в том, когда мы (или кто-то) думаем: «То, что мы делаем, связано с преданностью». Мы вряд ли можем судить о себе таким образом, считая: «То, что мы делаем, связано с преданностью», но другие могут рассматривать нас в таком качестве. Мы всегда должны рассматривать, думать о себе как о незначительных существах, лишенных связи с этим явлением. Но [мы должны] считать, видеть, что окружающие нас обладают этой связью. Подобная позиция прямо противоположна той позиции, которую человек занимает в материальной жизни, считая себя центром мироздания. В [концепции] преданности, напротив, человек думает: «Я никто и нигде, если бы не помощь моих друзей».

#00:33:29#

Я сегодня утром рассказывал о том, как Шрила Бхактивинод Тхакур в ранние утренние часы, когда он сидел у себя дома и повторял харинам, каждое утро чувствовал очень сладостное благоухание, некое дуновение или ветерок, который имел сладковатый запах. Это дуновение, пролетавшее сквозь его дом, подобное явление повторялось на протяжении нескольких дней. И тогда Шрила Бхактивинод Тхакур понял, что это был не кто иной, как Нрисимхадев, поскольку дом Бхактивинода находился на полпути между древним храмом Нрисимхадева и местом явления Махапрабху [в Маяпуре]. Каждое утро Нрисимхадев отправлялся в место явления Махапрабху, чтобы присутствовать на его арати. Многие люди поклоняются Нрисимхадеву с разными целями, и Он исполняет их желания. Но источник его личного вдохновения — участие в арати Махапрабху. Мы видим, это справедливо в отношении столь многих полубогов и божественных личностей. Человечество поклоняется им с разными целями. Люди просят у них разные блага, но, если вы спросите этих личностей: «Чем занимаетесь вы?», то любая из этих личностей скажет: «Я поклоняюсь моему Владыке». Поклонение этому Владыке — источник их личного счастья.

#00:36:27#

Мы слышали о том, что тем местом, которое Нрисимхадев оставлял каждое утро, чтобы принять участие в арати [Шри Чайтаньи Махапрабху], было то место, где Он омыл Свои руки после того, как убил царя [Хираньякашипу]. Мы обычно купаемся в том месте каждый год, потому что этот день, когда мы купаемся в том месте, это завершение долгого паломничества по различным местам Навадвипы. Нрисимха-пали. Это место, где Нрисимхадев, судя по всему, отдохнул и омыл Свои руки после убийства. Навадвипа обладает такой природой, что различные воплощения и разные игры [Господа и Его спутников] заключены внутри нее. Она подобна семени, которое содержит в себе все дерево. Изначальная обитель включает в себя все обители, все игры, все воплощения [Всевышнего]. Все зависит от того, как много человек способен видеть. Поэтому да, один раз в году мы поклоняемся Нрисимхадеву, но мы не поклоняемся Ему на протяжении всего года, лишь один раз в году.

Ананта Рам Прабху. Я видел, в ИССКОН поклоняются каждый день [Господу Нрисимхадеву], такая пышная арчана.

Рам Рай Прабху. Они на Вайкунтху хотят попасть.

#00:39:53#

Садху Прия Прабху. Необязательно, поскольку это поклонение, процесс был установлен их духовным учителем, и они не более чем следуют своему духовному учителю. Нрисимхадев способен удалять препятствия с пути духовной жизни, таково одно из Его качеств. Шрила Гуру Махарадж говорил так: «Когда в стране период голода, то ты стараешься раздавать пищу любой ценой. Когда в стране засуха, ты раздаешь людям воду любой ценой». В этой международной миссии, обществе сознания Кришны, некоторые виды деятельности миссии не являются гаудия-вайшнавскими в чистом виде, но эти практики были установлены Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, который стремился помочь как можно более широкому кругу людей и был готов использовать для этого любые средства. Он является ачарьей, который уполномочен решать, что и как будет происходить в соответствии со временем и обстоятельствами. Мы не находимся в том положении, чтобы ставить под сомнение правомочность его решений.

#00:42:27#

Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем заметить, что мы слышали, что в Кали-югу не бывает браминов, и никто в Кали-югу не обладает чистотой, достаточной для того, чтобы поклоняться Вишну. Однако мы также можем сказать, что эти люди, о которых идет речь, приняли прибежище своего духовного учителя, и благодаря этому прибежищу могут делать то, что делают. Гуру способен привести в гармонию все что угодно. Гуру является тем хранителем, опекуном, который приводит все в гармонию, и он может устанавливать некоторые детали, нюансы, которые с внешней точки зрения могут представляться не вполне правильными, не вполне уместными. Судить друг друга бесполезно, поскольку то, что ты видишь (эти явления), находится в руках Гуру, и он управляет этим. Нам скорее стоит обратить внимание на наш собственный прогресс, на то, чтобы следовать нашим Гуру максимально лучшим образом, что означает искренне. Гуру не ожидает от нас того, что мы будем сверхлюдьми, но он просит нас искренне пытаться совершать усилия.

#00:45:08#

Преданная. Шрила Говинда Махарадж учился в Калькутте у профессора-санскритолога. Профессор высказывался о том, что в Навадвипе напротив самадхи-мандира Шрилы Шридхара Махараджа есть табличка, на которой выгравированы слова, которые характеризуют Говинду Махараджа. Может, вы знаете [об этом] и можете рассказать?

#00:46:20#

Садху Прия Прабху. Речь идет о самадхи-мандире Шрилы Шридхара Махараджа, на стенах которого, действительно, выгравированы стихи, и в этих стихах описывается Шрила Шридхар Махарадж. Со всех сторон, на каждой стене храма размещены пранама-мантры (можно назвать их так), стихи, написанные Шрилой Говиндой Махараджем. Эти стихи описывают величие и славу Шрилы Шридхара Махараджа и то, каким образом он является лидером сампрадаи и преемственности этой линии. Например, в этих стихах описывается [духовная наставническая] преемственность, к которой принадлежит Шрила Шридхар Махарадж. В одном из этих стихов сказано: «Он оставляет в стороне все соображения этого мира, то есть принадлежность к определенному сословию и прочее, прочее в обществе, все внешние явления оставляет в стороне, и свободно раздает людям то, что в этот мир принес Махапрабху».

#00:48:28#

Также там выгравировано в числе других стихов арати, написанное Шрилой Гурудевом, в котором прославляется Шрила Шридхар Махарадж. Также там размещена поэма «Пранати Дашакам», которая содержит ту же идею, что и арати. Эта поэма была написана примерно в то же время, что и арати. А также [на стенах этого самадхи-мандира выгравированы] другие важные стихи из священных писаний.

#00:49:25#

Учитель [саснкрита], о котором идет речь, по-прежнему жив, ему девяносто семь или около того. Он сидит у себя на кровати и целыми днями читает книги.

[Поют бхаджан «Нама-санкиртана».]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «Нрисимха-чатурдаши» (часть 2). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 27 мая 2010 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Харинама в Риге 15 марта 2011 года  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 140.9 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка


Садху Прия Прабху

Отношения наших хранителей.
Нрисимхадев.
Самадхи-мандир Шридхара Махараджа

(16 мая 2011 года. Москва, Кисельный)


Краткое содержание лекции:

Путь в Навадвипу (00:00)

Паломничество в Джаганнатха Пури (07:33)

[Шрила Говинда Махарадж:] «В ту пору я был золотым мальчиком» (14:13)

За пределами сухого отречения находится мир, измерение служения (19:06)

«Нрисимхадев боится Шридхара Махараджа» (26:55)

Если присутствует преданность, то и целью является преданность (30:12)

Откровение Шрилы Бхактивинода Тхакура (33:29)

Поклонение Нрисимхадеву (36:27)

Гуру способен привести в гармонию все что угодно (39:53)

Самадхи-мандир Шрилы Шридхара Махараджа (45:08)


Russian

Садху Прия Прабху. Гурудев ответил [на предложение оставить дом и присоединиться к миссии]: «Да, конечно». Но после того, как он дал этот утвердительный ответ, он задумался о последствиях подобного решения. Все его друзья в этой деревне, его работа и прочее. Он начал думать о том, как ему пойти на попятную, как ему отказаться от этого решения. Он пытался изыскать какое-то средство, ответить как-то так, чтобы, с одной стороны, эти люди не были оскорблены, а с другой стороны, он сумел бы остаться дома. Тем вечером они проводили [духовную] программу. В Бенгалии такие программы, как правило, могут длиться до десяти часов вечера и позже. И Шрила Говинда Махарадж придумал следующее: «Я скажу этим людям, что согласен идти с ними, но только на том условии, что мы должны отправиться в путь немедленно. Они никогда в жизни не захотят идти в такой дальний путь в одиннадцать вечера, и у меня будет благовидный предлог, я скажу: „Или сейчас, или никогда. Мы идем, я готов идти с вами, но сию секунду, либо я отказываюсь с вами идти“». Ему показалось, что это был благовидный предлог остаться дома. То был 1947 год. Не было ни машин, ничего подобного. Единственно, как они могли добраться, — пешком. И Шрила Говинда Махарадж предложил это одному из тех юношей [брахмачари Шрилы Шридхара Махараджа]. На что он получил ответ: «Да, конечно, мы готовы пойти прямо сейчас». Тотчас же, не теряя ни минуты, они даже не поужинали, не приняли прасадам, немедленно часть из них, один или два человека, взяли с собой Говинду Махараджа. Эта группа из трех человек отправилась в Навадвипу.

#00:03:28#

Рядом с этой деревней текла река, сейчас она гораздо уже, но в ту пору она была широкой, и им пришлось перебираться вплавь. Переправа работала днем, но в то время суток лодки уже не плавали. В одиннадцать вечера пришлось переплыть реку, а затем пройти пешком до храма двадцать километров. Они шли всю ночь, и в конце концов достигли храма. То было шесть или семь утра. Этот день, когда они пришли в Матх, это сегодняшний день, то был праздник [Шри Нрисимха-чатурдаши], и пост до вечера. Они шли всю ночь, Гурудев был очень голоден. На просьбу о пище он услышал о том, что сегодня пост. Он думал, что ашрам, в который он направляется, представляет из себя простую соломенную хижину, в которой сидит один садху. Он увидел каменное здание, в котором было три комнаты. Он встретился тогда со Шрилой Гуру Махараджем, со Шрилой Шридхаром Махараджем. Он был голоден, он увидел папайю. Он был деревенским мальчиком и легко забирался на деревья, у него возникло желание съесть плод папайи. Гуру Махарадж видел, насколько был юноша голоден, и сказал ему: «Да, ты можешь забраться на дерево и сорвать один плод, но половина плода должна будет предложена божествам, а другую половину ты можешь съесть». С того дня взаимоотношения этих божественных личностей стали проявлены в этом мире.

#00:07:33#

Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж являются вечными спутниками, и в тот день их вечные игры и вечные взаимоотношения стали проявлены, и продолжаются с тех пор. По прошествии двух недель пребывания Шрилы Говинды Махараджа в Матхе Шрила Гуру Махарадж принял решение, согласно которому этот юноша должен был стать его преемником. Тогда эти юноши, эти брахмачари, которые привели Шрилу Говинду Махараджа в Матх, когда это решение было озвучено, подумали: «Как же так, мы привели этого мальчика сюда, и по прошествии всего лишь двух недель наш учитель заявляет, что этот новичок будет его преемником», и начали строить козни, начали думать о том, как им избавиться от конкурента.

#00:08:58#

В том году, это было по прошествии двух месяцев после вышеописанных событий, Шрила Гуру Махарадж возглавил группу преданных Матха, эта группа преданных отправилась в паломничество в Джаганнатха Пури. Этот фестиваль в Пури, праздник колесниц [Ратха-ятра], обычно происходит в июне, в этом году может быть он попадает на июль, но, как правило, это вторая половина июня. [Господь] Джаганнатх выходит из своего храма, восседает на колесницу и Его преданные тащат эту колесницу веревками, в таком процессе проходят расстояние в шесть или семь километров. В этом празднике, как правило, принимают участие от полумиллиона до миллиона человек. На половине пути [в Пури] группа преданных, возглавляемых Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем, остановилась в храме одного из духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, Джаджавара Махараджа. Этот вайшнав был хорошим близким другом Шрилы Гуру Махараджа. Преданные остановились в его храме, чтобы помочь ему, помочь преданным, жившим в том храме.

#00:11:14#

Те брахмачари, которые завидовали Шриле Говинде Махараджу, решили, что настал удобный момент для того, чтобы каким-то образом отделить его от группы, то есть оставить его на улице. «Скорее всего, оставшись на улице, он вернется обратно в деревню. А мы, — думали они, — без него продолжим путь в Пури». Особенно потому, что как раз в том самом месте Шрила Шридхар Махарадж впервые публично провозгласил Шрилу Говинду Махараджа своим преемником. Решение было принято до того, но он впервые его озвучил, и эти юноши решили, что это уже чересчур, что нужно предпринимать немедленные меры. И они придумали следующий план. Они отправили его [Шрилу Говинду Махараджа в юности] собирать пожертвования на большом расстоянии от храма, где они находились. Они решили: «Мы отправим его собирать пожертвования, а сами скажем Гуру Махараджу, что он куда-то ушел, а мы не знаем, куда он ушел, и мы не будем его дожидаться, и уйдем в Пури». На что Гуру Махарадж отвечал: «Я не верю вашим словам». Он мог понять смысл этой ситуации. Он взял Шрилу Говинду Махараджа с собой. В Пури во время праздника колесниц он дал ему посвящение в харинам. А вскоре после этих событий эти люди, завистники, были изгнаны из Матха. Такова краткая история тех событий, как Шрила Говинда Махарадж пришел в Матх.

#00:14:13#

Он называл себя золотым мальчиком. Когда он вспоминал тот период своей жизни, он говорил: «В ту пору я был золотым мальчиком». У него была мистическая, сверхъестественная способность приниматься за любое дело и доводить это дело до победного конца. Шрила Гуру Махарадж дал ему список из тридцати пяти песен и попросил выучить их наизусть. По прошествии буквально нескольких дней юноша знал эти песни наизусть и мог их петь. Гуру Махарадж послал его в Калькутту учить санскрит под руководством одного тамошнего пандита, очень квалифицированного ученого. Этот ученый, знаток санскрита, был изумлен способностями этого юноши, он видел, как этот ученик способен выучить сегодня что-то, определенные размеры, что-то на санскрите, и на следующий день писать безупречные санскритские стихи, используя технику, методы, выученные накануне.

#00:16:19#

Также Шрила Говинда Махарадж рассказывал, вспоминал о том, как Шрила Гуру Махарадж посылал его собирать пожертвования. Но сбор пожертвований давался ему с трудом. Он возвращался с парой монет и жаловался Шриле Гуру Махараджу, недоумевая, говоря: «Я не понимаю, зачем, какой смысл мне этим заниматься». На что Шрила Гуру Махарадж говорил: «Продолжай этим заниматься». Тогда как другие брахмачари, жившие в Матхе, выходили собирать пожертвования и возвращались с мешками мелких монет. Шрила Говинда Махарадж с чувством стыда рассказывал нам о том, что когда он приходил к людям просить их о пожертвовании, перед ним открывали дверь, и когда он стоял на пороге, его глаза бегали, он начинал осматривать комнату, и у хозяина возникали сомнения, что перед ним монах. Но это были те же самые глаза, которые осматривали Говинда-кунду, когда он объезжал ее на своем скутере. Эти глаза видели нечто, некое явление, о шансе увидеть которое мы все молим.

#00:19:06#

За пределами сухого отречения находится мир, измерение служения, которое обладает в высшей степени динамичной природой. Он обладал этой природой, именуемой апракрита. Речь идет о связи с играми, полными динамизма, о постоянной связи с этими динамичными играми. И очень скоро, по прошествии двух лет, Шрила Гуру Махарадж доверил ему управление абсолютно всеми делами, полноту ответственности за храм, за Матх. Ему было в ту пору двадцать лет. Он думал: «Поскольку сбор пожертвований безрезультатен, мне нужно изыскать другое средство [находить средства для поддержания жизни в храме]». И он нашел следующее средство: он решил проводить паломнические туры по Индии и получать от паломников средства, и эти деньги использовать на поддержание храма. Поскольку всегда есть желающие посетить Гималаи, Харидвар или Двараку, всегда есть люди, желающие совершить паломничество. Шрила Гуру Махарадж определял параметры такого паломничества. Есть множество святых мест, но они посещали их выборочно, их маршрут и конечная цель всегда были связаны с концепцией Шрилы Гуру Махараджа. Например, одним таким конечным пунктом была пещера Вьясадева в Гималаях. По дороге туда они также останавливались в разных других местах. Я слышал о том, что также Гуру Махарадж присоединялся к этим турам тогда, когда его здоровье позволяло ему это делать. Однажды случилось так, что они оба вошли в пещеру Вьясадева и встретили его там, но кто знает, о чем они говорили. Такая программа продолжалась долго, пятнадцать или двадцать лет. То было скромное начало, но благодаря энергии и служению Шрилы Говинды Махараджа храм становился все больше и больше.

#00:23:30#

Рам Рай Прабху. Я слышал, что где-то в Гималаях, в Бадарикашраме, установлено божество Нрисимхадева.

Садху Прия Прабху. Я не слышал этого, но, скорее всего, так оно и есть, потому что Нрисимхадеву поклоняются во всей Индии. Я сам не был в Бадарикашраме. У меня был друг, у которого была нрисимха-янтра, мистическая диаграмма. Эту янтру ему подарил кто-то, когда он был в Индии. Однажды этот преданный спросил у Шрилы Говинды Махараджа: «Как мне следует поклоняться этой янтре?» Шрила Гурудев ответил ему: «Тебе лучше бросить эту янтру в океан, главным образом потому, что наше положение не позволяет нам поклоняться [Господу] Вишну в эту эпоху и в этом месте, тогда и там, [когда и] где мы живем».

#00:26:55#

Шрилой Говиндой Махараджем было сделано еще одно мистическое замечание (я не знаю, многие ли его слышали), однажды он сказал так: «Господь Нрисимхадев — очень устрашающая ипостась Бога. Когда Он является, Он крайне разгневан, Он раздирает этого демона когтями и рычит. Все, кто видит это зрелище, испытывают неописуемый ужас, и в конце концов только Прахлад [Махарадж] способен успокоить Его. Успокоить к облегчению других людей». Это пугающее, устрашающее воплощение [Господа], [и] о Нем Шрила Говинда Махарадж однажды сказал: «Нрисимхадев боится Гуру Махараджа». Я не берусь точно сказать, что означают его слова, но где-то мысль такова, что Вайкунтха со всем ее величием, славой и богатством заключена лишь в одной частице пыли Вриндавана. Но я подозреваю, что он сказал так, возможно, потому, что в жизни Шрилы Говинды Махараджа были моменты, когда Гуру Махарадж в него вселял страх, когда он испытывал страх перед Гуру Махараджем. Движимый любовью отец может иногда наказывать сына, пытаясь помочь ему, пробудить его по отношению к чему-то. Как правило, мы думаем: гнев и страх — как подобные эмоции могут иметь духовную природу?

#00:30:12#

Гурудев говорил о Бхагавад-гите, о том, что все явления, описанные в Бхагавад-гите, наполнены светом, одухотворены бхакти, преданностью [Шри Кришне]. Если присутствует преданность, то и целью является преданность. Тогда любое явление, которое связано с этой преданностью, одухотворяется. Единственная трудность в том, когда мы (или кто-то) думаем: «То, что мы делаем, связано с преданностью». Мы вряд ли можем судить о себе таким образом, считая: «То, что мы делаем, связано с преданностью», но другие могут рассматривать нас в таком качестве. Мы всегда должны рассматривать, думать о себе как о незначительных существах, лишенных связи с этим явлением. Но [мы должны] считать, видеть, что окружающие нас обладают этой связью. Подобная позиция прямо противоположна той позиции, которую человек занимает в материальной жизни, считая себя центром мироздания. В [концепции] преданности, напротив, человек думает: «Я никто и нигде, если бы не помощь моих друзей».

#00:33:29#

Я сегодня утром рассказывал о том, как Шрила Бхактивинод Тхакур в ранние утренние часы, когда он сидел у себя дома и повторял харинам, каждое утро чувствовал очень сладостное благоухание, некое дуновение или ветерок, который имел сладковатый запах. Это дуновение, пролетавшее сквозь его дом, подобное явление повторялось на протяжении нескольких дней. И тогда Шрила Бхактивинод Тхакур понял, что это был не кто иной, как Нрисимхадев, поскольку дом Бхактивинода находился на полпути между древним храмом Нрисимхадева и местом явления Махапрабху [в Маяпуре]. Каждое утро Нрисимхадев отправлялся в место явления Махапрабху, чтобы присутствовать на его арати. Многие люди поклоняются Нрисимхадеву с разными целями, и Он исполняет их желания. Но источник его личного вдохновения — участие в арати Махапрабху. Мы видим, это справедливо в отношении столь многих полубогов и божественных личностей. Человечество поклоняется им с разными целями. Люди просят у них разные блага, но, если вы спросите этих личностей: «Чем занимаетесь вы?», то любая из этих личностей скажет: «Я поклоняюсь моему Владыке». Поклонение этому Владыке — источник их личного счастья.

#00:36:27#

Мы слышали о том, что тем местом, которое Нрисимхадев оставлял каждое утро, чтобы принять участие в арати [Шри Чайтаньи Махапрабху], было то место, где Он омыл Свои руки после того, как убил царя [Хираньякашипу]. Мы обычно купаемся в том месте каждый год, потому что этот день, когда мы купаемся в том месте, это завершение долгого паломничества по различным местам Навадвипы. Нрисимха-пали. Это место, где Нрисимхадев, судя по всему, отдохнул и омыл Свои руки после убийства. Навадвипа обладает такой природой, что различные воплощения и разные игры [Господа и Его спутников] заключены внутри нее. Она подобна семени, которое содержит в себе все дерево. Изначальная обитель включает в себя все обители, все игры, все воплощения [Всевышнего]. Все зависит от того, как много человек способен видеть. Поэтому да, один раз в году мы поклоняемся Нрисимхадеву, но мы не поклоняемся Ему на протяжении всего года, лишь один раз в году.

Ананта Рам Прабху. Я видел, в ИССКОН поклоняются каждый день [Господу Нрисимхадеву], такая пышная арчана.

Рам Рай Прабху. Они на Вайкунтху хотят попасть.

#00:39:53#

Садху Прия Прабху. Необязательно, поскольку это поклонение, процесс был установлен их духовным учителем, и они не более чем следуют своему духовному учителю. Нрисимхадев способен удалять препятствия с пути духовной жизни, таково одно из Его качеств. Шрила Гуру Махарадж говорил так: «Когда в стране период голода, то ты стараешься раздавать пищу любой ценой. Когда в стране засуха, ты раздаешь людям воду любой ценой». В этой международной миссии, обществе сознания Кришны, некоторые виды деятельности миссии не являются гаудия-вайшнавскими в чистом виде, но эти практики были установлены Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, который стремился помочь как можно более широкому кругу людей и был готов использовать для этого любые средства. Он является ачарьей, который уполномочен решать, что и как будет происходить в соответствии со временем и обстоятельствами. Мы не находимся в том положении, чтобы ставить под сомнение правомочность его решений.

#00:42:27#

Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем заметить, что мы слышали, что в Кали-югу не бывает браминов, и никто в Кали-югу не обладает чистотой, достаточной для того, чтобы поклоняться Вишну. Однако мы также можем сказать, что эти люди, о которых идет речь, приняли прибежище своего духовного учителя, и благодаря этому прибежищу могут делать то, что делают. Гуру способен привести в гармонию все что угодно. Гуру является тем хранителем, опекуном, который приводит все в гармонию, и он может устанавливать некоторые детали, нюансы, которые с внешней точки зрения могут представляться не вполне правильными, не вполне уместными. Судить друг друга бесполезно, поскольку то, что ты видишь (эти явления), находится в руках Гуру, и он управляет этим. Нам скорее стоит обратить внимание на наш собственный прогресс, на то, чтобы следовать нашим Гуру максимально лучшим образом, что означает искренне. Гуру не ожидает от нас того, что мы будем сверхлюдьми, но он просит нас искренне пытаться совершать усилия.

#00:45:08#

Преданная. Шрила Говинда Махарадж учился в Калькутте у профессора-санскритолога. Профессор высказывался о том, что в Навадвипе напротив самадхи-мандира Шрилы Шридхара Махараджа есть табличка, на которой выгравированы слова, которые характеризуют Говинду Махараджа. Может, вы знаете [об этом] и можете рассказать?

#00:46:20#

Садху Прия Прабху. Речь идет о самадхи-мандире Шрилы Шридхара Махараджа, на стенах которого, действительно, выгравированы стихи, и в этих стихах описывается Шрила Шридхар Махарадж. Со всех сторон, на каждой стене храма размещены пранама-мантры (можно назвать их так), стихи, написанные Шрилой Говиндой Махараджем. Эти стихи описывают величие и славу Шрилы Шридхара Махараджа и то, каким образом он является лидером сампрадаи и преемственности этой линии. Например, в этих стихах описывается [духовная наставническая] преемственность, к которой принадлежит Шрила Шридхар Махарадж. В одном из этих стихов сказано: «Он оставляет в стороне все соображения этого мира, то есть принадлежность к определенному сословию и прочее, прочее в обществе, все внешние явления оставляет в стороне, и свободно раздает людям то, что в этот мир принес Махапрабху».

#00:48:28#

Также там выгравировано в числе других стихов арати, написанное Шрилой Гурудевом, в котором прославляется Шрила Шридхар Махарадж. Также там размещена поэма «Пранати Дашакам», которая содержит ту же идею, что и арати. Эта поэма была написана примерно в то же время, что и арати. А также [на стенах этого самадхи-мандира выгравированы] другие важные стихи из священных писаний.

#00:49:25#

Учитель [саснкрита], о котором идет речь, по-прежнему жив, ему девяносто семь или около того. Он сидит у себя на кровати и целыми днями читает книги.

[Поют бхаджан «Нама-санкиртана».]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования