«Флейта Кришны» (часть 3). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Религия сердца»


Russian

 

Пленить, вдохновить и вовлечь в служение

«Гарга-самхита» в полной мере описывает славу Радхарани. Всякий раз, открывая «Гарга-самхиту», я убеждаюсь в этом и уверен, что это видение дается мне по милости Шрилы Гуру Махараджа. Когда я нахожусь на церемонии арати и вижу слова «га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇» на эмблеме нашего Матха, я погружаюсь в раздумья.

Слово «дхимахи» из Гаятри-мантры известно многим. Оно означает, что мы должны медитировать на Абсолютную Истину или искать Ее. Последнее слово — прачодайат — означает, что мы будем не просто медитировать, но медитация будет вдохновлять нас служить лотосоподобным стопам Радхарани.

Чоданам и пратичоданам — два санскритских слова, упомянутых в Ведах. Каков их смысл? Чоданам означает шрути («услышанное») или Веды, т. е. Упанишады, «Махабхарата» и другие. А пратичоданам означает смрити («запомненное») — дополняющие их разделы Вед, такие как Бхагавад-гита.

Но здесь чоданам означает прерана. Какого рода прерана? Вдохновение огромной силы, полностью подчиняющее себе. Веды, шрути или чоданам, вдохновением понуждают нас стремиться к служению лотосоподобным стопам Радхарани. Такова природа Гаятри-мантры. Она пленяет ум дживы, вдохновляет и силой вовлекает в служение Радхарани.

Гуру Махарадж дал это выдающееся толкование Гаятри-мантры: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи

Сокровенная слава Радхарани

Слава Радхарани всецело воспета в «Гарга-самхите». Я неоднократно убеждался в этом. «Гарга-самхита» была написана великим мудрецом Гаргой Риши, Гуру Яду-кулы (династии Кришны) и другом Парашурамы, а также многих других великих знатоков ведических мантр, таких как Атри, Чьявана, Шарадван, Ариштанеми, Бхригу, Васиштха, Парашара, Вишвамитра, Ангира, Дваипаяна Вьяса и Бхагаван Нарада. Все эти риши присутствовали, когда Парикшит Махарадж слушал «Шримад-Бхагаватам». Сам Ведавьяса сказал следующее:

атрир васиш̣т̣хаш́ чйаванах̣ ш́арадва̄н
ариш̣т̣анемир бхр̣гур ан̇гира̄ш́ ча
пара̄ш́аро га̄дхи-суто ’тха ра̄ма
утатхйа индрапрамадедхмава̄хау

медха̄титхир девала а̄рш̣т̣иш̣ен̣о
бха̄радва̄джо гаутамах̣ пиппала̄дах̣
маитрейа аурвах̣ каваш̣ах̣ кумбхайонир
дваипа̄йано бхагава̄н на̄радаш́ ча

(«Шримад-Бхагаватам», 1.19.9,10)1

Несмотря на то, что там находились все эти уважаемые мудрецы, друзья Гарги Риши, Шукадев Госвами, рассказывая «Шримад-Бхагаватам», не дал полного представления о Голоке Вриндавана и славе Радхарани. Ведавьяса не поведал многого о славе Радхарани. Он явил только отблеск Ее славы, не раскрыв ее так, как это сделал Махапрабху.

«Гарга-самхита»

Я очень удивился, когда открыл «Гарга-самхиту» и увидел там такие слова, как «радха-пати» и «радхарава». Ни в одном из писаний, за исключеним «Гарга-самхиты», я не встречал подобных слов. Истории из Кришна-лилы, которые мы слышали с детства, изложены в «Гарга-самхите». Другие Пураны содержат некоторые истории, но большинство историй из Кришна-лилы поведаны в «Гарга-самхите».

Опубликовать «Гарга-самхиту» меня вдохновил Шрипад Мадхусудан Махарадж, духовный брат и санньяси-ученик Шрилы Гуру Махараджа. Он искал издание этой книги на бенгали по всей Индии, но безуспешно. Он очень обрадовался, увидев ее в моем шкафу. Меня удивило, что он узнал о том, что там есть эта книга, в то время как я сам ее не замечал. Именно тогда, прочитав несколько страниц, я впервые обнаружил, что Гарга Риши полностью описал все то, о чем бы мы не смогли получить даже представление.

Когда мы пытаемся представить, как выглядит Вьясадева, мы мысленно рисуем образ старца с длинной бородой, но когда я открыл «Гарга-самхиту», то удивился, увидев написанную Гаргой Риши пранама-мантру Ведавьясы: вадара-вана-биха̄рах̣ сатйаватйа̄х̣ кума̄рах̣.

Такие выражения, как «сатйаватйа̄х̣ кума̄рах̣» и «вадара-вана-биха̄рах̣» в отношении Вьясадевы не приходят на ум, но эта пранама-мантра помогла мне понять, что я всегда представляю только образ Ведавьясы в старости и никогда — в детстве, как Сатьяватья Кумара, сына Сатьявати.

Рупа Госвами Прабху следовал тому же принципу, и в каждой пранама-мантре Шри Чайтаньи Махапрабху он описывает Его как Шачинандану, сына Шачи Деви. В играх Махапрабху Шачи Деви неизменно упоминается первой в пранама-мантре, и для нас это привычно, но у нас не было представления об аналогичном описании Ведавьясы как Сатьяватья Кумара или вадара-вана-биха̄рах̣. Прочитав несколько страниц, я был настолько впечатлен, что подумал: если Мадхусудан Махарадж не сможет напечатать текст, то я постараюсь опубликовать его с помощью наших преданных. В конце концов я почувствовал, что Гарга Риши избрал меня для публикации «Гарга-самхиты», и я попросил Шрипада Сагара Махараджа напечатать эту книгу. Благодаря его усилиям книга увидела свет.

Совершенный теизм, который открыл нам Гуру Махарадж, полностью представлен в «Гарга-самхите». Ведавьяса упомянул в «Шримад-Бхагаватам» все, но сделал это крайне осторожно.

Шукадев Госвами был всего лишь шестнадцатилетним мальчиком — что он мог сказать в собрании риши? Хотя все они были сведущи в мадхура-расе, они не могли испытать вкус того, что знал Шукадев Госвами. Сам Ведавьяса рассказывал о Шукадеве Госвами, что, услышав об играх Кришны, он убежал, обезумев от экстаза, а затем вернулся, чтобы услышать об остальных играх Кришны.

То, что представлено в «Шримад-Бхагаватам» — суть Кришна-лилы, и этого достаточно. Ни одно другое писание не может сравниться с авторитетом «Шримад-Бхагаватам». Сам Ведавьяса и великие риши в Пуранах подчеркивали, что «Шримад-Бхагаватам» — полное и совершенное прославление Шри Кришны. Так мы видим славу «Шримад-Бхагаватам» и не можем отрицать его высочайший авторитет. Шукадев Госвами изложил суть того, что он опасался говорить в собрании риши, исполнив, таким образом, желание Господа Кришны и Радхарани.

(продолжение следует)

 


1 «С разных концов вселенной явились такие великие мудрецы, как Атри, Чьявана, Шарадван, Ариштанеми, Бхригу, Васиштха, Парашара, Вишвамитра, Ангира, Парашурама, Утатхья, Индрапрамада, Идхмаваху, Медхатитхи, Девала, Арштишена, Бхарадваджа, Гаутама, Пиппалада, Маитрея, Аурва, Каваша, Кумбхайони, Дваипаяна и великий Нарада».




←  Празднование Гаура-пурнимы. 19 марта 2011 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Материальное и духовное». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 сентября 2004 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

 

Пленить, вдохновить и вовлечь в служение

«Гарга-самхита» в полной мере описывает славу Радхарани. Всякий раз, открывая «Гарга-самхиту», я убеждаюсь в этом и уверен, что это видение дается мне по милости Шрилы Гуру Махараджа. Когда я нахожусь на церемонии арати и вижу слова «га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇» на эмблеме нашего Матха, я погружаюсь в раздумья.

Слово «дхимахи» из Гаятри-мантры известно многим. Оно означает, что мы должны медитировать на Абсолютную Истину или искать Ее. Последнее слово – прачодайат – означает, что мы будем не просто медитировать, но медитация будет вдохновлять нас служить лотосоподобным стопам Радхарани.

Чоданам и пратичоданам – два санскритских слова, упомянутых в Ведах. Каков их смысл? Чоданам означает шрути («услышанное») или Веды, т. е. Упанишады, «Махабхарата» и другие. А пратичоданам означает смрити («запомненное») – дополняющие их разделы Вед, такие как Бхагавад-гита.

Но здесь чоданам означает прерана. Какого рода прерана? Вдохновение огромной силы, полностью подчиняющее себе. Веды, шрути или чоданам, вдохновением понуждают нас стремиться к служению лотосоподобным стопам Радхарани. Такова природа Гаятри-мантры. Она пленяет ум дживы, вдохновляет и силой вовлекает в служение Радхарани.

Гуру Махарадж дал это выдающееся толкование Гаятри-мантры: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи

Сокровенная слава Радхарани

Слава Радхарани всецело воспета в «Гарга-самхите». Я неоднократно убеждался в этом. «Гарга-самхита» была написана великим мудрецом Гаргой Риши, Гуру Яду-кулы (династии Кришны) и другом Парашурамы, а также многих других великих знатоков ведических мантр, таких как Атри, Чьявана, Шарадван, Ариштанеми, Бхригу, Васиштха, Парашара, Вишвамитра, Ангира, Дваипаяна Вьяса и Бхагаван Нарада. Все эти риши присутствовали, когда Парикшит Махарадж слушал «Шримад-Бхагаватам». Сам Ведавьяса сказал следующее:

атрир васиш̣т̣хаш́ чйаванах̣ ш́арадва̄н
ариш̣т̣анемир бхр̣гур ан̇гира̄ш́ ча
пара̄ш́аро га̄дхи-суто ’тха ра̄ма
утатхйа индрапрамадедхмава̄хау

медха̄титхир девала а̄рш̣т̣иш̣ен̣о
бха̄радва̄джо гаутамах̣ пиппала̄дах̣
маитрейа аурвах̣ каваш̣ах̣ кумбхайонир
дваипа̄йано бхагава̄н на̄радаш́ ча

(«Шримад-Бхагаватам», 1.19.9,10)1

Несмотря на то, что там находились все эти уважаемые мудрецы, друзья Гарги Риши, Шукадев Госвами, рассказывая «Шримад-Бхагаватам», не дал полного представления о Голоке Вриндавана и славе Радхарани. Ведавьяса не поведал многого о славе Радхарани. Он явил только отблеск Ее славы, не раскрыв ее так, как это сделал Махапрабху.

«Гарга-самхита»

Я очень удивился, когда открыл «Гарга-самхиту» и увидел там такие слова, как «радха-пати» и «радхарава». Ни в одном из писаний, за исключеним «Гарга-самхиты», я не встречал подобных слов. Истории из Кришна-лилы, которые мы слышали с детства, изложены в «Гарга-самхите». Другие Пураны содержат некоторые истории, но большинство историй из Кришна-лилы поведаны в «Гарга-самхите».

Опубликовать «Гарга-самхиту» меня вдохновил Шрипад Мадхусудан Махарадж, духовный брат и санньяси-ученик Шрилы Гуру Махараджа. Он искал издание этой книги на бенгали по всей Индии, но безуспешно. Он очень обрадовался, увидев ее в моем шкафу. Меня удивило, что он узнал о том, что там есть эта книга, в то время как я сам ее не замечал. Именно тогда, прочитав несколько страниц, я впервые обнаружил, что Гарга Риши полностью описал все то, о чем бы мы не смогли получить даже представление.

Когда мы пытаемся представить, как выглядит Вьясадева, мы мысленно рисуем образ старца с длинной бородой, но когда я открыл «Гарга-самхиту», то удивился, увидев написанную Гаргой Риши пранама-мантру Ведавьясы: вадара-вана-биха̄рах̣ сатйаватйа̄х̣ кума̄рах̣.

Такие выражения, как «сатйаватйа̄х̣ кума̄рах̣» и «вадара-вана-биха̄рах̣» в отношении Вьясадевы не приходят на ум, но эта пранама-мантра помогла мне понять, что я всегда представляю только образ Ведавьясы в старости и никогда – в детстве, как Сатьяватья Кумара, сына Сатьявати.

Рупа Госвами Прабху следовал тому же принципу, и в каждой пранама-мантре Шри Чайтаньи Махапрабху он описывает Его как Шачинандану, сына Шачи Деви. В играх Махапрабху Шачи Деви неизменно упоминается первой в пранама-мантре, и для нас это привычно, но у нас не было представления об аналогичном описании Ведавьясы как Сатьяватья Кумара или вадара-вана-биха̄рах̣. Прочитав несколько страниц, я был настолько впечатлен, что подумал: если Мадхусудан Махарадж не сможет напечатать текст, то я постараюсь опубликовать его с помощью наших преданных. В конце концов я почувствовал, что Гарга Риши избрал меня для публикации «Гарга-самхиты», и я попросил Шрипада Сагара Махараджа напечатать эту книгу. Благодаря его усилиям книга увидела свет.

Совершенный теизм, который открыл нам Гуру Махарадж, полностью представлен в «Гарга-самхите». Ведавьяса упомянул в «Шримад-Бхагаватам» все, но сделал это крайне осторожно.

Шукадев Госвами был всего лишь шестнадцатилетним мальчиком – что он мог сказать в собрании риши? Хотя все они были сведущи в мадхура-расе, они не могли испытать вкус того, что знал Шукадев Госвами. Сам Ведавьяса рассказывал о Шукадеве Госвами, что, услышав об играх Кришны, он убежал, обезумев от экстаза, а затем вернулся, чтобы услышать об остальных играх Кришны.

То, что представлено в «Шримад-Бхагаватам» – суть Кришна-лилы, и этого достаточно. Ни одно другое писание не может сравниться с авторитетом «Шримад-Бхагаватам». Сам Ведавьяса и великие риши в Пуранах подчеркивали, что «Шримад-Бхагаватам» – полное и совершенное прославление Шри Кришны. Так мы видим славу «Шримад-Бхагаватам» и не можем отрицать его высочайший авторитет. Шукадев Госвами изложил суть того, что он опасался говорить в собрании риши, исполнив, таким образом, желание Господа Кришны и Радхарани.

(продолжение следует)

 


1 «С разных концов вселенной явились такие великие мудрецы, как Атри, Чьявана, Шарадван, Ариштанеми, Бхригу, Васиштха, Парашара, Вишвамитра, Ангира, Парашурама, Утатхья, Индрапрамада, Идхмаваху, Медхатитхи, Девала, Арштишена, Бхарадваджа, Гаутама, Пиппалада, Маитрея, Аурва, Каваша, Кумбхайони, Дваипаяна и великий Нарада».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования