«Флейта Кришны» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Религия сердца»


Russian

 

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣

«Он пленяет умы обитателей трех миров мелодией Своей флейты».

Третье качество, которое, по словам Шрилы Рупы Госвами, принадлежит исключительно Кришне: Он играет на трансцендентной флейте — три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣.

Трансцендентный звук, струящийся из флейты Кришны, столь сладостен, что привлекает всех обитателей миллионов и миллионов вселенных. Все буквально сходят с ума, когда слышат сладостный звук флейты Кришны.

Тогда пруд выглядит как океан, а океан становится похож на пруд. Никто не может понять, где источник этого сладостного звука. Брахма и другие знатоки шабды, звука, поражены, слыша удивительный звук флейты Кришны. 

Стремление служить

Трансцендентный звук флейты Кришны влечет к себе сердца Его дорогих слуг, каждого в соответствии с его настроением служения. Слыша тот же самый звук, Его слуги испытывают разное вдохновение. Яшода слышит: «Мама, Я очень голоден. Дай Мне молока, масла…» — йаш́ода̄ ш́ӯнйе нанӣ деи ма̄ бале хаила гош̣т̣хера бела̄ ш́унайе ра̄кха̄ле. Мальчики-пастухи говорят: «Кришна хочет играть с нами…» Радхарани слышит одно, остальные — другое. Один и тот же звук флейты Кришны привлекает сердца каждого в соответствии с его настроением служения, и все изумлены, слыша этот чудесный звук. 

Первая песня —
это звук флейты Кришны

Однажды женщина из России спросила меня, можно ли исполнять для Кришны обычные песни. Она хотела знать, можно ли духовно расти, исполняя для Кришны песни, в которых не звучит Его Имя.

Я сказал ей, что для достижения величайшего блага в жизни необходимо обрести связь с изначальным звуком, звуком флейты Кришны, и процитировал слова Дхрувы Махараджа:

стха̄на̄бхила̄ш̣ӣ тапаси стхито ’хам̇,
тва̄м̇ пра̄птава̄н дева-мунӣндра-гухйам
ка̄чам̇ вичинванн апи дивйа-ратнам̇,
сва̄мин кр̣та̄ртхо ’сми варам̇ на йа̄че

(«Хари-бхакти-судходая», 7.28)1

Когда Вишну, высоко оценив аскезу Дхрувы Махараджа, хотел одарить его, Дхрува Махарадж сказал: «Зачем мне Твой дар? Ты сияешь, подобно драгоценному камню, а я устремился к Тебе в поисках стекляшки. Зачем она мне теперь?»

Настоящая песня подобна сверкающему бриллианту, и эта песня — чарующий звук трансцендентной флейты Кришны. Этот звук разносится по всему мирозданию, и все звуки материального мира берут начало во флейте Кришны.

Звук флейты Кришны приходит сюда из трансцендентного мира. Он озаряет и пробуждает все песни этого мира. 

Пробуждающее сияние

Мы способны видеть благодаря свету, но мы не можем видеть источник света, изначальный свет. Смотря на яркий свет, мы видим только свечение, но это не значит, что у него нет источника. По-другому эта идея выражена в «Шримад-Бхагаватам» (10.20.19):

на рара̄джод̣упаш́ чханнах̣, сва-джйотсна̄-ра̄джитаир гханаих̣
ахам̇-матйа̄ бха̄ситайа̄, сва-бха̄са̄ пуруш̣о йатха̄

«Когда облако скрывает луну, мы не видим ее, но только благодаря ее свету мы видим облако».

Нисходя сюда из трансцендентного мира, изначальный звук флейты Кришны становится источником всех песен материального мира, озаряя их божественным светом. Все в этом мире приводится в движение звуком флейты Кришны.

Когда мы обретем связь с изначальным звуком, звуком флейты Кришны, все в этом мире станет сат-чит-ананда-майи, совершенным.

Наслаждаясь песнями этого мира, и мы можем испытывать глубокие эмоции, но они — ничто по сравнению с чувствами, которые вызывает трансцендентная песня флейты Кришны. Когда она коснется нашего слуха, любая песня, которую мы будем петь, будет прославлять Кришну; изначальная песня исходит из флейты Кришны. 

Гуру Тансена

Когда-то в Индии жил знаменитый певец Тансен. Когда он пел, в небе появлялись облака, сверкали молнии и начинался дождь. Он был придворным музыкантом царя и великим певцом. У него был Гурупо имени Харидас. Однажды царь Акбар спросил Тансена, где он научился так прекрасно петь.

Тансен сказал, что на самом деле он мало что умеет, и что он получил от своего ГуруХаридаса лишь крупицу его мастерства. Он сказал царю:

— Если ты услышишь, как поет мой Гуру, ты этого никогда не забудешь.

Акбар попросил Тансена привести Гурук нему, но Тансен ответил, что его учитель не придет, потому что он не находится в подчинении царя и служит лишь Господу.

Акбар сказал:

— Я хочу хотя бы увидеть твоего Гуру. Ты можешь отвести меня к нему?

Тансен ответил:

— Ты можешь увидеть моего учителя, но ты не сможешь услышать его пения. Оно трансцендентно, а у тебя нет способностей к восприятию этого. По своей милости он одарил меня силой, благодаря которой мне открылось все.

Тем не менее Акбар непременно хотел услышать пение Харидаса. Обычно Харидас пел рано утром, прославляя Кришну. Он жил очень просто, в ветхой хижине, крытой соломой, поэтому Акбар надел простую одежду и отправился к нему. Когда Акбар услышал его пение, он был потрясен и припал к стопам Харидаса.

Позднее Гуру Харидаса, Шиваджи, подарил Харидасу все свое царство. Харидас сказал, что согласится принять царство, чтобы исполнить желание своего Гуру. Харидас попросил Акбара управлять этим владением.

Это долгая история, но вывод из нее таков: все в этом мире приходит в движение благодаря сияющему трансцендентному звуку. Все песни этого мира звучат благодаря звуку флейты Кришны. Все звуки распространяются в эфире, который является материальным элементом. Если мы сумеем связать наши песни с трансцендентной песней или со звуком флейты Кришны, наши песни станут трансцендентными.

(продолжение следует)

 


1 (Обретя благословение Верховной Личности Бога, Дхрува Махарадж сказал:) «О мой Господь, поскольку я искал высокого материального положения, то совершал различные аскезы и покаяния. Сейчас я обрел Тебя, которого трудно достичь даже царям, благочестивым людям и великим небожителям. Я искал стекляшку, но вместо этого нашел алмаз. Я получил столь много, что не желаю ничего просить у Тебя» (стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.42).




←  «Милость выше справедливости» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Нама-хатты в Ярославле. Февраль 2011 года  →
Russian

 

три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣

«Он пленяет умы обитателей трех миров мелодией Своей флейты».

Третье качество, которое, по словам Шрилы Рупы Госвами, принадлежит исключительно Кришне: Он играет на трансцендентной флейте – три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣.

Трансцендентный звук, струящийся из флейты Кришны, столь сладостен, что привлекает всех обитателей миллионов и миллионов вселенных. Все буквально сходят с ума, когда слышат сладостный звук флейты Кришны.

Тогда пруд выглядит как океан, а океан становится похож на пруд. Никто не может понять, где источник этого сладостного звука. Брахма и другие знатоки шабды, звука, поражены, слыша удивительный звук флейты Кришны. 

Стремление служить

Трансцендентный звук флейты Кришны влечет к себе сердца Его дорогих слуг, каждого в соответствии с его настроением служения. Слыша тот же самый звук, Его слуги испытывают разное вдохновение. Яшода слышит: «Мама, Я очень голоден. Дай Мне молока, масла…» – йаш́ода̄ ш́ӯнйе нанӣ деи ма̄ бале хаила гош̣т̣хера бела̄ ш́унайе ра̄кха̄ле. Мальчики-пастухи говорят: «Кришна хочет играть с нами…» Радхарани слышит одно, остальные – другое. Один и тот же звук флейты Кришны привлекает сердца каждого в соответствии с его настроением служения, и все изумлены, слыша этот чудесный звук. 

Первая песня –
это звук флейты Кришны

Однажды женщина из России спросила меня, можно ли исполнять для Кришны обычные песни. Она хотела знать, можно ли духовно расти, исполняя для Кришны песни, в которых не звучит Его Имя.

Я сказал ей, что для достижения величайшего блага в жизни необходимо обрести связь с изначальным звуком, звуком флейты Кришны, и процитировал слова Дхрувы Махараджа:

стха̄на̄бхила̄ш̣ӣ тапаси стхито ’хам̇,
тва̄м̇ пра̄птава̄н дева-мунӣндра-гухйам
ка̄чам̇ вичинванн апи дивйа-ратнам̇,
сва̄мин кр̣та̄ртхо ’сми варам̇ на йа̄че

(«Хари-бхакти-судходая», 7.28)1

Когда Вишну, высоко оценив аскезу Дхрувы Махараджа, хотел одарить его, Дхрува Махарадж сказал: «Зачем мне Твой дар? Ты сияешь, подобно драгоценному камню, а я устремился к Тебе в поисках стекляшки. Зачем она мне теперь?»

Настоящая песня подобна сверкающему бриллианту, и эта песня – чарующий звук трансцендентной флейты Кришны. Этот звук разносится по всему мирозданию, и все звуки материального мира берут начало во флейте Кришны.

Звук флейты Кришны приходит сюда из трансцендентного мира. Он озаряет и пробуждает все песни этого мира. 

Пробуждающее сияние

Мы способны видеть благодаря свету, но мы не можем видеть источник света, изначальный свет. Смотря на яркий свет, мы видим только свечение, но это не значит, что у него нет источника. По-другому эта идея выражена в «Шримад-Бхагаватам» (10.20.19):

на рара̄джод̣упаш́ чханнах̣, сва-джйотсна̄-ра̄джитаир гханаих̣
ахам̇-матйа̄ бха̄ситайа̄, сва-бха̄са̄ пуруш̣о йатха̄

«Когда облако скрывает луну, мы не видим ее, но только благодаря ее свету мы видим облако».

Нисходя сюда из трансцендентного мира, изначальный звук флейты Кришны становится источником всех песен материального мира, озаряя их божественным светом. Все в этом мире приводится в движение звуком флейты Кришны.

Когда мы обретем связь с изначальным звуком, звуком флейты Кришны, все в этом мире станет сат-чит-ананда-майи, совершенным.

Наслаждаясь песнями этого мира, и мы можем испытывать глубокие эмоции, но они – ничто по сравнению с чувствами, которые вызывает трансцендентная песня флейты Кришны. Когда она коснется нашего слуха, любая песня, которую мы будем петь, будет прославлять Кришну; изначальная песня исходит из флейты Кришны. 

Гуру Тансена

Когда-то в Индии жил знаменитый певец Тансен. Когда он пел, в небе появлялись облака, сверкали молнии и начинался дождь. Он был придворным музыкантом царя и великим певцом. У него был Гурупо имени Харидас. Однажды царь Акбар спросил Тансена, где он научился так прекрасно петь.

Тансен сказал, что на самом деле он мало что умеет, и что он получил от своего ГуруХаридаса лишь крупицу его мастерства. Он сказал царю:

– Если ты услышишь, как поет мой Гуру, ты этого никогда не забудешь.

Акбар попросил Тансена привести Гурук нему, но Тансен ответил, что его учитель не придет, потому что он не находится в подчинении царя и служит лишь Господу.

Акбар сказал:

– Я хочу хотя бы увидеть твоего Гуру. Ты можешь отвести меня к нему?

Тансен ответил:

– Ты можешь увидеть моего учителя, но ты не сможешь услышать его пения. Оно трансцендентно, а у тебя нет способностей к восприятию этого. По своей милости он одарил меня силой, благодаря которой мне открылось все.

Тем не менее Акбар непременно хотел услышать пение Харидаса. Обычно Харидас пел рано утром, прославляя Кришну. Он жил очень просто, в ветхой хижине, крытой соломой, поэтому Акбар надел простую одежду и отправился к нему. Когда Акбар услышал его пение, он был потрясен и припал к стопам Харидаса.

Позднее Гуру Харидаса, Шиваджи, подарил Харидасу все свое царство. Харидас сказал, что согласится принять царство, чтобы исполнить желание своего Гуру. Харидас попросил Акбара управлять этим владением.

Это долгая история, но вывод из нее таков: все в этом мире приходит в движение благодаря сияющему трансцендентному звуку. Все песни этого мира звучат благодаря звуку флейты Кришны. Все звуки распространяются в эфире, который является материальным элементом. Если мы сумеем связать наши песни с трансцендентной песней или со звуком флейты Кришны, наши песни станут трансцендентными.

(продолжение следует)

 


1 (Обретя благословение Верховной Личности Бога, Дхрува Махарадж сказал:) «О мой Господь, поскольку я искал высокого материального положения, то совершал различные аскезы и покаяния. Сейчас я обрел Тебя, которого трудно достичь даже царям, благочестивым людям и великим небожителям. Я искал стекляшку, но вместо этого нашел алмаз. Я получил столь много, что не желаю ничего просить у Тебя» (стих приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.42).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования