«Кто я?» Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 12 сентября 2007 года | Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 40.45M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Кто я?

(12 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Мы очень удачливы, что смогли собраться здесь, в санкт-петербургском отделении Шри Чайтанья Сарасват Матха, под покровительством Шрилы Говинды Махараджа и его спутников. На самом деле мы не знаем, сколько жизней нам пришлось пройти, чтобы попасть сюда, и об этом Гурудев говорил сегодня утром.

#00:00:53#

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха...[1]

Есть такая шлока, в которой Кришна говорит: невозможно себе представить, сколько жизней мы проживаем, чтобы наконец выйти из мира материального сознания. Причина, по которой мы попадаем в материальный мир, — это забвение Кришны и попытка самоутвердиться, самореализоваться независимо от Него: таким образом мы попадаем под влияние иллюзии (майи).

#00:02:15#

Шрила Гурудев говорил сегодня утром, что вчера журналисты с телевидения задали такой же вопрос, какой Санатана Госвами задал Махапрабху, когда они лично встретились. Гурудев сказал, что такой вопрос придет ко всем ищущим истину людям. Но насколько мало́ процентное соотношение этих ищущих к остальным жителям планеты! Такой вопрос не приходил даже ко мне в голову, когда я был искренним искателем.

#00:03:13#

Санатана Госвами был величайшим пандитом и своего рода премьер-министром в одном из округов тех времен. Когда он собирался идти к Махапрабху, у него дома собралось около тридцати брахманов, которые обсуждали «Шримад-Бхагаватам».

#00:04:16#

Когда я работал на правительство (был у меня такой опыт), это стало притчей во языцех. Мои домашние постоянно должны были говорить, что я заболел (или что-нибудь подобное), потому что я постоянно отлынивал от работы. Я просил кого-нибудь сказать, что у меня болит голова. Это дошло до того, что на работе уже стали думать, что у меня, наверное, рак мозга. Даже моя младшая дочь сейчас подшучивает: «И мне тоже приходилось говорить, что ты болеешь», — хотя на самом деле ей никогда такого не приходилось делать.

#00:05:10#

Итак, Санатана Госвами обсуждал «Шримад-Бхагаватам» с этими брахманами. Он посылал кого-нибудь на работу с запиской о том, что он сегодня плохо себя чувствует и не сможет приехать. Это дошло до того, что с работы прислали шпиона, который смог бы разузнать, чем же все-таки он там занимается. Затем чиновник с работы Санатаны Госвами приехал к нему домой, застал его там с этими мудрецами, обсуждающими священные писания. Он сказал: «Пожалуйста, возвращайся на работу. Нам нужна твоя помощь». И даже тогда Санатана Госвами не смог выйти из дома.

#00:06:51#

Другая история — встреча Санатаны Госвами и его брата Рупы Госвами (который тоже работал на правительство, был большим чиновником) с Махапрабху. Они обсуждали с Махапрабху Его дальнейшую программу действий, так сказать. Махапрабху сказал, что Он хочет отправиться во Вриндаван. Тогда Рупа Госвами, который был тоже человеком очень-очень умным, сказал Ему: «Если Ты пойдешь во Вриндаван так, как сейчас Ты пришел сюда, то за Тобой последуют миллионы людей, и тогда Ты не сможешь обрести те переживания, тот опыт, который хотел бы там получить». Тогда на следующий день Махапрабху последовал этому совету и не пошел во Вриндаван, а пошел в Джаганнатха Пури. Санатана Госвами и его брат не были какими-нибудь глупыми людьми, они были мудрецами.

#00:08:15#

Итак, Санатана Госвами отказал этому своему коллеге, который пришел забрать его на работу. Тогда из-за его спины вышли стражи и забрали Санатану Госвами под арест. Ему пришлось заплатить огромную взятку, чтобы его выпустили из тюрьмы, когда он получил письмо от своего брата Рупы Госвами, в котором было сказано: «Мой дорогой брат, Махапрабху сейчас направляется во Вриндаван, и мы должны встретиться с Ним там». На самом деле это очень длинная история, в ней множество всяких интриг и нюансов, но сейчас мы просто говорим в общем.

#00:09:45#

Когда Махапрабху был в гостях у Чандрашекхара в Бенаресе, Он сказал ему: «Выйди во двор, позови сюда возвышенного преданного». Чандрашекхар вышел во двор, но не увидел там никого. Он вернулся назад и сказал: «Махапрабху, там нет никого». — «Что, там вообще никого нет?» — «Там какой-то мусульманский аскет». Чандрашекхар вышел второй раз и снова посмотрел на Санатану Госвами, который за много дней пути оброс щетиной, его одежда истрепалась, износилась, он выглядел совсем необычно. Чандрашекхара подумал: «Зачем мне запускать в дом такого странного вида мусульманина?», но все-таки сделал это. И эта встреча Махапрабху и Санатаны Госвами была очень красива, прекраснейшая встреча. Но Санатана Госвами не хотел подходить близко к Махапрабху. Махапрабху Сам силой обнял его, подвел к Себе, и они оба плакали от радости встречи друг с другом.

#00:12:06#

В том доме жили двое преданных: один — Чандрашекхар, который известен как Чандрашекхар Ачарья, а другой — Тапана Мишра. Сын Тапаны Мишры, у которого Махапрабху принимал прасад, позже стал известен как Рагхунатх Бхатта Госвами, один из шести Госвами. Он встретился с Махапрабху. Махапрабху послал его во Вриндаван. Когда он вернулся, то узнал, что его родители оставили этот мир, и тогда Махапрабху приказал ему навсегда поселиться во Вриндаване. Так он стал одним из шести Госвами.

#00:13:19#

Такие вещи не случаются сами собой, они имеют очень длинную историю: все преданные (родители Рагхунатха Бхаттачарьи, сам он) продолжительное время следуют наставлениям, указаниям Махапрабху. Благодаря следованию указаниям и обществу Махапрабху и Его спутников люди позже становились величайшими святыми.

#00:14:29#

Например, Рагхунатх Дас Госвами с самого раннего детства, с младенчества слушал прославление святых имен, прославление Господа от самых возвышенных преданных тех времен. Его родители были сказочно богаты (как Бил Гейтс), и эти богатые родители собирали вокруг себя всех вайшнавов, которые проповедовали хари-катху, и их слушал молодой Рагхунатх Дас Госвами. Он также слушал Харидаса Тхакура, когда был молод, поэтому, обретя такое общение, он стал великим святым.

#00:15:23#

Когда Санатана Госвами встретился с Махапрабху, он сказал: «Я полностью предаюсь Твоим лотосным стопам и хочу узнать о смысле жизни. В моей повседневной жизни меня день за днем называют величайшим мудрецом, пандитом, но на самом деле я настолько глуп, что даже не знаю, кто я такой».

#00:16:00#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни —
‘кемане хита хайа’[2]

Санатана Госвами сказал: «Я настолько глуп, что даже не знаю, кто я такой! Почему я страдаю, и как выбраться мне из этого положения? На что я могу надеяться?»

#00:16:34#

Если мы действительно не знаем ответа на этот вопрос, не знаем, как нам выйти на другой план реальности, то как мы можем надеяться на успех в этой жизни? Все понимают одну простую истину (не важно, теисты они, атеисты; белые, черные): с собой в могилу ничего не заберешь.

#00:17:22#

Например, муж моей старшей дочери — военный. Он постоянно должен записывать, когда куда-нибудь отправляется, в длинные-длинные бланки анкет и документов, что должны сделать с теми и другими его вещами, если вдруг его убьют, потому что эти вещи он не мог забрать с собой. Когда ты умираешь, ты не можешь забрать с собой ни деньги, которые ты заработал, ни образование, которое ты получил, ни дочерей, которых ты вырастил, — ничего такого.

#00:18:13#

Люди, которые тратят свою жизнь на стяжание этих богатств, которые невозможно забрать с собой, обвиняют нас в том, что мы сумасшедшие. В действительности мы пытаемся отдать часть своего времени чему-то подлинному, что останется в вечности и что будет с нами всегда. Но люди, которые не верят в это, говорят, что мы — сумасшедшие, и иногда они жалеют нас.

#00:19:16#

Я помню, что когда только присоединился к сознанию Кришны, я надолго пропал из дома. И когда через некоторое время я вернулся домой, одна из моих сестер просто кушать не могла — настолько ей было жалко меня, ведь я не могу присоединиться к их трапезе и поесть спокойно курочки. Тогда она из жалости позвала меня в другую комнату и сказала: «Послушай, если ты сейчас поешь немного этой курочки, то никто ведь не узнает! Почему бы тебе не сделать такое исключение?» Она не могла понять: я каждый день ел в храме прекрасный прасад, и то, что сейчас было на столе, для меня было подобно мусору, который даже в страшном сне не приснится.

#00:20:26#

Получается нелепая ситуация: людей, которые тратят свое время понапрасну, очень много, и нам приходится постоянно с ними спорить и оправдываться, как будто мы пытаемся доказать им, что мы не хуже их.

#00:21:03#

Например, когда в Индии пандиты спорили между собой, внутри своих сообществ они спорили один на один или делились на группы (сто человек и пять человек [Кауравы и Пандавы]). Но когда приходил кто-нибудь из другого сообщества, все пандиты объединялись и спорили с этим человеком как единое целое (тогда получалось сто пять против одного).

#00:21:31#

Иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’. На что вообще мы можем надеяться, если мы даже не знаем ответа на такой важнейший и фундаментальный вопрос (он даже не возникает у нас)? У меня, например, такой вопрос не возникал, пока один из преданных не рассказал мне. Теперь по его милости я знаю ответ, но до этого я даже не задумывался об этом.

#00:22:33#

Мои философские вопросы, когда я впервые встретил преданных, были примерно такого уровня: «Что означают эти ваши крутые палки, с которыми ходят некоторые преданные (так я назвал данды санньяси)?» Все духовные преобразования, которые я хотел совершить, я собирался сделать с помощью разных химических инъекций, и поэтому все мои вопросы сводились к следующему: «Принимаете ли вы ЛСД? Выдает ли вам ваш Гуру ЛСД?» — и все такое прочее.

#00:23:30#

Этот санньяси, с которым я впервые встретился и общался о сознании Кришны, ответил на мои вопросы очень смиренно, не заставляя меня чувствовать себя дураком и в то же время отвечая полностью. Затем я последовал за этим преданным в храм. Он рассказал мне немножко больше по дороге. Когда я приехал в храм, там встретил преданных, которые рассказали мне еще что-то, на следующий день мне рассказали еще (я остался там), и еще, и еще… И по сей день мне рассказывают еще и еще…

#00:24:30#

Вайшнавы настолько милостивы, что даже если у нас нет возможности и способности задать подлинные, настоящие вопросы, они все равно расскажут нам ответы на них. Все вайшнавы. У разных вайшнавов есть разная потенция, разная сила.

#00:25:26#

Сегодня утром Гурудев дал просто потрясающий даршан, который не сравнится своей силой, проникновенной глубиной ни с чем. Сегодня после даршана я обратился к нему: «Гурудев, если бы я сам сказал все то же самое (хотя я никогда бы не смог сказать то же самое), если бы вы мне написали это все на листке, и я бы прочитал это как лекцию, то это не обладало бы и частичной силой того, что сегодня сделали вы, потому что все ваши слова наполнены концепцией изнутри, они живые и обладают пробивающей силой, которая проходит в самую-самую глубину человека, полностью преображая его. И совершенно не важно, на каком языке говорит человек: у этого проникновения совершенно запредельная природа, за пределами любых языковых барьеров. Она проникает в самое сердце, в самую глубину нашей личности».

#00:26:35#

Когда я впервые присоединился к миссии Харе Кришна, тогда не было даже кассетных аудиозаписей Шрилы Прабхупады. У президента храма был здоровый проигрыватель, магнитофон, с большими бобинами-катушками. Раз в неделю он ставил мне эти катушки, чтобы я мог послушать. И в комбинации со шлоками акцент Шрилы Прабхупады делал его речь совершенно невразумительной, я не понимал ни слова из того, что доносилось до меня из динамиков, но я был неописуемо счастлив слушать это. Когда вайшнав произносит такие слова, они попадают вглубь нашей личности, в самое сердце. И не важно, понимает человек слова, которые он слышит, или нет, но это оказывает на него величайшее влияние.

#00:28:12#

Мы можем даже не чувствовать это напрямую в тот момент, когда Гурудев говорит (или после), но спустя некоторое время мы можем понять, насколько  прекрасны были те моменты с Гурудевом, насколько они изменили и обогатили меня.

#00:28:47#

Мы были с Гурудевом в Таиланде двадцать дней, и эти двадцать дней были чем-то неописуемо прекрасным. Но когда Гурудев улетел, я не смог поехать с ним тем же рейсом по техническим причинам, и мне пришлось два дня ждать вылета в Таиланде. Эти два дня для меня были просто адом, потому что Таиланд без Гурудева оказался совершенно пустым и никчемным местом.

#00:29:29#

Или, например, мы идем с харинамой по Невскому проспекту, мы поем там святые имена, и проспект кажется прекраснейшим трансцендентным местом, в котором ты с преданными воспеваешь славу святых имен. Все это так прекрасно! Но когда ты выезжаешь туда один на метро, выходишь, смотришь по сторонам и просто удивляешься: неужели это одно и то же место? Это же какая-то серая реальность!

#00:29:56#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва...[3]

Махапрабху сказал тогда Санатане Госвами, что когда душа после круговорота жизней и смертей в материальном мире обретает связь с сознанием Кришны, она получает абсолютную, полную удачу, способную дать ей настоящее счастье. Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа. Эта связь с сознанием Кришны называется бхакти-лата̄-бӣджа — росток преданности. Он дается по милости Шри Гуру. Когда мы получаем этот росток, мы обретаем полную удачу.

#00:30:59#

У нас пока не хватает сил и возможностей понять, насколько мы удачливы. Мы пока не понимаем всей ценности бхакти-лата̄-бӣджи, этого ростка преданности. Если вы дадите маленькому ребенку «Ролекс» или «Таймекс», он просто не поймет всей ценности этой вещи, которая на самом деле может стоить миллион долларов. Подобным образом мы получили нечто неописуемо драгоценное от Шрилы Гурудева, но просто не можем оценить это сейчас. Но, по крайней мере, мы стараемся это сделать.

#00:32:18#

...дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам[4]

В пранама-мантре нашему Гурудеву, которую написал его Гурудев (что встречается очень-очень редко, практически никогда), есть одна строчка. Гурудев сам по себе является личностью величайшей скромности, но даже он гордится этой строчкой, которая говорит о том, что Гурудев сеет семена преданности в сердцах искренних искателей. Он очень гордится этой строчкой, и каждый раз, когда дает инициацию, он счастлив, что может сделать такой величайший поступок, как посадить в сердце человека росток чистой преданности Господу. И он не задумывается о том, достоин этот человек, не достоин, он просто делает счастливо свое трансцендентное дело, и все.

#00:34:11#

Многие люди критикуют нас за это. Они говорят, что Гурудев должен быть более избирателен, он должен быть более внимателен к тем, кому он дает инициацию, он должен ценить четки, которые дает. Но на самом деле это все — их домыслы, а Гурудев действует в настроении проповеди Махапрабху. Если вы посмотрите, как Гурудев проводит свое время, чем он занимается, как он это делает, и если вы изучите жизнь Махапрабху, то вы поймете: то, что делает Гурудев и как он это делает, находится в полном соответствии с настроением Махапрабху, с духом Его учения.

#00:35:28#

Как Гурудев сегодня говорил, мы своими «щенячьими мозгами» пытаемся критиковать или пытаемся судить о тех или иных вещах, о которых мы даже представления себе никакого создать не можем. Например, некоторые могут говорить: «О, Гурудев ест слишком жирную пищу!» Или: «О, Гурудев ест слишком острую пищу, ему бы не стоило есть такую пищу!» — и так далее. Но если вы почитаете «Чайтанья-чаритамриту» или хотя бы «Бхога-арати», которая поется здесь каждый день, то вы увидите, что то, что ест Гурудев, описано там с точностью до последнего слова. И в «Чайтанья-чаритамрите» вы найдете пятьдесят мест, где описывается, как Махапрабху ел те блюда, которые сейчас ест Гурудев, независимо от того, жирные они или не жирные, жареные они или не жареные, острые или не острые. Люди, которые критикуют Гурудева за то, что он не следует неким законам правильного питания, умирают один за одним, а Шрила Гурудев уже совершает свой двадцать третий мировой тур.

#00:37:30#

...тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣[5]

В молитвах Прахлады Махараджа к Господу Нрисимхе есть очень много прекрасных моментов. Например, Прахлада говорит: «О Господь! Когда люди что-то делают для Тебя, когда они совершают некое подношение, то (совершая его, казалось бы, для Тебя) они тем самым получают и для себя огромный результат. Это как если кто-нибудь перед зеркалом наносит на лицо макияж, то кажется, что он красит изображение в зеркале, но на самом деле он украшает себя».

#00:38:23#

Шрила Гурудев — не какая-нибудь рок-звезда, которой платят за тур. Он совершает этот тур только для нас, для того чтобы мы практиковали сознание Кришны и оставались на духовном пути, не сходили с него. Этот путь является нашей настоящей драгоценностью, и мы должны лелеять желание оставаться в сознании Кришны и не сходить с этого пути, потому что только этот путь и только такое желание — оставаться на этом пути — способно принести нам настоящую удачу.

#00:39:37#

кр̣пā-бинду дийа̄, коро’ эи да̄се...[6]

Как мы поем в этой песне: «Гурудев, дай только одну каплю милости, а она способна дать мне полное счастье». В этой песне говорится, что только одна капля милости способна дать мне освобождение от оскорблений, способность воспевать святые имена без оскорблений, способность служить вайшнавам и все, о чем можно только мечтать. Это может дать только одна капля милости Гурудева. Она не может дать прекрасной машины, квартиры, одежды — она не дает никаких этих ненужных, внешних вещей.

#00:40:58#

Если пить воду из золотого кубка или из глиняной чашки, вода будет одинакового вкуса. Но мы все равно привлекаемся золотым кубком. И, как Гурудев говорил сегодня, мы не сможем перейти из мира страданий в трансцендентный мир, если на нас не прольется милость того плана бытия.

#00:41:40#

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ мама ма̄йа̄ дуратйайа̄...[7]

Майю невозможно победить своими силами. Не имеет значения, как вы будете накачиваться, прокачиваться или увеличивать некую свою неуязвимость по отношению к майе. Никакими уловками, хитростями и практиками нельзя ее обхитрить, она в миллион раз сильнее нас. Ма̄м̇ эва йе прападйанте ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те. Но через шаранагати, через дух полного самопредания Господу мы можем выйти даже из оков майи.

#00:42:49#

И если говорить по-честному, то после того как вы предадитесь Господу, Он прикажет Майе Деви, чтобы она освободила вас. Он скажет: «Освободи его», — и Майе просто не останется ничего, как последовать приказу.

#00:43:08#

...апаш́йат пуруш̣ам̇ пӯрн̣ам̇
ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам
[8]

Как говорил сегодня Гурудев на даршане, Майя Деви находится за спиной у Господа, и она как будто заслоняет Его от нас. Если Он прикажет ей, то она отойдет, удалит свои чары, и мы сможем увидеть Его.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Джахнави Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха / атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха — «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

[2] «Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102).

[3] Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[4] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (пранама-мантра Шриле Говинде Махараджу, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

[5] Наива̄тманах̣ прабхур айам̇ ниджа-ла̄бха-пӯрн̣о, ма̄нам̇ джана̄д авидуш̣ах̣ карун̣о вр̣н̣ӣте / йад йадж джано бхагавате видадхӣта ма̄нам̇, тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣ — «Верховный Господь, Личность Бога, всегда полностью удовлетворен. Когда преданные подносят что-либо Господу, эти подношения по Его милости совершаются на благо самих же преданных, ибо Господь не нуждается в том, чтобы Ему служили. Так, если человек украшает свое лицо, отражение его лица в зеркале тоже становится украшенным» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.11).

[6] Гурудева! кр̣пā-бинду дийа̄, коро’ эи да̄се, тр̣н̣а̄пекш̣а̄ ати дӣна / сакала-сахане, боло дийа̄ коро, ниджа-ма̄не спр̣ха̄-хӣна — «Гурудев, даруй мне, твоему слуге, хотя бы каплю своей милости. Я незначительнее травинки. Молю тебя, помоги мне и дай сил. Пусть я, подобно тебе, освобожусь от всех эгоистических желаний и устремлений!» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Гурудев», 1).

[7] Даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ / ма̄м̇ эва йе прападйанте ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те — «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[8] Бхакти-йогена манаси, самйак пран̣ихите ’мале / апаш́йат пуруш̣ам̇ пӯрн̣ам̇, ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам — «Итак, он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящуюся в Его власти» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.4).

 



←  «Коперниковская революция» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 января 2011 года. Томск, КЦ «Аэлита» ·• Архив новостей •· «Шри Радхика». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.4 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Кто я?

(12 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Мы очень удачливы, что смогли собраться здесь, в санкт-петербургском отделении Шри Чайтанья Сарасват Матха, под покровительством Шрилы Говинды Махараджа и его спутников. На самом деле мы не знаем, сколько жизней нам пришлось пройти, чтобы попасть сюда, и об этом Гурудев говорил сегодня утром.

#00:00:53#

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха...[1]

Есть такая шлока, в которой Кришна говорит: невозможно себе представить, сколько жизней мы проживаем, чтобы наконец выйти из мира материального сознания. Причина, по которой мы попадаем в материальный мир, — это забвение Кришны и попытка самоутвердиться, самореализоваться независимо от Него: таким образом мы попадаем под влияние иллюзии (майи).

#00:02:15#

Шрила Гурудев говорил сегодня утром, что вчера журналисты с телевидения задали такой же вопрос, какой Санатана Госвами задал Махапрабху, когда они лично встретились. Гурудев сказал, что такой вопрос придет ко всем ищущим истину людям. Но насколько мало́ процентное соотношение этих ищущих к остальным жителям планеты! Такой вопрос не приходил даже ко мне в голову, когда я был искренним искателем.

#00:03:13#

Санатана Госвами был величайшим пандитом и своего рода премьер-министром в одном из округов тех времен. Когда он собирался идти к Махапрабху, у него дома собралось около тридцати брахманов, которые обсуждали «Шримад-Бхагаватам».

#00:04:16#

Когда я работал на правительство (был у меня такой опыт), это стало притчей во языцех. Мои домашние постоянно должны были говорить, что я заболел (или что-нибудь подобное), потому что я постоянно отлынивал от работы. Я просил кого-нибудь сказать, что у меня болит голова. Это дошло до того, что на работе уже стали думать, что у меня, наверное, рак мозга. Даже моя младшая дочь сейчас подшучивает: «И мне тоже приходилось говорить, что ты болеешь», — хотя на самом деле ей никогда такого не приходилось делать.

#00:05:10#

Итак, Санатана Госвами обсуждал «Шримад-Бхагаватам» с этими брахманами. Он посылал кого-нибудь на работу с запиской о том, что он сегодня плохо себя чувствует и не сможет приехать. Это дошло до того, что с работы прислали шпиона, который смог бы разузнать, чем же все-таки он там занимается. Затем чиновник с работы Санатаны Госвами приехал к нему домой, застал его там с этими мудрецами, обсуждающими священные писания. Он сказал: «Пожалуйста, возвращайся на работу. Нам нужна твоя помощь». И даже тогда Санатана Госвами не смог выйти из дома.

#00:06:51#

Другая история — встреча Санатаны Госвами и его брата Рупы Госвами (который тоже работал на правительство, был большим чиновником) с Махапрабху. Они обсуждали с Махапрабху Его дальнейшую программу действий, так сказать. Махапрабху сказал, что Он хочет отправиться во Вриндаван. Тогда Рупа Госвами, который был тоже человеком очень-очень умным, сказал Ему: «Если Ты пойдешь во Вриндаван так, как сейчас Ты пришел сюда, то за Тобой последуют миллионы людей, и тогда Ты не сможешь обрести те переживания, тот опыт, который хотел бы там получить». Тогда на следующий день Махапрабху последовал этому совету и не пошел во Вриндаван, а пошел в Джаганнатха Пури. Санатана Госвами и его брат не были какими-нибудь глупыми людьми, они были мудрецами.

#00:08:15#

Итак, Санатана Госвами отказал этому своему коллеге, который пришел забрать его на работу. Тогда из-за его спины вышли стражи и забрали Санатану Госвами под арест. Ему пришлось заплатить огромную взятку, чтобы его выпустили из тюрьмы, когда он получил письмо от своего брата Рупы Госвами, в котором было сказано: «Мой дорогой брат, Махапрабху сейчас направляется во Вриндаван, и мы должны встретиться с Ним там». На самом деле это очень длинная история, в ней множество всяких интриг и нюансов, но сейчас мы просто говорим в общем.

#00:09:45#

Когда Махапрабху был в гостях у Чандрашекхара в Бенаресе, Он сказал ему: «Выйди во двор, позови сюда возвышенного преданного». Чандрашекхар вышел во двор, но не увидел там никого. Он вернулся назад и сказал: «Махапрабху, там нет никого». — «Что, там вообще никого нет?» — «Там какой-то мусульманский аскет». Чандрашекхар вышел второй раз и снова посмотрел на Санатану Госвами, который за много дней пути оброс щетиной, его одежда истрепалась, износилась, он выглядел совсем необычно. Чандрашекхара подумал: «Зачем мне запускать в дом такого странного вида мусульманина?», но все-таки сделал это. И эта встреча Махапрабху и Санатаны Госвами была очень красива, прекраснейшая встреча. Но Санатана Госвами не хотел подходить близко к Махапрабху. Махапрабху Сам силой обнял его, подвел к Себе, и они оба плакали от радости встречи друг с другом.

#00:12:06#

В том доме жили двое преданных: один — Чандрашекхар, который известен как Чандрашекхар Ачарья, а другой — Тапана Мишра. Сын Тапаны Мишры, у которого Махапрабху принимал прасад, позже стал известен как Рагхунатх Бхатта Госвами, один из шести Госвами. Он встретился с Махапрабху. Махапрабху послал его во Вриндаван. Когда он вернулся, то узнал, что его родители оставили этот мир, и тогда Махапрабху приказал ему навсегда поселиться во Вриндаване. Так он стал одним из шести Госвами.

#00:13:19#

Такие вещи не случаются сами собой, они имеют очень длинную историю: все преданные (родители Рагхунатха Бхаттачарьи, сам он) продолжительное время следуют наставлениям, указаниям Махапрабху. Благодаря следованию указаниям и обществу Махапрабху и Его спутников люди позже становились величайшими святыми.

#00:14:29#

Например, Рагхунатх Дас Госвами с самого раннего детства, с младенчества слушал прославление святых имен, прославление Господа от самых возвышенных преданных тех времен. Его родители были сказочно богаты (как Бил Гейтс), и эти богатые родители собирали вокруг себя всех вайшнавов, которые проповедовали хари-катху, и их слушал молодой Рагхунатх Дас Госвами. Он также слушал Харидаса Тхакура, когда был молод, поэтому, обретя такое общение, он стал великим святым.

#00:15:23#

Когда Санатана Госвами встретился с Махапрабху, он сказал: «Я полностью предаюсь Твоим лотосным стопам и хочу узнать о смысле жизни. В моей повседневной жизни меня день за днем называют величайшим мудрецом, пандитом, но на самом деле я настолько глуп, что даже не знаю, кто я такой».

#00:16:00#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни —
‘кемане хита хайа’[2]

Санатана Госвами сказал: «Я настолько глуп, что даже не знаю, кто я такой! Почему я страдаю, и как выбраться мне из этого положения? На что я могу надеяться?»

#00:16:34#

Если мы действительно не знаем ответа на этот вопрос, не знаем, как нам выйти на другой план реальности, то как мы можем надеяться на успех в этой жизни? Все понимают одну простую истину (не важно, теисты они, атеисты; белые, черные): с собой в могилу ничего не заберешь.

#00:17:22#

Например, муж моей старшей дочери — военный. Он постоянно должен записывать, когда куда-нибудь отправляется, в длинные-длинные бланки анкет и документов, что должны сделать с теми и другими его вещами, если вдруг его убьют, потому что эти вещи он не мог забрать с собой. Когда ты умираешь, ты не можешь забрать с собой ни деньги, которые ты заработал, ни образование, которое ты получил, ни дочерей, которых ты вырастил, — ничего такого.

#00:18:13#

Люди, которые тратят свою жизнь на стяжание этих богатств, которые невозможно забрать с собой, обвиняют нас в том, что мы сумасшедшие. В действительности мы пытаемся отдать часть своего времени чему-то подлинному, что останется в вечности и что будет с нами всегда. Но люди, которые не верят в это, говорят, что мы — сумасшедшие, и иногда они жалеют нас.

#00:19:16#

Я помню, что когда только присоединился к сознанию Кришны, я надолго пропал из дома. И когда через некоторое время я вернулся домой, одна из моих сестер просто кушать не могла — настолько ей было жалко меня, ведь я не могу присоединиться к их трапезе и поесть спокойно курочки. Тогда она из жалости позвала меня в другую комнату и сказала: «Послушай, если ты сейчас поешь немного этой курочки, то никто ведь не узнает! Почему бы тебе не сделать такое исключение?» Она не могла понять: я каждый день ел в храме прекрасный прасад, и то, что сейчас было на столе, для меня было подобно мусору, который даже в страшном сне не приснится.

#00:20:26#

Получается нелепая ситуация: людей, которые тратят свое время понапрасну, очень много, и нам приходится постоянно с ними спорить и оправдываться, как будто мы пытаемся доказать им, что мы не хуже их.

#00:21:03#

Например, когда в Индии пандиты спорили между собой, внутри своих сообществ они спорили один на один или делились на группы (сто человек и пять человек [Кауравы и Пандавы]). Но когда приходил кто-нибудь из другого сообщества, все пандиты объединялись и спорили с этим человеком как единое целое (тогда получалось сто пять против одного).

#00:21:31#

Иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’. На что вообще мы можем надеяться, если мы даже не знаем ответа на такой важнейший и фундаментальный вопрос (он даже не возникает у нас)? У меня, например, такой вопрос не возникал, пока один из преданных не рассказал мне. Теперь по его милости я знаю ответ, но до этого я даже не задумывался об этом.

#00:22:33#

Мои философские вопросы, когда я впервые встретил преданных, были примерно такого уровня: «Что означают эти ваши крутые палки, с которыми ходят некоторые преданные (так я назвал данды санньяси)?» Все духовные преобразования, которые я хотел совершить, я собирался сделать с помощью разных химических инъекций, и поэтому все мои вопросы сводились к следующему: «Принимаете ли вы ЛСД? Выдает ли вам ваш Гуру ЛСД?» — и все такое прочее.

#00:23:30#

Этот санньяси, с которым я впервые встретился и общался о сознании Кришны, ответил на мои вопросы очень смиренно, не заставляя меня чувствовать себя дураком и в то же время отвечая полностью. Затем я последовал за этим преданным в храм. Он рассказал мне немножко больше по дороге. Когда я приехал в храм, там встретил преданных, которые рассказали мне еще что-то, на следующий день мне рассказали еще (я остался там), и еще, и еще… И по сей день мне рассказывают еще и еще…

#00:24:30#

Вайшнавы настолько милостивы, что даже если у нас нет возможности и способности задать подлинные, настоящие вопросы, они все равно расскажут нам ответы на них. Все вайшнавы. У разных вайшнавов есть разная потенция, разная сила.

#00:25:26#

Сегодня утром Гурудев дал просто потрясающий даршан, который не сравнится своей силой, проникновенной глубиной ни с чем. Сегодня после даршана я обратился к нему: «Гурудев, если бы я сам сказал все то же самое (хотя я никогда бы не смог сказать то же самое), если бы вы мне написали это все на листке, и я бы прочитал это как лекцию, то это не обладало бы и частичной силой того, что сегодня сделали вы, потому что все ваши слова наполнены концепцией изнутри, они живые и обладают пробивающей силой, которая проходит в самую-самую глубину человека, полностью преображая его. И совершенно не важно, на каком языке говорит человек: у этого проникновения совершенно запредельная природа, за пределами любых языковых барьеров. Она проникает в самое сердце, в самую глубину нашей личности».

#00:26:35#

Когда я впервые присоединился к миссии Харе Кришна, тогда не было даже кассетных аудиозаписей Шрилы Прабхупады. У президента храма был здоровый проигрыватель, магнитофон, с большими бобинами-катушками. Раз в неделю он ставил мне эти катушки, чтобы я мог послушать. И в комбинации со шлоками акцент Шрилы Прабхупады делал его речь совершенно невразумительной, я не понимал ни слова из того, что доносилось до меня из динамиков, но я был неописуемо счастлив слушать это. Когда вайшнав произносит такие слова, они попадают вглубь нашей личности, в самое сердце. И не важно, понимает человек слова, которые он слышит, или нет, но это оказывает на него величайшее влияние.

#00:28:12#

Мы можем даже не чувствовать это напрямую в тот момент, когда Гурудев говорит (или после), но спустя некоторое время мы можем понять, насколько  прекрасны были те моменты с Гурудевом, насколько они изменили и обогатили меня.

#00:28:47#

Мы были с Гурудевом в Таиланде двадцать дней, и эти двадцать дней были чем-то неописуемо прекрасным. Но когда Гурудев улетел, я не смог поехать с ним тем же рейсом по техническим причинам, и мне пришлось два дня ждать вылета в Таиланде. Эти два дня для меня были просто адом, потому что Таиланд без Гурудева оказался совершенно пустым и никчемным местом.

#00:29:29#

Или, например, мы идем с харинамой по Невскому проспекту, мы поем там святые имена, и проспект кажется прекраснейшим трансцендентным местом, в котором ты с преданными воспеваешь славу святых имен. Все это так прекрасно! Но когда ты выезжаешь туда один на метро, выходишь, смотришь по сторонам и просто удивляешься: неужели это одно и то же место? Это же какая-то серая реальность!

#00:29:56#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва...[3]

Махапрабху сказал тогда Санатане Госвами, что когда душа после круговорота жизней и смертей в материальном мире обретает связь с сознанием Кришны, она получает абсолютную, полную удачу, способную дать ей настоящее счастье. Гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа. Эта связь с сознанием Кришны называется бхакти-лата̄-бӣджа — росток преданности. Он дается по милости Шри Гуру. Когда мы получаем этот росток, мы обретаем полную удачу.

#00:30:59#

У нас пока не хватает сил и возможностей понять, насколько мы удачливы. Мы пока не понимаем всей ценности бхакти-лата̄-бӣджи, этого ростка преданности. Если вы дадите маленькому ребенку «Ролекс» или «Таймекс», он просто не поймет всей ценности этой вещи, которая на самом деле может стоить миллион долларов. Подобным образом мы получили нечто неописуемо драгоценное от Шрилы Гурудева, но просто не можем оценить это сейчас. Но, по крайней мере, мы стараемся это сделать.

#00:32:18#

...дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам[4]

В пранама-мантре нашему Гурудеву, которую написал его Гурудев (что встречается очень-очень редко, практически никогда), есть одна строчка. Гурудев сам по себе является личностью величайшей скромности, но даже он гордится этой строчкой, которая говорит о том, что Гурудев сеет семена преданности в сердцах искренних искателей. Он очень гордится этой строчкой, и каждый раз, когда дает инициацию, он счастлив, что может сделать такой величайший поступок, как посадить в сердце человека росток чистой преданности Господу. И он не задумывается о том, достоин этот человек, не достоин, он просто делает счастливо свое трансцендентное дело, и все.

#00:34:11#

Многие люди критикуют нас за это. Они говорят, что Гурудев должен быть более избирателен, он должен быть более внимателен к тем, кому он дает инициацию, он должен ценить четки, которые дает. Но на самом деле это все — их домыслы, а Гурудев действует в настроении проповеди Махапрабху. Если вы посмотрите, как Гурудев проводит свое время, чем он занимается, как он это делает, и если вы изучите жизнь Махапрабху, то вы поймете: то, что делает Гурудев и как он это делает, находится в полном соответствии с настроением Махапрабху, с духом Его учения.

#00:35:28#

Как Гурудев сегодня говорил, мы своими «щенячьими мозгами» пытаемся критиковать или пытаемся судить о тех или иных вещах, о которых мы даже представления себе никакого создать не можем. Например, некоторые могут говорить: «О, Гурудев ест слишком жирную пищу!» Или: «О, Гурудев ест слишком острую пищу, ему бы не стоило есть такую пищу!» — и так далее. Но если вы почитаете «Чайтанья-чаритамриту» или хотя бы «Бхога-арати», которая поется здесь каждый день, то вы увидите, что то, что ест Гурудев, описано там с точностью до последнего слова. И в «Чайтанья-чаритамрите» вы найдете пятьдесят мест, где описывается, как Махапрабху ел те блюда, которые сейчас ест Гурудев, независимо от того, жирные они или не жирные, жареные они или не жареные, острые или не острые. Люди, которые критикуют Гурудева за то, что он не следует неким законам правильного питания, умирают один за одним, а Шрила Гурудев уже совершает свой двадцать третий мировой тур.

#00:37:30#

...тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣[5]

В молитвах Прахлады Махараджа к Господу Нрисимхе есть очень много прекрасных моментов. Например, Прахлада говорит: «О Господь! Когда люди что-то делают для Тебя, когда они совершают некое подношение, то (совершая его, казалось бы, для Тебя) они тем самым получают и для себя огромный результат. Это как если кто-нибудь перед зеркалом наносит на лицо макияж, то кажется, что он красит изображение в зеркале, но на самом деле он украшает себя».

#00:38:23#

Шрила Гурудев — не какая-нибудь рок-звезда, которой платят за тур. Он совершает этот тур только для нас, для того чтобы мы практиковали сознание Кришны и оставались на духовном пути, не сходили с него. Этот путь является нашей настоящей драгоценностью, и мы должны лелеять желание оставаться в сознании Кришны и не сходить с этого пути, потому что только этот путь и только такое желание — оставаться на этом пути — способно принести нам настоящую удачу.

#00:39:37#

кр̣пā-бинду дийа̄, коро’ эи да̄се...[6]

Как мы поем в этой песне: «Гурудев, дай только одну каплю милости, а она способна дать мне полное счастье». В этой песне говорится, что только одна капля милости способна дать мне освобождение от оскорблений, способность воспевать святые имена без оскорблений, способность служить вайшнавам и все, о чем можно только мечтать. Это может дать только одна капля милости Гурудева. Она не может дать прекрасной машины, квартиры, одежды — она не дает никаких этих ненужных, внешних вещей.

#00:40:58#

Если пить воду из золотого кубка или из глиняной чашки, вода будет одинакового вкуса. Но мы все равно привлекаемся золотым кубком. И, как Гурудев говорил сегодня, мы не сможем перейти из мира страданий в трансцендентный мир, если на нас не прольется милость того плана бытия.

#00:41:40#

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ мама ма̄йа̄ дуратйайа̄...[7]

Майю невозможно победить своими силами. Не имеет значения, как вы будете накачиваться, прокачиваться или увеличивать некую свою неуязвимость по отношению к майе. Никакими уловками, хитростями и практиками нельзя ее обхитрить, она в миллион раз сильнее нас. Ма̄м̇ эва йе прападйанте ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те. Но через шаранагати, через дух полного самопредания Господу мы можем выйти даже из оков майи.

#00:42:49#

И если говорить по-честному, то после того как вы предадитесь Господу, Он прикажет Майе Деви, чтобы она освободила вас. Он скажет: «Освободи его», — и Майе просто не останется ничего, как последовать приказу.

#00:43:08#

...апаш́йат пуруш̣ам̇ пӯрн̣ам̇
ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам
[8]

Как говорил сегодня Гурудев на даршане, Майя Деви находится за спиной у Господа, и она как будто заслоняет Его от нас. Если Он прикажет ей, то она отойдет, удалит свои чары, и мы сможем увидеть Его.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Джахнави Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха / атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха — «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).

[2] «Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102).

[3] Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[4] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (пранама-мантра Шриле Говинде Махараджу, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

[5] Наива̄тманах̣ прабхур айам̇ ниджа-ла̄бха-пӯрн̣о, ма̄нам̇ джана̄д авидуш̣ах̣ карун̣о вр̣н̣ӣте / йад йадж джано бхагавате видадхӣта ма̄нам̇, тач ча̄тмане прати-мукхасйа йатха̄ мукха-ш́рӣх̣ — «Верховный Господь, Личность Бога, всегда полностью удовлетворен. Когда преданные подносят что-либо Господу, эти подношения по Его милости совершаются на благо самих же преданных, ибо Господь не нуждается в том, чтобы Ему служили. Так, если человек украшает свое лицо, отражение его лица в зеркале тоже становится украшенным» («Шримад-Бхагаватам», 7.9.11).

[6] Гурудева! кр̣пā-бинду дийа̄, коро’ эи да̄се, тр̣н̣а̄пекш̣а̄ ати дӣна / сакала-сахане, боло дийа̄ коро, ниджа-ма̄не спр̣ха̄-хӣна — «Гурудев, даруй мне, твоему слуге, хотя бы каплю своей милости. Я незначительнее травинки. Молю тебя, помоги мне и дай сил. Пусть я, подобно тебе, освобожусь от всех эгоистических желаний и устремлений!» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Гурудев», 1).

[7] Даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ / ма̄м̇ эва йе прападйанте ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те — «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[8] Бхакти-йогена манаси, самйак пран̣ихите ’мале / апаш́йат пуруш̣ам̇ пӯрн̣ам̇, ма̄йа̄м̇ ча тад-апа̄ш́райам — «Итак, он сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения [бхакти-йогой], в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящуюся в Его власти» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.4).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования