«Путешествие в мире веры» (часть 1). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур написал:

сакала чха̄д̣ийа̄ бха̄и ш́раддха̄девӣра гун̣а га̄и
йа̄н̇ра кр̣па̄ бхакти дите па̄ре

«Оставив все, будем же прославлять Шраддху Деви — Веру, чья милость способна привести нас к Кришне».

Шраддха, вера — нечто самое неуловимое и самое осязаемое одновременно. Это не игра воображения. Мы должны твердо уяснить, что вера — реальность, действительность, а не просто абстрактное переживание или чьи-то субъективные ощущения. Вера охватывает собой все как первоэлемент, способный связать нас с самой удивительной целью.

Посредством электричества или радио мы можем установить связь через огромное пространство. Наука — загадочная область, далеко не известная всем и каждому, но, тем не менее, отрицать ее существование мы не можем — факты налицо. Но вера еще загадочней, и через веру становится возможным установить и связь, и взаимопонимание с Высшим. Таинственная вера недоступна для всех и каждого. Она обладает своим ощутимым существованием и действенна в любых обстоятельствах, если нам посчастливилось обрести с нею связь. Мы не можем выступать с ложными заявлениями, что якобы обладаем верой: наша власть над другими, признание, которым мы пользуемся, совершенно необязательно доказывают ее присутствие в нас. Несмотря на наше величие и замашки, ложь может оказаться единственным, что мы олицетворяем собой. Мы должны быть очень бдительны, чтобы наша связь была с подлинной верой.

Конечно же, искренность — основное требование, чтобы соприкоснуться с верой. Никакой ценой, сколь бы высокой она ни считалась в этом мире, веру не купишь. Цена — лаульям, искренняя, сердечная жажда обрести ее. Никто и ни за какую цену не может купить Абсолютное. Здесь совершенно необходимы наши искреннее желание и честность. Неискренние, мы не можем торговаться с Господом — Он не настолько неразумен, чтобы стать предметом чьей-то купли-продажи! Необходимо искренне желать Его, а это побудит к служению Ему. Мы хотим обрести Его, искренне — любовью. Мы любим Его, поэтому стремимся к Нему. А любить значит жертвовать ради Того, Кого любишь.

Шрила Джива Госвами Прабху дал удивительное определение слову «Бхагаван»: бхаджанийа сарвва-сад-гуна-вишишта — «Всевышний, Бхагаван, по Своей природе таков, что любой, кто бы ни соприкоснулся с Ним, захочет служить Ему и пожертвовать всем ради Его удовлетворения». Таковы последствия веры в ее развитом виде. Господь настолько свят, что умереть ради Его удовольствия мы сочтем исполнением смысла всей своей жизни. Его святые качества таковы, что вызывают великое чувство жертвенности ради Него, привлекают к Нему все и вся. Умереть, чтобы жить. Такова вера.

Мы в океане веры, а преданные — ее доверенные представители. Один помогает другому. Мы чувствуем огромное облегчение, когда нас, уставших от перипетий долгого пути, поддерживает один или несколько попутчиков. Также большая удача на этом пути, если нам помогают преданные схожей с нами природы. Даже наш Гуру Махарадж в своей речи на Вьяса-пуджу обратился к своим ученикам следующим образом: «Мои друзья, способные спасти меня от опасности! Для меня вы — мои избавители. Очень сложно в одиночку продвигаться вперед в океане веры, поэтому вы пришли ко мне на помощь в моем опасном, дерзком путешествии в безграничном. Вы пришли и побудили меня говорить о Господе — заняли меня делом. Иначе жить и двигаться в безграничном одному было бы столь непросто, тяжело и опасно. Вы все пришли, чтобы что-то услышать, и в этом взаимообмене в беседах о Нем обстоятельства стали очень благоприятными и располагающими двигаться дальше, к Вайкунтхе».

В нашем поиске Кришны мы должны сознавать свое реальное положение. Это непросто и очень просто — и то и другое одновременно. Вера — единственный капитал, с которым мы можем путешествовать к Безграничному. У бхакти, преданности, нет начала и нет конца (ахаитукй апратихата1). Начала не существует — она уже есть. Она была еще до того, как мы о ней узнали. Она была, есть и будет. Никто не может воспротивиться ей — бхакти, вера, неудержима. Она — часть вечного существования. И никто не может сопротивляться вечности — в этом сама ее природа. Мы должны только встретиться с ней, вступить с ней в общение, и волна унесет нас к нашей цели. А если у нас есть общество преданных, то путешествие становится очень легким и приятным, в то время как идти в одиночку очень тяжело.

По мере того, как наша связь с верой становится все теснее и теснее, — когда мы начинаем осознавать благо общения с преданными и верить в них, мы оказываемся все в большей и большей безопасности, наше продвижение становится все более ощутимым, — мы приближаемся к настоящему. Вера, сначала неясная и абстрактная, становится все глубже и глубже. Тогда мы сможем разглядеть многих других, имеющих в жизни ту же цель, что и мы, и путешествие становится легче. Оно становится осмысленным. Оно приобретает меру. Со столь явными вещами нам позволяет соприкоснуться вера в истинных преданных.

Таким образом, положение преданных исключительно важно в нашем путешествии, особенно в середине пути. На начальном этапе преданным не придается особого значения. Путешествие начинается с туманных представлений, почерпнутых из писаний, и при поддержке накопленных прежде заслуг (сукрити). Но наступает момент, когда начинающий постепенно понимает: двигаться вперед в безграничном — занятие далеко не простое. «Нам казалось, что еще чуть-чуть, и вот он, желанный результат, но оказывается, что все совсем не так». Когда мы начинаем задумываться над подлинным положением преданности, над тем, Кто такой Бог: Он надо всеми, Он наивысшая цель, — постепенно мы можем пасть духом. Но если мы принимаем на пути помощь от преданных схожих устремлений, их общество принесет нам огромное облегчение, хотя желанная цель может все еще находиться очень и очень далеко.

Трудности пути вступают в силу на «среднем участке». Поначалу нас не очень волнует наша цель, и мы не испытываем серьезных трудностей. Настоящие сложности начинаются тогда, когда мы полностью отдаемся путешествию, не имея никакой иной цели, кроме желания посвятить все свои силы столь святому и возвышенному пути. И если нам по-настоящему посчастливится достичь самого высокого «участка» пути, уровня маха-бхагаваты, путешествие снова станет легким. Но «средняя часть» сложна, и здесь очень важны преданные, могущие спасти нас. Это этап реальных приобретений и реальных препятствий. На «среднем участке» будут исправлены наши неудачи на пути к глубокому осознанию.

Вступая в войну, мы питаем большие надежды. Мы чувствуем уверенность в себе. Но с началом сражения начинается настоящее испытание. А когда мы, наконец, побеждаем, нам снова хорошо. Но «средняя часть», — когда война идет, — тяжелое время. И в это время для нас очень и очень важны наши соратники, наши боевые друзья, сражающиеся вместе с нами плечом к плечу. «Я не один, но есть многие другие, бьющиеся рядом со мной в этот “средний” период войны». Такие соратники очень важны. Кто-то может пропасть с поля боя, но найдутся другие, чтобы ободрить меня.

Так и в нашем путешествии прямо на наших глазах могут пасть многие из числа самых стойких. Мы можем быть обескуражены: на наших глазах столь уважаемые личности уходят прочь — терпят неудачу на середине пути. Но как бы то ни было, среди враждебных обстоятельств найдутся другие, смело и с непоколебимой верой идущие вперед. Они помогут нам. Держаться до победного конца нелегко, но нужно и стоит того. Приходят испытания и показывают, сколько в нас веры. Ничто не приходит зря, и подобным образом мы должны воспринимать все, что бы ни происходило.

Может быть много гигантов, таких как Бхишма и Дрона, что падут на поле боя, но нам остается только идти вперед (карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана2). Мы выступили, чтобы биться до последнего. Мы должны достичь заветной цели жизни, и такую решимость мы обретем на примере преданных. Шастра также предложит нам полезные советы, но общество преданных имеет первостепенное значение.

Нам нужна вера твердая, а не изменчивая. «Ну что же это такое! Я же делал все, что надо, а бхакти не принесло мне никакого ощутимого результата! Извините, я пошел». Или: «Для меня все это оказалось очень и очень туманным. Когда я начинал, то думал, это будет чем-то, что можно пощупать, причем очень даже скоро, но все вышло совсем по-другому. Нет никакой определенности. Я трачу на это столько сил, а желанного результата как не бывало».

Прежние наклонности тоже тянут нас назад, и мы видим, как падают самые стойкие. Но мы должны стиснув зубы идти вперед, а отвагу мы почерпнем от тех, кто выстоял и полностью отдался делу. Тысячи раз было сказано: Абсолют безграничен, но в начале нас все равно так и тянет поместить Его в какие-то рамки. Обо всем без исключения мы привыкли судить с ограниченной точки зрения. Хотя мы и слышим: это безгранично, это Вайкунтха, у нее нет пределов, но все равно не можем уловить верный смысл. Однако если мы действительно продвигаемся вперед, множество новых представлений не может не открыться нашему пониманию.

(продолжение следует)

 


1 Ахаитукй – беспричинное, бескорыстное; апратихата — непрерывное (см. «Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

2 «Тебе следует выполнять предписанные тебе обязанности, но ты не можешь претендовать на результаты» (Бхагавад-гита, 2.47).




←  «Ананда-лила Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия. «Мгновения Прекрасной Реальности», часть 2.5 ·• Архив новостей •· «Эмпирическая наука и субъективная реальность». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур написал:

сакала чха̄д̣ийа̄ бха̄и ш́раддха̄девӣра гун̣а га̄и
йа̄н̇ра кр̣па̄ бхакти дите па̄ре

«Оставив все, будем же прославлять Шраддху Деви – Веру, чья милость способна привести нас к Кришне».

Шраддха, вера – нечто самое неуловимое и самое осязаемое одновременно. Это не игра воображения. Мы должны твердо уяснить, что вера – реальность, действительность, а не просто абстрактное переживание или чьи-то субъективные ощущения. Вера охватывает собой все как первоэлемент, способный связать нас с самой удивительной целью.

Посредством электричества или радио мы можем установить связь через огромное пространство. Наука – загадочная область, далеко не известная всем и каждому, но, тем не менее, отрицать ее существование мы не можем – факты налицо. Но вера еще загадочней, и через веру становится возможным установить и связь, и взаимопонимание с Высшим. Таинственная вера недоступна для всех и каждого. Она обладает своим ощутимым существованием и действенна в любых обстоятельствах, если нам посчастливилось обрести с нею связь. Мы не можем выступать с ложными заявлениями, что якобы обладаем верой: наша власть над другими, признание, которым мы пользуемся, совершенно необязательно доказывают ее присутствие в нас. Несмотря на наше величие и замашки, ложь может оказаться единственным, что мы олицетворяем собой. Мы должны быть очень бдительны, чтобы наша связь была с подлинной верой.

Конечно же, искренность – основное требование, чтобы соприкоснуться с верой. Никакой ценой, сколь бы высокой она ни считалась в этом мире, веру не купишь. Цена – лаульям, искренняя, сердечная жажда обрести ее. Никто и ни за какую цену не может купить Абсолютное. Здесь совершенно необходимы наши искреннее желание и честность. Неискренние, мы не можем торговаться с Господом – Он не настолько неразумен, чтобы стать предметом чьей-то купли-продажи! Необходимо искренне желать Его, а это побудит к служению Ему. Мы хотим обрести Его, искренне – любовью. Мы любим Его, поэтому стремимся к Нему. А любить значит жертвовать ради Того, Кого любишь.

Шрила Джива Госвами Прабху дал удивительное определение слову «Бхагаван»: бхаджанийа сарвва-сад-гуна-вишишта – «Всевышний, Бхагаван, по Своей природе таков, что любой, кто бы ни соприкоснулся с Ним, захочет служить Ему и пожертвовать всем ради Его удовлетворения». Таковы последствия веры в ее развитом виде. Господь настолько свят, что умереть ради Его удовольствия мы сочтем исполнением смысла всей своей жизни. Его святые качества таковы, что вызывают великое чувство жертвенности ради Него, привлекают к Нему все и вся. Умереть, чтобы жить. Такова вера.

Мы в океане веры, а преданные – ее доверенные представители. Один помогает другому. Мы чувствуем огромное облегчение, когда нас, уставших от перипетий долгого пути, поддерживает один или несколько попутчиков. Также большая удача на этом пути, если нам помогают преданные схожей с нами природы. Даже наш Гуру Махарадж в своей речи на Вьяса-пуджу обратился к своим ученикам следующим образом: «Мои друзья, способные спасти меня от опасности! Для меня вы – мои избавители. Очень сложно в одиночку продвигаться вперед в океане веры, поэтому вы пришли ко мне на помощь в моем опасном, дерзком путешествии в безграничном. Вы пришли и побудили меня говорить о Господе – заняли меня делом. Иначе жить и двигаться в безграничном одному было бы столь непросто, тяжело и опасно. Вы все пришли, чтобы что-то услышать, и в этом взаимообмене в беседах о Нем обстоятельства стали очень благоприятными и располагающими двигаться дальше, к Вайкунтхе».

В нашем поиске Кришны мы должны сознавать свое реальное положение. Это непросто и очень просто – и то и другое одновременно. Вера – единственный капитал, с которым мы можем путешествовать к Безграничному. У бхакти, преданности, нет начала и нет конца (ахаитукй апратихата1). Начала не существует – она уже есть. Она была еще до того, как мы о ней узнали. Она была, есть и будет. Никто не может воспротивиться ей – бхакти, вера, неудержима. Она – часть вечного существования. И никто не может сопротивляться вечности – в этом сама ее природа. Мы должны только встретиться с ней, вступить с ней в общение, и волна унесет нас к нашей цели. А если у нас есть общество преданных, то путешествие становится очень легким и приятным, в то время как идти в одиночку очень тяжело.

По мере того, как наша связь с верой становится все теснее и теснее, – когда мы начинаем осознавать благо общения с преданными и верить в них, мы оказываемся все в большей и большей безопасности, наше продвижение становится все более ощутимым, – мы приближаемся к настоящему. Вера, сначала неясная и абстрактная, становится все глубже и глубже. Тогда мы сможем разглядеть многих других, имеющих в жизни ту же цель, что и мы, и путешествие становится легче. Оно становится осмысленным. Оно приобретает меру. Со столь явными вещами нам позволяет соприкоснуться вера в истинных преданных.

Таким образом, положение преданных исключительно важно в нашем путешествии, особенно в середине пути. На начальном этапе преданным не придается особого значения. Путешествие начинается с туманных представлений, почерпнутых из писаний, и при поддержке накопленных прежде заслуг (сукрити). Но наступает момент, когда начинающий постепенно понимает: двигаться вперед в безграничном – занятие далеко не простое. «Нам казалось, что еще чуть-чуть, и вот он, желанный результат, но оказывается, что все совсем не так». Когда мы начинаем задумываться над подлинным положением преданности, над тем, Кто такой Бог: Он надо всеми, Он наивысшая цель, – постепенно мы можем пасть духом. Но если мы принимаем на пути помощь от преданных схожих устремлений, их общество принесет нам огромное облегчение, хотя желанная цель может все еще находиться очень и очень далеко.

Трудности пути вступают в силу на «среднем участке». Поначалу нас не очень волнует наша цель, и мы не испытываем серьезных трудностей. Настоящие сложности начинаются тогда, когда мы полностью отдаемся путешествию, не имея никакой иной цели, кроме желания посвятить все свои силы столь святому и возвышенному пути. И если нам по-настоящему посчастливится достичь самого высокого «участка» пути, уровня маха-бхагаваты, путешествие снова станет легким. Но «средняя часть» сложна, и здесь очень важны преданные, могущие спасти нас. Это этап реальных приобретений и реальных препятствий. На «среднем участке» будут исправлены наши неудачи на пути к глубокому осознанию.

Вступая в войну, мы питаем большие надежды. Мы чувствуем уверенность в себе. Но с началом сражения начинается настоящее испытание. А когда мы, наконец, побеждаем, нам снова хорошо. Но «средняя часть», – когда война идет, – тяжелое время. И в это время для нас очень и очень важны наши соратники, наши боевые друзья, сражающиеся вместе с нами плечом к плечу. «Я не один, но есть многие другие, бьющиеся рядом со мной в этот “средний” период войны». Такие соратники очень важны. Кто-то может пропасть с поля боя, но найдутся другие, чтобы ободрить меня.

Так и в нашем путешествии прямо на наших глазах могут пасть многие из числа самых стойких. Мы можем быть обескуражены: на наших глазах столь уважаемые личности уходят прочь – терпят неудачу на середине пути. Но как бы то ни было, среди враждебных обстоятельств найдутся другие, смело и с непоколебимой верой идущие вперед. Они помогут нам. Держаться до победного конца нелегко, но нужно и стоит того. Приходят испытания и показывают, сколько в нас веры. Ничто не приходит зря, и подобным образом мы должны воспринимать все, что бы ни происходило.

Может быть много гигантов, таких как Бхишма и Дрона, что падут на поле боя, но нам остается только идти вперед (карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана2). Мы выступили, чтобы биться до последнего. Мы должны достичь заветной цели жизни, и такую решимость мы обретем на примере преданных. Шастра также предложит нам полезные советы, но общество преданных имеет первостепенное значение.

Нам нужна вера твердая, а не изменчивая. «Ну что же это такое! Я же делал все, что надо, а бхакти не принесло мне никакого ощутимого результата! Извините, я пошел». Или: «Для меня все это оказалось очень и очень туманным. Когда я начинал, то думал, это будет чем-то, что можно пощупать, причем очень даже скоро, но все вышло совсем по-другому. Нет никакой определенности. Я трачу на это столько сил, а желанного результата как не бывало».

Прежние наклонности тоже тянут нас назад, и мы видим, как падают самые стойкие. Но мы должны стиснув зубы идти вперед, а отвагу мы почерпнем от тех, кто выстоял и полностью отдался делу. Тысячи раз было сказано: Абсолют безграничен, но в начале нас все равно так и тянет поместить Его в какие-то рамки. Обо всем без исключения мы привыкли судить с ограниченной точки зрения. Хотя мы и слышим: это безгранично, это Вайкунтха, у нее нет пределов, но все равно не можем уловить верный смысл. Однако если мы действительно продвигаемся вперед, множество новых представлений не может не открыться нашему пониманию.

(продолжение следует)

 


1 Ахаитукй – беспричинное, бескорыстное; апратихата – непрерывное (см. «Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

2 «Тебе следует выполнять предписанные тебе обязанности, но ты не можешь претендовать на результаты» (Бхагавад-гита, 2.47).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования