«Тхакур Харидас» (часть 5). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Тхакур Харидас
(часть 5)1

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXV тома за ноябрь 1927 года)

 

До этого времени главная цель санкиртаны не была известна людям этого мира. Однако через Тхакура Харидаса Всевышний открыл миру санкиртану Кришны как неведомую доселе святыню. Живя в Фулии, Харидас прилагал все усилия, чтобы занять людей в киртане (прославлении) Господа Хари, а также сам воспевал Святое Имя Господа во весь голос. И в какой-то момент это существенно повлияло на этот мир, лишенный преданности Господу Хари.

Многие люди того времени полагали, что все цели человеческой жизни достигаются всего лишь благодаря рождению в семье брахмана, являющемуся следствием благочестивых заслуг в прошлых жизнях, и по этой причине считали киртан Господа Хари чем-то излишним. Они придерживались убеждения, что совершать киртан Господа Хари может лишь тот, кто получил брахманическое рождение, а никак не тот, кто принадлежит к какой-либо другой касте, даже если такой человек был духовно просвещенной личностью и брахманом в подлинном смысле этого слова. Они так же верили, что писания предписывают прославлять Господа только в дни Экадаши (дни Бога, приходящиеся на одиннадцатый день каждой двухнедельной лунной фазы). Так же они думали, что голод и все природные бедствия, такие как засуха и наводнение, посылаются им разгневанным Богом в наказание за то, что Его Святое Имя поют в неподходящее время и теми, кто не имеет на это никакого права! И несмотря на то, что обсуждения всех подобных заблуждений были в самом разгаре, Тхакур Харидас пытался вдохновить всех людей совершать киртан Господу Хари, при этом всячески избегая бесполезных споров и дискуссий на подобные темы. Шри Чайтаньядев, олицетворение Самой божественной Любви, еще не пришел в этот мир, чтобы благословить дождем трансцендентной любви опаленные сердца людей Индии, когда Харидас показал пример высочайшего сострадания дживам, не уделяя никакого внимания колким нападкам тех, кто был непримиримо настроен против служения Господу.

Обретя покровительство великого святого Шри Адвайты Прабху, Тхакур Харидас призывал всех людей начать киртан Кришны в Фулии, Шантипуре, Надии и других больших городах. В ночь рождения Шри Гаурасундара, Тхакур Харидас начал танцевать от упоительной радости вместе со Шри Адвайтой, находясь в Его доме и празднуя этим нектарным киртаном всеблагоприятный момент явления своего возлюбленного Господа.

Он принял подношение Шри Адвайты во время погребального ритуала, тем самым явив идеальный пример истинного брахмана. Шри Адвайта Прабху, глубоко сведущий в смрити-шастрах, прекрасно осознавал, что в этот век Кали Ему не найти святого и безупречного брахмана, который смог бы принять от Него обрядовое подношение. Как альтернативу, смрити предписывали предложить подношения маленьким фигуркам брахманов, сделанных из травы куша. Однако, вместо этого, во время траурной церемонии по случаю ухода Своего отца, Адвайта Прабху предложил Свое подношение Шри Тхакуру Харидасу. Шри Прабху Адвайта поднес прасадам Господа Тхакуру Харидасу, на чьих устах каждый день и ночь танцевало триста тысяч святых имен Господа Хари, тем самым признав его как истинного и духовно-просветленного брахмана. Это событие очень знаменательно, поскольку стало величайшим примером для всех преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Неопровержимым подтверждением тому служит духовная жизнь вайшнавов, лишенная веры в различные материалистичные религиозные ритуалы, например церемонию, когда люди поклоняются предкам, предлагая им прасадам Господа Хари, а затем стараются всячески угодить «духовно просветленным» брахманам. Шри Адвайта Прабху каждый день собственноручно брал прасадам Господа и предлагал его Тхакуру Харидасу, говоря при этом: «Когда ты вкушаешь это подношение, миллионы брахманов получают удовлетворение».

Однажды, одной лунной ночью, сама Майядеви, чьим чревом является вся эта вселенная, предстала перед Харидасом, когда тот был погружен в санкиртану. В этот момент все озарилось светом ее несравненной красоты, все стороны света наполнились сладчайшим запахом изысканных благовоний, а в воздухе раздался нежный звон ее редкостных драгоценных украшений. Однако святой Тхакур полностью находился под чарами нектарного вкуса Святого Имени Кришны. Майядеви приблизилась к Тхакуру Харидасу и сказала: «Ты — благожелатель всего мира. Ты наделен столькими добродетелями и столь прекрасен, что я страстно желаю обрести близость с тобою. Невозможно отвергнуть того, кто несет в себе столько добра». Несмотря на эти притворные слова Майядеви, сердце и чувства бесстрастного Харидаса еще больше погрузились в санкиртану Святого Имени Кришны. Он ответил Деви: «Я совершаю санкиртану, воспевая определенное число святых имен в качестве великого жертвоприношения. Подобно жрецу-брахману на этом жертвоприношении Святого Имени, я должен каждый день завершить свое повторение Святого Имени Кришны. Я не могу ничего делать, пока не выполню свой ежедневный обет. Устраивайся поудобнее и послушай мой киртан. А когда ты дослушаешь мое повторение святых имен до конца, то получишь то, чего желаешь». Затем Тхакур Харидас продолжил воспевать. Так прошла вся ночь, и наконец над горизонтом показались первые лучи солнца. Майядеви не дождалась и вернулась на следующую ночь. Все повторилось, как и в предыдущий день, — прошла вся ночь, а ей так и не удалось искусить Тхакура Харидаса. В конце концов Деви призналась: «Ты великий преданный Бхагавана. Созерцая тебя и слушая твой киртан имен Кришны, мой очищенный ум пожелал обрести Святое Имя Кришны. Я молю тебя о благосклонности. Наставь меня в знании о Кришне».

Затем, предложив ему свои поклоны, она продолжила: «Я Майя. Я пришла проверить тебя. Я с легкостью ввожу в заблуждение все дживы, даже Брахму. Ты единственный, кого мне не удалось очаровать. Я получила святое имя Господа Рамы от Шивы. Но, общаясь с тобой, я ощутила побуждение принять Святое Имя Кришны». Так Харидас посвятил ее в санкиртану Шри Кришны. Не стоит удивляться, что сама Майядеви дарует свою любовь тому, кого признает способным превзойти все ее искушения и соблазны.

(продолжение следует)

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас

 

 

English 

Thakur Haridas
(part 5)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur    

(No. 6, Vol. XXV, November 1927)

 

UP till then the purpose of samkirtan was unknown to the generality of people of this world. It was by the agency of Thakur Haridas that God manifested to the world the holy mystery of the samkirtan. At the time of his residence at Fulia, Haridas made known to the people the kirtan of Hari or the taking of the Name of Hari with a loud voice. This at once produced a most peculiar up-heaval in the world that was averse to Hari. Many among the people were of opinion that all the objects of human life were gained by being simply born in a brahman family as the result of meritorious deeds, and that, therefore, the kirtan of Hari was superfluous. They held that only such a person who was a brahman by birth, — and no one of those who were born in any other caste even though such a person might really be a brahman in the true sense, that is to say might be spiritually enlightened, — was fit to perform the kirtan of Hari; — and considered as opposed to the injunction of the holy scriptures the chanting of the Name of Hari, or seeing the holy Image of Hari, during the four months of His rest; — also that it was against the scriptures to sing the kirtan of Hari on any but Hari’s day i.e. the eleventh day of each fortnight; — that famines and other natural calamities visited the earth owing to the wrath of God being aroused by the kirtan of Hari chanted at improper times by ineligible persons! While these controversies were in full swing, without paying any heed to such disputations, Haridas was engaged in doing good to the world by his performance of the kirtan of Hari. Shri Chaitanyadeva, Divine Love Himself, had not yet appeared in the world and showered the blessing of transcendental love on the parched hearts of the peoples of India when Haridas was manifesting such kindness to jiva, in utter disregard of the bitter protests of those who were averse to the service of God.

Shri Thakur Haridas, having now the devoted support of Prabhu Advaita, was busily occupied in organizing the kirtan of Krishna at Fulia, Shantipur, Nadia and the other towns. On the night when Shri Gour Sundar was born, Thakur Haridas in the company of Shri Advaita, in the latter’s Shantipur house, danced, in ecstasy of kirtan at the advent of the Most Loving Lord, through the early part of that Falgun evening. Another day he accepted the dishes offered at funeral by Shri Advaita in vindication of the ideal of the true brahman. Shri Advaita Prabhu, truly and profoundly learned in the smriti shastras, fully aware of the fact that there did not really exist in the Kali age such pure brahmans to whom one could offer the dedicated food at the social dinner, on the occasion of the performance of the last rites of his departed father, instead of giving those dishes as was the custom recommended by the smritis to tiny figures of brahmans made of kusha grass, most appropriately and successfully accomplished the feeding of brahmans by offering the dishes to Shri Thakur Haridas. The offering by Shri Prabhu Advaita of the dishes of the prasadam of the Lord of sacrifices to Prabhu Haridas on whose pure lips danced every night and day three lacs of the unalloyed Name of Hari in recognition of him as a true, spiritually enlightened, brahman, undoubtedly constitutes one of the very highest precedents that have always been followed by the later devotees of the holy feet of Shri Chaitanya. It is a conclusive proof of the spiritual life led by the Vaishnavas that, without subscribing to the creed of those who put their trust in the efficacy of materialistic rites in conformity with their spiritual faith as the most essential part of their funeral observances, they always worship the pitris with the prasadam of Hari and please the spiritually enlightened brahmans. Shri Advaita Prabhu daily offered the alms of the prasadam of Hari to Haridas with the remark “by your acceptance of this food crores of brahmans are fed”.

It was during the period of his residence at Fulia that one moon-lit night Mayadevi herself, whose womb is the pot of this universe, the great mother of the world, appeared before Haridas as he was engaged in the performance of samkirtan. The place was illuminated by her extraordinary beauty, all sides were filled with the sweet perfume of the most exquisite scents and the ear was thrilled by the tinkling sound of the rarest ornaments. The holy Thakur was at the time completely under the spell of the bliss of the Name of Krishna. Mayadevi coming up to the Thakur said, “You are the friend of the world. You have beauty and every good quality, I ardently long for the favor of your intimacy. It is never the nature of the good to reject any one”. At these dissembling words of Mayadevi the heart and senses of the profoundly reserved and un-impressionable Haridas, instead of being disturbed, became all the more absorbed in the samkirtan of the Holy Name. He told Devi, “I hold the samkirtan of the allotted number of the Name as the great sacrifice; and, as sacrificing brahman at the yagya of the Name, I have to take daily the full number of the Name. I am, therefore, unable to take up any other work till the full number is completed. Be seated at the door-step and listen to my kirtan. Your object will be fulfilled after you have listened to the end”. Continuing to sing the kirtan Thakur Haridas passed successively the three divisions of the night and the approaching hours of dawn and at last beheld the sun rise in the morning. Mayadevi still waited for the return of another night. In this way, waiting on the Thakur’s favor through the three divisions of three successive nights, having failed to delude Thakur Haridas, she at last announced herself to him. Devi said, “You are a great devotee of God. By seeing you and listening to your kirtan of Krishna my purified mind is eager to take the Name of Krishna. I beseech your favor. Instruct me regarding Krishna”. And, then, making her obeisance to him, she continued, “I am Maya. I came to test you. I succeeded in deluding all jivas, even Brahma, with the single exception of yourself whom alone I have failed to bewitch. The Name of Rama I obtained formerly from Shiva. By associating with you I feel impelled to take the Name of Krishna”. Haridas, thereupon, bade her sing the samkirtan of Krishna. No one need be surprised that Mayadevi herself made love to one whom she recognized as superior to all her seductions.

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Вы также можете обратиться к первойвторойтретьей и четвертой частям этой статьи.




←  Вьяса-пуджа Шрилы Ачарьи Махараджа. 8 октября 2010 года. Рига, Латвия ·• Архив новостей •· «Сколько нектара в имени Кришны?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 марта 2010 года. Навадвипа Дхама, Индия  →
Russian

Тхакур Харидас
(часть 5)1

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXV тома за ноябрь 1927 года)

 

До этого времени главная цель санкиртаны не была известна людям этого мира. Однако через Тхакура Харидаса Всевышний открыл миру санкиртану Кришны как неведомую доселе святыню. Живя в Фулии, Харидас прилагал все усилия, чтобы занять людей в киртане (прославлении) Господа Хари, а также сам воспевал Святое Имя Господа во весь голос. И в какой-то момент это существенно повлияло на этот мир, лишенный преданности Господу Хари.

Многие люди того времени полагали, что все цели человеческой жизни достигаются всего лишь благодаря рождению в семье брахмана, являющемуся следствием благочестивых заслуг в прошлых жизнях, и по этой причине считали киртан Господа Хари чем-то излишним. Они придерживались убеждения, что совершать киртан Господа Хари может лишь тот, кто получил брахманическое рождение, а никак не тот, кто принадлежит к какой-либо другой касте, даже если такой человек был духовно просвещенной личностью и брахманом в подлинном смысле этого слова. Они так же верили, что писания предписывают прославлять Господа только в дни Экадаши (дни Бога, приходящиеся на одиннадцатый день каждой двухнедельной лунной фазы). Так же они думали, что голод и все природные бедствия, такие как засуха и наводнение, посылаются им разгневанным Богом в наказание за то, что Его Святое Имя поют в неподходящее время и теми, кто не имеет на это никакого права! И несмотря на то, что обсуждения всех подобных заблуждений были в самом разгаре, Тхакур Харидас пытался вдохновить всех людей совершать киртан Господу Хари, при этом всячески избегая бесполезных споров и дискуссий на подобные темы. Шри Чайтаньядев, олицетворение Самой божественной Любви, еще не пришел в этот мир, чтобы благословить дождем трансцендентной любви опаленные сердца людей Индии, когда Харидас показал пример высочайшего сострадания дживам, не уделяя никакого внимания колким нападкам тех, кто был непримиримо настроен против служения Господу.

Обретя покровительство великого святого Шри Адвайты Прабху, Тхакур Харидас призывал всех людей начать киртан Кришны в Фулии, Шантипуре, Надии и других больших городах. В ночь рождения Шри Гаурасундара, Тхакур Харидас начал танцевать от упоительной радости вместе со Шри Адвайтой, находясь в Его доме и празднуя этим нектарным киртаном всеблагоприятный момент явления своего возлюбленного Господа.

Он принял подношение Шри Адвайты во время погребального ритуала, тем самым явив идеальный пример истинного брахмана. Шри Адвайта Прабху, глубоко сведущий в смрити-шастрах, прекрасно осознавал, что в этот век Кали Ему не найти святого и безупречного брахмана, который смог бы принять от Него обрядовое подношение. Как альтернативу, смрити предписывали предложить подношения маленьким фигуркам брахманов, сделанных из травы куша. Однако, вместо этого, во время траурной церемонии по случаю ухода Своего отца, Адвайта Прабху предложил Свое подношение Шри Тхакуру Харидасу. Шри Прабху Адвайта поднес прасадам Господа Тхакуру Харидасу, на чьих устах каждый день и ночь танцевало триста тысяч святых имен Господа Хари, тем самым признав его как истинного и духовно-просветленного брахмана. Это событие очень знаменательно, поскольку стало величайшим примером для всех преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Неопровержимым подтверждением тому служит духовная жизнь вайшнавов, лишенная веры в различные материалистичные религиозные ритуалы, например церемонию, когда люди поклоняются предкам, предлагая им прасадам Господа Хари, а затем стараются всячески угодить «духовно просветленным» брахманам. Шри Адвайта Прабху каждый день собственноручно брал прасадам Господа и предлагал его Тхакуру Харидасу, говоря при этом: «Когда ты вкушаешь это подношение, миллионы брахманов получают удовлетворение».

Однажды, одной лунной ночью, сама Майядеви, чьим чревом является вся эта вселенная, предстала перед Харидасом, когда тот был погружен в санкиртану. В этот момент все озарилось светом ее несравненной красоты, все стороны света наполнились сладчайшим запахом изысканных благовоний, а в воздухе раздался нежный звон ее редкостных драгоценных украшений. Однако святой Тхакур полностью находился под чарами нектарного вкуса Святого Имени Кришны. Майядеви приблизилась к Тхакуру Харидасу и сказала: «Ты – благожелатель всего мира. Ты наделен столькими добродетелями и столь прекрасен, что я страстно желаю обрести близость с тобою. Невозможно отвергнуть того, кто несет в себе столько добра». Несмотря на эти притворные слова Майядеви, сердце и чувства бесстрастного Харидаса еще больше погрузились в санкиртану Святого Имени Кришны. Он ответил Деви: «Я совершаю санкиртану, воспевая определенное число святых имен в качестве великого жертвоприношения. Подобно жрецу-брахману на этом жертвоприношении Святого Имени, я должен каждый день завершить свое повторение Святого Имени Кришны. Я не могу ничего делать, пока не выполню свой ежедневный обет. Устраивайся поудобнее и послушай мой киртан. А когда ты дослушаешь мое повторение святых имен до конца, то получишь то, чего желаешь». Затем Тхакур Харидас продолжил воспевать. Так прошла вся ночь, и наконец над горизонтом показались первые лучи солнца. Майядеви не дождалась и вернулась на следующую ночь. Все повторилось, как и в предыдущий день, – прошла вся ночь, а ей так и не удалось искусить Тхакура Харидаса. В конце концов Деви призналась: «Ты великий преданный Бхагавана. Созерцая тебя и слушая твой киртан имен Кришны, мой очищенный ум пожелал обрести Святое Имя Кришны. Я молю тебя о благосклонности. Наставь меня в знании о Кришне».

Затем, предложив ему свои поклоны, она продолжила: «Я Майя. Я пришла проверить тебя. Я с легкостью ввожу в заблуждение все дживы, даже Брахму. Ты единственный, кого мне не удалось очаровать. Я получила святое имя Господа Рамы от Шивы. Но, общаясь с тобой, я ощутила побуждение принять Святое Имя Кришны». Так Харидас посвятил ее в санкиртану Шри Кришны. Не стоит удивляться, что сама Майядеви дарует свою любовь тому, кого признает способным превзойти все ее искушения и соблазны.

(продолжение следует)

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас

 

 

English 

Thakur Haridas
(part 5)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur    

(No. 6, Vol. XXV, November 1927)

 

UP till then the purpose of samkirtan was unknown to the generality of people of this world. It was by the agency of Thakur Haridas that God manifested to the world the holy mystery of the samkirtan. At the time of his residence at Fulia, Haridas made known to the people the kirtan of Hari or the taking of the Name of Hari with a loud voice. This at once produced a most peculiar up-heaval in the world that was averse to Hari. Many among the people were of opinion that all the objects of human life were gained by being simply born in a brahman family as the result of meritorious deeds, and that, therefore, the kirtan of Hari was superfluous. They held that only such a person who was a brahman by birth, — and no one of those who were born in any other caste even though such a person might really be a brahman in the true sense, that is to say might be spiritually enlightened, — was fit to perform the kirtan of Hari; — and considered as opposed to the injunction of the holy scriptures the chanting of the Name of Hari, or seeing the holy Image of Hari, during the four months of His rest; — also that it was against the scriptures to sing the kirtan of Hari on any but Hari’s day i.e. the eleventh day of each fortnight; — that famines and other natural calamities visited the earth owing to the wrath of God being aroused by the kirtan of Hari chanted at improper times by ineligible persons! While these controversies were in full swing, without paying any heed to such disputations, Haridas was engaged in doing good to the world by his performance of the kirtan of Hari. Shri Chaitanyadeva, Divine Love Himself, had not yet appeared in the world and showered the blessing of transcendental love on the parched hearts of the peoples of India when Haridas was manifesting such kindness to jiva, in utter disregard of the bitter protests of those who were averse to the service of God.

Shri Thakur Haridas, having now the devoted support of Prabhu Advaita, was busily occupied in organizing the kirtan of Krishna at Fulia, Shantipur, Nadia and the other towns. On the night when Shri Gour Sundar was born, Thakur Haridas in the company of Shri Advaita, in the latter’s Shantipur house, danced, in ecstasy of kirtan at the advent of the Most Loving Lord, through the early part of that Falgun evening. Another day he accepted the dishes offered at funeral by Shri Advaita in vindication of the ideal of the true brahman. Shri Advaita Prabhu, truly and profoundly learned in the smriti shastras, fully aware of the fact that there did not really exist in the Kali age such pure brahmans to whom one could offer the dedicated food at the social dinner, on the occasion of the performance of the last rites of his departed father, instead of giving those dishes as was the custom recommended by the smritis to tiny figures of brahmans made of kusha grass, most appropriately and successfully accomplished the feeding of brahmans by offering the dishes to Shri Thakur Haridas. The offering by Shri Prabhu Advaita of the dishes of the prasadam of the Lord of sacrifices to Prabhu Haridas on whose pure lips danced every night and day three lacs of the unalloyed Name of Hari in recognition of him as a true, spiritually enlightened, brahman, undoubtedly constitutes one of the very highest precedents that have always been followed by the later devotees of the holy feet of Shri Chaitanya. It is a conclusive proof of the spiritual life led by the Vaishnavas that, without subscribing to the creed of those who put their trust in the efficacy of materialistic rites in conformity with their spiritual faith as the most essential part of their funeral observances, they always worship the pitris with the prasadam of Hari and please the spiritually enlightened brahmans. Shri Advaita Prabhu daily offered the alms of the prasadam of Hari to Haridas with the remark “by your acceptance of this food crores of brahmans are fed”.

It was during the period of his residence at Fulia that one moon-lit night Mayadevi herself, whose womb is the pot of this universe, the great mother of the world, appeared before Haridas as he was engaged in the performance of samkirtan. The place was illuminated by her extraordinary beauty, all sides were filled with the sweet perfume of the most exquisite scents and the ear was thrilled by the tinkling sound of the rarest ornaments. The holy Thakur was at the time completely under the spell of the bliss of the Name of Krishna. Mayadevi coming up to the Thakur said, “You are the friend of the world. You have beauty and every good quality, I ardently long for the favor of your intimacy. It is never the nature of the good to reject any one”. At these dissembling words of Mayadevi the heart and senses of the profoundly reserved and un-impressionable Haridas, instead of being disturbed, became all the more absorbed in the samkirtan of the Holy Name. He told Devi, “I hold the samkirtan of the allotted number of the Name as the great sacrifice; and, as sacrificing brahman at the yagya of the Name, I have to take daily the full number of the Name. I am, therefore, unable to take up any other work till the full number is completed. Be seated at the door-step and listen to my kirtan. Your object will be fulfilled after you have listened to the end”. Continuing to sing the kirtan Thakur Haridas passed successively the three divisions of the night and the approaching hours of dawn and at last beheld the sun rise in the morning. Mayadevi still waited for the return of another night. In this way, waiting on the Thakur’s favor through the three divisions of three successive nights, having failed to delude Thakur Haridas, she at last announced herself to him. Devi said, “You are a great devotee of God. By seeing you and listening to your kirtan of Krishna my purified mind is eager to take the Name of Krishna. I beseech your favor. Instruct me regarding Krishna”. And, then, making her obeisance to him, she continued, “I am Maya. I came to test you. I succeeded in deluding all jivas, even Brahma, with the single exception of yourself whom alone I have failed to bewitch. The Name of Rama I obtained formerly from Shiva. By associating with you I feel impelled to take the Name of Krishna”. Haridas, thereupon, bade her sing the samkirtan of Krishna. No one need be surprised that Mayadevi herself made love to one whom she recognized as superior to all her seductions.

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Вы также можете обратиться к первойвторойтретьей и четвертой частям этой статьи.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования