скачать (формат MP4, 36.32M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Научиться видеть Кришну во всем
(19 апреля 2010 года. Москва, Кисельный)
Вопрос: Можно чуть подробнее [рассказать] о положении Кришны в мироздании? Я много читал, но в Ведах об этом мало говорится. Насколько это уместно вообще знать преданному или просто стремящемуся?
#00:00:56#
Шрила Госвами Махарадж: А что вы имеете в виду — положение Кришны в мироздании?
Задавший ранее вопрос: Говорится об одухотворении материи, говорится, что Кришна — во всем, о том, что Кришна — это все, что есть.
#00:01:28#
Шрила Госвами Махарадж: Он присутствует [во всем] прямым и косвенным образом. По сути, есть только одна субстанция вообще, и это Кришна. Но какова природа этой субстанции, Кришны? Это необходимо изучать под руководством преданного и писаний, написанных преданными.
#00:02:13#
В начале «Бхагаватам» сказано, что единая субстанция, единое знание, адвая-гьяна, проявляется в трех аспектах, а именно Брахман, Параматма, Бхагаван.
#00:02:38#
Когда мы говорим Бхагаван Шри Кришна, термин «Бхагаван» подразумевает не просто Кришну, но Кришну в обществе Его преданных, Его шакти [энергий]. Параматма означает локализованный аспект [Всевышнего].
#00:02:56#
[санскрит]
В некоторых писаниях это описывается как, что Он присутствует в сердце каждого живого существа и в сердце каждого атома. А аспект Брахмана описывается как недифференцированный аспект [Абсолюта].
#00:03:34#
Шрила Гуру Махарадж приводит следующий пример. Он говорит: «Весь объективный мир, материальный мир подобен айсбергу, плавающему по поверхности безграничного океана сознания».
#00:03:53#
Любой объект, какой бы объект мы ни увидели в рамках этого мира, любой объект является совокупностью субъективных представлений. Все основано на сознании. А сознание немыслимо без личности. Поэтому нам необходимо обучиться этой особой культуре, а именно способности прослеживать эту связь, видеть эту связь всего, что мы видим в этом мире, с Первоисточником, с Безграничным, то есть связь всего с Кришна-концепцией. Это центральная концепция Божественного, представление о личности Бога, Кришна-концепция.
#00:05:08#
Если вы прочтете Бхагавад-гиту, то увидите там, что все, что видим мы в этом мире прямым или косвенным образом, все это связано с Кришной.
#00:05:18#
расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у
Он [Господь Кришна] говорит: «Я — вкус воды, Я — свет Луны, Я — слог Ом в ведических мантрах». Это только одна из шлок Бхагавад-гиты. Но есть множество других разделов Бхагавад-гиты, которые показывают, объясняют, каким образом можно увидеть связь тех вещей, которые, казалось бы, никак не связаны с Кришной, казалось бы, являются отдаленными представлениями [о Кришне], как на самом деле они связаны с Центром.
#00:06:35#
Есть знаменитый стих Упанишад, где сказано, что эта единая истина — это то, из чего все изошло, это то, чем все поддерживается, это то, во что все уйдет.
#00:06:53#
Вы говорите о Ведах, и в Ведах это может быть сказано — как прямым, так и косвенным образом.
#00:07:10#
К примеру, я только что из Индии, и там много манговых деревьев. Но если вы приедете туда не в сезон [созревания] манго, вы не увидите ни одного плода манго. И тогда, если вы только не знаете заранее, вы даже не узнаете о том, что это дерево на самом деле манговое дерево. Вы на самом деле поймете это, лишь вкусив его плод.
#00:07:51#
В некоторых случаях Веды сравнивают с деревом, цветок этого дерева называют Веданта, а плод, который произошел из этого цветка, явлен в «Шримад-Бхагаватам» — Кришна-концепция. Но если самого плода перед нами нет, и мы смотрим на это дерево, то природа этого дерева, природа этого плода может быть совершенно неочевидна, непонятна для нас.
#00:08:44#
Мы немного подробнее уже обсуждали вчера, говоря о том, что великие преданные обладают способностью извлекать духовную суть из всего. Можно сказать, что речь идет о том, чтобы научиться видеть Кришну во всем непосредственным или косвенным образом. И научиться способности видеть Кришну во всем можно, отдав себя под руководство настоящего преданного Кришны.
#00:09:52#
У меня был учитель биологии в школе, и этот учитель биологии, когда начал занятие, он сказал: «Я буду обучать вас биологии таким образом, что вы будете видеть биологию во всем без исключения. Как только вы открываете глаза и начинаете чистить зубы, и когда едете на машине, и когда ложитесь спать — чем бы вы ни занимались, во всем вы увидите биологию». И он был прав. До начала наших занятий мы не видели связи различных явлений с биологией, но после его занятий мы на самом деле видели биологию во всем.
#00:10:35#
И теистическая, богоцентрическая культура подобна этому. До того, как человек обретает связь с настоящим преданным Кришны, он не видит Кришны где бы то ни было. Но, соприкасаясь с преданным, человек начинает видеть святые признаки Божественного во всем. Но постижение этого — это вопрос служения и преданности.
#00:11:21#
ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
Главная гуру-мантра говорит об обретении нового взгляда на вещи — чтобы научиться смотреть на все глазами Гуру.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
↑
Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам / адвайам брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).
↑
Господь Кришна говорит Своему другу Арджуне: «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца! Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке!» (Бхагавад-гита, 7.8).
↑
Йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о том, из кого исходит все сущее, в ком пребывает все сущее и в ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)» («Таиттирия-упанишад», 3.1.1).
↑
«Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 42.2 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Научиться видеть Кришну во всем
(19 апреля 2010 года. Москва, Кисельный)
Вопрос: Можно чуть подробнее [рассказать] о положении Кришны в мироздании? Я много читал, но в Ведах об этом мало говорится. Насколько это уместно вообще знать преданному или просто стремящемуся?
#00:00:56#
Шрила Госвами Махарадж: А что вы имеете в виду — положение Кришны в мироздании?
Задавший ранее вопрос: Говорится об одухотворении материи, говорится, что Кришна — во всем, о том, что Кришна — это все, что есть.
#00:01:28#
Шрила Госвами Махарадж: Он присутствует [во всем] прямым и косвенным образом. По сути, есть только одна субстанция вообще, и это Кришна. Но какова природа этой субстанции, Кришны? Это необходимо изучать под руководством преданного и писаний, написанных преданными.
#00:02:13#
В начале «Бхагаватам» сказано, что единая субстанция, единое знание, адвая-гьяна, проявляется в трех аспектах, а именно Брахман, Параматма, Бхагаван[1].
#00:02:38#
Когда мы говорим Бхагаван Шри Кришна, термин «Бхагаван» подразумевает не просто Кришну, но Кришну в обществе Его преданных, Его шакти [энергий]. Параматма означает локализованный аспект [Всевышнего].
#00:02:56#
[санскрит]
В некоторых писаниях это описывается как, что Он присутствует в сердце каждого живого существа и в сердце каждого атома. А аспект Брахмана описывается как недифференцированный аспект [Абсолюта].
#00:03:34#
Шрила Гуру Махарадж приводит следующий пример. Он говорит: «Весь объективный мир, материальный мир подобен айсбергу, плавающему по поверхности безграничного океана сознания».
#00:03:53#
Любой объект, какой бы объект мы ни увидели в рамках этого мира, любой объект является совокупностью субъективных представлений. Все основано на сознании. А сознание немыслимо без личности. Поэтому нам необходимо обучиться этой особой культуре, а именно способности прослеживать эту связь, видеть эту связь всего, что мы видим в этом мире, с Первоисточником, с Безграничным, то есть связь всего с Кришна-концепцией. Это центральная концепция Божественного, представление о личности Бога, Кришна-концепция.
#00:05:08#
Если вы прочтете Бхагавад-гиту, то увидите там, что все, что видим мы в этом мире прямым или косвенным образом, все это связано с Кришной.
#00:05:18#
расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у[2]
Он [Господь Кришна] говорит: «Я — вкус воды, Я — свет Луны, Я — слог Ом в ведических мантрах». Это только одна из шлок Бхагавад-гиты. Но есть множество других разделов Бхагавад-гиты, которые показывают, объясняют, каким образом можно увидеть связь тех вещей, которые, казалось бы, никак не связаны с Кришной, казалось бы, являются отдаленными представлениями [о Кришне], как на самом деле они связаны с Центром.
#00:06:35#
Есть знаменитый стих Упанишад, где сказано, что эта единая истина — это то, из чего все изошло, это то, чем все поддерживается, это то, во что все уйдет[3].
#00:06:53#
Вы говорите о Ведах, и в Ведах это может быть сказано — как прямым, так и косвенным образом.
#00:07:10#
К примеру, я только что из Индии, и там много манговых деревьев. Но если вы приедете туда не в сезон [созревания] манго, вы не увидите ни одного плода манго. И тогда, если вы только не знаете заранее, вы даже не узнаете о том, что это дерево на самом деле манговое дерево. Вы на самом деле поймете это, лишь вкусив его плод.
#00:07:51#
В некоторых случаях Веды сравнивают с деревом, цветок этого дерева называют Веданта, а плод, который произошел из этого цветка, явлен в «Шримад-Бхагаватам» — Кришна-концепция. Но если самого плода перед нами нет, и мы смотрим на это дерево, то природа этого дерева, природа этого плода может быть совершенно неочевидна, непонятна для нас.
#00:08:44#
Мы немного подробнее уже обсуждали вчера, говоря о том, что великие преданные обладают способностью извлекать духовную суть из всего. Можно сказать, что речь идет о том, чтобы научиться видеть Кришну во всем непосредственным или косвенным образом. И научиться способности видеть Кришну во всем можно, отдав себя под руководство настоящего преданного Кришны.
#00:09:52#
У меня был учитель биологии в школе, и этот учитель биологии, когда начал занятие, он сказал: «Я буду обучать вас биологии таким образом, что вы будете видеть биологию во всем без исключения. Как только вы открываете глаза и начинаете чистить зубы, и когда едете на машине, и когда ложитесь спать — чем бы вы ни занимались, во всем вы увидите биологию». И он был прав. До начала наших занятий мы не видели связи различных явлений с биологией, но после его занятий мы на самом деле видели биологию во всем.
#00:10:35#
И теистическая, богоцентрическая культура подобна этому. До того, как человек обретает связь с настоящим преданным Кришны, он не видит Кришны где бы то ни было. Но, соприкасаясь с преданным, человек начинает видеть святые признаки Божественного во всем. Но постижение этого — это вопрос служения и преданности.
#00:11:21#
ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[4]
Главная гуру-мантра говорит об обретении нового взгляда на вещи — чтобы научиться смотреть на все глазами Гуру.
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
[1] Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам / адвайам брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).
[2] Господь Кришна говорит Своему другу Арджуне: «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца! Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке!» (Бхагавад-гита, 7.8).
[3] Йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о том, из кого исходит все сущее, в ком пребывает все сущее и в ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)» («Таиттирия-упанишад», 3.1.1).
[4] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».