«Звук флейты Кришны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Звук флейты Кришны

(Навадвипа Дхама, Индия)


…Природа такова. Пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы ушли от Кришны. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются повсюду, но когда Кришна начинает играть на флейте, они собираются вместе благодаря этому звуку. Этот звук направляет все и всех, и он помогает нам обнаружить нашу обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубокий смысл гаятри. Все должно иметь связь с высшей сферой. У нас должна быть связь с высшим, с центром всего. Все сущее, так или иначе, имеет связь с высшим миром. Поэтому все, в большей или меньшей степени, стремится подвести нас к тому истинному миру. И это — сварупа-шакти, внутренний поток. А внешний поток — это майя, иллюзия, заблуждение. Майя пытается направлять нас к местническим, провинциальным, эгоистическим интересам. Это внешний поток. Она пытается сосредоточить нас на осуществлении корыстных, отдаленных интересов, малых или больших. Но высший поток, внутренний поток всегда направляет нас к центру.

#00:02:10#

В Бхагавад-гите говорится, что солнце само по себе не может ничего показать нам, потому что все нам показывает душа. Именно душа помогает нам чувствовать, ощущать, а не солнце. Если бы не было души, то даже тот, кто породил солнце, тоже не мог бы никому ничего показать. Только душа нам действительно дает видение, а не солнце.

#00:02:36#

…кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣…[1]

Мы думаем, что, когда взойдет солнце, мы сможем все увидеть благодаря его свету, но в действительности это атма — именно она показывает нам все. Не только с помощью глаз мы можем все воспринимать, но также через обоняние, через слух. Потому что в центре всего атма. Все исходит от нее. Представление об окружающем нас мире мы можем получить только благодаря атме, а не солнцу. Солнце занимает относительное положение, и мы можем использовать солнце в качестве аналогии. Свет олицетворяет собой знание и аналогия света используется во многих местах, чтобы показать, какими качествами обладает дух, душа. Это выразительная, яркая аналогия. Точно так же, как свет экспрессивен, ярок, так и душа экспрессивна, красива.

#00:03:45#

Итак, для того, чтобы понять положение души, субъект, то есть главное знание, — посредником для нас в этом выступает свет. Как свет показывает нам все вокруг, точно так же и душа показывает нам все. И кто может понять, что все эти концепции, идеи являются функцией души, тот видит, что свет не может дать нам все. Он только освещает форму, дает образ. Но есть также прикосновение, звук — все это свет дать не может, как не может он дать почувствовать запахи. Таким образом, свет может помочь нашему пониманию в какой-то степени, но на самом деле это душа, находясь в центре всего, дает нам полное понимание. Осязание, обоняние, слух, зрение — этими функциями управляют ум, разум и душа. Поэтому в «Бхагаватам» говорится, что облако покрывает луну — дается такая аналогия. С помощью света луны нам видно это облако, но саму луну мы не видим, поскольку облако закрыло собой луну. Точно так же наша ментальная система, наш ум, наше представление о мире покрыло видящего, то есть душу. Все, что мы воспринимаем, приходит к нам благодаря свету души. И все это — аханкара, наша индивидуальная ментальная система, покрыла нашу душу. Но мы можем воспринять все это с помощью света самой души. Облако покрывает солнце, но само облако видно с помощью солнечного света. Однако само солнце покрыто облаком. Мы не можем его видеть — таково положение.

#00:06:14#

Вопрос: Савитур также означает «Кришна»?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это дживаДживатмаСавитур-варен̣йам. И дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасйа бхарго. Она — энергия Кришны. Она принадлежит Ему. А что означает дева? Господь. Игривый и прекрасный. Дева, Господь, прекрасен и игрив. А бхарго, Его энергия, сварупа-шакти — это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур варен̣йамДжива должна поклоняться Их обители. И владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно красив. И Он даст нам еще больше силы служить Ему.

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле» (Бхагавад-гита, 13.34).




←  «Предостережение против заблуждений». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия. «Мгновения Прекрасной Реальности»1.3 ·• Архив новостей •· «Картика» (часть 4). Садху Прия Прабху. 3 октября 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург  →


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Звук флейты Кришны

(Навадвипа Дхама, Индия)


…Природа такова. Пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы ушли от Кришны. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются повсюду, но когда Кришна начинает играть на флейте, они собираются вместе благодаря этому звуку. Этот звук направляет все и всех, и он помогает нам обнаружить нашу обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубокий смысл гаятри. Все должно иметь связь с высшей сферой. У нас должна быть связь с высшим, с центром всего. Все сущее, так или иначе, имеет связь с высшим миром. Поэтому все, в большей или меньшей степени, стремится подвести нас к тому истинному миру. И это — сварупа-шакти, внутренний поток. А внешний поток — это майя, иллюзия, заблуждение. Майя пытается направлять нас к местническим, провинциальным, эгоистическим интересам. Это внешний поток. Она пытается сосредоточить нас на осуществлении корыстных, отдаленных интересов, малых или больших. Но высший поток, внутренний поток всегда направляет нас к центру.

#00:02:10#

В Бхагавад-гите говорится, что солнце само по себе не может ничего показать нам, потому что все нам показывает душа. Именно душа помогает нам чувствовать, ощущать, а не солнце. Если бы не было души, то даже тот, кто породил солнце, тоже не мог бы никому ничего показать. Только душа нам действительно дает видение, а не солнце.

#00:02:36#

…кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣…[1]

Мы думаем, что, когда взойдет солнце, мы сможем все увидеть благодаря его свету, но в действительности это атма — именно она показывает нам все. Не только с помощью глаз мы можем все воспринимать, но также через обоняние, через слух. Потому что в центре всего атма. Все исходит от нее. Представление об окружающем нас мире мы можем получить только благодаря атме, а не солнцу. Солнце занимает относительное положение, и мы можем использовать солнце в качестве аналогии. Свет олицетворяет собой знание и аналогия света используется во многих местах, чтобы показать, какими качествами обладает дух, душа. Это выразительная, яркая аналогия. Точно так же, как свет экспрессивен, ярок, так и душа экспрессивна, красива.

#00:03:45#

Итак, для того, чтобы понять положение души, субъект, то есть главное знание, — посредником для нас в этом выступает свет. Как свет показывает нам все вокруг, точно так же и душа показывает нам все. И кто может понять, что все эти концепции, идеи являются функцией души, тот видит, что свет не может дать нам все. Он только освещает форму, дает образ. Но есть также прикосновение, звук — все это свет дать не может, как не может он дать почувствовать запахи. Таким образом, свет может помочь нашему пониманию в какой-то степени, но на самом деле это душа, находясь в центре всего, дает нам полное понимание. Осязание, обоняние, слух, зрение — этими функциями управляют ум, разум и душа. Поэтому в «Бхагаватам» говорится, что облако покрывает луну — дается такая аналогия. С помощью света луны нам видно это облако, но саму луну мы не видим, поскольку облако закрыло собой луну. Точно так же наша ментальная система, наш ум, наше представление о мире покрыло видящего, то есть душу. Все, что мы воспринимаем, приходит к нам благодаря свету души. И все это — аханкара, наша индивидуальная ментальная система, покрыла нашу душу. Но мы можем воспринять все это с помощью света самой души. Облако покрывает солнце, но само облако видно с помощью солнечного света. Однако само солнце покрыто облаком. Мы не можем его видеть — таково положение.

#00:06:14#

Вопрос: Савитур также означает «Кришна»?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это дживаДживатмаСавитур-варен̣йам. И дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасйа бхарго. Она — энергия Кришны. Она принадлежит Ему. А что означает дева? Господь. Игривый и прекрасный. Дева, Господь, прекрасен и игрив. А бхарго, Его энергия, сварупа-шакти — это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур варен̣йамДжива должна поклоняться Их обители. И владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно красив. И Он даст нам еще больше силы служить Ему.

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле» (Бхагавад-гита, 13.34).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования